1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ариста́рх

Это имя имеет греческое происхождение. В языке древних эллинов имя Ἀρίσταρχος (Аристархос) включает две основы: ἄριστος (аристос) — «наилучший, превосходный», и ἀρχός (архос) — «повелевать, руководить».

Ари (старинное) — неотделяемая частица, традиционно присоединяемая к греческим именам для усиления их значения. Известное и доброславное слово Аристейа несло в себе смысл — «отличие, подвиг»; имя Аристеос, образованное на этой благой основе, обретало смысл — «лучший, отличнейший, храбрейший, герой». Но в живой речи выражение такое чаще употреблялось во множественном числе: аристиес — «лучшие, знатнейшие (вельможи)». Здесь, с основой этой, уже заметно проявились признаки аристократического отличия людей по знатности, по благородству, по достоинству и богатству. Собственно, на том и образовался термин аристократия — «власть сильнейших». Сильнейших не всегда силою мышц, но всегда возможностями влиять на окружающих, и активно занимать удобнейшее место под солнцем…

Применялась основа аристос и в других случаях. Так, богиню-охотницу Артемиду греки величали эпитетом Аристо-бойле — «дающая наилучшие советы».

— Вопроси оракул у Охотницы, — советовали греки, — кто даст тебе лучший совет?..

Самого авторитетного прорицателя почётно именовали Аристо-мантис — «наилучший гадатель».

Аристо-кейрами называли состязание «храбрейших рук», во время которого всенародно происходило определение храбрейших и сильнейших из мужей полиса.

Вторая основа подобных имён — «архи», собственно, передавала степень превосходства, важности, главности, богатства, авторитетности и властности. И если первая основа аристос утверждала то, что предмет или человек — лучший, сильнейший; то вторая основа архи конкретизировала — насколько лучший, или насколько сильнейший. Понятно, что намного сильнейший, точнее — самый сильный, сильнейший из сильных. Подобно тому, как в знакомом нам выражении архангел присутствует очевидная этимология — «главный ангел», «ангел высшего ангельского круга».

В контексте: если о человеке говорили архайо-генос, то подразумевали, что тот человек из древнего рода. А если Архайо-плутос — «издревле богатый».

Слово археология в старину имело смысл: «рассказывать о старом, или устаревшем». Впрочем, греки в ощущении своей истории всегда интуитивно понимали, насколько старое, или насколько устарелое. Такие детали передавались уже иными механизмами речи.

Постепенно выражение архи конкретизировалось и стало соотноситься с властью и властными структурами.

Арх-эребия — «выбор властей», или «народное собрание для выбора властей». Археон — здание, в котором заседало правительство города-полиса.

Архе-леусом (Архелаем) величали предводителя народа.

Архетас — вождь, царь, правитель.

Архе-хорос — предводитель хора (должность весьма почётная в Древней Греции).

Таким образом, корень архи стал нести в себе смысл «начальный, исконный, высший», «начальство, правительство», «власть, господство».

В эллинском языке по времени явилось понятие Архо́нт — «начальник, правитель, глава» — так называлось высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. Наиболее влиятельными слыли архонты в столичных Афинах, где эта должность появилась ещё при правителях-базилевсах.

Согласно преданию, в XI-м веке до нашей эры царская власть была отменена, и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами.

В середине VIII-го века до н. э. доступ к этой синекурной должности получили эвпатриды («сыны благих отцов», «благорождённые»). О благе общественном думать стали меньше, о личном — больше. Общество же не почивало безмятежно на мягких постелях, и отреагировало дружно и эффективно: срок власти архонта сократился до 10 лет; а с первой половины VII века — и вовсе до одного года. Дабы не успевал архонт освоиться в хитросплетениях финансовой жизни полиса…

Наиболее древними были должности первого архонта-эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонта-базилевса (ведал культом), и третьего архонта-полимарха (служил военачальником).

Около середины VII века до н. э. в правительственную структуру города-государства были добавлены ещё шесть архонтов-фесмофетов с судебными функциями. Все девять избираемых архонтов составляли коллегию высших должностных лиц в греческом полисе. Избираемых честно и гласно в те поры!..

В классическую эпоху выборы архонтов проводились путем жребия.

В византийскую эпоху термин потерял былую статусность, и греки уже вольно обозначали этим термином правителей провинций, армейских командиров, весьма состоятельных людей, и даже чужеземных правителей и племенных вождей.

Во многом термин архонт можно было сопоставить со славянским титулом «князь». Архонтами греки и называли в речи и в дипломатический переписке древнерусских князей, да и сами князья обозначали себя этим титулом в грекоязычных документах и живых переводах.

К слову: в современном греческом языке слово архонт по-прежнему обозначает весьма состоятельного человека.

Ещё к слову: в современном мире весьма состоятельного и влиятельного человека нередко называют весьма близким, греческим словом олигарх!.. А славянское, первоначально книжное, а ныне бытовое слово «начальник» — суть калька (буквальный перевод) греческого слова архонт!

Шествие во времени и сочетание двух важнейших для древнего грека основ ари и архос явило выражение Аристархос — «носитель высшей власти», «славный правитель».

Стремление чувствительных греков приобщиться к судьбоносным качествам по древнейшей традиции породило имя человеческое — Аристархос.

Греки почитали имя сие поистине царственным, и в значении его видели царские эпитеты в немалой степени и потому, что рождение имени Аристархос произошло в период формирования аристократической монархии, основанной на уходящем родовом строе. Государя-аристархоса греки называли базилевсом по привычке, по сути его должности, понимаемой в прежние, стародавние времена.

Базилевс прежде всего являлся главой своей общины. В сакральном смысле — как предстатель перед богами, приносивший от имени общины жертвы, и тогда именовал себя базилевс потомком Зевса — царя богов. В судебном смысле — как высший земной судия, разрешавший спорные вопросы между знатными людьми, когда обращение к совету сородичей не давало понятного ответа. В военном смысле — как призванный полководец общинной рати, собранной по родам и коленам для защиты или нападения. Иной власти над аристократической элитой базилевс в прежние времена ещё не имел, ибо не было самой элиты, существующей в наследственном русле.

Знаком наличествующей власти базилевса был посох, украшенный золотой фигурой орла — птицы самого Зевса. Базилевсу по воцарении передавался дворец, и к нему земельные угодья для прокорма семьи и слуг; в дальнейшем же брал правитель старого толка судебные поборы с тяжущихся и солидную часть военной добычи. Опирался базилевс на архонтов и на совет геронтов — высших и авторитетнейших людей в государстве. Опирался и на вече народное, какое одно могло разрешить вопрос о войне и мире. Говорящему на вече передавали посох базилевса с орлом, и во время речи был оратор неприкасаем, и слушать его должны были все с уважением… Посматривая на посох власти.

Справедливости ради следует отметить, что в то легендарное время базилевсу полагалось на деле быть лучшим, умом и личной храбростью оправдывать свой архи-великий ранг. Иначе говоря — полагалось высшему лицу лично заслуживать уважение соотечественников, а не требовать его из болезненного честолюбия властной натуры…

Убыль ожидаемых народом качеств благородного и порядочного лидера могла стоить базилевсу царской власти, священных атрибутов её, всей нажитой собственности, а со всем тем и почётнейшего статуса аристархоса.

Как и прежде водилось, во времена последующие греки взяли обычаем нарекать детей своих царственным именем Аристархос и надеялись, что жизнь потомков будет высокой и яркой, и наполнится великой пользой государству и полису. Надежды человеческие словно бы добрым кармическим эхом воплощались в имени, и имя служило своим носителям мостом через реку жизни.

В российский именослов греческое имя Аристархос вошло в X-м столетии, и по времени обрело адаптивную форму Аристарх. Наибольшее распространение это имя получило в сердце России и в её западных областях.

Оставлен след имени в народном фольклоре: бытовала на Руси шутливая поговорка: «Силён Аристашка, коль вскормлен на кашке».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я