Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика

Евгений Дергунов

Книга «Как жить, действовать, побеждать?» предназначена для массового читателя, она имеет и познавательный, и практический характер. В частности, автор выражает надежду, что его соотечественники и современники станут практическими участниками общественного движения «Защиты жизни и развития антикризисной деятельности».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Что знает человекознание?

«Как жить человеку?» — вопрос трудный и не простой, но очень важный и нужный. И надо уметь отвечать на него и принимать необходимые решения и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Это только кажется, что достаточно выбрать себе профессию, получить соответствующее образование, разработать перспективную жизненную стратегию и дальше все пойдет само собой.

Ничего подобного, жизнь — это постоянная борьба с собственными недостатками и внешними соблазнами вроде легких денег или тяжелых наркотиков. Годы жизни бегут незаметно и натыкаешься то на странный и непредсказуемый кризис среднего возраста, то на ожидаемую, но трудно преодолимую депрессию старшего возраста. Часто бывает, что человек удачно выбрал профессию, добился профессиональных успехов в зрелости, а к старости оказался не готов. И возникает ощущение полной растерянности и не готовности перестраивать свою жизнь по новым правилам и новым возможностям. И получается, что человек уже не чувствует себя человеком и начинает думать о наиболее легких способах добровольного ухода из жизни.

А почему это происходит? Да потому, что в молодости и зрелости не удосужился о всей целостной жизни задуматься, о задачах и целях текущих и преходящих и задачах и целях высших и возрасту не подвластных. О том, что для развития физического есть понятные возрастные ограничения, а для развития духовного принципиальных ограничений нет. И нет никаких запретов, чтобы вместо деятельности трудовой и профессиональной перейти к деятельности общественной или заняться воспитанием внуков и внучек.

Какие следуют выводы? А выводы такие, что надо не только профессиональные знания получать, но и знания для всей будущей жизни. И надеяться надо не на школьных или институтских учителей, а на личное самообразование. Потому что ни школа, ни институт полноценными знаниями о жизни своих учеников не обеспечивают.

Правда, кроме школ и институтов, есть еще церкви и мечети. Церковные служители христианства и ислама всегда претендовали на роль учителей жизни. А в религиозных учениях содержится масса знаний и предписаний о том, как человеку жить, думать и действовать. А кроме того, свои предписания христианство и ислам укрепляет силой и авторитетом всемогущего Бога. В результате в двадцать первом веке на фоне ослабления авторитета науки религия занимает все более высокое положение во всех развитых и неразвитых странах мира.

В России наглядным подтверждением этого процесса является введение с 2012 года во всех государственных школах нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Впрочем, помимо этого у современной школы есть другие и более крупные проблемы.

Какие знания дает школа и образование?

Чему учит своих учеников наша обычная общеобразовательная школа? А учит она, в основном, очень далеким от практической жизни учебным предметам в виде математики, физики, химии. Именно на эти предметы естественно-математического цикла выделяется значительная часть всего школьного обучения. Вероятно, очень умные специалисты из Академии образования считают, что после школы молодые люди будут озабочены, в основном, проблемами развития отношений с математикой, физикой и химией. Хочу спросить у вас, уважаемые современники, кому в реальной жизни пригодились знания по дифференциальным уравнениям или химическим формулам?

К сожалению, учебный предмет о человеческой жизни в наших школах и институтах отсутствует. Правда входит учебный предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности». Получается явное нарушение простой логики и последовательности обучения — безопасность жизни в учебных заведениях изучается, а теоретические основы самой жизни — упускаются.

Представьте, что для подготовки водителей транспортных средств изучается только безопасность движения по дорогам. А теория с основами устройства автомобиля и методами вождения транспортных средств — упускается. Понятно, что в результате будут выпускаться весьма ущербные водители, которым придется в процессе практической работы наверстывать упущенное.

Хорошо, не доросло еще наше образование до изучения теории жизни. Так хотя бы до изучения комплекса наук о человеке оно доросло или нет? К сожалению, тоже пока не доросло. Хотя о желательности введения единого учебного предмета под названием «Человекознание» заявляют и наши ученые, и философы, и даже некоторые специалисты Российской академии образования.

Наш известный российской педагог В. А. Сухомлинский еще в советское время ставил вопрос о гуманизации образования, о сокращении предметов естественно-математического цикла и увеличении учебных предметов гуманитарного направления. Он считал, что в каждом школьнике надо пробуждать, в первую очередь, интерес к познанию человека. (Список литературы и источников №9-1-6).

Некоторые известные российские психологи не только активно поддерживают идею введения в курс средней школы «человекознания», но и предлагают для этого свои книги и учебные пособия. Например, сибирский ученый и психолог А. А. Востриков разработал подробную учебную программу по изучению «человекознания» и издал в 2000 году учебное пособие для школьников под названием «Практическое человекознание». (Список литературы и источников №9-1-5).

В настоящее время российское Министерство науки и образования пытается провести радикальную школьную реформу и минимизировать количество обязательных учебных предметов. В середине 2010 года группой специалистов Российской академии образования во главе с директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым был подготовлен проект сокращения обязательных предметов для изучения в старших классах средней школы.

В частности, предлагалось в качестве обязательного минимума оставить физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности, историко-обществоведческий предмет «Россия в мире», а также новый учебный предмет «Создание индивидуального проекта». Остальные предметы предлагалось объединять в группы свободного выбора в зависимости от гуманитарных, технических или коммерческих предпочтений самих старшеклассников. Однако, в таком радикальном виде реформа была остановлена. Не готова к этому основная часть российского общества.

Школа и образование идут к человеку

Говоря о системе образования и школьного образования, нельзя не отметить и положительных, с моей точки зрения явлений. Я сам долгое время преподавал в школе историю и обществоведение и знаю, как трудно даются радикальные изменения и ученикам, и учителям, и родителям. Одна только проблема обеспечения учеников учебниками способна надолго затормозить ход любой радикальной реформы.

Тем не менее, положительные явления и изменения в лучшую сторону мне хорошо заметны. Например, раньше в начальных классах изучался предмет «Природоведение», а теперь во всех школах и даже детских садах дети и школьники изучают «Окружающий мир». И в этот новый комплексный и интегральный учебный курс входят знания о человеке.

Я не зря употребил так любимое мною словосочетание «интегральный курс». Потому что речь идет о действительно полном и интегральном отражении всего окружающего нас мира в виде главных частей: «природы», «общества» и «человека». А именно эти три главных части составляют основу нового предмета «Окружающий мир». А значит, с самого младшего возраста у наших молодых людей будет формироваться основа для полноценного интегрального мировоззрения. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему формированию так нужных любому человеку духовных ценностей, включая жизненные принципы, убеждения, идеалы, верования.

А что есть для старшеклассников? А для них есть продолжение изучаемого с 6 класса традиционного курса «Обществознание». Значительная часть этого курса посвящена «человекознанию». И сам традиционный предмет получил новый подзаголовок «Человек и общество». Какие знания здесь даются о человеке?

А знания даются разнообразные и достаточно доступные для понимания старшеклассниками. Человек в этих знаниях предстает в качестве части космического природного мира и части общества. А общество определяется в качестве

«обособившейся от природы, но тесно связанной с ней части материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.»

(Список литературы и источников №9-3-4)

Меня лично смущает слишком материалистическая трактовка человека и общества. При этом упускается то, что целостный человек является частью целостного мира, который объединяет и интегрирует мир материальный, мир энергетический и мир информационный. Однако не может не радовать, что в обновленном варианте курса «Человек и общество» отражены главные части духовного мира человека и отдельные духовные проблемы, с которыми сталкивается любой современный человек.

«Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива».

(Список литературы и источников №9-3-4)

Я помню, как в советской школе на уроках вынужден был обманывать детей и говорить, что наш советский человек глубоко предан идеалам марксизма-ленинизма и строит свое поведение строго по правилам морального Кодекса строителей коммунизма. А потом дополнял свой обман широко известными в диссидентском движении стихами о том, что наш советский человек «чист, как чекист и кристален, как Сталин». И понятно, что мое преподавательское свободомыслие до чекистов дошло и меня на всю оставшуюся жизнь лишили права преподавания в учебных заведениях на всей обширной территории Союза Советских Социалистических Республик.

Впрочем, следует вернуться к настоящему и отметить, что современных школьников взрослые преподаватели уже не обманывают. Точнее, обманывают в гораздо меньших масштабах. В частности, вместо сказок коммунистических рассказывают сказки религиозные. Вместо прежнего засилья научного антропоцентризма теперь входит в моду религиозный богоцентризм.

От антропоцентризма к природоцентризму

В силу естественного человеческого эгоизма и исторической слабости духовного познавательного процесса в современных светских знаниях и во всей рациональной духовной культуре доминирует идея уникальности человека и преобладает идеология антропоцентризма.

Согласно этой идеологии человек является высшим существом изо всех живых существ и всего, что существует во вселенной. А раз так, то этому высшему существу позволительно использовать в своих эгоистических и потребительских целях любые существа и объекты внешней среды. У людей возникает желание господства над миром, дополняемое иллюзией полной вседозволенности. Вспомним известный лозунг воинственных антропцентристов двадцатого века «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их — наша задача!».

Светской идеологии научного антропоцентризма противостоит религиозный богоцентризм. В любой развитой теистической религии существует центральная идея о том, что высшим и абсолютным существом в мире является Бог. Именно этот существующий вне Природы таинственный субъект является творцом и распорядителем всего существующего во вселенной, включая человека и все человечество. Все помыслы и действия людей должны исходить из того угодны эти помыслы и действия Богу или не угодны. К сожалению, мера этой угодности определяется не по реальным результатам человеческой жизни, а по соответствию мыслей и поступков людей давно отжившим свой век архаическим религиозным догматам христианства и ислама.

Как ни странно, но идеология богоцентризма в христианстве и исламе вполне уживается с антиприродным и потребительским антропоцентризмом. Из священного текста Библии следует, что божественный Творец именно человека создал по своему образу и подобию и назначил землю в качестве места временной жизни. А значит, именно человеку надлежит выполнять все руководящие и господствующие функции на земле.

В священной книге мусульман — «Коране» — в суре «Аль-джасийа» сказано:

«Аллах подчинил вам на пользу все яркие звезды, планеты в небесах, и все, что на земле: растения, животных, плодородие, воду, огонь, воздух и пустыни. Все это исходит от Всевышнего, чтобы удовлетворить ваши жизненные потребности».

(Список литературы и источников №9-8-2 стр. 726—727)

Главная задача ислама и христианства связана с регулированием отношений человека с Богом. Одновременно даются очень подробные предписания по поводу межчеловеческих отношений, дается широкий комплекс нравственных правил. А вот никаких подробных указаний и правил по поводу отношений с природой в исламе и христианстве нет. Более того, в христианстве содержится наиболее последовательная антиматериальная, антиприродная и антиземная идеология. Здесь природа — это чуждая и далекая от божественного мира сфера, которая только способствует усилению антибожественных греховных побуждений и действий людей.

Вот, что сказано в «Библии» во «Втором соборном послании святого апостола Петра» по поводу грешников и прочих неверующих в Христа:

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.»

(Список литературы и источников №9-8-1 стр.1216)

Отсюда следует закономерный вывод о том, что ни библейскому Богу, ни верующему христианину особенно беспокоиться по поводу состояния земной природной среды нечего. Есть другой нематериальный и неземной божественный мир, куда будут переселяться после смерти души настоящих христианских праведников. А реальная материальная земля еще после первичного грехопадения была библейским Богом проклята.

На протяжении последнего тысячелетия под явным или не явным влиянием антропоцентризма и богоцентризма люди активно и даже агрессивно занимались использованием и разрушением земной природной среды. И только в середине двадцатого века наступило некоторое «отрезвление». Было заявлено об экологической проблематике и об опасности нанесения вреда матери-земле, которая человека поит и кормит. И для спасения отравленных рек и уничтоженных плодородных земель нужны вовсе не молитвы, а реальные действия и восстановительные работы.

Хочу подчеркнуть, что пока существующая в науке экологическая теория и проникающая во все сферы духовной культуры экологическая идеология говорит лишь о более умеренном и скромном использовании окружающей человека земной среды. Однако, наиболее радикальной идеологической реформой всей духовной культуры будет переход к ПРИРОДОЦЕНТРИЗМУ, который первичные причины и конечные цели деятельности людей связывает с Природой.

В принципе, речь должна идти не о чем-то принципиально новом, а о возрождении философии и идеологии китайского даосизма и философских идей античных натурфилософов. Уже в китайском даосизме ясно и понятно были сформулированы духовные принципы взаимоотношений человека и божественной Природы. Древние даосы учили, что человек не высшее, а низшее звено в природной иерархии, он подчинен законом земли, земля подчинена законам неба, а небо управляется божественным ДАО, в котором отражается концентрированная сущность Природы.

С моей точки зрения в настоящее время возможно и необходимо переход к общечеловеческой философии и идеологии мистического религиозного ПРИРОДОЦЕНТРИЗМА, философии и идеологии сближения Бога и Природы. А из этого следует, что мысли и действия современных людей должны исходить из законов и требований божественной Природы. А значит, людям надлежит заниматься выполнением не только внутренних эгоистических и потребительских задач, но и внешних задач служения Природе. В частности, важнейшей великой миссией человека является поддержание мира, порядка и гармонии на земле и ближайшем околоземном космическом пространстве.

Природный интегральный человек

Наш российский ученый В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетарное явление» писал:

«Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом.»

(Список литературы и источников №9-5-3)

Человек — это природное живое существо, близкое и единое со всеми живыми существами и обитателями земли. Для всех земных живых объектов характерно внутреннее строение на основе углеродо-водородных соединений, определенное реагирование на внешние воздействия, приспособление к меняющимся внешним условиям.

Человек принадлежит не только земной, но и всей космической природе, для которой характерны материальные, энергетические, информационные процессы, а также наличие и функционирование иерархических систем взаимосвязи и управления низших систем высшими.

Как все или многие природные объекты и системы человек объединяет и интегрирует две основные части: материальную в форме тела и информационную в форме психики и сознания. Наличие информации не только в мире человека, но и в природном мире сейчас у большинства современных людей не вызывает возражений.

А вот раньше близким к понятию информация была духовность, которая связывалась с существующим вне человека духом, а дух имел высшую форму в виде святого духа и являлся по сути проявлением Бога. Поэтому вся духовность толковалась в качестве чисто религиозного свойства.

Хочу сразу отметить, что я использую слово и понятие «духовность» в самом широком смысле в качестве дополнения и противопоставления к слову и понятию «материальность». Для меня материальность связана с веществом и всеми объектамии внешнего окружающего нас мира, имеющими массу и атомарно-молекулярную структуру. А духовность связана с противоположной по свойствам информацией, которая существует и функционирует в природе, психике человека, технических компьютерных устройствах.

Если рассматривать внутреннюю структуру человека, то здесь можно выделить физическую материальную часть, биологическую часть, нервно-психическую часть, или систему, духовную интеллектуальную и мистическую систему. Эти части тесно взаимосвязаны и образуют единую целостную интегральную систему под названием «ЧЕЛОВЕК».

Однако, интегральный многообразный человек не только сам обладает внутренней структурой, но и является частью внешней структуры и системы. В частности, он входит в качестве составной части в систему общественной жизни и жизни мирового сообщества. Принадлежность к двум системам и даже двум мирам порождает противоречие между индивидуализмом и коллективизмом, личными желаниями и общественными обязанностями.

Человек индивидуальный

и человек общественный

Человек изначально не автономное индивидуальное существо, а семейное, групповое и общественное. Он во многом подобен коллективным сообществам живой природы — муравьям, рыбам, птицам, обезьянам, слонам. При этом, человек — не универсальное двуполое существо¸ способное к самостоятельному размножению. Уже отсюда следует, что человек никак не может существовать в единственном экземпляре вне связи с другими людьми.

В принципе, можно представить, что мы решили создать новую цивилизацию индивидуалистов и разбрелись поодиночке по еще свободным в районах вечной мерзлоты земным территориям. Построили себе индивидуальные утепленные землянки и предались духовному совершенствованию, поддерживая материальное существование за счет охоты и рыболовства. Но как при этом делать детей, как в одиночку бороться с болезнями, дикими животными и стихийными бедствиями? Короче, дело это просто глупое и создать новую цивилизацию из одних индивидуалистов никому не удастся.

Поэтому идти надо в направлении максимального использования коллективных и общественных форм жизни людей. Именно такие формы помогают людям выживать и развиваться за счет объединения с другими людьми для совместной трудовой деятельности, для производства необходимых продуктов потребления, для обмена этими продуктами и оказания взаимных услуг.

Я считаю, что в современной общественной и духовной культуре, особенно в западноевропейском варианте, существует проблема и даже болезнь — преобладание индивидуализма, антиколлективизма и негативного отношения к вхождению в общественные объединения, в процессы общественной и международной интеграции. Наиболее ярко болезнь крайнего индивидуализма проявляется в образе жизни и поведении анархистов и современных антиглобалистов.

Однако нельзя рисовать индивидуализм только черными красками. Например, очень часто творческие люди, ученые, изобретатели, реформаторы попадают в ситуации противостояния с коллективом и обществом. Им приходится выступать против сложившихся и устоявшихся взглядов в науке, технике, обществоведении. Но, в конце концов, новые истинные идеи и полезные реформы пробивают себе дорогу и находят признание в обществе. Таким образом, торжествует не индивидуализм, а единение с обществом.

Вообще, путь коллективизации и социальной интеграции лежит через совместный коллективный труд, создание общественно-полезных товаров и услуг и совместное потребление этих товаров и услуг. В настоящее время появился еще один перспективный путь преодоления индивидуализма и отчуждения человека от человечества — это развитие информационно-компьютерной техники и средств общения и взаимодействия людей.

По сути, мы имеем дело с переходом нашей культуры в эпоху духовно-информационной цивилизации. В ней крайне важными жизненными ценностями становятся не только деньги или продукты питания. Важными жизненными ценностями становится информация, информационные контакты людей. При этом, в этой новой сфере каждый человек может в полной мере выступать не только в качестве потребителя, но и производителя информационных ценностей. А как известно, информация в отличие от пельменей или бананов способна одновременно потребляться многими людьми, способна побуждать людей к действию. Сейчас даже экономические реформы и политические революции осуществляются при непременном участии свободной информационной сети Интернет.

Проблему ограничения индивидуализма и усиления социальной интеграции нельзя решить без определенных изменений политико-экономического устройства государств и мировой международной системы в целом. Такие изменения уже происходят и будут происходить. Без усиления процессов международной интеграции мы просто не справимся с общими и международными экологическими, продовольственными, энергетическими, политическими, национальными, религиозными проблемами и кризисами.

Современный человек уже не в состоянии жить без все более крепнущих связей с международным сообществом и человечеством в целом. В конце концов, именно в передаче эстафеты жизни от человека к обществу, от общества к человечеству заключается процесс обеспечения устойчивости всей общечеловеческой системы и обеспечения долголетия или даже бессмертия всего человечества.

Однако, на пути интеграции и глобализации людей лежит сложнейшая проблема перехода от относительно самостоятельного существования национальных обществ и государств к образованию единого наднационального и надгосударственного пространства. Эта проблема близка к наблюдавшемуся в древней истории процессу перехода от самостоятельных племен к межплеменным союзам.

Я считаю крайне полезным возвращаться к истокам формирования духовного мира людей и одновременно к истокам формирования общественных объединений людей. В частности, определенным образцом в жизни наших древних предков может считаться равенство людей в первичных племенных объединениях, справедливое распределение предметов потребления, гармония в отношениях с Природой.

Как наши предки выживали, трудились и творили?

Как известно, жили наши древние предки очень скромно и просто, на легковых автомобилях не разъезжали, продовольственные магазины не посещали, добывали еду путем охоты и собирания готовых плодов растений. Защищались от острых зубов и клыков хищных зверей с помощью деревянных палок и камней. Некоторые наиболее умные и творческие предки брали острые камни, привязывали к крепким палкам и тогда получались настоящие каменные топоры. Наличие таких средств охоты и обороны служит основанием для историков и культурологов говорить о культуре «каменного века».

Что отделяло первобытных людей от окружающих диких зверей? Не будем вдаваться в проблемы различий психики и характеристики разумности. Прежде всего, различие заключалось в использовании для жизни и деятельности простых или специально обработанных материальных предметов — деревянных или каменных Второе отличие — это использование групповых коллективных форм деятельности по определенным методам и под руководством своих лидеров. Человек — это не тигр и не крокодил, он не имел мощных естественных средств нападения и защиты, поэтому выжить в одиночку не мог.

Сейчас по многим каналам цифрового телевидения принято показывать передачи о животных. Меня поражает и огорчает поведение мощных рогатых быков в сражении с наглыми и не столь мощными тиграми. На глазах у своих рядом стоящих сородичей тигры бросаются на одного из быков и перегрызают своей жертве горло. Братья и сестры истекающего кровью быка смотрят на происходящее тупыми глазами и только шевелят тупыми челюстями, пережевывая вегетарианскую травку. Почему они не могут обозлиться и забодать и затоптать агрессоров? Неужели природное предназначение этих красивых великанов служить легкой пищей для наглых хищников и попадать в консервные банки с надписью — «говядина»?

А вот люди смогли выстоять в суровой командной коллективной борьбе с самыми агрессивными дикими зверями. И не только выстоять, но и превратить этих зверей в покорных дрессированных кошек для цирковых выступлений. Выходит, что пользоваться природными мозгами и коллективными формами деятельности люди научились гораздо лучше других зверей.

Стоит упомянуть о третьем и существенном отличии. Без этого существенного отличия люди не стали бы людьми. А вы, уважаемые читатели, ничего не узнали бы о содержании настоящей книги. Теперь понятно, что третье главное отличие людей и зверей заключается в освоении и использовании средства межличностных коммуникаций и информационной деятельности — ЯЗЫКА.

В настоящее время ученым антропологам известны около ста «диких племен», которые продолжают жить в «дикой» природе в условиях очень далеких от современной человеческой цивилизации. Одно из таких племен проживает в отдаленных лесах Бразилии, насчитывает несколько тысяч человек, носит название — «синта ларги». (Список литературы и источников №9-1-5).

Занимаются бразильские дикари охотой и примитивным земледелием. Когда все звери на окружающей территории съедены, а земля истощена, «синта ларги» перекочевывают на другое место. Из-за кочевого образа жизни они не строят долговременных деревянных домов, не имеют постоянных святилищ или кладбищ, не поклоняются костям похороненных предков. К смерти отношение простое, старые или тяжело больные люди сами отползают подальше от жилых хижин и в одиночестве умирают. А потом живые родственники забрасывают их трупы ветвями, если до этого они не стали кормом для хищников.

Язык людей племени «синта ларги» очень примитивный. В нем нет слов для обозначения оттенков цветов, нет числительных больше единицы, поэтому считать они не умеют, но по этому поводу вовсе не огорчаются. А вот главные огорчения им несут нежелательные контакты с цивилизацией, посещения антропологов или чиновников из Департамента по делам индейцев. Дело в том, что даже у физически сильных дикарей очень слабый иммунитет по отношению к инфекциям, которые для цивилизованных людей не страшны.

Что в целом интересно сказать по поводу наших далеких предков? Что их жизнь является составной частью окружающей природной среды. Эта ближайшая природа их принимает, кормит и быстро наказывает. Стоит им в текущем месяце предаться излишествам и съесть молодняк зверей или птиц, то в следующем месяце придется голодать. В результате подобных причин у диких людей действовала традиция поддерживать гармонические отношения с природой, заботиться о сохранении растений, деревьев, птиц и зверей.

А что можно сказать по поводу межчеловеческих отношений и общественных отношений? Что понятие «общество» в цивилизованном смысле слова к нашим диким предкам не применимо. И тем не менее, в небольших объединениях «диких людей» есть начальные элементы нашей общественной жизни. Есть вожди и лидеры, которым простые члены первобытного «общества» подчиняются. Есть традиции и неписанные правила, которые все члены этого «общества» соблюдают.

Такие правила есть не что иное, как первобытная мораль. При этом первобытные моральные правила соблюдаются гораздо строже, чем в цивилизованном обществе. Потому что нарушителей ждет строгое осуждение соплеменников и наказание со стороны вождей. А деваться и бежать членам первобытного племени просто некуда. В одиночку они будут растерзаны дикими зверями. Или их убьют суровые первобытные конкуренты из соседнего племенного объединения.

Иногда наши современные политики и религиозные деятели утверждают, что именно религия является главным источником и хранителем общественной морали. Да ничего подобного, мораль и правила поведения людей существует на протяжении всей истории существования людей. Законы общественной жизни и правила поведения людей определяются, прежде всего, объективными природными законами. Правила поведения современных людей базируется на правилах поведения членов сообществ животных, простых правилах поведения первобытных людей. Конечно, нравственность современного общества имеет более сложные формы и проявления. Но наша современная нравственность имеет и гораздо более ужасные и трагические аномалии, которые в мире первобытных людей просто исключались.

Теперь хочу сделать несколько слов по поводу труда и отношений к труду. Для первобытных людей деятельность по добыванию еды и воды была абсолютно естественной и необходимой. Можно сказать, что существовало всеобщее уважение к труду вместе и с всеобщей трудовой деятельностью. Даже лидеры и вожди непосредственно участвовали в этой деятельности или выполняли необходимые руководящие функции, связанные с крупными охотничьими или рыболовными операциями.

К сожалению, дальше с развитием цивилизации общественная значимость труда начала падать. Дело в том, что постепенно росло количество жителей земли, занимающих наиболее благоприятные для существования территории. Закономерным образом возникала конкуренция и военная борьба за эти территории. А потом отдельные сильные и воинственные племена начали специализироваться на грабежах и насильственных изъятиях еды и предметов потребления у более слабых племен. При этом, с покоренных слабых племен можно было собирать постоянную дань или, вообще, превратить покоренных людей в своих слуг и рабов. В результате ценность труда становится ниже, чем ценность силы и власти.

А что происходило с инновационными творческими способностями человека, с творческими проявлениями в трудовой деятельности? В этой сфере происходили медленные постепенные, но качественные изменения. Древние люди постепенно учились создавать все новые орудия труда, изобрели каменные топоры, каменные копья, а потом крайне полезные на охоте — луки и стрелы. Они научились создавать все более искусные предметы быта, одежду, дома. А это значит, что постепенно развивалась материальная культура, которая способствовала формированию сферы знаний и общей духовной культуры. Постепенно на протяжении не одного десятка тысяч лет люди первобытные превращались в людей творческих и цивилизованных.

Современный свободный человек

Что для нас важнее — экономика или политика, дорогая техника или обычная человеческая жизнь? Если мы обратимся к главному закону страны — Конституции Российской Федерации, то обнаружим, что человек, его жизнь и здоровье является высшей ценностью для общества и государства. Так в статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что

«человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

(Список литературы и источников №9-2-2)

Аналогичные ценностные и правовые ориентации и нормы содержатся в законодательстве всех развитых стран мира, а также в основополагающих международных актах. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, декларируется:

«Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

(Список литературы и источников №9-2-3).

Сегодня понятия «политическая свобода» и «демократическое общество» мы связываем, в первую очередь, с развитыми странами западного мира. Именно здесь свобода не только провозглашается, но и создаются условия и механизмы для ее реализации. В частности, речь идет о свободных политических выборах органов власти, о деятельности общественных организаций и политических партий, о праве людей осуществлять частную предпринимательскую деятельность, а не зависеть от капризов монархов или всевластия государственных чиновников.

Однако, использование свободы и реализация широких прав требует от человека современных знаний и соответствующих умений, постоянных значительных усилий по соблюдению общественных правил и государственных законов. К примеру, современный человек может иметь в личном распоряжении и автомобиль, и катер, и вертолет. Но он обязан получить необходимые знания о правилах эксплуатации этой техники и соблюдать существующие правила дорожного, водного и воздушного движения.

Нельзя не сказать о принципиальном различии понимания и реализации свободы в природном мире и общественном мире. Есть большая разница в соотношениях свободы и необходимости в поведении человека в отношении к Природе и в поведении человека в отношении общества и государства. Наверное, не надо долго доказывать, что возможности для свободы в отношении природных процессов и законов крайне ограничены. Мы, конечно, можем свободно прыгать вверх и пытаться преодолевать земное притяжение. Но земля будет постоянно делать свое дело и притягивать наше тело с силой, которая пропорциональна массе тела.

А вот в отношении общественных и государственных законов наши действия допускают гораздо больше возможностей для свободы и действий вкривь и даже против этих законов. Например, государство принимает закон о всеобщей воинской мобилизации и необходимости идти и убивать непокорных соседей, которых наше политическое руководство решило объявить главными врагами. В данной ситуации у человека есть право выбора и возможность выступить против такой войны или не участвовать в такой войне.

Впрочем, право на свободные политические действия — это отличительная черта именно современных демократических государств. В условиях диктаторских и тоталитарных режимов ни о какой политической свободе никто помышлять не должен. Кем были простые советские граждане или немецкие граждане фашистской Германии? А были они рабами и покорными исполнителями воли злых гениев политической власти в лице Сталина и Гитлера.

Казалось бы, в двадцать первом веке время политических диктатур закончилось. Однако продолжается существование добровольного рабства среди фанатических последователей религиозных учений христианства и ислама. Продолжается практика отказа от трудовой и общественной жизни молодых людей, которые добровольно превращают себя в рабов божьих и затворяются от мира за каменными стенами и стальными решетками мужских и женских монастырей. Продолжается практика превращения молодых мусульман в добровольных рабов своих религиозных учителей, которые формируют из них отряды злобных террористов и зомбированных смертников.

Исламская альтернатива свободе

К сожалению, в современном мире остается множество стран, где человек остается не свободным, а подавленным диктаторскими или теократическими режимами. К числу таких стран относятся многие государства исламского мира. Но дело в том, что к отсутствию индивидуальной свободы граждане этих стран относится спокойно и принимает такую ситуацию в качестве традиционного миропорядка и образа жизни, установленного Аллахом.

«Мусульманин добровольно покоряется Богу, чтобы быть свободным от всех других господ, стоящих в очереди за его жизнью, — от светской власти, мирской славы, рабства денег и неправедных людских влияний».

(Список литературы и источников №9-8-3)

Человеку исламского мира чужда духовная позиция приоритета светских ценностей над религиозными, для него вера и соблюдение предписанных исламом правил и традиций — превыше всего. Для современного жителя исламского мира «непонятно, как можно вообще не верить в Бога, отрицать традиционные ценности, благодаря которым поддерживается связь между всеми поколениями людей — как живых, так и отошедших к Богу». (Список литературы и источников №9-8-3).

Правоверному мусульманину надлежит стремиться не к свободной жизни, не к свободному и демократическому устройству общества, а к строгому соблюдению правил шариата и образцовому общественному устройству времен пророка Мухаммада и Арабского халифата. А какое это общественное устройство? Правильно, это абсолютная монархия. Поэтому отсюда становится понятным, почему так много королей среди руководителей исламских государств. Отсюда понятно, почему Саудовская Аравия, занимающая лидирующее положение в исламском мире, — это настоящая абсолютная монархия.

Для человека современного западного мира свобода реализуется в постоянной трудовой и творческой деятельности, направленной постоянное улучшение качества выпускаемых товаров, на внедрение новой техники и технологии. Вся западная культура и цивилизация носит прогрессивный поступательный характер и направлена на совершенствование человека и общества. А вот для мусульманина труд служит лишь для удовлетворения необходимых материальных потребностей и для снискания милости всемогущего Аллаха.

Если цивилизация западного мира устремлена в будущее, то исламская цивилизация прикована к прошлому, стремится очиститься и избавиться от пороков и ценностей современного европейского человека.

«Ислам с самого начала — религия возвращения к первоначальной целостности. Коран — истинное слово Божье, прореченное Творцом через своего Пророка. Адам — лучший человек, знавший и умевший все, что показал ему Бог, и последующие поколения людей, отпавшие от своего образца, должны вернуться к состоянию Адама».

(Список литературы и источников №9-8-3)

Традиционализм и устремленность в прошлое исламской культуры приводит к сохранению экономической отсталости, использованию давно устарелых промышленных технологий, крайней слабости научно-технического потенциала. Обладание значительными нефтяными ресурсами позволяет Саудовской Аравии, Ирану, Ираку накапливать значительные финансовые средства, но они не используются для промышленной модернизации, для ускорения экономического развития. Инженеры, изобретатели, ученые оцениваются не по достижениям в своей профессиональной деятельности, а по религиозному рвению и соблюдению правил шариата.

Исламская альтернатива — это отрицание современных общечеловеческих ценностей свободы, демократии, прогресса. Это утверждение покорности и приоритета религиозного долга над свободной человеческой жизнью. Одновременно — это устремленная в далекое средневековое прошлое консервативная идеология фундаментализма, призывающая современных людей вернуться к образу жизни и общественному укладу времен пророка Мухаммада.

Активные приверженцы радикального исламского фундаментализма имеются в настоящее время в Северной Африке, Индонезии, Пакистане, Афганистане, Иране, во входящих в Российскую Федерацию республиках Северного Кавказа. Они считают, что только ислам является единственно истинной религией, имеющей право на дальнейшее существование. Это подобно тому, как в двадцатом веке коммунисты заявляли о своей идеологии, как единственно истинной и правильной и строили планы революционного насильственного переустройства всего мира.

К сожалению, среди приверженцев исламского фундаментализма есть люди, преследующие далеко идущие политические цели от возрождения Арабского халифата до достижения исламского мирового господства. Для продвижения этих политических целей широко используются все идеологические средства, средства массовой информации, используются акции террористического устрашения. Происшедшие в США 11 сентября 2001 года массовые террористические акты с использование пассажирских самолетов в качестве таранов высотных зданий такой вывод вполне подтверждают.

Какой наш главный идеал?

Нельзя сосредотачиваться только на различиях и особенностях людей разных стран и цивилизаций. Это мало способствует общему курсу на сближение народов и постепенному историческому процессу объединения человечества. Наоборот, более важно искать и показывать то общее, что нас объединяет. Надо искать и показывать, какому идеалу должен следовать современный человек любой нации и религии. Представления о таких идеалах складывались на протяжении исторического развития людей в мифах и легендах, в философских учениях и художественных произведениях.

Кто главный герой в живописи и скульптуре средневековой Европы — святой мученик и немощный старец. Взамен этого в живописных картинах великих мастеров итальянского Возрождения появляются люди прекрасные телом, сильные и светлые духом. Достаточно вспомнить Микеланджело Буонарроти и его общепризнанные скульптурные шедевры, среди которых громадная статуя легендарного героя еврейского народа Давида. Кстати, копия этой статуи украшает центральный зал российского государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина.

А какой главный идеал для наших современников? Для одних — это человек с высоким развитием интеллекта, внесший заметный вклад в развитие национальной и мировой науки и духовной культуры. Для других — это отличающийся отличным здоровьем и высокими физическими способностями спортсмен, способный удивлять простых обывателей выносливостью, гибкостью и силой. Для третьих — это добившийся известности в мире бизнеса коммерсант, владеющий миллиардными денежными активами и утопающий в роскоши личных апартаментов и дворцов.

Впрочем, по отношению к миллиардерам и олигархам в сознании большинства обычных людей преобладает критический настрой. Особенно этот настрой усугубляет ситуация, когда основная масса населения живет в бедности. Это явное нарушение социальной справедливости и гармонии в мире людей. А значит, вполне возможны общественные конфликты, массовые протесты и даже революции.

По этим соображениям указывать в качестве идеала богатство и роскошь я бы не стал. Предлагаемая мной формула главного человеческого идеала обозначается, как «ЗДОРОВЫЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ГАРМОНИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК».

Наверное, включение в содержание идеала здоровья и интеллекта достаточно понятно и особых возражений вызывать не должно. Наверное, обладание хорошим здоровьем и хорошими интеллектуальными способностями никому не только не помешает, а, наоборот, только поможет жить полноценной жизнью, добиться профессиональных успехов и обрести семейное счастье.

А что означает гармоничный человек? В самом простом традиционном понимании под человеческой гармонией понимают единство тела и души, присутствие хорошего физического и интеллектуального развития и отсутствие явных перекосов в ту, или иную сторону. Я бы сюда еще добавил свойство и способность человека обеспечить себе хотя бы достаточно комфортную материальную жизнь. А также — свойство и способность формирования духовного богатства, куда относятся и знания, и идеалы, и убеждения и мистическая религиозная вера.

Уже говорилось, что идеал гармонического человека был выработан еще в период Древнего мира. Об этом говорят не только древние древнегреческие, но и древние китайские тексты. В частности, тексты даосизма и конфуцианства. Только даосизм больше делал упор на гармонию с Природой, а конфуцианство ратовало за установление иерархического порядка и гармонии в обществе, в соблюдении правовых законов государства. В отличие от человека западной цивилизации восточного человека более беспокоит не отсутствие личной свободы, а отсутствие гармонии и порядка в человеческих отношениях и обществе. Отсюда понятна значимость известного китайского изречения о том, что порядок в государстве происходит от порядка в семье, а порядок в семье происходит от порядка в человеческой душе.

Наконец, вынужден сделать небольшое замечание по поводу того, что в моих прежних статьях и работах у меня есть «формула» идеального человека в виде «Здорового духовного интегрального человека». Нет ли тут явного противоречия? По большому счету и широкому пониманию — нет. Просто потому, что по большому счету приведенную выше «формулу» идеала следует считать составной частью «Здорового духовного интегрального человека». Всем желающим в этом более прочно убедиться я просто рекомендую внимательно познакомиться с моей книгой, которая в списке литературы помещена под номером 9-11-5. (Список литературы и источников №9-11-5).

О людях реальных и мало идеальных

Давным давно, в советскую эпоху во время учебы в Московском государственном университете мне пришлось изучать обязательный учебный курс под названием «Теория научного коммунизма». В принципе, давать молодежи и взрослым теорию будущего общества и готовить к будущим реформам политики и экономики — вещь полезная. Но только строилась теория будущего коммунистического общества на утопических воззрениях Маркса и Энгельса и некоторых добавлениях от партийных идеологов центрального аппарата Коммунистической партии Советского Союза.

Что эти идеологи пытались втиснуть в головы студентов и всего советского народа? Что пройдет каких-нибудь двадцать-тридцать лет и будет в основном создана материально-техническая база коммунизма и восторжествует обещанный Марксом и Энгельсом великий принцип «От каждого по способностям, каждому — по потребностям». Что постепенно восторжествуют новые общественные отношения, которые неизбежно приведут к формированию нового идеального человека. Это будет убежденный в правоте коммунистической идеологии человек, беззаветно отдающий все свои способности на трудовые подвиги и неукоснительно соблюдающий моральный кодекс настоящего коммуниста.

Новый человек нового коммунистического общества не то что кого-то убить, но даже словом обидеть будет не в состоянии. Все люди будут обладать коммунистической сознательностью, пить только чистую воду с фруктовыми соками, а бить — только заразных мух или хищных комаров. Вот тогда восторжествует настоящая идеальная райская жизнь, а реальные земные люди станут подобны чистым и безгрешным небесным ангелам.

Правда, польский писатель Станислав Лем провел свое художественное исследование будущего и описал его в фантастическом романе «Возвращение со звезд». В нем описывается возвращение космонавтов после длительного путешествия среди звезд на родную землю, где все члены общества в обязательном порядке проходят через операцию «беатризации», которая подавляет всякие агрессивные свойства и превращает людей в безгрешных ангелов. Только жить среди таких сверхдобрых и похожих на овечек людей космонавтам оказалось очень скучно и они принимают решение покинуть землю. (Список литературы и источников №9-1-5).

На самом деле, человек — это устойчивое интегральное единство, состоящее из многообразных частей, свойств и процессов. И среди них есть альтернативные, противоречивые и даже активно противоборствующие части и свойства. С одной стороны человека увлекает созидание и желание творить добро, а с другой стороны в нем сказываются тенденции разрушения и подсознательные или даже явные желания вредить другим людям, мучить слабых и беззащитных.

Уже при рождении каждый человек обладает способностью к мирному сотрудничеству с другими людьми и способностью к убийству других людей. Мудрая природа позаботилась о человеческом выживании за счет сотрудничества и совместной деятельности с другими людьми. Но она же заложила способность защищать свою жизнь и жизнь своих детей и сородичей от агрессивного поведения аномально агрессивных людей или воинственных врагов.

Это только в утопических христианских текстах существует призыв «НЕ УБИЙ», который в реальной жизни никогда не выполнялся. Представьте чрезвычайную жизненную ситуацию, если вас атакует агрессивный маньяк с ножом в руке, а рядом с вами лежит топор? Вам ничего не остается делать, кроме как взять топор и убить агрессора. Конечно, убить человека психологически не так просто, но даже общественный уголовный кодекс оправдывает убийство в случае необходимой обороны.

В реальной жизни нельзя ждать одной доброты и ангельского поведения от реального человека. Тем более, что даже на небесах и в мистическом мире духов и богов тоже есть свои суровые порядки и даже жестокие отношения. Там тоже периодически приходится усмирять не желающих следовать божественной дисциплине духов и демонов.

В священной книге — Коране — описывается, как после создания первого человека Адама Аллах приказал небесным ангелам поклониться Адаму.

«И поклонились они ему, кроме Иблиса. Он превознесся и отказался поклониться, и оказался в числе неверующих».

(Список литературы и источников №9-8-2, стр.19)

Аллах предопределил людям жить правильной и праведной жизнью. А противостоящий богу Иблис, он же шайтан, совращает людей с праведного пути, толкает их к зависти и лжи, предательствам и преступлениям. В результате дети не повинуются родителям, слуги ие выполняют приказы своих хозяев. Нет идеального порядка и даже простого мира в странах исламского мира, шииты воюют с суннитами, «Братья мусульмане»1 конфликтуют с законно избранными властями Египта, воинственное движение «Талибан»2 жестокими наказаниями и казнями соратников и отступников борется за политическое лидерство в Афганистане.

А разве можно назвать ангельским и идеальным поведение европейских жителей? Известный психолог и исследователь европейской и мировой культуры Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» с сожалением констатирует явные расхождения между реальным поведением европейцев и исповедуемыми ими принципами христианской добродетели и смирения.

«Вся европейско-американская история, несмотря на христианизацию, является историей завоеваний, покорений и стяжательства; самые высокие ценности нашей жизни — быть сильнее других, одерживать победы, покорять других и эксплуатировать их. Эти ценности совпадают с нашим идеалом „мужественности“: только тот, кто способен бороться и побеждать, является настоящим мужчиной; кто не применяет силу для достижения своих целей, слаб, тот не мужчина.»

(Список литературы и источников №9-5-6)

Может, российские граждане существенно лучше европейцев или жителей исламских государств? К сожалению, это далеко не так. Около десяти лет отделяют нас от периода, который в российских средствах массовой информации именуют «ЛИХИМИ ДЕВЯНОСТЫМИ». А я бы сказал, что это были годы массового озверения людей, когда для погони за деньгами и быстрейшего обогащения использовались самые антигуманные и преступные средства.

Масса выпускников средних школ предпочитала не скучную работу на сельских и промышленных предприятиях, а приобщение к антиобщественной деятельности бандитских группировок. Только эта криминальная мода привела к тому, что в ходе соперничества молодые бандиты пытали и убивали других молодых бандитов. На городских кладбищах появились длинные аллеи зверски замученных и расстрелянных «братков» и «братанов». Трагическая судьба одной из таких молодежных банд нашла отражение в популярном российском фильме «Бригада».

Как жить в условиях реальных

и мало идеальных?

Труднее всего выживать в переходное кризисное время. Но и в послекризисной России каждого человека подстерегает масса опасностей. Это, собственно, было и сто, и тысячу лет назад. Жизнь индивидуального человека очень уязвима и посягают на нее и болезни, и бандиты, и государственная власть, если ты рискнешь с ней крупно поссориться.

Как жить человеку в условиях существования внешних противоречий и аномалий? А жить надо так, чтобы выживать и с другими людьми мирно сотрудничать. Но не зря говорят, что если хочешь мира — будь всегда готов к войне. Потому что вокруг всегда найдутся явные или скрытые враги, агрессоры или маньяки, для которых слабый и не готовый к обороне человек — находка.

Когда в девяностых годах в России только формировался частный рынок наши неопытные бизнесмены были беззащитны перед рэкетирами и бандитами, так как не были готовы к обороне. Только постепенно складывалась практика, когда слабые бизнесмены переходили под бандитские «крыши», а сильные предприятия заводили свои службы безопасности, привлекая на работу бывших милиционеров или бандитов.

В условиях дикого капитализма и слабости власти многие крупные коммерческие структуры использовали в конкурентной борьбе не только законные экономические, но и криминальные формы воздействия на конкурентов и даже на представителей органов власти. В настоящее время подобная практика значительно уменьшилась, но не проходит года, чтобы в российских регионах кого-нибудь не расстреляли — губернатора, мэра или руководителя местной администрации.

Какой из этого вывод? А вывод такой, что чем ты выше подымаешься, тем больше надо думать о безопасности. Но об этом нельзя забывать и самому простому и обычному человеку. А что значит не забывать? Это значит, в частности, обеспечить себя и свой дом средствами защиты, включая законное травматическое оружие. А еще лучше — получить охотничий билет и приобрести самое дешевое охотничье ружье. Пусть себе спокойно на стенке висит и ни в кого не стреляет.

А как жить и что делать человеку в отношении собственных внутренних противоречий и аномалий? То ли их не замечать и игнорировать, то ли бороться и до полной победы? На самом деле надо не только замечать, но и изучать, чтобы в одних случаях поддерживать, а в других — сдерживать.

Самый простой пример связан с противоречием между природой заданной человеческой активностью и пассивностью. У некоторых людей эта пассивность перерастает в патологическую лень и не желание что-то делать даже для собственного спасения от тяжелой болезни или нищенского материального состояния. Из-за этого по России, да и по всему миру кочуют толпы нищих бродяг, которые работать не хотят и не будут даже под страхом смертной казни.

Однако, человеку часто вредит не только лень, но и излишняя активность и глупая уверенность в способности решить любые проблемы и осилить любые дела. В результате берется такой не очень умный человек то за одну работу, то за другую, а вместо успехов получаются одни неудачи. Только признать собственные недостатки собственная глупость не позволяет. Гораздо легче на фарс мажорные обстоятельства ссылаться и других людей во всем винить.

Впрочем, есть гораздо худший вариант активности, которая возникает под влиянием бурных отрицательных эмоций или агрессивных разрушительных побуждений. В таком состоянии человек способен натворить столько дурных и даже преступных дел, что потом всю жизнь придется каяться. А что делать, чтобы не натворить и не каяться? В какой-то мере на этот вопрос можно найти ответ в пятой главе настоящей книги — «Как управлять своей жизнью?».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Организация запрещена в РФ

2

Здесь и далее — организация запрещена в РФ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я