История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец

Александр Робека

«История названий железнодорожных станций» – это путеводитель, в котором не написано о достопримечательностях. Ведь главный вопрос был задан таким: почему та или иная остановка так называется? Автор попытался по каждому пункту от Киевского вокзала до Малоярославца найти ответы.

Оглавление

Остановка 4-я: Очаково

Когда в 1899-м году провели Брянскую железную дорогу, здесь сделали разъезд. Его обозначили под номером 11. Потом наконец-то построили платформу и назвали её Очаковской, ибо поблизости было село Очаково.

Поскольку история и время его возникновения неизвестны, происхождение названия можно лишь предполагать. Есть несколько версий. Согласно одной из них поселение Очаково названо так по речке, на которой оно стояло. При этом первоначальное произношение гидронима должно быть не Очаковка, а Очаховка. Это слово происходит от глагола «очахнуть», что значит «ослабеть». Так по своей характеристике речка могла получить такое название: очень мелкая и нередко пересыхает. По другой версии Очаково могло произойти от имени, прозвища или фамилии. Мол, здесь когда-то был некто Очаков. Иная же версия привносит сюда тюркские корни: название поселения образовалось из «очага», или из «оджака». Это может означать либо место, где горит огонь, либо место проведения обряда огнепоклонников. Тут уж два варианта на выбор: здесь был тёплый уютный дом или языческая площадка. Однако это всё лишь догадки и предположения: как было на самом деле — никто не знает…

Одни историки считают, что 1623-й год — это самое раннее время, когда в писцовых книгах впервые было упомянуто Очаково. Другие же историки начинают свой рассказ о том поселении со времени Куликовской битвы. Первое его упоминание они связывают с именем Дмитрия Боброка Волынского. Он верно служил Дмитрию Донскому, участвовал во всех его походах и стал одним из самых приближенных к нему. Во время Куликовской битвы он вместе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским был во главе засадного полка, который решил исход сражения. Приблизительно в то время, ещё до сражения, Дмитрий Донской выдал за него замуж свою сестру и одарил его большими землями под Москвой. Тут впервые и была упомянута деревня Очаково. Дальнейшая её судьба как во владении Волынского, так и далее до того самого 1623-го года неизвестна.

В том году она оказалась в вотчине некого боярина по фамилии Лобанов-Ростовский. После смерти все его деревни и сёла отошли к разным владельцам. Деревня Очаково попала к его двоюродным братьям. К концу XVII века она уже принадлежала вдове ещё одного боярина из рода Лобановых-Ростовских. Её звали Анна Никифоровна, и она была бездетной. Поэтому всё свою заботу и любовь она отдала племяннику — Якову Лобанову-Ростовскому. Он оказался очень интересной личностью. В 1680-х годах он служил стольником у царя, в основном накрывая на стол маленьким царевичам. Карьера его потихоньку шла вверх, как вдруг произошёл случай, раскрывший в нём не очень хорошую сторону. В 1888-м году он вместе с дворянином Иваном Микулиным совершил разбойное нападение на Троицкой дороге. Они ограбили карету, везущую так называемою государеву казну; при нападении убили двух мужиков и скрылись с награбленным. Их быстро разыскали. Якову Ивановичу, как главарю банды, грозила смертная казнь. Однако его тётушка Анна Никифоровна заступилась за него и слёзно упросила смягчить наказание. Поэтому у Якова попросту отобрали четыреста дворов и прилюдно отстегали кнутами; у его напарника Ивана отобрали вообще всё, его тоже отхлестали, а после сослали в Томск; слугу Якова, участника разбоя, повесили.

После такого наказания, пишут, что Яков Иванович образумился и уже в 1690-х годах в чине капитана участвовал в Азовских походах. Далее о нём стало известно как о майоре лейб-гвардии Семёновского полка. В звании полковника Казанского полка он вышел в отставку. Когда его тётушка умерла, в начале XVIII века, деревня Очаково перешла по наследству к нему. Здесь он построил церковь Похвалы Богородицы — деревня теперь превратилось в село. Яков Иванович ещё долго жил после этого и умер в 1732-м году, не оставив наследников. Так что следующие владельцы Очакова были не из его рода — им владели князь Долгорукий; Опочинины; жена поэта Елизавета Васильевна Хераскова и другие.

В 1812-м году село было разграблено и разрушено. После войны жизнь продолжилась, и Очаково росло. В середине XIX века в нём числилось около трёхсот человек, однако к концу века оно разрослось значительно, превращаясь всё больше в дачную местность. К этому времени здесь жило уже свыше тысячи человек, и многие из них занимались то ремеслом, то садоводством, а некоторые даже — промышленным производством. Так, крестьянин Герасим Блудов, выкупив себя у барина, поставил у железной дороги маленький кирпичный завод. Он построил здесь семнадцать сараев для сушки, привёз из Европы печь для обжигания и нанял около ста человек. В основном все они были из Очакова. Вскоре блудовский кирпич очень полюбился московским домостроителям и приобрёл высокий спрос. С этого маленького завода и началась промышленность Очакова.

После революции его национализировали, а местность начали застраивать: с одной стороны железной дороги сохранялись дачи и яблони, а с другой — появлялись артсклады, ещё одни строительные заводы и другие предприятия. В сороковых годах здесь вырос одноимённый посёлок. А к теперешнему времени это место превратилось в полноценный городской район с огромной промышленностью: завод железобетонных изделий, теплоэлектросталь, винный завод и другие. От старого села Очаково теперь мало что осталось — лишь до сих пор стоит церковь святого Дмитрия Ростовского. Последние деревянные дома, говорят, снесли в 1980-х годах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я