Связанные понятия
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Фонтан (от лат. fontana в значении «источник», «родник», «ключ») — природное или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. В последнем случае, особенно, когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, такой фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом.
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Бельведе́р (фр. Belvédère, от итал. belvedere — «прекрасный вид») — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки, бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня с широкими застеклёнными или открытыми отверстиями.
Партер ы, разделённые на участки правильной формы, характерны для регулярных парков XVII—XVIII веков; в дворцово-парковых ансамблях Западной Европы и России они достигли расцвета в XVIII веке и представляли из себя неотъемлемую часть декоративной композиции.
Упоминания в литературе
В выставочном городке Международной строительно-художественной выставки
павильон Петербургского городского самоуправления нес особую смысловую нагрузку. Он располагался недалеко от главного входа на выставку, откуда, по воспоминаниям современников, открывался один из лучших видов. Изящный по своему решению, он служил композиционным центром выставочного ансамбля. Его облику были приданы черты, которые бы вызывали однозначные исторические ассоциации. Это было самое высокое сооружение на выставке, в пространстве которой городской павильон играл роль доминанты. Белый профиль кораблика наверху шпиля делал его похожим на «какое-нибудь здание адмиралтейства времен Петра и Елизаветы, в роде “навигаторской школы”» [167].
Затрагивает проблему садоводства в системе средневековых усадебных комплексов и О. С. Евангулова в монографии о садово-парковых ансамблях Москвы первой половины XVIII в.[29] Рассматривая в качестве примера дворцовую усадьбу в с. Остров, исследователь высказывает версию о закономерностях художественной организации подобных архитектурных ансамблей. В частности, по словам автора, «основную художественную роль в хозяйственных усадьбах играет церковь и колокольня, а не жилые хоромы». При этом отмечается соседство рядом со «скромным двором» большого плодового сада и конюшенного двора. В другой усадьбе, созданной на рубеже XVII–XVIII вв. на берегу Яузы для Ф. А. Головина, которую можно отнести к городской, О. С. Евангулова замечает наличие декоративного сада по сторонам парадного центра, обращенного к реке, где наряду с крытыми аллеями были устроены увеселительный
павильон и фонтан, а остриженные деревья имели форму пирамид и луковиц.
Строения, подобные архангельскому Капризу, были давно популярны в Европе, где назывались эрмитажами (от франц. ermitage – «убежище отшельника») и украшали каждую королевскую резиденцию. Свой эрмитаж, даже не один, имелся у Екатерины Великой. В голицынской усадьбе таких убежищ было сразу два: пару Капризу составляла расположенная рядом библиотека, не имевшая классического вида и, судя по всему, не предназначенная для хранения книг. Каменная в середине и деревянная по бокам, покрытая штукатуркой и белой краской, она стала лучшим произведением Фомы Ивановича Петтонди. Имя этого талантливого архитектора было известно немногим даже в России, видимо потому, что работал он в провинции, занимаясь не дворцами, а как в Архангельском, парковыми
павильонами . Петтонди сделал библиотеку изящной, визуально легкой, снабдив скромную постройку ротондой, колоннами, высокими окнами и лепными элементами (медальонами и карнизом у потолка) в интерьере. Свое былое значение Каприз утратил уже к началу XIX века. При новых владельцах он приподнялся на один этаж в центральной своей части и обрел четыре классические колонны на всю высоту. Перестав быть эрмитажем, здание превратилось в обычный жилой флигель с несколькими спальнями, гостиной, бильярдной, девичьей светелкой и кухней. Тем не менее по виду все комнаты по-прежнему напоминали дворцовые залы. Украшенные живописью (около 70 полотен, среди них 30 «головок „Ротари“), скульптурой, зеркалами и китайским декоративным фарфором, они, по сути, являлись музеем, куда сами хозяева заглядывали редко, зато часто приглашали гостей.
Со временем задуманная площадь висячего сада несколько сократилась. Вначале Екатерина в южной его части возвела жилой
павильон для своего любимого человека, Г.Г. Орлова. Затем на месте оранжереи был устроен северный павильон с помещением для дружеских собраний и бесед (Эрмитажем). Екатерина начала коллекционировать картины известных художников. Для того чтобы иметь возможность ими любоваться, на обеих длинных сторонах сада были возведены галереи, собственно и положившие начало нынешнему всемирно известному музею – Эрмитажу…
Середину роскошной теплицы занимал выступавший с обеих сторон
павильон правильной прямоугольной формы. Главным внутренним помещением являлся зал с колоннами в три ряда, которые указывали путь в комнаты боковых флигелей, где стены были украшены пилястрами. Разрушенная во время войны Большая оранжерея, по словам немецких журналистов, «буквально возродилась из пепла». Однако подобный отзыв не совсем правильно отражает события, ведь реставрация в самом деле была очень долгой. К середине 1962 года на потолке среднего салона появилась оригинальная роспись: местный художник Петер Шуберт, работая в технике имитации, наделил плоский потолок зала живописными элементами, похожими на архитектурные детали.
Связанные понятия (продолжение)
Зи́мний сад (нем. winter garden; фр. jardin d'hiver) — отапливаемое помещение с естественным освещением, предназначенное для размещения экзотических и не зимостойких, а также комнатных растений. Зимний сад обычно представляет собой застеклённое помещение с металлическим, алюминиевым, деревянным каркасом или веранду как продолжение гостиной.
Фойе ́ (от фр. foyer — «общий вход», также холл от англ. hall — «зал») — главное помещение в общественном здании (в театре, кинотеатре, гостинице и т. д.), предназначенное для пребывания посетителей во время ожидания (сеанса, спектакля, обслуживания и т. д.). Фойе может использоваться для отдыха публики во время антракта и как место проведения мероприятий, особенно перед выступлением и во время перерывов. Может использоваться как место торжеств вообще или торжеств после выступления.
Архитектурный
каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — разновидность павильона, небольшое здание или архитектурный объект, изначально служивший для развлечения гостей парка дворянской усадьбы.
Палиса́дник (фр. palissade — изгородь, частокол) — участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Пе́ргола (итал. pergola от лат. pergula — навес, пристройка, от лат. per- + regere — направлять) в садоводстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы.
Грот — тип паркового сооружения или архитектурного каприза: павильон, чья кладка и отделка (морские камни, раковины ракушки, туф), имитируют естественный грот, пещеру, иногда в составе нимфеума.
Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства. Для усиления производимого на зрителя эффекта в торце анфилады нередко размещалось зеркало или специально подобранная картина.
Вестибю́ль (фр. vestibules) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.
Двор-колодец — двор, образованный близко стоящими стенами многоэтажных домов, обычно при блокированной застройке. Вход с улицы через подворотни. Часто является местом размещения мусорных контейнеров, парковки автомобилей. Зачастую плохо освещён. Может иметь проходы в следующие дворы (такие дворы называются проходными).
Трелья́ж (фр. treillage, англ. trellis) — решётка для вьющихся растений в садовой архитектуре, крытый сводчатый ход, беседка или стена, образуемая ветвями посаженных у её основания вьющихся или стелющихся растений, например, винограда, плюща, хмеля и других, распространяющимися по поверхности решётки.
Вися́чий сад — архитектурное сооружение, небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Термин употребляется преимущественно в отношении исторических сооружений, созданных по мотивам Висячих садов Семирамиды. Древнерусский синоним...
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
Алле́я (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного...
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Коридо́р (от фр. corridor или нем. korridor или ит. corridoio) — длинный проход внутри здания или жилого помещения, соединяющий комнаты на одном этаже.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Аванзал , также антикамера — помещение перед парадным входом в главный зал крупного общественного здания или дворца. Позади главного зала иногда размещались арьерзалы.
Мансардная крыша — покатая крыша, для которой характерна конструкция ската, состоящего из двух частей — верхней, пологой, и нижней, более крутой. Образуемое тем самым более объёмное чердачное помещение называют мансардой или мансардным этажом.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Курдонёр (фр. cour d'honneur «почётный двор») — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре.
Дворе́ц — большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с XIII века так же назывались некоторые здания органов государственной власти. Качественным отличием дворцовой архитектуры от замковой является отсутствие оборонительного назначения и фортификационных элементов.
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.
Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare «выравнивать») — широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела.
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.
Патио (исп. patio на основе лат. pat через прованс. «pàtu») — открытый внутренний двор(ик) жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и/или кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в средиземноморских странах (больше всего выделяется Испания), а затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире. Патио впервые стал...
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Алько́в (араб. الْقُبَّة — «шатёр» или «маленькая комната») — углубление, ниша в комнате или другом помещении. Преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале — место для бесед.
Этаж (от фр. étage), или уровень — часть пространства здания между двумя горизонтальными перекрытиями (между полом и потолком), где располагаются помещения; уровень здания над (или под) уровнем земли.
Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи...
Пасса́ж (фр. passage — проход, переход) — популярный во второй половине XIX века тип торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остекленным перекрытием. Примером может служить галерея Виктора Эммануила II в Милане.
Парадный вход (также парадное, парадная) — главный вход в здание в классической архитектуре.
Панно ́ (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло, боковая пристройка) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII — начале XIX века.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Упоминания в литературе (продолжение)
Местом для игр и активного отдыха малого двора служил чайный
павильон Пагоденбург. Убранство комнат в этом строении с основанием в форме креста лишь напоминает о восточной культуре, поскольку исполнено в стиле шинуазри, весьма далеком от истинной культуры Китая. Художник, которому поручили украсить здание, отдал дань модному течению, ярко расписав отдельные предметы и расставив китайских болванчиков. В остальном здесь ощутима тяга к привычной классике, что выражается, например, в масках Флоры, Бахуса, Цереры и Нептуна, помещенных на фасаде павильона.
Широко раскинувшиеся пандусы (от франц. pente douce – «пологий склон») подъезда невольно обращали взгляд на основу ансамбля, коим служило здание дворца, в то время как церковь имела второстепенное значение, играя роль, подобную парковому
павильону . Пандусы появились в русской архитектуре во времена раннего классицизма. В то время так называлась наклонная площадка, предназначенная для удобного въезда экипажа к парадному входу, расположенному над цоколем здания; в редких случаях она заменяла лестницы.
Загородный дворец Меншикова, получивший известность под названием Ораниенбаум сохранил многое от своего первоначального вида. В наши дни он состоит, как и после возведения, из двух этажей. Стороны дома симметричны, над зданием возвышается куполообразная крыша, на вершине которой находится большая роскошная корона. Две протяженные загибающиеся галереи ведут к куполообразным
павильонам . Княжеские короны (чересчур большие, если верить во всех отношениях великолепным гравюрам современников), которыми Шедель украсил вершины этих павильонов, позднее были заменены более скромными крестами. На северной стороне дома к воде ступенями спускаются террасы. К этой стороне выкрашенного белой и желтой краской дворца прорыт от более низкой части сада узкий канал. Ораниенбаум – это первое в Петербурге здание, которое по-настоящему заслуживает звания дворца, соответствующего веку, в который он был создан, и континенту. Вместе с тем это здание все же еще простовато и порядком напоминает старомодный сельский дом. Весьма характерно для Петра решение, что Меншиков должен создать свой дворец раньше дворца самого Петра. Строительство дворца в Ораниенбауме определенно стало исторической вехой: Шедель показал России, как ее цари и дворянство будут жить в следующие два столетия.
Когда-то садовые деревья не скрывали живописных перспектив с завершающими их постройками. В это время Нижний парк с его каскадами и фонтанами,
павильонами и статуями представлял собой, особенно если смотреть сверху, с террасы дворца, дивное зрелище. Петергоф поражал своей изысканной роскошью иностранных гостей, разрушая установившееся в Европе представление о дикости северной Московии, и утверждал права новой великой империи на почетное место среди старейших европейских монархий. Таким образом, петровская резиденция имела огромное политическое значение во времена ее основателя. Вот почему даже после смерти Петра I его преемники не скупились на расходование денежных средств для поддержания блистательной внешности Петергофа. С течением времени Большой дворец с Верхним садом и Нижним парком закрепил за собой парадное декоративное назначение и стал своеобразной династической реликвией, в то время как царское жилище в первой половине XIX столетия окончательно перенесли на территорию парка Александрия.
Когда-то садовые деревья не скрывали живописных перспектив с завершающими их постройками. В это время Нижний парк с его каскадами и фонтанами,
павильонами и статуями представлял собой, особенно если смотреть сверху, с террасы дворца, дивное зрелище. Петергоф поражал своей изысканной роскошью иностранных гостей, разрушая установившееся в Европе представление о дикости северной Московии, и утверждал права новой великой империи на почетное место среди старейших европейских монархий. Таким образом, петровская резиденция имела огромное политическое значение во времена ее основателя. Вот почему даже после смерти Петра I его преемники не скупились на расходование денежных средств для поддержания блистательной внешности Петергофа. С течением времени Большой дворец с Верхним садом и Нижним парком закрепил за собой парадное декоративное назначение и стал своеобразной династической реликвией, в то время как царское жилище в первой половине XIX столетия окончательно перенесли на территорию парка «Александрия».
В 1842 году здание с официальным названием Новый Эрмитаж начал строить Стасов. Внесенные им изменения в проект Лео фон Кленце позволяли вместить Новый Эрмитаж среди
павильонов Екатерининской эпохи. Его главный фасад выходил на Миллионную улицу, органично дополняя комплекс имевшихся зданий. Занимая место между Малым Эрмитажем и Зимней канавкой, с севера он соединялся со Старым Эрмитажем, следовательно, и с Зимним дворцом. Таким образом, Новый Эрмитаж стал частью архитектурного ансамбля, заключавшего в себе царскую резиденцию и национальный музей. После смерти Стасова на стройке остался его ученик Н. Е. Ефимов, которому довелось присутствовать на торжественном открытии Императорского музея 5 февраля 1852 года.
Планировку города поручили разработать одному из виднейших зодчих – представителю неоклассицизма Ивану Фомину. В работе также принял участие мастер северного модерна Федор Лидваль. Довольно необычный пример сотрудничества архитекторов столь разных направлений. Фомин и Лидваль начали с прогноза стоимости участка. Затем перешли непосредственно к проектированию. Три луча – Железноводская улица, нынешний переулок Каховского и третий – не проложенный – должны были сходиться на площади, образованной двумя полукруглыми зданиями с мощными колоннами и арками. Сохранился рисунок Фомина, на котором изображена центральная площадь нового города «с птичьего полета». Со стороны центра въезд в новый город обрамляли как бы «пропилеи» – два здания с галереями-колоннадами, заканчивающимися
павильонами с куполами.
Это царство городского дизайна, который до недавнего времени был естественным продолжением архитектуры, но в ХХ в. обособился и стал настойчиво выдвигаться на передний план. Афишные тумбы исчезли, вытесненные биллбордами и перетяжками, в большинстве случаев киоски, обрамление дверей и витрин стандартизовались, войдя в одно семейство с автозаправочными станциями. Если входы на станции парижского метро еще были оформлены Гимаром, блестящим мастером стиля модерн, если московское метро довоенного времени обрело надземные
павильоны и монументальные входы, выполненные лучше или хуже, то большинство новых станций во всех городах мира – это всего лишь лестница или эскалатор в глубь земли, обозначенная скромных размеров знаком «М» или его аналогом на других языках. Кажется, что только старые городские центры продолжают радовать многообразием решений городского партера, отчего к ним стремятся туристы.
Размеры старых палат были значительно увеличены пристроенными к ним четырьмя прямоугольными
павильонами . Был переделан и Большой зал палат – стены стали выше и вверху появился еще один ряд «мезонинных» окон для лучшего освещения зала.
В усадьбе были разбиты два парка – регулярный и пейзажный. Регулярный был выполнен в виде геометрически четко расположенных восьми аллей, ведущих от круга на главной линии; парадный двор украшали цветники и по периметру подстриженные деревья. За рекой располагался пейзажный парк со множеством
павильонов и так называемых затей, среди которых белокаменная пещера и беседка на берегу пруда с островом; под этими сооружениями был устроен подземный ход, ведущий к дому. Подъездная дорога проходила через мост-плотину на Большом пруду. Местные краеведы по крупицам собирают сведения о подземном тоннеле и не теряют надежды когда-то его открыть. Словом, как писали паркостроители тех времен, «положение места было пышное и такое, что похвалы достойно».
В период Камакура развивалась и совершенствовалась тема мистического буддизма. При буддийских храмах и при резиденциях крупных аристократов устраиваются цукияма – крупные пейзажные сады. Золотым веком садов называют период Мурома. В качестве начала этого периода указывают 1339 г., когда один из крупнейших мастеров дзэн, Мусоо Сосэки (1275—1351), создал при храме Сайходзи знаменитый сад с 10 различными видами. В это же время появляются сады-харинива, то есть сады камней и сады мхов. Тщательно продуманная композиция этих маленьких по площади садов превращает их в миниатюрную модель Вселенной. Вид таких садов вызывает у созерцателей ощущение чистоты, спокойствия и безмолвия. Одним из принципов их построения была пустота, но не как отсутствие материальных предметов, а как строго организованное пространство, насыщенное внутренней гармонией, в котором обитают существа высшего порядка. Шедевром дзэнской архитектуры может служить знаменитый Золотой
павильон при монастыре Рокуондзи в Киото, возведенный при третьем сегуне Есимицу (1358—1408). Стены этого павильона снаружи были покрыты тонкой золотой фольгой, за что он и получил свое название.
Зодчий Л. Ф. Фонтана, автор таких построек, как гостиница «Европейская», Малый, или Суворинский, театр (ныне Большой драматический), здание художественно-промышленной выставки в Соляном городке, и других столичных объектов, предложил в 1882 году проект превращения Новой Голландии в культурный и деловой городской центр. Автор проекта предполагал построить здесь торгово-промышленные
павильоны , здания для деловых съездов, ярмарок, выставок и концертов. Эти грандиозные коммерческие планы зодчий рассчитывал реализовать на средства специального акционерного общества.
Планировка Дворцового парка подчиняется двухосевому принципу, где короткая ось пролегает по центру дворца по направлению на север, через Белое озеро к
павильону Венеры, заканчиваясь у Березовых ворот; а вторая, длинная, начинаясь у Адмиралтейских ворот, пролегает на запад и теряется в бескрайних просторах Зверинца, разговор о котором у нас еще впереди. Соответственно этим направлениям были созданы системы дорожек в парке, дополненные различными аллеями и мостиками, дающими возможность в полной мере насладиться возникающими перед глазами посетителей пейзажами и архитектурными памятниками, ощутить всю красоту Гатчинского парка, усиленную доминантами знаменитых башен Большого дворца.
Дворец-памятник императрице не понравился, в 1786 году разобран и проектирование его поручено М. Ф. Казакову, но ассигнования все более и более сокращались. Зато продолжалось строительство садовых
павильонов , рассчитанных в конечном счете на народные гулянья, ставшие здесь традиционными. Здесь и беседка «Миловида» – «каменная с подделкою в верху деревянною оштукатуренною, наверху ее статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; в средине ее на четырех тумбах белого камня большие бюсты белого мрамора».
Короткая эпоха Павла I дала Петербургу романтический Михайловский замок, где император был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.[51] В дворцовый комплекс, который занимает особое место в истории русского зодчества, входили конюшни, манеж и
павильоны , размещенные вдоль аллеи, проложенной от Невского проспекта. На площади перед южным фасадом установили монумент Петру Великому работы Бартоломео Растрелли. Эта гигантская архитектурная декорация ассоциировалась у Павла Петровича с воспоминаниями о любимом им замке Шантийи, памятнике французского ренессанса.
В замке заслуживают также внимания Китайский
павильон , старинная королевская часовня и Королевский банкетный зал. В отдельных случаях его можно за деньги снять для проведения там торжеств.
В 1927 году садовым мастером Р. Ф. Катцером планировка Румянцевского сада была упрощена, было уменьшено количество дорожек. На главной аллее была упразднена четырехрядная посадка деревьев, чтобы памятник стал лучше виден. В 1939 году сад стал называться площадью Т. Г. Шевченко. В 1950-е годы фонтаны прекратили свою работу, закрылся музыкальный
павильон .
Кстати, на месте нынешнего зоопарка первоначально тоже располагалась вилла с женским именем «Фредерика». Но в 1895 году, по случаю 50-летнего юбилея «Политехнического и ремесленного союза», на территории, прилегающей к вилле, была организована «Северо-восточная немецкая промышленная и ремесленная выставка» – под руководством герра Клаасса. Накануне закрытия выставки Герман Клаасс предложил «отцам города» сохранить выстроенные деревянные
павильоны для создания зоопарка. Идею поддержали.
Резная работа портиков привлекает особенное внимание; с боков кровли представлены прыгающие зверьки. На Неву выходит терраса с красивою решеткою. Взойдя по узкой круглой лесенке на бельведер сего
павильона , я увидел столь же очаровательный вид, как в Ферме, с тою разницею, что с левой стороны залив более открыт, и в виду тони Гутуевскаго острова» (май 1824 г.)[220].
Но изюминка дома Нирнзее – плоская крыша. И, надо сказать, ей много пришлось пережить на своем веку. В сооруженном здесь зимнем
павильоне снимали кинофильмы по русской классике и комедии (1915 год), немного позже шикарный ресторан с незатейливым названием «Крыша», кинотеатр и смотровая площадка стали одним из самых популярных мест в Москве. Красноречивым свидетельством тому является объявление, опубликованное на страницах журнала «Красная Нива» в 1925 году: «Крыша московского небоскреба. Гнездниковский п., 10. Единственное летом место отдыха, где в центре города представляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом – незабываемые виды на всю Москву с птичьего полета… Подъем на лифте с 5 часов вечера бесперерывно. Входная плата на крышу с правом подъема 20 к. Оркестр с 9 часов вечера».
Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением от Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж, а также Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой Самсон, раздирающий пасть льва водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и
павильонов .
В мае 2003 г. здесь был торжественно открыт созданный японскими специалистами при поддержке японского посольства в Германии и общества немецко-японской дружбы миниатюрный японский Сад текущей воды. А в сентябре 2003 г., к столетию своего существования на территории Германии, китайская строительная фирма Тчингтао дополнила Сад возрождающейся Луны китайским чайным
павильоном . Затем парк прирос Корейским, Боливийским и Восточным садами. Последний устроен по образцу знаменитого арабского дворцового парка Альгамбры в Гранаде.
Представим себе, что мы стоим на площади перед университетом. Сейчас она, естественно, называется Университетской, а прежде была Митрофановской, Монастырской, Консисторской. Это самая старая площадь города. Всегда на ней было людно. В монастырские времена она заполнялась паломниками, которые живописными группами располагались прямо на земле. Для обслуживания богомольцев на площади построили много магазинов и
павильонов . Когда в конце XIX века в городе пустили конку, на площади устроили кольцевую конечную станцию. С появлением университета основным контингентом здесь стали студенты и маститые профессора. К тому же площадь – конечный и, соответственно, начальный пункт для двух десятков маршрутов городского общественного транспорта.
Выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Воздвигнута монументальная арка главного входа, исполненная в лучших традициях классической архитектуры, главный
павильон с 35-метровым шпилем увенчан позолоченной звездой. Построен фонтан «Дружба народов» – праздничный хоровод девушек в национальных костюмах, представляющих все бывшие союзные республики. Еще одно чудо парковой архитектуры – фонтан «Каменный цветок», созданный по мотивам сказов Павла Бажова.
Среди мемориальных досок на фасаде есть и посвященная создателю дома архитектору Б.М. Иофану. Он тоже поселился здесь с супругой Ольгой Фабрициевной, дочерью Ольгеттой и сыном Борисом. И прожил до конца жизни. Из окна квартиры-мастерской на верхнем этаже ныне открывается изумительный вид на воссозданный храм Христа Спасителя. В предвоенные годы на его месте началось строительство «главного здания страны» – Дворца Советов по проекту Б.М. Иофана, В.Г. Гельфрейха и В.А. Щуко. В 1937 г. зодчий строит знаменитый
павильон СССР на Всемирной выставке в Париже. Именно Иофан предложил увенчать здание парной скульптурой по образцу произведения древнегреческого ваятеля Антенора «Тираноборцы Гармодий и Аристогитон». Замысел воплотила Вера Мухина, преобразив борцов с тиранией во всем известных «Рабочего и колхозницу». В 1930 – 1940-х гг. Иофан был архитектором номер один Советского Союза. Ему доверяли проектировать самые престижные объекты. Если бы грандиозные замыслы зодчего полностью осуществились, мы бы сейчас жили в Москве Иофана. Но так не получилось. Циклопическая 420-метровая башня Дворца Советов не была возведена, строительство второй очереди правительственного жилого комплекса отменили, иофановский проект высотного здания МГУ на Ленинских горах тоже оказался нереализованным… Самым значительным произведением мастера так и остался Дом на набережной.
Императорский
павильон понравился всем, потому как еще долго служил для торжественных встреч знатных особ. Разобрали его лишь в 1908 году во время строительства современного вокзального здания.
Надо заметить, что сад не всегда был только лишь местом отдыха и прогулок. В 1872 году он стал одним из важнейших участков Всероссийской политехнической выставки, устроенной по случаю 200-летия со дня рождения Петра I. Вдоль аллей сада построили
павильоны , в которых демонстрировались технические и культурные достижения того времени. Выставка достоверно и колоритно описана в повести М. Шагинян «Первая Всероссийская», в которой рассказано о пребывании на ней И. Н. Ульянова. Выставку посетило около 750 тысяч человек.
В конце 1960-х гг. брандмауэр дома, выходящий к наземному
павильону станции метро, украсила мозаичная роспись «Человек и звезды», созданная в 1966 г. выпускницей ЛВПХУ (ныне – Академия имени А.Л. Штиглица), художником Валентиной Акимовной Аноповой.
После войны, в 1950-х гг., была пущена Кольцевая линия. На ней находится, наверное, самая роскошная станция московского метро – «Комсомольская»-кольцевая. Ее наземный
павильон стилизован под Петербургский (в советское время Ленинградский) вокзал. Здание с высоким шпилем, увенчанное пятиконечной звездой, спроектировано архитектором А.В. Щусевым. Он же был автором и самой станции «Комсомольская». Своды этого подземного дворца украшают великолепные мозаичные панно, выполненные по эскизам художника П.Д. Корина. Впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики – панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла – смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Они посвящены ратным подвигам русского народа – здесь изображены герои национальной истории Александр Невский и Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов.
Описываемое здание было в сто раз великолепнее дворцов Бонивэ, Шамбор и Шантильи.[131] Ибо в нем было 9 332 комнаты, и при каждой – уборная, кабинет, гардеробная, часовня; все комнаты выходили в большой зал. В каждой башне посреди жилого корпуса была винтовая лестница, ступени которой были частью из порфира, частью из нумидийского камня, частью из мрамора-змеевика, длиною в двадцать два фута толщиною в три пальца, по двенадцати ступеней от площадки до площадки. На каждой площадке были две античные арки в ширину лестницы, через которые проникал свет и через которые входили в кабинет. Лестница поднималась до самой кровли и кончалась
павильоном . По этим лестницам с каждой стороны был ход в зал и из зала в комнаты. Между башнями Артис и Криэр находились прекрасные книгохранилища, с книгами на греческом, латинском, еврейском, французском, тосканском и испанском языках, распределенные по этажам соответственно этим языкам.
Если назначение египетских моделей греко-римского периода в основном остается неизвестным, то их ценность для истории архитектуры несомненна. Можно выделить три группы: домики круглые или квадратные в плане с конической кровлей, большой дверью и окнами из циновок. Другие модели оформлены похожим образом в виде квадратной в плане эдикулы с большими дверями, увенчанными карнизом в виде горлышка. Отверстия могут принимать форму окон с импостами и с решетками. Небольшой
павильон занимает угол верхней террасы и может иметь тот же тип отверстия. Наконец, еще одни модели представляют собой различные башни и дома в несколько этажей, от 4 до 5: к двери, увенчанной карнизом, ведет лестница, которая поднимается от самого цоколя. Этажи обозначены серией проемов различных типов: окна с циновкой или с импостом и решеткой, отдушинами с решетками и простые люкарны. Гравированный декор фасадов воспроизводит иногда тип жилых домов и амбаров прошлой эпохи, построенных из сырцового кирпича на фундаменте и укрепленных деревянными стяжками и тягами. Существуют еще модели колонн, капителей и косяков дверей, скорее скульпторов, чем архитекторов.
Восточные мотивы владели и воображением знаменитого архитектора К.И. Росси: он замыслил возвести в Царском Селе
павильон и устроить в нем турецкую баню в ознаменование победы над Турцией. Правда, ему этот замысел не удалось осуществить. На берегу Большого пруда в 1850–1852 гг. был возведен павильон «Турецкая баня» по проекту архитектора И. Монигетти. Комплекс, в который входят Мавританская ванна, Турецкая баня и холодные бани Камерона, нельзя назвать банями в общепринятом смысле этого слова, это, скорее, культурно-архитектурный феномен.
В 1768 году у вдовы капитана Никиты Шестакова (сына) участок приобрели братья Егор и Иван Рудометовы, подпрапорщики Измайловского полка. В конце XVIII века к дому с левой стороны (на месте въездных ворот во двор) был пристроен узкий трехэтажный корпус. Хозяйка соседнего Строгановского дворца графиня С.В. Строганова в 1821 году купила этот участок, а ее придворный архитектор П.С. Садовников (брат автора «Панорамы Невского проспекта» B.C. Садовникова) надстроил правый корпус и создал единое здание с классицистическим фасадом, служившее доходным домом. В середине XIX века здесь находился трактир «Строганов». В 1863–1864 годах архитектор К.И. Лоренцен изменил отделку фасада и надстроил
павильоны для фотоателье, который арендовало фотографическое заведение Г. Деньера. Он был мастером фотопортрета, ретушером у него работал молодой художник И.Н. Крамской. В здание въехали банкирский дом А. Альванга, магазин табачной фабрики «Саатчи и Мангуби», портной Г. Зеефельдт.
Нам сейчас нелегко представить, как всё здесь выглядело в день открытия, слишком многое изменилось. Как раз по центру этой части парка в 1903 году прошел, уничтожив её, съезд с Троицкого моста к Каменноостровскому проспекту. Узкая полоса зелени, тянущаяся ныне между этим съездом и трамвайными путями от особняка Кшесинской до Соборной мечети – самая восточная оконечность Александровского парка. Это хорошо видно на современной карте Петербурга. А вот на нехитром плане XIX века можно разглядеть, каким в общих чертах был парк при его открытии. Первое, на чём останавливается взгляд, – это широкая (8,5 м) овальная аллея для прогулок в экипажах и верхом. Эта часть парка потом так и стала называться – Овальный парк. Для того чтобы аллея не пылила летом, рядом с Троицкой площадью и на другой стороне парка, у дороги на Каменный остров, были установлены
павильоны с насосами внутри – водокачки. С внутренней стороны овальной аллеи шла пешеходная дорожка, отделённая зелёной изгородью из стриженой жёлтой акации. В центре располагался круглый газон, обсаженный дубами, по его периметру тоже шла дорожка, от которой отходили боковые ответвления. Вдоль ездовой аллеи было высажено группами 350 деревьев: липы, ясени, клёны, вязы. Среди деревьев, предназначенных со временем образовать вертикальную основу парка, кроме тех видов, что уже названы, были сосны, лиственницы, рябины, березы, тополя. Если деревья, вырастая, создают вертикали парка, то объемность его композиции придают кустарники. И они здесь тоже были разнообразны: сирень, чубушник, жимолость, бузина, дерен, спиреи нескольких видов, древовидная лапчатка, акация. Всего же в этой части парка было посажено более 20 тысяч растений.
Не менее любопытно посмотреть на Лувр с высоты знаменитого собора Нотр-Дам. Бесснежной французской зимой или в сиреневой дымке ранней весны, когда деревья еще не покрылись пышной зеленой листвой, четко видны южный фасад здания и левое дворцовое крыло, завершением которого служит
Павильон Флоры. Так неразрывно связан Лувр с памятниками и всем внешним обликом старого города. Наверное, как ни в одном другом памятнике, в Лувре всегда жил и до сих пор живет дивный гений французского народа.