Как стать пилотом. Руководство к действию

Алексей Сергеевич Спиридонов, 2023

В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как самому построить самолет

Что можно построить

Построить в принципе можно что угодно. Нет предела умениям человека и его мысли. А если есть деньги, производственная база и конструкторы, то можно сделать очень интересные аппараты. Примерами являются созданные в частных российских конструкторских бюро реактивный самолет-тренер СР-10, самолет PJ-II Dreamer с экзотическим туннельным вентилятором в качестве силовой установки, а также V-образный дизельный поршневой двигатель Red.

Но здесь мы рассматриваем вариант классической самоделки, когда энтузиаст в одиночку в свободное время и на свои личные деньги занимается постройкой аппарата. И основная его цель — это все же полеты, а не техническое творчество или желание разработать некую конструкцию для последующей коммерческой деятельности.

Насколько это распространено

Культура самодельщиков и самостоятельной постройки самолетов очень распространена в масштабе мира, но особенно в США. В СССР она также была достаточно развита, как минимум потому, что приобрести воздушное судно было нельзя, и единственным способом его получить была самостоятельная постройка.

С распадом Союза это движение в значительной мере сошло на нет, хотя и не прекратилось совсем. Энтузиастов, которые строят самолеты своими руками, хватает и сейчас, познакомиться с их проектами, находящимися в процессе постройки или уже летающими, можно на профильном русскоязычном веб-форуме[135].

Зачем строить

Все, кто хочет самостоятельно построить воздушное судно, уже имеют для себя ответ на этот вопрос. Убеждать их в чем-то или разубеждать не требуется. Мотивы могут быть разные:

1. Построить свой самолет своими руками;

2. Научиться работать с тем материалом, из которого будет построен самолет (металл, древесина или композиты);

3. Хочется летать, а купить готовый аппарат нет возможности;

4. Реализовать свои идеи или сделать аппарат непосредственно под себя.

И можно найти еще множество других причин.

Стоит ли за это браться

На этот вопрос сложно ответить. Если приоритетная цель — летать, и есть возможность купить готовый самолет, то, возможно, и не стоит. Любая стройка — это небыстрый и непростой процесс.

Что лучше строить

Один из самых важных шагов в постройке самолета (чаще всего самостоятельно строят именно его) — это сделать выбор, какой самолет строить. Потому что зачастую от этого в итоге зависит, будет ли он вообще достроен.

Если обратиться к опытным самодельщикам, то рекомендации будут одинаковые: начать с чего-то простого, проверенного, результат от постройки которого можно увидеть быстрее. Лучше двухместный, это позволит выполнять полет на нем вместе с опытным пилотом или инструктором.

Материал, из которого будет строиться самолет, должен быть такой, с которым вы уже умеете работать или можете достаточно быстро научиться. Классический материал для постройки самодельного самолета — это древесина. По многим параметрам материал превосходный, но его потребуется частично заказывать из-за рубежа, потому что специальная авиационная фанера больше не производится в постсоветских странах. Самолет из дерева желательно хранить в ангаре.

Композиты — хороший и надежный материал, в каких-то случаях незаменимый. Количество работающих с композитами все время увеличивается, но в части несерийного производства он проигрывает за счет того, что на изготовление болванов и форм расходуется огромное количество времени. Отдельные части ВС могут быть композитными, но весь аппарат из композита не каждый сможет построить.

Самым понятным материалом для постройки самоделки остается все же металл. Но и с ним все не так просто как в части обработки, так и в вопросе приобретения и логистики.

Проектировать самому или взять готовый проект

Если в первую очередь интересует результат в виде летающего самолета, а не длительный процесс проектирования, постройки и доводки, то, безусловно, надо выбирать готовый проект, который уже протестирован годами и множеством воплощений в жизнь.

Готовый проект обычно покупается в интернете, на веб-сайте его автора, и после покупки приходит в электронном виде или по почте на компьютерном диске. Можно попробовать поискать такие чертежи, выложенные кем-то в интернет в свободный доступ (в обход требований автора), если нет возможности купить или хочется оценить качество до покупки.

Плюсы честной покупки в том, что, будучи официальным покупателем, можно получать поддержку и консультации от автора проекта, который не только разработал его, но и имеет опыт постройки. В большинстве случаев поддержка будет на английском языке, но данный вопрос, как показывает опыт, хорошо решается посредством Гугл Переводчика[136].

Готовые наборы для постройки

Идея приобрести готовый набор для сборки[137] (если имеется такая финансовая возможность) очень продуктивна. Потому что с таким набором желание что-то построить удовлетворяется быстрее, и получается хорошо летающий аппарат без детских болезней.

Наборы для постройки бывают разной степени готовности. Помимо тех, в которых большинство работ нужно выполнить самостоятельно, существуют частично собранные, где уже выполнена часть работ. В первую очередь тех, для которых критично качество и точность, а также тех, которые нельзя выполнить без специализированных приспособлений или инструмента.

Сами по себе наборы для постройки представляют собой полные комплекты деталей, листовых материалов, расходников, приборов, а также силовую установку (в зависимости от комплектации). Все это хорошо упаковано, материалы качественно и точно порезаны, зачастую все детали уже имеют отверстия, засверленные в кондукторах. В комплект не входит только специнструмент, который необходим для сборки, но он достаточно просто заказывается в интернет-магазине[138]. Подавляющее большинство производителей наборов для постройки находятся за рубежом, но начинают появляться и отечественные производители[139].

Достроить чужой «недострой»

Предложения купить чужой недостроенный аппарат тоже встречаются на рынке. Так называемый «недострой» или «проект» можно отыскать как за границей, так и внутри страны. Такие варианты могут быть очень выгодными финансово, но качество уже выполненных работ оценить может быть непросто. Безусловно, если все делалось правильно, и технология первым строителем не нарушалась, то это удачный вариант, но в этом никогда нельзя быть уверенным на 100 %, поэтому покупка «недостроя» всегда влечет за собой определенные риски.

Осложнить достройку такого «проекта» новому владельцу может, в первую очередь, ситуация, когда проект является авторской разработкой — настоящей, полноценной самоделкой. При невозможности получать консультации от автора есть риск не понять его замысла в тех или иных моментах конструкции. Поэтому всегда надежнее выбирать «недострой» на основе массового кит-набора, который имеет свою документацию и поддерживается производителем.

Причины того, почему люди забрасывают стройку, бывают самые разные. Иногда это случается даже на самом последнем этапе, когда аппарат, по сути, готов, но на доводке вдруг пропадает энтузиазм, или просто возникают какие-то обстоятельства, препятствующие стройке. Каждый случай индивидуален, но лучше заранее уточнять причину продажи, чтобы не столкнуться с непредвиденными сложностями.

Восстановить поврежденный аппарат

Если основной мотивацией строить самолет своими руками является финансовый вопрос (не хватает средств, или просто есть желание сэкономить), то, возможно, более оптимальным вариантом будет приобрести у себя в стране или за рубежом поврежденное воздушное судно и восстановить его до летного состояния.

На американских аукционах, где страховыми компаниями выставляются на продажу поврежденные самолеты, можно встретить очень хорошие предложения. На реализацию к страховым компаниями попадают совершенно разные аппараты. Порой они имеют небольшие повреждения, а в других случаях реальное состояние ВС невозможно оценить без диагностики и разборки. Например, может попасться аппарат, на котором при рулении задели винтом препятствие, или на котором сели с убранными шасси, а также встречаются жертвы стихии (например, так называемые «перевертыши»).

Что нужно для постройки

Для постройки самолета, помимо рабочего места (мастерской, ангара или даже цеха), потребуется специализированный инструмент и материалы. В случае самолета из металла все присобления для клепки, сверления и прочих операций доступны в интернет-магазинах, например, в американском Aircraft Spruce[140].

Номенклатура инструментов для работы с металлом достаточно внушительная, и без многих специальных приспособлений обойтись в принципе можно. Но как минимум удовольствия от такого процесса постройки металлического самолета будет много меньше, а возни сильно больше. Для постройки деревянного самолета такого разнообразия инструментов и приспособлений нет. Композитные конструкции — вообще отдельная история, они больше требуют специального оборудования, нежели какого-то ручного специнструмента.

Сколько времени займет постройка

Вопрос по длительности постройки очень сложный. Можно приблизительно оценить время работ, если речь идет о наборе для сборки. Для них примерные сроки можно найти в интернет-сообществах строителей конкретного производителя, например, Van’s Aircraft[141]. Исходя из практического опыта постройки самодельных самолетов, можем сказать, что срок постройки обычно затягивается, но есть примеры, когда отдельные энтузиасты управлялись за год со стройкой даже сложных скоростных аппаратов.

Опытные сборщики наборов, которые занимаются этим за деньги, и работающие каждый день, потратят на постройку набора не меньше 3–4 месяцев.

Рассчитать, сколько займет постройка полностью самодельного самолета, еще сложнее. После выполнения части работ можно будет оценить затраченное время, и, исходя из этого, попробовать прикинуть, сколько времени понадобится для постройки всего аппарата.

Если нет места для постройки, потребуется дополнительное время, чтобы найти и оборудовать арендованное помещение или построить собственную мастерскую. При этом надо учесть габариты будущего аппарата, чтобы он помещался целиком, или чтобы хотя бы в помещение входили самые габаритные его части — консоли и фюзеляж.

Сколько стоит

При постройке самолета заранее рассчитать бюджет не так просто, особенно, если это полностью самодельный самолет, в случае которого платежи не разовые (как при покупке набора), а представляют собой много последовательных трат.

В случае набора для постройки сумма расходов может быть примерно подсчитана. Она складывается из стоимости самого набора, необходимых инструментов, а также трат на содержание и оборудование мастерской. Стоимость наборов для сборки разнится и зависит от типа самолета. Дорогие наборы для сборки имеют стоимость под 100 тысяч долларов США, например, самолеты марки RV. А самые дешевые (по состоянию на 2022 год) имеют стоимость от 18 тысяч долларов. Это минимальная комплектация, и с учетом того, что придется докупать, потратить придется 30 тысяч долларов и больше.

Где научиться строить

Очевидно, что не все потенциальные строители самолетов обладают необходимыми навыками и опытом. Будущим строителям, помимо литературы и роликов на ютубе, потенциально доступна еще одна возможность: мастер-классы, проводимые российской компанией Цетус[142], специализирующейся в оказании услуг по производству самолетов из наборов для сборки.

Кто может помочь в постройке

В России имеются компании и частные специалисты, оказывающие услуги по сборке под ключ самолетов из наборов. Также можно найти в помощники людей с опытом необходимым работ. Поискать информацию можно на форуме Ассоциации экспериментальной авиации[143].

А если мне надоест

Конечно, может случиться, что процесс стройки надоест. В крайнем случае недостроенный аппарат можно продать. Но перспективность подобной сделки зависит от множества факторов.

Как испытать построенный самолет

Очевидно, что совмещать в одном человеке две достаточно редкие функции — строителя самолета и летчика-испытателя — сложно. Кроме того, испытание самолета самим автором будет неправильно и небезопасно с точки зрения рекомендуемых практик. Прежде всего это касается полностью авторских конструкций, в случае которых взгляд специалиста со стороны особенно полезен. Поэтому для испытания построенного аппарата нужно привлечь летчика-испытателя с опытом полетов на легких самолетах или хотя бы опытного пилота, если испытателя не удается найти.

Летные испытания самолета должна предварять так называемая техническая комиссия, суть которой — показать результат постройки более опытному коллеге или авиационному конструктору. В качестве эксперта может выступать в ряде случаев и сам летчик-испытатель.

Для упомянутой добровольной технической комиссии будет полезно документировать процесс постройки, фиксируя на фото и видео этапы строительства, отдельные узлы, а также те места, что у готового аппарата будут закрыты обшивкой или другими элементами конструкции. Такое документирование называется журналом постройки[144]. За рубежом такой документ имеет официальный статус и используется для допуска к полету самодельных самолетов. В случае России такой журнал ведется скорее для самого себя. Также ход строительства можно освещать на профильном веб-форуме[145]. Но еще правильнее будет, если вы привлечете будущего испытателя или эксперта еще на этапе стройки.

В СССР вопрос оценки самодельного самолета решался при работе так называемых техкомов, работавших на слетах любителей авиации, куда энтузиасты привозили свои аппараты. Свою историю такие техкомиссии ведут с двадцатых годов прошлого века.

Как летать на том, что построил

Чтобы научиться летать на двухместном самолете нужно найти инструктора. А если летные навыки уже есть, то задача инструктора будет состоять в том, чтобы ввести конкретно на этот тип самолета (научить выполнять полеты именно на нем) и познакомить с его особенностями.

Если построен одноместный аппарат, то тут возникают сложности. Существуют методики обучения на одноместных самолетах, но лучшим вариантом все же будет пройти обучение двухместном самолете похожей конструкции. А после уже, попросив испытателя облетать ваш самолет, пробовать вылетать на нем самостоятельно. Испытатель может дать бесценные замечания по характеру управляемости аппарата, его поведении при маневрах. Используя эту информацию, вылететь самостоятельно будет проще и безопаснее.

Помимо неофициального обучения, можно рекомендовать получить первоначальные летные навыки в тех авиационных учебных центрах (АУЦ), где ведется подготовка на пилотов сверхлегкого воздушного судна с отметкой «Самолет». Программа для СВС короче, чем у частного пилота и, как следствие, дешевле и быстрее. Но данное свидетельство будет актуально только в том случае, если максимальная взлетная масса построенного вами аппарата не превышает 495 килограмм[146]. В ином случае нужно проходить обучение на частного пилота.

Как оформить самолет

Оформляются самодельные аппараты по тем же правилам, что и самолеты, произведенные серийно. Но вопрос осложняется тем, что в настоящее время (по состоянию на 2022 год) идет реформа в области регулирования обеспечения летной годности, соответственно, новый порядок еще полностью не сформировался, и получение сертификата летной годности (СЛГ) для самоделки не так быстро решается, как хотелось бы. Но уже можно предположить, что проще получить СЛГ будет тем, у кого аппарат оснащен авиационным двигателем и в том случае, если он построен из набора для сборки.

Как обслуживать

Если вы сумели построить самолет, то и фактически обслуживать его, скорее всего, сможете сами. Но поскольку с 2021 года в России изменились нормативные правила, то просто получить формальное право обслуживать воздушное судно, как было раньше, недостаточно. До 2021 года можно было просто пройти обучение в коммерческом авиационном учебном центре (АУЦ), где готовят технических специалистов для самолетов, не являющихся типовыми. Или более сложный вариант — заочно закончить училище авиатехников. Не факт, что в процессе обучения человек, построивший самолет самостоятельно, узнает для себя много нового в техническом плане, но часть, касающаяся оформления технической документации согласно нормам гражданской авиации, будет очевидно полезна. Да и не стоит забывать, что основная цель этого обучения — формальное право, выраженное в свидетельстве технического специалиста (документ, похожий внешне на свидетельство пилота).

Но теперь этого недостаточно: с введением новых правил свидетельство технического специалиста продолжает быть полезным и нужным, но возникает новая сущность — авиационно-технические базы (АТБ) — сертифицированные организации, которые теперь единственные по закону могут обслуживать ваше самодельное воздушное судно. Создать под свои нужды свою отдельную авиационно-техническую базу (АТБ) затруднительно и явно избыточно, поэтому потребуется наладить взаимодействие с подобной авиационно-технической организацией, с целью дополнения перечня разрешенных для нее работ непосредственно построенным вами аппаратом.

Для этого выполняется определенная административная процедура, ключевую роль в которой играет документ под названием «Программа обслуживания», которую потребуется разработать. Чтобы выполнять обслуживание своего аппарата самостоятельно, потребуется также договорится о формальном трудоустройстве в данную организацию с единственной целью — выполнять работы на своем воздушном судне. В принципе, можно отдать свое самодельное судно на обслуживание работникам этой самой АТБ, но стоить это будет внушительных денег, так что такой вариант, несмотря на свою простоту, будет гораздо менее выгодным финансово.

Все эти действия требуются только для случая, когда планируется получать сертификат летной годности (СЛГ). В противном случае достаточно фактического обслуживания и поддержания воздушного судна в летном состоянии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

135

Веб-форум https://reaa.ru/

136

Стоит сказать, что и сама инструкция по постройке, вне зависимости от способа ее приобретения, скорее всего, будет на английском языке, а система размеров используется далеко не всегда метрическая. Но это все тоже решаемо

137

Англоязычное название — aircraft kit.

138

Например в магазине Aircraft spruce https://www.aircraftspruce.com/

139

Например, Agan Aircraft http://aganaircraft.com/

140

https://www.aircraftspruce.com/

141

Веб-сайт https://www.vansaircraft.com/

142

http://cetus.aero/news/31727963

143

Ассоциация экпериментальной авиации: https://reaa.ru/

144

По-английски это «build log».

145

Например, http://www.reaa.ru

146

Возможно, что данный порог будет поднят с 495 до 600 килограмм, вслед за подобным увеличением массы в Европейском союзе. Подробнее про СВС можно узнать в Викиучебнике: https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/СВС

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я