Если нет кнута, бей пряником? Ответы детского психоаналитика на вопросы родителей

Юлия Леонидовна Бердникова, 2018

Экспресс-помощь родителям в трудных случаях. Как справиться с проблемами в учебе? Бить или не бить? Вредны ли гаджеты? Как говорить с ребенком о сексуальности? Где грань между потаканием, баловством и разумным удовлетворением желаний и потребностей ребенка? Почему одни дети все успевают, а другие во всем отстают? Как говорить с ребенком о смерти родственника? Как подготовить малыша к рождению второго ребенка? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Детский психоаналитик отвечает родителям на основании современных представлений о развитии психики и тридцатилетнего опыта клинической работы. Не все ответы однозначны, и не всегда они совпадают с распространенными стандартами и мифами о развитии и воспитании.

Оглавление

2. Как привить любовь к чтению

Первое, что необходимо оценить в таком случае, насколько «читающей» является семья, в которой растет ребенок. Если в доме нет книг, а папа и мама чаще смотрят в телевизор, в компьютер, в смартфон, чем в книгу, не стоит требовать от ребенка любви к чтению. Это нереально. Воспитание ребенка начинать надо с себя. Ребенок будет делать не то, что мы ему говорим, а то, что мы делаем.

Привитие интереса к чтению начинается, конечно же, с чтения вслух. Причем книга выбирается, исходя из интересов ребенка, а не взрослого. То, насколько взрослый сам способен заинтересоваться при чтении, а не отбывает повинность, бубня скучным голосом, также влияет на ребенка. Важно идти от простого к сложному, не опережая возраст. Начинаем с простых и коротких сказок, лучше народных, постепенно сказки усложняются, делаются длиннее. Переходят от простых сюжетов к волшебным сказкам. Если вы каждый день будете читать ребенку вслух, можно на ночь, то половина дела сделана. Нужно чутко замечать предел утомляемости ребенка и не заставлять его слушать насильно. Лучше прекратить чтение, если вы видите, что внимание ребенка отвлекается.

К тому, чтобы ребенок читал самостоятельно, тоже нужно подходить постепенно. Поначалу, если ребенок уже может складывать буквы в слова, можно при чтении вслух предлагать ему самому прочитать заголовки, названия, подписи под картинками. При условии, что дальше читает взрослый. Позже можно договариваться, что ребенок прочитывает вслух небольшой отрывок текста, а взрослый продолжает.

В некоторых семьях сохраняется добрая традиция поочередного чтения вслух интересных книг всеми членами семьи, что позволяет длительно сохранять атмосферу доверия и взаимопонимания. Отказываться от этой традиции дети начинают уже только в подростковом возрасте, предпочитая уединение.

Основные условия привития любви к чтению: интерес, ненасильственность, постепенность, понимание прочитанного соответственно возрасту. Не стоит стимулировать предпочтение только познавательных книг, вроде детской энциклопедии, для полноценного психического развития необходимы различные книги.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я