Если нет кнута, бей пряником? Ответы детского психоаналитика на вопросы родителей

Юлия Леонидовна Бердникова, 2018

Экспресс-помощь родителям в трудных случаях. Как справиться с проблемами в учебе? Бить или не бить? Вредны ли гаджеты? Как говорить с ребенком о сексуальности? Где грань между потаканием, баловством и разумным удовлетворением желаний и потребностей ребенка? Почему одни дети все успевают, а другие во всем отстают? Как говорить с ребенком о смерти родственника? Как подготовить малыша к рождению второго ребенка? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Детский психоаналитик отвечает родителям на основании современных представлений о развитии психики и тридцатилетнего опыта клинической работы. Не все ответы однозначны, и не всегда они совпадают с распространенными стандартами и мифами о развитии и воспитании.

Оглавление

6. Надо ли переучивать левшу

Осталось в прошлом то время, когда такое переучивание было тотальным, когда всех людей стремились подвести под единый стандарт. Сейчас в школах этого уже не требуют. Но, на удивление, некоторые родители сами настойчиво исправляют ребенка. «Возьми ложку в правую руку». Нужно помнить, что при насильственном переучивании «левши» на «правшу» дестабилизируется гармоничное взаимодействие полушарий мозга. Это, в свою очередь, будет нарушать в дальнейшем процесс обучения.

Известно, что доминирование правого полушария, определяющее «леворукость» само по себе не обуславливает ни нарушений чтения, ни возникновение дислексии. (Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Специфические трудности формирования пространственных представлений, то есть спутанность в восприятии левой и правой стороны, верха и низа, различные нарушения темпа и ритма речи, заикание как раз и возникают при переучивании. Кроме того, переучивание отрицательно влияет на психическое состояние ребенка, он может становиться раздражительным, капризным, нарушается сон и аппетит. Позже могут присоединяться головные боли, вялость, невротические реакции: тики, энурез, заикание.

У большинства детей до определенного возраста невозможно определить доминирование той или иной руки только по наблюдениям их игровой деятельности. Дети до трех-четырех лет могут в разных случаях менять руки, используя то левую, то правую. К четырем годам одна рука становится предпочитаемой, а к пяти-шести устанавливается окончательное доминирование левой или правой руки.

Исключение составляют дети с амбидекстрией, то есть те, которые одинаково или почти одинаково успешно владеют обеими руками.

Леворукий ребенок в классе должен сидеть ВСЕГДА слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Точно так должно быть организовано рабочее место школьника дома, чтобы ему ничего не мешало свободно перемещать левую руку.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я