Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично

Станислав Зубов

Почему одни ораторы срывают аплодисменты зала, и к ним выстраивается очередь из желающих обменяться визитками, а другие не получают и капли внимания?Почему одни выступления способны изменить мир, а другие – вызвать только зевоту?Можно ли объяснить успех спикера обаянием, талантом и мистической харизмой?Или умение вызвать симпатию у слушателя – результат кропотливой подготовки и профессионализма?Прочитав книгу «Код убеждения», вы сможете получить ответы на все перечисленные вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4.

Преодоление волнения

Если есть у спикера «помощники», о которых шла речь в прошлой главе, то обязательно найдутся и «противники», мешающие выглядеть убедительно. Главный из них — страх перед выступлением!

Стоит только шагнуть на сцену — кожа покрывается мурашками, язык начинает заплетаться, тело становится непослушным, мысли дружно покидают голову, оставляя звенящую пустоту. Кажется, что все в аудитории пристально и скептически вас разглядывают и оценивают… Знакомые ощущения?

Уверен, что знакомые, если вы хотя бы раз выступали на публике. Недаром один из самых популярных запросов в поисковых системах, связанный с публичной речью, — «преодоление страха перед выступлением».

Откуда берутся эти неприятные симптомы и как с ними бороться? Давайте разберемся.

Корни проблемы, по мнению психологов, чаще всего скрываются в детстве. Например, выступая на утреннике в детском саду, читая стихи Деду Морозу на елке или развлекая гостей ваших родителей во время праздничного ужина, вы забыли слова. Над вами посмеялись или, наоборот, попытались безуспешно успокоить. Вы испытали чувство стыда и дискомфорта, и в голове сложилась логическая цепочка: публичное выступление — неприятная ситуация.

Также есть мнение, что страх перед выступлением идет из глубинных слоев психики, доставшихся в наследство от далеких предков. Выходя на сцену, вы оказываетесь в ситуации один против «толпы», и мозг воспринимает это как потенциальную угрозу. Ведь в далеком прошлом результатом неудачной конфронтации с группой вполне могли быть реальный ущерб здоровью и даже смерть, а значит, выход к толпе опасен.

В ситуации опасности есть три стратегии, пришедшие из животного мира: притвориться мертвым, убежать и сражаться.

Вот как эти стратегии работают применительно к выступлению на публике.

Притвориться мертвым — при выборе этой стратегии мы видим оратора, почти не подающего признаков жизни: отсутствие движений и жестикуляции, тихая монотонная речь, закрытая сгорбленная поза и отсутствие зрительного контакта с аудиторией.

Убежать — если подсознание выступающего выбирает эту стратегию, организм вырабатывает избыточное количество адреналина. В результате оратор говорит очень быстро и слишком энергично, в движениях и жестах чувствуется напряженность, а глаза суетливо бегают.

Сражаться — при выборе данной стратегии организм мобилизуется и вырабатывает адреналин и другие «гормоны стресса». Мы можем наблюдать напряженную позу, резкие жесты, полный отчаянной решимости взгляд исподлобья и слышать агрессивные интонации выступающего, словно бросающего вызов публике.

Ни одна из этих стратегий не является эффективной, поскольку предполагает конфликт интересов спикера и аудитории. Одержать победу, убедив во что бы то ни стало, избежать конфронтации путем бегства или признать поражение еще до начала мнимой «схватки» — ни один из этих вариантов не подразумевает ситуацию, когда в выигрыше оказываются обе стороны.

Победить страх можно, только применив стратегию win-win, когда и оратор, и публика получают желаемое.

Это означает, что вы должны быть твердо уверены в том, что предложение или идея принесет пользу слушателю. Достижение такой уверенности и является первым шагом к преодолению излишнего волнения.

Если посмотреть глубже, в основе страха перед публичной речью лежит боязнь оказаться отвергнутым публикой.

Боясь быть отвергнутым, спикер думает в первую очередь о себе, вместо того чтобы переключить свое внимание на слушателей — какие позитивные изменения способно принести в их жизнь и картину мира то, что он предлагает.

Волнение делает выступление очень некомфортным процессом, поэтому стоит попытаться от него избавиться или хотя бы снизить.

Большинство книг, видеоуроков и тренингов по ораторскому мастерству для уменьшения волнения предлагают следующие техники:

• контролировать дыхание;

• использовать физическую нагрузку;

• повысить собственную значимость;

• понизить значимость аудитории и события;

• придумать заводящий жест или фразу (мантру);

• представить слушателей маленькими детьми, зайчиками и даже голыми (да, встречаются и такие вот рекомендации).

Эти советы красиво выглядят в книгах, но слабо помогают в реальной жизни, потому что пытаются убрать симптомы, вместо того чтобы бороться с причиной.

А причина кроется в боязни уязвить собственное эго, получив отказ и неодобрение, а также в недостаточной уверенности в том, что транслируемая идея и само выступление способны принести пользу и вызвать интерес.

Первый, кого вы должны убедить в ценности собственной речи — вы сами, иначе не получится убедить людей, перед которыми предстоит выступить. Поэтому защищайте идеи и делайте предложения, в пользе которых для слушателей уверены.

В таком случае останется лишь отточить свои ораторские навыки, чтобы заинтересовать публику. Возможно, получится не с первой попытки, но, если вы уверены в пользе, которую несете, то вас это не остановит, а просто станет мотивацией для развития коммуникативных способностей и умения говорить убедительно.

Искреннее желание стать лучше себя вчерашнего и принести пользу слушателям лежит в основе техник, которые я предлагаю для преодоления страха.

Изменить фокус внимания

Когда спикер испытывает сильное волнение, вектор его внимания направлен на себя — не забыл ли что сказать, правильно ли жестикулирую, приятно ли звучит голос, не выгляжу ли я глупо… И, конечно, из-за чрезмерного внимания к своим возможным недостаткам выступающий находит все негативные симптомы и испытывает еще больший стресс.

Решение проблемы — направить фокус внимания на людей в аудитории: интересно и актуально ли им то, что вы рассказываете, принесет ли «непоправимую пользу» то, что вы предлагаете. Думайте о том, что смогут узнать и почувствовать слушатели в результате выступления. Таким образом вы концентрируетесь на достижении обоюдовыгодного результата, а не занимаетесь прилюдно самокопанием.

Симпатия к аудитории

Глядя на людей в зале, вы способны найти в каждом слушателе то, что вызовет симпатию: приятная внешность, внимательный взгляд, красивая улыбка, в конце концов.

Выйдя на сцену, в течение пары секунд окиньте взглядом аудиторию, сделав людям в зале молчаливый комплимент. Улыбнитесь, и вы увидите ответные улыбки в аудитории. И сразу почувствуете себя намного комфортнее!

Трюк состоит в том, что выступать перед теми, кто нам симпатичен, гораздо легче и приятнее, чем перед теми, кто нас пугает.

Если вы действуете, исходя из позитивных установок, и искренне симпатизируете слушателю, давая почувствовать, что он вам нравится, то вы вправе рассчитывать на ответную симпатию!

Точка включения

Когда вы испытываете сильное волнение, тело инстинктивно принимает закрытую, оборонительную позу. Плечи приподняты, голова опущена, спина немного горбится, руки находятся на уровне груди. Так вы невольно демонстрируете аудитории агрессивную и враждебную позицию.

Помня о желании принести пользу и выразить симпатии слушателю, измените позу на открытую, ту, которую вы бы заняли, находясь в компании приятных людей.

Встаньте ровно, с прямой спиной, опустите плечи, немного приподнимите голову (так, чтобы выглядеть уверенно, а не надменно), опустите руки ниже, до уровня живота, не забудьте про улыбку и уверенный взгляд.

И вы почувствуете, как стало немного легче, поскольку мозг получил от тела сигнал, что вы заняли уверенное положение, а мнимая опасность отсутствует.

*Базовое положение рук, основную позу оратора, принципы передвижения по сцене и жесты разберем в следующих главах.

Репетиция выступления

Больше всего пугает новое и неизведанное. То, что является привычным, страха, как правило, не вызывает. Поэтому перед тем, как провести действительно важное выступление, стоит отрепетировать его перед реальными слушателями.

Попросите близких, друзей, коллег, а возможно, и руководителя стать вашей аудиторией.

• Во-первых, вы сможете улучшить свое выступление, получив конструктивную обратную связь.

• Во-вторых, значительно снизите уровень волнения перед действительно важным выступлением, поскольку окажетесь в похожей ситуации уже не в первый раз.

• В-третьих, поскольку ваш фокус внимания направлен на потенциального слушателя и вы относитесь к нему с заведомой симпатией, репетиция выступления позволит тщательно подготовиться для того, чтобы аудитория увидела классное, хорошо подготовленное, яркое выступление, которого она достойна.

До выступления перед живыми людьми рекомендую репетировать речь снимая себя на видеокамеру, чтобы понять, как вы выглядите со стороны и над чем стоит поработать в первую очередь.

Практика

Проверено на собственном опыте: чем больше публичных выступлений вы провели, тем ниже волнение. Практикуйтесь при любом удобном случае — произносите красивые тосты на корпоративных праздниках, активно участвуйте в совещаниях, посетите тренинг по ораторскому мастерству.

Если оказались на конференции в качестве слушателя — обязательно задайте вопрос спикеру! И при этом не сидите на своем месте, а встаньте, представьтесь и громко задайте вопрос, предварительно сформулировав его таким образом, чтобы он был интересен и спикеру, и аудитории.

Приучите себя делать это каждый раз, когда будете участником подобных мероприятий. С каждым подобным мини-выступлением будете испытывать все меньше страха перед публичной речью.

И ваша уверенность и профессионализм будут расти!

Уважаемый читатель, вы познакомились с эффективными техниками преодоления излишнего волнения, которые я использую уже много лет и которые ни разу меня не подводили.

Все они основаны на позитивном намерении по отношению к слушателю, а значит, приносят пользу не только оратору, но и аудитории.

Чтоб лучше усвоить эти принципы — запомните правило героя.

Правило героя: Настоящий герой знает, что не боится только безумец. Но нужно научиться управлять страхом, чтобы страх не управлял тобой! Относитесь к волнению перед выступлением как к норме и помните, что позитивный настрой сильнее страха.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я