«История названий железнодорожных станций» – это путеводитель, в котором не написано о достопримечательностях. Ведь главный вопрос был задан таким: почему та или иная остановка так называется? Автор попытался по каждому пункту от Киевского вокзала до Малоярославца найти ответы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Остановка 5-я: Сколково
Первоначально эта платформа именовалась Востряково, и откуда произошло такое название — однозначно ответить нельзя. Поэтому существует несколько версий.
Согласно одной из них платформу назвали так по древнему селу, которое существовало с XVIII века. Однако, когда построили дорогу, ближайшим селом к платформе оказалось Княж-Мещерское, а не Востряково. Более того, и за то время, и за более раннее о таком селе или его церкви не было никаких сведений. Скорее всего, его вовсе не существовало. По другой версии платформа Востряково названа так по фамилии какого-нибудь здешнего владельца, который мог безвозмездно отдать свой участок под железнодорожное полотно. Подобное, в принципе, могло быть…
Ещё одна версия связывает название платформы с именем уже определённого человека. Он был московским купцом 2-й гильдии, торговцем чаем, сахаром, табаком. Его торговый дом носил название «Н. и Д. Востряковы», а самого его звали Дмитрием Родионовичем. Его личность малоизученна, и о нём не было написано книг, поэтому больше всего он известен как муж Клавдии Хлудовой. Она была одна из дочерей Герасима Хлудова, крупнейшего владельца ткацких фабрик. Тот устроил Дмитрия к себе на фирму одним из директоров, и тут о Вострякове пошли всякие слухи. Говорили, что он искусный интриган и готов на многое, чтобы быть первым в фирме; говорили, что личное удовольствие для него важнее дела; говорили, что он приезжал на фабрику как на пикник, и далее говорили о нём многое в подобном духе. Вот в честь такого человека и были названы две железнодорожные платформы: одна на Брянском направлении, а другая на Павелецком. Причина всего этого по данной версии оказалась проста: на строительство обеих платформ Дмитрий Родионович выделял ссуды.
Итак, в начале двадцатого столетия на двенадцатой версте Брянской дороги устроили платформу Востряково. От неё в 1950-х годах вырос одноимённый посёлок: на бывшем когда-то пустыре построили двухэтажные и чётырехэтажные дома; построили детские сады и магазины; а рядом с посёлком поставили огромный строительный комбинат. В 1984-м году посёлок полностью включили в пределы Москвы. Так в столице появился микрорайон Востряково, рядом с которым расположилось Востряковское кладбище и в котором была одноимённая платформа. В двадцать первом столетии её переименовали, привнеся другой топоним с иного места, где когда-то поблизости стояла деревня Сколково.
Её название, как обыкновенно бывает, когда ничего неизвестно, производят от имени вероятного первопоселенца. Его могли звать Сколок, и само имя происходило бы от глагола «сколить». По словарю Даля слово значит либо «грустить», либо немного наоборот — «зубоскалить». Так что Сколок — это тот, кто грустный, или тот, кто насмешливый. Таков возможный корень в названии той деревни.
Первые сведения о ней относятся ко времени Ивана Грозного. Государевы земли, на которых находилась она, купил тогда некто Григорий по прозвищу Второй Фёдоров. В 1596-м году в своём завещании он разделил Сколково, уже ставшее сельцом, на три части между своими наследниками. Впоследствии эти осколки вновь воссоединились, и сельцо поочерёдно принадлежало самым разным владельцам. Даже было время, когда здесь хозяйничал фаворит Петра I Меньшиков. Однако при этом Сколково не становилось каким-либо известным или крупным селом — оно продолжало свою маленькую жизнь и в девятнадцатом, и в двадцатом столетиях.
Но в теперешнее время положение Сколкова кардинально изменилось: в 2009-м году Дмитрий Анатольевич Медведев заболел идеей создания ультрасовременного научно-технологического центра. На государственном уровне начали обсуждать то, что это будет за центр и где его расположить. В качестве вариантов предлагали для него много мест: Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Обнинск, Дубна и так далее. Но их отбрасывали почти сразу, пока в конце концов не остановились на пустоши вблизи дачи вице-президента Игоря Шувалова, то есть вблизи Сколкова. СМИ тогда повсюду загремели о «русской кремневой долине», которая изменит всю экономику страны. Слово «сколково» зазвучало практически везде, и 2-го октября 2010-го года президент ОАО «РЖД» Якунин подписал приказ №155. По нему платформу Востряково Киевского направления переименовали в Сколково.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других