Как стать пилотом. Руководство к действию

Алексей Сергеевич Спиридонов, 2023

В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как пройти медицинскую комиссию (ВЛЭК)

Для кого эти рекомендации

Рекомендации в этом разделе предназначены исключительно для тех, кто планирует осуществлять полеты в своих личных интересах. И понадобились они только по одной причине — из-за несовершенства отечественного авиационного регулирования, когда от человека, летающего исключительно для собственного удовольствия, требуют избыточного уровня здоровья, если можно так сказать. Которым по факту в нынешних реалиях не так уж много кто располагает.

Если вы хотите выбрать авиацию профессией, став коммерческим или линейным пилотом, то надо трезво оценивать состояние своего здоровья и следить за ним. Хотя система медицинского освидетельствования функционирует в настоящее время так, что ни один отечественный профессиональный пилот в здравом уме не признается авиационному врачу о недомогании или о проблемах со здоровьем. Кроме того, некоторые подходы к прохождению ВЛЭК, о которых рассказывается далее, заимствованы у линейных пилотов. Причина этого в том, что именно линейные пилоты умеют, что называется, «проходить» ВЛЭК. Речь не о коррупционных подходах, а именно о приемах, так скажем, оптимизации медицинского освидетельствования.

Что из себя представляет комиссия

Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) несколько похожа на диспансеризацию в поликлинике, но она не бесплатна, имеет бо́льшую продолжительность, а при успешном ее прохождении выдается медицинский сертификат.

В ходе комиссии требуется сдать анализы и пройти осмотры у офтальмолога, невролога, хирурга, стоматолога, отоларинголога, терапевта. В некоторых случаях добавляется психолог. Женщинам также потребуется заключение гинеколога. С подробными требованиями можно ознакомиться в приложении № 3 к ФАП МО ГА-2002[69]Требования к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе…»).

Изменятся ли требования к здоровью в ближайшем будущем

Любые прогнозы в отношении авиационного регулирования — дело неблагодарное, и нельзя быть уверенным в них, но есть предположение, что национальные требования к здоровью пилотов будут упрощаться и дальше: некоторое время назад уже было одно изменение правил в сторону ослабления требований, а срок действия медицинских сертификатов был приравнен к мировым стандартам. В первую очередь прогнозировать упрощение требований заставляет тот факт, что возрастные пилоты — командиры воздушных судов — в настоящее время сильно востребованы в отечественных авиакомпаниях, и их опыт является более ценным для отрасли, чем абстрактное здоровье, проверяемое по нормам, которые значительно строже мировых стандартов. Соответственно, чтобы продлить летную карьеру пилотов, правила медицинского освидетельствования для коммерческих пилотов должны быть смягчены. А это означает, что они сдвинутся в сторону упрощения требований к здоровью тех, кто претендует на выполнение так называемых рекреационных полетов — это частные пилоты, пилоты планеров, свободных аэростатов и пилоты СВС. Но даже если таких изменений не случится, действующие в настоящий момент нормы все равно проще, чем при СССР, и шансов пройти комиссию больше.

Актуальные на текущий момент медицинские правила будут действовать до 1 сентября 2022 года, далее должны вступить в силу новые.

Пройду ли я комиссию на частного пилота

Скорее всего комиссию на частного пилота пройти получится, особенно если нет серьезных заболеваний. Отношение к тем, кто проходит комиссию не на профессионального пилота, достаточно лояльное. Разве что придется потратить времени и денег больше, чем планировалось. Но, конечно, порой возникают нюансы, поэтому данный раздел может быть полезен и тем, кто условно здоров.

Если же есть сомнения в своем здоровье, или заранее известно о каких-то заболеваниях, то надо подготовиться, чтобы не получить отрицательного результата. О том, как подготовиться, говорится далее.

Что, если я освобожден от армии

Формально военный билет при прохождении ВЛЭК нужен. Если не получается пройти ВЛЭК, потому что в нем проставлена категория годности, указывающая на освобождение от военной службы по состоянию здоровья, то это вопрос, решаемый легальными способами, просто потребуется больше действий.

Самое простое — отыскать и посетить ВЛЭК, где не требуют военный билет. Одно время таким местом было Внуково, но со временем все меняется, так что никаких гарантий, что военный билет не спросят, нет. Если этот вариант недоступен, то требуется получить выписку из военкомата с диагнозом, по которому было оформлено освобождение от военной службы. Это не всегда оказывается простым действием, и представители военкомата могут отказывать под надуманным предлогом, например, ссылаясь на врачебную тайну, но преодолеть их нежелание работать вполне возможно.

Далее эту справку, вместе с военным билетом, нужно предоставить на ВЛЭК. Если диагноз из справки явно не противоречит действующим требованиям к здоровью освидетельствуемого, либо если врачи ВЛЭК сами смогут сопоставить состояние здоровья испытуемого с диагнозом из справки (и убедиться, что диагноз уже неактуален), то этого будет достаточно, чтобы решить возникшие проблемы.

Но если освобождение от службы состоялось по причине серьезного заболевания (не важно, вымышленного или реального), и требует сложной диагностики, то придется обращаться в профильное лечебное учреждение, чтобы пройти обследование и получить заключение, где будет указано, что данный диагноз снят.

Собственно, такие же подходы действуют и в части психо — и наркодиспансеров: если посчастливилось попасть в область их интересов, то потребуется сняться с учета в установленном порядке и подтвердить неактуальность диагноза.

Как подготовиться к прохождению ВЛЭК

Подготовка к прохождению ВЛЭК заключается в выявлении несоответствий состояния здоровья действующим нормам и их посильному устранению посредством обращения к врачам. Если профильные врачи в стационаре полагают, что лечение как таковое не требуется, потому что здоровье и так соответствует нормам авиационной медицины[70], то нужно получить от них соответствующее заключение. Такое заключение пригодится в пограничных случаях, или когда формулировки в правилах могут считываться неоднозначно.

Это требуется потому, что врачи на ВЛЭК, в рамках освидетельствования кандидата на получение медицинского сертификата, в большинстве случаев не могут провести углубленного исследования, а вот профильный врач, например, кардиолог, нефролог или хирург — может. И, опираясь на его заключение, врачи ВЛЭК могут принять положительное решение совершенно законным методом.

В своем минимальном объеме подготовка должна заключаться в ознакомлении с действующими правилами, чтобы понимать, что из себя они представляют, и как их быстро отыскать при необходимости.

Как сравнить свое здоровье с требованиями

Разобраться, в какой мере здоровье соответствует нормам ВЛЭК, — это самое лучшее, что можно сделать при подготовке к прохождению ВЛЭК. Вариант заняться этим после того, как не получилось пройти ВЛЭК, тоже годится, но менее эффективен, чем первый.

Все требования, которыми руководствуются авиационные врачи, изложены в одном документе достаточно скромного размера. Его обиходное название — ФАП-50[71], действовать он будет до 1 сентября 2022 года, а потом должен вступить в силу новый документ.

Для оценки здоровья нужно сравнить имеющиеся у вас диагнозы с теми, что перечислены в длинном перечне из ФАП, содержащем все нормы по здоровью. Если не получается выполнить эту проверку самостоятельно, то можно это сделать в любой платной медклинике.

Эта рекомендация также хорошо работает и для Европы, но там документ[72] несколько больше объемом, чем российский.

Какую из комиссий выбрать

Можно обращаться в любую ВЛЭК, вне зависимости от места проживания или будущего обучения. Никакой территориальной привязки у ВЛЭК не существует. Единственное различие между организациями, проводящими освидетельствование, — какие уровни освидетельствования они имеют право выполнять. Для всех, кто летает в рекреационных целях (частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты аэростатов и пилоты СВС), требуется II класс. Его, по-видимому, умеют выполнять все организации, в которых имеется действующая ВЛЭК.

Если рассматривать города помимо Москвы и Санкт-Петербурга, то большого выбора ВЛЭК в них не будет: в лучшем случае там будет одна комиссия, а, возможно, и вовсе потребуется ехать в другой город, поскольку не в каждом городе есть такая медицинская организация.

В России всего порядка сорока организаций (по состоянию на 2022 год) имеют право освидетельствовать пилотов. Список с разбивкой по городам приведен в Викиучебнике[73]. Первоисточником информации по ВЛЭК является сайт Росавиации. В связи с потенциальными изменениями нормативного регулирования, возможно, после 2022 года ситуация изменится, и организаций станет больше. Либо все останется по-прежнему. За рубежом нет ни одной организации, что имеет право проводить данное освидетельствование для российских пилотов.

Частным пилотам это не актуально, а вот тем, кто готовится стать пилотом коммерческим или линейным, при выборе комиссии также надо учитывать, освидетельствования каких классов она имеет право выполнять. Некоторые комиссии не имеют права выдавать заключения первого класса и, соответственно, не могут освидетельствовать коммерческих и линейных пилотов, а также абитуриентов летных образовательных учреждений гражданской авиации.

Настоятельно рекомендуется перед посещением ВЛЭК заранее уточнять (на сайте, по телефону или в ходе личного визита) список необходимых для прохождения комиссии документов, так как требования могут различаться.

Выбирать, куда именно в итоге обращаться, можно исходя из предъявленных требований (насколько легко они выполнимы), а можно пройти ВЛЭК по месту проживания, просто обратившись в ту комиссию, что ближе территориально. Потому что у многих выбора просто не будет по причине малого количества комиссий в транспортной доступности, а те, кто выбор имеют, скорее всего, потратят время впустую, если будут обзванивать комиссии с целью найти ту, где проще. На сайтах же большинства ВЛЭК исчерпывающей информации по перечню документов нет.

Некоторое время назад у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также областей, прилегающих к ним, был популярен медицинский туризм в город Иваново, где действовала весьма лояльная к частным пилотам врачебно-летная экспертная комиссия, но она прекратила свою работу. В настоящее время эту нишу заняла комиссия в Воронеже. Под лояльностью подразумевается не готовность закрыть глаза на несоответствие нормам (или иные противоправные подходы), а совокупность следующих факторов: прежде всего, это грамотность персонала и умение работать с частными пилотами (большинство комиссий ориентированы на пилотов авиалиний и поступающих в летные образовательные учреждения), отсутствие тенденции к навязыванию дорогих исследований (для повышения доходности медучреждения от процедуры освидетельствования), а также невысокое время ожидания (в крупных комиссиях очереди — это каждодневная данность).

Надо ли всем без разбора стремиться попасть в Воронеж — это вопрос неоднозначный. Пожалуй, если нет объективных причин искать более человеческого и грамотного отношения, или нет большого страха перед врачами, то можно обойтись и без этого.

Комиссии в Москве

Что касается общих характеристик московских врачебно-летных экспертных комиссий (ВЛЭК), то можно упомянуть, что две из них — Внуково и Домодедово — это самые крупные комиссии в стране, в них массово проходят освидетельствование пилоты авиакомпаний. По этой причине на этих комиссиях несколько меньше формализма, реже цепляются к мелочам, могут не потребовать военного билета, например. На дополнительные (и зачастую ненужные) исследования направляют реже, так как зачастую не располагают свободными ресурсами (лабораторными и инструментальными) для их проведения. Есть и негативные стороны — относительно низкий уровень сервиса (слабое информирование клиентов и долгое ожидание из-за больших очередей). Также эти комиссии с большей вероятностью, чем другие, возьмутся за освидетельствование иностранных граждан.

Есть и другие варианты: удобный ВЛЭК в центре Москвы — Центравиамед, но его посещает относительно немного пилотов, и те, кто туда попадает, подвергаются более пристальному и пристрастному освидетельствованию. На этом ВЛЭК имеется тенденция к назначению избыточных платных исследований, проводимых непосредственно силами этой организации. У этой комиссии есть явные плюсы — удобное расположение, красивые интерьеры, вежливые и приветливые администраторы, а также меньшее время ожидания в очереди. Если у вас нет проблем со здоровьем и нет задачи сэкономить деньги, это может быть хороший вариант.

ВЛЭК в Центральной клинической больнице гражданской авиации (ЦКБ ГА) ничем приятным не отмечен. Стоимость прохождения освидетельствования весьма высокая. Близость его к ЦВЛЭК (Центральной врачебно-летной экспертной комиссии) никаких преимуществ не дает, и с ним он в части состава врачей не пересекается.

Про ВЛЭК Аэрофлота информации мало, кроме той, что он сильно загружен. Могут ли там освидетельствовать частного пилота — надо уточнять напрямую.

Все организации ВЛЭК различаются политикой приема сторонних справок и исследований. Какие-то принимают любые документы со стороны, другие же потребуют сделать все исследования только у себя. Этот вопрос требуется уточнять заранее.

В 2021 году в Москве в Семейном медицинском центре начала работу новая ВЛЭК, созданная для освидетельствования пилотов авиакомпании Победа. Также туда могут обратиться все желающие со стороны, не являющиеся сотрудниками авиакомпании, и пройти медицинское освидетельствование.

Комиссии в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге имеется две комиссии, которые находятся на разных сторонах одной улицы. Одна относится к Санкт-Петербургскому университету гражданской авиации, а вторая — к авиакомпании «Россия». По-видимому, при прочих равных условиях оптимальнее обращаться в комиссию авиакомпании, нежели университета, поскольку врачи последней привыкли преимущественно освидетельствовать кандидатов и студентов, а к ним требования обычно выше.

Сколько стоит пройти ВЛЭК

Стоимость услуги медицинского освидетельствования зависит от ряда факторов, и поэтому можно указать только примерный диапазон, а не точную сумму. По состоянию на 2022 год на прохождение ВЛЭК потребуется потратить от 7 до 15 тысяч рублей. Важно добавить, что рассматривается именно получение медицинского заключения 2 класса, которого достаточно для выполнения полетов в авиации общего назначения (АОН). Кроме того, возраст условного кандидата (для которого указан диапазон стоимости) меньше 40 лет, а также он является условно здоровым. По мере увеличения возраста испытуемого, наличия у него различных заболеваний, а также в случае посещения медкомиссий в крупных городах или в столице, стоимость прохождения освидетельствования может выходить за пределы обозначенного ранее диапазона и достигать 20–30 тысяч рублей.

Стоимость получения справок, которые необходимо предоставить на первичную врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) — это ещё 2–3 тысячи рублей дополнительно.

Что делать, если возникли проблемы

Если при прохождении ВЛЭК выясняется, что, согласно нормам действующих авиационных правил, вы не годны, то в таком случае предусмотрена специальная процедура освидетельствования, именуемая индивидуальной оценкой. Проводится она в центральной ВЛЭК, расположенной в московской больнице гражданской авиации (ЦКБ ГА). Для получения направления на нее надо обратиться с заявлением в свободной форме к председателю комиссии, после чего получить свои медицинские документы в запечатанном конверте. Проходить все освидетельствование заново не потребуется, достаточно посетить только врача той специализации, с прохождением которой возникли проблемы.

Кто такие врачи на ВЛЭК

Врачей на ВЛЭК отличает от других медиков наличие у них специального образования — неких условных курсов авиационной медицины, а также то, что они в большинстве случаев не занимаются лечебной практикой.

Их задача (в идеале) — сверять состояние здоровье пилота с авиационными нормами. Информацию о здоровье испытуемого они могут получать из различного рода обследований, а также медицинской документации. К сожалению, с этой формальной задачей они справляются порой не очень хорошо, поэтому кандидату на прохождение комиссии может пригодиться знание нормативной документации, или хотя бы общее понимание, каким именно документом врачи должны руководствоваться[74]. Чтобы, в случае возникновения разногласий, была возможность открыть и изучить его вместе с врачом. Нередко после такого совместного прочтения документа решение изменяется.

Кому можно смело идти на ВЛЭК

Молодым людям до 30–35 лет, у которых нет проблем со здоровьем можно смело идти на ВЛЭК, не готовясь к нему. Собственно, всем, чью карту в поликлинике давно потеряли, кому неизвестно, где находятся больницы, а также тем, у кого болит только голова (и то после празднования Нового года), можно ничего не читать в этом разделе, а сразу собирать нужные справки и ехать на ВЛЭК. Но даже такое спортивное здоровье не исключает сюрпризов, поэтому документ, которым руководствуются врачи, стоит иметь на всякий случай в своем мобильном устройстве.

Что делать, если вас не пропускает ВЛЭК

Если вы столкнулись со сложностями, то прямо на месте, не покидая комиссию, надо открыть авиационные правила и изучить их в той части, которая коснулась непосредственно вас. Зачастую уже на этом этапе получится понять, что пошло не так. Например, врач-оториноларинголог по ошибке посмотрел в колонку для поступающих в летные учебные заведения[75] (т. е. в первую), а вы собираетесь учиться в АУЦ на частного пилота. И требования к вам должны быть много мягче. Но врач — не пилот, он не понимает разницы между летным училищем и частным авиационным учебным центром, поэтому он может перепутать абитуриента и желающего стать частным пилотом. В любом случае, если у вас возникают разногласия с врачом относительно прочтения правил, обращайтесь к председателю ВЛЭК. Они хорошо знают нормативный документ, и в большинстве случаев правильно его трактуют, в отличие от рядовых врачей ВЛЭК.

Если же проблема непосредственно в вашем здоровье — оно объективно не соответствует нормам — то предусмотрены механизмы и для этого случая.

Спорные случаи, а также ситуации, когда здоровье безусловно не соответствует нормам, рассматривают при обращении в центральную врачебную летную комиссию (ЦВЛЭК), которая находится в Москве. Ей дано право проводить индивидуальную оценку, отступая от норм. Именно она может допустить к полетам в качестве частных пилотов людей с явными дефектами, например, отсутствием одного глаза или ступни, ухудшением слуха и т. д. Конечно, ровно так же она может и не допустить их, но, согласно правилам, ее полномочия весьма велики.

Центральная комиссия прежде всего занимается линейными и коммерческими пилотами, которые не могут пройти обычный ВЛЭК, либо имеют сложные диагнозы. Но точно также в нее может обратиться и частный пилот.

Врачи на ЦВЛЭК учитывают при освидетельствовании в том числе и наличие летного опыта у кандидата. Уже летающий в теории имеет больше шансов. Если требуется дополнительное обследование, то оно может быть проведено на месте, поскольку ЦВЛЭК расположен в большом стационаре с множеством профильных отделений — Центральной клинической больнице гражданской авиации (ЦКБ ГА).

ЦВЛЭК выполняет освидетельствование только по тому направлению, где возникла проблема, заново комиссию проходить не надо. Например, если возникли проблемы с офтальмологом, то надо пройти только офтальмолога.

Как происходит обращение на ЦВЛЭК

Для обращения в центральную комиссию пишется заявление в свободной форме на имя председателя ВЛЭК, в котором проводилось первичное освидетельствование. В обращении содержится просьба направить на ЦВЛЭК.

Далее председатель передает просителю в опломбированном пакете его медицинскую документацию[76]. С ней предстоит проехать на ЦВЛЭК, и там посетить профильного врача, с прохождением которого возникла проблема на обычной комиссии. Если освидетельствование у этого врача пройдет успешно, то будет выдан медицинский сертификат. При этом врач вправе ограничить его действие, добавив какие-то условия, например, последующие регулярные обследования у специалистов.

Некоторое время назад можно было сразу обратиться на ЦВЛЭК, если имелись обоснованные сомнения в прохождении обычного ВЛЭК. Но, по-видимому, сейчас ЦВЛЭК работает только с теми, кого направляют в него рядовые ВЛЭК и напрямую обратиться туда нельзя. Но данный вопрос требует уточнения.

Центральная врачебно-летная комиссия (ЦВЛЭК) находится в Москве[77] по адресу Иваньковское шоссе, дом № 7.

Кто точно не пройдет комиссию

Проблемы с прохождением ВЛЭК возникнут у тех, кто употребляет наркотики или употреблял их в обозримом прошлом, потому что их следы достаточно долго сохраняются в организме.

Также не смогут пройти ВЛЭК беременные женщины, если визуально наблюдаются признаки беременности, или если они сами сообщат об этом обстоятельстве.

Какие бывают уровни медицинских сертификатов

Если к моменту, когда вы будете изучать этот раздел, российская классификация будет приведена к международной (дата этого события — 1 сентября 2022 года), то так называемые «графы» уйдут в прошлое, останутся только классы.

Из таблицы ниже можно понять, как графы соотносятся с классами. Например, частному пилоту — второй класс и третья графа.

Перечеркнутое — исчезнет с 1 сентября 2022 года.

Примерный алгоритм прохождения медицинской комиссии

Если написать инструкцию по прохождению российской летной медицинской комиссии в деталях[78], получится бесполезный и, возможно, даже вредный текст, поэтому приводим только общий порядок действий. И даже такое общее описание может не соответствовать реалиям выбранного вами ВЛЭК. А если кандидат является представителем другого государства, то отличий может быть еще больше.

Первым шагом всегда будет звонок во ВЛЭК с целью уточнить, каких документов они ждут от кандидата и как подготовиться к визиту. Без звонка ехать смысла мало, потому что с первого раза угадать предпочтения той или иной комиссии, а также ее расписание, сложно, а с актуальной информацией на веб-сайтах у них почти всегда плохо.

Первичному обращению на ВЛЭК предшествует подготовка, которая заключается в сборе трех справок (это требование имеется во всех комиссиях). Справки нужны из двух диспансеров — нарко и психо, а третья справка — из поликлиники. Чтобы получить справку из психдиспансера (по состоянию на 2022) потребуется сделать ЭЭГ (электроэнцефалография). Если в самом диспансере такая платная услуга отсутствует, то годится любая коммерческая лаборатория. Содержимое справок уточняйте на ВЛЭК, они обычно очень принципиальны в этом отношении.

После сбора всех нужных документов остается прибыть с деньгами, паспортом и военным билетом (если он требуется на этом конкретном ВЛЭК) по нужному адресу. Желательно за полчаса до открытия. При этом надо быть хорошо отдохнувшим и не иметь никаких важных дел на этот день, потому что сколько времени займет прохождение комиссии — вопрос непредсказуемый. Поскольку предстоит сдавать анализы, то стоит также придерживаться рекомендаций по подготовке к их сдаче. По идее, про них вам должны рассказать заранее по телефону, но если такого не произошло, то их несложно самостоятельно найти в интернете.

В рамках прохождения комиссии проводится ряд анализов и исследований. Порой не все из них медицинская организация, где находится ВЛЭК, может выполнить оперативно, что ведет к затягиванию прохождения комиссии. Возникает естественное желание пройти эти необходимые процедуры быстрее где-то на стороне, например, в специализированной лаборатории. Но согласятся ли от вас принять эти результаты, зависит от общей политики комиссии, так что этот вопрос надо уточнять. На одних ВЛЭК никакие результаты исследований со стороны приносить не разрешается, на других, наоборот, готовы принимать чужие. У этого момента есть еще один побочный эффект: не всегда лаборатории делают качественные анализы. Поэтому если повезет встретиться с какой-то аномалией в результатах, в том числе такой, что будет ухудшать ваше положение, учитывайте этот момент. Однако если у вас уже имеются свежие результаты анализов и обследований, которые могут вам пригодиться, то возьмите их с собой на ВЛЭК. Возможно, их и согласятся принять.

Сколько действует медицинский сертификат

Срок действия медицинского сертификата у частных пилотов зависит от возраста: если он выдан пилоту до 40 лет, то действует 5 лет, а если после 40 лет, то срок уменьшается до 2 лет. Тем, чей возраст близок к этому рубежу, целесообразно проходить ВЛЭК в 39 лет, чтобы получить сертификат сроком на 5 лет. У коммерческих пилотов срок действия значительно меньше — 1 год. За рубежом сроки действия у медицинских сертификатов такие же, но хитрость с прохождением в 39 лет не сработает — об этом стоит помнить, получая иностранное свидетельство.

Помимо регулярного освидетельствования, выполняемого в полном объеме и завершающегося выдачей медицинского сертификата, в России существует еще так называемый межкомиссионный осмотр. Для частного пилота он выполняется один раз в год. Объем и стоимость этого осмотра определяется в каждом ВЛЭК индивидуально. Сам порядок этого осмотра и его обязательность достаточно неопределенно описаны в нормативном документе, что дает пилотам возможность игнорировать эти осмотры. Информация о них вписывается на оборотную сторону медицинского сертификата. Помимо визита непосредственно на ВЛЭК, межкомиссионный осмотр можно пройти у врача авиапредприятия, но такой доступный для частных пилотов медик имеется, по-видимому, только на аэродроме Большое Грызлово (UUDG).

Сотрудники ВЛЭК, в свою очередь, могут реагировать на пропуск ежегодных осмотров требованием при очередном прохождении комиссии повторных справок из диспансеров и поликлиники[79], мотивируя это тем, что наблюдение за здоровьем пилота в межкомиссионный период не велось. Но такая реакция вовсе не обязательна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

69

http://ivo.garant.ru/#/document/12126732/paragraph/36268:0действует до 1 сентября 2022

70

Большинство врачей не знакомы с конкретными требованиями к здоровью пилотов, поэтому нужно быть готовым предоставить им точную информацию по этому поводу.

71

Сcылка на ФАП-50: http://ivo.garant.ru/#/document/12126732/paragraph/24523:0

72

Part-Med https://www.easa.europa.eu/easy-access-rules-medical-requirements

73

Список комиссий в Викиучебнике http://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/ВЛЭК/Список

74

Нормативной документацией в данном случае является ФАП-50 (после 1 сентября 2022 года его заменит ФАП-437), которым руководствуются и врачи, и председатель ВЛЭК.

75

Этот конкретный пример актуален только для ФАП-50, а в новых правилах отдельных требований к абитуриентам уже нет.

76

Возможно, что, с развитием в достаточной степени электронной базы, на бумажных носителях ничего не будет передаваться.

77

Веб-сайт www.ckbga.ru (если сайт не открывается, воспользуйте поисковиком или уточните в Викиучебнике).

78

https://ru.wikibooks.org/wiki/АОН/ВЛЭК/Прохождение

79

Обычно же при обновлении сертификата и повторном прохождении комиссии некоторые медицинские документы могут не требовать, так как они были предоставлены при первом освидетельствовании

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я