Тысячелетник

Андрей Бауман

Дебютная книга стихов Андрея Баумана представляет собой движение к целостной картине европейской истории: от ее греческого истока через христианское обновление мира к катастрофическому опыту последнего столетия, достигшему предельной интенсивности в мировых войнах, концлагерях и новейших конфигурациях террора и ставшему определяющим для русского культурно-исторического космоса. На протяжении всей книги происходит интерпретация осевых векторов европейской поэзии, обретших воплощение у Данте, Гёльдерлина, Рильке, Мандельштама, Целана, Элиота, и ключевых маршрутов западной философской мысли. Но главная новация автора «Тысячелетника» – возрождение языка богословских и литургических текстов как одного из оснований для современной поэтической практики. Неоплатонический словарь, переосмысленный Дионисием Ареопагитом, каппадокийцами и Максимом Исповедником, опыт сирийских гимнографов и рейнских мистиков становятся тканью новой стихотворной речи, которая достигает кульминации в описании крестного пути Христа и Его непосредственного присутствия в современном мире после Катастрофы.

Оглавление

«птица граничит с воздухом…»

птица граничит с воздухом

зверь — с камнем

ангел — с листом полыхающим по щеке ночи

человек граничит с морем

с самозабвенной раковиной моллюска

тысячелетний планктон эритроцитов

мерно стучит в висок

любовники зашитые в наготу

впервые граничат друг с другом

отслаиваясь от природы

заостренные исступлением

с похудевшими чертами

прорастая друг в друга

корнями и капиллярами

они первые прикасаются к смерти

к взрыву неподвижной белизны

к яростному шуму тишины возле глаз

к распусканию влажного тождества

к утрате себя

к тому что

смерти

нет

всегда

позади

14–17 января 2010

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я