Ренессанс, в свою очередь, стал эпохой повышения роли индивидуальной свободы, что, в свою очередь, привело к формированию новых манипулятивных стратегий, основанных на принципах
антропоцентризма и гуманизма.
Антропоцентризм является отражением одной из главных тенденций в развитии отечественной школы рекреационной географии.
Также в четвёртой главе я рассмотрю принципиально важные для дискуссии об антропоцене вопросы критики
антропоцентризма, активности человека и природных факторов.
Мы наблюдаем многомерный процесс разрушения прежних философских оснований
антропоцентризма.
Гуманистический
антропоцентризм, признававший главной движущей силой истории человеческий разум, объективно должен был способствовать утрате религией её былой роли в жизни общества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цезурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Несмотря на свою явную субъективность и идеалистичность, именно
антропоцентризм стал базисом сугубых материалистов…
Христианский
антропоцентризм, абсолютизирующий положение человека в мироздании, привёл его к космическому одиночеству и агрессии по отношению к окружающей среде.
Закон
антропоцентризма гласит, что мы, люди, склонны воображать себе биологический мир, заполненный видами, похожими на нас, – то есть обладающими глазами, мозгом, позвоночником.
На книгах по истории XIX века виден отпечаток
антропоцентризма, западного гуманизма, давшего бурные побеги на почве западного протестантизма.
Принцип
антропоцентризма реализован, в частности, в идеологии либерализма, защищающего интересы отдельного индивида от посягательств общества.
– Пожалуйста, продолжайте всё так же неколебимо следовать праведному пути
антропоцентризма.
Идеи
антропоцентризма эгоистичны и вредят человечеству глобально и на личном уровне, создавая ощущение избранности – не только видовой, но и персональной.
Несостоятельность позиции
антропоцентризма давно доказана.
В науке современного мира гуманистический
антропоцентризм проявляется в различных областях и направлениях.
Значит, современная пастораль – это форма
антропоцентризма, контрапунктом которой становится псевдопастораль.
В качестве критики гуманистического
антропоцентризма выступают многие мыслители и философы, которые указывают на то, что слишком большое внимание, уделяемое индивидуальным интересам, может привести к забвению общественных потребностей и целей.
Хотя гуманистический
антропоцентризм может иметь некоторые недостатки, он всё же позволяет увидеть человека как обладающего уникальными способностями к саморазвитию и самоопределению, что может привести к улучшению качества жизни в целом.
Выхода за рамки
антропоцентризма нам до сих пор ни разу ещё нигде не довелось наблюдать – даже в научно-фантастической литературе, не скованной предрассудками, ведь она вещь развлекательная, и авторов за их вымыслы на костёр не отправляют.
Целый ряд моих пациентов страдает проблемой, называемой в психологии и философии проблемой
антропоцентризма.
Теоцентризм уступил место
антропоцентризму.
В эпоху новейшего времени гуманистический
антропоцентризм нашёл отражение в многочисленных сферах человеческой деятельности.
Именно
антропоцентризм позволяет говорить об антропологической парадигме исследования, идеализации публично-правовой активности граждан.
Вся наша беда – в том, что мы застряли в глупой и примитивной парадигме
антропоцентризма и самовозвеличения, и никак не удаётся никого заставить выглянуть за пределы этой норки.
Антропоцентризм общечеловеческих ценностей основан на единстве значимых свойств человеческого существования – универсальных сущностей, не зависим от конкретных социально-культурных обстоятельств, и имеет характер социально-исторический.
Светской идеологии научного
антропоцентризма противостоит религиозный богоцентризм.
Действительно, ещё совсем недавно понятие гуманизма было неразрывно связано с понятием
антропоцентризма.
Не здесь ли кроются зачатки современного
антропоцентризма, в способности увидеть себя в деталях окружающего мира?
Оставив за скобками обвинения «космистов» некоторыми представителями учёного сообщества в несостоятельности данного учения, в утопизме идей и склонности к оккультизму, – можно, тем не менее, назвать учение о ноосфере предвестником перехода от концепции
антропоцентризма к «экоцентризму» и «экологическому сознанию».
Учение гуманистического
антропоцентризма имеет прочную связь с гуманистической психологией, которая утверждает, что человек должен занимать центральное место как в обществе, так и в психотерапии.
В социальной и политической сферах гуманистический
антропоцентризм выражается в признании равенства всех людей независимо от их расы, пола, национальности, религии и социального статуса.
Это условия «выхода за пределы
антропоцентризма».
Лично я считаю это проявлением философского
антропоцентризма, и это служит одной из причин того, что я не кантианец.
По его убеждению, в этом раздвоении и установке на внешнее бессознательно сказался всеокрашивающий
антропоцентризм античного элемента, подчинявший «небо» «земле» и безуспешно пытавшийся воплотить «христианскую истину» в знакомых исторических формах (юридических, политических, государственных).
Сущность
антропоцентризма настолько же легко понять с позиции психологии (что-то вроде нарциссизма, свойственного целому виду), насколько трудно принять с позиции рационального мышления.
Антропоцентризм начинает восприниматься как субъективная форма видения человеком самого себя.
Античный период развития европейской философии завершается, в конце концов, идеей об исключенности человека из общего хода вещей, особости его существования, что и закладывает основы
антропоцентризма дальнейшего развития европейской мысли.
Особенно жалею я о том, что издательские затруднения вынуждают меня выпустить данную первую часть моего труда без завершающей всю работу второй части, хотя они составляют единое целое и первая подготовляет почву для второй: в этой последней части, озаглавленной «Философия человека», я изложил в основных чертах моё философское мировоззрение: на основе конкретного понимания субъекта и объекта я строю теорию монистического идеал-реализма и творческого
антропоцентризма, совершенно свободную от трансцендентных моментов, – теорию творчества сущности, которая с моей точки зрения, удачно решает и проблему смысла.
Словом, гуманистический
антропоцентризм содержал в себе признание самостоятельной и творческой роли человека в осуществлении своего предназначения на земле.
О чём говорит климатический
антропоцентризм?
Здесь, действительно, заподозрить
антропоцентризм просто невозможно.
Вместо прежнего засилья научного
антропоцентризма теперь входит в моду религиозный богоцентризм.
На протяжении последнего тысячелетия под явным или не явным влиянием
антропоцентризма и богоцентризма люди активно и даже агрессивно занимались использованием и разрушением земной природной среды.
Причина неудач в социальном преобразовании общества – неадекватность концепции процессам объективной реальности по причине фрагментарности восприятия окружающего мира (материализм), но самое главное – неразработанность проблемы человека и, как следствие, позиция исторического
антропоцентризма.
Наверняка это связано с окружающим нас фоном
антропоцентризма, с очеловечиванием всего вокруг – с переносом свойств и желаний человека на окружающую среду.
– По этой логике можно ввести представление о следующем цикле, который окажется симметричным средневековью по новому акценту на контр-антропоцентризме и будет отвечать на вызов негатива
антропоцентризма модерна.
Итогом наших рассуждений может быть гипотеза о том, что измеряемое ценностное самоопределение может служить одним из критериев уровня распространённости идей социального
антропоцентризма в современном обществе.
В этом смысле футураструктурологический
антропоцентризм исключает национальный ценностный аспект, а потому он космополитичен.
Литературный
антропоцентризм выступает как основополагающий принцип теоретической конструкции, образующей центральное ядро литературно-читательского процесса, без которого чтение утрачивает смысл.
Вместе с тем их роль в утверждении идей футураструктурологического
антропоцентризма должна быть подчинена действию постулатов и следствий из них.
Эта система антропоцентрична в отношении каждого индивидуума, ибо она не ограничена извне ничем, кроме постулатов футураструктурологии, защищающих интересы людей с другими воззрениями, что также является проявлением
антропоцентризма.