«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Арка́дий
Имя Αρκάδιος (Аркадиос) имеет греческое происхождение. Греки в живой речи называли свою страну Элладой, а соседние народы именовали её жителей эллинами. Подобно именовались и жители области Аркадия. Из топонима родилось имя человеческое. На языке древних эллинов имя Аркадиос имеет смыслом: «уроженец Аркадии», «житель Аркадии». Что же представляла собою эта земля, в проекции явившая имя?
От седых времён южную часть Эллады (Греции) величали Пелопоннесом, т. е. «островом Пелопа», — родоначальника династии Пелопидов в Микенах.
Состояла же та славная земля из центрального плоскогорья и его очень неравных по величине склонов к окружающим морям. Это плоскогорье и звалось Аркадия, и была то страна суровая, поросшая дубовыми лесами, дававшими некогда приют медведям, от которых она и получила своё название (аркос, или арктос — «медведь»). Эпонимом же этой благословенной земли считали мифического Аркада, сына верховного бога Олимпа Зевса и нимфы Каллисто.
Горные котловины области той создавали определённые сложности для коммуникаций, сложно было прокладывать дороги через чащи и буреломы, ущелья и гребни горных вершин. Такие проблемы мешали политическому объединению племён. И только в юго-восточном, сравнительно ровном уголке гористой Аркадии образовались некогда значительные общины: Мантинея и Тегея.
По краям плоскогорья, на севере и востоке Аркадии возвышаются горные цепи с вершинами, увенчанными белыми шапками снега — Эриманф и Киллена.
Здесь реки, не находя стока, исчезают в пропастях-катавотрах. Особенно знаменито и зрелищно падение горного потока Стикса, считавшееся от начала начал входом в потусторонний мир Аида. Грозные мрачные скалы и бьющиеся средь них белопенные потоки, проваливающиеся в бездонные щели ещё во временах стародавних дали повод к рождению мифов о царстве подземном и роли Гермеса, главного бога-покровителя Аркадии, и проводника душ в страну мёртвых. Зябкая, однако, картинка…
Но не всё в Аркадии выгладит столь мрачно и пугающе. Напротив!
Из склонов наиболее значительны оба южных — Мессения с долиной Памиса, и Лаконика с долиной Эврота, отделённые друг от друга высокой горной цепью альпийского характера — Таигетом.
Оба склона весьма плодородны, особенно Мессения, но её делит на две части важная в исторических преданиях гора Ифома, прежде затруднявшая объединение страны.
Напротив, Лаконика по природе единая, населением своим всегда тяготела к центральной общине, каковой считались поначалу Амиклы, а позднее Спарта.
Восточный склон — Арголида — обладал прекрасными гаванями, среди которых первенствовали «золотые» Микены.
О, ветхий временем город Микены достоин отдельного упоминания!
Это был величественный полис в Арголиде Аркадской; по названию его историки ныне определяют отдельный пласт древнегреческой культуры. Считают Микены и центром всегреческой цивилизации во II-м тысячелетии до нашей эры.
Построил Микены Персей, что в мифах прославлен убийцей Горгоны, и девы спасителем чтился веками. В Микенах же правил царём Агамемнон, что зову спартанцев ответил и к Трое отправился с войском, за честь оскорблённого брата вступившись.
Погибли Микены в битвах с Аргосом в 468-м году до н. э. Теперь лишь руины о славе великого града былой под ветром поют и стенают…
Впрочем, руины Микен до наших дней известны как излюбленное место археологов всего мира. В трактатах научных учёные мужи пером описали в деталях мельчайших, как жизнь протекала водою сквозь пальцы микенцев беспечных, и в ярких альбомах лишь видит наш современник остатки стены циклопической кладки, Львиные ворота, подземную сокровищницу Атрея, купольные погребальные толосы — последние прибежища царей и цариц, что правили градом великим в крепости на скалистом холме тридцать и более столетий назад…
Вернёмся ж и мы к описанию Аркадии славной!
…Скромный видами среди прочих северный спуск к морю в народе называли Ахайя за то, несомненно, что в старых легендах именно там получили прибежище разгромленные племена греков-ахейцев.
Западный склон — Элида — являет собой живописную долину двух рек, Пенея и Алфея. На Алфее некогда произрастала священная роща Зевса — Олимпия, где каждые четыре года устраивались Олимпийские игры древности, получившие название своё от благоухающих лавров священной рощи.
О, Аркадия, благословенная Небом!
Так называли прекрасную местность ту её счастливые жители.
Называли Аркадию греки и страной пастухов из-за обилия сочных многотравных лугов с пасущимися стадами и отарами, а жителей её с добрым юмором — пастухами. Не обижались жители, а соглашались легко пастухами побыть в молве незлобивой.
В поэме знаменитого древнегреческого поэта Вергилия «Буколики» есть такие строки:
Тут же и Тирсис, овчар со стадом своим задержался,
И Коридон, проходивший со стадом козочек дойных,
Оба цветущие юностью, дети Аркадии оба,
Равно готовы и петь, и ответствовать песней на песню.
Аркадия — единственная страна Пелопоннеса, какой не коснулось дорическое переселение народов; она сохранила в потомках кровь древних её обитателей-пеласгов, что славно жили в веках скотоводством и земледелием, мало или вовсе не знали промышленности, искусств (за исключением музыки), наук не ведали, и пользовались у остальных греков репутацией гостеприимного и благочестивого народа.
И потому поэты охотно изображали Аркадию страной райской невинности, патриархальной простоты нравов и мирного счастья.
Аркадские пастухи, воспевавшиеся с фантастическими прикрасами, сделались даже предметом определённого рода поэзии — пасторали. В пасторальных аркадских произведениях деревенские жители не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши аристеи и изнемогающие в суете горожане.
Шумную и суетную жизнь больших городов европейские поэты противопоставляли простой и близкой к природе жизни аркадских пастухов; и строфами своими уверяли читателей, что и птицы лесные, щебечущие в тени листьев зеленых, более пленяют слух человеческий, нежели сестры их городские, сидящие в раззолоченных клетках; и простые напевы пастухов бесконечно выше и чище хвалебных од, что лестью привычной звучат во дворцах аристархов.
Знаменитейшим из таких пасторалей прослыл пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя». Продолжительный успех, каким пользовались пасторали несмотря на все их нелепости и несообразности, объясняется тем простым фактом, что читатели отдыхали над этими мирными картинами от кровавых войн и искусственности городской жизни, и в том находили иллюзию счастья.
Аркадия обрела великую славу в анналах народной мудрости, и явилась некой всеобщей аллегорией мечты о счастливой, беззлобной и безмятежной жизни.
«И я в Аркадии жил» — бытовало в Элладе крылатое выражение, означающее в переносном смысле: «и я пережил счастливое время».
В древней Греции когда-то шутливо приговаривали при виде похожих чертами или повадками людей — «оба из Аркадии». Это сравнение примерно соответствует нашей поговорке — «Два сапога пара».
От любви к родной земле в греческом обиходе родилось имя человеческое — Аркадиос. Люди всегда улыбались при знакомстве, когда произносилось это имя. «Счастливчик!» — мысленно восклицали они в адрес всякого аркадского жителя. Восклицали рефлекторно, только лишь от упоминания земли, в какой жители просто не могли быть несчастными, по веками укоренившейся молве.
И аркадцы действительно выглядели счастливыми людьми, и соглашались с тем, что их считали таковыми. Родину же свою любили самозабвенно, и не покидали её надолго без самых крайних на то причин и обстоятельств.
«Почитающий землю предков своих благословен от века».
«Человек, любящий Отчизну добродетельной, и по-настоящему прочной любовью, оздоравливает душу свою».
Так думали древние греки, нарекая сыновей своих топонимическим именем Аркадиос. Добродетельная и благозвучная природа имени предполагала приятную судьбу наречённых, и богатую палитру человеческих достоинств. И главное — давала надежду, что жизнь свою нарекаемый этим именем эллин проживёт в радости и спокойствии.
Об ином ли мечтать?..
В российский именослов имя Аркадиос пришло в X-м столетии, где и было озвучено в адаптированной форме Аркадий.
Наибольшее распространение имя сие получило в сердце России, и в её южных и западных областях.
Оставлен след имени в местечковой истории: в славном кружевами и тридцатью тремя храмами городке Елец, над аркою входной двери трактира купца Аркадия Кузьмича Пуляева в конце века XIX-го красовалась щегольская надпись, выведенная местным художником на торговой вывеске эмалью крытой жести — «В заведенье у Аркаши знатны щи, томлёна каша».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других