Семь минут вечности

Гореслада, 2021

Жизнь это реальность или сон после смерти? Если сон то есть ли в нём смысл? Сплю, живу или это равнозначно? Кем был Иуда на самом деле и где он после смерти? Что и как делать, чтобы попасть в Рай и надо ли туда попадать? Кто такие Элохим? Можно ли убивать себя и других? Обязательно ли иметь в жизни скорбь и радость и в каких пропорциях? С точки зрения автора в книге представлены единственно верные ответы на эти и многие другие жизненно важные вопросы. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Предупреждение

«Не случается смерть — удивительный трип.

Эхо ярким пятном растеклось на груди…»[1]

24:42

Уважаемый Читатель, прежде чем Вы приступите к чтению данного романа, я обязана предупредить Вас, что это не художественная литература, не вымысел писателя, не мои интеллектуальные изыски, извращённые фантазии, в том числе оттого, что считаю художку в основном празднословием. По роду своей деятельности главврача областной психиатрической клиники, за тридцать пять лет практики на посту здравоохранения психического благополучия граждан, мне пришлось столкнуться со многими необъяснимыми официальной наукой фактами состояний пациентов.

Никогда бы не вынесла на всеобщее обозрение истории болезней. Кому неизвестно, что врачебную тайну, подобную священнической тайне исповеди, нарушать неприемлемо, преступно и морально-нравственно не поощряемо, в некоторых случаях наказуемо? Этически это не допустимо, даже в случае прямой или косвенной угрозы жизни и здоровью членам социума. Но допустимо, если не используются идентификационные данные больного, по которым возможно его опознать. Моих персонажей Вы вряд ли узнаете среди своих знакомых, разве что в самих себе. Все совпадения случайны, хотя и закономерны, благодаря единой для всех человеческих особей сущностной природе психофизических и умозрительных свойств материи и сознания. Колокол плачет по самому себе. Так и Вы поплачьте о себе, как и я плакала, когда узнавала себя. Но и посмейтесь, как смеялась и я над собой.

Однако, назвать больными тех, чьи истории вы прочтёте в романе, я бы не взялась. Кроме данных историй во всём остальном они ни в чём более не выказали никаких симптомов неадекватности в восприятии условно принятой действительности и оставались достаточно последовательны и логичны в рамках негласной договорённости о нормальности между людьми. Притом оставаясь упорными в своём видении мира до конца, то есть до смерти.

Здесь представлены рассказы, собранные мной за последние пятнадцать лет работы с разными людьми, которые попали в стационар после неудачных попыток суицида. Никто из них между собой не был сознательно и близко знаком, в многомиллионных областях это как правило, но истории их были весьма похожими, поэтому и вызвали мой профессиональный интерес более обычного.

Повествования я записывала на диктофон и после расшифровывала для книги, которая так же стала основой моей диссертации представленной на обсуждение и изучение во Всемирную Организацию Здравоохранения и пятый норвежский Нобелевский комитет по физиологии и медицине в Каролинский институт (Швеция). Несмотря на то, что диссертация рассматривает аномалии работы мозга и его глубинное изучение, прежде всего после остановки сердца, некоторыми моими коллегами высказывается предположение и совет, что данная работа заслуживает премии по литературе, в разделе «Научная фантастика», а не по физиологии и медицине. Не буду возражать, если работу оценят в обеих номинациях.

Так же должна предупредить, что:

1) Выражения, употребляемые персонажами, представлены в первоначальном виде, нецензурном. Самой слух режет, но из песни даже матное слово не выкинешь, если это автору не угодно. Иначе это будет другая песня.

2) Если Вы очень ранимы и ваши мировоззренческие чувства могут быть чем-либо оскорблены — матерною бранью, кощунством, откровенными сексуальными сценами, насилием над животными и людьми, половыми извращениями, альтернативным мировоззрением и пр., то данный литературно-научный труд не рекомендуется к Вашему прочтению. Если Вы всё же, несмотря на предупреждение, решили прочесть книгу, то к автору не может быть никаких претензий в случае оскорблённых чувств и непредвиденных неврозов.

3) В книге очень часто и в радужных тонах говорится о самоубийстве, однако, это нельзя расценивать как пропаганду суицида. Здесь всего лишь стенограмма бреда и фантазий, находящихся на лечении в психиатрической больнице, поэтому прошу относиться к этому сугубо как к учебно-профилированному материалу.

За 15 лет по представленной теме у меня прошло 52 человека, почти по числу глав. Некоторые главы представляют рассказы одного человека в разные периоды его нахождения в стационаре. У каждого своя история, но не покидает ощущение, что разные люди говорят от одного лица, из этого я прихожу к выводу, что через них говорит кто-то другой. Очень похоже на фильм «Собачья жизнь»[2], только здесь реинкарнирует на самом деле Некий Один во всех прочих и ищет Сам Себя, и это не фантастика, а реальность. Поэтому сначала прочтите от корки до корки и только потом делайте выводы и то, навряд ли выводы будут цельными.

То, что мы имеем, как одну целостную главу, написано не сразу, но на протяжении всего времени пребывания в клинике. Некоторые после выписки возвращались, имея рецидив, и тогда его глава дополнялась новыми сведениями, удлинялась, либо, как уже сказано, писалась альтернативная, дополнительная глава.

В итоге я пришла к мнению, что все истории действительно субъективные модальности (модусы, майя) одной истории двух персонажей, которые по сути один. Одно целое. Поэтому все они представляют один единый объективный диктум какой-то одной Сущности, которая и говорила со мной через моих пациентов. Если бы я была религиозной, не говорю верующей, потому что веруют все во что-нибудь и как-нибудь, то подумала бы, что эта Сущность бог или дьявол, но я не такая. Я знаю, или верю, что после смерти, остановки сердца и гипоксии мозга никакого существования личности нет. Никакой квантовой физикой не вернуть ни одного сознания, души, ни одного человека или зверя. Исчезаем навсегда, безвозвратно и никакого смысла жизни нет, кроме самой жизни здесь и сейчас. Лучшее, что с нами может произойти и произойдёт — смерть, безо всякой перспективы возвращения. Мои пациенты, однако, об этом тоже говорят, называя это лучшее — Шаббат[3] или, что тоже, Ниббана[4] и Танатос[5].

Как объяснить случившийся феномен пока не знаю. Но работаю над решением. Скорее всего, здесь либо редчайший случай чистого частого совпадения по теории больших чисел, либо моё субъективное восприятие, иллюзорная интерпретация, майя. Не более.

В аудиозаписях присутствует мой голос, но в расшифровке я оставила только речь рассказчика. В имеющихся диалогах рассказчик говорит сам с собой, не с кем-либо ещё. Постаралась не просто минимизировать, а вовсе удалить своё присутствие из повествования, появляясь, разве что, в предисловии, комментариях, послесловии и очень редко в разговорах. Например, в главе «Желание умереть» и ряда других почти сохранены исходники для разнообразия.

Эпиграфы глав, как и цитаты тех или иных произведений взяты из речей моих собеседников. Некоторые из них, если не все, предвосхищали их появление в природе, взяты ими из будущего. Тех или иных артистов и произведений искусства ещё нет, но цитаты из них пациенты уже знают. Диагноз или феномен пророка. Поэтому есть видимость не соответствия эпохе. Я только распределила что куда, иногда меняла абзацы местами, чтобы сохранялась привычная логика и синтаксис. Удалось не очень, но я не литератор, чтобы претендовать на литературные премии, хотя Нобелевскую по Психиатрии получить надеяться можно.

Моя работа не равноценна трудам Юлиуса Вагнер-Яурегга, Арвида Карлссона, Пола Грингарда и Эрика Кандела[6], ибо пока не выдвигаю перепроверяемых и доказуемых методов по регулированию нейронов, зато обнаружила, пока необъяснимую форму группового психического расстройства, не поддающуюся корректировке никакими препаратами, предложенными вышеперечисленными нобелиатами. Обнаружение тупиковой области в медицине так же заслуживает внимания и поощрения, так как открывает перспективу для экспериментальной науки.

Все рассказчики, как бы то ни было удивительным, дополняют друг друга в течение 15 лет наблюдений. Может иногда показаться, что это один и тот же человек говорит, например, глава «Трансёрфер» и глава «Иуда Секарий» рассказана разными людьми и между ними и их реанимациями разница почти в 14 лет. Здесь мной рассматриваются только пациенты, поступившие с диагнозом шизофрения, суицидальные наклонности, относимых мной к выделенной мной категории «Семиминуток». Поэтому мной подана заявка в ВОЗ на введение данной категории в классификацию неизлечимых пока ментальных повреждений.

Данная категория больных выделена мной в подвид из «ищущих смысл жизни», которых Виктор Франкл, оппонент, как Фрейда так и Адлера, предлагал лечить словом, т. е. смыслом — логотерапия. Здесь не лишним будет напомнить статистику, приведённую Франклом: «Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше.

Мне сообщили интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства. В них подробнейшим образом выяснялось всё, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85 процентов из них не видели больше в своей жизни никакого смысла; при этом 93 процента из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами.

Во всяком случае, о неудовлетворенных потребностях не могло быть и речи. Это тем более заставляет нас задать себе вопрос, каковы условия, делающие возможной попытку самоубийства, что должно быть встроено в"condition humaine", чтобы когда-нибудь привести человека к такому поступку, как попытка самоубийства, несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. Представить себе это можно лишь в том случае, если человек как таковой — или если он им уже перестал быть, это, по крайней мере, было изначально — добивается того, чтобы найти в своей жизни смысл и осуществить его. Это и есть то, что в логотерапевтической теории мотивации мы описываем понятием"стремление к смыслу". Как известно, существует так называемая — сама себя так называющая — "глубинная психология". Где же, однако,"вершинная психология"? Оказалось, что концепция"стремления к смыслу"может быть верифицирована и чисто эмпирическими методами… Кто ещё станет сомневаться в существовании стремления к смыслу (подчеркнём: не больше и не меньше, чем специфической для человека мотивации), взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса 189733 студентов в 360 университетах. Главный интерес у 73,7 процента опрошенных выражается в цели"прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной". Или возьмём доклад Национального института психического здоровья: из 7948 студентов в 48 вузах наибольшее число (78 процентов) выразили желание"найти в своей жизни смысл"»[7].

Только дело в том, что именно в суициде они и видят смысл жизни и считают его истинным, героическим и благородным. Только этот смысл, с их точки зрения, осоляет всю прочую экзистенцию и делает её осмысленно. Точнее даже не сам суицид, но то, что может быть после него — созданиеиных миров и путешествие по ним, в том числе абсолютный Покой.

Мои пациенты нашли этот смысл только в регулярном самоубийстве и посмертных приключениях либо в абсолютном освобождении от Бытия. Все прочие смыслы, предлагаемые социумом под соусом религий, политик, наук, искусств, ими отвергнуты как иллюзорные, мелочные, суетные, обесцененные. Каждый сам придаёт ценность чему-либо в меру воспитания, образования, невежества и/или симпатий.

Можно было бы определить их как массовый психоз, если бы хоть где-то в обществе, в сетях или организациях было что-то подобное. Но никаких упоминаний о подобном учении нигде мной не идентифицировано.

Скорей всего, именно так начинались все религиозные движения. Идеи «витают в воздухе» доступностью всяческой информации, научного, околонаучного, псевдонаучного и/или мистико-метафизического характеров. Наиболее чувствительные к ним и проявляющие активный интерес личности, аккумулируют сведения на сознательном или бессознательном уровне и выдают на-гора. Для них это откровение, а по факту — интерпретативный бред при параноидной шизофрении. Разве не все религиозные «откровения» такого же порядка?

Мне бы не хотелось, чтобы в нашем социуме появилось подобное учение, организованное в секту или легальную религиозную организацию, многие элементы которого я нахожу в так называемых традиционных религиях. Тем более не жажду, чтобы мои дети приняли это учение и покончили с собой в поисках лучшего мира, смысла или чего бы то ни было. Нет уж, увольте меня с должности главврача или отправьте на пенсию, что и так скоро произойдёт естественным порядком, если пенсионный возраст снова не увеличится, но пусть мои дети смирятся с бессмысленностью бытия, проживут в печалях и радостях до глубокой старости, и умрут безо всяких фантазий о воскресении из мёртвых, как бы то ни было.

Лично для меня весьма и весьма увлекательно — наблюдать работу мозга в трактовках проживаемой индивидом жизни и, когда и/или если это возможно, помогать ему прийти к утешительному и безопасному выводу при вспоможении имеющейся в наличие терапии — медикаментозной, физиологической, электрической, музыкальной, вербальной, трудовой, шоковой и пр. В противном случае я бы не стала врачевателем. Книга рассчитана на интересующихся как автор проблемами и решениями современной психосоматики и религиозными аномалиями подвижек мысли.

В целом я убеждена, что любое произведение искусства и книга в первую очередь, кроме развлечения во упокоение от трудов праведных, должно быть всегда, в некоторой степени, энциклопедией, лайфхаком — передавать мудрость веков и, если достаточно ума у автора, производить какие-либо новейшие научные открытия, не найденные предыдущими и не проверенные поколениями, быть экспериментом, гипотезой. Что я и делаю данным трудом. Насколько же моя сия энциклика научна и насколько художественна, пусть решает каждый читатель для себя сам.

Прочие мои комментарии читайте в примечаниях и послесловии после систематического прочтения от корки до корки сего манускрипта. Если Вы готовы к чтению этих странных, страшных, трагических, смешных, пошлых, элитарных, научных, религиозных, романтических, возвышенных и низменных повествований, то в путь, удачи. Всё в ваших руках и в руках Вашего психиатра с психологическим пинцетом и скальпелем в руках.

Примечания

1

Сантим, гр. «Ангелы на краю вселенной», альбом «Рай на земле», 2021 г. — «Дневник Джона Ди».

2

«Собачья жизнь» (англ. A Dog’s Purpose) — американский комедийно-драматический художественный фильм режиссёра Лассе Халльстрёма. Основан на романе Брюса Кэмерона «Жизнь и цель собаки», повествующем о собаке, способной перерождаться после смерти и с каждым новым воплощением всё больше приближающейся к пониманию человека и его проблем.

3

Ша́ббат (ивр.‏, идиш‏ — «покоился, прекратил деятельность», также употребляется в форме ша́бос, ша́бэс) — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы. Также почитается караимами, самаритянами и представителями некоторых направлений христианства (адвентисты седьмого дня, русские «субботники» и др.)

4

Нирва́на, Нибба́на (от санскр. nirvāṇa IAST, пали nibbāna — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения»,"отсутствие желаний") — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре. В буддизме нирвана имеет ряд взаимосвязанных определений: свобода от желаний, привязанностей и страданий, то есть, отсутствие их влияния на события жизни; освобождение от страдания, от круга рождений и смертей (сансары);состояние сознания, в котором дхармы — частицы потока сознания (санскр. — читта-сантана)"пребывают в покое"; высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений (клеша), отравляющих сознание ядом (такое состояние названо «нирвана с остатком»). Помимо «ниббаны с остатком» в палийских суттах различают «ниббану без остатка» (пали — "махапариниббана"). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры). По поводу того, как именно надо понимать природу нирваны, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахманом. В буддизме нирвана реализуется у существа, достигшего Пробуждения (бодхи). Российский буддолог А. В. Парибок в своём переводе компедиума буддийского учения «Милиндапаньха» (1989) чаще всего переводит слово «ниббана» палийского текста словом «покой» (кроме тех случаев, где речь идёт о специальной терминологии буддийского учения).

5

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др. — греч. Θάνατος, «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна и сновидений Гипноса. Живёт на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Танатоса освободил Арес). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке или мечом, которым бог срезал прядь волос, высвобождая душу из тела. Изображён на ларце Кипсела как чёрный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом

6

Юлиус Вагнер-Яурегг — Нобелевская премия в 1927 г. за обоснование теоретических положений пиротерапии. В 1887 сообщил о влиянии заболеваний, сопровождающихся повышением температуры, на течение психозов, затем предложил применять «лихорадочную» терапию для лечения прогрессивного паралича, привил малярию больным, страдающим этим заболеванием, обосновал принципы «раздражающей» терапии, разработал методику малярийной терапии. Последняя применялась им также при лечении сифилиса, нейросифилиса, рассеянного склероза, шизофрении. Автор работ по инфекционным психозам, проблемам наследственности и судебной психиатрии.

Арвид Карлссон — показал, что допамин играет роль нейромедиатора и необходим для контроля двигательных функций у человека (2000). В конце 50-х годов провел серию опытов, в ходе которых была выявлена важная роль допамина в процессе передачи сигналов в головном мозге. Ранее считалось, что допамин является предшественником другого нейромедиатора — норадреналина. Арвид Карлссон, разработав высокочувствительный метод определения уровня допамина в тканях, обнаружил, что допамин и норадреналин накапливаются в различных участках мозга. Это позволило ученому сделать вывод о том, что допамин является самостоятельным нейромедиатором. В высоких концентрациях допамин содержится в базальных ганглиях головного мозга, являясь важным регулятором моторной функции. Выяснил, что лечение леводопой нормализует уровень допамина в головном мозге. Леводопа, которая в головном мозге превращается в допамин, компенсирует его недостаточность и нормализует моторную функцию. Лекарственные препараты, содержащие леводопу, по-прежнему наиболее часто используют для лечения пациентов с болезнью Паркинсона. Кроме эффективного лечения паркинсонизма, исследования Арвида Карлссона позволили глубже понять механизм действия ряда других препаратов. Ученый продемонстрировал, что антипсихотические лекарственные препараты, блокируя допаминовые рецепторы, влияют на передачу нервного импульса в синапсах. Исследования Арвида Карлссона сыграли важную роль в лечении депрессии, которая является одним из наиболее широко распространенных заболеваний. Ученый внес значительный вклад в разработку лекарственных препаратов группы селективных ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина, являющихся новым поколением антидепрессивных средств.

Пол Грингард — Нобелевская премия за открытие механизма действия допамина и других нейромедиаторов. В конце 60-х годов уже было известно, что допамин, норадреналин и серотонин являются нейромедиаторами, однако механизм их действия оставался неясным. Ученый установил, что процесс медленной синаптической передачи связан с химической реакцией фосфорилирования белка. Сначала нейромедиатор воздействует на рецептор, расположенный на поверхности клетки, что является пусковым механизмом каскада реакций, в результате которых «ключевые белки» регулируют различные функции нейрона. За счет присоединения фосфатной группы (фосфорилирование) или удаления ее (дефосфорилирование) изменяются форма и функции белка. Благодаря этим механизмам действия нейромедиаторы могут передавать сигнал от одного нейрона к другому. Пол Грингард установил, что стимуляция допамином рецепторов клеточной мембраны является причиной поступления второго медиатора — цАМФ — в клетку. Она активирует протеинкиназу А, которая способна присоединять фосфатные молекулы к другим белкам в нейроне. Открытие Пола Грингарда помогло глубже понять механизм действия многих лекарственных препаратов, влияющих на фосфорилирование белков в нейронах.

Эрик Кандел — Нобелевская премия за открытие молекулярных механизмов работы синапсов (2000). Используя в качестве модели нервную систему морского слизняка, он выявил, что изменения в деятельности синапса являются основными в механизме памяти. Фосфорилирование белка в синапсе играет важную роль в формировании краткосрочной памяти. Для формирования долгосрочной памяти также необходимы преобразования в синтезе белка, которые приводят к изменениям формы и функции синапса.

Сначала Эрик Кандел начал изучать механизмы формирования памяти у млекопитающих, однако для понимания основных процессов памяти их нервная система оказалась очень сложной. Ученый принял решение использовать более простую экспериментальную модель — нервную систему морского слизняка — Aplysia, состоящую из незначительного числа нейронов (около 20 тыс.), многие из которых большого размера. Эрик Кандел доказал, что у морского слизняка как краткосрочная, так и долгосрочная память «локализуется» в синапсе, в 90-е годы он провел подобные исследования на мышах. Ученому удалось доказать, что такой же тип формирования памяти, который был обнаружен во время изучения морского слизняка, существует и у млекопитающих. Аналогичные механизмы памяти Эрик Кандел выявил и у человека. Можно сказать, что память человека «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти. Хотя путь к пониманию всего сложного комплекса процесса памяти еще долгий, результаты исследований Эрика Кандела стали основой для дальнейшего научного поиска. В настоящее время изучается механизм сохранения изображения в нервной системе, а также вопрос о том, как можно восстановить память о событиях, которые произошли раньше. С тех пор, как стали понятными основные аспекты функционирования клеточных и молекулярных механизмов памяти, появилась возможность разработки новых типов лекарственных препаратов, предназначенных для улучшения функции памяти у пациентов с различными типами деменции.

7

Виктор Эмиль Франкл «Человек в поисках смысла».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я