Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично

Станислав Зубов

Почему одни ораторы срывают аплодисменты зала, и к ним выстраивается очередь из желающих обменяться визитками, а другие не получают и капли внимания?Почему одни выступления способны изменить мир, а другие – вызвать только зевоту?Можно ли объяснить успех спикера обаянием, талантом и мистической харизмой?Или умение вызвать симпатию у слушателя – результат кропотливой подготовки и профессионализма?Прочитав книгу «Код убеждения», вы сможете получить ответы на все перечисленные вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Основные типы убеждения

Из этой книги вы узнаете о том, как, используя ораторское мастерство и эффективный алгоритм подготовки, убеждать слушателей в ценности своих идей.

Откроете для себя «Код убеждения», помогающий проводить выступления более результативно.

Для начала предлагаю ответить на вопрос — что такое убеждение?

Энциклопедическое значение слова «убеждение» следующее:

Убеждение (от глагола убеждать) — разговоры и прочие действия, имеющие целью привести кого-то к определенной точке зрения или заставить поверить во что-то.

Убеждение — твердый взгляд на что-либо, основанный на какой-либо идее, мировоззрении.

Получается, мастерство убеждения — навык, позволяющий создать изменения в картине мира слушателя с целью получения согласия со своей идеей.

Коммуницируя с руководителями, подчиненными и коллегами, проводя переговоры и презентации, участвуя в конференциях и осуществляя продажи, мы убеждаем — стараемся получить согласие со своей точкой зрения, идеей, предложением. Без получения согласия невозможно осуществить выгодную сделку, провести продуктивные переговоры, получить голоса совета директоров или карт-бланш на реализацию проекта.

В первой главе речь пойдет об основных типах убеждения и возможных «подводных камнях» каждой выбранной стратегии.

Приступим.

Исходя из наблюдений и анализа выступлений самых разных спикеров, можно выделить четыре наиболее часто встречающихся модели убеждения.

Предлагаю разложить их по двум осям: информация и эмоции (рис. 1), поскольку спикер в своей речи опирается на них.

Рис. 1

Тип 1 — Авторитет

При выборе этой стратегии спикер не утруждает себя подробным описанием причинно-следственных связей и не пытается создать яркий эмоциональный фон. Вместо этого он апеллирует к личному авторитету или своду правил (правила компании, действующее законодательство, религиозный догмат).

Основными аргументами в таком выступлении являются статус спикера (руководитель, эксперт, влиятельный чиновник), необходимость следовать принятым правилам и законам, а также неизбежные санкции для тех, кто не пожелает принять предлагаемые изменения.

Слабое место такого подхода в том, что убеждением он, строго говоря, не является. Это скорее принуждение, заставляющее слушателей совершать нужные спикеру действия даже без наличия внутреннего согласия. А как мы все прекрасно знаем из собственного опыта, человек, не согласный с навязываемыми правилами, сделает все возможное, чтобы их обойти, даже демонстрируя лояльность.

Убеждение с позиции авторитета чаще будет носить исключительно формальный характер, не создавая глубоких изменений в картине мира слушателей.

Тип 2 — Логик

Основным оружием логика является информация. Убеждение строится на умозаключениях и подробном описании причинно-следственных связей, доказывающих правильность предлагаемой идеи. Эмоции логик практически не затрагивает, поскольку не считает их важным фактором. Зачем нужны эмоции, когда на схеме наглядно видно, что из А следует Б?

Проблема в том, что слушать логика интересно только в том случае, если вы хорошо разбираетесь в предлагаемых терминах и методологии. В противном случае будет скучно и не всегда понятно, о чем речь.

Кроме того, речь логика требует максимальной концентрации внимания: стоит ненадолго отвлечься, и слушатель рискует потерять нить, а значит, не сможет оценить глубину и ценность аргументов, приводимых в защиту идеи. Что в результате может привести к тому, что согласие аудитории не будет получено.

Убеждение с позиции логика напоминает чертеж — много формул, графиков, статистических данных, но для того, чтобы оценить правильность и важность предлагаемой точки зрения, требуется глубина знаний.

Тип 3 — Мотиватор

В убеждении мотиватор делает основной упор на эмоции слушателя. Его задача — зажечь идеей аудиторию здесь и сейчас, получив мгновенный эффект.

Умозаключения имеют для мотиватора второстепенное значение, более того — он готов пожертвовать логикой ради яркой эмоциональной картинки. Речь мотиватора напоминает шоу или голливудский блокбастер. Сменяющие друг друга яркие образы, стремительное развитие сюжета, высокая энергетика и максимально простая и понятная главная идея.

Мотиватор способен легко внушить нужную мысль человеку, не склонному к логическому анализу: ведь внушение, в отличие от убеждения, происходит мгновенно.

Вот только эффект от слов мотиватора кратковременный, и, если слушатель не согласился с предложением сразу, взяв паузу на размышления, скорее всего, изменений в его картине мира добиться у мотиватора не получится.

Тип 4 — Мастер

Мастер убеждения, в отличие от мотиватора, настроен на долгосрочный результат. Его цель — завладеть не только сердцами, но и умами людей, которых он убеждает. Поэтому в речи мастера убеждения присутствует четкая и ясная логика, раскрываемая понятным аудитории языком. Однако, зная, что одной логикой не добиться ощутимого результата, мастер умело использует эмоции и личное обаяние, чтобы влиять на слушателя.

Речь мастера убеждения способна не только зажечь идеей, но и совершить долгосрочные изменения в картине мира аудитории.

Я придерживаюсь точки зрения, что Мастерство убеждения — это не уникальное свойство личности, а результат упорного развития необходимых навыков. Конечно, удачное «генетическое наследство» имеет место, но никто не рождается великим оратором. Это технология, которую можно изучить, закрепив и отточив знания практикой.

В чистом виде каждый из представленных типов убеждения встречается редко, но признаки явного преобладания одной из стратегий сразу видны.

Кстати, совершенно не обязательно всегда строить речь, пользуясь на сцене ролью Мастера.

Публичные выступления могут проводиться в разных форматах и преследовать разные цели:

• Донести информацию и объяснить идею, воспользовавшись ролью «Логика» (научная лекция, доклад).

• Зажечь сердца слушателей в роли «Мотиватора» (мотивационная речь перед коллегами).

• Указать план действий или высказать «Авторитетное» мнение, не вдаваясь в длительные объяснения (совещание с подчиненными).

Но правдой будет и то, что, овладев навыками «Мастера убеждения», вы сможете комфортно чувствовать себя в любой из остальных предложенных ролей, выбирая каждый раз наиболее эффективную стратегию поведения.

В завершение первой главы предлагаю запомнить правило хамелеона.

Правило хамелеона: Кожа хамелеона может окраситься в любой цвет, который он выбирает, исходя из окружающей обстановки. Обладая ораторскими навыками и развив мастерство убеждения, вы можете выбирать во время выступления любую роль, которая способствует достижению поставленной цели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я