Воспоминания полковника Советской Армии Евгения Николаевича Новокшонова являются литературным памятником великоросской военной мемуаристики, повествующим о событиях времени угасания и крушения СССР, увиденных глазами советского офицера. Подготовка к печати и примечания: кандидат военных наук, полковник И. Е. Новокшонов, магистр философии А. Г. Лейтуш, магистр антропологии и этнологии А. А. Мартыненко, филолог-классик, учитель Первой категории Д. Е. Новокшонов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я-то? Вятский! Издание второе, исправленное и дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Про велосипедистов
Летом 1954 года Е. И. Кокорин выхлопотал членам лыжной секции дорожные велосипеды.
Тренировались и соревновались в кроссах по Заречному парку и в гонках на Слободском шоссе.
На первенство школ 1955 года по велосипеду я попал в команду.
Я в команде
Старт на 10 км раздельный, снова Слободской тракт.
Стартанул не резко. Спина стартовавшего передо мной спортсмена хорошо видна.
Работаю.
Слышу — сзади догоняет мотоцикл. Вижу, слева меня обгоняет мотоциклист, а за ним «на колесе сидит» велосипедист.
Подумал:
— Вот гад, бессовестный, неплохо устроился…
Это напомнило мне «гонку за лидером» — трековые соревнования, когда прямо сидящий мотоциклист режет воздух перед велосипедистом, облегчая работу последнего. Так он, паразит, и первое место займет.
И такая злость меня взяла, что я тут же прибавил. Кручу педали с самодельными ременными туклипсами (ремешки на педалях, чтобы педаль тянуть вверх, для скорости).
Гнал так, что даже некогда было посмотреть, кого обогнал из ранее стартовавших.
Кончилось тем, что занял первое место в гонке среди школьников города Кирова.
А на следующий день узнаю, что Маргарита Николаевна, учительница по химии в мое отсутствие по уважительной причине (за школу сражался!), поставила мне «трояк»!
От полученной через несколько дней грамоты за победу в велосипедной гонке радости не было.
Дорожный велосипед хорошо, но гоночный, на котором можно переключать скорости, лучше.
На следующей гонке кто-то предложил мне отработать гонку 25 километров на гоночном.
Старт раздельный. Я начал очень резво. Обогнал нескольких, стартовавших ранее соперников.
Половина дистанции — это деревня Вахруши.
Поворот к финишу после продолжительного подъема.
Вот и поворот. Развернулся и помчался назад к финишу.
В конце спуска вдруг почувствовал невероятную слабость, которая согнула мне руки и опустила грудь на руль. Понимая, что дальше работать педалями не смогу, свернул на левую половину тракта и съехал в кювет.
Мимо мчались мои коллеги, но мне было все равно. А через какое-то время ко мне подбежал мальчишка лет двенадцати.
После небольшого диалога я попросил у него что-нибудь попить. Мальчишка убежал и через некоторое время вернулся с ковшом деревенского кваса. Мое состояние не позволяло не принять ковш из-за двух мух, которые там плавали.
Минут через 20 сел на велосипед и небыстро поехал на финиш.
Через какое-то время отец где-то достал и принес мне руль от гоночного велосипеда.
Я поставил это сокровище на свой дорожный и на чужих велосипедах на соревнованиях уже не выступал.
Осенью 1956 года восьмые классы были отправлены на уборку урожая. Два моих друга, Леня Куликов и Вова Глушков, были восьмиклассниками, и я решил навестить их в деревне Варсеги в трех километрах от Нововятска.
Моя готовность к таким велоброскам была уже достаточной. Повидались.
За тот день не спеша проехал более 60 километров.
Заводская велокоманда, 1955
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я-то? Вятский! Издание второе, исправленное и дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других