Ткань

  • Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

    Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей — раппорта, — необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Ткацкие переплетения простые (гладкие или главные) бывают полотняные, саржевые, сатиновые (атласные) или комбинированные.

    Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Упоминания в литературе

Муар – эту ткань изготавливают на основе шелка или ацетатного волокна. Рисунок наносят через специальные горячие цилиндры на однотонную ткань. В результате чего нити разрушаются, их направление меняется, что и создает рисунок. При контакте с водой это свойство исчезает. Материю используют при шитье покрывал, накидок и декоративных подушек.
Ткани, которые производят на основе растительных волокон, подвержены усадке при стирке. Но они растягиваются в меньшей степени, поэтому легко закрепляются на раме. Подобные ткани характеризуются наиболее древним – полотняным плетением (рис. 1), в котором нити основы и утка располагаются в шахматном порядке, т. е. вдоль ткани идут нити основы, а поперек – нити утка.
Примерами тканей, выполненных в технике «melt off» могут служить ткани «Лунный свет» и «Глубокое море». В работе «Лунный свет» Джаничи Арай использовал традиционную технику «шибори» (узелковое крашение) и произвел металлизацию ткани в процессе крашения. Использование шерстяных и нейлоновых волокон позволило создать бархатистую структуру этой ткани. В работе «Глубокое море» применялись полиэстер и алюминиевые волокна, а затем была произведена тепловая обработка (+200), что позволило создать интересные складки на поверхности этой ткани [18].
В настоящее время выпускают специальную ткань для квилта из хлопковых волокон, которая очень прочна и удобна в работе. В пэчворке, как уже было сказано, лучше использовать одинаковые по плотности и фактуре ткани. Однако многие рукодельницы сочетают и разнофактурные ткани, отличающиеся к тому же толщиной. В этом случае перед сборкой детали из тонкой ткани укрепляют клеевой прокладкой, сглаживая разницу в толщине.
Дублерин – это тканый материал на клеевой основе. В отличие от нетканого флизелина, он имеет свойство махриться на срезах. Дублерин бывает на тканевой основе и трикотажный. Первый подходит для дублирования тяжелых, плотных тканей. Вторым укрепляют легкие, струящиеся ткани и эластичные материалы, так как он обеспечивает более мягкое и упругое соединение.

Связанные понятия (продолжение)

Рати́н (фр. ratine) — шерстяная ткань со своеобразными короткими завитками густого ворса.
Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажных тканей, которая вырабатывается из пряжи среднего качества и имеет гладкую лицевую поверхность с уточным настилом.
Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Микроволокно или микрофибра (англ. microfibre или microfiber) — ткань, произведённая из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Своё название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных материалов. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.
Флокирование (англ. flocking) — технологическая операция, заключающаяся в нанесении на какую-либо поверхность волокон химически обработанного текстиля («флока»). Выполняется с целью создания на поверхности текстильного покрытия. Волокна приклеиваются клеем перпендикулярно к украшаемой поверхности благодаря действию электростатического поля.
Эпонж (Понжи, Pongee) — ткань. Название образовано от французского фр. eponge — губка.
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Бе́льтинг (от англ. belting — приводной ремень) или Бельтинговая ткань — тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань, изготовляемая в виде приводных ремней. Используется для конвейерных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Создаётся полотняным переплетением из кручёной хлопчатобумажной пряжи; для получения более прочных сортов применяются химические волокна.Это типовая ткань производства плоских прорезиненных многослойных приводных ремней, транспортерных и других лент. Большая...
Кримпле́н — легкостирающаяся и немнущаяся ткань из синтетического волокна. Используется для шитья верхней одежды. Также кримпленом называют полиэфирные синтетические нити и полотна, созданные на их основе.
Ткань панама или просто панама — разновидность плотных и относительно тяжёлых искусственных тканей, которые вырабатываются из особым образом скрученных волокон. Ткань панама применяется для шитья женских костюмов и платьев.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.
Рипсто́п (от англ. ripstop: rip — рваться, stop — прекращение) — тип ткани комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочнённая армированная нить. Армированная нить, как правило, изготавливается из полиэстера или нейлона. Основная пряжа может быть любого состава, толщины и плотности. В структуру ткани крест-накрест вводятся равноотстоящие друг от друга нити усиления. Интервалы между нитями составляют от 5 до 8 мм. В первых тканях подобного типа нити усиления весьма заметны...
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Тест на истирание — стандартная методика для определения уровня износостойкости материала. Обычно применяется по отношению к одежным и мебельным, тканым и трикотажным тканям.
Суровьё или Суровая ткань — ткань с ткацкого станка без окраски и отделки или суровая, небеленая пряжа.
Кордура (CORDURA® — зарегистрированная торговая марка сертифицированного нейлона от фирмы INVISTA) — толстая нейлоновая ткань с особой структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Кордура изначально предназначалась для армии. Ткань обрабатывается в несколько приёмов и покрытие получается очень качественным и держится достаточно долго. Кроме того, иногда в нить добавляется до 10 % хлопка, в результате поверхность оказывается как бы мохнатой, с ворсом, что позволяет...
Пестроткань (нем. Buntgewebe) — ткань с рисунком, образованным в процессе ткачества, с использованием нитей, или волокон разных цветов (в отличие от рисунка, образованного окрашиванием готовой ткани). Рисунок обычно имеет вид полос или клеток, и образуется чередованием разноцветных продольных или поперечных нитей (т. н. основы и утка). В этом случае цветные нити основы чередуются в заданном, повторяющемся по ширине ткани порядке. Такая пестроткань, чаще всего вырабатывается гладким переплетением...
Холстопрошивное полотно — это толстый нетканый материал, изготавливаемый без привлечения технологий ткачества. Представляет собой нетканый массив волокон, скреплённый через небольшие промежутки швами.
Геотекстиль (англ. geotextile) — один из видов геосинтетиков; геоткань (тканое полотно), а также нетканое полотно, изготавливаемые иглопробивным, термоскрепленным (каландрирование) или гидроскреплённым способами из полипропиленовых и/или полиэфирных нитей — из одной бесконечной нити (мононить), либо из обрезков 5—10 см (штапель). Смесовые волокна подразумевают включение полушерстяных или хлопчатобумажных нитей.Тканой разновидностью геотекстиля является геоткань, изготавливаемая из стеклянных или...
Ровница (ровинг) — один из промежуточных продуктов при производстве пряжи. Вырабатывается путём деления или вытягивания кардочеса и небольшого скручивания волокнистой ленты на ровничных машинах. Имеет вид толстой нити, обладает достаточной прочностью для того, чтобы её можно было наматывать и разматывать, но не обладает прочностью на разрыв. Основными требованиями предъявляемыми к ровнице являются равномерность толщины и структуры.
Вати́н — нетканое полотно, получаемое из хлопкового линта, ваты, вискозы, шерсти и даже отходов швейного производства. Название происходит от французского слова ouatine («руно»), которым обозначали ватную ткань на сетчатой основе. Материал был первоначально создан в качестве дешевой замены для традиционных меховых подкладок. Ватин обладает малой плотностью, хорошими теплоизолирующими свойствами, благодаря чему нашёл широкое применение в качестве утеплителя для рабочей одежды, наполнителя мягкой мебели...
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Органди — разновидность лёгких полупрозрачных тканей, похожих на тонкую кисею или маркизет из самых тонких сортов вискозного шёлка повышенной крутки. Такая текстура материала требует крайне осторожного обращения при шитье и сразу нуждается в обмётывании краёв готового изделия.
Лю́рекс (англ. lurex) — нить в виде узкой полоски блестящей (покрытой фольгой или металлизированной) пленки, вплетаемая в ткань для её украшения.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне...
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Шени́лл — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками. Название «шенилл» имеет французское происхождение, в переводе означает «гусеница» (от фр. chenille). Название дано ввиду состава нитей, основой которых являются начесанные, пушистые волокна.
Во́рсовые ткани — ткани с полотном, полностью или частично покрытым ворсом. Ворс улучшает внешний вид тканей, образуемая им воздушная прослойка уменьшает теплопроводность ткани, снижает износ и облегчает драпировку. Ворсовые ткани нашли широкое применение в одежде, а также для декоративных и технических целей.
Ковролин (ковровое покрытие) — мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на всё помещение целиком.
Льноволокно — продукция для производства ниток и тканей на текстильном производстве.
Преформа — заготовка из сухого армирующего материала (угле-, стекло-, органоволокна или ткани). В дальнейшем помещается в формообразующую оснастку и пропитывается связующим по одной из трансферных технологий: RTM (Resin transfer Molding), VaRTM (Vacuum assisted resin transfer molding) или вакуумной инфузией. Результатом является изделие из композиционного материала.
Текстильные обои — рулонный материал для внутренней отделки помещений, состоящий из нескольких слоев. Лицевой стороной текстильных обоев является ткань. Раньше текстильные обои назывались «штофные». Под штофом понимали не только русскую меру жидкости, но и немецкую плотную шелковую или шерстяную ткань (от нем. Stoff — материал, ткань). Штоф использовали для обивки мебели, интерьера.
Букле́ (от фр. boucler «завивать») — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.
Осно́ва — продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Вместе с системой утка́ образует ткацкое переплетение. Осно́вные нити также могут называться долевыми нитями.
Стекловолокно́ (стеклонить) — волокно или комплексная нить, формируемые из стекла. В такой форме стекло демонстрирует необычные для себя свойства: не бьётся и не ломается, а вместо этого легко гнётся без разрушения. Это позволяет ткать из него стеклоткань.
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Оксфорд (англ. oxford) — вид ткани, традиционно используемой для пошива мужских сорочек (рубашек). Выполняется ткацким переплетением рогожка.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Печа́тание тка́ней, наби́вка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок. Печать на ткани возникла ранее, чем печать на бумаге. Простейшие методы, судя по всему, были известны уже на востоке: для раскраски часть ткани покрывалась воском, или же связывались места, которые должны были остаться неокрашенными. Техника собственно печати происходит от коптов, из Египта; изначально она была одноцветной, чаще синей (использовался краситель индиго). В средневековье появились ткани, имитировавшие...
Купро — (англ. cupro), вид искусственной ткани, похожей на шёлк, но из вискозы с медно-аммиачными волокнами, получаемыми из натурального полимера чистой целлюлозы. Изготавливается с 1918 года химическим путём из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
Сучение — способ соединения нескольких нитей (волокнистого продукта, ленточки) в одну, состоящий из сложения требуемого числа нитей вместе и затем их кручения (закатывания двумя сжимающими параллельными поверхностями сучильных рукавов). Применяется в аппаратном прядении, иногда в гребенном прядении тонкой шерсти и шёлкопрядении. Если соединение нитей происходит без кручения, то оно называется трощением. По сути сучение является кручением, при котором соединяемые нити закручиваются то в одну, то в...
Го́льфы — получулки покрывающие нижнюю часть ног ниже колена. Могут являться деталью спортивного костюма, униформы (школьной, пионерской, военной, и т. д.), одежды для свободного времени и активного отдыха. Производятся обычно из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, также в сочетании с химическими нитями в том числе с добавлением эластана или нейлона. Особой разновидностью гольфов являются гетры.

Упоминания в литературе (продолжение)

Поэтому при заключительной отделке кожевой ткани рекомендуются специальные гидрофобизирующие обработки кожевой ткани. Защитить кожевую ткань от различных воздействий в процессе эксплуатации можно путем создания на ее поверхности кожеподобного слоя, имитирующего шеврет и состоящего из пленкообразователей, связующих пигментов и различных добавок. Благодаря покрывному крашению маскируются различные дефекты кожевой ткани (оспины, накостыши, болячки, подрези, неравномерность окраски). В настоящее время разработаны новые водоотталкивающие пропитки «крек» и «Канзас». «Крек» представляет собой отделку с искусственным старением материала (трещинки на поверхности). «Канзас» – пленочное покрытие на кожевой ткани меховой овчины. Эти отделки очень прочны и устойчивы к воде – считается, что изделия можно даже мыть. При двусторонней отделке меха перспективна отделка кожевой ткани печатью на печатных машинах с профилированными валами с помощью перевода рисунков с бумаги [5, с. 334-335].
Нередко в пэчворке применяют вспомогательные ткани, выступающие в качестве основы, на которую нашивают лоскуты. В дальнейшем из них собирают блоки. Кроме того, основа требуется изделиям, составленным из разнородных по качеству тканей, а также в том случае, если не предполагается стежка. Вспомогательными служат накрахмаленные хлопчатобумажные ткани, флизелин либо клеевой флизелин. Не исключаются и бортовка, холст и др. Лучшей основой является светлая ткань без узора или вообще белая. Если для лицевой стороны использовали светлые лоскуты, то темная или пестрая ткань для подкладки не рекомендуется, так как она изменит цвет основного лоскутного полотна. Если лоскуты в изделии в основном темного цвета, то цвет основы значения не имеет.
Вышивать можно практически на любой ткани. Для работы гладью используют ткани толстые и тонкие, легкие и тяжелые, фабричные и домашнего изготовления. Вышивать допустимо на хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных, суконных тканях. Причем переплетение нитей может быть любым. Как известно, переплетение нитей ткани – это чередование продольных ниток с нитями утка. Легче вышивать на тканях с полотняным переплетением, так как на них нити ткани чередуются в шахматном порядке. И лицевая, и изнаночная стороны ткани практически одинаковы. Именно на таких тканях выполняют счетную вышивку или сочетают ее со свободными техниками.
Первое, что потребуется для вышивки гладью – это непосредственно сама ткань. Выбор ткани для вышивки, особенно при создании панно или картин, зависит от техники глади. Для несчетной глади подойдет практически любая ткань с плотным переплетением нитей, такая, как тонкие виды хлопчатобумажных тканей, шелк, тонкая шерсть, лен, смесовые ткани. При этом для работы гладью можно выбирать как однотонные материалы, так и с рисунком, но при этом важно учитывать, насколько будет сочетаться набивной рисунок ткани с создаваемым вручную узором. При выборе ткани необходимо обращать особое внимание на ее прочность: при создании глади каждый фрагмент ткани испытает на себе неоднократной прокалывание иглой с протягиванием через сделанную дыру нити, нередко толще, чем нить самой ткани, и необходимо, чтобы нити ткани выдержали такое давление. При вышивке по прозрачным тканям необходимо учитывать тот факт, что обратная сторона глади будет неминуемо просвечивать через нее, поэтому для таких тканей лучше использовать двусторонние виды глади.
Усадка. В процессе производства, при хранении, замочке, стирке и других влажно-тепловых воздействиях изделия изменяют свои размеры – усаживаются. Свойством большой усадки обладают ткани, имеющие тонкую основу и толстый уток, малую плотность. Это преимущественно ткани полотняного переплетения, сильно растянутые в процессе отделки.
Шелковые ткани производят из натуральных и химических нитей с различными (преимущественно полотняным) переплетениями. Натуральные ткани отличаются легкостью, прочностью, гигиеничностью, при этом они мало мнутся, впитывают влагу, оставаясь сухими на ощупь, и быстро испаряют ее. При добавлении химических волокон шелковые ткани становятся более тяжелыми, жесткими и прочными. Главным недостатком шелковой ткани является то, что на ней могут оставаться пятна от воды.
Важные свойства ткани или трикотажа при создании практичных изделий – прочность и плотность полотна, стойкость к стирке и чистке, упругость, эластичность. Недостаточно прочное полотно может порваться в процессе эксплуатации или даже шитья. Низкая упругость не позволяет отрезу ткани или трикотажа возвращаться в исходную форму после растяжения. Плотность во многом определяет тактильные качества ткани. Эластичность – неизменное свойство трикотажа и некоторых синтетических тканей принимать различные формы, растягиваясь в нужных местах. Все качества полотна зависят от исходного сырья и способа производства полотна. Одни материалы (например, трикотаж) практически не мнутся, другие быстро сминаются и сложно разглаживаются.
Ворсовая система может быть уточной, и тогда получают уточноворсовые ткани, такие как хлопчатобумажные полубархаты, вельветы. Ворс может вырабатываться из нитей основы, и тогда изготавливают основоворсовые ткани, такие как шелковые ворсовые бархат, велюр, плюш и мех на тканой основе. Ворс на поверхности тканей и изделий ворсовых переплетений может быть коротким или длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких ворсовых рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.
Для вышивки можно использовать и однотонную, и набивную ткань. Рисунок на ткани можно использовать в виде схемы. При выборе ткани надо учитывать, какими лентами вы будете вышивать. Кроме того, надо знать, что часто сочетают несколько видов вышивок. Начинающей рукодельнице лучше использовать обычную канву или ткань с равномерным переплетением нитей из льна или хлопка. Для вышивки лентами в качестве основы можно применять самые различные ткани:
Существует и специальная ткань для вышивания – канва. Переплетение нитей образуют у нее клетки разной величины. Обычно ее используют при счетной вышивке. Для свободной вышивки применяют миткаль. На ней часто уже есть готовый узор.
Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Для подкладки одежды хорошо подходят искусственный шелк и смешанные ацетатные ткани. Они более гигроскопичны, чем синтетические. Одежду с такой подкладкой приятнее носить, особенно при жаркой влажной погоде. Ацетатная ткань портится от пота и быстрее изнашивается, чем искусственный шелк. Полиэфирные ткани прочнее, но они хуже впитывают влагу. Полиэфирная ткань подходит для подкладки на верхнюю одежду, которая непосредственно не соприкасается с телом. Шелковые ткани очень подвержены действию пота, поэтому их в качестве подкладочных используют редко.
Нитки следует брать прочные, в тон ткани изделия. Вид ниток зависит от материала, по которому выполняют вышивку. Если это тонкая ткань, такая как шелк, шифон, то используют шелковые нитки не толще № 35. Если ткань более плотная, например трикотаж или бархат, то выбирают лавсановые нитки № 33Л—35Л или капроновые.
Основой в такой вышивке обычно бывает плотная ткань типа льняного холста. Иногда для усиления эффекта его покрывают шелковой тканью. Перед работой, как и в художественной вышивке, на ткань следует нанести рисунок. Эта техника немного похожа на русское золотое шитье. Ее также называют шитьем «вприкреп». Эту технику применяют при создании картин, панно. С помощью бус можно великолепно подчеркнуть округлость или угловатость формы. На нить можно нанизать не только бисеринки, но и бусины разных форм и размеров.
В брюках из тканей, содержащих в большом количестве синтетические волокна и трудно поддающихся обработке, влажно-тепловую обработку передних и задних половинок не выполняют, требуемая форма достигается конструктивным путем.
При изготовлении чехлов используют самый разнообразный материал: лен (чистый или с добавлением синтетических волокон), хлопчатобумажные ткани (миткаль, батист, тик), искусственные ткани (нейлон).
Толщина стеклоткани находится в пределах 1-2 мм, однако чаще всего ее измеряют по массе 1 м2. Наиболее часто встречаются значения 300, 450, 600, 900 г/м2. Это ткани различного типа, отличающиеся способом изготовления, массой и природой стекловолокна. Наибольшее распространение получила «тафта», имеющая клеточную текстуру. Стекловойлоки обладают меньшей механической прочностью, чем ткани, однако они более удобны для изготовления сложных форм.
Большинство лоскутных изделий многослойны и им просто необходима дополнительная скрепляющая строчка – стежка. Именно она делает лоскутное полотно квилтом – изделием, состоящим из скрепленных между собой лицевой, изнаночной части и прослойки между ними. На руках стегают большие полотна, типа одеял, а малые формы идут на машину. Но и для ручной, и для машинной стежки правило одинаково: стежку ведут от середины к краям. Это единственный способ избежать смещения и перекосов слоев ткани.
Для шитья верха тапочек традиционно используют ткани. Ткани лучше брать плотные. Особенно важно, чтобы они не сыпались на срезе. Предпочтительнее брать пальтовые, мебельные и декоративные ткани. Хорошо, если они будут из натуральных волокон. Изумительные тапочки получаются из флиса.
Стирая вещь в первый раз, если ткань цветная или набивная, проверьте прочность ее окраски и усадку. Обычно к вещи прилагается кусочек ткани, из которой она сделана. Постирайте его в растворе, в котором вы предполагаете стирать всю вещь. Если вода не окрасится, значит, краска достаточно прочная и вещь можно стирать безбоязненно. При непрочной окраске можно применять стирку без мыла или сухую чистку. Для того, чтобы уменьшить изменение окраски хлопчатобумажных изделий, их нужно замачивать в соленой холодной воде, а затем стирать в холодной воде. Усадочные свойства изделия проверяют с помощью того же кусочка ткани, который прилагается к изделию. Перед тем как постирать его, вырежьте кусок плотной бумаги, по форме и размерам соответствующий лоскутку. После стирки сравните лоскуток ткани с кусочком вырезанной бумаги. Если ткань села, необходимо принят меры для предупреждения возможного изменения формы вещи отпороть низ брюк, подшивку платья, юбки, распороть вытачки.
Нейтральные цвета – это идеальный фон для экологических цветовых схем, которые замечательно используют текстуру, – от многообразия дерева до циновки из кокосовой стружки, старинное кружево, накрахмаленный хлопок и ткани грубого плетения.
По сырьевому признаку изделия подразделяются на подгруппы: 1 – хлопчатобумажные ткани, 2 – трикотажные полотна, 3 – льняные ткани, 4 – искусственные кожи, 5 – шерстяные ткани, 6 – шелковые ткани, 8 – пленочные материалы, 9 – нетканые материалы. Например, в группе пальто выделен 5-й разряд.
Накладные карманы идеально подойдут для декорирования изделия, так как они полностью видны с лицевой стороны. Месторасположение и размеры кармана определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия. С этой целью бумажный шаблон кармана прикалывают булавками к изделию. Накладной карман должен подчеркивать достоинства Вашей фигуры, а не оголять ее недостатки. Поэтому он не уместен на груди большого размера или на слишком округлых бедрах. Накладные карманы настрачивают с лицевой стороны, обрабатывая края ровно и аккуратно. Их часто выполняют с прокладкой для придания устойчивости ткани и сохранения формы. В качестве прокладочного материала применяют мягкую хлопчатобумажную ткань. Отделкой для кармана могут служить волан, бейка, кант, кружево или шитье. Как правило, отделка расположена по шву притачивания кармана или под планкой, которой обрабатывается вход в карман.
Для изготовления тканого – можно использовать хлопчатобумажную ткань, полиэстер, армированный нейлон, парашютный шелк и т. д. В последнее время, широкое распространение получили в изготовлении змеев продуваемый полиэстер и непродуваемый армированный нейлон. Материалы различаются и по полетным качествам, и по цене. Полиэстер почти 2–2,5 раза дешевле нейлона, но полетные качества во столько же раз ниже. Некоторые конструкции змеев можно изготавливать только из непродуваемых тканей, поэтому армированный нейлон обладает значительными преимуществами по сравнению с полиэстером.
Изделия ткачества выполнялись на станках. В зависимости от типа станка различались 2 вида шпалер: готлис (от фр. haute lisse – высокая основа) – вытканные на станках с вертикальным креплением основы и баслис (от фр. basse lisse – низкая основа) – вытканные на станках с горизонтальным креплением основы. На первых – основные нити жестко не закреплялись, а прокатывались от нижнего валика к верхнему, на который навивалась уже вытканная ткань. Чтобы на высоком готлиссном станке проще было манипулировать, четные нити основы находились в постоянном отделении от нечетных. Задние нити были привязаны к ремизным планкам с захватными шнурами, при помощи которых ткач мог подтягивать кверху нитяную систему, или сеть. Басслиссный станок был снабжен сходным устройством, регулируемым посредством ножного приспособления. При готлиссном станке картон служил только в качестве образца, в который ткач заглядывал во время работы, прежде скалькировав контуры рисунка на основу. При басслиссном станке картон лежал под основой, и тканье по нему производилось в зеркальном отражении, а результат работы на лицевой стороне можно увидеть только после снятия.
За рубежом стеклообои используют уже около 50 лет, но на российском рынке подобный отделочный материал появился недавно. Его основу составляют волокна из специального стекла, которые подвергают воздействию высокой температуры (около 1200 °C), а затем формируют в пряжу и ткут. В результате этого получают тканое полотно с различным рисунком.
Окантовочные швы применяют для обработки срезов с целью предохранения их от осыпания или отделки. Для выполнения этих видов швов используют одинарную, двойную полоску, выкроенную под углом 45°, тесьму с заработанными краями. Окантовочные швы одинарной полоской с закрытыми срезами, или тесьмой изготавливают одной строчкой с использованием специального приспособления. Подобные швы находят применение при обработке изделий из тонких тканей (обработка срезов горловины, пройм, низа рукавов, низа изделия).
Подготовленные для плетения отдельные трубочки обычно окрашивают, поэтому потребуются акриловые краски на водной основе, пищевые красители, паста-колер для художественных работ и широкая плоская кисть, или губка, или кусок ткани для нанесения краски. Часто при окраске трубочек используют морилку для дерева.
Батист по праву считается одной из самых изысканных и утонченных, легких и воздушных тканей. Сегодня материал изготавливают не только из тонких крученых волокон хлопка и льна, но даже из синтетики, хотя натуральные ткани все же предпочтительнее.
Сетка крепится к деревянной рамке. Смесь из волокон и наполнителей выливается на поверхность сетки и покачиванием рамки равномерно разравнивается по поверхности. Вода постепенно вытекает через отверстия в сетке, оставляя на ее поверхности бумажный пласт, который затем укладывают на плотную ткань (лучше всего войлок – он хорошо вбирает влагу) для сушки. Из листа с помощью губки выгоняют влагу. После этого бумагу могут прогонять через пресс, а также досушивать различными способами. Японцы окончательную сушку выполняют, приклеивая еще влажные листы на деревянные стены или на подогретые металлические пластины, поэтому одна из сторон листа получается гладкой, а на другой отпечатывается узор ткани. В Корее и Китае используют гибкую, отделяемую от рамки сетку, которую можно снять, изогнуть и перенести отлитый лист бумаги на поверхность для сушки. В Непале бумагу сушат прямо на сетках, выставляя их на воздух и под солнечный свет.
Наряду с натуральной кожей в производстве обуви широко применяют искусственные и синтетические, значение которых с каждым годом возрастает. Сырьем для производства этих кож служат каучуки, синтетические смолы: поливинилхлоридная (ПВХ), полиуретановая (ПУ), полиамидная (ПА) и другие. Искусственные и синтетические кожи для верха обуви представляют собой основу из ткани (Т), нетканых материалов (НТ), трикотажа (ТР), покрытую или пропитанную и покрытую полимерной композицией на основе ПВХ – винилискожа (обувная – Т и НТ, шарголин, замшевая – Т, совмещенная – Т, лаковая – Т, подкладочная – Т); каучуков – эдастоискожа (Т) морозостойкая и подкладочная, кирза обувная; полиэфируретанов – синтетические кожи (СК-2, СК-8), синтетический велюр, наппа и др.; нитроцеллюлозы – нитроискожа (Т) подкладочная; полиамидов – подкладочная "Нистру".
Полиэстер – нетканое полиэфирное волокно, иначе именуемое полиэфиром. Стекловолокно – негниющий волокнистый материал из стекла. Благодаря механическим свойствам, эти «ткани» получили широкое распространение в качестве основы для изоляционных материалов.
Поздней весной, летом или ранней осенью (в средней полосе), отправляясь на рыбалку, рыбаки в основном озабочены тем, чтобы не перегреться или не получить солнечных ожогов. В это время года одежда должна быть достаточно свободной и не прилегать к телу, так как подобная «воздушная подушка» способствует вентиляции и испарению влаги с кожи. Материалы для одежды должны быть воздухо– и влагопроницаемыми. Лучше всего для этой цели подходят хлопчатобумажные, льняные или вискозные ткани. Не рекомендуется одежда с синтетическими волокнами и гладкой поверхностью, лучше всего, если летняя одежда чуть шероховатая на ощупь. Обратите внимание и на цвет одежды. Темные ткани задерживают ультрафиолетовые лучи, поэтому в жаркую погоду предпочтительнее светлые тона.
Этот шов сам называет себя. Он используется для точного переноса контурных линий и контрольных знаков с одной стороны детали на другую, симметричную ей (рис. 3). Чтобы перенести линии, необходимо сложить детали лицевыми сторонами внутрь и по намеченным линиям мягкими хлопчатобумажными нитками проложить сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3–1 см; нить при этом не надо затягивать для того, чтобы она образовала петли высотой 1–1,5 см в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигают и натянувшиеся нитки разрезают. Копировальные строчки заменяют обмеловку деталей при подготовке изделия к примерке, обеспечивая сохранность линий в процессе обработки.
В качестве материала для покрытия ролика традиционно применяют коротковорсную шерстяную ткань, но вам может попасться валик с губкой из полимерных материалов, а то и с покрытием из натурального или искусственного меха. Эти материалы способны гораздо лучше удерживать краску.
Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную ткань. Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.
Специальные швейные машины (выполняющие одну технологическую операцию). Это машины пуговичные, закрепочные, для обвивки ножки пуговицы, петельные, для втачивания рукава в пройму, для выполнения подшивочных работ и другие, выполняющие отдельные операции. К швейным машинам, специализированным по видам выполняемых работ или видам выполняемых строчек, относятся одноигольные машины 22-3 класса ОЗЛМ для окантовки срезов, 51-А класса ПМЗ для обметывания и обрезки края, 85 класса ПМЗ для подшивочных работ, машина-полуавтомат 95-го класса для пришивания пуговиц; машина БШН – звуковая сварочная, предназначенная для безниточного соединения деталей одежды из тканей и трикотажа, содержащих термопластические волокна, а также для выполнения отделочных строчек; машина-полуавтомат 68-А класса для печатания номеров на бумажных талонах и пришивания их к деталям кроя; машина 96-го класса для выполнения обтачных петель на женской одежде (пальто, костюмах); швейная машина-полуавтомат 220-го класса для изготовления закрепок на тканях пальтовой и костюмной групп при шитье верхней одежды, 302 класса для втачивания рукавов, 397 класса ОЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой края материала параллельно линии строчки, двухигольные 408-А класса РЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой и обметыванием края материалов, 652-2 класса РЗЛМ для соединения верха юбки с поясом с одновременным подгибанием продольных срезов двумя параллельными строчками, вышивальная машина ВМ-50 и др.
Древесина эвкалипта – прочная, тяжелая, с большим содержанием эфирных масел, действующих аналогично смоле в древесине сосны. Она плохо обрабатывается и чаще всего служит для изготовления основы мебели. Фернамбук обычно применяют для изготовления мозаики. Его древесина при хранении способна менять цвет от желтого с оранжевым отливом до темно-вишневого и даже черного. Она не гниет и не коробится, но после срубания дерева сильно усыхает, деформируется, трескается. Палисандр произрастает в Южной Америке и имеет плотную древесину с пористой структурой, устойчивую к гниению. Как и фернамбук, с течением времени может изменять свой цвет – от светло-фиолетового до темно-коричневого с фиолетовым отливом или черного при отсутствии полировки. Атласное дерево не относится к импортным, но не менее дорого. Его особенность – наличие в древесине мельчайших блесток, которые после покрытия лаком придают поверхности вид как бы струящейся ткани и атласное сияние.
В изделиях из легкоосыпающихся шерстяных, полушерстяных, хлопчатобумажных, шелковых натуральных, искусственных и синтетических материалов внутренние срезы подбортов и обтачек обрабатывают швом вподгибку с открытым, предварительно обметанным срезом. В изделиях из хлопчатобумажных тканей (типа сатина, ситца) возможна обработка швом вподгибку с открытым срезом без обметывания.
Для окрашивания скорлупы можно использовать красители для шерстяных тканей или различные пищевые красители, которыми красят яйца на Пасху. В дальнейшем для более сложных работ понадобятся жидкие быстросохнущие акриловые, полуакриловые и акриловые краски с перламутром. В некоторых случаях используют колер различных цветов, который, как и акриловые краски, можно приобрести в магазине строительных материалов.
Вода, проникая в волокна, способствует их набуханию. Набухание усиливается при нагревании воды. При этом ткань обычно укорачивается, особенно если она до этого была сильно вытянута. Так, ткани, растянутые при обработке на текстильных фабриках, при стирке часто садятся. Чтобы устранить усадку готовой вещи, иногда ткань перед пошивкой вещи стирают или замачивают в воде и сушат без вытягивания.
Подбирая пряжу для жаккардового узора, обязательно проверьте ее на прочность окраски, чтобы при стирке связанной вещи эта нить не окрасила соседние участки, вывязанные из пряжи других цветов. Для этого возьмите небольшую нить, намочите ее в теплой воде, заверните в белую ткань и прогладьте горячим утюгом. Непрочно окрашенная пряжа оставит на ткани следы краски в виде пятен.
Инструменты для соединения тканей представлены иглодержателями с иглами, скобками, сшивающими аппаратами и др. Хирургические бывают самой разнообразной формы, величины, сечения. Они служат для соединения или прошивания тканей и органов. Современные хирургические иглы снабжены не обычным ушком, а пружинящим расщепом по типу «ласточкиного хвоста», позволяющим почти автоматически вдевать шовные нити. Наиболее часто употребляемая для сшивания в основном грубых тканей режущая игла состоит из трех частей: ушка, примыкающей к ушку двугранной посадочной площадки для иглодержателя и из рабочей трехгранной режущей части, заканчивающейся острием. Для удержания игл в процессе шитья используют специальные, прочно удерживающие иглы инструменты – иглодержатели. Это дает возможность шить в глубине раны или полости, не касаясь руками тканей. При наложении швов на сердце, кровеносные сосуды, кишечник часто используют ат-равматические иглы. Один конец этих игл заточен, другой имеет просвет, в который прочно завальцовы-вают нить.
Инструменты для соединения тканей представлены иглодержателями с иглами, скобками, сшивающими аппаратами и др. Хирургические бывают самой разнообразной формы, величины, сечения. Они служат для соединения или прошивания тканей и органов. Современные хирургические иглы снабжены не обычным ушком, а пружинящим расщепом по типу «ласточкиного хвоста», позволяющим почти автоматически вдевать шовные нити. Наиболее часто употребляемая для сшивания в основном грубых тканей режущая игла состоит из трех частей: ушка, примыкающей к ушку двугранной посадочной площадки для иглодержателя и из рабочей трехгранной режущей части, заканчивающейся острием. Для удержания игл в процессе шитья используют специальные, прочно удерживающие иглы инструменты – иглодержатели. Это дает возможность шить в глубине раны или полости, не касаясь руками тканей. При наложении швов на сердце, кровеносные сосуды, кишечник часто используют атравматические иглы. Один конец этих игл заточен, другой имеет просвет, в который прочно завальцовывают нить.
Швея должна знать технологию швейного производства; виды тканей, их пошивочные свойства, способы обработки; конструктивные особенности, принципы работы обслуживаемого оборудования, правила ухода за ним. Она должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; менять скорость машины при выполнении различных видов швов. Подготавливать крой к работе, проверять его качество, выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я