1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Александр Мамонтов

Исторические миниатюры. Скрытая реальность

Александр Мамонтов (2024)
Обложка книги

«Историю пишут победители». В признании таком сквозит сомнение в правдивости истории, записанной в учебниках. Земные владыки ревностно заботились о своем положительном образе в глазах потомков, и потому активно ретушировали летописи. Однако, живой язык развивался непостижимым, вольным путем. И порождал имена человеческие — как реперные точки истории, тесно связанные с другими подобными точками, отмечающими события и явления. Если обнажить сотовую сеть этих связей, то сквозь пласты «надиктованной» истории начинает проявляться реальная ткань бытия. Как жили наши предшественники? О чем мечтали, что любили и что отвергали? Во что верили, и в чем видели смысл своих жизней? Почему они в далеком прошлом создали имена, какими мы пользуемся и в наши дни? И какой энергией связаны имена человеческие со своими носителями, и с генетической матрицей народов и этносов?.. Хроника прошлого времени для ищущих Истину в книге «Исторические миниатюры. Скрытая реальность».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исторические миниатюры. Скрытая реальность» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Арте́мий

Это имя связано с историей Греции. Первородное звучание имени — Артемиос. На языке древних эллинов имя Αρτέμιος (Артемиос) означает «Артемиде (посвящённый)», и в контекстном смысле «невредимый, здоровый».

Артемида, в верованиях древних греков — богиня, покровительница охоты и Луны, сестра-близняшка бога солнечного света и мудрости Аполлона. Богиню-охотницу древние считали также и покровительницей здоровья, физической крепости, и воинской мощи. Оттого имя её созвучно с эллинскими понятиями артемес — «здоровый», и артемиа — «безупречное здоровье».

Во времена стародавние эллины считали, что все природные души обладают собственными формами. В частности, известные животные служили для них олицетворениями тех качеств, что представлялись воплощёнными в данных частях природы, и связывались с определёнными божествами. Таковыми были горный медведь (дикий лес: Артемида); трепетная лань (ласковая роща: тоже Артемида); жеребец неукротимый (волнующееся море: Посейдон); грациозная кобылица (волнующаяся нива: Деметра); могучий длиннорогий бык (стремительный поток)…

И сама Земля представлялась благословенной коровой-кормилицей, какую оплодотворял своим дождём и светом верховный олимпийский небожитель Зевс.

Древние греки старались ладить с природой, от которой зависели их благополучие и сама жизнь. Природа же была своенравна, и нечасто баловала греков плодородной почвой. По причине таковой приходилось грекам много работать.

Когда ж и отдыхать им было?

А отдыхать тоже было нужно. Выходных в нашем понимании греки не знали, и отдыхали только в праздничные дни. Мудрый Платон так объяснил порядок вещей в вопросе том: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества».

Участие в главных праздниках считалось важным ритуалом для всех. И если в будние дни греки занимались повседневным трудом, умеренно поглощали пищу и одежду носили простую, то в праздничные дни оставляли все текущие дела, детей к их радости не отправляли в школу, и даже женщинам позволялось выходить из дома для участия в празднествах.

Люди надевали свои лучшие одежды, головы украшали цветами и лентами, а жрецы и танцоры щеголяли в золочёных венках и диадемах.

И народ веселился!..

Поводов к праздничным увеселениям было немало. Победы военные, память героев… но главный повод создавали многочисленные боги, каких следовало в праздничной атмосфере чествовать и ублажать щедрыми жертвоприношениями, к вящей радости довольных жрецов.

Искренне верили греки, что боги незримо сидят за пиршественными столами, и славословий плетенью внимают, вкупе с дымком ароматным ягнят принесённых от жертвенных тиглей. Коль верно устроено всё, и музыка добрая льётся, и пение радует слух небожителей чуткий, залогом то станет для их благосклонного взора. И даруют боги здравие и благополучие.

Так думали люди, и рассчитывали на доброе отношение ублажённого божества к устроителям празднеств. Каждого из многих обитателей Олимпа…

Март — элафиболион — был посвящён в Греции Артемиде-охотнице (эпитет её — «поражающая ланей»).

Серьёзная охота в Древней Греции не считалась постоянным занятием; она устраивалась лишь изредка для отлова диких быков с целью их приручения. Охотились, правда, на диких коз, но козья забава уделом была вполне обыденным.

То ли дело охота на быков (когда те ещё водились в Элладе)! Такая славная охота считалась событием торжественным, на неё приглашали друзей и знакомых. А способ охоты на красавцев могучих заключался в том, чтобы с помощью собак загнать животное в расставленные сети. Опеленать многими путами, и утащить в загоны.

Добычу берегли. У греков рано возникло понимание того, что следует непременно щадить беременных самок. Если же стельные коровы всё же попадались в ловчие тенета, или загонялись собаками в горные тупики, охотники рогатых матерей «отпускали Артемиде», богине-покровительнице не только охотников, но и лесной дичи. Под лай недовольных собак, в обилии разводившихся для загонной охоты.

К натасканным охотничьим собакам относились в Греции тоже очень хорошо, как и вообще к животным. А обучение охотничьих собак и их притравливание к дикому зверю почиталось в Греции искусством. К слову, человек, принуждённый только ради пропитания жить охотой, считался в древности простым ремесленником от охоты, как и рыболов.

Апрель посвящался ей же, Артемиде Мунихийской, по названию горы, где было устроено святилище, иначе — религиозный центр для поклонения богине. В праздник полнолуния — он звался Мунихии — богине подносили лепёшки, украшенные восковыми свечками (именно отсюда отголосок древнего обряда на современном нашем праздновании дня рождения с тортом и свечами!).

И во время иное честили Артемиду!

Девушки-кошеносицы на предсвадебных службах из любви к Артемиде называли себя медведицами («arctoi» — отсюда известное нам географическое название Арктика!).

Одно из главнейших свойств, приписываемых Артемиде, касалось деторождения. Она ко всему считалась покровительницей женщин и брачных союзов, заведовала родами, распускала пояс роженицы, играла роль незримой повивальной бабки и кормилицы, и вместе с тем почиталась доброю пряхой. Греческие женщины присвоили любимой богине-деве эпитеты «роды разрешающая», «открывающая родовые пути».

Артемида, вечно девственная стремительная богиня-охотница, дочь Латоны и Зевса, сестра-близняшка сребролукого Аполлона, защитница зверей и леса, — именно её славные эпитеты составили формулу имени Артемиос. Нарекая дитя именем Артемиос, любящие родители надеялись угодить богине в подоткнутом для быстрого бега хитоне, и передать новорождённому качества, заложенные в его скрытом значении. Надежды человеческие воплощались в имени, и имя служило путеводной нитью через лабиринт жизни наречённого.

Римляне после угасания величия Греции приняли культ Артемиды, но называли богиню уже Дианой («Божественная с неба»). Изображалась Артемида-Диана с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику, не мешающую бегу.

Позднее, в XVI–XIX веках в Европе стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим общественным скандалам. Таким в хрониках описан грандиозный скандал на выставке в 1790-м году, вызванный композицией «Диана-охотница», созданной знаменитым в те поры маэстро Гудоном. О, было шуму!..

Впрочем, такие вольные метаморфозы образа не мешали растущей в европейских странах популярности имени Артемий.

Русичи по крещению Руси в X-м веке в числе прочих византийских имён подвижников христианства охотно приняли благоверное имя Артемиос, и с удовольствием нарекали уже Артемиями своих отпрысков мужеска пола.

За сотни и сотни лет употребления и ассимиляции в русском языке образовались параллельные народные формы — Артём, Артемей, Артема.

Распространение это имя получило во всех уголках России.

Многие приметы и обычаи русского народа связаны с именем Артемий. В Артемьев день — память его 2 ноября — молили святого о помощи при грыже. Существовало поверье, что на защиту человека, рождённого в сей день, вставала волчица. И по духу человек такой становился не чужой лесу, зверям да птицам.

Оставлен след имени в народном фольклоре: у нижегородских бурлаков, что подряжались тащить на канатах речные баржи супротив течения, в ходу была шутейная приговорка: «Силён Артюша хоть бечеву тянуть, хоть кушать».

Любопытен факт: там, где ныне в Крыму Севастопольская бухта с севера, и Балаклавская с юга образуют маленький полуостров в большом, некогда был основан греками город, названный Херсонес. Немногие сегодня знают, как неразрывно связан этот город с историей Руси. Некогда скромный город-фактория, основанный греками для меновой торговли с дикими таврами, у русичей получил название Корсунь.

Именно там князь Владимир, предварительно захватив его штурмом, принял святое крещение. Киев с его массовыми обрядами крещения жителей в водах Днепра, прибытие на лодьях греческих монахов, и свержение идола Перуна были уже потом…

Но прежде Херсонес долгое время служил культовым центром богини Артемиды среди ионических колоний Греции в Причерноморье. Там называли эту богиню Девой, и жрецы девственной богини по долгу службы статусно именовались артемиосами…

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я