Как стать пилотом. Руководство к действию

Алексей Сергеевич Спиридонов, 2023

В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Выбирающим и покупающим самолет

Когда надо покупать свой самолет

Покупать самолет стоит после того, как появился собственный летный опыт. Потому что новичок не знает, какой самолет ему нужен. У него есть сильная мотивация купить, но он просто не представляет, какие самолеты бывают и что они умеют.

Если желание купить чрезвычайно сильное, то приобрести можно и заранее, но выбор стоит сделать в пользу популярных моделей самолетов, которые имеют высокую ликвидность на рынке. Такой аппарат легко продать в том случае, если ошиблись с выбором или выросли из него быстрее, чем планировалось. И порой при этом даже может получиться заработать. В случае же приобретения чего-то очень дорогого или экзотического продажа может затянуться.

Но в то же время затягивать с запланированной покупкой тоже не надо, углубляясь в сбор мнений, изучение рынка и тому подобное. Потому что в идеале, закончив АУЦ, надо сразу приступать к полетам, чтобы не забылось то, что только изучили, и не возникло перерыва.

В чем недостатки ранней покупки и как их сгладить

Новичок может стать жертвой грамотных маркетологов и начать смотреть в сторону Цирруса, Пантеры или других модных самолетов, а то и вовсе заинтересоваться яркими и компактными автожирами.

Для того чтобы вдохновиться на покупку, это все отличные варианты. Но надо понимать: в мире малой авиации нет ни теслы, ни иных прорывов, а вместо этого есть красивые картинки и талантливые маркетологи, а лукавые цифры порой попадаются даже в официальных спецификациях.

Малая авиация — очень ортодоксальная отрасль в части технологий, и за много лет почти ничего не поменялось. Прекрасно продолжают летать аппараты, выпущенные в первой половине прошлого века, и вовсе не в статусе раритетов, а наравне с теми самолетами, что были произведены вчера, условно говоря.

На первых порах, какой именно нужен самолет, в точности не знает никто. Посредники могут дать рекомендации по покупке, но как их соотнести с тем фактом, что пока вы сами еще не понимаете, как хотите летать: быстро ли, далеко ли, нужна ли возможность садиться на неподготовленные площадки? Захочется ли вам летать на воду? Или вы точно собираетесь летать в плохую погоду, для чего нужно выполнять полет по приборам? А может быть, вообще бросите самолеты и уйдете летать на вертолетах?

И поэтому если решили покупать, но четкого запроса еще не имеете, то вашим первым самолетом должен стать самолет без явно выраженных черт. Можно сказать, что он должен быть «никакой»: не большой и не маленький, не быстрый и не медленный.

Как определиться с типом самолета

Часто выбор типа самолета при покупке определен доступной суммой денег. С учетом этой вводной рассматриваются все доступные в интернете предложения, как внутри страны, так и за рубежом.

Если среди отобранных вариантов окажутся незнакомые вам типы аппаратов, стоит познакомиться с ними вживую до покупки. Либо полетать непосредственно на приобретаемом аппарате, либо отыскать этот же тип на одном из аэродромов поблизости. Это нужно для того, чтобы понять, насколько подойдет такой самолет. Если это сделать не получается, то надо хотя бы пообщаться с пилотом или владельцем такого же самолета.

Существует такое понятие как «первый самолет». Оно перекликается с аналогичной сущностью в мире автомобилей. На практике это означает, что нужно выбрать один из подходящих новичку самолетов, а также учесть требования к его техническому состоянию.

Новичку самолет нужен достаточно простой конструктивно, а также несложный в управлении и прощающий ошибки пилотирования. В большинстве случаев это будет однодвигательный сухопутный самолет с передней стойкой. Удобнее и комфортнее, когда приобретаемый самолет того же типа, как и тот, на котором проходило обучение в летной школе, либо самолет, похожий на него. Но это не правило, и полученные в АУЦ знания и навыки позволяют привыкнуть и к другому типу.

Состояние тоже важно. Самолет должен быть готовый к полету и полностью исправный, чтобы первые проблемы матчасти, которые неизбежно появляются при эксплуатации любой техники, возникли как можно позже. Прежде всего, потому что возня с самолетом — это не самое интересное занятие (для большинства пилотов) и может демотивировать новичка.

Очевидно, что на роль первого самолета не очень подходит скоростной самолет, оснащенный для полетов по приборам, с герметичной кабиной и с ПОС[165]. Не только потому, что он более сложен в управлении и требователен к аэродрому, но еще и потому, что путем частного пилота лучше насладиться полностью, начав его проходить с самого начала. От простого к сложному. Все его этапы интересные и не вызывают желания перепрыгнуть их и начать летать на супер-пупер самолете очень быстро и очень высоко. Также как не возникает желания перелистать интересную книгу сразу на середину или конец. Кроме того, проще и безопаснее, когда сложность авиационной техники увеличивается постепенно.

Какой купить самолет

Для того чтобы определиться с тем, какой самолет приобрести, нужно понять, какие задачи вам интереснее всего решать с его помощью. А для это стоит расширять круг знакомств в малой авиации, посещая новые аэродромы, авиационные слеты АОН. Также много информации можно извлечь из отчетов о перелетах и выпусков авиационных блогеров.

Когда круг задач очерчен, остается выбрать приоритетные, потому что не все опции совместимы друг другом и не существует в природе воздушного судна, которое умеет все. Выбрав одну возможность, скорее всего, придется отказаться от другой. Все так же, как в случае автомобилей: внедорожник не может быстро ездить, а спортивный автомобиль не может быть экономичным в части расхода топлива.

Базовые сценарии использования самолета и вертолета:

• летать редко и недалеко (один раз в в неделю или даже в месяц и вокруг аэродрома);

• путешествовать по своей стране;

• летать в Европу и по миру;

• летать максимально часто, пользуясь как транспортом, в том числе в «плохую» погоду;

• летать вверх ногами и с большими перегрузками (не актуально для вертолетов).

В случае, если вы можете нанять пилота, то добавляется еще сценарий бизнес-применения, когда выполняются перелеты по делам на всепогодном и быстром аппарате, которым управляет наемный коммерческий пилот.

Какие бывают самолеты:

• которые умеют подниматься в воздух только с пилотом либо брать на борт от одного до четырех человек;

• летающие медленно и летающие быстро;

• летающие низко (негерметичные) и летающие высоко (герметичные и с кислородом);

• простые в управлении и сложные в управлении;

• короткого взлета-посадки (могут приземлиться на поле), обычные (для коротких и средних полос) и скоростные (которым нужна длинная ВПП);

• умеющие садиться на воду и садящиеся только на сушу;

• умеющие садиться на грунтовую полосу и те, которым требуется преимущественно искусственное покрытие (например, асфальт);

• не подразумевающие полетов в «плохую» погоду и те, что оборудованы для полетов при неблагоприятных погодных условиях;

• не позволяющие выполнять пилотаж вовсе и те, что позволяют его в ограниченном объеме, а также чисто пилотажные самолеты.

Данные списки не претендуют на полноту и приводятся как ориентир.

Где искать предложения

Предложения о продаже нужно искать прежде всего в интернете[166]. В России это два авиационных форума[167], и, как ни странно, бытовые торговые площадки вроде Авито, где тоже достаточно часто стали появляться объявления о продаже воздушных судов.

За рубежом много веб-сервисов для размещения объявлений по продаже воздушных судов, и лидерами по количеству предложений являются «Controller», «Trade a plane» и «Barnstormers» для США и «PlaneCheck», «Aircraft 24» для Европы.

Также в странах Европы есть сайты на национальных языках (французском, немецком, итальянском, испанском и других), где также можно отыскать интересные предложения. Некоторые владельцы по старинке публикуют объявления в специализированной бумажной прессе.

Искать также надо среди знакомых и на аэродромах внутри страны и за рубежом, если есть там контакты. Очень многие из тех, кто имеет потенциальное желание продать свое воздушное судно, даже минимальных действий для этого не совершают и не размещают объявление о продаже. Соответственно, такие предложения можно отыскать, только опрашивая знакомых.

Сколько стоит самолет

Цены на самолеты очень сильно разнятся. Как на новые аппараты, так и на бывшие в употреблении (ресурсные). И разброс цен на ресурсные аппараты много сильнее, чем на автомобильном рынке. Ознакомиться с ценами достаточно легко в интернете, на упомянутых ранее веб-сайтах.

Верхний предел у цен находится достаточно высоко — порядка 800 тысяч долларов США для нового дорогого однодвигательного самолета, а нижней границы практически нет. В некоторых случаях самолет можно купить много ниже регулярной цены — за 5–8 тысяч долларов, но это касается тех аппаратов, которые имеют небольшой остаток ресурса. Причины такой низкой цены в том, что для продолжения эксплуатации таких аппаратов как типовых ВС надо вложить в их ремонт много денег.

На каком типе топлива выбирать

Важным аспектом при выборе самолета является тип потребляемого им топлива, потому что топливо различается по стоимости и по доступности. Основных типов, по сути, два: автомобильное топливо[168] и авиабензин[169]. Дизельное топливо и керосин для силовых установок воздушных судов АОН являются экзотикой.

В настоящее время авиационный бензин (в 200-литровых бочках) торговые компании могут доставить почти в любой уголок страны, но при этом актуальны вопросы оперативности и стоимости. На крупных аэродромах АОН обычно организована заправка автомобильным топливом, что избавляет от необходимости при перелетах по стране самостоятельно организовывать покупку и транспортировку топлива в канистрах с АЗС.

В случае приобретения бензина на автомобильной заправке есть определенные риски встретиться с некачественным топливом (особенно если это незнакомая АЗС). Использование авиационного топлива подразумевает снижение подобных рисков.

В любом случае, при заправке из бочек или канистр авиационного или автомобильного топлива, использование фильтров той или иной степени очистки — это хорошая практика. От плохого бензина это не защитит, а от инородных тел, оказавшихся в таре, — вполне.

Новое или не новое воздушное судно

При покупке самолета не нужно стремиться приобрести обязательно новый аппарат с завода. В авиационном мире нет такого отношения к подержанной технике, как в автомобильном, где зачастую машины меняют на новые после нескольких лет использования. Жизненный цикл у самолета много дольше, чем у автомобиля, поэтому в покупке ресурсного аппарата нет ничего зазорного или противоестественного. Кроме того, многие аппараты уже невозможно купить в новом состоянии, потому что либо такая модель снята с производства, либо сама компания-производитель прекратила свое существование. И таких аппаратов очень много. Можно даже утверждать, что большинство интересных и удачных моделей самолетов уже много лет не выпускается, и поэтому новыми их не купить.

При выборе между несколькими схожими предложениями год выпуска аппарата — тоже не самый решающий критерий, много важнее состояние и остаточный ресурс (сколько летных часов осталось до того момента, когда будет необходимо выполнять плановый ремонт, предписанный производителем).

При заказе нового аппарата надо уточнять срок готовности — в некоторых случаях существует очередь, которая порой достигает года ожидания или более. Но и в этом случае можно приобрести аппарат быстрее, за счет покупки места в очереди у заказчика, который готов его уступить.

Кто может помочь выбрать

Имеется ряд авиаторов у нас в стране и за границей, профессионально выступающих посредниками. Они за плату помогают с выбором и осмотром воздушного судна. Новичку практически нереально понять, на что обращать внимание и что действительно важно. Кроме того, не до всех аппаратов можно физически доехать самому, например, если они находятся в США.

Как выбрать самому

Для выбора аппарата самостоятельно как минимум потребуются технические знания. В принципе ничего сверхестественного сложного в авиационных моторах и в конструкции планера самолета нет. Любой технически образованный человек может понять и разобраться с этим. Особенно если есть навыки чтения технической документации. Самолет много проще любого современного автомобиля, но имеет специфичные подходы к ведению документации и обслуживанию.

Как купить дешевле

Чтобы купить самолет дешевле надо не только поставить такую цель перед собой, но и быть готовым быстро реагировать: отправлять первым задаток и оперативно организовывать выезд на осмотр, а после этого не затягивать отправку основной суммы. Это все позволит с большей вероятностью воспользоваться выгодным предложением. Справедливо это как при покупке за рубежом, так и внутри страны.

Также можно сэкономить, если приобрести аппарат на страховом аукционе в США. На таких аукционах реализуются воздушные суда, с которыми произошел страховой случай, и продавцом выступает сама страховая компания. Повреждения реализуемых таким образом ВС могут быть достаточно минорные и легко устраняемые. Но ровно также они могут при этом иметь неизвестные или скрытые повреждения. Помимо поврежденных аппаратов, на аукционах порой продается техника из банковских залогов или обеспечений. Страховые аукционы обычно проводятся без открытой цены, и каждый участник торгов за конкретный лот назначает ставку вслепую.

Какие самолеты точно не надо покупать

Есть категория воздушных судов, от покупки которых стоит воздержаться. Речь про аппараты, с собственниками которых сложилась неясная ситуация, например, потенциальные судебные конфликты наследников между собой. Или имеется обременение (по долгам, например). Совершив покупку такого аппарата, переход права на себя оформить не получится и правом им распоряжаться будет обладать залогодатель. Для проверки наличия обременений можно перед покупкой заказать справку в авиационной администрации[170].

Если сделка с потенциально проблемным аппаратом все же совершается, то перед перегоном его по воздуху на новое место (или перед транспортировкой аппарата по земле) стоит оформить переход права.

Причиной осторожности в этом случае будет то, что заявление об угоне воздушного судна (пусть и вымышленном) имеет много более серьезные последствия, чем заявление об угоне автомобиля. Тем более, случай с таким ложным заявлением об угоне воздушного судна уже был. Два человека со стороны покупателя были задержаны во время перегона самолета Як-52 из Ишима в Москву[171]. По данному событию было возбуждено уголовное дело, состоялись суды и только квалифицированная помощь юристов АОПА Россия позволила пилотам выйти на свободу.

Ликвидность и сохранение стоимости самолета

Высокой ликвидностью обладают популярные модели самолетов, которые стабильно востребованы на рынке. Не в последнюю очередь потому, что задействованы на авиационных работах (лесопатруль, аэросъемка, воздушное наблюдение и пр.), а также используются в авиационных учебных центрах.

Различные экзотические, пусть даже и очень хорошие самолеты, могут продаваться очень долго и в итоге не продаться вовсе. Это тоже надо учитывать, анализируя ситуацию самостоятельно. Не стоит покупать самолет (особенно не самой популярной модели или очень дорогой) на последние деньги, ожидая, что в случае необходимости он может быть быстро и выгодно продан для возврата средств.

Как показывает отечественный опыт, пока что экономическая обстановка в стране хорошая, много самолетов ввозится, и на внутреннем рынке возникает оживление. Когда наступает кризис, все замирает и вернуть потраченное сложнее. Совсем другие усилия по продаже самолета придется предпринимать, нежели во время экономического подъема.

Ликвидность самолета повышает наличие на него всех документов, а также действующего сертификата летной годности (СЛГ), что позволяет новому владельцу после покупки сразу же выполнять полеты. Причем делать это возможно, не дожидаясь окончания оформления перехода права, поскольку достаточно подписанного договора или контракта.

Также на ликвидность влияет то, как самолет обслуживался, как велась техническая документация (прежде всего, формуляры). Со временем все более важным становится, в каком статусе находится самолет — типового воздушного судна или нетипового (то, что в старых правила обозначалось термином «ЕЭВС»).

Как быстро дешевеют самолеты

Дешевеют самолеты достаточно медленно, и в целом значительной тенденции к потере стоимости нет, а некоторые типы даже, наоборот, могут дорожать со временем. Естественно, это справедливо, если аппарат корректно эксплуатируется, своевременно обслуживается и правильно хранится.

К потере стоимости приводит не только исчерпание ресурса в часах, но и дополнительно установленный производителем календарный срок службы (в годах) с момента производства или с последнего капитального ремонта. Например, календарный срок был установлен в 10 лет, 9 лет из которых уже прошло. Но такие календарные сроки больше актуальны для вертолетов.

Выбор других видов воздушных судов

Ранее описано все то, что касается самолетов, а также общих принципов выбора воздушных судов. В данном разделе приводится специфика выбора всех остальных видов воздушных судов.

• Вертолет

В отличие от самолетов, у легких вертолетов существует всего несколько производителей. Кроме того, в пилотском свидетельстве после окончания авиационного учебного центра (АУЦ) указывается явно тип вертолета, на котором могут выполняться полеты[172]. Соответственно, скорее всего, приобретаться будет ровно тот тип, на котором проводилось обучение в АУЦ и это будут однодвигательные Robinson R-44 или R-66. Внешне разница незаметна, но R-44 имеет поршневой двигатель и потребляет бензин, а R-66 оснащен так называемым турбовальным двигателем. Кроме того, по цене это самые доступные легкие вертолеты. Все остальные имеют стоимость в несколько раз больше, чем вертолеты производства Robinson.

Российские легкие вертолеты Ансат, по-видимому, в частные руки не продаются, кроме того, цена их будет на уровне дорогих представителей иностранных легких вертолетов, потому что это уже аппарат другого класса, оснащенный двумя двигателями.

Но в любом случае дилеры всех типов легких вертолетов представлены в России. Также имеется рынок ресурсных вертолетов. Единственное, при приобретении нового вертолета, возможно, потребуется ждать, пока подойдет очередь и аппарат будет произведен. Либо для ускорения процесса потребуется приобрести место в очереди ближе к началу.

• Планер

Типов планеров достаточно много, и выбор новичку сделать непросто. Поэтому осознанным и удачным выбор будет только после получения опыта полетов на планерах.

На новые планера достаточно длинная очередь (с внесением определенного процента стоимости в качестве залога), как и в случае с некоторыми новыми самолетами и вертолетами.

Основной рынок планеров для наших стран — это Европа, где планер можно приобрести вместе со специальным трейлером-прицепом, на котором его получится довезти самостоятельно, или поручить доставку посреднику.

В Пензе имеется организация Авиастроитель[173], которая производит отечественные планера и прицепы к ним.

Для поиска не новых аппаратов из Европы обычно используется немецкий веб-сайт с онлайн-базой объявлений[174].

За помощью в поиске планеров из Европы или России можно обратиться в Федерацию планерного спорта России[175].

• Свободный аэростат (Воздушный шар)

Выбор аэростата в некотором смысле предопределен заранее, потому что для новичков годятся оболочки только малых и средних объемов, с которыми они смогут управиться и для которых не требуется большой команды. Соответственно, выбирается объем оболочки две или три тысячи кубических метров. В количество пассажиров такие объемы оболочек переводятся как «пилот +3» или «пилот +4 человека».

Дальше остается выбрать производителя и комплектацию. В России есть несколько производителей тепловых аэростатов[176], у которых можно приобрести новый шар. Также имеются дилеры всех европейских брендов. Иностранные аэростаты обойдутся дороже, чем российские.

Оптимальнее приобретать типовой аэростат, с тем чтобы не иметь в дальнейшем сложностей с получением сертификата летной годности (СЛГ).

Предложения на подержанные аэростаты можно отыскать на Авито, а также обратившись в Федерацию воздухоплавательного спорта России[177].

У аэростатов само воздушное судно делится на оболочку и все остальное, что к ней крепится на тросах (корзина с баллонами и горелкой). Приобретать «верх» (оболочку) и «низ» (все остальное) можно раздельно. При этом основой аэростата является оболочка, на нее выдаются документы, наносится регистрационный номер. И «низ» можно менять при необходимости, не теряя регистрации и летной годности.

Из всех компонентов аэростата именно оболочка обладает наименьшим ресурсом (обычно порядка 500 часов).

По этой причине, при нехватке средств на новый аэростат целиком, имеет смысл приобретать новую оболочку у производителя (вместе с документами), а все остальное купить ресурсное, например.

Если средств еще меньше, то на вторичном рынке можно отыскать целиком аэростаты, имеющие оболочки с остатком ресурса. Это оправдано, если аэростат покупается для себя лично, в качестве первого аэростата (по аналогии с первым автомобилем или первым самолетом), чтобы получить опыт полетов после АУЦ, и использовать его для полетов с пассажирами не планируется. В таком случае годятся оболочки с малым остатком ресурса, если их ткань проходит испытание прочности по методике, описанной в учебнике авторства Таланова А.В[178]. Также надо учитывать, что если ткань оболочки за счет своего износа имеет повышенную продуваемость, то это приведет к увеличению расхода газа и уменьшению времени полета (при повышенной продуваемости приходится чаще включать горелку, потому что через изношенную ткань оболочки разогретый воздух выходит быстрее). Проверить это можно только посредством полета по методике из вышеупомянутой книги.

Покупка не нового аэростата с рук требует приличного объема знаний и опыта, поэтому в случае сомнений обращайтесь за консультацией в Федерацию.

Для транспортировки аэростата понадобится автомобильный прицеп. Хорошо себя зарекомендовали обычные тентованные прицепы для легковых автомобилей, например, производства МЗСА[179]. Также на рынке есть предложения по специализированным прицепам-пеналам из композитов.

• Автожир

Моделей автожиров заводского производства не очень много, и выбор будет определен в большей части финансами. В России имеются дилеры зарубежных марок, а также озвучивались планы локализации сборки зарубежных аппаратов.

• Параплан

Парапланов производится огромное количество типов и модификаций. И есть категория парапланов, которые предназначены для начинающих пилотов. Сама система выбора и приобретения первого параплана завязана на аэроклуб и инструктора. В большинстве случаев сами инструктора являются дилерами тех или иных марок. Это нормальная ситуация и одна из составляющих их заработка.

Помимо большого количества дилеров иностранных брендов, существуют и российские производители парапланов[180]. В Украине также имеется производство своих парапланов[181].

• Дельтаплан

В России дельтапланы по состоянию на 2022 год не производятся, но есть дилеры зарубежных марок. В Украине имеется один производитель — это, как и в случае парапланов, компания Аэрос. Как и с парапланами, все рекомендации по приобретению первого дельтаплана дадут непосредственно в аэроклубе.

• Дельталет (Ultralight trike)

Для выбора нового дельталета не так много вариантов. По состоянию на 2022 год в России имеется несколько действующих производителей дельталетов[182]. Другие производители прекратили свое существование[183], но их аппараты остались на вторичном рынке.

За рубежом тоже производятся дельталеты, например, французской компанией Air Création, но их стоимость приближается к стоимости самолетов, и абсолютное большинство покупателей делает выбор в пользу отечественных производителей.

Некоторые из отечественных производителей для удешевления используют в качестве силовой установки на своих дельталетах конверсию на базе автомобильного двигателя.

• Парамотор (PPG)

Парамотор — это один из самых популярных моторных воздушных судов в категории до 115 килограмм. Основными компонентами его являются: двигатель с рамой, на которой установлена защита (собственно, то, что и называется парамотор), подвеска и крыло (параплан). Большая часть рам парамоторов изготавливается в России[184].

За рубежом также производятся рамы для парамоторов, но их цена в 2–2.5 раза выше и не имеет особых преимуществ перед отечественными.

Крылья (парапланы) для парамотора могут использоваться как отечественные, так и зарубежные. Зарубежные более качественные, но и более дорогие. Для первого парамотора крыло вполне может быть отечественное.

Двигатели у всех аппаратов используются одни и те же — преимущественно итальянского производства, подвесная система также обычно импортная.

Напрямую у производителя парамоторы обычно мало кто приобретает. Как и в случае парапланов, наставник молодого пилота советует ему, что приобрести, и сам продает ему оборудование, поскольку обычно является дилером отечественного или иностранного бренда.

Ничего не мешает приобрести парамотор самостоятельно. Единственное, что точно не надо делать самостоятельно, — это учиться летать.

Самый правильный вариант (прежде всего, для жизни и здоровья) — пройти обучение сначала в парапланерном клубе, а потом освоить моторные полеты на парамоторе.

• Аэрошют и паралет (PPC и PL)

В части аэрошютов и паралетов ситуация в целом такая же, как с парамоторами. Эти аппараты производятся преимущественно внутри страны, и их производителей достаточно много[185].

В качестве крыла используется либо параплан, либо парашют. Масса аппарата может превышать 115 килограмм.

С выбором и обучением должен помочь инструктор или опытный человек. Подходы ровно такие же, как в случае парапланов и парамоторов. Если такого человека не получается найти в вашем регионе (что сомнительно в силу большой распространенности этих аппаратов), то много информации и людей в теме есть на веб-форумах и в телеграм-каналах[186].

Покупка самолета

Этот раздел написан с участием Андрея Шепеляева — частного пилота, ведущего блог на Youtube, из которого вы можете узнать больше по вопросу, освещенному в этом разделе.

Андрей оказывает услуги по поиску самолета под ключ, а также отдельные этапы — в первую очередь предпродажная проверка в России.

Большая часть изложенного ниже актуальна не только для самолетов, но и для других видов воздушных судов.

Общий порядок действий:

• Выбор типа

Сделать выбор в пользу конкретного типа самолета или выработать набор пожеланий к приобретаемому самолету, если нет привязки к конкретному типу.

• Поиск предложений

Поиск предложений на вторичном рынке можно выполнять самостоятельно, либо делегировать его тем, кто оказывает комплексные услуги подбора. В рамках этой работы возможны также консультации по выбору типа (конкретной модели) или определение критериев приобретаемого самолета на основе пожеланий клиента.

• Предпродажная проверка

Осмотр специалистом перед покупкой также можно приобрести как услугу. Она включает анализ документации и осмотр самого воздушного судна для оценки его состояния. По результатам проверки составляется отчет. Эта информация может помочь принять решение о покупке, а также послужить аргументацией при обсуждении снижения цены с продавцом.

Анализ документов — достаточно важный этап, и без опыта в этом разобраться непросто. Для аппаратов, которые планируется эксплуатировать в дальнейшем как типовые воздушные суда, изучение формуляров имеет еще большее значение, поскольку эти документы, по сути, определяют стоимость аппарата.

Если вариант найден за рубежом, необходимо проанализировать, нет ли препятствий для вывоза его за пределы страны. Скорее всего, ничего не потребуется дополнительно оформлять, но, например, в Литве, при покупке воздушного судна старше 50 лет, нужно получить разрешение Минкульта. Порой есть моменты, о существовании которых не знает ни продавец, ни конечный покупатель.

• Сделка

Подписание контракта или договора и передача денег продавцу. Оперативный перевод крупной суммы денег — это не самое элементарное действие, если покупка осуществляется за границей.

• Техническое обслуживание

Если предполагается перегон своим ходом, то необходимо выполнить техническое обслуживание, ремонт (при необходимости) и полностью проверить матчасть. Если предполагается перевозить расстыкованный аппарат, то обслуживание выполняется по приезде.

• Перегон

Для перегона, особенно из-за океана, приглашается пилот, специализирующийся на такого рода полетах. При этом может использоваться дополнительное специальное оснащение (например, спасательные костюмы для экипажа и спутниковый трекер).

Перегон получается не сильно дешевле перевозки по воде или по суше, а может выйди и дороже, но для воздушного судна полет — более естественное состояние, чем перевозка с расстыковкой. При перегоне меньше риск получения различных повреждений, нежели при перевозке. Кроме того, при перегоне не нужно будет выполнять состыковку, наладку, облет.

• Расстыковка и погрузка

Разборка и погрузка в морской контейнер (в случае покупки в США) или в автомобильный транспорт (при покупке в Европе). Для этого обычно привлекается компания со стороны. Услуга включает в себя изготовление транспортных ложементов или других приспособлений для закрепления частей самолета.

Для новых воздушных судов услуга упаковки в транспортную тару предоставляется за отдельную плату самим производителем.

• Транспортировка

Если воздушное судно транспортируется в контейнере, то судно-контейнеровоз следует в европейский порт, где контейнер перегружается на автомобиль и далее отправляется до места назначения. При контейнерной перевозке обязательно нужно оформить страховку морской перевозки. Всегда есть вероятность, что до порта назначения груз доставлен будет в неудовлетворительном состоянии.

Из европейских стран воздушное судно можно доставить на грузовой машине. Некоторые владельцы, желая сэкономить, самостоятельно занимаются перевозкой своего приобретения на прицепе за легковой машиной.

• Таможня

Если вы доверили транспортировку компании, то либо она занимается таможней, либо владелец самостоятельно обращается к таможенному брокеру.

Если самолет перегоняется своим ходом, то он проходит таможню в том международном аэропорту, где происходит пересечение границы (например, в Пензе).

• Стыковка и облет

После доставки и разгрузки аппарата производится его стыковка с привлечением техников (или самостоятельно, если имеется опыт и желание). После стыковки производится наладка и проверка, которая завершается гонками двигателя. Также попутно выполняется необходимое техническое обслуживание в объеме, описанном в руководстве. После выполнения всех работ выполняется облет. Для облета обычно привлекается опытный пилот.

• Оформление

Оформление самолета в соответствии с национальными правилами. В некоторых случаях самолет можно оставить на регистрации страны-продавца. Например, на американской регистрации.

• Вводные полеты

Очевидно, что руководство по летной эксплуатации (рлэ) новоиспеченный владелец изучит самостоятельно, с арматурой потренируется в кабине, но для того, чтобы познакомиться с аппаратом в воздухе, обычно совершают один-два полета с приглашенным инструктором или просто с более опытным пилотом.

Если самолет соответствует классу, проставленному в свидетельстве, этап ввода формально не требуется, как и не требуется «переучиваться» на самолет де-юре, но такой ввод обычно практикуется достаточно широко. Для новичка он точно будет полезен.

Далее этапы описываются подробнее. Данное описание может представлять интерес, для тех, кто будет заниматься ими самостоятельно, а также для тех, кто решит делегировать вопрос, но хочет понимать примерный порядок и объем работ.

Определение критериев будущей покупки

Начинается все с выбора конкретного типа самолета (типом называется конкретная модель самолета). Если явных предпочтений по типу нет, то определяется набор пожеланий к будущему самолету. Например, они могут выглядеть следующим образом: «двухместный, низкоплан, двигатель Ротакс, относительно свежий».

Несмотря на то что этап выбора, по сути, виртуальный, он уже требует привлечения эксперта для консультаций, и новичку самостоятельно трудно сделать грамотный выбор. Описать алгоритм выбора исчерпывающе или хоть сколько-нибудь полно — затруднительно, он достаточно вариативен. Если эксперт недоступен по какими-то причинам, то стоит пообщаться со знакомыми частыми пилотами.

Если принято решение заниматься выбором самостоятельно, то для минимизации возможности ошибки стоит обратить внимание на те типы самолетов, что используются в авиашколах мира, а также национальных авиационных учебных центрах. Школам не выгодно использовать дорогой в обслуживании самолет, как и тот тип самолета, что склонен к частым поломкам. Также им не нужен самолет, который, в силу сложности в управлении, может создать трудности обучающемуся и инструктору.

Часто самым простым способом выбрать свой первый самолет будет остановиться на том же типе самолета, на каком проводилось обучение в АУЦ.

Поиск вариантов

При покупке подержанного самолета поиск вариантов может вестись как на интернет-сервисах[187], так и офлайн. Второе возможно в случае личных знакомств на аэродромах и в аэроклубах. Это тоже важный и эффективный канал, потому что достаточно много собственников ведут, если так можно выразиться, пассивную продажу, не размещая объявления на интернет-сервисах.

На рынке США, а также в Европе имеется огромное количество предложений. В странах бывшего СССР количество продаваемых воздушных судов достаточно скромное. Но если хочется начать летать как можно быстрее, то для этого имеет смысл приобретать то воздушное судно, что уже находится в стране и имеет все необходимые документы.

Что из себя представляет предпродажная проверка

Подготовка к осмотру

До выезда на место стоит ознакомиться с технической документацией на этот конкретный тип воздушного судна, прежде всего, с его руководством по технической эксплуатации (РТО)[188]. Данный документ не всегда быстро можно отыскать в интернете. В нем нас, прежде всего, интересует регламент технического обслуживания: какие и с какой частотой должны выполняться формы обслуживания.

Также нужно отыскать и изучить информацию (она не является часть РТО) о том, какие бюллетени[189] (указания по доработке) выпускались производителем и какие из них являются обязательными[190] к выполнению. Эта информация также не всегда имеется в интернете, и в некоторых случаях предоставляется производителем по отдельному запросу. Некоторые производители перестали существовать и, как следствие, перестали сопровождать выпущенные ими воздушные суда.

Смысл сбора данной информации в том, чтобы при изучении формуляров воздушного судна на месте понимать, какие записи требуется отыскать в них и что проверять.

В предпродажную подготовку можно было бы включить также изучение формуляров, но их, скорее всего, получится увидеть только на месте осмотра воздушного судна. Электронные копии не принято высылать. Да и не всегда показом (и даже продажей) занимается непосредственно собственник, поэтому вряд ли сможет сориентироваться в том объеме документации, которая сопровождает воздушное судно.

Анализ документации

При изучении формуляров надо проверить выполнение форм согласно руководству по технической эксплуатации (РТО), а также содержание бюллетеней производителя. От этого напрямую зависит стоимость воздушного судна, а также перспективы его эксплуатации.

В рамках предпродажной проверки изучается история самолета, информация о которой имеется в формулярах, а также в других источниках. Для самолетов из США есть возможность выяснить так называемую историю повреждений[191], а также можно отыскать прошлых владельцев данного аппарата.

Осмотр аппарата

Для осмотра на месте потребуются определенные приспособления и инструменты. Надежнее всего их привезти с собой и не надеяться, что они окажутся в ангаре у продающей стороны. Специфичные инструменты и оборудование можно приобрести в иностранных авиационных онлайн-магазинах или взять взаймы у соседей по аэродрому.

Примерный список оборудования для осмотра следующий:

• зеркала на ручках;

• электронный эндоскоп;

• набор дюймовых ключей (актуально для самолетов из США);

• компрессометр дифференциальный (автомобильный не годится);

• воздушный компрессор с ресивером (необходим для использования компрессометра);

• бензиновый генератор 220 В (если нет питания на площадке);

• подставки под самолет (если самолет оснащен убирающимися шасси).

Если среди участников осмотра нет обладателей свидетельства технического специалиста или людей с надлежащей квалификацией, то надо согласовать с владельцем приглашение его техника для выполнения действий на его же аппарате. В любом случае, присутствие технических специалистов с обоих сторон рекомендовано, чтобы в последующем не возникло недоразумений. По сути, это не просто осмотр аппарата, а уже выполнение определенных работ на воздушном судне.

Порой при осмотре обнаруживаются проблемы, о которых владелец сам не знал или по какой-то причине не сообщил потенциальному покупателю. Очевидно, в каких-то случаях для покупателя это может быть плюсом, так как позволит аргументированно обсуждать снижение цены.

Сделка (перевод денег)

Перевод или передачу денег можно выделить в отдельный этап. Потому что при всей кажущейся простоте этого действия, если необходимо это сделать оперативно и за границу, то могут возникать сложности. Например, с валютным контролем.

Если часть средств передается наличными, а часть переводом, то состыковать по времени эти два действия может не получиться. В таком случае может потребоваться прибегнуть к помощи гаранта при сделке.

Форма контракта должна учитывать желания[192] чиновников из органа, уполномоченного в области гражданской авиации (в случае России это Росавиация). Они выдвигают ряд избыточных требований, которые специфичны только для них и в авиационных администрациях других стран не встречаются (например, перевод на русский язык). Соответственно, продавец не сможет их учесть, и по умолчанию этого не произойдет. Кроме того, российские чиновники очень внимательны к содержимому контракта, поэтому стоит проверить его дополнительно, чтобы все данные по аппарату (номер, год выпуска, название), а также по сторонам сделки, были корректными.

В случае совершения покупки на территории Европейского Союза и наличии договоренности с продавцом воздушного судна о возврате НДС[193], вся оплата должна быть совершена либо посредством банковского перевода на расчетный счет продавца, либо путем уплаты наличных денежных средств с оформлением квитанций.

Возникшие в результате этого действия банковские документы будут дополнительным доказательством таможенной стоимости в случае возникновении вопросов при таможенной очистке.

Для того чтобы иметь возможность вернуть НДС (речь идет про НДС, который учитывается при покупке в странах Европейского Союза, если таковой имеется), необходимо договориться об условиях его возврата с продавцом.

Вариантов может быть два: либо он не учитывает НДС в цене сразу, надеясь на порядочность покупателя и то, что воздушное судно будет действительно оформлено в соответствии с требованиями (на такой вариант продавцы редко соглашаются), либо он сам возвращает НДС в случае получения подтверждения о вывозе из таможни.

Экспортная декларация для вывоза делается в местном таможенном органе и, как правило, продавцом. Декларация формируется как в электронном, так и в бумажном виде, и в обязательном порядке должна быть отмечена у инспектора таможни на территории Европейского Союза в момент пересечения границы по красному коридору.

При самостоятельной транспортировке надо обязательно напомнить инспектору об этом моменте, потому что они часто не обращают на декларации внимания, так как от этого в их работе ничего не зависит. А если не напомнить своевременно, можно не получить желаемого результата и лишиться права на возврат НДС.

При этом надо учитывать, что никакого специального документального подтверждения о вывозе на границе инспектора не дают (т. е. не ставят печати на декларации, например), а сам факт вывоза воздушного судна из Европейского Союза появляется в электронной базе у вашего продавца на следующий день (бывают небольшие отклонения на срок не более 2 часов).

После того как декларация была документально закрыта (то есть появилась у продавца в таможенной базе), можно рассчитывать на возврат НДС у продавца в соответствие с договоренностями.

Перегон самолета

Перегон — это самый интересный этап из всего набора действий, который необходимо выполнить, чтобы увидеть самолет на своем аэродроме. Оказаться на борту во время перегона вместе с летчиком-перегонщиком[194] — это уникальный опыт для любого пилота, а тем более новичка. Совсем не факт, что в вашей последующей летной жизни случится пересечение океана или полет из Евросоюза.

Профессиональный перегонщик — это человек с большим летным опытом и хорошим пониманием правил международных полетов. Полет с ним даст возможность узнать много нового, а на длинных участках в хорошую погоду, скорее всего, он доверит управление хозяину самолета.

В среднем перегон однодвигательного самолета по маршруту из США в Россию или другие постсоветские страны обходится в 10–15 тысяч долларов. В эту сумму включены услуги летчика-перегонщика, а также все необходимые расходы. А при совместном перегоне (если вы лично присутствуете при перегоне) в части расходов прибавятся проживание и питание, а также обязательное индивидуальное спасательное оборудование. При перегоне из США также понадобятся визы непосредственно США, Канады и шенгенская виза.

В теории можно и самостоятельно перегнать самолет, но даже хорошая подготовка и знания не могут компенсировать отсутствие опыта, которого у новичка быть не может в принципе.

Сам по себе перегон как альтернатива перевозке по земле или морем показан в тех случаях, когда воздушное судно не очень просто расстыковывается. Например, Cirrus конструктивно имеет монолитное крыло: обе консоли образуют единое неделимое целое вместе с центропланом. Перегон почти всегда предпочтительнее перевозки расстыкованного аппарата, поскольку риски повреждения при расстыковке, перевозке и стыковке, больше, чем при перегоне по воздуху.

Надо учитывать, что не все аппараты годятся для того, чтобы пересекать на них океан. Нужно, чтобы дальность воздушного судна (способность преодолевать определенное расстояние без посадки) была не меньше 500–600 морских миль. В некоторых случаях дальность можно увеличить установкой дополнительных баков в багажном отсеке или на втором ряде сидений. Но этот вопрос уже нужно согласовывать с летчиком-перегонщиком, потому что к дополнительным бакам нужен еще насос для перекачки топлива в основные группы (баки), а это усложняет схему подачи топлива и увеличивает количество потенциально проблемных мест.

Если перегон осуществляется с регистрацией той страны, где приобретается самолет, то пилоту-перегонщику полагается иметь свидетельство, выданное той же страной (или валидированное ей иностранное свидетельство). Например, если самолет на регистрации США, то и пилотское свидетельство должно быть выдано в США.

Если будет принято решение перегонять на российской регистрации, то после внесения в российский реестр, потребуется получить разовое разрешение в Росавиации. Такое разрешение позволит совершить перелет на самолете без сертификата летной годности (СЛГ).

В случае перегона самолета по России, имеет смысл по возможности переоформить самолет на покупателя еще до самого перегона на новое место базирования, с тем чтобы исключить даже теоретические проблемы с прошлыми собственниками.

Расстыковка аппарата

Для перевозки самолет потребуется расстыковать в тех местах, где это предусмотрено конструктивно. Обычно это места, где консоли (крылья) примыкают к фюзеляжу. В некоторых случаях потребуется снять воздушный винт и стойки шасси, а также половинки стабилизатора. Цель этих действий — сделать самолет более компактным, чтобы он поместился в морской контейнер, фуру или прицеп к легковому автомобилю.

Для того чтобы надежно закрепить консоли и другие части аппарата, изготавливаются специальные подставки — ложементы, повторяющие форму аппарата. Для раскрепления используются стяжные ленты с храповыми механизмами (трещотками[195]).

В случае отправки морским путем особенно важно надежно раскрепить (зафиксировать) груз в контейнере, потому что многодневная качка может ослабить привязи, в результате чего аппарат может быть поврежден.

Новые воздушные суда плывут через океан или едут по земле в таком же расстыкованном состоянии, но заводская упаковка более качественная и, как следствие, дорогая. Расстыковка и упаковка, а также сама тара, на заводе оплачиваются отдельно, потому что штатно все новые воздушные суда продаются в сборе после облета.

Некоторые самолеты, например, самолеты Циррус, менее удобны для расстыковки и перевозки, потому что имеют единое крыло, которое не разделяется на две консоли.

Пересечение границы и таможенное оформление

Как происходит таможенное оформление в целом[196]

Здесь не рассматривается временный ввоз воздушного судна, а описывается полноценная таможенная очистка (оформление) воздушного судна. Таможенная процедура рассматривается применительно к России и Белоруссии[197], у таможни в Украине своя специфика.

После того как покупка состоялась и был получен подписанный контракт, на приобретенный аппарат запрашивается документ о не двойном назначении (не военном) у соответствующих российских ведомств[198]. Также при желании может быть заказана экспертиза стоимости у оценщиков: одним из документов, необходимых для экспертизы стоимости, является контракт и платежные документы к нему.

Первым пунктом во взаимодействии с таможней является оплата через банк страхового депозита на тот таможенный пост, где будет происходить пересечение границы Таможенного союза (обычно речь о посте на границе Белоруссии или России).

Следует понимать, что страховой депозит оформляется исходя из размера пошлин, подлежащих оплате, которые рассчитываются в валюте (например, в евро). По этой причине, курсовая разница может привести к изменению суммы депозита. Поэтому стоит либо оформлять депозит день в день (используя доверенное лицо, сама бумага не является необходимым атрибутом для оформления, нужен только номер), либо оплатить несколько больше, чтобы покрыть возможную разницу в курсе. У оплаты день в день есть свои потенциальные минусы, но, в принципе, это наиболее частый вариант.

Опять же, если нет уверенности в стоимости оформления и нет возможности рассчитать правильно депозит, можно оформить конвой до пункта назначения (таможни), но это может быть довольно дорогостоящее и длительное по времени (от 3 до 24 часов) мероприятие.

После решения вопроса с обеспечением ввоза, граница может пересекаться по земле или по воздуху, но в том месте, где изначально было запланировано. Например, на посту Брест/Тересполь (если по земле транспортируется воздушное судно) или в международном аэродроме Пенза (если перегоняется своим ходом). На таможне проводится оформление (время может варьироваться), и после его завершения можно продолжать путь в город назначения.

При транспортировке по земле после прибытия в конечный пункт предстоит выполнить финальное оформление воздушного судна. Таможенный пост может быть любой, но тип его должен соответствовать товару: в случае воздушного судна это должна быть обычная таможня (не акцизная).

Если воздушное судно ввозится на прицепе, который вместе с ним приобретен за границей, то растаможивание прицепа происходит на акцизной таможне, отдельно от воздушного судна, которое при этом должно быть с него сгружено.

Подготовка к таможне

Подготовка к таможне заключается в выполнении следующих действий:

• Опциональный шаг. Получение справки о не двойном назначении. В этом документе указывается, что ввозимое воздушное судно нельзя использовать в военных целях и что оно не находится в списке контролируемых товаров и технологий. В России данную справку можно получить в двух ведомствах — ФСТЭК[199] и ФСВТС[200]. Порядок получения в ФСТЭК описан в Викиучебнике[201].

Большинство воздушных судов АОН однозначно не могут быть использованы в военных целях, а также не содержат контролируемых технологий, потому что на них отсутствуют средства подвески вооружений и не может быть установлено оружие. Но справку получать и затем предоставлять в таможню полагается в любом случае.

Те же аппараты, которые могут быть применены в военных целях, например, учебно-боевые Let L-39, должны пройти процедуру демилитаризации.

Поскольку требование тех или иных документов (в том числе справки о не двойном назначении) является правом, а не обязанностью таможенных служащих, в ряде случаев ее не запрашивают. Одним из таких случаев является пересечение границы по воздуху и прохождение таможни в аэропорту Псков. При ввозе воздушного судна на прицепе или в контейнере справка будет, скорее всего, запрошена служащими таможни.

• Опциональный шаг. Получение экспертной оценки (определение стоимости) воздушного судна у оценщиков. Некоторое время назад (до очередного изменения таможенных правил) этому документу придавалось на таможне большее значение. В настоящее же время таможня имеет право не учитывать данную экспертную оценку при расчете стоимости.

• Опциональный шаг. Регистрация воздушного судна в Росавиации. Для выполнения регистрационных действий и получения российской регистрации не требуется, чтобы воздушное судно находилось на территории России[202].

Смысл выполнения регистрации до ввоза в том, чтобы не уплачивать при ввозе НДС. Освобождение от уплаты НДС происходит при предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна[203]. Если НДС все же уплачивается при ввозе, то он может быть возвращен, если в течение 90 дней воздушное судно будет зарегистрировано и копия документа будет предоставлена в таможню.

Поскольку освобождение ввозимых гражданских воздушных судов от НДС — относительно новое действие (с 1 января 2020 года), практика может отличаться. В некоторых случаях, при ввозе воздушного судна без российской регистрации, таможенные служащие могут предложить заполнить обязательство выполнить регистрацию в 90-дневный срок, не взимая при этом НДС.

• Перечисление на банковский счет таможенного поста, где будет осуществляться пересечение границы, определенной суммы денежных средств в качестве депозита. Обычно эта сумма равна размеру таможенной пошлины. Смысл этого платежа — обеспечить гарантию получения государством пошлины, если груз не прибудет на таможенный пост в своем регионе для непосредственного оформления.

Таким образом, депозитный платеж — это, по сути, оплата пошлины вперед. При таможенном оформлении на месте есть вероятность, что получится зачесть этот платеж вместо повторной выплаты пошлины. Но для этого должны быть соблюдены условия правильного оформления депозита: правильное название и код ТН ВЭД груза[204], правильные реквизиты получателя груза и правильное название принимающей таможни. Если допущена ошибка, то придется оплатить пошлину заново, а для депозита запросить возврат (это занимает до 60 дней).

Есть и другие способы организации гарантии, но они применяются реже: это помощь агента (который имеет большой уставной капитал и выдает гарантийное письмо в таможню) и так называемый «конвой», когда машина сопровождения следует от границы до таможни вместе с грузом.

Пересечение границы

Пересечение границы автомобильным транспортом — это проезд через заранее заявленный таможенный переход на границе Таможенного союза ЕАЭС. В большинстве случаев это граница Белоруссии или России.

Для пересечения по воздуху используется заранее выбранный аэропорт, где имеется таможенный пост. Все международные российские аэропорты имеют такие посты. На практике для пересечения границы с запада обычно используется аэропорт Псков (ULOO).

Пересечение границы без подготовки, описанной выше, смысла не имеет по причине того, что без упомянутых документов придется ожидать их на границе продолжительное время или же следовать обратно.

Растаможивание

Растаможивание можно выполнить непосредственно на таможенном переходе, где происходит пересечение границы, но обычно оно выполняется по месту проживания собственника или его агента. Для этого годится любой таможенный пост, относящийся к неакцизной таможне.

Если говорить упрощенно, центральным моментом процедуры растаможивания является классификация и оценка товара. Служащий таможни должен либо согласиться с той информацией, что предоставлена заявителем (прежде всего, со стоимостью, фигурирующей в контракте), либо выписать таможенное требование с корректировкой стоимости.

После прохождения оформления товар выпускается в гражданское обращение.

В чем особенности взаимодействия с таможней

Деятельность таможни, при том что имеются законы и правила, которые регламентируют ее деятельность, на практике очень творческая. Решения одного таможенного служащего могут сильно отличаться от действий его коллеги. Не в последнюю очередь на это влияет постоянное изменение нормативной документации, большая номенклатура товаров и текучка кадров.

К настоящему моменту (2022 год) таможня получила достаточно большие компетенции и самостоятельность в классификации и оценке товаров. Теперь таможенные служащие могут обойтись без сторонних экспертиз по оценке воздушных судов, даже если они представляются владельцем.

Соответственно, воздушное судно может быть классифицировано иначе (в более «дорогую» сторону), а также таможня может усомниться в той стоимости, что указана в контракте. Поскольку экспертов в части авиационной техники в таможне нет, то единственное, что могут сделать таможенные служащие — это воспользоваться интернет-поисковиком. И вот это может сыграть плохую шутку: цена одного и того же типа воздушного судна может сильно отличаться (по объективным причинам — состояние, налет, наличие повреждений и пр.), но, не будучи специалистом, это все учесть почти невозможно.

Из негативных моментов можно упомянуть, что пока еще могут возникать нюансы по платежам в таможню: не всегда оперативно можно отыскать платеж, являющийся обеспечением. Такие проблемы рано или поздно разрешаются, но, встретившись с ними, можно задержаться на границе.

Оформление самолета

В большинстве случаев оформление самолета включает в себя два основных этапа — регистрацию и получение сертификата летной годности (СЛГ). Регистрация — достаточно простой и предсказуемый процесс, не вызывающий обычно вопросов, а вот сертификация (так еще могут называть получение СЛГ) зависит от ряда факторов. Эти процедуры описаны в Викиучебнике АОН[205], а о самих документах коротко рассказано в разделе Документация воздушного судна.

Специфика покупки самолетов в США

Исторически продажей воздушных судов АОН в США занимались брокеры. Их роль такая же, как в случае недвижимости, а финансовые аппетиты такие же высокие. С приходом интернета и специальных торговых площадок брокеры перестали быть единственным игроком на рынке, но не исчезли насовсем и продолжают успешно работать.

При поисках воздушного судна в США, скорее всего, придется столкнуться не с владельцем ВС, а с брокером, представляющим его интересы. Многие американцы готовы отдать 10 % от стоимости брокеру, чтобы не заниматься продажей самостоятельно.

После того, как самолет выбран, нужно внести депозит. Без этого продающая сторона никаких дальнейший действий выполнять не будет. Либо можно сразу, вместе с внесением депозита, подписать контракт.

После внесения депозита обычно следует выполнение так называемого предпродажного осмотра (проверки)[206]. Он заказывается у технической организации (АТБ) или у частного техника.

Результаты предпродажного осмотра могут повлиять на цену, если продавец с ними согласен и не собирается исправлять имеющиеся проблемы сам. Либо же продавец за свой счет устраняет найденные во время осмотра недостатки, самостоятельно привлекая техников для этого. Если стороны не договариваются по итогу, то депозит возвращается на счет покупателя, и поиски продолжаются. Стоимость осмотра, уплаченная третьей стороне, естественно, не возвращается.

Если в части осмотра все проходит успешно и взаимопонимание достигнуто, то после подписания справки-счета[207] (в России это можно сравнить со счетом) собственник аппарата официально меняется.

Поскольку суммарно услуги (осмотр, погрузка, транспортировка), которые нужно оплатить при заказе самолета из США, обойдутся в 20–30 тысяч долларов США, то надо оценивать целесообразность покупки в США. Если сам самолет стоит 20–30 тысяч долларов, то еще примерно столько же придется доплатить.

Конечно, есть разные методы оптимизации расходов. Например, попросить осмотреть самолет знакомых, найти компаньона, для того чтобы везти в одном контейнере два самолета и разделить расходы пополам, и прочее, но не каждому эти варианты доступны. Особенно, если знакомых в США нет.

Важный момент, о котором надо не забыть, — оформление страховки на морскую перевозку. Она не подразумевается по умолчанию, а риски у перевозки таким путем имеются.

Я хочу все сделать сам

Никакие действия по подбору самолета и его приобретению не являются фантастически сложными, все возможно, и у вас все получится. Но если вы хотите пойти по этому пути в одиночку, потому что считаете, что без посредников получится дешевле, то, по-видимому, убедитесь на собственном опыте, что это не так.

Единственное, в чем действительно интересно и полезно принять участие — это перегон самолета из Америки или Европы. Все остальное — это куча потерянного времени, необходимость много общаться с людьми, решать организационные вопросы и все равно совершить какое-то количество ошибок. А успешным результатом самостоятельной покупки можно назвать просто минимальное количество совершенных ошибок и отсутствие попадания в какую-то сложную ситуацию.

С другой стороны, если вы задумываетесь о том, чтобы в дальнейшем самому заниматься посреднической деятельностью в приобретении самолетов, то, конечно, надо попробовать сделать все лично, чтобы получить представление обо всех этапах. Если в итоге не отступитесь, станете еще одним из немногих, кто имеет полноценное представление о том, как работает эта система.

В качестве примера (даже если не брать США, а взять более простую ситуацию — доставку из Европы): человек, не имеющий опыта поездок по Европе и решивший сам перевезти свою покупку, может уничтожить весь эффект от экономии одним крупным штрафом от дорожной полиции, полученным, например, потому что не выставлен правильный режим транспондера, который обязателен для автопоезда (автомобиля с прицепом) при проезде платных дорог[208]. Также легко получить штраф, не оплатив платные дороги (речь об оплате посредством приобретения специальной наклейки).

Как делегировать посреднику вообще все действия

Можно делегировать посреднику весь процесс целиком и ждать ключей от самолета у себя в регионе. Можно поручить только отдельные этапы, которыми вам не хочется заниматься самостоятельно. Можно только консультироваться. Может быть, даже получиться это сделать бесплатно, если это будет не бесконечный поток элементарных вопросов (ответы на которые есть в этой книге и Викиучебнике АОН), а хорошо сформулированные и немногочисленные вопросы по практической стороне, ответ на которые не займет много времени.

Посредники, в силу специфики своей деятельности, — обычно достаточно открытые люди, которые все равно найдут своих клиентов. Как минимум те из них, что публично рассказывают о своей деятельности на Youtube. Никаких великих секретов в их работе нет, но есть масса нюансов, которые могут меняться со временем.

Если у вас нет твердого желания покупать аппарат, не мучайте их вопросами: на популяризаторов и так ложится бремя удовлетворения любопытства тех, кто поинтересуется и пойдет дальше.

Самый интересный вариант, как нам кажется, — это делегировать все процессы, кроме перегона. Не принять в нем участие (если он предполагается) значит лишиться возможности приобрести уникальный опыт и удовольствия от интересного перелета. До таких полетов новичок дойдет нескоро, а может, и никогда, и будет просто летать в районе аэродрома по выходным. Но надо осознавать при этом, что профессиональный перегонщик будет сидеть в гостинице и ждать погоду, сколько потребуется: рисковать собой и самолетом он не будет. Поэтому, возможно, придется задержаться на неопределенное время. Некоторые владельцы поэтому принимают участие только в перегоне на отдельных участках, а потом улетают домой на регулярных рейсах, оставив перегонщика продолжать путь в одиночестве.

Мы не называем посредника в покупке самолета «подборщиком», по аналогии с автомобильным миром, потому что непосредственно подбор — это только часть всего объема работ. И каким бы технически продвинутым ни был новичок (самолет — лишь частный случай того же автомобиля, но из других материалов и на сто лет отставший по технологиям), но вот документы на самолет (особенно иностранные) для большинства будущих пилотов так и останутся темным лесом. Там нет ничего такого, что не позволит с ними разобраться самому, но с первого раза понять эту специфику мало у кого получится.

Технически работа с посредником организуется посредством заключения агентского договора, в рамках которого и осуществляется вся деятельность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

165

ПОС — противообледенительная система

166

Статья о покупке в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Покупка

167

Авиационные форумы: Малая авиация России (www.saon.ru) и Ассоциация экспериментальной авиации (www.reaa.ru)

168

На английском автобензины обозначаются как Mogas (Motor gas)

169

На английском авиационное топливо обозначается как Avgas

170

Статья в Викиучебнике про запрос в Росавиацию https://ru.wikibooks.org/wikiАОН/Регистрация/Получение_информации

171

Подробности этого события можно отыскать в СМИ

172

В случае самолета в свидетельстве указывается класс, в которой входят множество типов.

173

Веб-сайт компании Аэростроитель: www.aerostreet.ru

174

Веб-сайт Segelflug:www.segelflug.de

175

Веб-сайт Федерации планерного спорта России: https://glidingsport.ru/

176

Например, Русбал (www.rusbal.ru) и Aeronuts (www.aeronuts.info)

177

Федерация воздухоплавательного спорта России: https://ballooning.ru/

178

Учебник «Все о монгольфьерах» Таланова А.В. Раздел «Проверка оболочки» страница 190. Приобрести учебник можно на сайте www.rusbal.ru/

179

Веб-сайт МЗСА: https://www.mzsa.ru/

180

Например, ПараАвис: https://www.paraavis.com/

181

Например, Аэрос: https://www.aeros.com.ua/

182

Примеры: Атом (автоконверсия) — нет сайта, Аэрос — www.aeros.com.ua/, Ларос — www.laros.ru, Авиаспектр (поплавки) — www.aviaspektr.ru/

183

Воздушный мост, СКБ МГТУ ГА (дельталеты Поиск-06).

184

Cамым крупным производителем являтся Скаймакс (https://skymaxavia.ru/), Paraavis (http://www.paraavis.com/), ASA (https://asa-paragliding.ru/shop/paramotor/)

185

Например, Вячеслав Леонов (https://paraplana.net/)

186

Веб-форум http://paraplan.ru/ и телеграм-канал https://t.me/paramotorsRU

187

Статья в Викиучебнике о покупке ВС:https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Покупка

188

Англоязычное название этого документа «maintenance manual»

189

Англоязычное название «service bulletin»

190

Имеющие статус «mandatory»

191

В оригинале это «damage history»

192

Речь не о требованиях закона, а именно о желаниях. К котором можно и не прислушиваться, но когда имеешь о них информацию, то можно и выполнить. Некоторые из них упомянуты в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Регистрация/Договор

193

На который можно претендовать при вывозе ВС с территории Европейского Союза.

194

Англоязычное обозначение «ferry pilot».

195

Они еще могут называться речетами (от англ. «ratchet»).

196

Статья о таможенном оформлении в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Таможня

197

Поскольку Россия и Белоруссия входят в Таможенный союз.

198

Подробнее об этом в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Таможня/ФСТЭК

199

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

200

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

201

Статья в Викиучебнике об этой процедуре: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Таможня/ФСТЭК

202

Даже больше, нет требования, чтобы воздушное судно принадлежало россиянину.

203

Подробнее об этом и других процессах, связанных с таможней, в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Таможня

204

ТН ВЭД — система таможенного кодирования и идентификации товаров

205

Статьи в Викиучебнике про регистрацию (http://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Регистрация) и сертификацию (http://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/СЛГ)

206

Оригинальное и устоявшееся англоязычное название — «Pre Buy inspection». Подробнее об этой процедуре читайте в разделе Что из себя представляет предпродажная проверка.

207

В оригинале этот документ называется «Bill of sale»

208

Подробнее о перевозке в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Планер/Перевозка/viaTOLL

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я