Связанные понятия
Янта́рный путь (Великий янтарный путь) — древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.): в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.
Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Карава́н (нем. karawane, от перс. كاروان, карван, вероятно от курд. kar, миссия + van, люди, или санскр. karabhah — молодой верблюд или слон) — группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.
Донской торговый путь был одним из множеств торговых путей V века. Шёл по реке Дон, который начинался в современной Тульской области и заканчивался в Азовском море. По этому торговому пути древние прибалты (супруты) торговали с хазарами.Чаем, мехами, но в основном серебром. Это было выяснено, когда во время раскопок на месте Супрутского городища были обнаружены арабские серебряные монеты, в количестве от 900 до 1000 штук. Торговый путь угас в X веке, когда славяне (Вятичи) уничтожили Супрутское городище...
Упоминания в литературе
Развитие русского «концессионного права», как его называет Б. А. Ландау[22], представляется чрезвычайно интересным. Свое начало данный вид права берет от знаменитой экспедиции Виллугби и Ченслера в 1553 г., когда вместо северного пути в Индию был открыт морской путь в Московское государство, что создало новый рынок и
торговые пути как для Англии, так и для Москвы.
При всех существенных различиях этих периодов и многочисленных экспедиций эпохи ВГО они имели много общих черт. Это, прежде всего, социально-экономические предпосылки: развитие в странах Европы товарного производства; недостаток в этих странах драгоценных металлов и связанные с этим поиски новых земель богатых золотом, серебром и драгоценными камнями, пряностями, слоновой костью и т. п.; поиски новых
торговых путей из Европы в Индию и другие страны Востока, обусловленные стремлением европейских купцов избавиться от арабских и иных посредников и установить прямые торговые отношения с азиатскими странами (напомним, что турецкое завоевание в середине XVII в. закрыло традиционный торговый путь на восток через Малую Азию и Сирию).
Быстро богатевшие европейские купцы нового времени, часто вместе с монархами своих стран, стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота, новых земель, заморских товаров стимулировала одно из величайших предприятий человечества – волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и
торговых путей . Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка того времени во много раз, присоединив к нему огромные новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX веке вначале в Западной Европе, а затем в Северной Америке, России и Японии. Преимущественно это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары; они производились как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Их сбыту способствовали переходы, железные дороги, телеграф.
Заметный вклад в развитие международной торговли товарами и услугами внесли Великие географические открытия. Стремление открыть новые земли, получить новые товары, познать новую жизнь обусловило появление новых
торговых путей и расширение хозяйственных взаимосвязей, которые упрочились с началом малого фабричного производства готовых изделий в XIX в. и с развитием транспортной инфраструктуры – железных дорог, пароходства. Хотя между государствами и перемещались в основном товары, но также к ним постепенно присоединялись услуги – фрахтовые, банковские, биржевые – и факторы производства (рабочая сила, капитал, предпринимательские способности).
Благодаря Северо-Западному проходу этот маршрут сокращается до 15900 км. Достаточно отметить, что сегодня
торговый путь от Роттердама до Шанхая через Суэцкий канал (с обязательными сборами за проход судов и ограничениями по тоннажу), нестабильный Аденский залив, проблематичный Малаккский пролив составляет 10409 морских миль, а через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив составит всего порядка 7500 морских миль. Общая экономия существенна настолько, что свободная ото льдов Арктика изменит весь баланс мировой торговли [315; 137, 71—72]. Международные эксперты подтверждают, что проход судов по Северному морскому пути позволяет менее чем на 50% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами, экономя судовладельцам время и деньги. По прогнозам экспертов, к 2015 году общий объём перевозок по СПМ может возрасти до 15 млн. тонн в год. В условиях высоких политических рисков в странах Ближнего Востока Северный морской путь может стать реальным конкурентным предложением России на мировом рынке транспортных услуг. Для успешной реализации этого замысла необходимо создавать адекватный сегодняшним вызовам гражданский и военный флот, а прежде – сформулировать четкую программу по развитию гражданского судостроения и военного кораблестроения. Следует также отметить, что открытие воздушного пространства Арктики кардинально изменит мировую инфраструктуру авиационных перевозок.
Связанные понятия (продолжение)
Путь благово́ний (также ла́данный путь, путь ла́дана) — торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра, доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благовония — в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи.
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части...
Трусо — прусский торгово-ремесленный центр (эмпорий). С него в IX—X веках начинался Янтарный путь на юг. Торговый центр Трусо соперничал за главенство в регионе с городом Кауп.
На́ша э́ра , н. э. (альтернативная расшифровка но́вая э́ра) — период начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период, заканчивающийся до начала первого года — до нашей эры, до н. э.
Протоистория , англ. protohistory, нем. Frühgeschichte — термин, распространённый в зарубежной исторической литературе, но не укоренившийся в российской. Означает переходный период между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемая культура или цивилизация ещё не создала своей письменности, однако уже попала в поле внимания других, имеющих письменность культур, и таким образом оказывается засвидетельствованной в письменных документах.
Соляная промышленность — одна из отраслей пищевой промышленности, осуществляющая добычу и переработку поваренной соли.
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим...
Плодоро́дный полуме́сяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Название является переводом английского термина «Fertile Crescent», введённого в научный оборот американским археологом Дж. Г. Брэстедом в его книге «Древние тексты Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году. Местность была так названа из-за её богатой почвы и формы (на карте), напоминающей полумесяц.
Индо-римская торговля первоначально осуществлялась сухопутными путями через Армению и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.
Путь «из варя́г в гре́ки » (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Эмпо́рий (лат. emporium, от др.-греч. εμπριον, от εμπρια — торговля, товар) — общее название, применяемое для торговых поселений, возникших в северо-западной Европе в VI—VII веках и просуществовавших до IX века. Также известны как «вики» или «вичи» (англ. wics, лат. vicus), эмпории появляются на периферии областей, характеризуются отсутствием инфраструктуры (как правило, нет церквей и развитой системы городских укреплений) и они недолговечны, так как около 1000 года эмпории замещаются возрождающимися...
Талассокра́тия (от др.-греч. θάλασσα «море» + κράτος «власть») — подтип государства (античного, средневекового или современного), вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого, вследствие недостатка земельных ресурсов или особого географического положения, сосредотачивается на деятельности так или иначе связанной с морем, морским судоходством, и контролем морских пространств и/или прибрежных регионов. Антиподом, а в некоторых случаях результатом, талаcсократии является теллурократия...
Свайные жилища — дома, возведённые на сваях над поверхностью земли или над водой.
Подробнее: Свайное жилище
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Каспийские ворота (греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии.
Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе...
Подробнее: Европа бронзового века
Коче́вники — этносы, народы и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
Кельтеминарская культура — неолитическая культура оседлых фино-угорских народов рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры. Находки на плато Устюрт, ранее включавшиеся в состав кельтеминарской культуры, выделены в айдабольскую культуру эпохи мезолита и неолита.
Алва (Альва, Алоа, Алодия) — древнеафриканское христианское (монофизитское) государство со столицей в Собе, образовавшееся в результате распада Мероитского царства.
Вантит — историческая область России, по-видимому связанная с расселением вятичей (Ока, верхний Дон). Иногда ассоциируется с регионом Воронежа. Впервые упоминается у персидского автора Гардизи (XI век) как восточно-славянская страна, граничащая на востоке с буртасами, а на юго-востоке с Хазарией. Испытала нашествие войск Владимира Мономаха.
Ирригацио́нное земледе́лие (поливное земледелие) — земледелие в зоне с недостаточным количеством сезонных осадков, основанное на искусственном орошении с помощью ирригационных систем. Ирригационное орошение занимает ведущее место среди мелиораций обрабатываемых земель.
Город-государство — небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством.
Предыстория венгров — период в истории венгерского народа от обособления венгров от других угорских народов в 1000—500 году до н. э., до переселения их на территорию современной Венгрии в 896 году. Иногда этот период продлевают до коронации Иштвана I Святого.
Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
«Оди́н по́яс и один путь » (кит. 一带一路) — выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».
Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили...
Транспорт в Новой Зеландии — система средств для перевозки пассажиров и грузов на территории Новой Зеландии. В настоящее время основные перевозки производятся на автомобильном транспорте и авиацией. Исторически до европейской колонизации племена маори использовали реки для перемещения, в XIX веке началось активное строительство железных дорог.
Мёртвый торговый центр (англ. dead mall) — термин для обозначения торгового центра с высоким процентом свободных торговых площадей, либо низким уровнем потока потребителей, или каким-либо образом устаревающего, либо конструктивно загнивающего.
Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Радхониты , или раданиты (ивр. רדהנים radhanim, араб. الرذنية ар-разанийа) — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.
Как отмечает специалист по экономике США, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований Института Северной Америки РАН Людмила Фёдоровна Лебедева, ежегодное количество поездок — в автобусе, метро, трамвае, пригородных поездах и других видах общественного транспорта — в расчете на душу населения наглядно свидетельствует о значении этих видов транспорта в разных странах и городах мира. Народный архитектор СССР, в прошлом Главный архитектор Москвы Михаил...
Подробнее: Транспортная инфраструктура американских городов
Автомоби́льные доро́ги федера́льного значе́ния России — автомобильные дороги, соединяющие: столицу Российской Федерации — России со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами государства, республиканские и административные центры краев и областей; курорты, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими железнодорожными станциями...
Дордой — крупнейший вещевой рынок в Центральной Азии, в пригороде Бишкека, существующий с начала 1990-х годов по настоящее время. Общая площадь около 100 га, и порядка 40 000 торговых точек. Работает около 55 000 человек, плюс ещё косвенная занятость (вспомогательные услуги и внешняя торговля) порядка 100 000—150 000 человек. Выпускается своя газета. Работает 364 дня в году, единственный выходной 1 января. Время работы с 6 часов утра до 15 часов дня.
Дромо́ним (от др.-греч. Δρόμος — бег, движение, путь, дорога, проход + ὄνομα — имя, название) — вид топонима. Собственное имя любого пути сообщения: наземного, водного, подземного, воздушного, как правило за пределами населенных пунктов. В отличие от улиц в населенных пунктах — употребление этих названий не является обязательным, как само их существование. Множество путей существуют, не имея имен. Название иногда может упоминаться в официальных документах, что тоже не является нормой, а скорее стремлением...
В настоящее время существует 44 государства, которые не граничат с Мировым океаном. Больше всего таких государств в Африке (16) и в Европе (14). В Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке — 2. В Северной Америке таких государств нет, а на континенте Австралия такого и быть не может: его занимает одна страна.
Подробнее: Государства без выхода к морю
Общий рынок (англ. common market) — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.
Исторический центр - это старейшая часть города, которая отображает его развитие и свидетельствует о его культурном, архитектурном, социальном и политическом прошлом.
Карта Першинга (англ. Pershing Map) была первым проектом национальной сети скоростных автодорог США. Большое количество дорог, которые были предложены в проекте, позже вошли в Систему межштатных магистралей.
Постулат Льюиса-Могриджа был сформулирован в 1990 году. Он основан на наблюдении, что чем больше дорог строится, тем больше образуется транспорта, чтобы заполнить их. Скоростные преимущества новой дороги сходят на нет в течение нескольких месяцев, если не недель. Иногда новые дороги действительно снижают остроту проблемы заторов на некоторых участках, но в большинстве случаев эти заторы просто перемещаются на другие транспортные узлы.
Арктический мост — сезонный морской путь, связывающий Россию с Канадой. Проходит из российского порта Мурманск (Кольский залив) к канадскому порту Черчилл (Гудзонов залив). Черчилл — основной морской порт на северном побережье Канады, имеет железнодорожную и авиационную связь с остальной частью Канады. Черчилл — северная конечная остановка Железной дороги Гудзонова залива и является важной частью в экспорте зерна из канадских Прерий к европейским рынкам. Порт Мурманска связан по Октябрьской железной...
Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих...
«Большая четвёрка » (англ. Big Four) — общепринятое название четырёх крупнейших железнодорожных компаний Великобритании в период с 1923 по 1947 год. Название впервые использовал журнал The Railway Magazine в номере за февраль 1923 года: «Большая четвёрка новой железнодорожной эры» (англ. The Big Four of the New Railway Era).
Железнодорожный транспорт Великобритании — старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 году. Практически все железнодорожные пути находятся в управлении Network Rail, которая на 2010 год владела 15 754 километров путей европейской колеи, из которых 5 429 км были электрификацированы. Среди них есть однопутные, двухпутные и четырёхпутные пути. Помимо этой сети в некоторых городах развит железнодорожный общественный транспорт (включая обширную сеть Лондонского...
Парадокс Браеса — парадокс, приписываемый немецкому математику Дитриху Браесу (статья 1968 года), гласящий, что добавление дополнительных мощностей в сеть при условии, что двигающиеся по сети сущности сами выбирают свой маршрут, может снизить общую производительность. Происходит это по той причине, что равновесие Нэша для таких систем не обязательно оптимально.
Упоминания в литературе (продолжение)
Следует подчеркнуть, что основной целью Великих географических открытий являлись не столько научно-познавательные устремления европейцев, сколько их желание найти кратчайшие и безопасные пути в Индию (и вообще на Восток), а также геополитические задачи захвата новых земель и создания там колоний. В ходе этих открытий произошло перемещение
торговых путей на Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
На направлениях Москва – Север и Москва – Восток граница совпадает с береговой линией, и здесь Россия имеет законченные геополитические границы. Долгое время основная задача была – сохранить статус-кво, не дать распасться пространству, однако последнее время ситуация изменилась. Обострилось внимание международного сообщества к северному направлению, что объясняется рядом причин. На территории Арктики находится 25 % запасов газа от мировых, с 1985 г. Северный Ледовитый океан потерял почти 50 % многолетних льдов, что дает возможность переформатировать всю сеть
торговых путей между Европой, Азией и Америкой. Усилилась борьба приарктических государств, среди которых Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, за Северный морской путь и контроль над береговой арктической зоной. В этой связи активно разрабатывается сценарий, в соответствии с которым возникнут претензии к России по поводу загрязнения Арктики и нарушения прав местного населения, далее требования демилитаризации Русской Арктики и передача этой территории под контроль международных структур, т. е. США.
Сеть торговых маршрутов, соединяющих Запад с Востоком, немецкий историк Рихтгофен (1833–1905) назвал «Шелковой дорогой». Фактически это была сеть разветвленных
торговых путей , по которым в течение 1300 лет шли караваны верблюдов. Она начала складываться за 2 века до нашей эры и потеряла свое значение только в XIV в., после открытия морского пути в Индию и Китай. «Шелковая дорога» начиналась в Аравии и шла через Антиохию и Багдад к Мерву, далее караваны направлялись через Самарканд, Кашгар, Турфан (Северный участок) или, огибая Тянь-Шань с юга, выходили в Ферганскую долину, через Балх, Яркенд и Хатан. У конца Великой Китайской стены оба маршрута сливались (Дуньхуан – Ланьчжоу – Сиань (Хао). Наибольшего расцвета торговля с Китаем достигла во времена династии Хань (206–220 гг. н. э. В период существования империи Чингисхана (1155–1227) «Шелковая дорога» не использовалась.
Против такой оценки Кулишера можно возразить, отметив разницу во влиянии на русское общество торговли с Византией и с Ган-зой. Во-первых, в торговлю с Византией была втянута вся Русь с крайней северной ее точки – Новгорода – до крайней южной – Киева. Втянута непосредственно в силу нахождения на
торговом пути . В то же время торговля с Ганзой касалась только Новгородской земли, отражаясь слабо на северо-восточных княжествах и никак – на южной Руси. Во-вторых, торговля с Византией определяла иерархию русских городов, начиная от главного города, тогда как торговля с Ганзой на это не влияла. Северо-восточная область со сменявшими друг друга старшими княжествами – Ростовским, Суздальским, Владимирским, позднее Московским – была в стороне от нее, а центр этой торговли – Новгород – не только не был центром русской земли, но и по многим свойствам был самостоятельным государством.
Внешняя политическая деятельность первых киевских князей была направлена на достижение двух главных целей: приобретение заморских рынков, расчистки и охраны
торговых путей , которые вели к этим рынкам. И особое значение в этом плане придавалось развитию торговых отношений с ближайшим богатым соседом – Византией. Торговля была в основном меновая: поэтому в старинных русских кладах было найдено так мало византийских монет. Меха, мед, воск и челядь (рабов). Русь меняла на паволоки шелковые ткани, золото, вина, овощи. Такой порядок торговых отношений Руси с Византией был установлен договорами Олега и Игоря. Трудно приуменьшить значение этой торговли для развития русской культуры. Достаточно сказать, что именно торговые отношения были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью, и именно из Византии. И тем более понятно, почему для киевских князей так важна была охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением же в южно-русских степях печенегов это стало очень трудным делом.
Желание золота, новых земель, заморских товаров вызывало одно из величайших предприятий человечества – волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и
торговых путей . Открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули границы мирового рынка во много раз, присоединив к нему немалые новые регионы.
Исторически в Древней Руси сложились два основных
торговых пути . Еще с VIII в. был известен водный путь, получивший название Балтийско-Волжского, который связывал славян с Волжской Булгарией и далее по Волге – с Хазарией (Хазарский каганат), Азией и Арабским халифатом. Однако к IX в. в результате возросшей активности кочевых племен он стал менее востребованным, и основным торговым путем, связывавшим Балтийское море с Черным, а скандинавские и восточно-славянские центры с Константинополем, становится «Великий путь из варяг в греки». Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Черное море и Византию. После захвата князем Олегом Киева в 882 г. именно этот путь являлся «главной географической осью государства».
Историко-экономическое развитие Беларуси предопределило современные тенденции в ее национальной экономике. На территории нынешней Беларуси ранее существовали такие могущественные и значимые в прошлом княжества, как Полоцкое, Туровское (IХ – ХIII вв.), Великое Княжество Литовское (середина ХIII – ХVIII в.). Возникновению и развитию экономических центров того времени – Полоцка, Турова и Пинска способствовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском
торговом пути из Киева в Польшу. Природные условия и высокая урожайность земель содействовали развитию растениеводства, животноводства и различных промыслов, что на протяжении многих столетий являлось основой формирования экономики Беларуси.
При Анне Иоанновне Указом от 3 марта 1739 г. все казенные заводы, за исключением горы Благодать и медных рудников Лапландии, были переданы в управление частных лиц и компаний. Горная десятина была уничтожена, а «право первой купли» возобновлено в более жестком варианте, т. е. стало распространяться и на неблагородные металлы. Покровительство частной промышленности выразилось в постановлении, согласно которому тот, кто первым открыл рудник, не только имел преимущество перед собственником земли, но в случае богатства месторождения получал ссуду от правительства на дальнейшую разработку. В 1731 г. был пересмотрен таможенный тариф в сторону увеличения протекционистских налогов.[89] В 1735 г. Баку был возвращен Персии, хотя еще после перехода Бакинского ханства России в 1723 г. Петр отмечал его значение как
торгового пути на Восток и в связи с нефтяными месторождениями. Только в 1813 г. Бакинское, Кубинское и Дербентские ханства были окончательно присоединены к России, что послужило, хотя и медленному, развитию нефтепромышленности.
Россия в силу своего географического расположения находится в центре пересечения международных
торговых путей , поэтому актуальным является разработка технологий управления транзитными материальными потоками и разработка программы по привлечению на территорию России крупных международных потоков. При этом для осуществления этой задачи необходимо рассматривать логистику во внешней торговле на макроуровне (взаимодействие с другими странами) и на микроуровне (уровень коммерческих организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность, транспортно-экспедиционных компаний, выполняющих международные перевозки).
Бурное развитие морских
торговых путей и образование крупных торговых монополий привело к вмешательству правительств в экономическую жизнь страны. Вследствие этого – усиление и развитие капиталистических отношений, углубление краха феодализма.
IX в. ознаменовался постепенной деградацией правящего режима и падением международного авторитета танской империи. Последние десятилетия ее существования вновь прошли под знаком народных повстанческих движений и междоусобных конфликтов. Сунская империя с самого начала оказалась в окружении враждебных по отношению к ней чужеземных государств, которые возникли на периферийных территориях Китая (киданьское царство Ляо, 916-1125, и тангутское царство Си Ся, 1032–1127). Прежние торгово-дипломатические связи Китая с внешним миром были почти полностью прерваны, частично по причине утраты сунской империей контроля над
торговыми путями , а частично из-за ее внешнеполитической слабости и экономической несостоятельности.
В безналичной торгово-финансовой реальности советской экономики уже оборачивался полноценный капитал, который можно было пускать в оборот и открывать новые производства, закладывать новые
торговые пути и заключать многомиллионные контракты. Однако капитал этот был государственный, и хотя распоряжался им конкретный человек, сделать государственный капитал частным было практически невозможно. Нельзя было, как сегодня, перевести безналичный рубль на счет компании, занимающейся обналичиванием, и за 10–15 % комиссионных вывести наличные. Конечно же, были исключения, и отдельным гражданам удавалось увести государственный капитал и обналичить, но во-первых, это было противозаконно, а во-вторых, даже обналиченный государственный капитал все равно оставался капиталом личным. То есть директор, укравший у своего завода миллион, максимум что мог сделать – построить втихаря еще одну дачу, оформленную на жену. Или забить квартиру золотом, фарфором и собраниями сочинений в суперобложках.