Если нет кнута, бей пряником? Ответы детского психоаналитика на вопросы родителей

Юлия Леонидовна Бердникова, 2018

Экспресс-помощь родителям в трудных случаях. Как справиться с проблемами в учебе? Бить или не бить? Вредны ли гаджеты? Как говорить с ребенком о сексуальности? Где грань между потаканием, баловством и разумным удовлетворением желаний и потребностей ребенка? Почему одни дети все успевают, а другие во всем отстают? Как говорить с ребенком о смерти родственника? Как подготовить малыша к рождению второго ребенка? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. Детский психоаналитик отвечает родителям на основании современных представлений о развитии психики и тридцатилетнего опыта клинической работы. Не все ответы однозначны, и не всегда они совпадают с распространенными стандартами и мифами о развитии и воспитании.

Оглавление

9. Как выявить таланты и способности ребенка

Сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что период беременности влияет на все последующее развитие ребенка. Благоприятное протекание беременности, спокойное и радостное ожидание ребенка способствуют раскрытию его врожденных способностей, генетически заданного потенциала. Человеческая одаренность проявляется в каждом индивидууме. Важно дать своему ребенку попробовать себя в разных областях, пусть ищет, пробует разные занятия. Руководствоваться надо, конечно, в первую очередь, желаниями ребенка. Ничто не способствует развитию способностей лучше, чем интерес.

Вредно заставлять его заниматься каким-то делом насильно, против его воли. Даже, если ребенок вначале сам хотел, потом он имеет право отказаться, если не понравилось. Определяя кружки, факультативы и секции, делайте это вместе с ребенком, оставляя ему право выбора и возможность передумать.

Не стоит ожидать, что талант вашего ребенка проявится сразу и на всю жизнь. Так бывает в редких случаях, это задатки истинной гениальности. Обычно даже склонность к профессии лучше определять в старших классах школы, а не раньше.

Чтобы узнать, в какой области наиболее одарен ваш ребенок, можно использовать анкету-тест, разработанный психологами А. де Хааном и Г. Кафом (США).

Оцените в баллах от двух до пяти выраженность каждого характерного признака у вашего ребенка в восьми предложенных описаниях. (Не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем сложите баллы внутри каждой из восьми групп, и полученные суммы поделите соответственно на число признаков одаренности в каждой. Наибольшая цифра покажет направления развития. Далее можно построить график уровня интересов вашего ребенка. Для этого строим оси координат. На горизонтальной оси располагаем восемь точек, соответственно числу видов одаренности. На вертикальной оси наносим на равном расстоянии цифры от двух до пяти. Проставив полученные вами при расчете цифры, на пересечении проекций средних значений в баллах и вида одаренности, и соединив эти точки, получим график одаренности вашего малыша. (Раньше пятилетнего возраста данные недостоверны). Если на полученном графике нет заметных «пиков», не огорчайтесь. Одаренность имеет обыкновение не всегда проявляться рано. Огромное количество людей находят свое призвание не в детстве.

Ваша задача, как родителей, предоставить ребенку возможности, а как их реализовать, он выберет сам.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы;

сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит ремонтировать или просто разбирать различные приборы;

может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

любит и умеет рисовать чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился сам или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были и дети, и взрослые;

с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему новому;

любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка хороший интеллект, если он:

хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я