Актёры нашего времени

Андрей Николаевич Аверин

Актёр – это увлекательная и ответственная профессия, требующая от человека невероятных сил, усердной работы, самоотдачи и терпения. Актерское мастерство позволяет людям искусства примерять различные образы и проживать десятки чужих самых разнообразных жизней. А главное, своими многократными перевоплощениями на экране и на сцене театра они дарят радость зрителям. В этой книге вы познакомитесь с талантливыми актерами нашего времени, которые расскажут о себе и о своей творческой профессии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актёры нашего времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дизайнер обложки Артём Медведев

© Андрей Николаевич Аверин, 2023

© Артём Медведев, дизайн обложки, 2023

ISBN 978-5-0060-3703-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ольга Альбанова: «Петербург — это одно сплошное любимое место»

Автор фото: Владимир Филиппов.

Ольга Альбанова — актриса театра и кино, певица, преподаватель на кафедре режиссуры РГИСИ, основательница музыкального коллектива «Альбанова & Белоусов Band». Она родилась 1 июня 1974 года в городе Ленинграде. С детства посещала музыкальную школу по классу фортепиано. С 1993 по 1994 гг. училась вокалу у выдающегося музыканта, артиста, талантливого дирижёра Дмитрия Викторовича Покровского (1944—1996). В 1999 году окончила СПГАТИ. После выпуска из института Ольга вместе с мастером курса Л.Б.Эренбургом и однокурсниками основала «Небольшой драматический театр», где служит до сих пор. С 2002 года играет в кино. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Мост», «Консультант», «Чужой», «Инспектор Купер-2», «Комиссарша», «Исправление и наказание», «История одного назначения», «Шторм», «Давай разведемся!» и др.

— Какой своей ролью Вы дорожите и гордитесь больше всех других? Какой фильм или спектакль стал для Вас самым знаковым?

— Все роли мне дороги. Ведь как можно выбрать между Катериной Ивановной в «Преступлении и наказании» и Раневской в «Вишневом саде», или Василисой в спектакле «На дне»? Я ими всеми дорожу. Горжусь Реганой в «Короле Лире», с которой была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска» в 2021 году. И, конечно, особо выделяю и люблю Хустину в спектакле «В Мадрид, в Мадрид» — это моя первая роль в острой форме и вообще первая роль на сцене. Ей предшествовала большая работа: я общалась с глухонемыми ребятами, занималась с сурдопереводчиком — изучала мой персонаж со всех сторон, да еще и научилась играть на аккордеоне. Это знаковая для меня работа, которая тоже была отмечена номинациями и премиями. И как раз в связи с Хустиной состоялось другое знаковое событие — первая роль в кино. Блаженная Таша в фильме «Дневник Убийцы» Кирилла Серебренникова, который увидел меня в «Мадриде» на гастролях в Москве и пригласил в картину. Кирилла я считаю своим крестным отцом в кино. Еще, если говорить о кино, я дорожу работой у Бориса Фрумина в фильме «Нелегал», где мне посчастливилось работать с замечательным партнером — Алексеем Серебряковым. И еще я люблю работать у Дуни Смирновой и Ани Пармас, мне очень интересно и комфортно с ними.

— Меняют ли вас ваши персонажи? Может быть, частичка некоторых остается с вами и после завершения работы?

Мои персонажи меняют меня профессионально. Потому что с каждой работой над очередной ролью я добавляю в свою палитру новую краску. Меняют ли они меня личностно? Когда мы работаем над ролью, копаемся в человеческих мотивациях, и всегда ищем в себе то, что называется на профессиональном сленге «адвоката своих героев». Потому что не бывает однозначно хорошего человека или однозначно плохого (ну, конечно, если только это не маньяк какой-нибудь); все люди сложные, объемные. И мы всегда ищем оправдание человеку: играешь плохого — ищи, где он хороший. Это помогает мне, как актрисе и сочинителю роли, лучше понять природу своего персонажа, найти больше возможностей его пожалеть. Как сказал отец Александра Гордона, «людей жалко, в особенности — всех». И вот это, наверное, оставляет во мне личностный след. Позволяет смотреть на человека не узко с одного ракурса, воспитывает прощение и понимание, эмпатию, если угодно.

— Есть ли какие-либо литературные произведения или авторы, которые сформировали Ваш вкус и оказали влияние как на артиста?

Моим первым эстетическим потрясением был момент, когда в 6 лет я увидела по телевизору, между мультиками, как Марыля Родович поет «Кони привередливые» Высоцкого. Это было мощнейшее впечатление, которое поразило меня, кроху, до глубины; я эстетически проснулась. Может быть, поэтому через 30 лет я осмелилась запеть Высоцкого. Что касается литературы, то читать я начала рано, книги от меня не прятали, поэтому в 7 лет я прочла «Ромео и Джульетту», в 11 — «Госпожу Бовари», потом «Мастера и Маргариту» и все это как-то постепенно и формировало мой вкус. Первой же книгой, которую я прочла, был «Маленький принц». Помню, я смутно понимала, что в финале он погибает, но не хотела этой мысли, гнала ее от себя. Я натягивала на себя синее покрывало, похожее на его плащ (как на рисунках Экзюпери в книге) и придумывала продолжение истории, чтобы в ней не было того нехорошего, что с ним произошло. Наверное, с этого и началась моя артистическая карьера.

— Вы преподаете актерское мастерство. Как вы считаете, действительно ли можно выучиться на актера или это все-таки призвание?

Это призвание. Нельзя научить «обезьяньей» лицедейской природе. Как нельзя научить, например, фонетическому уху, которым обладают пародисты. Но можно научить ремеслу, и я, как педагог, могу снабдить своих учеников необходимым инструментарием для того, чтобы они сознательным путем разбудили свое подсознание. Потому что искомое в работе на сцене — это подсознание. Я не смогу сейчас в двух словах объяснить суть системы Станиславского — все это читатель может найти в его книгах. Но суть в том, что при наличии каких-то способностей, какой-то предрасположенности к лицедейству, при наличии темперамента, плюс инструментарий, которым мы снабжаем — и из человека может получиться артист. Но я бы еще сказала так: мой щенок тоже умеет подавать лапку, но делает это, как бы сказать, «без огонька». Мы можем дать школу, а вот насколько человек способен ее взять это уже к Господу Богу. Поэтому, повторюсь, да, это призвание, а мы со своей стороны можем помочь природе встать на «профессиональные ножки».

— Петербург — ваш родной город. Можете назвать любимые места?

Санкт-Петербург, Ленинград — это одно сплошное любимое место. Я долго думала над этим вопросом, и выбрать одно любимое место совершенно невозможно. Я обожаю набережную Обводного канала с кирпичной готикой, там много старинных промышленных предприятий, возведенных из красного кирпича (что во времена постройки было обусловлено его стоимостью). Это так называемый «серый пояс» Петербурга, который отделяет исторический центр от окраин — территория заводов и мануфактур, которые возникали по берегам рек в 19 веке. И я люблю эти промзоны, эти маргинальные территории, весь этот петербургский индустриальный «мрачняк». А почему люблю — я выросла в Невском районе Ленинграда, это рабочая окраина города, где улицы называли фамилиями разных революционеров. Но тогда я понятия не имела, кто такой революционер Бабушкин и говорила, что улица Бабушкина — это улица бабушки и моя. Я люблю всё в таком духе. И мне радостно, когда такие постройки не сносят, а дают им вторую жизнь, как порт Севкабель, который превратился в культурное пространство, как здание бывшего завода Сигнал, в котором располагается наш театр, как фабрика «Скороход» и другие.

— Совместно с Александром Белоусовым вы основали дуэт «Альбанова & Белоусов Band». Где проходят ваши концерты? Каким образом подбираете репертуар для своих выступлений?

Мы создали дуэт 10 лет назад и все это время, по счастью, существовали в пандан, строили и тембрально, и вкусово. Нам всегда нравились одни музыкальные направления, мы как бы «прикуривались» друг от друга каждый раз, когда брали песню в работу. Нам всегда было близко творчество Егора Летова, мы оба ощущали его как лирического поэта-исполнителя, как бы неожиданно это ни прозвучало. Мы делали нетривиальные аранжировки, которые открывали его по-другому. Благодаря тому, что у меня в биографии есть страница под названием «Ансамбль Дмитрия Покровского», мне нравятся эксперименты с фолк-роком, каверы на романсы. Саша написал несколько песен на стихи нашего коллеги и друга, актера Сергея Уманова, и они тоже стали частью нашего репертуара. Мы выступали в колыбели питерского андеграунда — в клубе «Fish Fabrique Noёuvelle» (за что отдельное спасибо Кириллу Рейну), выступали в клубе «Морзе» и в разных маленьких питерских клубах. Сейчас в нашем проекте происходят изменения, которые вероятно приведут к совсем новой форме выступлений и новому составу, но это отдельный разговор.

— Расскажите, над чем Вы сейчас работаете? Возможно, готовятся новые театральные и кинопроекты?

Сейчас вместе с двумя поколениями моих выпускников я делаю спектакль по пьесе Олжаса Жанайдарова «Магазин». На сцене играю в паре с Аней Шельпяковой, выпускницей одного нашего актерского курса, а ставит спектакль выпускник другого, уже режиссерского нашего курса, Артем Злобин. В кинопроектах — надеюсь, что поеду сниматься в сериал «Склифосовский» с любимым и уважаемым мной актером Константином Юшкевичем. А в музыкальной сфере — мне бы хотелось поучаствовать в трибьюте Инны Волковой («Колибри»), и попробовать записать песню. Сейчас работаю над этим.

Автограф от актрисы. Из личного архива Андрея Аверина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актёры нашего времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я