Понятия со словосочетанием «национальные особенности»
Связанные понятия
Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими...
Вестерниза́ция (от англ. Western — западный) — заимствование западноевропейского или англо-американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, распространение западных ценностей по всему миру.
Этнополитология — дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов.
Этнорелигио́зная гру́ппа или этноконфессиона́льная гру́ппа (от греч. ἔθνος — племя, народ и лат. confessio — вероисповедание) — часть какого-либо народа, которая по причине иной или особой религиозной принадлежности обособилась от целого, и в условиях долговременной историко-географической замкнутости или самоизоляции выработала собственные религиозно-бытовые, культурно-бытовые и языковые (диалектальные) и прочие особенности.
Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Народность — исторически общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.
Ти́тульная на́ция — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.
Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного 'al') — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
Украинский консерватизм (также Теория украинского монархизма и Украинский гетманский национализм) — консервативная политическая идеологическая теория и доктрина разработанная Вячеславом Липинским и, частично, Павлом Скоропадским в 20-х годах XX века.
Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы.
Нра́вы — обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества.Термином «нравы» часто пользуются для характеристики и моральной оценки норм поведения, бытующих в каком-либо описываемом обществе. В популярной литературе термином «нравы» описывается обозначается реально существующая...
Этностереотипы, национальные стереотипы — исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. Национальные стереотипы обычно отличаются упрощённостью, односторонностью, а нередко и искажённостью. Источником национальных стереотипов часто являются исторически сложившиеся предубеждения. Автостереотипы, относящиеся к самохарактеристике нации, нередко носят комплиментарный характер...
Политическое сознание — это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы субъектами — индивидами, группами, нациями и тому подобное.
Национа́льный хара́ктер — устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества, особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии). Исследователи включают в структуру национального характера особенности темперамента, выражения эмоций, чувств; национальные предрассудки; распространённые привычки, традиции, стереотипы; особенности и специфику поведения; ценностные ориентации; потребности и вкусы; ритуалы.
Языковая политика — система мероприятий и законодательных актов, проводимая властями и/или общественными институтами страны, которые ставят перед собой определённые социально-языковые цели. К последним относятся: изменение или сохранение существующих функционально-языковых норм, а также поддержка языков. Языковая политика, как и любой другой вид политики отражает ценности определённого класса, партии, этноса, часто в ущерб интересам других партий, классов, народов или субэтнических групп. Идеологи...
Субэ́тнос (также субэтни́ческая гру́ппа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие.
Этноязыковая общность — общность этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и политических связей. К этноязыковым общностям относятся арабы, германцы, славяне, тюрки и т. п..
Регионализм — различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций. Регионалистские партии широко распространены в Европе.
Гражда́нская иденти́чность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.
Конвиксия — в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, группы людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте в течение нескольких поколений и осознающих свои выраженные отличия от других частей данного этноса, но не подвергающих сомнению свою принадлежность к нему. Наряду с консорцией, более низкий уровень самоидентичности, чем этнос и субэтнос. Для сознания членов конвиксии также свойственно противопоставление «Мы — они», но не столь сильное, как в случае консорций или тем более этносов. В...
Этническими религиями (также «коренные религии»), как правило, называют религии, которые имеют отношение к той или иной этнической группе, и часто рассматривается как определяющая часть этнической идентичности.
Подробнее: Список этнических религий
Литературный язык (также стандартный язык) — обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
Партикуляри́зм (от лат. particula «небольшая часть» ← particularis «частичный») — стремление к частным моментам, обособлению. Партикуляризм встречается в различных областях. В русском языке данный термин наиболее широко используется в политике и обозначает — преследование отдельными частями государства личных интересов, в ущерб интересам общегосударственным.
Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.
Подробнее: Национализм (изучение)
Полити́ческий миф — это статичный образ, имеющий мифологическую природу, но не связанный с религией и традиционными верованиями. Подобный миф интерпретируется как культурный феномен и форма общественного сознания, как способ восприятия, описания и объяснения событий, при акценте на их идеологической и символической основе современных обществ.
Подробнее: Политические мифы
Культу́рное заи́мствование — это социологическая концепция, которая рассматривает частичное или полное перенятие компонентов одной культуры другой культурой; планомерный и непланомерный исторический процесс принятия и использования элементов одной культуры членами другой культурной общности; один из естественных исторических способов возникновения новых культур, культурных процессов внутри отдельных культурных сообществ, создания новой культурной общности.
Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.
Этническая элита — часть этнической группы, которая взяла на себя роль её лидера и политического руководителя...
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Дуалистическая теория этноса — официальная в СССР концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах .
Социоле́кт (англ. sociolect, от лат. societas — общество, и диалект), социальный диалект — групповые речевые (в первую очередь лексические и стилистические) особенности, характерные для какой-либо социальной группы — профессиональной, возрастной, субкультуры. Этим социолект отличается от диалекта, на котором разговаривают представители определённой географической области, и идиолекта — языка, присущего конкретному индивиду.
Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».
О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) — типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.
Этни́ческая гру́ппа — многозначный термин, обозначающий различные типы этнических общностей. В русском языке понятие этнической группы разрабатывала Г.В. Старовойтова, которая подчеркивала несводимость этнической группы к нации или народу. Этническая группа предполагает древнее родство, а также "определенную лингвистическую, религиозную и психологическую общность". Так этническая группа не всегда имеет возможности обеспечить свое самоопределение и возвыситься до нации (курды или иные национальные...
Государственный строй — система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений...
Белый сепаратизм — сепаратистское политическое движение, стремящееся создать отдельное экономическое и культурное развитие для белых людей.
Межкультурная эмпатия (англ. ethnocultural empathy) — понимание чувств людей, которые этнически и/или культурно отличаются от нас самих. Данное понятие ставит под сомнение сочувствие в общем его понимании, под которым подразумевается «осмысление внутри себя чувств других людей» и которое определённо не акцентирует своё внимание на какой-то конкретной группе (например, возрастная, половая или этническая принадлежность) либо контексте. С другой стороны, этнокультурное сопереживание предполагает, что...
Подробнее: Этнокультурное сопереживание
Этническая социализация – это процесс интеграции индивида в этническую группу или полиэтничное общество в ходе усвоения и воспроизведения ценностей, установок и социального опыта этноса, к которому принадлежит индивид. Процесс социализации может быть моноэтническим, то есть осуществляющимся в рамках только одной этнической группы, или полиэтническим, что означает, что индивиду в ходе социализации приходится сталкиваться с представителями различных этнических групп.
Интегрализм — это идеология, считающая общество единым целым. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку.
Этноцентри́зм (от греч. ἔθνος «народ, племя» + лат. centrum «центр <круга>, средоточие») — «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей».Термин ввёл в 1906 году У. Самнер, определив его как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё». «Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием...
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
Традицио́нная культу́ра (традиционные ценности) — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
Трайбализм (трибализм, трайбализация, англ. tribalism, от лат. tribus — племя) — форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Изначально характеризовал систему первобытных, неразвитых обществ, позднее понятие расширилось и приобрело новые направления.
Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.