Наша эра

  • На́ша э́ра, н. э. (альтернативная расшифровка но́вая э́ра) — период начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период, заканчивающийся до начала первого года — до нашей эры, до н. э.

    Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества́ Христо́ва», «до Р. Х.». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года). Кроме того, ранее (в том числе в первом издании Большой советской энциклопедии) использовались обозначения христиа́нская э́ра, хр. э. и до христиа́нской э́ры, до хр. э.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Тысячелетие (также милле́ниум) — единица измерения времени, равная 1000 годам или 10 векам.
Григориа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Век (столетие) — внесистемная единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии 夏), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуань, по имени первопредка династии Цинь Чжуань-сюй, отсчитывающий год по осени (см. ниже Календарь династии Цинь).
Древнеармя́нский календа́рь (арм. Հին հայկական տոմար) или Айкидский календарь (арм. Հայկյան տոմար) — солнечный календарь, которым пользовались в Древней Армении до принятия христианства, основывавшийся на той же модели, что и древнеегипетский календарь и состоявший из 365 дней в году.

Упоминания в литературе

По-видимому, прямым следствием этого расчета явилась и знаменитая дата конца света, которого ждали в 1492 году нашей эры. Рассуждение людей той эпохи было, вероятно, приблизительно следующим. Поскольку 1492 год н. э. согласно новоизобретенной эре оказывался 7000-м годом «от Адама» и поскольку полный цикл индиктового летоисчисления составлял менее 8000 тысяч лет (а именно – 7980), то этот 7000-й год получался ПОСЛЕДНИМ круглым тысячелетием в цикле Великих индиктионов. Естественно, тут же были найдены «глубокие богословские обоснования» этой игры с цифрами. Повторим, средневековые ученые придавали случайным числовым соотношениям большое значение, относясь к ним вполне серьезно. В итоге был «успешно вычислен и предсказан» год конца света. Многие поверили этому предсказанию. Что, возможно, оказало определенное влияние на эпоху конца XV века, поспособствовав приданию ей мрачного, апокалиптического оттенка. Согласно нашим вычислениям, именно в ожидании близкого конца света был написан знаменитый библейский Апокалипсис. Его астрономическая датировка дает 1486 год – всего за 6 лет до ожидаемого конца света в 1492 году, см. [ХРОН5], Дополнение 2.
По распространённой легенде, введённой в обиход учёным XIII века Сакробоско, первоначально «секстилий», якобы, состоял из 30 дней, но Октавиан Август увеличил его до 31 дня, чтобы он не был короче месяца, названного в честь Юлия Цезаря, а у февраля отнял один день, из-за чего тот и имеет в обычные годы только лишь 28 дней. Однако существует множество доказательств, опровергающих эту теорию. В частности, она не согласуется с протяжённостью сезонов, приведённых Варроном, писавшем в 37 году до нашей эры, до предполагаемой реформы Октавиана, 31-дневный «секстилий» записан в египетском папирусе с 24 года до нашей эры, а 28-дневный февраль показан в календаре Fasti Caeretani, который датируется временем до 12 года до нашей эры.
Факт тот, что современный нам (речь идет о 30-х годах XX века, когда Морозов издавал свою книгу — Авт.) хронологический цикл у китайцев начинается с 1924 года и называется 77-м. К этому времени они считают окончившимися 76 циклов, т. е. 76 х 60 = 4560 лет. Но 4560–1923 дает 2637 год до начала нашей эры, и он считается современными китайцами 60-м годом «некоего императора по имени Желтый» (Twang) или по-пекински Хуан, современник Ноя Тот же император – говорят – обнародовал и 19-летний лунный цикл (в Нашей книге «Пасха» из серии «Новая хронология для всех» мы подробно пишем об этом 19-летнем цикле и доказываем, что он был введен не ранее IX века н. э. – Авт.).
Считается, что впервые цикл «кругов Луне» обнаружил «древне»-греческий астроном Метон в якобы 432 году до нашей эры [8], с. 461. Поэтому этот цикл называется также «метоновым циклом». Отметим, что датировка открытия Метона 432 годом до нашей эры – то есть якобы за несколько сотен лет до появления того самого юлианского календаря, в котором метонов цикл существует, – является одним из абсурдов скалигеровской хронологии. Мы к этому вопросу еще вернемся ниже.
Надо понимать, что Авеста – собрание литературных, философских текстов и легенд об арийских народах и их верованиях – создавалась в устном виде в различные периоды времени, видимо, с начала 1 тысячелетия до нашей эры, отдельные части стали записываться примерно с середины того же тысячелетия, а собрание и систематизация Авесты завершились только к середине 1 тысячелетия нашей эры. При этом сохранились только 5 книг из 21. Иначе говоря, это трудно назвать документальным первоисточником, в котором четко были бы зафиксированы даты и места жизни ариев. «Творческая переработка» материала шла и при его устной передаче, и при записи, и при интерпретации уже в более поздние времена. Поэтому приходится прибегать к расшифровке тестов, и эта расшифровка каждый раз ведется исходя из соответствующего уровня представлений. Попробуем расшифровать и мы, опираясь на новые данные ДНК-генеалогии.

Связанные понятия (продолжение)

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления...

Подробнее: Древнеегипетский календарь
Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.
Зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном...
Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных в доколумбову эпоху мезоамериканской цивилизацией майя. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.
Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным...
Византийский календарь был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарём, отличаясь лишь названиями месяцев, переведенными с латыни на греческий язык. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5509 год до н. э., предполагаемая дата сотворения мира.
Секулум (от лат. saeculum) — промежуток времени, примерно равный потенциальной продолжительности жизни человека или, что эквивалентно, полному обновлению человеческой популяции.
Иранский календарь или Солнечная хиджра (перс. تقویم هجری شمسی؛ سالنمای هجری خورشیدی‎) — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского...
Новоюлиа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
С 1 января 1873 года в Японии был принят григорианский календарь. До 1873 года широко использовался японский традиционный лунно-солнечный календарь, который основывался на китайском календаре. Традиционный календарь используется сейчас в основном в церемониальных, астрологических и культурных целях. А система традиционного японского летоисчисления (счет лет по императорам) продолжает и поныне широко использоваться в повседневной жизни.

Подробнее: Японский календарь
Ацтекский новый год (исп. Año Nuevo Mexicano или Año Nuevo Azteca; аст. Yancuic Xīhuitl) — празднование нового года в соответствии с ацтекским календарём. Дата, на которую в григорианском календаре выпадает данный праздник, зависит от разновидности используемого календаря, но принято считать, что он отмечается на рассвете 12 марта. Дата отмечается народностью Науа, которая проживает в некоторых областях нынешней Мексики. Для празднования используется дерево ocote (одна из разновидностей сосны), на...
Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.
60-летний вьетнамский циклический календарь — лунно-солнечный календарь, заимствованный из Китая. В связи с официальным переходом Вьетнама на григорианский календарь с 1954 года, в настоящее время применяется редко, главным образом для определения дат праздников, зависящих от лунно-солнечного цикла, таких как праздник Тэт или праздник середины осени.
Как и многие мировые религии, вера Бахаи имеет свой особый календарь. Он был введён Бабом, Предтечей Бахауллы, и известен ныне как календарь Бадӣ', или календарь Бахаи. Согласно этому календарю день — это период времени между двумя следующими друг за другом заходами солнца. В Байане Баб сделал месяц ‘Алā’ месяцем Поста; Он указал, что день Нау-рӯза знаменует окончание этого периода, и объявил Нау-рӯз Днём Божиим. Бахаулла утвердил календарь Бадӣ', в котором Нау-рӯз обозначен как праздник.

Подробнее: Календарь бахаи
Голоценский календарь, популярное название для Голоценской эры или Человеческой эры — система нумерации годов, близкая астрономической записи годов, но добавляющая к ней 10 000, размещая свой первый год на старт Человеческой эры (начало человеческой цивилизации) аппроксимации эпохи голоцена (после ледникового периода) для более лёгкого геологического, археологического, дендрохронологического и исторического датирования. Нынешний григорианский год может быть трансформирован простым размещением единицы...
Цолькин (Tzolk’in — «счет дней» на языке киче) — священный календарь майя, состоящий из 260 дней, которые разбиты на 13 и 20 циклов по 20 и 13 дней соответственно. Этот календарь использовался в первую очередь для религиозных целей, будучи расписанием священных церемоний и средством предсказания благоприятных и не благоприятных дней. Аналогичный календарь тональпоуалли имелся у ацтеков и других народов Мезоамерики.
Масонский календарь используется масонами для исчисления лет и месяцев. Отправные точки в летосчислении масонских лож основываются на определённых исторических фактах.
Календарь Гильбурда (всемирный постоянный календарь или стабильный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Яковом Гильбурдом (в СССР) в 1969 году (разработан в 1940-х годах).
Мартовский стиль — один из календарных стилей (наряду с сентябрьским, январским) с началом года в марте (отсюда название); применялся в системах летосчисления от «сотворения мира» (Константинопольская эра) и «Рождества Христова». С древности существовал на Руси (до 1492 года) и у других славянских народов, а также в городах Северной Италии, Англии (до 1752 года). Начинался в России 1 марта, в Северной Италии и Англии — 25 марта, на полгода позже сентябрьского стиля. Ультрамартовский стиль начинался...
Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.
Неде́ля — период времени в семь суток. В русском языке о семидневном устройстве недели напоминает церковнославянское слово седми́ца.
Яванский календарь (яв. ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ, Pananggalan Jawa) — календарь яванского народа. Используется обычно одновременно с двумя другими календарями — григорианским и исламским. Григорианский календарь является официальным календарём Республики Индонезии и местного гражданского общества, в то время как исламский календарь используется мусульманской общиной Индонезии для религиозного богослужения и определения соответствующих исламских праздников.
Названия дней недели, пришедшие из римской культуры, связаны с названиями семи небесных тел халдейского ряда. Первым днём считались воскресенье или понедельник, в зависимости от культурных или религиозных причин.
Ве́чный календа́рь — календарь на широкий диапазон лет, предназначенный для определения дня недели. Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года.
Восточноазиатский счёт возраста — система и практика счисления лет человеческой жизни, которая возникла в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме, которые разделяют эту традицию. Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года по лунному календарю, а не даты дня рождения, добавляет один год к возрасту человека. Иными словами, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения...
Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.
Хронология христианства — список дат христианской истории от возникновения по настоящее время (некоторые даты указаны предположительно).
Год — внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 суткам. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.
Литурги́ческий календа́рь, богослужебный календарь, церковный календарь, (от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме) — принимаемая той или иной церковью (конфессией) система определения дат переходящих и непереходящих церковных праздников, сроков и продолжительности связанных с ними предпразднств и попразднств (предшествующих и последующих дней, в которые проводятся особенные богослужения), а также постов. Такое же название носит печатное издание этого календаря-таблицы...
Календарь Армелина — проект всемирного календаря, разработанный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.
Румийский календарь (тур. Rumi takvim) — календарь, официально использовавшийся в Османской империи (с Танзимата, то есть с 1839 года) и её преемнице — Турецкой республике до перехода в 1926 году на григорианский календарь.
Шведский календарь — календарь, использовавшийся в Швеции в период с 29 февраля (11 марта) 1700 года по 29 февраля (11 марта) 1712 года (в самом шведском календаре этому периоду соответствовали даты с 1 марта 1700 года по 30 февраля 1712 года). Он опережал на один день юлианский календарь и отставал на 10 дней от григорианского.
Термин кельтский календарь используется для обозначения различных календарей, которые использовались у кельтоязычных народов в различные периоды истории.
Новый год — главный календарный праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Отмечается многими народами в соответствии с принятым календарём.
Римский календарь — календарь, использовавшийся в Римском царстве и республике. Этот термин часто включает в себя Юлианский календарь, установленный реформами диктатора Юлия Цезаря и императора Августа в конце I века до нашей эры.
Юлиа́нская да́та (JD) — астрономический способ измерения времени, при котором считается число суток, прошедших начиная с полудня понедельника, 1 января 4713 до н. э. юлианского календаря или, что то же самое, 24 ноября 4714 г. до н. э. григорианского календаря (соответственно, −4712 г. и −4713 г. по астрономическому счёту лет). Первый день имел номер 0. С тех пор по настоящее время прошло немногим менее 2,5 миллиона дней. Даты сменяются в полдень UT или TT. Для точного обозначения времени применяют...
Эфиопский календарь (амх. የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር — ye'Ītyōṗṗyā zemen āḳoṭaṭer) — календарь, использующийся в Эфиопии, а также Эфиопской и Эритрейской православными церквами, Эритрейской католической церковью и Евангелистской церковью Эритреи. Этот календарь основан на более древнем, александрийском, который в свою очередь происходит от древнего египетского календаря, но имеет сходство и с юлианским календарём: в нём также используется дополнительный день каждые четыре года. Начало года в эфиопском календаре...
Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью. Этот календарь основан на древнем Египетском календаре. Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до...
Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, использовавшийся в Древней Греции.
Исламский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. До 2016 года использовался также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Еврейский календарь (ивр. ‏הלוח העברי‏‎, ха-лу́ах ха-иври́) — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго...
Календарь инков — система календарей, созданная в доколумбову эпоху цивилизацией инков. Состоит из солнечного и лунного астрономических календарей.
Бенгальский календарь (бенг. বঙ্গাব্দ) — солнечный календарь, который используется в Бангладеш и некоторых восточных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Трипура).
Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Дариский календарь является одной из предлагаемых систем измерения времени на Марсе, который может быть использован поселенцами на красную планету. Он был создан аэрокосмическим инженером и политологом Томасом Гангале (Thomas Gangale) в 1985 году и назван им честь своего сына Дариуса.

Упоминания в литературе (продолжение)

Во-вторых, сам Ренан все-таки был склонен считать годом казни Христа не 29-й, а 33-й: «По счислению, принятому нами, смерть Иисуса приходится на 33 год нашей эры»[100]. В пользу этой даты говорит и тот факт, что именно на Пасху 33 года пришлось лунное затмение, косвенное указание на которое содержится в канонических Евангелиях. Кроме этого, Ренан полагал, что день казни Иисуса пришелся на 3 апреля; именно эта дата соответствовала в 33 году н. э. 14 нисана[101].
Согласно этому календарю сегодня на дворе стоял бы 7522 год. Займемся арифметикой. Из этой даты вычтем две тысячи лет от Рождества Христова. Получается пять. Не могли же их варвары-славяне просто выдумать? А пять тысяч лет до нашей эры – это на тысячелетие раньше египетских пирамид. Поэтому некоторые историки и утверждают, что славянская цивилизация имеет самый древний календарь, а значит, имеет право претендовать на звание древнейшей из современных цивилизаций.
В соответствии с этим календарем сегодня на дворе стояло бы восьмое тысячелетие. Займемся арифметикой. Из этой даты вычтем две тысячи лет от Рождества Христова. Получается пять. Не могли же их варвары-славяне просто выдумать? А пять тысяч лет до нашей эры – это на тысячелетие раньше египетских пирамид. Поэтому некоторые историки и утверждают, что славянская цивилизация имеет самый древний календарь, а значит, имеет право претендовать на звание древнейшей из современных цивилизаций.
Мы живем в XVIII веке. Первая и Вторая мировые войны произошли в XVII веке, Реформация – в XIII столетии. В X веке нашей эры, то есть на самом деле в VII веке, в европейских монастырях и канцеляриях началась реализация грандиозного согласованного проекта по фальсификации истории, направленного на сочинение примерно 300 лет с несуществующими правителями, вымышленными сражениями и подтасованными событиями. В 1991 году (или 1694) австрийский германист и специалист по системному анализу Герберт Иллиг выдвинул тезис, что эпохи, известной в исторической науке как темные века, с VII по IX век, а именно периода с сентября 614 года по август 911 года, не существовало. В частности, плодом воображения являются и империя Каролингов, и Карл Великий.
Описанные в этой книге события происходят за 2000 лет до нашей эры в Египте, а точнее, на западном берегу Нила, возле Фив, ныне Луксора[1]. Место и время действия выбраны автором произвольно. С таким же успехом можно было назвать другие место и время, но так уж получилось, что сюжет романа и характеры действующих лиц оказались навеяны содержанием нескольких писем периода XI династии, найденных экспедицией 1920—1921 годов из нью-йоркского музея «Метрополитен»[2] в скальной гробнице на противоположном от Луксора берегу реки и переведенных профессором Баттискоумбом Ганном для выпускаемого музеем бюллетеня.
Опираясь на археологические материалы, касающиеся двух периодов истории Японии – Яои (около 250 года до нашей эры – 300 год нашей эры) и Кофун (около 250 года нашей эры – 550 год нашей эры), развитие которого относится к периоду существования Ямато (так называли Японию китайцы), являвшегося начальным этапом формирования японской государственности, можно судить, что татуировка была заимствована у Китая, где она была известна в ХI веке до нашей эры, или во времена царствования династии Чоу.
2. Учитывая, что «Апокалипсис» и «Евангелие» были написаны во второй половине первого века нашей эры, а также возраст автора этих произведений (Апостол Иоанн скончался на седьмом году царствования императора Траяна – 105 г., прожив на земле более 100 лет, оставшись единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни), вероятно, что Иоанн знал о катастрофе, произошедшей в 44 г. до нашей эры, посредством преданий, рассказов, письменных свидетельств (принято считать, что один век включает три поколения людей).
Прежде чем вести разговор о временном периоде полновесно развитой цивилизации майя, будет полезно рассмотреть ряд оказавших на нее влияние ранних культур, исконно возникших в Центральной Америке. Рядом с городом Оахака, столицей одноименного штата в центре южной части Мексики, вершина горы Монте-Албан уже примерно в 600 году до нашей эры была приспособлена для проживания народом запотеков. Известные под названием «Танцоры» барельефные изображения на огромных блоках кладки фундамента стены относятся к этому раннему периоду. Великие дни запотеков наступили позже, между 300-м и 900 годами нашей эры, что совпадает с периодами наивысшего расцвета многих городов майя.
По нашему мнению, все эти «древне»-шумерские математические высоты достигнуты лишь в XVI–XVII или даже в XVIII веках нашей эры. А отнюдь не до нашей эры. Недаром даже Джон Непер, изобретатель логарифмов, «избегал операций с дробями» [755], с. 130. Хотя историки математики добавляют, что он это делал «легко», тем не менее, сам факт избегания дробей весьма красноречив. И неудивителен. Поскольку, как мы видели, десятичные дроби изобретены лишь в 1585 году, когда Джону Неперу (1550–1617) было уже 35 лет [821], с. 121. А до этого, операции с дробями (не десятичными) были громоздки и неудобны. Математики, бухгалтеры, счетоводы, астрономы XVI–XVIII веков нашей эры, жившие на территории Междуречья, по-видимому, еще не имели в достаточном количестве бумаги. Поэтому были вынуждены записывать свои вычисления на неудобных глиняных табличках. Которые быстро вышли из употребления в XVIII–XIX веках, когда здесь, наконец-то, появилась бумага в достаточном количестве. Затем, лет через сто, эти таблички обнаружили западно-европейские археологи и тут же с восторгом объявили «древнейшим свидетельством могущества шумерской науки». Расцветшей якобы в III тысячелетии до н. э. Местные жители не возражали. Приятно оказаться потомками «невероятно древней» цивилизации.
Таким образом, топоним Русидава, если исходить из ее паннонской локализации, равно как и то, что позднее эта территория именовалась Рутенской границей, или Рутенской маркой, показывает, что русы были в числе самых первых славян, зафиксированных письменными источниками на Среднем Дунае. Что касается второго корня, то его следует сопоставить с фракийским dava – «город», неоднократно встречающимся в качестве второго компонента в балканской топонимике, как то: Акидава, Бурридава, Пербуридава, Сакидава и т. п.64 Таким образом, буквальным значением названия Русидава является «город русов», и в этом отношении оно становится несомненным свидетельством весьма раннего пребывания части русов в данном регионе. Поскольку достоверность Певтингеровой карты как исторического источника не ставится специалистами под сомнение, систематическое игнорирование указанной на ней Русидавы объясняется лишь стремлением замолчать неудобный факт, согласно которому русы присутствовали на Дунае уже в первые века нашей эры. Понятно, что это обстоятельство не вписывается в очень многие концепции, однако это не является основанием для сокрытия отмеченной римским картографом информации. На границе с Германией связанное с русами административно-территориальное образование фиксируется на следующий год после призвания варягов, вполне возможно восходя к эпохе Карла Великого. Уже два этих факта убедительно свидетельствуют о несостоятельности как норманистской, так и ряда других гипотез о происхождении названия русов.
Со временем вошел в употребление способ, при котором буквы стали рисовать краской на какой-либо гладкой поверхности. Поначалу для этих целей использовали шкуры животных, подвергнутые специальной обработке, и чернила, получаемые из некоторых видов рыб. Такой метод письма был во многих отношениях удобнее прежних, но тоже не отличался быстротой и требовал дорогих материалов; поэтому прошло немало времени, прежде чем новое искусство стали применять для больших сочинений. Предполагается, что Кадм пришел в Грецию в 1550 году до нашей эры, и лишь спустя девятьсот лет, примерно в 650 году до нашей эры, искусство письма начали использовать там для записи законов.
Здесь надо признать, что в истории Ирландии на самом деле не было периода, когда бы существовали одновременно все пять главных королевств. Некоторые историки относят время существования древней «пентархии» к рубежу нашей эры, когда, судя по археологическим данным, действительно существовал «большой Улад» в границах, описанных в ирландском эпосе «Похищение быка из Куальнге»[24]. Судя по этому и другим преданиям Уладского цикла раннеирландской литературы, пять главных королевств Ирландии были в то время независимы друг от друга, и король Тары не считался верховным королем всей страны. Эта политическая ситуация действительно может относиться к раннему времени[25]. Тем не менее доказать существование центрального королевства Миде с выходом к морю в эту эпоху пока не представляется возможным. Средневековые анналы и генеалогические источники показывают, что около 500 г. н. э. в Ирландии было четыре крупнейших королевства, а не пять. «Большой Улад» доживал последние годы, причем его западная часть уже была занята северной ветвью коннахтской династии И Нейллов. Тогда же король Лейнстера владел Миде и Брегой с главными сакральными центрами Ирландии – Ушнехом и Тарой[26]. С VI в. в Ирландии уже семь главных королевств, и на гегемонию в стране претендует династия И Нейллов, наследников полулегендарного короля Ниалла Девяти Заложников. И Нейллы занимают центральные равнины и часть восточного побережья острова, Ушнех и Тару, король которой в раннее Средневековье считается верховным королем острова.
«Пятое солнце», как записано в священной книге Пополь-Вух (эпическое произведение народа киче, древняя Америка), родилось 13 августа 3113 года до нашей эры, а умрет 21 декабря 2012 года новой эры от «движения Земли» (землетрясения или смещения оси планеты).
Чуть дальше появляются первые таблички и занимают уже целые витрины. Постепенно письменность развивается и принимает форму клинописи – в качестве символов используются черточки. После исчезновения первых цивилизаций Месопотамии в начале нашей эры большая часть этого наследия была скрыта под руинами заброшенных городов, пока его наконец не нашли европейские археолога в XVII в. Расшифрованы эти записи только XIX в.
Вопрос об ее подлинности важен потому, что в ней идет речь о восточных славянах, их хозяйственных занятиях, верованиях, столкновениях с соседями и прочих событиях, происходивших с начала I тыс. до н. э. почти до конца IX в. н. э., то есть на протяжении почти двух тысяч лет. В. Скурлатов и Н. Николаев полагают, что прародителем русов был Богумир и что «во времена Богумира, то есть в конце II тыс. до н. э., и в Северную Индию, и в нынешнюю Венгрию пришли из Центральной Азии племена скотоводов, одинаковые по хозяйственному укладу, обычаям, обрядам, богам, горшкам и внешнему облику. Они очень похожи на древних славян-русов, изображенных во «Влесовой книге». В статье утверждалось также, что «древней письменностью пользовались обитатели пространств от Дуная до Хуанхэ за две с лишним тысячи лет до финикийцев, в IV тыс. до нашей эры».
Единственное нарушение хронологии в романе: создание статуи Афродиты Милосской (Мелосской) отнесено мною к концу IV века до нашей эры. Традиция датирует ее II или III веком, однако точная датировка не установлена по сие время. Некоторые удивительные находки, неизвестные прежним историкам, я считаю лишь первыми свидетельствами очень больших умозрительных открытий прежних цивилизаций. Счетная машина для планетных орбит существует на самом деле; хрустальные линзы тщательной шлифовки найдены в Междуречье и даже в Трое; счет времени у индийцев, достижения врачевания, астрономии и психофизиологии известны в исторических свидетельствах и в древних философских книгах.
Здесь надо сказать, что мы скорее будем стоять на той точке зрения, что каждый народ создает собственную систему счета времени хотя бы в силу объективной необходимости. Заимствования вполне вероятны, но каждый этнос все-таки создает свою систему счета времени. Скажем, свидетельства о таких системах у народов Центральной и Северной Европы восходят к первым векам нашей эры и касаются германских и кельтских племен, с которыми тесно соприкасались римляне (собственно, и оставившие записи).
И только когда советский филолог-энтузиаст, геолог по специальности Геннадий Станиславович Гриневич (род. 1938), предположил, как и Фаддей Воланский в XIX веке в отношении этрусков, что авторы критского письма пеласги являются праславянами, дело сдвинулось с мертвой точки. Он обнаружил, что критское письмо на 70–80 % состоит из древне-славянских черт и резов. Это значило, что Критская культура II-го тысячелетия до нашей эры была создана славянами, язык которых по грамматическому строю и словарному составу очень близок древне-русскому языку. Критское письмо, строй которого с характерными слогами открытого типа специалисты называют эгейским селибарием, поддавалось чтению. [19]
Академическая наука считает, что комплекс в Гизе был построен в период т. н. Древнего царства в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако все оказывается не так просто…
«Время правления Осириса, по Манефону, приходится на середину десятого тысячелетия до нашей эры. Таким образом, мы получаем возраст пирамид – они построены двенадцать с половиной тысяч лет назад».
V век нашей эры стал свидетелем политических изменений в Средиземноморье, имевших далекоидущие последствия. В начале столетия Римская империя контролировала практически всю территорию, которой правила и прежде. И хотя у нее было два правителя, от Йоркшира до верхнего течения Нила и от Португалии до Кавказа она все еще представляла единый организм. Когда же век подходил к концу, вся Западная Европа и Западная Африка находились под властью более или менее независимых германских королей. Тысячи этих германцев постоянно и почти независимо селились на территории империи до 400 года. После 500 года многие их королевства все еще номинально оставались под контролем правителя Константинополя. Позднее, в VI веке, Юстиниан на некоторое время снова подчинил прямой римской власти Африку, Италию и отдельные части Испании. И все-таки западные области империи в этом столетии постоянно отдалялись от территорий, о которых римский император мог говорить как о своих реальных владениях.
Изучение распространения этого вида керамики лежит за пределами настоящей работы; она лишь используется как одна из хронологических точек отсчета истории Южной Индии в начале нашей эры.
Полезно подробнее ознакомиться с деятельностью К. Тишендорфа, на авторитете которого покоится датировка IV веком древнейших греческих рукописей Библии из различных европейских книгохранилищ. Н.А. Морозов, специально изучавший биографию богослова, в своем труде «Христос» писал: «Выхлопотав себе крупную субсидию от русского императора, Тишендорф, бывший в это время уже профессором специально устроенной для него кафедры библейской палеографии при теологическом факультете Лейпцигского университета, отправился в Египет и на Синай, где нашел у монахов св. Екатерины рукописный экземпляр Библии, которую сначала напечатал (в 1862 г.) как открытый им документ IV века, а затем, через семь лет после этого, преподнес императору Александру II, за что немедленно и получил потомственное русское дворянство. Подаренный им императору документ хранится теперь в Петербургской Публичной библиотеке под названием Синайский кодекс… Он содержит полное собрание старозаветных и новозаветных книг, написанных на пергаменте крупным почерком, отдельными заглавными буквами, которыми, по утверждениям Тишендорфа, писали до IX или X века нашей эры, после чего стали писать строчными обычными буквами».
Так что история гаплогруппы R1a на Балканах тоже трагична, как и гаплогруппы I2a. После бегства гаплогруппы R1a из Европы на Русскую равнину примерно 4500 лет назад основное направление миграций ариев в последующие тысячу лет было дальше на восток, юго-восток и на юг, как описано выше. Миграции русов, как условно можно назвать тех, кто остались на Русской равнине после ухода остальных мигрантов на юг и восток, начались в западном направлении примерно 3000 лет назад, в конце 2 – начале 1-го тысячелетия до нашей эры. Возможно, тогда же начались славные в боевом отношении деяния балканских славян гаплогруппы R1a.
Центральных Анд, как именуют область высоких перуано-боливийских культур археологи, сказанное касается прежде всего. С позиции сегодняшнего дня история древнего Перу выглядит поразительно стройной, прямо-таки образцово иллюстрирующей закономерный ход общественной эволюции. Пять-шесть тысяч лет назад местные индейцы вышли на магистральный путь, приведший их к вершинам цивилизации. Племена стали реже менять места обитания, охотники и собиратели, уделявшие выращиванию растений лишь незначительную часть своего времени, превращались в настоящих земледельцев. На побережье Тихого океана становлению оседлой культуры содействовало освоение богатейших рыбных ресурсов, в горах – одомашнивание альпаки и ламы. В конце IV – начале III тыс. до н.э. в некоторых районах северного Перу уже появились высокие платформы из щебня и глины, наглядно свидетельствуя о росте общественного богатства и умении строителей действовать сообща. В середине II тыс. до н.э. эти сооружения достигли гигантских размеров – в то время лишь древние египтяне могли похвастаться большими достижениями. Все более многочисленные и сложные коллективы людей требовали все более профессионального руководства. В первых веках нашей эры в Центральных Андах возникают настоящие государства или, чтобы быть осторожнее, общества уровня государств. Могущество их правителей крепнет. Одни культуры впоследствии гибнут, другие приходят им на смену, порой обширные области переживают упадок. Однако при всех зигзагах развития перуанская цивилизация эволюционирует в том же направлении, что и другие древние общества, например, ближневосточное или китайское: борьба народов и государств завершается объединением всех земель с определенными природно-ландшафтными условиями в границах одного гигантского политического организма – империи.
Считается, что первые карты звездного неба были нарисованы во 2 тысячелетии до нашей эры. Тогда же люди начали объединять группы звезд в созвездия, давать им названия и придумывать мифы. Или давать названия героев и персонажей уже существующих мифов. Названия получили и крупные звезды, и про них тоже были придуманы истории. Этим занимались люди самых разных цивилизаций.
«Библия» в переводе с греческого значит «книги» (βιβλίο «ви́влио» – книга), название не канонично, не упоминается в самих текстах и появилось намного позже первых переводов и изданий, в четвертом веке нашей эры в восточных христианских церквях.
Предполагается далее, что «этот серьезный недостаток еврейской Библии был устранен не ранее VII или VIII веков нашей эры», когда массориты (массореты) обработали Библию и «прибавили… знаки, заменяющие гласные; но у них не было никаких руководств, кроме собственного суждения и очень несовершенного предания; это не составляет тайны ни для какого знатока еврейского языка» [765], с. 156–157.
История христианского календаря относится к первым векам существования христианства. Церковные историки (например, архимандрит Киприан (Керн)) считают, что уже в самом начале формирования христианства появляются первые праздники. В І—ІІІ вв. в христианстве закрепляется традиция празднования двух самых ранних из всех христианских праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В этот период на христианский календарь оказала сильное влияние ветхозаветная (иудейская) традиция. Некоторые историки церкви даже полагают, что с иудейским календарем соотносятся подвижные праздники (Пасха, Пятидесятница, остальные праздники со временем были отторгнуты), с христианским – неподвижные. На развитие христианского календаря оказали влияние также античная, ближневосточная и североафриканская (египетская) культуры. В первых столетиях нашей эры у христиан появляется традиция празднования Явления Господнего, которое объединяет и Рождество и Крещение, с неустановленной датой празднования. В этот период появляются праздники в честь христианских мучеников – празднуются и даты рождения, и даты их мученической смерти [10].
И бытие, и сознание любого народа уходят своим корнями в «доисторические» времена, длившиеся тысячелетиями. Это с очевидностью предстает, например, в содержании русского героического эпоса – богатырских былин, которые являют собой ценнейшую часть начальной стадии развития национальной культуры. Один из ярких исследователей этого эпоса (более известный как создатель выдающихся исторических романов) Дмитрий Балашов полагает, что истоки тех или иных былин восходят еще к V–III векам (или даже к VII (!) веку)[60] до нашей эры, хотя и делает существенную оговорку: «История военных славян археологами прослежена пока в глубь времени лишь до IV в. н. э. Далее начинается область гипотез» (там же, с. 17).
Согласно пророчеству, Мессии предстояло пострадать ради очищения человеческих грехов в период между 69-й и 70-й седминами: и по седминах шестидесяти двух потребится помазание, и суд не будет в нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати сокра-щенныя чином, погибельми – после 62 седмин будет предан смерти Христос, и предан не ради Себя, а за грехи народа. Если прибавить к году выхода указа о восстановлении Иерусалима 69 седмин, то есть 483 года, то получится 30-й год христианского летоисчисления. В это время, согласно пророчеству, Мессии предстояло пострадать. И действительно, как говорит евангелист Лука, Иисус Христос вышел на проповедь в 15-й год правления римского императора Тиверия и проповедовал три с половиной года, и пострадал в 33-м или 34-м году нашей эры, как раз в промежутке времени, указанном пророком Даниилом: И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение (Дан. 9, 24–27), т. е. в течение последней седмины будет утвержден для многих Новый Завет и в половине этой сед-мины прекратятся жертвоприношения и во святилище будет мерзость запустения.
Когда – за несколько столетий до нашей эры – египтяне обнаружили, что 360 дней в году – мало, пришлось добавить (к началу года) ещё сто двадцать «не таких солнечных» – скорбных – 120 часов. На протяжении которых, бедные, плакали: принято было каяться, поминать усопших.
Последние несколько столетий до нашей эры и варварские, и цивилизованные сообщества в Европе пользовались одними и теми же природными ресурсами, причем степень и эффективность их использования контролировалась социальной и технологической компетентностью. Греки и римляне, скифы, кельты и прочие народы почти одновременно вышли на такую стадию развития техники, когда для изготовления военного оружия и орудий труда применялось железо. Согласно классификации прошлого, существующей с XIX века, все они пребывали в железном веке. Варварская Европа за Эгейским морем использовала железо с VII века до н. э., выплавляя металл из руды, добытой из земли либо из болотных отложений. Во времена друидов в кельтском мире была налажена регулярная торговля характерными металлическими двузубыми чушками. Существует даже предположение, что появление богатой раннекельтской культуры Рейнской области в V веке до н. э. может быть связано с торговлей железом аборигенов, эксплуатировавших месторождения.
2) Согласно зодиаку Астрономии, иудейский царь Езекия, он же римский император Антонин Пий, он же Птолемей, ПРАВИЛ В XIII веке НАШЕЙ ЭРЫ. А отнюдь не во II веке н. э., как думают историки про Антонина Пия и Птолемея. И тем более – не в VII веке до н. э., как они думают про библейского царя Езекию.
Если посмотреть на известный археологический памятник – галльский календарь из Колиньи, который обнаружили во Франции и который сейчас является экспонатом Галло-Римского музея в Лионе, то он примерно датируется I веком до нашей эры.
Древние римляне долго отмечали новый год с марта. Еще до нашей эры они стали веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи и благополучия. В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками (последнее практиковалось только среди богатых людей). Больше всех подарков принимали патриции. Каждый клиент должен был преподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима. А император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал…
Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейской мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библия учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу света. Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными. Первый Вселенский Собор, собравшийся в 325 г. в Никее, заложил догматические основы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.
Название «Ханаан» происходит от семитского слова «кинахна», которым жители Месопотамии во втором тысячелетии до нашей эры обозначали часть сирийского побережья Средиземного моря от залива Александретта (современный Искендерун) до мыса Кармель. Отсюда они получали высоко ценившуюся ими пурпурную краску (кинахху), которую там производили из раковин, добытых в прибрежных водах.
• Мы будем изучать современную западную нумерологию, которую называют пифагорейской. Истоки этого направления нумерологии можно обнаружить в работах гностиков, относящихся к началу нашей эры.
С критикой астрологии как вида фанатизма язычников выступили представители христианства приблизительно в III–IV вв. нашей эры.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я