Отчим

  • О́тчим — мужчина в семье, муж своей супруги в отношении к её детям, оставшимся от предшествующего брака (в российском законодательстве термин используется, но не имеет определения). По отношению к отчиму неродные дети именуются «пасынок» или «падчерица». Отчим — мужской синоним понятия «мачеха».

    В случае, когда дети являются неродными для обоих родителей, чаще всего употребляют термин «приёмный родитель», либо просто «отец».

    В законодательстве многих стран мира, включая Россию, отчим не обладает личными правами и обязанностями по отношению к пасынкам и падчерицам в том случае, если они не были им усыновлены или не стали его приёмными детьми. Все права и обязанности, если они не были ограничены судебным порядком, сохраняет биологический отец ребёнка, включая материальное содержание (уплата алиментов).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ма́чеха — неродная мать для детей своего супруга, оставшихся у него от предшествующего брака (для мужчины аналогичным термином является термин «отчим»).
Сводные родственники — это состояние родства, возникающее при вступлении двух родителей в повторный для каждого из них брак, между детьми от предыдущих браков. Иными словами, у сводных братьев или сестёр нет общих родителей, и их связывают семейные отношения, но не биологическое родство. Семья, в которой у одного или обоих супругов есть дети от предыдущего брака, называется сводной семьёй.
Внебрачный ребёнок (внебрачный сын, внебрачная дочь) — сын или дочь родителей, не состоявших в законном браке на момент рождения этого ребёнка. Исторически в Европе такие дети обычно не имели никаких прав наследования имущества своего отца и других родственников. В дореволюционной России также употреблялось понятие «незаконнорождённый». В современных обществах (включая российское) внебрачные дети полностью приравнены в юридических правах к детям, рождённым в браке.
Брак в Китае (кит. 婚姻, пиньинь «hun yin») — традиционный ритуал для китайского общества, характеризующийся предварительной договоренностью между семьями. В Древнем Китае женились только по указанию родителей.
Отец (от праславянского *оtьсь из *оtьkъ, как предполагается слово возникло в детской речи и вытеснило и.-е. *pǝtēr) — разг. папа, батя, мужчина-родитель по отношению к своим детям.

Упоминания в литературе

Повторные браки с ребенком от первого брака приводят к ситуации, когда необходимо устанавливать новые правила повседневной жизни. После развода дети, как правило, остаются с одним из родителей, чаще с матерью. В то время как число повторных браков с 1960-х гг. уменьшилось, возросло число официально не зарегистрированных пар. Увеличение количества внебрачных детей и сожительства предполагает расширение понятия «приемная семья», которое подразумевает общее хозяйство двух женатых или сожительствующих взрослых и, по крайней мере, одного ребенка от предыдущего брака или отношений. Стрессовым фактором в данных отношениях является то, что суд обычно признает отцовство в пользу биологического отца, проживающего из-за развода вне семьи, нежели отчима, проживающего с ребенком в семье. Такие условия и другие факторы ставят приемного отца (отчима) скорее в позицию аутсайдера. Для детей подобная ситуация создает определенные трудности. Гетерингтон и Клингемпил (Hetherington and Clingempeel, 1992) определили, что у детей из неполных семей и семей, где есть отчим или мачеха, чаще наблюдаются проблемы с поведением и адаптацией, чем у детей из полных семей, где есть оба биологических родителя. К тому же дети из семей, где есть отчим или мачеха, склонны покидать родительский дом намного раньше по сравнению с детьми из неполных семей и семей с двумя биологическими родителями (Coleman, Ganong, & Fine, 2000).
Более того, первичным юридическим фактом, порождающим правовой статус лица в качестве пасынка (падчерицы) либо отчима (мачехи), является заключение брака между двумя лицами, у которых уже имеются дети, в то время как по смыслу ст. 2 СК РФ основанием возникновения семейных отношения является факт родства. Поскольку обязанности по воспитанию и содержанию ребенка своего супруга второй супруг принимает на себя исключительно добровольно, он может признать этого ребенка или нет. Следствием сказанного и явилось исключение законодателем указанных отношений из числа семейных.
Семейное законодательство не дает определения семьи и связывает понятие семьи с кругом ее членов, которые образуют ее состав. В соответствии с этим определяется понятие «член семьи». В число членов семьи в соответствии с семейным законодательством входят: супруги, родители и дети, родные братья и сестры, бабушки и дедушки, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, внуки, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, воспитатели, воспитанники, принятые в семью дети и другие члены семьи. При этом законодательство не устанавливает окончательно перечень членов семьи, предоставляя тем самым возможность включить в состав семьи и иных лиц. Отсутствие в семейном законодательстве термина «семья» связано с тем, что понятие семья носит социологический, а не правовой характер. Теория семейного права определяет понятие «семья» как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
По законодательству некоторых стран к наследованию могут призываться не только родственники, но и свойственники (родственники другого супруга), а также лица, проживавшие в течение длительного срока совместно с наследодателем. Самостоятельный наследственно-правовой статус свойственники имеют в Республике Казахстан. Гражданский Кодекс Республики Казахстан 1999 г. в качестве наследников пятой очереди в равных долях назвал сводных братьев и сестер, отчима и мачеху, если они совместно проживали с наследодателем одной семьей не менее десяти лет. Гражданский Кодекс Украины 2003 г. в качестве четвертой очереди наследников назвал лиц, которые проживали с наследодателем одной семьей не менее чем пять лет ко времени открытия наследства. В этой очереди наследуют любые лица, а не только иждивенцы наследодателя, как в российском законе. Это могут быть «гражданский супруг», фактические воспитанники, а также мачеха, отчим, пасынки или падчерицы, сводные братья и сестры, главное, чтобы они проживали одной семьей не менее пяти лет.
Повторный брак, если он происходит, приводит к новым проблемам. Причем повторные браки чаще заканчиваются разводами. И хотя отчимы обеспечивают более надежный доход, отношения в семье часто становятся причиной дополнительного стресса, путаницы и печали в жизни ребенка. В семьях с детьми от разных браков чаще встречается жестокое обращение с детьми. По данным исследования, проведенного канадскими специалистами, дети дошкольного возраста, проживающие в семьях с неродным родителем, в сорок раз чаще страдают от физического и сексуального насилия, чем те, кто живет с биологическими родителями{15}.

Связанные понятия (продолжение)

Семья́ ацте́ков — это организованная социальная группа ацтекского общества, связанная кровным родством или брачными узами. Как правило, семья была полигамной (полигиния), так как мужчина мог иметь более одной жены. Семья ацтеков создаётся только через заключение брака с проведением соответствующих обрядов и гаданий. Сожительницы (наложницы) в семью не входят, несмотря на то, что выполняется критерий совместного проживания, а иногда и наличия общих детей. Семейные отношения, процессы бракосочетания...
Муж — мужчина вообще, женатый мужчина, свободный мужчина (то есть не раб, а даже знатный; социальное старшинство), взрослый, полноправный человек (в отличие от мальчика, парня — «возрастное» старшинство), деятель на каком-нибудь общественном поприще.
Супруг — лицо, состоящее в браке. Он является значимым другим в брачном союзе, гражданском союзе или гражданском браке. Термин является нейтральным с гендерной точки зрения, в то время как мужчина-супруг является мужем, а женщина-супруг — женой. Хотя супруг (супруга) является формой значимого другого, последний термин также включает не состоящих в браке партнеров, которые играют социальную роль, аналогичную роли супруга, но не имеют прав и обязанностей, закрепленных за законом по отношению к супругу...

Подробнее: Супруги
Брак (греч. γάμος — брак; производное от глагола брать), или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемый обществом и, в большинстве государств, регистрируемый в соответствующих государственных органах семейной связи союз между людьми, достигшими брачного возраста, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Традиционно брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной. В некоторых государствах брак возможен между мужчиной и несколькими...

Подробнее: Брачный союз
Инце́ст (лат. incestus — «преступный, греховный»), кровосмеше́ние — половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Понятие «близкий» в разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется табу инцеста. Большинство случаев инцеста (до 15 %) происходит между сиблингами.
Развод в Древней Руси (древнерус. роспуст, распуст) — система расторжения венчанного и невенчанного брака начиная с Киевской Руси и заканчивая Русским царством (далее см. Развод в Российской империи).
Родительские права — гражданские права человека, обретаемые им одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка.
Пилегеш (ивр. ‏פִּילֶגֶשׁ‏‎) — это еврейский термин для обозначения наложницы, имеющей аналогичные жене социальный и правовой статусы, которую мужчины часто брали с целью получения потомства.
Двоежёнство (бигамия, двоебрачие) — частный случай многожёнства, одновременное нахождение мужчины в браке с двумя женщинами. В некоторых странах двоежёнство преследуется законом, в то время как в других — это довольно распространённый обычай.
Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.
Дети в Византии выделялись в отдельную категорию жителей империи. С точки зрения законодательства полная правоспособность наступала в возрасте 25 лет, однако в других контекстах предельными были другие значения. Источниками знаний о византийских детях являются в основном правовые и агиографические тексты. Важным аспектом жизни ребёнка в Византии являлось получение им образования, обычно начинавшегося в возрасте шести или семи лет. Распространённым явлением в Византии являлись браки среди детей, часто...
Сорорат (от лат. soror — сестра) — это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.
Гостевой брак — регулярные брачные отношения между не проживающими вместе партнёрами. В зависимости от обстоятельств такие отношения могут как предполагать рождение ребёнка, так могут и не предполагать, если партнёры стремятся не связывать себя обязательствами по рождению и воспитанию потомства.
Жена́ (супру́га) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу.
Исламское семейное право (араб. аль-мунакахат ва-ль-фара’ид) — часть исламской правовой системы, регулирующей семейно-брачные отношения. Основными особенностями мусульманского семейного права являются: тесное взаимодействие с религиозной идеологией и моралью; особое внимание на поддержку семьи; дифференцированный подход к понятию равенства между мужчиной и женщиной.
Разво́д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
Усыновле́ние, удочере́ние — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.
Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.
Презумпция отцовства мужа матери — презумпция, предусмотренная статьей 48 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. То есть отцом любого ребёнка считается муж матери ребёнка (или лицо, являвшееся таковым в момент...
Семейное право — система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество, амангерство (от каз. амангерлік, әмеңгерлік) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата...
Вдовство́ — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой.
Брак «по залёту» — это вид брака по принуждению в случае незапланированной беременности. Некоторые религии и культуры видят моральный императив в данном случае жениться на основании того, что внебрачные связи являются греховными.
Роль женщин в индуизме часто является предметом дискуссий — их положение рассматривается одними как благополучное, а другими как нетерпимое. Позиция женщин в индуизме в основном базируется на различных религиозных писаниях, которые имеют разный авторитет, аутентичность и тематику. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания как «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как «Ману-смрити» устанавливают ограничения...
Детский брак, согласно определению ЮНИСЕФ, — официально заключённый брак или неофициальный союз с лицом, не достигшим 18 лет. Минздрав США и некоторые исследователи относят к детскому браку также обручение малолетних и их бракосочетание по решению суда при подростковой беременности.
Ктуба (также ктубба, кетуба; в ашкеназском произношении иврита — ксу́бо; ивр. ‏כְּתוּבָּה‏‎; «документ»; мн. ч. ктубот) — это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака. В нём перечисляются такие обязанности мужа по отношению к жене как предоставление еды, одежды, исполнение супружеских обязанностей, а также обязанность выплатить определённую сумму денег в случае развода. Мужчина, желающий развестись, обязан выдать своей жене гет (документ о разводе).
Гет (ивр. גט) — религиозная бракоразводная процедура в иудаизме, а также особый документ («разводное письмо»), выписываемый бывшим мужем бывшей жене при таком разводе.
Многожёнство или полигини́я(от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена») — одна из форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.
Пуналуальная семья (гав. punalua) — поздняя форма группового брака, отмеченная в XIX веке у гавайцев, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства. Льюис Морган ошибочно считал всеобщей формой развития семьи в первобытную эпоху, следующей за кровнородственной семьей. В 1891 году в 4-м издании «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс отметил, что Морган неправомерно приписывал ей всеобщее...
Девичество — период в жизни женщины до выхода её замуж. Иногда употребляется в значении "период в жизни до лишения девственности" (господствующим во всех обществах требованием морали к девушке было и в значительной степени остаётся её согласие на половой акт только после вступления в брак).
Посмертный брак — это брачный союз, в котором один из членов является покойным. Он является законным во Франции, и схожие разновидности практикуются в Судане и Китае. Со времен Первой мировой войны во Франции поступали десятки запросов каждый год, и многие были приняты.
Сестра́ (также полноро́дная или родна́я сестра́) — девочка/женщина по отношению к другому ребёнку (детям) своих родителей...
Незарегистрированный брак (также фактический брак, фактическое сожительство, неформальный брак, фактические брачные отношения (юрид.), бракоподобные отношения (юрид.) и др.) — отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.
Насильственный брак — брачный союз, в который один или оба супруга вступают без согласия или против своей воли.
Брак по договоренности — это практика, в которой кто-то кроме самой пары, делает подбор жениха или невесты, тем временем укорачивая или вовсе опуская процесс ухаживания. Подобные браки глубоко укоренились в королевских или аристократических семьях по всему миру. На сегодняшний день браки по договоренности широко распространены в Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка), в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-восточной Азии и Восточной Азии до определенной степени. Другие сообщества, практикующие...
Сирота́ — человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью.
Сноха́чество — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.
Защита детей — термин обычно используется для описания государственных служб, предназначенных для защиты детей и несовершеннолетних молодых людей, а также укрепления института семьи. К ним обычно так же относится расследование случаев жестокого обращения с детьми. Дети попадают во внимание программы защиты детей в следующих случаях...
Вре́менная жена́ — термин, обозначавший в Японии конца XIX века тип отношений между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии он получал в пользование (и содержание) «жену». Сами иностранцы, в частности русские офицеры, называли таких «жён» мусумэ, от японского — девушка, дочь.
Авункулат (лат. avunculus «дядя по матери») — традиция особой близости между человеком и братом его матери, относящаяся в основном к периоду, когда происходил переход от материнского рода к отцовскому.
Та‘а́ддуд аз-завджа́т (араб. تعدد الزوجات‎ — букв. многожёнство, полигамия) — термин шариатского законодательства, определяющий совокупность предписаний о многожёнстве. С точки зрения законодательства факт многожёнства в зависимости от ситуации может быть оценен и как мубах (дозволенное), и как макрух (порицаемое), и как ваджиб (обязательное). Мусульманину запрещено иметь одновременно более четырёх жен.

Подробнее: Многожёнство в исламе
Минимальный возраст вступления в брак или брачный возраст — это возраст, с которого человек получает право вступать в брак самостоятельно, а также с родительского или иного согласия.
Список внебрачных детей русских императоров включает как признанных бастардов российских правителей, так и детей, приписывавшихся им слухами, причём большинство имён относится к последней категории. У многих российских императоров, согласно сохранившейся информации, внебрачных детей не было.
Суррога́тное матери́нство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека: 1) генетический отец — лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца; 2) генетическая мать — лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери; 3) суррогатная мать — женщина детородного возраста, согласившаяся...
Азербайджанская семья — одна из основных ячеек азербайджанского общества. Сами азербайджанцы относятся к своей семейной модели как к уникальной. В отличие от других стран, дети в Азербайджане, в большинстве случаев, живут с родителями до тех пор, пока не вступят в брак. Небольшое количество молодых людей продолжают жить со своими родителями после брака.

Упоминания в литературе (продолжение)

3) Личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами (братьями и сестрами, дедушками, бабушками, фактическими воспитателями и воспитанниками, пасынками, падчерицами и отчимом, мачехой). Данная группа отношений подлежит правовому регулированию только в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством.
Примечательно, что в японской семье, где также существует право первородства, дело обстоит совершенно иначе. Отчий дом, а на селе семейный надел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при необходимости вправе обращаться все родственники. Целиком наследуя отцовское имущество, старший сын одновременно принимает на себя роль и ответственность главы семьи, причем по отношению не только к престарелым родителям, но и к младшим братьям. Если кто-то из них остался без работы, он может рассчитывать, что его, жену и детей всегда приютят в родительском доме.
Указ 1647 г., называющий отчимов и пасынков, представляет дополнительный интерес, ибо обычай о приеме в семью зятя к дочери, а также мужа к вдове с детьми попал в законодательные акты. В поле его зрения, как и цитированного выше указа 1608/09 г. о стрельцах, оказалась даже организация ведения семейной жизни. Оба указа отреагировали на совместное проживание и хозяйствование главы семьи и его детей или братьев и племянников, что выражено оборотом в «одном хлебе». Он подчеркивает нераздельность семейного коллектива с одним главой, состоявшего из нескольких ячеек, его цельность, крепившуюся общими доходами и хозяйствованием. Замечу, что данное понятие присутствует в ст. 94, 95 Псковской судной грамоты. Оно применено к объединенному хозяйству братьев, совокупно несущих ответственность за отцовский долг, которая возлагается на старшего из них – главу дома[47]. Показательно длительное, двухвековое бытование емкого по смыслу и точного по содержательной сути оборота «в одном хлебе», который стереотипно отражал единство дома, наполненного жителями разной степени родства и ведшими общее хозяйство.
Такие же обязанности возлагаются на отчимов и мачех, пасынков и падчериц. Однако последние могут быть освобождены от алиментных обязательств, если установлено, что отчим или мачеха воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.
Отчим в данной ситуации действует приблизительно в том же ключе, что и его скандинавские соседи в аналогичной ситуации, – помогает в борьбе за престол военной силой не только пасынку, но и деверю своей русской жены, отстаивая династические интересы ее свойственников. Иногда случалось, по-видимому, и русскому князю жениться на вдове, если только ее прежний муж не происходил из рода Рюриковичей. Именно таков, судя по всему, был брак Володаря Глебовича с Рикицей (Рихеза, Рыкса), вдовой Магнуса Сильного. Тем не менее, подчеркнем еще раз, такого рода отношения в пределах самой Руси ни в малой степени не типичны и не складываются ни в последовательную практику, ни тем более в систему. С вдовами же Рюриковичей русские князья не вступали в брак никогда. «Литературный» подтекст уникального династического запрета. Как кажется, чтобы понять природу интересующей нас ситуации, следует обратиться к тому единственному случаю, когда Рюрикович, правда, еще не принявший крещения, взял в жены вдову своего предшественника на престоле, другого Рюриковича.
Более того, если в семье случается развод, ребенок должен принимать в свой мир отчима или мачеху, сводных братьев и сестер и других всевозможных родственников его новой семьи. Показатели развода среди повторных браков еще выше, чем среди первичных, поскольку наличие детей от предыдущих браков может вызывать небывалую напряженность и стресс во взаимоотношениях. Дети в подобных смешанных семьях часто испытывают злость и обиду в адрес новых членов, и столкновения между сводными братьями и сестрами становятся обыденным делом.
Третий фактор, из-за которого откладывают брак, – это учёба. Большинство молодых людей хотят как минимум получить среднее или среднее специальное образование, а по возможности продолжить учёбу в высших учебных заведениях. Они считают, что брак помешает учёбе, потому что возлагает определённые обязательства на обоих супругов, сковывает их. В частности, новоиспечённый муж будет обязан содержать молодую жену и нести семейные расходы, в то время как ещё не работает и не имеет никакого дохода. Он сам ещё находится на иждивении у своих родителей. Как он может обеспечивать свою семью? Кроме того, молодой человек думает, что она [семья] займёт всё его свободное время, отчего он не сможет нормально учиться. Девушка тоже думает, что замужество помешает получению образования, так как после вступления в брак ей придётся присматривать за домом, что не позволит уделять должное внимание учёбе. Родители молодых людей также придерживаются этого мнения и в большинстве случаев не соглашаются на брак своих детей во время обучения в учебных заведениях.
Вспоминается детективная история, написанная в конце XIX века. Отчим убивает падчерицу перед свадьбой, чтобы не передавать в руки ее будущего мужа часть причитающегося ей наследства, единственным распорядителем которого он на данный момент является. Но вот и вторая падчерица собралась замуж и подозревает, что ее жизнь также в опасности. Вероятно, вы узнали сюжет рассказа «Пестрая лента» Артура Конан Дойля. Почему такая ситуация могла возникнуть? Потому, что в те времена совершеннолетние девушки признавались обществом недееспособными. Женщина не могла наследовать свое имущество и должна была находиться под опекой до замужества. Видимо, считалось, что если женщина получит наследство, то она в один день спустит его на булавки. А мужчина, конечно, распорядится им так, как надо: не прокутит и в карты не проиграет. Симона де Бовуар, к сожалению, не без оснований писала: «…в XVI веке, чтобы удержать замужнюю женщину в полной зависимости от мужа, ссылались на авторитет Блаженного Августина, говорившего, что „женщина – это животное, не имеющее ни двора, ни хлева", тогда как за незамужней признавалось право распоряжаться своим имуществом»[47].
Основные родовые категории – это слова, которые ребенок разучивает, как правило, самыми первыми: «мама», «папа», «баба», «деда»[1]. Это самые первые и самые глубинные понятия, с которых личность начинает свое развитие. Нам кажется, что они не нуждаются в определении или прояснении. Но это не так. Сложные, запутанные семейно-родовые отношения приходят нередко в такие критические состояния, что становится непонятным, кто есть кто. Семейные кризисы, нормативные и ненормативные, ставят под сомнение очевидность основных категорий рода. Например, некоторые люди любят повторять «народную мудрость»: «Не тот отец, кто родил, но тот, кто воспитал». А что на это скажут родные отцы? А дети? Все ли согласятся с этим тезисом? Практика показывает, что большинство отцов (родных) и их детей с этим не согласны, хотя не спорят с отчимами и матерями.
Домострой, как и эмансипация, – это уподобление женщин мужчинам, перегиб в сторону мужского начала и подавление женского. Это ведет к ситуации взаимного насилия. Как избежать этого в мужском мире? В античности у женщин неслучайно существовали обряды, куда не допускались мужчины. И очевидно, супруги в таком союзе должны разграничить сферы влияния. В традиционном варианте (такую семью мы видим, например, в Средней Азии) мужчина занимается расширенными внешними отношениями, а жена – внутрисемейными, частными вопросами. Ее роль описывает пословица: «Мир в семье женой держится». Когда каждый отвечает за свою часть жизни, семейная гармония мягко переходит в социальную, отчего и создается образ идеального брака, поскольку обе сферы вполне реализованы.
Галина пришла на консультацию, чтобы разобраться в конфликтных отношениях со своим сыном. В подростковом возрасте он стал вести себя агрессивно по отношению к своим родителям, особенно к матери, принимавшей более активное участие в его жизни. В ходе работы оказалось, что сын замещал ее родного отца, то есть своего деда. Сама Галина своего отца не знала, так как ее мать развелась с ним, когда Галине было всего два года. Мать затем повторно вышла замуж. Она никогда не говорила об отце Гали. Все, что та слышала о своем отце, – это то, что он был «плохим человеком», «жестким и конфликтным». Сама Галина относилась к отчиму как к своему отцу. Тема о ее родном отце в их семье никогда не поднималась. Когда, повзрослев, Галина захотела узнать что-то о нем у матери, та сообщила, что вычеркнула его из своей жизни и не желает о нем говорить. Сын Галины замещал своего исключенного деда. Весь процесс со стороны сына происходил неосознанно. Своими поступками он словно возвращал в семейную, родовую систему то, что было из нее когда-то изгнано и забыто. Что происходило дальше на консультации, какое решение было выработано для Галины, вы прочтете в последующих главах. Сейчас важно понять: никто не может быть исключен. Исключенный будет замещен кем-то из младшего поколения.
Сегодня спрашивают: кто ответственен за воспитание детей – родители, школа или же государство? Мнения разные, иногда противоречивые и спорные. Но для православного человека в России однозначно: в первую очередь родители, семья. Как птенцы из гнёзд вылетают в свободный полёт, так и дети – из отчего дома. Однако многое, даже очень многое зависит от самого ребёнка, подростка, гражданина, от личных достоинств человека. Дети из неблагополучных семей порой вырастают достойными людьми и гражданами, а из благополучных – безнравственными. Бывает и так: два родных брата, а общего в них ничего нет, только родители.
Сам по себе факт существования у родителей (одного из них) тяжелых бытовых условий подлежит критической оценке в каждой конкретной ситуации. В судебной практике имеются случаи, когда родители помещают ребенка на временное государственное обеспечение в детское учреждение, а в дальнейшем отказываются забирать ребенка оттуда. Свои действия они мотивируют тем, что находятся в трудном материальном положении, наличием между родителями и ребенком конфликтных отношений и т. д. Например, в 2007 году ответчица написала заявление с просьбой поместить сына в учреждение интернатного типа, так как она не справляется с выполнением родительских обязанностей. В судебном заседании было установлено, что причинами помещения своего сына 1996 года рождения, стали его конфликтные отношения с отчимом и склонность к самовольному уходу из дома. Из заключения психолого-педагогической характеристики следует, что целенаправленное воспитание ребенка отсутствует, стиль воспитания попустительский, ребенок не чувствует себя членом семьи. Сама ответчица за весь период нахождения ребенка в интернатном учреждении ни разу его не посетила, материальную помощь не оказывала, здоровьем и успехами в школе не интересовалась. Доказательств своей незанятости или болезни не предоставила. В судебном заседании подтвердила свое согласие на лишение родительских прав45.
Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто. Хорошо, когда воспитательницей в доме бывает старая добрая няня. Но далеко не во всякой семье есть благочестивая старушка. А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Потому что государство сильно, когда оно состоит из крепких, нравственно здоровых семей. Как человеческое тело, состоящее из отдельных клеточек, только тогда живет полноценной жизнью, когда все клеточки организма функционируют нормально, так и общество, состоящее из множества отдельных семей. Если же часть клеточек будет поражена каким-либо недугом, это неизбежно отразится и на всем организме.
Обучение продолжалось двенадцать лет. Когда молодому человеку было немного за двадцать, он должен был закончить обучение и вернуться в отчий дом для того, чтобы вести обычную жизнь, характерную для представителей его сословия. Расставаясь с учителем, он делал ему подарок, чья стоимость зависела от уровня достатка его семьи. По окончании обучения ученик проходил обряд священного омовения, после чего он получал право носить обычную одежду, украшения и принимать пищу, которую разрешалось принимать представителям его сословия. Теперь ему предстояло как можно быстрее создать семью и, таким образом, выполнить религиозные предписания. Создавая семью, он сам переходил на новый этап своей жизни, становясь главой семьи, помогал перейти на новый этап жизни своему отцу, который мог это сделать лишь после появления внуков, и получал возможность наслаждаться интимной жизнью. Таковы, согласно предписаниям, были три основные задачи вступления в брак.
Право на материнский капитал у мужчины не возникает, если в отношении предыдущего ребенка он является отчимом.
– трудности, связанные с неблагоприятным ходом жизненного цикла (отсутствие одного из членов семьи, появление отчима, рождение внебрачного ребенка, болезнь члена семьи, патологизирующее семейное наследование).
В принятии этой противоестественной для дочерей роли и заключается первопричина жестокой ревности, которая обуревает иногда дочерей, как маленьких, так и взрослых, по отношению ко всем мужчинам, проявляющим повышенную, по их мнению, заинтересованность в близости с матерью, если к тому времени они успели выстроить инцестуозные отношения по типу исключенного третьего. В начале фильма Педро Альмодовара «Острые каблуки» (1991) с помощью приема возвращения в прошлое режиссер показывает нам сцену из детства Ребекки, когда ей было около шести лет. Она вместе со своей матерью – Бекки и ее вторым мужем. Супруг не согласен, чтобы жена подписывала контракт на работу за границей, он хочет, чтобы она совсем оставила сцену. В ванной комнате Ребекка подмешивает снотворное в тонизирующий напиток и подкладывает его в туалетный несессер отчима, он уезжает на своем автомобиле и погибает, уснув за рулем. Дочь ждет двадцать пять лет, прежде чем признаться матери, что именно она повинна в его смерти. По ее словам, она сделала это, чтобы позволить матери разделаться со всем одним махом. В иносказательной форме она заявляет: «Я хотела вновь сделать тебя свободной».
Хулио Моисеевич женился на гражданке Железняк, будучи в преклонных летах и уже задумываясь о вечном. Она же, напротив, была молода, энергична и меркантильна. Являясь так называемой лимитчицей, в качестве приданого она имела лишь девственность, коей весьма дорожила и которую отдала седовласому романтику Жаббову в обмен на штамп о московской прописке. Она не собиралась беременеть, однако свершилось, и Он был зачат утром после утомительной для пожилого супруга первой брачной ночи. Вопреки воле Его матери, в память о добром отчиме, престарелый отец нарек сына Моисеем.
Отчего это так? Оттого, что в капиталистической обществе работа не свободна. Это отсутствие свободы работы обусловливает то явление, что призвание не служит человеку, а господствует над ним. Либеральные профессии постигает та же участь, хотя, правда, в меньшем объеме, что и индустриальных рабов заработной платы, которые находили на фабриках не развитие своего человеческого достоинства, а, наоборот, – подчинение своей личности машине. Женщина-хозяйка старых времен находила себе многостороннюю, хотя и замкнутую в тесные рамки деятельность, так как она была универсальным работником и универсальным художником семьи, пока последняя представляла собой производящую единицу. Современной профессиональной работнице, независимо от рода занятий, предоставлена возможность развития в более многочисленных сферах, но зато в каждой из них крайне односторонне. Профессиональное занятие сковывает личность женщины как человека и как женщины вообще. Женщина стремится к высшему образованию и деятельности, снедаемая жгучим желанием познать все.
Наиболее ранними примерами на Руси могут служить вооруженные выступления подросших сыновей младших Ярославичей, имевшие место в киевское княжение их дядей Изяслава и Всеволода. В 1057 г. на смоленском столе умирает один из младших Ярославичей – Вячеслав, и в Смоленск из Волыни переводится его брат Игорь, который вскоре, в 1060 г., также умирает[166]. О судьбе Волыни после 1057 г. сведений нет, но вот Смоленск по смерти Игоря Ярославича оказался поделен между тремя братьями покойного[167] – достаточно типичный случай действия «прирастительного права». Это заставило в 1081 г. возмужавшего Давыда Игоревича обратить внимание на свои династические права путем мятежа – захвата сначала Тмутаракани, а затем приморского Олешья. В результате Давыд добился от своего дяди, киевского князя Всеволода Ярославина (1078–1093), выделения себе стола, причем, заметим, в конечном итоге не какого-нибудь, а своей отчины – Владимира Волынского[168]. Когда в ходе передела волостей после смерти киевского князя Святослава Ярославина (1073–1076) и второго возвращения в 1077 г. на киевский стол Изяслава Ярославина племянник последнего Олег Святославич лишился Волыни, он явился в отчий Чернигов, который к тому времени оказался занят другим его дядей – Всеволодом Ярославичем[169]. Не сумев договориться со Всеволодом, Олег, возможно, оставшийся к тому времени старшим среди Святославичей[170], счел себя вправе добиваться отчины силой и в 1078 г., хоть и ненадолго, захватил Чернигов[171]. Какую цель ставил перед собой другой племянник Изяслава и Всеволода – Борис Вячеславич, выступивший в 1078 г. союзником Олега, из источников неясно, но по аналогии можно догадываться, что в конечном итоге и он стремился овладеть своей отчиной – Смоленском.
– желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, когда усыновление не может быть оформлено;
Весьма жестокое наказание ожидало и мужчину, который будет схвачен за сексуальные домогательства к дочери или жене своего сына. Законы предполагали наказание за любые сексуальные отношения между отчимом и дочерью или мачехой и сыном.
Эта идеальная любовь была возрождена в произведении Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», где женщина сознательно хотела, чтобы ее сын стал лучше, чем она. «Отчего ты желаешь меня? – спрашивает она мужчину. – Не оттого ли, что боишься одинокой жизни? Если так, то уйди прочь. Я желаю мужчину, который подчинил себе свою волю, который сделал свой дух великим, который взрастил здоровое и сильное тело. Я желаю мужчину, который захочет слиться со мной душой и телом, чтобы я родила ему сына! Сына, который будет сильнее, совершеннее и лучше, чем все, когда-либо рожденные!»
Зажиточным и комфортным их существование, конечно, не было. Преподаватели училища периодически посещали учащихся на дому. Однажды они явились к Джугашвили в дождливую погоду и обнаружили, что с потолка текла вода, отчего мать и сын ютились в углу комнаты[15].
В большинстве случаев до суда дело не доходит. Если на известие об изнасилованном ребенке общественность негодует, то изнасилованная отчимом 12 – 13-летняя школьница, по мнению обывателя, виновата сама. Она надела слишком короткую юбку, накрасила губы яркой помадой и сама спровоцировала насильника.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я