Правша

  • Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее. Согласно различным исследованиям, от 85 % до 90 % населения является правшами, в то время как оставшиеся — левшами. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к слову «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.
Преобладающая рука — признак, возникающий из-за неодинакового развития моторных навыков между левой и правой руками. Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют декстралом правшой, а того, кто чаще использует левую руку — сенестралом левшой. Меньшинство людей одинаково владеет обеими руками. Их называют амбидекстрами. Людей, которым сложно использовать обе руки, называют амбисинистрами («ambisinister»). Двигательные навыки амбисинистров или людей с менее развитым уровнем ловкости...
Преобладающая нога — понятие, которое предполагает более активное действие правой или левой ноги для различных целей. Предопределяется естественным путем. Это эквивалентно ситуациям, когда человек привыкает работать только одной рукой. Преобладающая нога может наглядно проявляться в различных процессах, например, применение наибольшего усилия в определенной ступне для удара. Но во время топания, выбор опорной ступни чаще всего связан с предпочтением конкретной ноги в той или иной позиции. Так же...
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Примерно у одного процента детей амбидекстрия бывает врождённой; такие дети вдвое более склонны к языковым затруднениям и СДВГ, их оценки в...
Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.

Упоминания в литературе

Нужно сказать, над каждой отдельно взятой задачей кора работает не вся. Точнее, почти вся, но с явно неравномерной нагрузкой. В ней имеются отдельные центры или зоны, которые преимущественно активизируются при решении задач того или иного типа. То есть каждая новая задача одного и того же рода вызывает у человека возбуждение примерно в одном и том же участке коры. При этом оба полушария работают тоже синхронно, однако доминирующим в течение всей жизни у человека остается лишь одно из них. Безо всяких специальных исследований доминирующее у данного конкретного индивида полушарие определяется по тому, правша он или левша. Основным, так сказать, полушарием является противоположное основной руке. То есть у правшей оно – левое, а у левшей – правое.
Вы будете анализировать обе руки, потому что каждая из них содержит свою информацию. Невозможно составить полное представление о человеке, не соотнося особенности обеих рук. Но нельзя забывать о том, что функции рук различаются, поэтому важно знать, правша ваш клиент или левша. Все дело здесь в том, какой рукой человек активнее пользуется, и, следовательно, какая рука у него является доминирующей. У левшей доминирует левая рука, у правшей – правая. Именно поэтому на протяжении всей этой книги даются интерпретации для обеих рук, причем обозначаются они не «левая» и «правая», а «доминирующая» и «вторая». Под «второй» рукой подразумевается левая у правшей и правая у левшей.
А.Б. Коган, Г.А. Кураев (1986), применяя тесты на ведущую руку и ведущий глаз, выделили четыре типа испытуемых: правшей с ведущим правым глазом, левшей с ведущим левым глазом, левшей с ведущим правым глазом и правшей с ведущим левым глазом. Первые два типа отнесены авторами к группе с односторонним доминированием, вторые два – к группе лиц с парциальным доминированием. В.М. Мосидзе с соавторами (Мосидзе, Рижинашвили, Самадашвили, Турашвили, 1977), используя ту же схему «рука – глаз», разделили испытуемых на три большие категории: «чистые» правши, «чистые» левши, «смешанные». Обе эти классификации основаны на анализе только двух видов асимметрий, что явно недостаточно, если принять положение, что тип асимметрии должен отражать общее преобладание левого или правого полушария мозга.
Одно полушарие склонно к художественному творчеству, а другое – к логическому мышлению. Но это же бессмыслица. С тех пор как были изобретены определенные методы исследования мозга, мы можем установить, какие области мозга становятся более активными, чем другие, при выполнении тех или иных задач. Именно благодаря этим методам и возникла такая, насквозь фальшивая картина. Конечно, это правда, что некоторые функции преобладают в одном из полушарий мозга – например, у правшей почти всегда речевой центр находится в левом полушарии. Но даже писатели и поэты используют левое полушарие не в большей степени, чем правое. Вывод таков: естественно, мы используем весь наш мозг целиком, а не 10 % или какую-то иную долю. Такой пустой растраты энергии природа никогда бы не допустила, ибо мозг, составляющий по весу лишь 2 % от веса тела, потребляет 20 % всей энергии, какой располагает организм.
Кора мозга разделена на два полушария. У правшей и некоторых левшей левое полушарие контролирует произвольные действия правой стороны тела; считается, что это полушарие выполняет преимущественно линейные функции, например связанные с логикой и языком. Правое полушарие контролирует левую сторону тела и отвечает за одновременные и пространственные типы обработки информации, например за распознавание образов и синтез.

Связанные понятия (продолжение)

Явара (яп. 柔 Yawara) — японский кастет для нанесения тычковых ударов. Усиление удара руки с зажатым в неё предметом привело к появлению простого, но очень эффективного оружия — короткой палочки. Её длина составляет от 12 до 15 см, а диаметр колеблется в пределах 1—3 см. Она может быть сделана из разных твердых пород дерева. Может быть заточена с одной или двух сторон. В современном исполнении она может быть из пластика.
Дестре́за (исп. La Destreza), дистре́за либо испанская школа фехтования — испанская техника фехтования. Буквальный перевод означает «мастерство», однако в литературе чаще всего переводится как «истинное искусство».
Панантукан (также сунтукан) — прикладной элемент филиппинского боевого искусства арнис (эскрима), ударная техника руками. Кришна Годанья (Krishna Godhania), автор книги «Эскрима: филиппинское боевое искусство» поясняет, что панантукан является частью стиля пангамут (pangamut, pangamot — «голые руки»), который включает в себя три техники: панантукан/сунтукан (удары руками), пананджакман/сикаран/сипа (удары ногами), думог (захваты руками и удушения).
Пик-а-бу (от англ. peek-a-boo — игра в прятки, наиболее популярные обозначения peek-a-boo defense или peek-a-boo style) — стиль в боксе, основанный на резких маятникообразных движениях корпусом и нырках.
Бе́лая трость — трость белого цвета, используемая как идентификационное и вспомогательное средство при передвижении людьми, имеющими серьёзные нарушения зрения, в том числе полностью слепыми.
Сюрикэн (яп. 手裏剣) (дословный перевод: «лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.
Интеллект шимпанзе наиболее изучен из всех видов животных. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой примерно на 90%. Шимпанзе настолько генетически близки к человеку, что одно время даже предлагалось относить шимпанзе к роду Люди.
Канабо (яп. 金棒 Канабо:) — оружие самураев феодальной Японии, разновидность тэцубо в виде металлической палицы с круглой рукоятью, имеющей утолщение с кольцом на конце, и, зачастую, дополненной небольшими незаточенными шипами. Схожим оружием такого же типа являются нёибо, консайбо и арарэбо.
Эссенциальный тремор (ЭТ, так же именуемый доброкачественный тремор, семейный тремор, или идиопатический тремор) — наиболее распространенное нарушение движения, его причина неизвестна. Обычно вовлекает тремор рук, кистей или пальцев, но иногда подключается голова, голосовые связки или другие части тела во время выполнения умышленных движений, таких как прием пищи или письмо. Это отдельное от болезни Паркинсона заболевание и часто происходит неверная постановка диагноза, так как некоторые особенности...
Тактическая ручка — это один из вариантов скрытого оружия самообороны. Выглядит она как обычная пишущая (и она действительно пишет) шариковая ручка, но при этом она очень крупная (но достаточно компактная); её корпус делают из стали, титана или авиационного алюминия. Это ударное оружие кастетного типа, которое является одним из вариантов явары или куботана. Предназначена для нанесения ударов в уязвимые точки человеческого тела. Часто модели имеют усиленный наконечник на торце, который используют...
Стоп-слово (англ. «safeword» или «stop word») — в контексте БДСМ-практики — заранее оговорённое слово, которое используется с целью остановить БДСМ-сессию. Как правило, стоп-словом пользуется нижний партнёр, но его может произносить и верхний, а также другие лица (например, организатор БДСМ-мероприятия, отвечающий за безопасность участников). В случае произнесения этого слова участники сессии обязаны немедленно прекратить любые воздействия. Несоблюдение этого правила является грубейшим нарушением...
Это статья об азартной игре. См. также Пасьянс Маджонг.Маджонг или мацзян (кит. трад. 麻將, упр. 麻将, пиньинь: májiàng, палл.: мацзян) — китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя). Широко распространена в Китае, Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Игра ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру, требует от играющих таких качеств, как опыт, память и наблюдательность. В игре присутствует также...

Подробнее: Маджонг
По́за (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.
Конструктор — это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.
Субитизация — функция восприятия, обеспечивающая моментальное определение количества предметов в поле зрения, когда это количество укладывается в диапазон от одного до четырёх (диапазон субитизации). Этот термин был введен Э. Л. Кауфманом (E. L. Kaufman) и его коллегами и происходит от латинского subitus (внезапный).
Penspinning (англ. pen spinning — «вращение ручки»; встречается перевод «ручковерчение») — форма контактного манипулирования, которая представляет собой манипуляцию инструментом для письма или подобными предметами одной или двумя руками.

Подробнее: Пенспиннинг
Дактилоскопи́я (от греч. δάκτυλος — палец и σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — способ опознания (идентификации) человека по следам пальцев рук (в том числе ладоней рук), основанный на неповторимости рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике. Основана на идеях англичанина Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека. Эта гипотеза стала результатом долгих исследований автора, служившего полицейским чиновником в Индии.
Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника.
БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение.
Безымянный палец (лат. digitus anularis)) — IV палец кисти человека (лат. digitus quartus), находящийся по соседству со средним пальцем и мизинцем. По длине примерно соответствует указательному пальцу.
Пальцевый счёт, счёт на пальцах или дактилономия — математические вычисления, осуществляемые человеком с помощью сгибания, разгибания или указывания пальцев рук (иногда и ног). Пальцы рук считаются самым первым счётным инструментом древнего человека с эпохи верхнего палеолита. Счёт на пальцах широко применялся в древнем мире и в средневековье, в настоящее время используется ограниченно, арабскими и индийскими торговцами на Среднем Востоке, в европейских странах — в примитивном виде преимущественно...
Сте́реосугге́стия (лат. suggestio — сугге́стия, внушение; др.-греч. στερεός — объёмный, пространственный) — внушение, осуществляемое в гипнотическом или трансовом состоянии посредством визуальной и слуховой стимуляции, основным принципом которого является разграничение подаваемой информации в различные полушария мозга в соответствии со спецификой их функционирования.
Барабанные рудименты — специальные приемы игры, используемые барабанщиками для тренировки и непосредственно в игре. Представляют собой определённые последовательности различных аппликатур.

Подробнее: Барабанный рудимент
Ходунки — приспособление для инвалидов или пожилых людей, которые нуждаются в дополнительной поддержке, чтобы сохранить равновесие и устойчивость при ходьбе.
Да́леки — внеземная раса мутантов из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто». В сериале далеки представляют собой полукиборгов с планеты Скаро, созданных учёным Давросом во время последних лет тысячелетней войны между народами каледов и талов. Генетически они являются мутантами человекообразной расы калед, помещёнными в танко- или робото-подобные мобильные (в том числе способные летать) машины-оболочки. Получившиеся существа являются могущественной расой, нацеленной на завоевание...
Мáнкáлá — семейство настольных игр для двух игроков, распространённых по всему миру (особенно в Африке, Средней Азии, в некоторых областях Юго-Восточной Азии и Центральной Америки) и часто называемых игры в зёрна. Можно получить некоторое представление о числе и разнообразии игр этого семейства, проведя аналогию между терминами «игры семейства манкала» и «карточные игры». С другой стороны, значение и роль игр манкала в Африке и Азии уместно сравнить со значением и ролью игры в шахматы на Западе...

Подробнее: Манкала
Ведущий глаз (лат. oculus dominans), доминирующий глаз, превалирующий глаз — глаз, функционально преобладающий в акте бинокулярного зрения. Доминирование глаза — предпочтение зрительного сигнала от одного глаза другому. Это явление аналогично асимметрии правой или левой ведущей руки; однако стороны ведущего глаза и ведущей руки не всегда совпадают. Это происходит потому, что оба полушария контролируют оба глаза, но каждое из них отвечает за соответствующую половину поля зрения, а значит, соответствующую...
Со времени их первого появления в 1963 году, далеки, вымышленная инопланетная раса из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто», были представлены в виде множества моделей и вариаций.

Подробнее: Список моделей далеков
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Саньцзегунь (кит. упр. 三截棍, пиньинь: sān jié gùn) — китайский трёхсекционный боевой цеп.

Подробнее: Сань-цзе-гунь
Эскрима Де Кампо JDC-IO (читается как «Джей-Ди-Си Ай-О») — это филиппинское боевое искусство. Относится к стилям эскрима с дистанцией ларго мано (с тагальского, «длинная рука», дальняя дистанция боя). Акроним JDC-IO сформирован по первым буквам имен основателя системы Jose D. Caballero и его первого ученика Ireneo Olavides.
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым...
Молния — метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная...
Сидение на лице (англ. facesitting, часто транслитерируется в фейсситтинг) — сексуальная практика, при которой верхний партнёр сидит на лице нижнего, обычно инициируя орально-генитальный или орально-анальный контакт. Имеет широкое распространение в контексте БДСМ (в данном случае, Б/Д- и Д/С-практики), но применяется и вне этой субкультуры. Используется фейсситтинг, как правило, в фемдоме (отношения, где женщина доминирует над мужчиной).
Инструме́нт (лат. instrumentum — орудие) — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для целевого воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта. В основе конструкции и правил использования инструмента лежит знание законов материального мира, приложенных к технологии производства. Сложный инструмент заключает в себе идею нескольких элементарных.
Проблема вагонетки (англ. Trolley problem) — мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским философом Филиппой Фут. Находясь вне рамок стандартных философских вопросов, проблема вагонетки играет большую роль в когнитивистике и нейроэтике.
Джокаеро (англ. Jokaero) — одна из нескольких рас в вымышленной вселенной Warhammer 40,000, которые, согласно сюжету, не претендуют на господство в галактике, но тем не менее оказывают (или оказывали) значительное влияние на неё. Большие человекообразные обезьяны с рыжим мехом, известные прежде всего своими выдающимися интуитивными техническими способностями.
Гравитацио́нная пу́шка (англ. Gravity gun) — концепция из компьютерных игр, в частности шутеров от первого лица, вымышленное устройство, оружие, которое создает локальное гравитационное поле, с помощью которого можно притягивать, класть и швырять различные предметы (иногда даже людей).
Киберперчатка – это устройство ввода данных для взаимодействия человека с компьютером в виде перчатки.
Дзюттэ (яп. 十手 дзюттэ, «десять рук») — японское холодное оружие, применяемое ниндзя и некоторыми подразделениями японской полиции в период Эдо. В наше время применяется в японском боевом искусстве дзюттэ-дзюцу. Дзюттэ часто относят к кинжалам, несмотря на то, что формально это небольшая металлическая дубинка.
Цудзуми (яп. 鼓) — японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ-дайко (яп. 締め太鼓), барабанов, настраиваемых шнуром. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнур (яп. 調緒 сирабэо), которым можно регулировать её натяжение. Корпус инструмента обычно изготовляют из вишнёвой древесины и покрывают лаком, мембраны производят из лошадиной кожи. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления...
Латеральность (лат. laterālis «боковой») — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.
Диджери́ду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo, оригинальное название «yidaki») — амбушюрный духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Разновидность натуральной трубы, на которой методом передувания извлекают звуки натурального звукоряда.
Рука́ — верхняя конечность человека, орган опорно двигательного аппарата, одна из главнейших частей тела. С помощью рук человек может выполнять множество действий, основным из которых является возможность захватывать предметы.

Упоминания в литературе (продолжение)

Эксперименты установили, что для бимануального осязания характерно резкое разделение функций обеих рук. В том случае, когда предмет не имеет естественной постоянной опоры (дан в руки испытуемому), левая рука у правшей несет опорную функцию. Она удерживает предмет в определенном положении, приданном ему испытуемым. Ощупывание, т. е. собственно сенсорная функция, осуществляется в этом случае только правой рукой. Левая лишь изредка, время от времени, передвигает или вращает предмет, придавая ему положение, наиболее удобное для ощупывающих движений правой руки (рисунок 1.37).
У 96 % правшей левое полушарие отвечает за образование речи, равно как и у 70 % левшей. У 15 % левшей латерализация справа, а 15 % являются амбилатеральными. Среди левшей больше мужчин, чем женщин. Однако у женщин эффективное использование речи выше, чем у мужчин. С помощью магниторезонансной томографии (МРТ) было установлено, что при образовании конкретных понятий у мужчин задействуются главным образом речевые зоны левого полушария. Напротив, когда происходит мыслительная работа по созданию абстрактных понятий, отмечается значительное возбуждение правого полушария. Проекция человеческого голоса у мужчин и женщин разная. В 1995 году Шейвиц и ее сотрудники из Йельского университета провели визуализационные функциональные исследования головного мозга у мужчин и женщин. Исследователи попросили своих пациентов произнести несколько одинаковых фраз. Результат оказался неожиданным. Проекция «фонологической» речи, иначе говоря распознавание рифм, у мужчин оказалась только в правом полушарии. У женщин также активировалась аналогичная область правого полушария, но стимуляция наблюдалась и в левом полушарии. Это свидетельствует о том, что речь западноевропейского мужчины прежде всего рациональная, в то время как у женщины она и рациональная, и эмоциональная. Данное исследование вызвало целую волну новых работ. Различие между мужчиной и женщиной в освоении услышанного текста еще раз подчеркнуло, что участие правого полушария в работе речи отчетливее выражено у женщин, чем у мужчин.
Воображение может стать ключом ко всему нашему мышлению в целом. В любом споре всегда есть две стороны, и у человеческого мозга их тоже две. Левая ответственна за речь и логическое мышление; она является доминирующей, если вы правша. Правая же сторона скорее интуитивна, чем рациональна, и более задействована в воображении, чем в речевой деятельности. Примечательно, что, когда мы ложимся спать, в наших сновидениях главным образом участвует правое полушарие, а левое выступает в роли пассивного наблюдателя. По мнению доктора Рона Джозефа, воспоминания о ночных путешествиях с большой долей вероятности тоже хранятся в правом полушарии мозга – вот почему бывает так сложно вспомнить, что нам снилось, – ведь после полного пробуждения мы переходим на левополушарное мышление. Техники визуализации и активного воображения – это не просто выдумки и фантазии. Они активизируют обе стороны нашего мозга, позволяя нам в полной мере использовать свой разум для решения проблемы.
8. Также по результатам исследования оказалось, что у группы учеников, у которых были проблемы с освоением инструмента (плохая координация, пониженный темп выполнения программы), левая сторона тела была выявлена как ведущая, хотя дети считались правшами в школе и дома.
Когда отключена левая сторона мозга, наступает правосторонний паралич. Люди, кроме того, теряют чувствительность на правой стороне тела. Противоположный эффект наблюдают при выключении правого полушария – оказывается парализованной и бесчувственной левая сторона. В полном соответствии с тем, что Брока наблюдал у Тана, подавляющее большинство испытуемых (96 процентов правшей и 70 процентов левшей) при выключении левого полушария теряли способность к членораздельной речи.
Данные процессы лежат в основе механизмов научения и памяти. Когда человек совершает некое действие или переживает некое ощущение, у него активируется определенная цепочка нейронов, каждый из которых воздействует на соседние. Их совместная активация усиливает связь между ними: высвобождение нейромедиаторов того или иного типа приводит к увеличению числа рецепторов и, соответственно, к появлению новых синаптических связей. В итоге меняется карта коры головного мозга. Однако на этом изменения не заканчиваются. В каждом виде спорта есть свои легенды о тех, кто оставался в зале после тренировок. Дэвид Бекхэм, выступавший за Manchester United, был как раз таким игроком. По окончании тренировки он подолгу самостоятельно оттачивал мастерство выполнения свободных ударов, что помогло ему стать одним из величайших исполнителей стандартов в истории футбола. Англичанин Ронни О’Салливан, снискавший славу великого снукериста, сам будучи правшой, тренировал удары левой рукой до тех пор, пока не научился уверенно выполнять их в игре.
Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.
Сила удара зависит от нескольких факторов: 1. Величины ударной массы, включающей в себя массу руки и части тела, участвующих в ударе. Поэтому с увеличением веса тела увеличивается ударная масса, а значит и сила удара. 2. Скорости движения ударной массы, достигающей к моменту соударения максимальной величины. С увеличением ударной массы уменьшается скорость ее перемещения и наоборот. 3. Квалификации спортсмена и его умения координировать свои усилия, полностью используя максимальную скорость удара и вкладываемую в него ударную массу. 4. Умения бойца выполнять удары правой и левой рукой одинаково быстро и сильно независимо от того, правша он или левша. 5. Жесткости бьющей руки, зависящей от своевременного блокирования движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. 6. Формы ударного движения, так как передача кинетической энергии удара улучшается, когда центр масс кисти, предплечья и плеча в момент удара лежат на одной линии и совпадают с направлением удара. Направления движения туловища и руки должны совпадать, иначе произойдет разложение сил и скорость движения кулака начнет падать. Определенная последовательность включения в работу звеньев тела (от ног к рукам) позволяет суммировать их скорости движения и получить максимальную скорость удара. 7. Устойчивости боевой стойки, из которой наносится удар (с относительно большой площадью опоры), так как при выполнении ударов происходит перераспределение массы тела, то есть возникают вращающие моменты, в следствии которых, можно потерять равновесие. 8. Времени соударения, которое увеличивается с ростом масс соударяющихся тел, уменьшением их плотности и жесткости суставов. При увеличении времени соударения до 30 миллисекунд, удар превращается в толчок (К.В. Градополов, 1965, И.П. Дегтярев, 1979, Г.О. Джероян, 1955, А.И. Качурин, 1998, В.М. Клевенко, 1968, Г. В. Морозов, 1992, В.А. Лавров, 1976).
В случае, если вы правша, то левая показывает, каковы потенциальные возможности человека, с чем он пришел в этот мир.
Проще всего это отследить на примере развития какого-нибудь музыкального навыка. За последние два десятилетия ученые досконально изучили процессы, которые происходят в мозгу при занятиях музыкой, и то, как эти процессы приводят к появлению талантливых исполнителей[27]. Наиболее известное исследование на эту тему было опубликовано в 1995 году в журнале Science. Четверо ученых из Германии и психолог Эдвард Тауб из Университета Алабамы набрали экспериментальную группу из четырех скрипачей, двух виолончелистов и одного гитариста. Все музыканты были правшами. Перед началом эксперимента ученые сделали снимки мозга всех участников. Также была составлена контрольная группа из 6 немузыкантов. Тауб с коллегами хотели выяснить, различаются ли у участников из обеих групп зоны мозга, контролирующие движения пальцев.
Совмещенные большие пальцы (фото 2) обладают удвоенной силой и используются при взаимомассаже и самомассаже. В зависимости от того, левша вы или правша, более сильный палец помещается снизу.
У людей есть две речевые зоны в доминантном полушарии головного мозга. У всех правшей доминирует левое полушарие, однако речевые зоны расположены в левом полушарии и у 70 % левшей. Речевая зона, отвечающая за способность говорить, находится в лобной доле, а зона, отвечающая за понимание сказанного, – в том же полушарии, между височной и теменной долями. Если задняя часть речевой зоны пострадала, вы сможете говорить словами и предложениями, но ни вы, ни окружающие люди не поймут их. Ваш мозг просто-напросто найдет слова, которых не существует.
Совмещенные большие пальцы (вернее, подушечки больших пальцев) обладают удвоенной силой и используются при взаимомассаже и самомассаже (фото 4). Если массажист правша, левый палец помещается сверху и дополняет усилие правого.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я