1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Александр Робека

История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец

Александр Робека
Обложка книги

«История названий железнодорожных станций» — это путеводитель, в котором не написано о достопримечательностях. Ведь главный вопрос был задан таким: почему та или иная остановка так называется? Автор попытался по каждому пункту от Киевского вокзала до Малоярославца найти ответы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Не беси меня, мальчик. Я собираюсь издать свой путеводитель.

С беспримерным уважением

твой любимый профессор

Арсений Дежуров

Остановка 1-я: Киевский вокзал

Эта станция обозначается как Москва-Киевская. В начале 1930-х годов её объявляли как Москва-Брянская. А ещё раньше она значилась просто как Москва I, рядом с которой была товарная станция Москва II. Кроме того, она известна как Киевский, бывший Брянский вокзал. О словах «вокзал», Брянск и Киев дальше пойдёт речь.

Вокзал. Это слово возникло в Англии ещё задолго до железных дорог. В начале XVII века там жила одна дама по имени Джейн Вокс. Недалеко от Лондона у неё было своё имение, которое вскоре прославилось, ибо в нём Джейн любила устраивать балы. Они выходили настолько торжественными и впечатляющими, что со временем там побывал весь высший свет столицы. Название её имения уже было у всех на слуху, и люди называли его залой Вокса, или говоря по-английски Vauxehall. Позже это название стало именем нарицательным и стало обозначать любое другое заведение, где проводились подобные вечеринки. В конце концов слово распространилось и в Европе, а оттуда попало в Россию. Здесь оно превратилось в слово «воксал», которое к середине XIX века зазвучало как «вокзал».

К тому времени в России уже провели первые железные дороги, и паровозы вошли в жизнь. Однако те машины тогда не казались чем-то обыкновенным: они были самым передовым достижением техники. Поэтому прибытие или уход поезда на станцию начали пышно отмечать: собирались толпы, играли оркестры, а пассажиры празднично наряжались. Всё это торжество, действительно, стало походить на воксал, и слово мгновенно прикрепилось к новому явлению. Теперь им обозначают крупные железнодорожные станции, здания которых обыкновенно выглядят так же торжественно, как когда-то проходили воксалы.

Брянск. От этого города в 1895-м году начали тянуть железнодорожную линию на Москву. Впервые он был упомянут в Ипатьевской летописи в 1146-м году. Тогдашняя форма его написания и произношения отчётливо указывала на основу слова — город именовали Дебрянском, и его название исходит из слова «дербь». В широком смысле оно означает долину или глубокий овраг, заросшие густым косматым лесом.

Киев. С открытием Брянской железной дороги между Москвой и этим городом появилось прямое железнодорожное сообщение. История его названия значительно отличается от брянской. Она записана в Повести временных лет: из полян, которые отошли от славян и стали править своим родом отдельно, вышли три брата: Кий, Щек и Хорив. Они и построили на берегу Днепра город и прозвали в честь старшего из них. После Кий правил в нём долгое время и даже был в почести у византийского царя.

Таково происхождение этих слов, из которых впоследствии образовалось название одного из девяти2 московских вокзалов. Его история началась с конца XIX века. В 1895-м году Московско-Киево-Воронежскому обществу указом императора было разрешено провести Брянскую линию. Правление общества в конце этого года обратилось в городскую думу с просьбой выделить земли под вокзал и склады в Дорогомилово. Однако в думу также обратились промышленники Замоскворечья, которым было выгодно расположить вокзал у них, и потому обсуждение об его местоположении затянулось. Лишь в сентябре 1896-го года Министерство путей сообщения утвердило место под вокзал в Дорогомилове. Со следующего года здесь было развернуто активное строительство.

1-го августа 1899-го года состоялось торжественное открытие дороги. Окроплённую святой водой белую ленту перерезали, и первый почтово-пассажирский поезд под крики «ура!» отправился в Брянск. Пассажирские платформы, небольшие площадки, само здание вокзала — всё было искусно украшено на этом празднике, особенно здание. В будние же дни оно выглядело не привлекательным. Оно было так называемым «временным». То была полностью деревянная постройка с одним этажом и двумя подъездами, которая напоминала больше огромный сарай, чем вокзал. Так Московско-Киево-Воронежское общество не только сэкономило, но и успело завершить все работы к сроку.

В 1912-м году в истории вокзала наметились большие перемены: его близость к набережной обеспечила обществу стабильный доход, и в этом году оно выделило средства на новое здание. Разработать проект поручили архитектору Ивану Ивановичу Рербергу. Он и раньше сотрудничал с обществом, перестраивая для его правления дом на Чистых прудах. Теперь ему предстояло построить новый Брянский вокзал. В мае 1914-го года недалеко от старого здания на свободной площадке заложили первый его камень. В будущем году вокзал планировали уже завершить, но началась первая мировая война и помешала всем планам. В 1916-м году главного архитектора Ивана Ивановича как военного инженера мобилизовали в армию. И уже без него в год революции закончили основную работу, но ещё до 1920-х годов устраняли недоделки.

Теперь Брянский вокзал стал похож на величественный современный дворец, а не на сарай. Все его тогдашние платформы с четырьмя путями полностью зашли внутрь и спрятались под огромным дебаркадером без центральных опор. Его строительством занималась фирма «Бари», где главным инженером был Владимир Григорьевич Шухов. Та огромная над платформами арка в тысячу тонн — воплощение его проекта.

Со временем у вокзала сделали огромную площадь, его реконструировали и добавили к нему новые постройки, и самого его в 1934-м году переименовали в Киевский.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Как обыкновенно, правительственный вокзал в счёт не входит

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я