1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Али́на

Это имя имеет французское происхождение, но корни его германские. В принятой традиции Aline (Алина) — французская уменьшительная форма от имён Алла и Аделина, ставшая в силу исторических причин самостоятельной и документальной.

Первое письменное упоминание имени Алла датируется IV-м столетием нашей эры. Принадлежало имя сие готской царице, разделившей некогда печальную судьбу 26 готских христиан-мучеников.

Народ готов остался в прошлом, и упоминают его и словом готы, и выражением готфы. В наше время немногие имеют верное понимание о происхождении этого народа, о его роли в истории, и месте проживания. Кто они — готы?..

Готами историки называют древнегерманский союз племён, какой со II-го века и до VIII век нашей эры являлся серьёзной военно-политической силой на территории всей современной Европы. Определяют их исконными скандинавами, людьми Севера, говорившими на восточногерманском готском языке.

По причине неведомой нам двинулись готы от родных фиордов Скандинавского полуострова; драккары их пересекли Балтийское море и вошли в дельту Вислы, в том месте, где ныне расположен польский город Гданьск. Готы сбили племена вандалов и ругов с обжитых мест обитания, и под началом рикса (князя) Филимера двинулись к густотравным степям Приднепровья. С боями расселились готы на плодородных землях Северного Причерноморья и в бассейне реки Дунай. Далее не пошли, ибо путь готам преградили хорошо организованные легионы Римской империи.

Готы смогли вытеснить римлян лишь из провинции Дакия (современная Румыния), ударили по береговым поселениям Боспорского царства, и в 257-м году взяли Крым. Те, что остались на благословенном полуострове, стали называть себя остготами, и были средь них племена скиров, таифалов, и т. н. крымских готов, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

Нравы и обычаи готов подверглись серьёзному испытанию на новообретённой родине, когда в готских селениях появились первые христианские проповедники. Историк Созомен, автор «Церковной истории», писал, что верховный вождь готов Атанарикс был разъярен тем, что его подданные стали массово принимать христианство под влиянием проповедей арианского епископа Ульфилы. Рикс воспринимал христиан как «пятую» колонну ненавистного ему Рима. По его приказу многие из них были подвергнуты пыткам и казнены, часто без судебного разбирательства. В один из дней Атанарих установил в колеснице статую Вотана, исконного бога готов, и возил перед шатрами христиан, где устраивались церковные службы. Тех, кто соглашался поклониться Вотану и принести жертвы, грозный рикс щадил. Остальные были сожжены заживо во время богослужения.

В огненном аду погибли 308 человек, из которых только двадцать шесть остались известны по именам, и среди них готская царица Алла, супруга самого Атанарикса…

В канонизации — святая Алла Готфская (го́ты на древнегреческом — Γότθοι).

История её имени поистине удивительна. В готском (протогерманском) языке есть слово «alla», какое переводится как «всё». Есть и другие сходные формы: allis — «вообще, совсем»; alls — «весь, всякий, каждый».

Понятие «всё» слишком абстрактно для имени, и не употреблялось оно в качестве отдельного имени, но лишь в составе сложных слов, имён и в выражениях, подобных: ana tho alla — «ради всего»; alla-werei — «абсолютное доверие».

Очевидно, что имя Алла непохоже на полные имена готских женщин, такие, как Амаласуента, или Брунехильда. И вполне очевидно, что имя Алла может быть короткой формой целого ряда имён с первым несущим корнем «весь, вся», как например, имя Алафрида. Сокращённой, или «домашней» формой…

А сокращения в женских готских именах употреблялись нередко. Например, Фета — сокращение от имени Гундефреда, Гоя — от Гаудиозы, и т. д.

Уместный вопрос: а разве у нас, в нашем времени, не такая же традиция образования коротких «домашних» имён? Валентина — Валя, Серафима — Сима, Светлана — Света… Именно такая, что свидетельствует об устойчивости менталитета.

Судьба распорядилась так, что в бурях истории уцелела лишь короткая, «домашняя» форма имени готской царицы — Алла. Именно в этом виде имя её дошло до наших дней в именословах народов мира.

Забвение готской царицы в силу трагических обстоятельств её судьбы привело к тому, что полное имя и его этимология оказалась утраченными. Поскольку у греков в числе традиционных имён имя сие не значилось, но упоминалось оно в христианских Житиях святых, записанных на греческом языке, безответственные толкователи сочли противоречия несущественными, и объявили имя Алла греческим. Сославшись при этом на внешне сходное греческое слово ἄλλᾳ, означающее буквально «другая, вторая, следующая», «по-другому», «иначе». И многие века робко и неуверенно объясняли безликим греческим словом этимологию готского (германского!) имени…

Подробно рассуждения приведены в очерке истории имени Алла.

Второе возможное «материнское» имя — Adeline (Аделина) — на языке германцев означает «благородная», «высокорожденная».

Кого же историки называют германцами?

Германцы — группа племён, входивших в состав индоевропейской семьи народов. Древнейшая научно установимая родина германцев обнимала системы рек Эльбы и Одера — большую часть северной плоской полосы нынешней Германии, между морями Немецким и Балтийским на Севере, Тюрингервальдом и горными цепями, окаймляющими Богемию — на Юге. На Западе граница проходила, вероятно, между Эльбой и Везером.

В германском обществе был известен класс полусвободных, или литов; это, вероятнее всего, были потомки покоренных аборигенов, не имевших политических прав и не владевших поземельной собственностью, но за известный оброк пользовавшихся землей. Имелся также многочисленный класс рабов из военнопленных; эти люди рассматривались как вещи, но обращение с ними не было сурово; они обыкновенно «сидели» на земле своего господина, или составляли его домашнюю прислугу.

Все свободные германцы считались равными между собой, но это не исключало существования у них немногочисленной знати, производившей свой род от мифических героев, и пользовавшейся уважением и влиянием. Политических преимуществ поначалу знать не имела, но короли — где они были — принадлежали к знатному роду. Называлась эта прослойка знатных людей, будущих дворян — Adalinge (Аделинги), или Ethelinge (Этелинги), буквально — «люди знатного рода». Именно в этом классовом названии кроется смысловой стержень и конструкция имени Adeline (Аделина)!

Благородство, как водилось у многих народов, воспевалось скальдами. Так сказано в древнем эпосе «Песнь о Нибелунгах»: «…Много чудесного говорят старые сказания о славных героях, о великих подвигах, празднествах и пирах, о плаче и жалобах; много чудесного вы можете услышать о боях отважных рыцарей… Выросла в Бургундии девушка высокого рода и такая прекрасная госпожа, что ни в одной стране нельзя было найти благороднее её. Звали её Кримгильдой, и много бойцов положило за неё жизнь…».

Высокое рождение, в нравах тех времён, предполагало многие достоинства в человеке, и неудивительно, что такое отношение выразилось в рождении личного имени — Адель, или позже — Аделина.

Готское усечённое имя Алла и германское имя Аделина по стародавней традиции образуют уменьшительные, внешне сходные формы имени — Алина. Носящая имя Алина сама вправе выбрать первоисточник своего имени. Именно так…

В российский именослов имя Алина вошло в качестве гостьи во второй половине XVIII столетия, путём заимствования модного в то время французского имени Aline.

След имени в народном фольклоре России отложился в виде хороводной припевки: «Дивны косы у Галины, чермны уста у Фаины, парни ж сохнут по Алине, ай, да лине-лине-лине».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я