Как стать пилотом. Руководство к действию

Алексей Сергеевич Спиридонов, 2023

В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Аренда воздушного судна

Можно ли арендовать воздушное судно в России

Если вопрос в том, можно ли взять в России самолет напрокат, как автомобиль, и улететь, куда вздумается, то ответ однозначный — нет. Но найти воздушное судно для краткосрочной аренды теоретически можно, хотя с этим тоже не все так просто. На рынке предложений по аренде практически нет, или они имеют ограничения, делающие их недоступными для широкого круга арендаторов.

В данном разделе не рассматривается так называемая «мокрая аренда», в рамках которой к арендованному воздушному судну прилагается пилот.

Почему такая ситуация с арендой

Ситуация с арендой определяется тем, что воздушных судов в целом мало в России, и рынка как такового нет.

Воздушные суда, если они относятся к аэроклубу, и так загружены полетами, и нет нужды сдавать их в аренду. Либо на них выполняют полеты члены аэроклуба. Если речь о воздушных судах в Авиационном учебном центре (АУЦ), то сдавать их в аренду смысла мало, потому что официальное введение каждого нового самолета в АУЦ — это хлопотно. Кроме того, большинство учебных центров и так испытывает острый дефицит воздушных судов, задействованных в учебных полетах.

Частные владельцы могли бы сдавать воздушные суда в аренду, так как многие из них летают относительно редко. Но далеко не всем нравится идея передавать свой личный аппарат в аренду, и эти страхи могут быть обоснованы, потому что легко можно встретиться с недобросовестным арендатором.

Также на готовность сдавать воздушные суда в аренду влияет тот факт, что владельцы самолетов почти не прибегают к приобретению КАСКО. Важно понимать, что любое ВС имеет свою обязательную страховку, но она, в отличие от КАСКО, не распространяется на подобные ситуации. Соответственно, сдача в аренду воздушного судна без КАСКО всегда будет вопросом определенного риска.

Аренда для «своих»

При том, что публичной аренды в России нет, существует такое явление, как аренда в аэроклубе, при которой взять воздушное судно в аренду могут члены аэроклуба, являющиеся его членами, либо те, кто известен как аккуратный и грамотный пилот.

Описанный механизм распространен у планеристов и, по сути, является рабочей моделью планерных клубов. В части самолетов такое распространено меньше.

Сколько стоит

Стоимость аренды указать затруднительно в силу недостаточного количества предложений и хоть какой-то конкуренции. Но примерно можно предположить, что 1 час аренды однодвигательного поршневого самолета (например, Cessna 172) составит не меньше 10–20 тысяч российских рублей.

Срок аренды

Даже если удалось взять в самолет аренду, например, в своем аэроклубе, улететь на нем куда-то на несколько дней не получится. Обычно срок аренды ограничен одним днем. Но иногда в осенне-зимний сезон, когда количество желающих полетать сокращается в связи с холодами, можно взять самолет и на несколько дней, но это скорее исключение из правила, да и погода в эти периоды не самая предсказуемая для планирования сколько-нибудь длительных перелетов.

Что выгоднее: аренда или покупка

Вопрос больше теоретический, потому что аренды как таковой пока почти нет в России, но, по расчетам, которые делались для наших реалий, результат получился следующий: если планируется летать больше 100 часов в год, то лучше приобрести собственный аппарат, а если меньше, то выгоднее аренда[134].

Но это чистая математика, и здесь не учитывается тот момент, что аренда в большинстве случаев — это краткосрочная акция, на день максимум. Следовательно, в таком формате становятся недоступными продолжительные перелеты, не говоря уж о путешествиях в отдаленные уголки России (и, тем более, мира), поэтому если вы мечтаете о подобного рода приключениях, то стоит задуматься о покупке собственного воздушного судна.

Аренда за границей

В США с этим все хорошо, и их ситуация с арендой является, по сути, эталонной. Выбор большой, процесс отлаженный, существуют даже полуавтоматические сервисы для аренды самолетов, где взятие самолета в аренду происходит без участия человека. В Европе с арендой сложнее, чем в США, и она распространена меньше.

Сдача в аренду своего ВС

Если вы являетесь собственником воздушного судна, но сами на нем не летаете или делаете это редко, то хороший вариант — сдать его в аренду. Это не только способ компенсировать затраты на стоянку, но и возможность поддерживать нормальное техническое состояние воздушного судна. Регулярные полеты показаны любому воздушному судну. Особенно страдает силовая установка, если аппарат стоит без движения длительное время. Те поршневые двигатели, что установлены на самолетах, не могут без ущерба для себя продолжительное время находиться без работы. Либо надо регулярно производить гонку двигателя, как обозначено в руководстве по эксплуатации.

Очевидно, что сдавать самолет авиашколе — не самый предпочтительный вариант, но у владельцев вертолетов это распространено. И в авиационных учебных центрах (АУЦ) могут использоваться арендованные у частных владельцев вертолеты. Такие вертолеты обычно имеют страховку КАСКО с пометкой, что учебные полеты разрешены.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

134

Подробнее с результатами расчетов можно ознакомиться здесь: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/Расходы

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я