История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец

Александр Робека

«История названий железнодорожных станций» – это путеводитель, в котором не написано о достопримечательностях. Ведь главный вопрос был задан таким: почему та или иная остановка так называется? Автор попытался по каждому пункту от Киевского вокзала до Малоярославца найти ответы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Остановка 3-я: Матвеевская

В XIX веке историк Иван Егорович Забелин в книге «Кунцево и древний сетунский стан» писал, что Матвеевка известна с XVII века. Однако современные краеведы-историки знают об её существовании и в XV веке. Тогда, по их мнению, и возникла деревня, которая приобрела своё название от имени владельца. Его звали Матвеем Голенище-Кутузовым; он был внуком Василия Ананьевича, основателя села Троицкого-Голенищева. Больше о нём ничего неизвестно кроме одного — от него пошёл род Кутузовых, из которого потом выйдет известный полководец.

История же самой деревушки так же осталась малоизвестной: её жизнь в те времена была не особо примечательной. Поэтому многие историки, рассказывая историю этих мест, большее внимание уделяют соседним сёлам Аминьево и Волынское. Матвеевка среди них оставалась в тени. В середине XIX века в ней числилось не более двухсот пятидесяти человек. Та была маленькая деревня, и она к 1930-м годам стала в несколько раз больше. Часто указывают на причину такого роста близость Брянской железной дороги. Однако платформы рядом с Матвеевкой в то время ещё не было. Самая ближайшая станция была в Кунцево на Брестском направлении, в трёх верстах от поселения. Матвеевская же платформа появилась в 1935-м году. Рядом с ней был и зал ожидания, и буфет.

Когда впервые здесь поезд остановился, пассажиры в окне увидели следующее: два длинных шеста с красным полотнищем, на котором была надпись: «Колхоз Матвеевский». С тридцатых годов здесь обустраивали крупное хозяйство — появился колхоз, центр которого был в деревне. Позже Матвеевка присоединилась к ещё большему «Сталинскому колхозу», а в шестидесятых годах здесь был образован крупнейший в Москве садово-питомнический совхоз. Название он перенял у деревни — «Совхоз Матвеевский».

Она к этому времени уже вошла в пределы Москвы, и её адрес был таков: «город Москва, деревня Матвеевка». По-прежнему стояли её деревянные дома и дворы, рядом с которыми выстраивали жилой комплекс. В него постепенно переселяли деревенских жителей и последнего переселили, как принято считать, в 1996-м году. Но это оказалось не совсем так: некоторые жители так и не смогли расстаться со своими домами. Поэтому в тот год Матвеевка лишь официально перестала существовать. А так от неё всё же осталось два деревянных дома, в которых всё ещё живут. Название же деревни теперь закрепилось за улицей, районом и платформой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я