Край

  • Край — административно-территориальная единица в некоторых странах или государствах.

    Край является территориальной единицей в Грузии, Чехии, Словакии и Латвии.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Восто́чно-Сиби́рский край — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая с 30 июля 1930 года по 5 декабря 1936 года.
Национально-территориальная автономия — разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса.
Автономные территории Китая находятся в первых трех строках следующей таблицы...
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...

Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики

Упоминания в литературе

В ноябре 1933 г. из Северо-Кавказского края выделяется Северная область в его составе с центром в г. Миллерово, а в начале 1934 г. край делится на Азово-Черноморский с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Донской округа, Адыгейскую автономную область и 110 самостоятельных районов, в том числе 6 национальных, и Северо-Кавказский с центром в Пятигорске. В 1936 г. он был перенесен в г. Орджоникидзе. В 1933 г. бывшая столица Северной Осетии и Ингушетии Владикавказ (Орджоникидзе) становится столицей Северной Осетии, а в следующем году Ингушетию и Чечню вопреки их воле объединяют в одну Чечено-Ингушскую область с центром в Грозном. По Конституции СССР 1936 г. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская автономные области были преобразованы в автономные республики. Их нормативные отношения с краевыми властями не были четко определены, как и время сохранения в составе края.
В части 1 статьи 5 Конституции РФ дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих Федерацию образований – результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Республики (в эпоху СССР они именовались автономными) являются по сути национальногосударственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта; края (ранее крупные административно-территориальные единицы, в состав которых входили автономные области и автономные округа), области (традиционно именуемые крупные административно-территориальные единицы, в некоторых из них были и остаются автономные округа) и города федерального значения (в прошлом города республиканского подчинения: Москва, Ленинград) представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским, населением; автономная область (в советский период их было пять, в настоящий момент сохранилась одна – Еврейская автономная область) – национально-территориальное государственное образование; автономные округа (появились в 30-х годах ХХ в. и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой как часть более крупных административно-территориальных единиц) подобны автономной области и являются по происхождению и этническому компоненту национально-территориальными государственными образованиями, входящими (за исключением Чукотского автономного округа) в состав края или области и имеющими своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов северных территорий. Названные государственные образования с этническим элементом: республики, автономная область, автономные округа – это образования всех народов как части многонационального народа Российской Федерации, а не только тех, которые дали ему соответствующее наименование.
Один из них – Чукотский – согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. стал входить непосредственно в Российскую Федерацию (до этого он относился к Магаданской области). Остальные а.о. оставались в составе края и областей РФ.
В Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) хранится интересный документ 1950 года – докладная записка Хабаровского крайкома ВКП(б) и крайисполкома на имя Сталина и Маленкова о целесообразности образования в составе Хабаровского края новой Колымско-Чукотской области, объединяющей Ольский, Среднеканский и Североэвенский районы Колымы, северо-западную часть Пенжинского района Корякского НО и весь Чукотский НО. Этот документ отражает попытку вновь объединить ту территорию, которая когда-то действительно существовала как единая. Объясняя необходимость включения Колымы, которая сейчас принадлежит Якутии, в состав новой области, авторы записки пишут: «Колымско-Чукотская область своей северо-западной границей от Восточно-Сибирского моря до Верхнеколымска должна иметь, с нашей точки зрения, реку Колыму. В настоящее время эта судоходная река на указанном участке находится на территории Якутской АССР, тогда как эксплуатация ее связана почти целиком с деятельностью Дальстроя МВД и, следовательно, с экономикой колымских и чукотских районов» (ГАХК. Ф. 353. Оп. 6. Ед. хр. 78. Л. 3).
В 2008 г. только в Республике Саха (Якутия) фактически была восстановлена численность населения 2000 года. В остальных субъектах она была ниже: от 12 % в Чукотском автономном округе до 4% в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Связанные понятия (продолжение)

Городски́е райо́ны или райо́ны го́рода образовывались в составе крупных городов союзных республик СССР, после распада которого сохранились в ряде из них, а в рамках административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации они представляют собой низовые административно-территориальные единицы этих субъектов РФ (внутригородские районы). В одних субъектах РФ городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями (внутригородскими муниципальными...
Область — административно-территориальная единица Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины, единица федерального деления современной России.
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Магаданское время (MAGT) — неофициальное название местного времени часовой зоны, в которой расположен город Магадан— административный центр Магаданской области.
Цину́т (рум. ţinut, от молд. a ţine — держать, в славяно-молдавских документах — «держава», в исторической литературе на русском языке — чаще всего «уезд») — область в Молдавском княжестве, возглавлявшаяся пыркэлабом или старостой. Главa цинута также назывался протопоп или архикнязь.
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,57 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской...
Территориальный спор между Калмыкией и Астраханской областью затрагивает три обособленных участка территории общей площадью 390 000 га (участки площадью 3 271, 214 и 486 км², всего 3 983 км²).
Сомон, или Сум, или Суму, или Сумон (тув. сумон, монг. сум, кит. 苏木) — наименьшая административно-территориальная единица в Республике Тыва (Российская Федерация), Монголии, а также Внутренней Монголии (КНР).
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях...

Подробнее: Метрополитенские районы Англии
Администрати́вный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня...
Округ — название различных военных и гражданских административно-территориальных или учётных единиц на территории, в том или ином государстве.
Тума́н (узб. Tuman / Туман) — административно-территориальная единица второго уровня в Узбекистане. На Украине, в России и Белоруссии аналогом является район, в США аналогом является округ.
Административные единицы первого порядка (вьетн. Thị xã) — административные единицы второго уровня, которые находятся под контролем народных комитетов провинций или городов центрального подчинения. На 31 декабря 2009 года, в стране было 46 таких единиц. На 31 декабря 2015 — 51. Города этого типа классифицируются IV и III классом, в зависимости от баллов, полученных по критериям указа № 42/2009/ND-CP от 7 мая 2009 года.
Населённые пункты в Российской Федерации — России — места проживания (населённый пункт) жителей в Российской Федерации — России, их названия, сокращение названий и типология.
Начальник области, областной начальник — глава области в Российской империи. Области Российской империи отличались от губерний тем, что на их территории находились постоянные и регулярные войска (казаки). Областной начальник был одновременно главой и гражданского и военного управления (военный губернатор).
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.

Подробнее: Административное деление Пакистана
Нетцкий округ (нем. Netzedistrikt) — особая административная единица Прусского королевства, существовавшая в 1772—1807 годы. Территория округа простиралась с запада на восток вдоль реки Нетце. В отличие от других территорий, полученных Пруссией в результате Первого раздела Польши, эти земли никогда не принадлежали Государству Тевтонского ордена. Сюда относились части земель средневековых Великопольского и Куявского княжеств. В то же время в регионе имелся высокий процент немецкоязычного населения...
Иже́вская агломера́ция (иногда также именуется «агломерация южной части Удмуртии» и «Ижевская территориальная система») — термин, применяемый к городской агломерации Ижевска, включающей город и его пригородную зону (в сумме около 700 тыс. жителей), или более обширную зону влияния республиканского центра (с суммарной численностью населения около 950 тыс. человек), а также иногда к предполагаемому 1,25-миллионному «инвестиционному пространству», объединяющему 13 муниципальных образований Удмуртии...
Невключённая территория (немуниципальная территория, межобщинная территория, неинкорпорированная территория) — территория, которая не входит («не включена») в состав какой-либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны, муниципалитета и т. д. и находится под непосредственным управлением вышестоящего уровня власти (района, провинции, штата и т. д.).
Посёлок городско́го ти́па (сокращённо пгт, п. г. т., ПГТ) — тип населённого пункта, выделенный во времена СССР.
Бо́ро (англ. borough брит., амер.) — название административно-территориальных единиц в некоторых, в основном англоязычных, странах. Изначально термин обозначал город, окруженный стенами и имеющий самоуправление, но с течением времени стал обозначать широкий спектр понятий. В большинстве случаев переводится на русский близкими по смыслу терминами, но иногда передается через транслитерацию.
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).

Подробнее: Административное деление Австрии
Забайка́льская губе́рния — административно-территориальная единица в составе Дальневосточной области РСФСР, существовавшая с 15 ноября 1922 года по 4 января 1926 года.
Районы Южно-Африканской Республики (англ. District municipality), или «Муниципалитеты категории C» — это округа Южно-Африканской Республики, в состав которых входит преимущественно сельская местность. Районы делятся на местные муниципалитеты.
Муниципа́льный район или муниципальный округ — административно-территориальная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.
Горнозаводской управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Нижний Тагил.
Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).
Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Подробнее: История Забайкальского края
При́ставство — административно-территориальная единица Российской империи в конце XVIII — начале XX веков. Приставства, территориально соответствующие уездам, образовывались для управления мусульманскими народами Кавказа (Бештовское, Верхнекубанское, Верхнелабинское, Джигетское, Закубанских народов, Кабардинское, Карамурзинских и кипчакских ногайцев, Карачаевское, Нижнекубанских народов, Нижнелабинское, Новолабинское, Тебердинское, Тохтамышевское, Трухменское и др.) и Средней Азии (Зайсанское, Красноводское...
Нечернозе́мье, Нечернозёмная зона — сельскохозяйственный и промышленный район европейской части России.
Гау (нем. Gau, нидерл. gouw — «область, округ»; от др.-в.-нем. gouwe, gouwi «область») — у древних германцев — территория проживания племени, которая обладала однородным ландшафтом и была обрамлена естественными границами. Соответствует англ. shire «графство».
Уезд (кит. упр. 县, пиньинь: xiàn, палл.: сянь) — основная административная единица уездного уровня в КНР. Уезды постоянно существовали с периода Сражающихся царств, то есть, намного раньше, чем любая другая административная единица КНР. Когда Цинь Шихуанди впервые объединил страну и унифицировал её административно-территориальную структуру, то там было около 1000 уездов.

Подробнее: Уезды КНР
Сатерленд (англ. Sutherland) — регистрационный округ, территория лорда-лейтенанта и историческое административное графство в Шотландии. В настоящее время его территория входит в состав области Хайленд.
Автоно́мная о́бласть — форма государственной автономии в СССР и в некоторых других государствах (например, Автономная область Западная Босния, Автономная область кри). Из постсоветских стран автономные области в настоящее время существуют в России (Еврейская автономная область) и Таджикистане (Горно-Бадахшанская автономная область). Автономными областями иногда именуют автономные регионы Испании. Кроме того, были созданы Сербские автономные области на территории государств, образовавшихся при распаде...
Техсил (хинди तहसील, урду تحصیل‎ от араб. تحصيل‎ — приобретение, собирание), или талук, или мандал — единица административного деления в ряде стран Южной Азии.
Владивостокское время (VLAT) — неофициальное название местного времени часовой зоны, в которой расположен город Владивосток — административный центр Приморского края.
Се́рпуховская агломера́ция — городская агломерация, с центром в городе Серпухов, расположенная на территории трёх смежных субъектов Российской Федерации: Серпуховского района Московской области, юго-восточной части Жуковского района и северо-восточной части Тарусского района Калужской области, северной части Заокского района Тульской области. Население агломерации превышает 260 тысяч человек, почти половина населения проживает в её центре — городе Серпухов.
Каспийская область — одна из областей Российской империи. Центр области — Шемаха.
Южный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Каменск-Уральский.
Ордена Ленина, дважды Краснознамённый, ордена Суворова Восто́чный вое́нный о́круг — формирование, военно-административная единица (военный округ) Вооружённых Сил Российской Федерации.

Упоминания в литературе (продолжение)

Состоявшийся в декабре 2003 года региональный референдум по вопросу об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый Пермский край представляет особый интерес, поскольку этим актом начался процесс ликвидации автономных округов. Сразу же замечу, что попытка использовать пермский референдум 2003 года в качестве модельного случая мне представляется не корректной, хотя бы потому, что у каждого национального округа своя специфика. Так, бюджет Коми-Пермяцкий АО существенно ниже, чем у Пермской области, поэтому большинство населения округа от объединения выигрывает.
Пензенский край – это территория, связанная с Пензенской губернией и Пензенской областью в разные периоды истории, поэтому точного территориального и временнóго определения не имеет. В 1-й пол. XVIII в. на территории Пензенского края сложились Инсарский (ныне в Мордовии), Керенский (Вадинский), Краснослободский (также в Мордовии), Нижнеломовский, Пензенский и Саранский уезды, в 1701 г. подчиненные Азовскому адмиралтейскому ведомству.
В состав монофункциональных городов цветной металлургии входят 30 малых городов, 25 поселков городского типа, 2 поселения в ранге сельского населенного пункта. Эти города широко представлены в таких северных субъектах Федерации, как Республика Бурятия, Республика Хакасия, Алтайский край, Приморский край, Читинская область, Магаданская область, Республика Якутия, Чукотский АО, Мурманская область, Красноярский край, Хабаровский край. Крупнейшей базой развития цветной металлургии является г. Норильск. Несмотря на благоприятную в целом конъюнктуру отрасли, серьезно ухудшилось положение периферийных предприятий с плохой транспортной доступностью, например оловодобывающих предприятий Якутии, расположенных в местах, не имеющих автомобильных и железных дорог. В середине 1990-х годов была прекращена добыча олова в поселках городского типа Эсе-Хая и Депутатском, добыча золота в поселках городского типа Батагай, Кулар.
В тот период названия «Азербайджан», объединявшего бывшие мусульманские ханства в составе Российской империи, не существовало. На карте существовал только Южный Азербайджан – одна из провинций Ирана. Понятно, что говорить о каком-то компактном проживании мусульманского населения в рамках одного или двух государственных образований в тот период не стоит. Впервые такое образование появилось в границах одной территориальной единицы в результате российской административной реформы на Кавказе, прошедшей в 1840-е годы – в ходе первичного территориально-административного разделения Закавказского края на карте возникла Шемахинская губерния, впоследствии переименованная в Бакинскую. Именно она стала колыбелью азербайджанского национального движения и базовой территорией Азербайджанской Демократической Республики в начале XX века.
Таким образом, в окончательном варианте Туркестанское генерал-губернаторство состояло из пяти областей: Закаспийской, Самаркандской, Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Амударьинского отдела, охватывая территорию площадью 1,66 млн кв. км. Административным центром края являлся Ташкент.
К российским субъектам, расположенным вдоль границ с Китаем и Монголией, относятся Республики Горный Алтай, Тыва, Бурятия, Читинская и Амурская области, Хабаровский и Приморский края. Их партнерами с монгольской стороны являются аймаки Баян-Улгий, Убс, Хувсгел, Булган, Сэлэнгэ, Хэнтий и Дорнод. Со стороны Китая вдоль российской границы расположены Синьцзян-Уйгурский автономный район и Автономный район Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян и Цзилинь (Гирин). На муниципальном уровне вдоль российской границы в Республике Бурятия расположено пять административных районов, в Читинской области 12 районов. Однако в качестве основных объектов нижнего уровня исследований нами предложено детальное изучение наиболее крупных населенных пунктов, расположенных в приграничной зоне, из которых можно составить четыре пары: 1) Кяхта (Россия) – Сухэ-Батор (Монголия); 2) Забайкальск (Россия) – Маньчжурия (Китай); 3) Благовещенск (Россия) – Хэйхэ (Китай); 4) Пограничный (Россия) – Суйфыньхэ (Китай).
Монгольские кочевья занимали значительную часть провинции Синьцзян. Синьцзян вместе с Ганьсу и Шэнси входили в состав генерал-губернаторства с центром в Ланьчжоу, где находилась резиденция цзунду. На границах с Россией имелись два особых округа – Или во главе с цзянцзюнем, и Тарбагатай с хэбэй-амбанем (цаньцзань дачэнь, подчинявшийся Илийскому цзянцзюню). Илийский цзянцзюнь имел резиденцию в Хуйюаньчэне (Курэ), но историческим центром округа была Кульджа. Тарбагатайский амбань имел резиденцию в Дурбульджине, но экономическим центром округа был город Чугучак, находившийся в 20 верстах от русского пограничного укрепления Бахты. Цзянцзюнь и хэбэй-амбань в начале ХХ в. одновременно подчинялись сюньфу (губернатор в Урумчи), цзунду и Пекину. Вообще, формально статус цзянц-зюня был выше сюньфу, но реально его власть распространялась лишь на немногочисленное знаменное население Кульджинского края.
Примечательно, что ни города республиканского значения, ни национальные округа в статье не упомянуты. Конституция РСФСР 1978 г. в ст. 71, закрепляя подход, что в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные Советские Социалистические Республики, имеются края, области, города республиканского подчинения и автономные округа, находящиеся в составе краев и областей, привела их перечень в новой очередности.
Первым практическим воплощением теории экономического районирования стал план ГОЭЛРО. В основу плана было положено 3 принципа – экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть народного хозяйства страны с определенным комплексом производств; национальный, учитывающий состав населения, особенности его труда, быта и культуры; административный – с учетом административно-территориального деления. По плану ГОЭЛРО в 1920 г. были выделены 8 районов, а к 1922 г. государство было разделено на 21 экономический район. В 1938–1940 гг. была разработана новая сетка из 13 крупных экономических районов. В 1963 г. был осуществлен переход на новое районирование из 18 экономических районов. С разделением в 1982 г. Северо-Западного экономического района на Северный и Северо-Западный их стало 19. К моменту распада СССР в 1991 г. в России сохранилось 11 крупных экономических районов. Сейчас в составе РФ есть республики, края, области, автономная область и национальные округа.
Создание нового федерального Северо-Кавказского округа со столицей в Пятигорске в среде экспертного сообщества Юга России сразу получило неоднозначную оценку. Ставропольский край оказался искусственно оторванным от традиционных соседей – русских регионов – и в новом статусе стал просто придатком для республик Северного Кавказа. Преимущественно русское население Ставропольского края, не имея такого статуса, каковой имеют республики, и не имея конституционных и иных правовых оснований для своей защиты, будет и в дальнейшем подвергаться еще большим притеснениям и унижениям. Не случайно, жители Ставропольского края в 2010 году, вскоре после образования СКФО, начали сбор подписей под Обращением к высшему руководству страны за выход из Северо-Кавказского федерального округа и просьбой вернуть Ставропольский край в Южный федеральный округ. В Обращении указывается, что из-за объединения с северокавказскими республиками в Ставрополье хлынул поток мигрантов с Кавказа, которые принесли с собой межнациональные конфликты, теракты и высокий уровень преступности. Принцип создания СКФО, при котором северокавказские национальные республики объединили в один округ со Ставропольским краем, многими расценено как территориальное деление. «Все это может привести к еще большему оттоку русского и другого христианского населения из Ставропольского края, отмечается в Обращении, что в перспективе может негативно сказаться на возможностях нашего региона по выполнению своей главной, на протяжении последних столетий, миссии – быть форпостом России на Северном Кавказе. В сложившейся обстановке мы призываем руководство страны вернуть Ставропольский край в Южный федеральный округ, что позволит избежать широкомасштабных межнациональных конфликтов, одновременно с этим провести ряд мероприятий, направленных на снижение миграционного давления на регион, и создать условия, при которых уменьшится миграция местного населения за пределы региона» [387].
В соответствии с указами Президента РФ с целью укрепления вертикали государственной власти весной 2000 г. был образован Южный федеральный округ (ЮФО). Территория округа занимает 3,5 % всей территории РФ и включает в себя Нижнее Поволжье, Дон, степное Предкавказье и горные районы Северного Кавказа протяженностью 589,2 тыс. кв. км. Численность населения округа более 21,5 млн человек, что составляет 14,3 % населения России. Южный федеральный округ включает в себя 13 субъектов Российской Федерации. Из них 8 республик (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня); 2 края (Краснодарский и Ставропольский); Зобласти (Астраханская, Волгоградская, Ростовская).
Федеральные округа возникли в 2000 г. и в настоящее время насчитывается 8 округов. В соответствии с Конституцией 1993 г., в состав РФ входят субъекты Федерации. В настоящий момент их 83: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), а также 1 автономная республика и 4 автономных округа.
Летопись преобразований Приморского края можно представить следующим образом. На карте царской России Приморская область с центром в городе Николаевске-на-Амуре появилась 13 октября 1856 года, войдя в состав Восточно-Сибирского губернаторства. Первым военным губернатором стал Пётр Васильевич Казакевич, помощник Н.Н. Муравьёва-Амурского. В 1860 году Приморская область приросла Южно-Уссурийским краем.
Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые находятся в составе земель данной категории и составляют большую их часть, занимают 46,6 млн га (99,6 %). Значительные площади таких земель сосредоточены в Красноярском крае, Республиках Саха (Якутия) и Бурятии, Хабаровском крае, Иркутской и Архангельской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Применительно к району двухуровневая модель территориальной организации означает, что в состав района как муниципального образования входят другие муниципальные образования – сельские округа, поселки, деревни и т. д., отвечающие всем необходимым критериям. Объекты собственности и источники доходов при двухуровневой модели в районе разграничиваются между муниципальными образованиями законом субъекта РФ. Данная модель существует в Алтайском крае, Калужской области, где в качестве муниципальных образований рассматриваются сами районы, а также входящие в их состав сельсоветы и небольшие города.
Территориальные рамки исследования определены современными границами Пермского края, названными в работе Пермским Прикамьем. В период с конца XIX века до 1918 года в область предлагаемого исследования включены Чердынский, Соликамский, Оханский, Кунгурский, Осинский и Пермский уезды Пермской губернии, в период с 1919 по 1923 год – уезды Пермской губернии. С 1923 по 1934 год, когда территория бывшей Пермской губернии была разделена на округа в рамках одной Уральской области, в поле исследования попали территории Верхнекамского, Пермского, Кунгурского, Коми-Пермяцкого и отчасти Сарапульского округов. Далее, до 1938 года, рассматриваются прикамские территории Свердловской, а с 1938 по 2005 год – Пермская область (с 1940 по 1957 год Пермская область именовалась Молотовской) и территории современного Коми-Пермяцкого округа. С 2005 года исследованы территории Пермского края. При этом большая часть материалов раскрывает особенности традиционной культуры и этнических процессов в районах наиболее компактного расселения чувашей на юге Пермского края – на территории современных Куединского, Чайковского, Еловского и Чернушинского муниципальных районов.
Планам этим в силу целого ряда причин не суждено было сбыться, и косовский вопрос на долгие годы оставался внутренним вопросом Сербии и Югославии. Особый статус территориальной политической единицы Космет получил после образования Федеративной народной республики Югославии (ФНРЮ) в 1945 году. Причем, каждое последующее десятилетие повышало статус этой единицы и приносило существенное расширение автономии – от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, практически равноправного с республиками субъекта федерации по конституции 1974 года. Фактически, на протяжении всего существования социалистической Югославии, создавались условия как для максимальной концентрации албанцев в крае, так и для его выделения в самостоятельную политическую единицу.
В 1825 году по Указу Николая I образовано Туркменское приставство, а несколькими годами позднее Летняя Ставка, как место пребывания управления Туркменского приставства. В 1917 году Туркменское приставство ликвидируется, и на его основе создается Туркменский уезд. В апреле 1920 по приказу Губревкома уезд преобразуется в район. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 2 ноября 1956 года Туркменский район был упразднен. Почти полтора десятка лет на карте Ставропольского края не было такого административного образования, как Туркменский район и лишь в декабре 1970 года район был воссоздан. Были открыты предприятия и организации федерального, краевого, районного уровня по всем направлениям его жизнедеятельности. Поэтому уже в 2004 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Туркменский район был наделен статусом муниципального района [1]. Сейчас район состоит из 11 муниципальных образований, включающих 25 населенных пунктов, из них 7 сел, 13 поселков, 5 аулов, объединенных общей территорией, границы и статус, которого установлены законами Ставропольского края. Административным центром района является село Летняя Ставка. Сегодня все села и аулы района – это современные населенные пункты с набором объектов инфраструктуры. К услугам жителей района 14 средних, 1 начальная, 16 дошкольных учреждений, 19 Домов культуры, 17 библиотек, 11 отделений связи, 5 участковых больниц, районная больница, поликлиника [2].
В настоящее время в Российской Федерации эстонцы проживают почти по всей территории страны. Из общего числа 28 113 человек (по переписи 2002 г.) наиболее значительные группы сосредоточены в западных районах: г. Санкт-Петербург – 2 266 человек, Ленинградская область – 1 409, Псковская область – 1 122; в центральных: г. Москва – 1 247; в Сибири: Красноярский край – 4 111, Омская область – 3 029, Новосибирская область – 1 399 человек. Сету в России в 2002 г. насчитывалось 197 человек, 172 из них проживали на своей исторической территории – в Псковской области. На территории Урала и Поволжья численность эстонцев намного уступает вышеназванным территориям. Наибольшее их число, по данным 2002 г., насчитывалось в Челябинской области – 504 человека, в Свердловской области – 438, в Республике Башкортостан – 301, в Пермском крае – 196, в Республике Татарстан – 127, в Оренбургской области – 93, в Курганской области – 51 человек21. Большая часть эстонцев России расселена дисперсно, однако можно выделить территории с их компактным проживанием. Исторические поселения эстонцев в настоящее время сохраняются в Сибири, на Кавказе и на Урале.
В 1860 году из частей Дербентской и Тифлисской губерний была создана Дагестанская область161. Хасавюртовский (или Кумыкский) округ был отделен от Дагестанской области и передан в Терскую область; в состав Дагестанской области округ вновь был включен только в 1909 году162. В 80-х годах XIX века министром финансов был поднят вопрос о том, чтобы с целью экономии упразднить Дагестанскую область, присоединив ее южные округа к Бакинской губернии, а все остальные – к Терской области. Однако это предположение встретило возражение со стороны Главноначальствующего А.М. Дондукова – Корсакова, отметившего, что из всех местностей Кавказского края именно Дагестанская область удовлетворяет условиям, необходимым для установления самостоятельной административной единицы163.
Алтайский край в его современных границах входил в состав Томского разряда (1629), Томского воеводства (1637), Сибирской губернии (1708), Колыванской области (1779), Тобольской губернии (1796), Томской губернии (1804), Алтайской губернии (1917), Сибирского края (1925), Западно-Сибирского края (1930). Из состава Алтайского края, образованного в 1937 г., в 1991 г. выведена в статусе Республики Алтай, Горно-Алтайская автономная область. С той поры границы края остаются неизменными.
К началу 1990-х гг. государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Они развились, как только в ходе суверенизации союзных республик вопросы о создании зон были официально перенесены на республиканский уровень: в июле – сентябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял предложения 11 региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Зеленограде, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, Еврейской автономной области.
Дореволюционное административно-территориальное деление сдерживало развитие рыночной экономики и свободу капиталистического оборота. С 1924 по 1929 гг. происходила ликвидация губернского деления. Повсеместно стали создаваться сельские Советы, начали формироваться автономные национальные образования. Высший совет Народного Хозяйства, Академия наук активнее стали изучать проблемы экономического районирования как новую основу административно-территориального устройства государства. К концу 1930 г. губернско-уездно-волостное деление заменяется в пределах РСФСР на новую систему, содержащую три звена: край, область – район – сельские и поселковые советы.
1) наличие разнообразного территориального деления страны. В составе РФ 89 субъектов. Из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 2 города федерального значения и 1 автономная область.
Начало петровских административных преобразований в России лишь поверхностно коснулось Сибири. В ходе первой губернской реформы в 1708 г. весь край был объединен в одну Сибирскую губернию с центром в Тобольске. Функции Сибирского приказа переходили сибирскому губернатору, воеводы сибирских уездов переименовывались в комендантов. Вторая губернская реформа 1719–1724 гг. внесла в сибирское управление более кардинальные перемены. В Сибири, как и на всей территории России, вводилось четырехстепенное административно-территориальное деление. Сибирская губерния разделялась на Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую провинции во главе с вице-губернаторами. Провинции в свою очередь делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Однако в конце 1720-х гг. на большей территории Сибири вернулись к старой системе местного управления: уездам во главе с воеводами. Низшей территориальной единицей являлась русская или инородческая волость. В 1730 г. был восстановлен Сибирский приказ. Но права его были существенно урезаны по сравнению с XVII в. Из его ведения были изъяты дипломатические отношения, управление промышленностью, воинскими командами и ямской службой[24].
Карачаевская автономная область входила в состав Ставропольского края РСФСР. Она была образована 12 января 1922 г.
В Российской Федерации (и не только в ней) существуют сложносоставные территориальные образования. Это территориальные конструкции, состоящие из двух территориальных образований, имеющих статусы территориальных единиц государства, которая предполагает, что одно из них включает другое в качестве собственной территориальной единицы (автономные округа в составе краев, областей с 1992 г.).
Коренным изменениям была подвергнута в том числе и карта страны. Многие центры прежней жизни уничтожаются (многие духовные центры русской жизни подобные Соловкам умышленно превращаются в концентрационные лагеря, места заключения). Одновременно словно из-под воды появляются новые образования. Столица из Петрограда перемещается в Москву, советское правительство переезжает в Кремль, на Красной площади создается некрополь. Изменяется административно-территориальное деление государства: вместо упраздняемых губерний, уездов и волостей появляются области, края, округа и районы.
Бывший военный министр А.Н. Куропаткин призывал оценивать успешность интеграционных процессов на востоке империи с точки зрения заселения «русским племенем», разделив территорию восточнее Волги на четыре района: г) восемь губерний восточной и юго-восточной части Европейской России; 2) Тобольская, Томская и Енисейская губернии; 3) остальная часть Сибири и российский Дальний Восток; 4) Степной край и Туркестан. Если первые два района, по его мнению, могут быть признаны «краем великорусским и православным», то в третьем районе, который тоже уже стал русским, процесс русификации еще не завершился, и усиливающаяся миграция китайцев и корейцев в Амурской и Приморской областях представляет для него серьезную угрозу. Еще более опасной ему виделась ситуация в четвертом районе. Поэтому, заключал Куропаткин, «русскому племени» предстоит в XX столетии огромная работа по заселению Сибири (особенно восточных ее местностей) и по увеличению в возможно большей степени русского населения в степных и среднеазиатских владениях30.
Регионы – субъекты Федерации определены Конституцией через прямое перечисление в тексте основного закона. Кроме того, регионы, как и города федерального значения, определены в тексте Федеративного договора 1992 года, который до сих пор не отменен. Этот список постепенно сокращается за счет так называемого укрупнения регионов, то есть включения национальных округов в состав краев и областей. Каждый регион приписан к определенному федеральному округу.
О количестве корейских селений на территории Южно-Уссурийского края имеются разные сведения, порой трудно сопоставимые. Так, в официальной «Справке о количестве корейцев в местах их проживания», составленной в 1892 году, по Южно-Уссурийскому краю значилось 25 селений и 22 выселка-хутора. В работе Н. А. Насекина, опубликованной в трудах Приамурского отдела Императорского Русского географического общества в 1895 году, указано, что в крае находилось 32 корейских селения. В историческом обзоре Приамурского края периода 1904–1910 годов на карте Южно-Уссурийского края представлено 28 селений.
Территориальными учреждениями Банка России являются егоглавные управленияв краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт—Петербурге, национальные банки республик в составе РФ.
Основой для исламской идентичности в российский период истории края стала махалля, а не целостная городская община, как ранее. Соответственно махалля в регионе превратилась в чисто сельскую структуру везде кроме Казани, население которой полностью сменилось в результате завоевания 1552 г. Именно махалля стала примером общенационального института, распространенного на огромном пространстве от Риги до Иркутска и от Архангельска до Астрахани.
Позднее, в 1790-е годы, состоялись еще два раздела Речи Посполитой, и Российская империя получила земли с концентрированным проживанием еврейского населения. Это были центральная и западная части Белоруссии (Минск, Бобруйск, Слуцк, Слоним, Туров, Пинск, Мозырь, Гродно, Брест-Литовск и т. д.), Литва с ее многочисленными общинами в Вильно, Ковно, Тельшах, Кейданах и др. На севере к Западному краю присоединилась территория Курляндии (современная Латвия), а на юге – украинские земли с не менее многочисленными общинами.
Административно-территориальное устройство России определено ее Конституцией. Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации. В их числе 21 республика, 6 краев и 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов. При проведении социально-экономического районирования России обычно стараются не нарушать границ республик, краев и областей и других субъектов Федерации. Таким образом, социально-экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.
В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.
Усть-Сысольск полтора столетия оставался уездным городом. Размеренно, неторопливо текла жизнь в этом захолустном крае, каких на севере было немало. Он и впрямь напоминал того лежащего, дремлющего медведя в своей опочивальне, изображенного на гербе. Только в августе 1921 года из состава Вологодской губернии была выделена самостоятельной единицей автономная область Коми. Затем она получила статус Коми АССР, а позднее и Республики Коми. В 1930 году Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар – город на реке Сысоле.
С завершением Кавказской войны назрела необходимость изменить структуру управления краем, которая до этого строилась не по принципу отдельных административных единиц, а подразделялась на территориальные районы военных действий отрядов Кавказской армии (Правое крыло, Левое крыло и т. д.). Возникла необходимость в создании самостоятельных административных единиц (область, наибство) военно-народного управления и центральных учреждений для руководства и регулирования управления поданными164.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я