Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично

Станислав Зубов

Почему одни ораторы срывают аплодисменты зала, и к ним выстраивается очередь из желающих обменяться визитками, а другие не получают и капли внимания?Почему одни выступления способны изменить мир, а другие – вызвать только зевоту?Можно ли объяснить успех спикера обаянием, талантом и мистической харизмой?Или умение вызвать симпатию у слушателя – результат кропотливой подготовки и профессионализма?Прочитав книгу «Код убеждения», вы сможете получить ответы на все перечисленные вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3.

«Четыре ноги» оратора

Изначально, эта глава должна была называться «„Три ноги“ оратора». Но однажды после мастер-класса ко мне подошел молодой человек, который был удивлен отсутствием в предложенной системе четвертой «ноги».

Я не включил ее в представленный аудитории список, поскольку считал, что ее наличие обязательно по умолчанию. Но оказалось, что это очевидно далеко не всем.

Кроме того, наличие четвертой «ноги» делает систему более устойчивой. Ведь, как говорят в Индии: «Слон и тигр сильнее человека потому, что стоят на четырех ногах».

Попробуйте во время чтения главы самостоятельно определить, что в предложенной схеме появилось позднее!

Представляю вашему вниманию четыре «точки опоры», формирующих позитивный имидж оратора (рис. 3).

Рис. 3

Естественность

Вы замечали, как сильно меняется большинство людей, стоит им оказаться перед включенной видеокамерой или в центре внимания? Моментально меняется речь, поза, жесты и выражение лица. Человек пытается продемонстрировать «улучшенную» версию себя и чаще всего терпит фиаско, поскольку для непринужденного общения со сцены требуется серьезная подготовка и обучение.

Давайте разобьем обучение эффективному поведению на сцене на четыре части (рис. 3.1).

Рис. 3.1

1. неосознанное незнание — мы не знаем, что не умеем выступать, потому что ни разу не сталкивались с подобной задачей;

2. осознанное незнание — мы попробовали выступить на публике и поняли, что не знаем, как это делать правильно и эффективно;

3. осознанное знание — мы изучили все доступные материалы по теме и теперь знаем, что способно повлиять на эффект выступления. Но это все еще теория!

4. неосознанное знание — многократно применив знания на практике, мы получили новый навык — навык естественно вести себя во время публичного выступления.

В полной мере выглядеть естественно во время презентации можно, только переведя знания в навыки! Так что обязательно применяйте информацию из этой книги при первой же возможности, чтобы закрепить новый поведенческий паттерн.

Эмоциональность

В первой главе мы выяснили, что при помощи одной информации вряд ли получится заинтересовать и убедить публику. Спикеру часто просто необходимо создать эмоциональный фон, подходящий теме выступления. А сделать это можно, транслируя собственные эмоции со сцены.

Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» пишет о том, что, благодаря эмпатии, мы способны сопереживать другим людям, разделяя их эмоциональный настрой, и даже заражать своими эмоциями собеседника!

В одной из следующих глав я расскажу о том, как можно выстроить «эмоциональный маршрут» выступления, а пока вспомните ораторов, которым симпатизируете.

Готов поспорить — их выступления эмоциональны! Речь не о том, что спикер должен устраивать «греческую трагедию», однако, если убрать эмоции и оставить одну информацию, очень быстро станет скучно!

Юмор

Чувство юмора крайне важно для человека, выступающего публично, по нескольким причинам:

• юмор сближает — ученые доказали, что в тот момент, когда мы вместе смеемся над чем-либо, между нами возникает позитивная эмоциональная связь;

• юмор сокращает дистанцию — одна вовремя сказанная шутка способна проиллюстрировать идею, предлагаемую спикером, лучше, чем долгие и подробные объяснения;

• юмор спасает в трудных ситуациях — никто не застрахован от неприятных неожиданностей во время выступления.

И если вы способны к самоиронии и можете пошутить над сложившимися обстоятельствами вроде вышедшей из строя техники, неудобных реплик из зала и прочих сюрпризов — это точно придаст убедительности.

Кроме того, юмор — это нестандартный взгляд на стандартные вещи, а творческий подход всегда актуален!

Если вы от природы человек, не умеющий шутить, не стоит расстраиваться. Юмор можно заимствовать. В интернете огромное количество тематических сайтов с видео, изображениями или текстами, которые можно включить в выступление. К вашим услугам остроумные высказывания знаменитых людей, которые также можно найти в сети и припасти для подходящего случая.

Главное — не использовать слишком плоские, вульгарные и простые шутки, оставив их низкосортным телевизионным юмористам!

Компетентность

Чтобы слушатели поверили в ваши слова, необходимо продемонстрировать наличие достаточно глубоких знаний в раскрываемой теме. Это можно сделать, подчеркнув свою Экспертизу и показав Глубину.

Экспертиза — неспроста в начале выступления принято перечислять регалии: научные степени, престижные должности, резонансные проекты. Демонстрация солидного резюме помогает получить первоначальное доверие аудитории, показав, что вы не человек с улицы, а компетентный и востребованный специалист.

Глубина — профессионала от дилетанта отличает в первую очередь знание мелочей и деталей, скрытых от беглого взгляда. Таким образом, чем больше деталей и нюансов предложенной темы вы раскрываете, тем выше уровень доверия слушателей.

Нелишним будет упомянуть, что в аудитории часто находятся люди, готовые «пощупать» профессионализм спикера вопросами, ответы на которые предполагают глубокое знание предмета. Так что рекомендую говорить публично только на темы, в которых вы хорошо разбираетесь, и тщательно готовиться, чтобы не оказаться в неловком положении.

Думаю, вы уже догадались, что последней добавленной «ногой» в этой главе является как раз «Компетентность». Для меня ее наличие обязательно по умолчанию, а ее отсутствие легко обнаруживается слушателями.

Подводя итог, считаю нужным отметить, что и естественность, и эмоциональность, и чувство юмора, и компетентность полезно развивать, поскольку эти четыре «ноги» станут надежной опорой для убедительного публичного выступления. А для закрепления этой мысли воспользуемся правилом балерины.

Правило балерины: Хорошая балерина знает, что естественность не достигается естественным путем, и за каждым непринужденным движением танца скрываются долгие часы подготовки. Постоянно развивайте качества, которые помогут сформировать вам правильный имидж и придать вес в глазах аудитории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я