1. Книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Александр Робека

История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец

Александр Робека
Обложка книги

«История названий железнодорожных станций» — это путеводитель, в котором не написано о достопримечательностях. Ведь главный вопрос был задан таким: почему та или иная остановка так называется? Автор попытался по каждому пункту от Киевского вокзала до Малоярославца найти ответы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Остановка 5-я: Сколково

Первоначально эта платформа именовалась Востряково, и откуда произошло такое название — однозначно ответить нельзя. Поэтому существует несколько версий.

Согласно одной из них платформу назвали так по древнему селу, которое существовало с XVIII века. Однако, когда построили дорогу, ближайшим селом к платформе оказалось Княж-Мещерское, а не Востряково. Более того, и за то время, и за более раннее о таком селе или его церкви не было никаких сведений. Скорее всего, его вовсе не существовало. По другой версии платформа Востряково названа так по фамилии какого-нибудь здешнего владельца, который мог безвозмездно отдать свой участок под железнодорожное полотно. Подобное, в принципе, могло быть…

Ещё одна версия связывает название платформы с именем уже определённого человека. Он был московским купцом 2-й гильдии, торговцем чаем, сахаром, табаком. Его торговый дом носил название «Н. и Д. Востряковы», а самого его звали Дмитрием Родионовичем. Его личность малоизученна, и о нём не было написано книг, поэтому больше всего он известен как муж Клавдии Хлудовой. Она была одна из дочерей Герасима Хлудова, крупнейшего владельца ткацких фабрик. Тот устроил Дмитрия к себе на фирму одним из директоров, и тут о Вострякове пошли всякие слухи. Говорили, что он искусный интриган и готов на многое, чтобы быть первым в фирме; говорили, что личное удовольствие для него важнее дела; говорили, что он приезжал на фабрику как на пикник, и далее говорили о нём многое в подобном духе. Вот в честь такого человека и были названы две железнодорожные платформы: одна на Брянском направлении, а другая на Павелецком. Причина всего этого по данной версии оказалась проста: на строительство обеих платформ Дмитрий Родионович выделял ссуды.

Итак, в начале двадцатого столетия на двенадцатой версте Брянской дороги устроили платформу Востряково. От неё в 1950-х годах вырос одноимённый посёлок: на бывшем когда-то пустыре построили двухэтажные и чётырехэтажные дома; построили детские сады и магазины; а рядом с посёлком поставили огромный строительный комбинат. В 1984-м году посёлок полностью включили в пределы Москвы. Так в столице появился микрорайон Востряково, рядом с которым расположилось Востряковское кладбище и в котором была одноимённая платформа. В двадцать первом столетии её переименовали, привнеся другой топоним с иного места, где когда-то поблизости стояла деревня Сколково.

Её название, как обыкновенно бывает, когда ничего неизвестно, производят от имени вероятного первопоселенца. Его могли звать Сколок, и само имя происходило бы от глагола «сколить». По словарю Даля слово значит либо «грустить», либо немного наоборот — «зубоскалить». Так что Сколок — это тот, кто грустный, или тот, кто насмешливый. Таков возможный корень в названии той деревни.

Первые сведения о ней относятся ко времени Ивана Грозного. Государевы земли, на которых находилась она, купил тогда некто Григорий по прозвищу Второй Фёдоров. В 1596-м году в своём завещании он разделил Сколково, уже ставшее сельцом, на три части между своими наследниками. Впоследствии эти осколки вновь воссоединились, и сельцо поочерёдно принадлежало самым разным владельцам. Даже было время, когда здесь хозяйничал фаворит Петра I Меньшиков. Однако при этом Сколково не становилось каким-либо известным или крупным селом — оно продолжало свою маленькую жизнь и в девятнадцатом, и в двадцатом столетиях.

Но в теперешнее время положение Сколкова кардинально изменилось: в 2009-м году Дмитрий Анатольевич Медведев заболел идеей создания ультрасовременного научно-технологического центра. На государственном уровне начали обсуждать то, что это будет за центр и где его расположить. В качестве вариантов предлагали для него много мест: Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Обнинск, Дубна и так далее. Но их отбрасывали почти сразу, пока в конце концов не остановились на пустоши вблизи дачи вице-президента Игоря Шувалова, то есть вблизи Сколкова. СМИ тогда повсюду загремели о «русской кремневой долине», которая изменит всю экономику страны. Слово «сколково» зазвучало практически везде, и 2-го октября 2010-го года президент ОАО «РЖД» Якунин подписал приказ №155. По нему платформу Востряково Киевского направления переименовали в Сколково.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История названий железнодорожных станций. Киевский вокзал – Малоярославец» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я