Связанные понятия
Супру́жеская изме́на , прелюбодея́ние, адюльте́р (фр. adultère, лат. adulter — распутный) — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его или её супругой или супругом.
Родительские права — гражданские права человека, обретаемые им одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка.
Разво́д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
Муж — мужчина вообще, женатый мужчина, свободный мужчина (то есть не раб, а даже знатный; социальное старшинство), взрослый, полноправный человек (в отличие от мальчика, парня — «возрастное» старшинство), деятель на каком-нибудь общественном поприще.
Вдовство ́ — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой.
Упоминания в литературе
При этом наличие сексуального контакта, как и регулярных интимных отношений между
супругами , всегда рассматривалось как обязательный атрибут брака. Католическое каноническое право в кан. 1061 § 1 так дает определение супружеского акта: «Супружеский акт а) предназначен сам по себе к порождению потомства, б) к нему брак направляется по самой своей природе, в) супруги благодаря ему становятся единой плотью»[44]. Обычное право народов Африки определяет как одно из оснований расторжения брака отказ от вступления в интимные отношения. Для сенегальских этнических групп, где распространено многоженство, есть и такое основание, как несправедливое распределение ночей. Свод норм обычного права народов Кении (кикуйю) предусматривает: «Ни муж, ни жена не могут отказать друг другу в праве на интимные отношения без разумных причин. Такие отношения не разрешаются во время менструального периода у жены, перед рождением ребенка и после этого и вне домохозяйства в случаях, когда половые отношения подпадают под табу»[45].
Временный брак считается одним из институтов мусульманского семейного права. Его основная особенность заключается в том, что мужчина может взять себе
супругу на определенный, установленный по договоренности период времени (от нескольких дней до нескольких лет). После окончания срока временного брака бывшие супруги не несут никаких обязательств по отношению друг к другу. Однако дети, рожденные вследствие такого брака, являются законнорожденными и попадают под опеку своего отца. Законодательное закрепление института временного брака имеет место в ГК Исламской Республики Иран (статьи 1075–1077).
Основой советского семейного законодательства послужили два нормативных акта, принятых в конце 1917 г. 18 декабря 1917 г. СНК утвердил Декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России, согласно данному Декрету, стал светский (гражданский) брак, заключенный в органах Записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брак, заключенный по религиозному обряду, хотя и допускался законодателем, но не порождал правовых последствий. Условия заключения брака значительно упростились: значение имели только брачный возраст (18 лет для мужчин и 16 лет для женщин) и взаимное согласие будущих
супругов (отменялось согласие родителей и начальства, а также 80-летний верхний возрастной порог). В течение жизни допускалось заключение неограниченного числа браков (до революции – только три). По Декрету значительно сокращался перечень запретов на вступление в брак. Брак не допускался при наличии у лиц, желавших заключить в брак, близкого родства. При этом круг таких родственников по сравнению с дореволюционным законодательством радикально сужался: не допускались браки только между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между родителями и детьми. Препятствием к браку служило также наличие у одного из супругов душевной болезни, а также другого нерасторгнутого брака. Еще одним ключевым положением Декрета стало уравнение в правах детей, рожденных в браке и вне брака.
Обычное право Древней и Московской Руси предусматривает целый ряд договоров, призванных урегулировать имущественные отношения будущих
супругов (необходимо подчеркнуть, именно будущих супругов, так как подобные договоры заключались обычно до вступления в брак и, как и сам институт брака, носили пожизненный и нерасторжимый характер), а также других членов семьи, поскольку молодые, как правило, не жили самостоятельно, и с изменением состава семьи (обычно сразу же после церемонии), сватовства заключались следующие договоры:
Приведенные материалы позволяют сделать следующий вывод: Советское государство постепенно перешло от политики полного раскрепощения брачных отношений к императивному регулированию брака и семьи. Принципиально изменился взгляд советского законодательства на брак: под ним стал подразумеваться сам акт регистрации, а не фактические брачные отношения. Если раньше фактический брак имел юридические последствия, будучи признанным таковым судом, то теперь лишь акт регистрации порождал права и обязанности
супругов . И еще один аспект нового для того периода взгляда на брак: взаимные права членов семьи основывались теперь не на кровном родстве, а на юридическом факте – регистрации брака родителей.
Связанные понятия (продолжение)
Опе́ка (произношение слова как опёка распространено, но неправильно) — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Двоежёнство (бигамия, двоебрачие) — частный случай многожёнства, одновременное нахождение мужчины в браке с двумя женщинами. В некоторых странах двоежёнство преследуется законом, в то время как в других — это довольно распространённый обычай.
Семья́ ацте́ков — это организованная социальная группа ацтекского общества, связанная кровным родством или брачными узами. Как правило, семья была полигамной (полигиния), так как мужчина мог иметь более одной жены. Семья ацтеков создаётся только через заключение брака с проведением соответствующих обрядов и гаданий. Сожительницы (наложницы) в семью не входят, несмотря на то, что выполняется критерий совместного проживания, а иногда и наличия общих детей. Семейные отношения, процессы бракосочетания...
Жена ́ (супру́га) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу.
Попечительство — вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, оставшегося без попечения родителей, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо вследствие психического расстройства), также может устанавливаться в отношении лиц, которые в силу физических недостатков (слепота, глухота) не могут самостоятельно осуществлять...
Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Дееспосо́бность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными.
Коры́сть — жадность к деньгам, материальному богатству; страсть к наживе, личной выгоде. Раскрыть понятие можно с разных сторон...
Совершенноле́тие — возраст, с достижением которого, согласно законодательным нормам, наступает полная гражданская дееспособность. При этом возникают также другие дополнительные права и обязанности. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия, называются несовершеннолетними. Несовершеннолетние в особых случаях могут становиться дееспособными при вступлении в брак или при наличии особых обстоятельств с установленного законом возраста, однако, обычно без права голосовать, усыновлять и опекать детей...
Мужело́жство (также мужело́жество, устар. мужелега́ние) — один из терминов в русском языке, используемых для обозначения гомосексуальных половых контактов между мужчинами. В обиход термин был введён древнерусским церковным правом, которое под этим понятием понимало исключительно гомосексуальный анальный коитус. В современном русском языке термин «мужеложство» имеет книжную стилистическую окраску и нередко подразумевает юридический или религиозный контекст и часто имеет негативную коннотацию.
Растление — вовлечение малолетнего (малолетней) в совершение действий сексуального характера.
Похищение невесты , или брак умыканием, — практика похищения невест и насильственной женитьбы, распространённая на Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Эфиопии и других странах, где сохранились подобные обычаи. На сегодняшний день, в большинстве стран мира считается преступлением, а не законным видом брака.
Насильственный брак — брачный союз, в который один или оба супруга вступают без согласия или против своей воли.
Ве́рность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах и отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Церко́вный бра́к (церко́вное бракосочета́ние, венча́ние) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в религиозной общине, согласно установленному порядку, в отличие от гражданского брака, заключённого в государственном учреждении. В исторических церквях брак является церковным таинством и, согласно церковному учению, в таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного...
Проступок — общественно вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом (например, Кодексом об административных правонарушениях) под угрозой наказания.
Недееспосо́бность — неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Человек, как правило, считается недееспособным в силу недостижения определенного возраста либо вследствие психического расстройства.
Права состояния — в законодательстве Российской империи — общее название сословных прав, политических и гражданских.
Алименты (alimentum с лат. — «питание») — средства (деньгами или натурой) для питания (содержания), которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя — несовершеннолетнему ребёнку, взрослого ребёнка — пожилому родителю, и т. д. Могут выплачиваться/перечисляться добровольно или принудительно, в судебном порядке.
Гет (ивр. גט) — религиозная бракоразводная процедура в иудаизме, а также особый документ («разводное письмо»), выписываемый бывшим мужем бывшей жене при таком разводе.
Приёмная семья — это правовая форма принятия на воспитание в семью несовершеннолетних детей, у которых нет родителей. В России приёмная семья создаётся на основании договора между гражданами, желающими взять ребёнка на воспитание, и органом опеки или попечительства. Приёмная семья, наряду с патронатным воспитанием является одной из двух форм возмездной опеки и попечительства в России.
Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать).
Ктуба (также ктубба, кетуба; в ашкеназском произношении иврита — ксу́бо; ивр. כְּתוּבָּה; «документ»; мн. ч. ктубот) — это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака. В нём перечисляются такие обязанности мужа по отношению к жене как предоставление еды, одежды, исполнение супружеских обязанностей, а также обязанность выплатить определённую сумму денег в случае развода. Мужчина, желающий развестись, обязан выдать своей жене гет (документ о разводе).
Вы́куп неве́сты — плата деньгами или имуществом, которую жених вносил родителям или родственникам невесты, иногда — общине, а во время свадебного обряда — дружкам со стороны невесты. Обычай, имеющий древние корни. В европейских странах — как развлечение, часть свадебного обряда. В некоторых мусульманских странах, в зависимости от статуса невесты и жениха — может выражаться в довольно крупной сумме или дорогостоящем имуществе.
Насле́дование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей умершего лица (наследодателя) к иным лицам (наследникам).
Фиктивный брак — это юридическое оформление брака без намерения создать семью, но с иными целями, например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб. Фиктивный брак может заключаться обоими лицами бескорыстно по отношению друг к другу или с приобретением одним из супругов материальных или иных выгод от второго супруга.
Ма́чеха — неродная мать для детей своего супруга, оставшихся у него от предшествующего брака (для мужчины аналогичным термином является термин «отчим»).
Дели́кт (из лат. delictum «проступок, правонарушение») — неправомерное поведение, частный или гражданско-правовой (лат. delictum privatum) проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба, взыскиваемые по частному праву в пользу лиц потерпевших. Войтович Л.В., Сергеев И.В. определяют деликт как "противоправное действие частного характера, порождающее у пострадавшего заинтересованность наказать обидчика и (или) возместить понесенный ущерб"Деликтология — наука о правонарушении.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Виндикационный иск , виндикация (от лат. vim dicere — «объявляю о применении силы») — иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате имущества.
Наказание — применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.
Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Вина ́ — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.
Преступления против жизни — преступления, главным объектом которых является основное благо человека — жизнь. В случае оконченности такого преступления его результатом является причинение смерти. Как правило, эти преступления являются самыми тяжкими в уголовном законодательстве различных государств и влекут наиболее суровое наказание.
Инце́ст (лат. incestus — «преступный, греховный»), кровосмеше́ние — половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Понятие «близкий» в разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется табу инцеста. Большинство случаев инцеста (до 15 %) происходит между сиблингами.
Позо́р — оценка действия, поступка или поведения человека, группы людей, и др, ставшее известным, наглядным и оцененным другим человеком или группой людей (обществом), по отношению к которым так называемый «позор» или «позорный поступок» является нарушением общепринятой точки зрения, формы поведения и законов морали как регулирующих отношения людей в обществе.
Оскорбле́ние — это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.Оскорбление может быть нанесено в виде высказывания (словесно, письменно) или в виде действия (плевок, неприличный жест), а также публично или в отсутствие объекта оскорбления. Во многих странах оскорбление считается преступлением.
Объективное вменение — это привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины. Объективное вменение может заключаться как в привлечении к уголовной ответственности за случайные последствия действий человека, так и в привлечении к ответственности лиц, действия которых вообще не состоят в причинной связи с причинённым вредом, но наказание которых по каким-либо причинам представляется целесообразным.
Гражда́нский бра́к , или светский брак, — брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия христианской церкви или другой религиозной организации.
Попрошайничество — активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством. Согласно толковому словарю Ушакова, попрошайничество — это занятие нищенством, либо постоянное, нудное приставание с просьбами о чем-нибудь.
Половы́е или сексуа́льные преступле́ния в наиболее общем виде можно определить как запрещённые уголовным законодательством общественно опасные деяния, суть которых заключается в грубом нарушении сложившегося в обществе нормального уклада в области половых отношений, а также норм нравственности в сфере взаимоотношений полов.
Подробнее: Половые преступления
Одинокая мать или (разг. мать одиночка) — статус женщины, используемый для обозначения одиноких матерей. Государственный статус в СССР.
Самоуправство — самовольное, нарушающее установленные нормы и правила, совершение лицом действий, правомерность которых оспаривается другим лицом или организацией.
Упоминания в литературе (продолжение)
Механизм отсылки к праву третьего государства схож с механизмом обратной отсылки. Например, у
супругов – немецкого гражданина и российской гражданки, проживавших в Москве, родился ребенок, который по соглашению между родителями стал немецким гражданином. Через некоторое время брак был расторгнут, и по устной договоренности между родителями ребенок остался с отцом. Получив назначение на работу в Алжир, он переехал туда спустя какое-то время на постоянное местожительство. Мать, потеряв возможность общения с ребенком и не сумев договориться с его отцом, обратилась в российский суд с иском о возврате ребенка и об установлении местожительства с матерью. В связи с тем, что родители и ребенок не имеют общего местожительства, суд, руководствуясь ст. 163 СК РФ, в которой сказано, что при отсутствии совместного местожительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок, выбирает немецкое право, на основании которого он должен решить все спорные вопросы. Однако ст. 19 п. 2 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению (ГГУ) предписывает в случае, если брак прекращен, применять к правоотношениям между родителями и детьми право государства, в котором ребенок имеет постоянное местожительство. Ребенок проживает вместе с отцом в Алжире и, следовательно, следует применять алжирское право. Следовательно, произошла отсылка к праву третьего государства.
Законодательством предусмотрено заключение брака только в государственных органах загса. Лишь такой брак признается действительным. В настоящее время много людей проживают вместе без заключения брака, что позже приносит определенные неудобства. Регистрация брака установлена не только в государственных и общественных интересах, но также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов
супругов и детей. Лишь с момента регистрации брака в органе загса у граждан возникают права и обязанности мужа и жены. Так, если граждане совместно проживали без регистрации брака, а потом решили разойтись, то возникают споры о разделе имущества, которые в данном случае трудноразрешимы, так как не имеют правовой основы – регистрации брака. Поэтому если мужчина и женщина фактически состоят в супружеских отношениях (проживают совместно, ведут общее хозяйство и даже имеют совместных детей), для признания таких отношений как брачно-правовых в обязательном порядке требуется регистрация брака в органах загса. В противном случае эти отношения не рассматриваются законодательством как отношения мужа и жены, в связи с чем не влекут за собой прав и обязанностей, установленных для супругов.
Однако еще долгое время регистрация брака не была обязательна. Данное утверждение противоречило, на первый взгляд, ст. 52 КЗАГС, в соответствии с которой только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности
супругов .[56] Вместе с тем «ст. 52 отнюдь не имела намерения поразить притязания незарегистрированной жены, и она должна признаваться имеющей все те права по имуществу, как и та, брак которой оформлен».[57]
Интерес представляет исследование М. К. Цатуровой «Русское семейное право XVI-XVIII вв…». На основании актового материала М. К. Цатурова делала вывод о значительных изменениях в русском законодательстве по имущественным правам жены: «От свободы в распоряжении имуществом в начале XVI в. до полной зависимости от мужа со второй половины XVI-XVII в., и наконец, к самостоятельности и раздельности имущественной собственности в XVIII в., которая сохранялась законом. В разное время
супруги имели разные права и социальные гарантии»14. Исследовательница отмечает, что неизменной оставалась установка на подчиненность жены мужу. Выводы исследовательницы оказываются, на наш взгляд, несколько противоречивыми: «Объем имущественных прав супруги не влиял на ее положение в семье. Имела она право распоряжаться своей собственностью или нет—в каждом случае она могла быть подвергнута жестокому обращению со стороны мужа. Искать защиты у кого-либо было трудно, т. к. Церковь проповедовала покорность и терпение, так же как и христианское учение. Приобретение женщиной значительных имущественных прав позволило ей независимо существовать в браке, наравне с мужем наделять детей приданым и участвовать в их воспитании. Нравы общества по-прежнему считали женщину подчиненной мужу не только в христианском, но и в бытовом смысле. И все же экономическое и правовое обеспечение женщины в обществе было намного важнее, чем ее бытовая закрепощенность»15. По-видимому, противоречие заложено в самом исследуемом материале: при неизменности установки на подчиненности женщины мужу имело место возрастание имущественных прав женщины. На положение женщины в семье влияла правовая и экономическая ситуация в обществе. Однако в Средневековье вряд ли можно говорить о единстве этой ситуации для разных сословий.
По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между
супругами . Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Натурализация возможна по закону (усыновление, в редчайших случаях при вступлении в брак при соблюдении ряда условий), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести. В ряде случаев необходима также подача заявления в органы государства той страны, из гражданства которой лицо желает выйти. Оба эти заявления обычно подаются в местные органы Министерства внутренних дел или юстиции, но чаще всего они должны быть написаны на имя главы государства (иногда вопрос об изменении гражданства решает Министр внутренних дел). Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необходимо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии – 3 года, в Алжире и Великобритании – 7 лет, в Германии – 8 (до 1999 г. было 15 лет), Испании и Норвегии —10 лет, в Швеции —12 лет, во Франции и Республике Чад – 15 лет); знать язык этой страны (довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например, СПИДа); не быть зарегистрированным – в частности, в документах Интерпола – в качестве террориста; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя; в ряде стран – иметь жилище (Германия), средства к существованию (Австрия), «хороший характер» (Великобритания) и др. В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в т. ч.
супруги , для приема в гражданство должны изменить свою религию. Законодательство о гражданстве отдельных стран Тропической Африки требует, чтобы натурализующийся «укоренился» в общине, соблюдал те обычаи, которыми руководствуются окружающие.
Только в раннем христианстве до момента превращения его в государственную религию браки были частным делом тех людей, которые создавали семьи. Постепенно церковь полностью подчинила себе институт брака. Однако это было связано не с духовной, а с материальной стороной взаимодействия церкви и общества: заключение брака должно быть оплачено, и эта плата вносилась в пользу церкви. Именно поэтому в 398 году Карфанесским собором было принято решение, в соответствии с которым после брака новобрачная должна хранить девственность три дня и три ночи. Это время требовалось, чтобы уладить некоторые формальности: вступать в половые отношения
супруги могли только после уплаты особого церковного сбора.
Упорная и продолжительная борьба плебеев и патрициев, изменившая основы римского общества, не осталась без влияния и на историю брака. Плебеи стремились к равноправности с патрициями, к возможности заключать с ними брачные союзы и к утверждению в своих семействах более прочных порядков (последнее стремление мужского элемента, как мы уже говорили, всегда усиливается в эпоху первоначального развития государств). Патриции, не желавшие утверждать за отцами плебейских семей строгой родительской власти, служащей в архаическом обществе основой социальной силы и гражданских прав, недолго могли отстаивать свои исключительные принципы, и законодательство XII таблиц нанесло значительный удар интересам плебеянок, гарантировав мужьям их почти такие же права, какие давались институтом патрицианского брака. Жена поступала в полное подчинение мужа, не имела отдельной собственности, а право на развод предоставлялось одному только мужу. Но этот брак мог установиться не тотчас по заключению его, а через год, и то лишь в случае согласия жены, выраженного ей тем, что она в продолжение года не проводила вне мужниного дома более двух ночей; если же она не ночевала дома три ночи, то оставалась относительно своего
супруга лицом самостоятельным.
Как вы договоритесь и сможете договариваться в дальнейшем, так вы и будете жить. В этом и есть смысл брака. Брак – это договор, даже – сделка (причем выгодная, самая выгодная во всех отношениях, если умелая). Официальный (даже существующий в письменной форме) брак заключается между вами и государством и неофициальный – оговариваемый или подразумеваемый – заключается между
супругами и даже с окружающими людьми (свадьба) по поводу всех аспектов взаимоотношений в семье. Важен и официальный и неофициальный брак, и один без другого не является полноценным и не обеспечивает надежность семьи и продолжения рода. Чрезвычайно важны личная и совместная договоренность с Богом о защите и благополучии семьи. Чрезвычайно важно выяснять, знать постоянно: то, что каждый подразумевает как правильное по тому или иному аспекту семьи, совпадает ли с тем, что думает (думают) об этом же другой (другие) член (члены) семьи. Если нет, тогда по данному аспекту нужен разговор и совместные решения-договор, как действовать, чтобы результаты были полезны для всей семьи и угодны людям, государству и Богу.
Более того, первичным юридическим фактом, порождающим правовой статус лица в качестве пасынка (падчерицы) либо отчима (мачехи), является заключение брака между двумя лицами, у которых уже имеются дети, в то время как по смыслу ст. 2 СК РФ основанием возникновения семейных отношения является факт родства. Поскольку обязанности по воспитанию и содержанию ребенка своего
супруга второй супруг принимает на себя исключительно добровольно, он может признать этого ребенка или нет. Следствием сказанного и явилось исключение законодателем указанных отношений из числа семейных.
Традиционно семья создавалась под мужчину. Почти во всех существующих цивилизациях мира в супружеских отношениях доминирует сильная половина человечества. В христианской культуре женщина представлена носителем порока, ведь именно она совершила первородный грех. Это стало социальным догматом для всеобщего подавления и подчинения женщины, в том числе и в браке. Еще более тяжелое положение женщин в исламе. Шариат требует от жены всецелого подчинения мужу. Она не имеет права без его разрешения выходить из дому, не может отказываться от половой близости с ним. Муж вправе наказать
супругу за непокорность, а также лишить её питания, квартиры и постели в случае ненадлежащего выполнения ею обязанностей по ведению домашнего хозяйства, приготовления пищи и одежды для главы семьи.
Разобранные случаи, несмотря на свою сравнительную малочисленность, показательны. Они говорят о коренном изменении жизненного статуса женщины, ставшей, по официальной актовой терминологии, «женкой» и переставшей значиться «девкой». Вступление в брак– событие, которое вело к образованию новой общественной ячейки, должной действовать в субстратной среде. В таких условиях понятие «семья» было не только собирательным, но и избирательным, конкретно направленным. Оно обозначало не супружескую пару как таковую и не
супругов с детьми, как привычно для современного человека, а именно замужнюю женщину. Вступив в брак, женщина становилась мужу семьей.
В последние 20 лет российским семьям с детьми пришлось столкнуться с большими экономическими трудностями и психологическим стрессом, что привело к росту числа распавшихся семей. Возросшая уязвимость детей усугубляется высоким уровнем разводов (по статистике, число регистрируемых ежегодно браков и разводов примерно равно). А действительность характеризуется устойчивой тенденцией падения ценности ребенка для семьи. Об этой свидетельствуют снижение рождаемости, увеличение числа детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе и детей, родители которых были лишены родительских прав, резкое сокращение числа детей, усыновленных российскими гражданами. Дети в силу своей зависимости от взрослых, того подчиненного положения, которое они занимают в обществе, оказываются чрезвычайно удобным, а подчас и единственно возможным для взрослых объектом для демонстрации их власти. Родители, не сумевшие найти свое место в жизни, приспособиться к изменившимся условиям, обозленные на всех и все, берут реванш в семье. Семью называют «ячейкой общества». Однако это означает не только то, что семья является основной «структурной единицей» общества, но и то, что, подобно банковской ячейке, современная городская семья – закрытое образование, малодоступное для внешнего контроля. Конституция России закрепляет неприкосновенность жилища и частной жизни. Согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего
супруга и близких родственников. Все это приводит к тому, что дети, особенно маленькие, оказываются заложниками своих родителей, которые не исполняют обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами.
Несмотря на столь широкое распространение проблемы насилия в семье, меры по ее решению стали принимать сравнительно недавно. Со времен первого официального упоминания о «домашнем насилии» в США в 1977 г. прошло уже более 30 лет, а само насилие между
супругами в наши дни признается серьезной уголовно-правовой проблемой. В литературе есть упоминания о деле 1879 г. и даже нормативных источниках 1641 г. (Закон о свободах колонистов залива Массачусетс 1641 г.[29]), где так или иначе устанавливались ограничения в отношении насилия в семье. В конце XIX века в законодательстве отдельных штатов появились нормы, предусматривавшие нака зание за избиение жен, но на практике эти нормы почти не применялись. Толь ко в 60-е годы XX столетия, с активизацией движения за равноправие женщин, к проблеме насилия в семье было привлечено всеобщее внимание. Но и по сей день суды с большой неохотой вмешиваются в конфликты между супругами, за исключением вопиющих случаев с тяжкими последствиями. Полицейские также очень не любят иметь дело с фактами насилия в семье, считая их наиболее неприятной и неблагодарной составляющей своих служебных обязанностей. Первым в США случаем выигранного уголовного дела по обвинению в изнасиловании собственной жены стало в 1979 г. дело, возбужденное против Джеймса К. Кретьена. До этого изнасилование жены считалось преступлением только в пяти штатах. После решения по делу Кретьена во многих других штатах были приняты соответствующие законы или созданы прецеденты, определяющие уголовную ответственность за подобное деяние[30].
Затем будущие
супруги подают заявление в загс и ждут регистрации брака в течение месяца, который дается для последних раздумий. Срок ожидания может быть сокращен, если невеста находится в положении. При подаче заявления невесте нужно будет указать, какую фамилию она возьмет после замужества: останется на девичьей, возьмет фамилию мужа или будет пользоваться двойной. Кроме того, для заключения брака необходимо наличие двух свидетелей: один со стороны жениха, другой – со стороны невесты. Свидетелем может быть любой достигший совершеннолетия и находящийся в трезвом уме и твердой памяти человек. По традиции свидетелями становятся ближайшие друг и подруга молодоженов, но это не обязательно. Конечно, для заключения хорошо бы приобрести обручальные кольца. Важным условием для заключения брака является достижение будущими супругами брачного возраста, то есть 18 лет. Брачный возраста может быть снижен до 16 лет, если невеста ждет или уже родила ребенка. Однако в любом случае лицам, не достигшим совершеннолетия, чтобы заключить брак, нужно иметь письменное согласие родителей.
Другие группы исследований демонстрируют зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. Так, по Н. Г. Юркевич, в случаях когда домашние обязанности целиком и полностью выполняет женщина, только 59 % браков оцениваются
супругами как счастливые и удовлетворительные; в случаях когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88 %, а когда оба супруга несут одинаковую ответственность – 94 %.
Существует четыре основных подвида собственности при приватизации: индивидуальная, долевая (с реальными долями), общая долевая (с идеальными долями) и общая совместная. Об основных различиях между ними сказано в следующей главе 2.3. В Вашем конкретном случае наиболее рационально поступить так: 2-комнатную квартиру оформить в индивидуальную собственность несовершеннолетнего ребенка (его отец и мать отказываются от своих прав приватизации, не теряя при этом права пользования квартирой). После совершения обмена вторую квартиру можно приватизировать на мужа (отца ребенка), при этом жена (мать) отказывается от своих прав в пользу
супруга . Третью неприватизированную квартиру (полученную, например, в случае повторного обмена) можно оформить в индивидуальную собственность жены. И, наконец, по достижении ребенком совершеннолетия можно приватизировать и четвертую квартиру, ведь в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 11.08.94 г. за несовершеннолетними сохраняется право на однократную бесплатную приватизацию жилья по достижении 18 лет, вне зависимости от того, участвовали ли они в приватизации вместе с родителями. Таким образом, теоретически в собственность семьи из трех человек можно оформить 4 квартиры. В случае, если вы вместе приватизировали жилье в общую совместную собственность, то ничего подобного сделать уже нельзя. Однако в некоторых субъектах РФ (например в Москве) обмен частного помещения на муниципальное в настоящее время не допускается (подробнее об этом в главе 3.9 третьей части книги).
В Западной Беларуси в 1920-1930-е гг. в сельском обществе также отмечается снижение роли родителей при выборе
супруга в процессе принятия девушкой решения о заключении брака. Так, польские исследователи указывают, что на этой территории в данный период индивидуальный выбор девушки выходит на первое место. Браки заключаются по любви, однако чаще по материальному расчету [125, с. 418; 475, с. 483]. Повышение влияние девушки при принятии решения о браке польский этнолог Ю. Обрембский связывает с развитием капиталистических отношений в деревне, увеличением возможностей заработать деньги без помощи большой семьи [475, с. 482].
Кроме того, утвердилось ошибочное мнение, что имущественное положение одного из родителей является основополагающим при определении места жительства ребенка после развода
супругов . В основе иска об определении места жительства ребенка с одним из родителей лежит не только и не столько защита интересов родителей, сколько защита прав и интересов ребенка. Поэтому нередки случаи, когда, несмотря на существенную разницу в сумме доходов родителей, суд определяет место жительства ребенка с родителем, имеющим меньший размер доходов по сравнению с другим супругом. Данное решение суда продиктовано, как правило, тем, что более обеспеченный родитель имеет насыщенный рабочий день либо длительные командировки, что не позволяет обеспечивать надлежащий уход за несовершеннолетним ребенком и обеспечивать полноценное воспитание.
Необходимо отметить, что законодатель развитых в экономическом и правовом смыслах стран не устанавливает вышеуказанных ограничений регулирования неимущественных отношений между
супругами , более того, согласно, например, ст. 392 Гражданского кодекса Квебека, супруги обязаны уважать друг друга, сохранять верность друг другу, оказывать друг другу помощь и поддержку, они также обязаны вести совместную жизнь. То есть данные обязанности сторон в браке установлены законом, и, кроме того, им также предоставлена возможность заключить брачный договор для выбора режима супружеского имущества (ст. 431 ГК Квебека). Причем обязанности, указанные в ст. 392 ГК Квебека, не номинальны, так, например, их существенное нарушение одним из супругов влечет установление раздельного проживания в соответствии со ст. 494 ГК Квебека.[110]
Третий фактор, из-за которого откладывают брак, – это учёба. Большинство молодых людей хотят как минимум получить среднее или среднее специальное образование, а по возможности продолжить учёбу в высших учебных заведениях. Они считают, что брак помешает учёбе, потому что возлагает определённые обязательства на обоих
супругов , сковывает их. В частности, новоиспечённый муж будет обязан содержать молодую жену и нести семейные расходы, в то время как ещё не работает и не имеет никакого дохода. Он сам ещё находится на иждивении у своих родителей. Как он может обеспечивать свою семью? Кроме того, молодой человек думает, что она [семья] займёт всё его свободное время, отчего он не сможет нормально учиться. Девушка тоже думает, что замужество помешает получению образования, так как после вступления в брак ей придётся присматривать за домом, что не позволит уделять должное внимание учёбе. Родители молодых людей также придерживаются этого мнения и в большинстве случаев не соглашаются на брак своих детей во время обучения в учебных заведениях.
Превращение в культ домашней жизни, уготованной женщине, было также способом ее примирения с доктриной «разделенные, но равные», согласно которой именно представительнице слабого пола поручалось столь же важное дело, как и работа мужчины, но трудиться американка должна была отдельно от него и ее работа имела другой характер. Ядром этого «равенства» являлся тот факт, что женщина не выбирала себе
супруга , а после бракосочетания ее жизнь предопределялась заранее. В 1791 г. одна девушка писала: «Вскоре будет брошен жребий, который, скорее всего, определит, станет ли мое будущее счастливым или жалким… Я всегда ожидала этого события с долей серьезности, соответствующей тому, что моей нынешней жизни придет конец».
Во всех странах мира каждый день неоднократно разыгрывается следующий сценарий: два человека решают соединить судьбы и становятся семьей. При этом объединении возникает система управления и начинается процесс сохранения состояния конкретной семьи. Первые шаги молодой семьи по пути к сохранению богатства будут неуверенными и неловкими, как шаги ребенка, который лишь начинает учиться ходить. Но со временем, при условии, что семья не распадется,
супруги обнаружат, что создать из двух человек одно целое не так легко, как им казалось в самые чудесные романтические моменты знакомства. Выяснится, что отношения будут складываться удачно, только если правильно строить их. Отношения большинства супружеских пар приводят к рождению или усыновлению одного или нескольких детей, а если супруги решили не иметь детей – к заботе о племянниках и племянницах. Этот очередной шаг в создании семьи сопровождается первым подобием программы долговременного планирования в семейной системе управления. В этот момент вопрос долговременного сохранения капитала семьи становится насущным. От всего, что произойдет далее, после того как семья приступит к динамическому процессу самоуправления, зависит положение семьи через сто лет: либо она будет процветать, либо подвергнется воздействию возрастающей энтропии и исчезнет.
Кроме того, брак может быть прекращен путем его расторжения. Расторжение брака возможно по заявлению как обоих
супругов , так и одного супруга, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. В целях защиты интересов беременной супруги законодательство устанавливает запрет для мужа возбуждать дело о расторжении брака без согласия супруги во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка. Данный запрет относится и к случаям рождения мертвого ребенка, и к случаям, когда ребенок умирает в возрасте до одного года. Брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния либо в судебном порядке.
Как известно, мы не располагаем никакими сведениями о механизме церковной санкции на близкородственный брак на Руси и можем лишь пытаться реконструировать реакцию церковных властей на заключение таких союзов. При этом мы знаем, что вплоть до начала XIII столетия ни один из известных нам браков подобного типа не оканчивался разводом. Таким образом, местная княжеская династия, судя по всему, была незнакома со своеобразной тактикой манипулирования брачным правом, когда одно и то же матримониальное событие объявлялось то приемлемым, то недопустимым, и уже свершившийся брак подлежал расторжению, хотя родословная
супругов все это время оставалась, разумеется, неизменной.
Если мы хотим понять сущность законного брака в Риме (iustum matrimonium), то сперва нужно провести разницу между браками, в которых женщина переходит «под руку» (in manum)
супруга , и теми, в которых это не происходит. Что означает эта фраза? Вот что: в девичестве женщина, как и все дети, находится под властью отца. Ее отец имеет над ней patria potestas. Если она выходит замуж за человека, «под чью руку» переходит, это означает, что она уходит из-под власти отца и оказывается под властью (manus) мужа. Если она выходит замуж sine in manum conuentione (не подпадая под власть мужа), она остается под властью отца или его юридического представителя – на практике муж не получает прав на ее собственность. В поздние эпохи, в связи с постепенной эмансипацией римских женщин, независимость от мужей в смысле имущественных прав была для них преимуществом; соответственно, они старались избегать браков, в которых бы переходили в manus своих мужей.
В Испании республиканская конституция 1931 г. и принятый в 1932 г. на ее основе законодательный акт о разводе устанавливали равные права
супругов и предусматривали возможность развода по обоюдному желанию супругов. В сентябре 1939 г., после победы франкистов в гражданской войне 1936–1939 гг., республиканский закон о разводе был отменен. Разводы были вновь разрешены только спустя 40 с лишним лет, в июле 1981 г., после падения франкистского режима и принятия в 1978 г. новой Конституции Испании.[62] Начиная с этого момента число разводов постоянно увеличивается, однако и два десятилетия спустя, в 2003 г., число разводов в Испании (1,13 на 1000 жителей) вдвое ниже, чем в Северной и Западной Европе.
В других областях склонялись к формированию хозяйства, члены которого могли быть родственниками, но не образовывали брачных пар (например, где два брата или кузена делили хозяйство между собой). Существовали расширенные семейные группы (например, пара
супругов и кто-то из родственников, но не вторая пара). Мог быть вариант многосемейной группы (две или более пары, представляющие либо разные поколения – пара, их дети и супруги детей, либо одно поколение – братья и сестры, их супруги и дети). Также существуют хозяйства, скрепленные фамильным родством, – родовые семьи (сын и невестка, которые после свадьбы живут в одном доме с родителями); frérèche, или братчина (семьи двух и более женатых братьев). Если обобщить – все эти семейные формы относятся к так называемым расширенным семьям и имели место в различных регионах Европы.
Семейное законодательство не дает определения семьи и связывает понятие семьи с кругом ее членов, которые образуют ее состав. В соответствии с этим определяется понятие «член семьи». В число членов семьи в соответствии с семейным законодательством входят:
супруги , родители и дети, родные братья и сестры, бабушки и дедушки, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, внуки, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, воспитатели, воспитанники, принятые в семью дети и другие члены семьи. При этом законодательство не устанавливает окончательно перечень членов семьи, предоставляя тем самым возможность включить в состав семьи и иных лиц. Отсутствие в семейном законодательстве термина «семья» связано с тем, что понятие семья носит социологический, а не правовой характер. Теория семейного права определяет понятие «семья» как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
Каждый человек сам определяет для себя, что он лично понимает под «человеческим назначением». В ряде случаев
супругов такое «назначение» может связать, в ряде – напротив, отдалить друг от друга. Например, если и муж, и жена склонны своим назначением считать продолжение рода, они готовы совместно воспитывать детей. И появление ребенка в семье их свяжет. Если же один из супругов считает, что на первом месте – карьера, второй же склоняется к продолжению рода – им придется постараться, чтобы достичь гармонии в отношениях.
Семейное законодательство, согласно тексту СК, устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи:
супругами , родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Существует множество причин для разногласий между
супругами : недостаток средств, разница в воспитании, вмешательство посторонних людей и родственников в семейные дела. Но чаще всего причиной ссор является незнание супругами своих обязанностей и их неподготовленность к совместной жизни. Мужчина должен понимать, что женитьба – это не получение объекта для половой утехи, а обет любви и верности. Женщина же, вступающая в брак, обязана обратить внимание на внутренние потребности своего избранника, ибо замужество – это не приобретение слуги, а совместная жизнь, построенная на согласии и преданности друг другу.