Флешмоб

  • Флешмо́б (произносится флэшмоб; от англ. flash mob, дословно — мгновенная толпа ) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи электронных средств связи (в основном это Интернет).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Смартмо́б (англ. smart mob — умная толпа) — форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий. Это определение было предложено Говардом Рейнгольдом в его книге «Умная толпа: новая социальная революция» (Smart Mobs: The Next Social Revolution). По Рейнгольду, «умные толпы» — это следствие широкого распространения и развития коммуникационных технологий. В 2002 году концепция «умных толп» была освещена в New York Times в разделе «Year in Ideas...
Диванный активизм или слактивизм (англ. slacktivism, иногда slactivism или slackervism — слово-гибрид, состоящее из слов slacker, «бездельник», и активизм) — уничижительный термин, описывающий «самоуспокоительные» действия в поддержку того или иного вопроса или решения какой-либо социальной проблемы, имеющие, однако, мало практического эффекта или не имеющего его совсем. Основной результат «диванного активизма» — удовлетворённость самого слактивиста от иллюзии причастности к решению той или иной...
Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке.
Си́ний кит (а также «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Красная сова», «Море китов», «Млечный путь», «NaN», «F57» и другие названия) — российская городская легенда, зародившаяся в начале 2016 года. Якобы существующая игра, финальной целью которой является совершение самоубийства. Новость о существовании некой игры, доводящей подростков до самоубийства, была широко растиражирована СМИ и стала причиной моральной паники среди населения России. При этом сам факт существования игры с характерными правилами...
Всемирный голый велопробег (англ. World Naked Bike Ride (WNBR)) представляет собой массовый международный велопробег без одежды (либо с минимальным её количеством), на котором участники передвигаются на транспортных средствах, приводимых в движение мускульной силой человека (преимущественно, на велосипедах, хотя ролики и скейты также используются), с целью донести окружающим «видение чистого, безопасного и тело-позитивного мира». Дресс-код можно описать слоганом: «Настолько гол, насколько смел...

Упоминания в литературе

Еще один феномен: с помощью соцсетей люди договариваются о так называемых «флэшмобах» и «смартмобах». «Смартмоб» означает «умная толпа». Люди предварительно связываются по сети Интернет, по беспроводной связи или через смс и договариваются о неких акциях, например, спонтанных вечеринках. Подвид смартмоба – флэшмоб. Буквально слово переводится как «мгновенная толпа», это заранее спланированная массовая акция. Со стороны должно казаться, что каждый из участников просто шел мимо, но тут вдруг что-то произошло, и все стали поступать определенным образом. В идеале флэшмобы заставляют зрителей недоумевать, что это было (например, как-то возле светофора собралась небольшая группа людей с пультами от телевизора в руках, они делали вид, что переключают сигналы при помощи дистанционного управления). Да, по международным правилам флэшмобов они не должны быть ни рекламными, ни политическими. Но зачем надо было бы оттачивать подобный механизм, если это чистая забава? Очень быстро появились полит-мобы, рекламные флешмобы и т. д.
Не могу сказать точно, что в этот момент происходило в городе, так как находился внутри здания, в аудитории университета И. Канта. По слухам, были попытки организовать флешмоб. Уверен, что оттуда будут фотографии в сети Интернет. Кстати, столкнулся с новой, очень забавной технологией. За несколько дней до мероприятия приезжает довольно известный журналист из одного центрального издания или информационного агентства и подготавливает кружок как простых людей, так и коллег, которые должны будут провести съемку и подготовить нужный репортаж. То есть такой подход: сами создадим информационный повод, сами снимем, сами поорем. И никакой для нас роли нет, что на самом деле происходит. Ну, примерно, как идет футбольный матч Россия – Бразилия, а где-нибудь в углу маленький мальчик пинает банку кока-колы с криками: банку кока-колы отпинали! И о футбольном матче ни слова. Так же примерно готовятся и здесь.
И разумеется, флешмоб как модель социального действия 26 марта проявил себя в полной мере – участники разного рода монстраций, проводившихся годами в отдельных областных центрах, явно чувствовали себя в знакомой атмосфере. Чему способствовали многочисленные плакаты с провокационным содержанием, желтые детские «утки» в самых разных формах и видах, кричалки и т. д.
Учитывая реалии промышленной эпохи, когда массовое производство товаров превосходило все, что человек мог создать сам, этот неожиданный сдвиг в сторону вовлеченности пользователей стал настоящим сюрпризом. Было принято считать, что любительская концепция «сделай сам» давно свое отжила. Стремление людей создавать, участвовать в процессе больше, чем просто выбирать опции, – это серьезная сила, которую не принимали во внимание (не замечали) десятилетия назад, хотя она проявлялась уже тогда. Этот главный импульс к участию перевернул экономическую модель и неуклонно ведет к тому, что наибольшее влияние приобретает сфера социального взаимодействия – флешмобы, «коллективный разум» и совместные действия.
Хотя инкогнито авторов «Лохозоны» не раскрыто, думается все же, что ни конкуренты, ни тем паче сам «Озон» к этому проекту отношения не имеют. Дело в том, что новые технологии позволяют провести такие акции за не очень большие деньги. Здесь не требовалось вложения серьезного капитала, за которым обязательно стоит какой-то солидный интерес. Стоимость хостинга – несколько десятков долларов в год, сам сайт и его «раскрутку» для такого благородного дела тоже можно было сделать задешево. Кстати, не столь масштабный, но «симметричный» ответ предлагался также и в форме флешмоба, то есть организованной с помощью новых информационных технологий массовой атаки. «Предлагаю с „Книжным сезоном“ сыграть по „их правилам“. Суть игры. Я делаю заявку на книги, заполняю сертификат, покупаю на почте конверт за б руб., но не плачу деньги за книги; посылаю им их макулатуру, которую они просят, и через некоторое время получаю от них новый конверт еще краше; повторяю процедуру и получаю новый конверт и т. д. Каждая моя акция обходится мне в б руб., а им гораздо дороже. Они шлют мне свой цветной каталог, цветные буклеты, заманухи всякие, платежку и конверты. Я трачу всяко намного меньше! Теперь представим, что на них обрушится шквал таких предложений… Их канцелярия не в силах глубоко анализировать все письма и, как только поклевка началась, они сразу гонят в ответ свою туфту. Разорить мы их не разорим, но смеху наделаем!» (подробнее о флешмобе в пиаре см. главу 11).
Такие события тоже чаще всего делают со свободным входом. В основном это либо фестивали, либо флешмобы, для участия в которых необходим какой-то товар, сто́ящий совсем немного.
Вспомним, как в 1990-е годы на телевидении демонстрировали работу похоронной команды в Чечне – кадры с растерзанными телами (цинично перебиваемые рекламой), позирование репортеров перед убитыми солдатами российской армии, репортажи об идентификации тел погибших… На показе смерти настаивают рекламодатели, ибо «комплекс танатоса» возбуждает интерес зрителей (там же, c. 261). Телевидение может показать агонию человека, детей, умирающих от голода. С. Кара-Мурза отмечает, что в США баснословно прибылен показ смерти в прямом эфире. Подчеркнем также, что многие «хэппенинги» и «флешмобы» также работают на разрушение этических и эстетических норм. Телевидение узаконило англоязычный и воровской жаргон, сквернословие (например, на MTV).

Связанные понятия (продолжение)

Медиасобытие или псевдособытие (англ. media event, pseudo-event) — заранее спланированное постановочное мероприятие, которое создаётся специально для привлечения внимания средств массовой информации (медиа) и проводится с учётом их интересов.
Че́ллендж (англ. Challenge) — жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей. Само слово челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Другие значения — «соревнование» и / или «спор», а иногда — «сложное препятствие» или «задание, требующее выполнения».
Весёлые проказники (англ. Merry Pranksters) — название неформальной субкультурной коммуны, существовавшей с 1964 по 1966 годы в Соединённых Штатах Америки. Коммуна оказала существенное влияние на популяризацию ЛСД и спровоцировала психоделическую (также называемую кислотной) революцию.
Ярмарка Фолсом-Стрит (англ. Folsom Street Fair) — ежегодный БДСМ-фестиваль, с 1984 года проходящий в Сан-Франциско в последнее воскресенье сентября исключительно на добровольных началах.Это крупнейшее мероприятие субкультуры БДСМ, безопасное для самовыражения всех альтернативных образов жизни взрослых сообществ, в том числе и гей-лесби-БДСМ. А также выставка секс-игрушек и изделий из кожи для садомазохизма, флагелляциии и бондажа. Здесь царит дух веселья, шалостей, флирта и проказ, что традиционно...
Публика или народ — совокупность людей, являющихся объектом воздействия чего-либо (искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения и так далее).
Третье место (англ. the third place) — часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Примером такого места может стать кафе, клуб, парк, библиотека и т. д. Концепция «третьего места» впервые была изложена в книге американского социолога Рэя Ольденбурга «Третье Место». Согласно Ольденбургу, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.
КриптоПати (Крипто-Вечеринка) это международное движение пропагандирующее использование криптографических средств для реализации прав на приватность и анонимность в сети. КриптоПати проходят в формате практических занятий на которых слушателей знакомят например с Tor, OTR, PGP и средствами для шифрования дисков.
Мо́мо (англ. Momo, яп. もも) — персонаж, получивший широкое распространение в 2018 году из городской легенды, в основе которой, возможно, лежит книга немецкого писателя Михаэля Энде, скульптура (авторство которой приписывалось Мидори Хаяси, а в настоящее время — Кэйсукэ Айсаве), а также челлендж в популярной бесплатной системе мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp. Участникам в ней предлагается выполнять различные экстремальные задания, связанные с риском для психики и жизни.
Оратор-мотиватор (motivational speaker), или оратор-вдохновитель (inspirational speaker) — профессиональный оратор, выступления которого призваны мотивировать и воодушевлять аудиторию.
Лю́беры или любера́ — молодёжное движение, возникшее в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшее до 1990-х годов во многих городах СССР.
Граффи́ти (мн. ч., в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
Де́ти фестива́ля или фестива́льные де́ти — устоявшийся в СССР в 1960-е — 1970-е годы бытовой стереотип, клише, подразумевающее советских людей, одним из родителей которых являлся неевропеоид из стран Африки, Латинской Америки или, в меньшей степени, зарубежной Азии (как правило, отец), а другим — гражданин СССР (как правило, мать-славянка).
«Слепые» — арт-группа в составе: Анна Кузнецова (идеолог проекта, танцовщица) и Александр Маргорин (скульптор, конструктор, писатель). Сфера деятельности группы — синтетическое искусство: акционизм, перформанс, видео-арт, энвайронмент, современный танец. Эстетику проектов «Слепых» можно охарактеризовать как «консервативный авангард», сочетающий использование архаического образного ряда и технически сложной объектной среды. Впервые группа заявила о себе в 1993 г. в рамках деятельности коммуны художников...
Схватка — первый проект в формате ночных поисковых игр на территории СНГ. Её суть сводится к прохождению уровней, задания на которые участники получают через интернет-сайт. Команда, первая отыскавшая все зашифрованные точки в городе, становится победителем и получает призовой фонд. Команда делится на штабных и полевых игроков. Штаб получает задания на сайте, а полевые выполняют самые различные миссии в реальном мире.
«Ле́то любви́» (англ. The Summer of Love) — лето 1967 года, когда в квартале Сан-Франциско под названием Хейт-Эшбери собралось около ста тысяч хиппи, знакомых и незнакомых, чтобы праздновать любовь и свободу, создавая тем самым уникальный феномен культурного, социального и политического бунта.
«Война́» — российская леворадикальная акционистская группа, действующая в области концептуального протестного уличного искусства. Образована в 2007 году Олегом Воротниковым, Натальей Сокол, Петром Верзиловым и Надеждой Толоконниковой.
Наномитинг — один из видов демонстраций, где в роли участников выступают игрушки с плакатами. Наномитинги проходили в России в 2011-2012 годах в Апатитах, Омске, Иркутске, Улан-Удэ, Санкт-Петербурге, Ижевске, Ростове-на-Дону, Томске, Казани, Уфе, Краснодаре и Самаре. Похожая акция под названием «Игрушко митингуэ!» пошла в Минске в 2012 году.
Журналистика погружения (англ. Immersive Journalism) — это разновидность журналистики, при которой с помощью 3D-технологий и технологий виртуальной реальности создается эффект присутствия в конкретном месте, описываемом в новостных статьях, репортажах с места событий и документальных фильмах. Журналистика погружения позволяет аудитории от первого лица увидеть и услышать всё происходящее с помощью доступа в виртуальную версию местоположения событий, в которой точно воссоздаются объекты, люди, передаются...
Твиттер-революция (англ. Twitter Revolution) — революции и протесты, координация которых происходит через популярные социальные сети, в частности «Твиттер». Большая часть исследователей относит к твиттер-революциям следующие протестные акции и революционные события...
Интернет-травля, или кибертравля, — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
О других видах настенных надписей см. статью Граффити.Спрей-арт (англ. spray art) — одна из разновидностей граффи́ти (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной краски.

Подробнее: Спрей-арт
Фаббинг (phubbing от англ. phone — «телефон» и snubbing — «пренебрежительное отношение») — привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.
Медиапотребление - это количество используемых информационных или развлекательных СМИ одним человеком или группой людей. Это понятие включает в себя чтение книг и журналов, просмотр фильмов и телевизионных программ, прослушивание радио и, безусловно, взаимодействие с новыми видами медиа-технологий. Активным пользователем СМИ может называться человек, который по своей природе скептичен, способен свободно мыслить, давать оценку определённым явлениям, задавать вопросы и понимать чужую точку зрения...
Сасэн (кор. 사생팬?, 私生? + англ. fan; sasaengpaen, ) — корейский неологизм, означающий поклонников K-pop-музыкантов, особенно фанатично любящих своих кумиров и способных в ряде случаев на нарушение закона «ради них». Корейские чиновники признали уникальность данной проблемы, а также выразили озабоченность ею. Хотя этим термином также могут называть просто очень сильное увлечение некоторыми исполнителями, именно агрессивность и попытки пристально отслеживать жизнь кумира считаются отличительными чертами...
Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
«В метро без штанов» — ежегодное мероприятие, проходящее в январе (точная дата объявляется за месяц до этого) в форме флешмоба, во время которого люди ездят на метро, не надевая штаны и юбки, и при этом стараются вести себя естественно. Мероприятие организует арт-группа Improv Everywhere, базирующаяся в Нью-Йорке, которая имеет координаторов в различных городах мира. В 2016 году мероприятие прошло также в Москве.
Бро́ни (англ. Brony — слияние слов англ. brother — брат и англ. pony — пони, во мн. ч. англ. Bronies) — фэндом поклонников сериала «Дружба — это чудо», ориентированного на девочек младшего возраста и их родителей, но получившего неожиданное признание среди взрослых мужчин и юнош — пользователей Интернета в возрасте от 14 до 35 лет. Персонажи, истории, стиль анимации и сериал в целом распространился в Интернете, как интернет-мем.
Международный фестиваль «КвирФест» (англ. International Festival "QueerFest") — ежегодный международный правозащитный фестиваль в Санкт-Петербурге, посвящённый темам квир-культуры, «инаковости», непохожести в культуре и современном российском обществе. Цель фестиваля — создание площадки для диалога между различными частями общества, чтобы развивать толерантность каждой и каждого к невидимым и стигматизированным группам. В борьбе с гомофобией, бифобией, трансфобией и ксенофобией в целом, фестиваль...
Днями хаоса называют определенные встречи панков в разных городах (Германии), в которых принимали участие автономы, различные левые и леворадикальные группы, хулиганы, бонхеды, также прочая заинтересованная молодёжь и представители старшего поколения. Первые Дни хаоса, направленные изначально против планируемого заведения полицией некой панк-картотеки, состоялись в 1983 году в столице Нижней Саксонии — Ганновере. На ставших с тех пор более или менее регулярными Днях хаоса (в особенности на Днях хаоса...
Поэтри-слэм (от англ. poetry slam — «поэтическое сражение») — творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения. Поэтри-слэм зародился в Чикаго в 1986 году. Первый конкурс был инициирован американским поэтом Марком Смитом для популяризации поэзии вне академической среды. Смит решил положить конец скучным литературным чтениям, на которых поэт монотонно бурчал что-то себе под нос, полностью игнорируя публику. Выступления на поэтических слэмах оценивается...

Подробнее: Поэтический слэм
Мокпан (кор. 먹방), буквально «трансляция приема пищи», — форма видеоблогинга, представляющая собой трансляцию поедания большого количества пищи в реальном времени, параллельно блогер общается со зрителями. Человек, занимающийся мокпаном, называется биджей (англ. broadcast jockey, BJ), что можно перевести как «ведущий трансляции». Иногда по отношению к мокпану употребляют термины «гастрономический вуайеризм».
«Выбор народа» — арт-проект Комара & Меламида, начатый в 1994 году, один из самых известных образцов жанра соц-арт, «самый известный» проект этих художников в России.
Британская новая волна (англ. British New Wave) — направление в кинематографе Великобритании конца 1950-х — середины 1960-х годов, являющееся составной частью общеевропейского (а позже — практически всемирного) процесса критического переосмысления как форм, методов, так и самих задач, решаемых этим видом искусства. Название было заимствовано из французского языка — La Nouvelle Vague, термина, обозначающего аналогичное явление во французском кино.
Се́лфи (англ. selfie, от «self» — сам, себя; русские эквиваленты — «себя́шка», «самостре́л» — считаются просторечными) — разновидность автопортрета, созданного с помощью фотоаппарата, иногда при помощи зеркала, монопода или автоспуска. Термин приобрёл известность в конце 2000-х — начале 2010-х годов благодаря развитию встроенных функций фотоаппарата мобильных устройств. Поскольку селфи чаще всего выполняется с расстояния вытянутой руки, держащей аппарат, изображение на фото имеет характерный ракурс...
Флуксус (лат. fluxus — «поток жизни») — международное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 60-х годов, значимое явление в искусстве второй половины XX столетия. В 60-е в Флуксусе принимали участие такие художники как Джордж Брехт, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мачьюнас, Ла Монте Янг, Йоко Оно, Дик Хиггинс, Элисон Ноулз, Бен Войтье и другие. Фестивали Флуксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и многих других городах Европы и Америки. Рожденный, как идея...
Ленинградский рок — направление (школа) в русском роке, формировавшееся в Ленинграде в 1970-х годах и пережившее расцвет в 1980-х во времена существования Ленинградского рок-клуба.
Комикет (Comiket) (яп. コミケット Комикэтто) — самая большая ярмарка комиксов, известна также как Comic Market (CM) (яп. コミックマーケット Комикку Ма:кэтто), ориентирована на творчество начинающих мангак. На данный момент помимо додзинси на Комикетах также продают додзин-музыку и додзин-софт. Идея проведения Комикетов была предложена Ёсихиро Ёнэдзавой. Проводится 2 раза в год в Токио, Япония. Первый Комикет был проведен 21 декабря 1975 года, в нём приняли участие около 32 додзинси-кружков и около 650 посетителей...
Тифлокомментирование (аудиодескрипция) — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
Уличный музыкант — профессионал, но чаще любитель, исполняющий свои и/или чужие музыкальные произведения на городских улицах, в переходах, метро и т. п. "Стриты" могут быть как основным его промыслом, так и подработкой. Мотивы уличного музыканта представляет собой смесь удовольствия и прибыли в разных пропорциях.
Стендап (от англ. standup — стойка) — вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события. Альтернативный термин — репортёрская сто́йка. Есть два варианта подготовки сюжета с применением стендапа...
Секс-робот — антропоморфные секс-куклы-роботы. По состоянию на 2017 год не существует полностью функционирующих секс-роботов, но такая технология, как полагают, представляется возможной в ближайшем будущем. Также существуют разногласия относительно того, будет ли их разработка морально оправданной. Данное направление роботостроения в большей степени направлено на создание женских моделей, целевой аудиторией которых являются мужчины.
Изображения и видео с домашними кошками (жарг. ко́тэ́) — один из самых просматриваемых видов контента в Интернете, в частности крайне популярны макросы в жанре lolcat. ThoughtCatalog называет кошек «неофициальным талисманом Интернета».Тема привлекает внимание учёных и критиков, пытающихся разобраться в причинах культовой популярности подобной «низкой» формы искусства. Это может показаться легкомысленным, но через интернет-контент с «котиками» люди реально взаимодействуют с медиа и совершают культурный...
Мэнспрединг (англ. manspreading) — привычка некоторых мужчин сидеть в общественном транспорте, широко раздвинув ноги, тем самым занимая больше одного места.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я