Связанные понятия
Автоно́мная респу́блика — форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии в Союзе ССР и некоторых других государствах и странах.
Национальный округ — в СССР вид административно-территориальных единиц, существовавший с 1921 по 1977 год. Национальные округа образовывались на территориях с преобладанием нерусского населения. Существовало две группы национальных округов...
Край — административно-территориальная единица в некоторых странах или государствах.
«Пара́д суверените́тов » (1988—1991) — наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
Упоминания в литературе
До сих пор речь шла об устройстве первого уровня, но в абсолютном большинстве государств устройство двух– и трехуровневое. Территориальные образования первого уровня делятся на территориальные образования второго уровня, а те – на территориальные образования третьего уровня (в Польше воеводства делятся на повяты, повяты на гмины). Административные, автономные и государственные образования могут включать автономии второго уровня. В Китае во многих провинциях образованы автономные округа, в синьцзян-уйгурском автономном районе, например, пять автономных округов. В СССР в состав союзных республик (советских социалистических республик) входили автономные республики (автономные советские социалистические республики),
автономные области и автономные округа (до 1977 г. Национальные округа).
А.р. имели более высокий статус, чем
автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей – по 5, от автономных округов – по
В целом Российская Федерация включает 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федеративного подчинения,
автономную область , 10 автономных округов.
г) республики, края, области, города федерального значения,
автономная область , автономные округа, являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;
Во-вторых, объекты государственной собственности, находящиеся в ведении республик в составе РФ, краев, областей,
автономной области , автономных округов и расположенные на территории городов:
Связанные понятия (продолжение)
Хоре́змская Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика , сокращенно Хоре́змская ССР или ХССР — государство-преемник Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Существовал практически один год. Столицей являлся город Хива. Название республики произошло от историко-географического древнего региона Хорезм. Крупнейшими городами помимо столицы являлись Ташауз, Ургенч, Куня-Ургенч, Турткуль, Нукус и Ходжейли.
Буха́рская Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика , сокращенно Буха́рская ССР или БССР — государство-преемник Бухарской Народной Советской Республики (БНСР), существовавшая всего 40 дней. Столицей и крупнейшим городом государства являлась Бухара, откуда и произошло название самой республики. Остальные крупнейшие города республики: Карши, Термез, Чарджуй, Куляб, Душанбе и Шахрисабз.
Область — административно-территориальная единица Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины, единица федерального деления современной России.
Национальное размежевание в СССР — процесс выделения в составе Советского Союза национальных административно-территориальных единиц (республик, автономных ССР, автономных областей и округов). Национальное размежевание было частью более широкого процесса изменения административно-территориального деления страны, в ходе которого учитывались также экономические и политические причины. В большинстве случаев после национального размежевания следовала коренизация. Этот процесс периодически сопровождался...
Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.
Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.
Советизация — процесс установления Советской власти в том или ином регионе и введение советских порядков там.
Ти́тульная на́ция — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.
Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию.
Госуда́рственный Сове́т СССР — не предусмотренный Конституцией СССР временный орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик, созданный Законом СССР от 5 сентября 1991 года «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.
Окружной комитет КПСС (окружком, окрком) — орган управления структур КПСС округа. В период 1921—1990 годов — центральный орган управления округом в СССР.
Те́рская Сове́тская Респу́блика в составе РСФСР, на территории бывшей Терской области Российской империи, март 1918 — февраль 1919 г.
Подробнее: Терская советская республика
Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика Белоруссия (ССРБ; белор. Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка Беларусь, ССРБ) — государственное образование, существовавшее на части территории современной Белоруссии с 1 января до 27 февраля 1919 года; с 31 января 1919 года официально называлась Социалистическая Советская Республика Белоруссия, с 1922 года — Белорусская Социалистическая Советская Республика. ССРБ считалась советскими историками и продолжает рассматриваться в белорусской историографии как часть...
Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1991).
Поселко́вый совет (поссовет) — единица административного деления в некоторых государствах бывшего СССР.
Государственные символы — установленные конституцией, специальными законами или традициями особые, как правило исторически сложившиеся, отличительные знаки (символы) государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность.
Экономические районы СССР — районы СССР, выделявшиеся для целей территориального народно-хозяйственного планирования и управления экономикой.
Восто́чно-Сиби́рская о́бласть — административно-территориальная единица в РСФСР, существовавшая с 5 декабря 1936 года по 26 сентября 1937 года. Преобразована из Восточно-Сибирского края.
Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика Абха́зия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика, после подписания 16 декабря 1921 г. особого союзного договора с ССР Грузии «договорная» автономная советская социалистическая республика ССР Грузии. Через ССР Грузии входила в состав ЗСФСР.
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.
Забайка́льская губе́рния — административно-территориальная единица в составе Дальневосточной области РСФСР, существовавшая с 15 ноября 1922 года по 4 января 1926 года.
Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...
Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Управление пяти северных провинций (кор. 이북5도위원회 ибук о до вивонхве) — структура при правительстве Республики Корея, являющаяся, согласно официальной позиции Республики Корея, легитимным правительством территорий, управляемых в настоящее время КНДР. Поскольку Республика Корея не признаёт КНДР в качестве суверенного государства, она также не признаёт территориальных реформ правительства КНДР. Поэтому в Управление входят департаменты пяти провинций — Хванхэдо, Пхёнан-Намдо, Пхёнан-Пукто, Хамгён-Намдо...
Список автономий по странам представляет собой обзор автономных регионов мира. Под автономным регионом понимается регион страны, обладающей определённой степенью автономии. Обычно такой регион не соединён с остальной территорией страны или населён национальным меньшинством.
Террито́рия госуда́рства — часть земного шара (в т. ч. суша и её недра, воды и воздух), которая находится под суверенитетом определённого государства и в пределах которой его институты осуществляют государственную власть. Территориальное верховенство входит в состав суверенитета государства.
Администрати́вно-территориа́льная едини́ца (сокр. АТЕ), администрати́вно-территориа́льное образова́ние (сокр. АТО) — структурный элемент административно-территориального деления государства, не имеющий государственной самостоятельности.
Столи́чный о́круг, Столи́чная террито́рия, Федера́льный столи́чный о́круг, Федера́льная столи́чная террито́рия, Национа́льный столи́чный о́круг — административно-территориальная единица прямого подчинения центральным властям государства, выделенная для столицы и не являющаяся субъектом федерации или частью провинции, в некоторых странах-федерациях или унитарных странах с подразделением на провинции-регионы. Обычно столичная территория (округ) имеет сравнительно небольшую территорию, прилегающую к...
Подробнее: Столичная территория
Администрати́вный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня...
Округа Южно-Африканской Республики (англ. Municipalities of South Africa) относятся к более низкому, чем провинции, уровню административно-территориального деления. Они образуют самый низкий самоуправляемый уровень административно-территориального деления, и функционируют на основании Главы 7 Конституции ЮАР, а также принятых после введения Конституции в действие парламентских актов.
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Округ — название различных военных и гражданских административно-территориальных или учётных единиц на территории, в том или ином государстве.
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.
Подробнее: Административное деление Пакистана
Районы Южно-Африканской Республики (англ. District municipality), или «Муниципалитеты категории C» — это округа Южно-Африканской Республики, в состав которых входит преимущественно сельская местность. Районы делятся на местные муниципалитеты.
Прови́нция — территориальная, часто административная, единица в пределах государства или страны.
Террито́рия (лат. territorium) — часть поверхности суши с определёнными границами.
Уезд (кит. упр. 县, пиньинь: xiàn, палл.: сянь) — основная административная единица уездного уровня в КНР. Уезды постоянно существовали с периода Сражающихся царств, то есть, намного раньше, чем любая другая административная единица КНР. Когда Цинь Шихуанди впервые объединил страну и унифицировал её административно-территориальную структуру, то там было около 1000 уездов.
Подробнее: Уезды КНР
Сомон , или Сум, или Суму, или Сумон (тув. сумон, монг. сум, кит. 苏木) — наименьшая административно-территориальная единица в Республике Тыва (Российская Федерация), Монголии, а также Внутренней Монголии (КНР).
Невключённая территория (немуниципальная территория, межобщинная территория, неинкорпорированная территория) — территория, которая не входит («не включена») в состав какой-либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны, муниципалитета и т. д. и находится под непосредственным управлением вышестоящего уровня власти (района, провинции, штата и т. д.).
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).
Подробнее: Административное деление Австрии
Вега-Вальдавия (исп. Vega-Valdavia) — район (комарка) в Испании, входит в провинцию Паленсия в составе автономного сообщества Кастилия и Леон.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 2008 г. только в Республике Саха (Якутия) фактически была восстановлена численность населения 2000 года. В остальных субъектах она была ниже: от 12 % в Чукотском автономном округе до 4% в Хабаровском крае и Еврейской
автономной области .
В составе союзных республик существовало 20 автономных республик, 8
автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.
2) государственные образования (края, области,
автономная область , автономные округа, города федерального значения);
В ноябре 1933 г. из Северо-Кавказского края выделяется Северная область в его составе с центром в г. Миллерово, а в начале 1934 г. край делится на Азово-Черноморский с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Донской округа, Адыгейскую
автономную область и 110 самостоятельных районов, в том числе 6 национальных, и Северо-Кавказский с центром в Пятигорске. В 1936 г. он был перенесен в г. Орджоникидзе. В 1933 г. бывшая столица Северной Осетии и Ингушетии Владикавказ (Орджоникидзе) становится столицей Северной Осетии, а в следующем году Ингушетию и Чечню вопреки их воле объединяют в одну Чечено-Ингушскую область с центром в Грозном. По Конституции СССР 1936 г. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская автономные области были преобразованы в автономные республики. Их нормативные отношения с краевыми властями не были четко определены, как и время сохранения в составе края.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области , автономных округов создаются ими в соответствии с основами конституционного строя.
Первый уровень классификации включает субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения,
автономные области , автономные округа, входящие в состав Российской Федерации.
«1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и
автономных областей в составе союзных республик;
Административно-территориальное устройство России определено ее Конституцией. Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации. В их числе 21 республика, 6 краев и 49 областей, 1
автономная область , 10 автономных округов. При проведении социально-экономического районирования России обычно стараются не нарушать границ республик, краев и областей и других субъектов Федерации. Таким образом, социально-экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.
Похожие нормы существуют в законодательстве Португалии, структуру территории которой составляют исторически сложившаяся территория на Европейском континенте, а также архипелаги Азорский и Мадейра (ст. 5 Конституции). Конституция подчеркивает, что португальское государство является унитарным и уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления (ст. 6). Особый политико-административный режим Азорских островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных характеристиках и на историческом стремлении островного населения к автономии (ст. 227). Структура территории континентальной части Португалии включает местные самоуправляющиеся единицы в лице приходов, муниципий и административных областей;
автономных областей Азорских островов и Мадейры – приходы и муниципии (ст. 238).
В России как типичном многонациональном государстве национальный вопрос всегда висел дамокловым мечом над страной. Сразу после объявления независимости России на территории федерации проживало свыше 120 крупных и малых народностей и этносов, из которых русские составляли около 80 % населения, а оставшиеся 20 % были распределены на 53 % территории государства. К началу 1990 года в составе России находились 88 субъектов федерации: 16 автономных республик, 5
автономных областей , 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей плюс два города республиканского подчинения – Москва и Ленинград (ныне Санкт-Петербург). При этом в 8 автономных республиках национальные меньшинства по своему численному составу превосходили русское население. После распада Советского Союза, и особенно после событий 19 августа 1991 года, в стране активизировались национально-сепаратистские движения. Во многих автономных республиках и областях стали звучать громкие заявления о местном «суверенитете власти», иногда дело доходило до объявления своей независимости. В январе 1992 года Верховный Совет России постановил повысить статус 16 автономных республик и 4 автономных округов до республиканского и наделить их правами, аналогичными тем, что были у бывших республик СССР – иметь собственную конституцию и законодательные органы. В декабре того же года Чечено-Ингушская Республика распалась на две отдельные республики, в результате чего число субъектов Российской Федерации выросло с 88 до 89. Предоставление республиканского статуса автономным республикам не только не смогло помешать разгулу национального сепаратизма и движению за местное самоопределение, но даже, наоборот, усилило их. Начавшаяся в декабре 1994 года Чеченская война стала крупнейшим межнациональным конфликтом после распада СССР.
Планам этим в силу целого ряда причин не суждено было сбыться, и косовский вопрос на долгие годы оставался внутренним вопросом Сербии и Югославии. Особый статус территориальной политической единицы Космет получил после образования Федеративной народной республики Югославии (ФНРЮ) в 1945 году. Причем, каждое последующее десятилетие повышало статус этой единицы и приносило существенное расширение автономии – от
автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края с широчайшими полномочиями, практически равноправного с республиками субъекта федерации по конституции 1974 года. Фактически, на протяжении всего существования социалистической Югославии, создавались условия как для максимальной концентрации албанцев в крае, так и для его выделения в самостоятельную политическую единицу.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства – Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа.
Сегодня в мире существуют различные виды территориальной автономии: от административной (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке, некоторые дополнительные полномочия для местных органов) до государственной. В некоторых государствах автономные права предоставляются всем административным единицам, и в результате возникает так называемое «государство областей» (региональное государство). Такими региональными государствами сегодня являются Италия (по Конституции 1947 г.), Испания (по Конституции 1978 г.), Шри Ланка (согласно поправкам к Конституции 1978 г.) и ЮАР (после реформ 1994–1996 гг.). При этом речь не идет о детальном совпадении прав у всех автономных образований. В Испании территориальная автономия, имеющая некоторые черты национально-территориального характера (Арагон, Андалузия, Галисия, Страна басков), сочетается с автономией, обладающей чертами и областного районирования (Астурия, Леон, Валенсия). В Италии пять выделенных
автономных областей имеют определенные особенности национального, лингвистического, бытового характера, остальные 15 созданы по территориальному признаку. Иногда высказываются утверждения, что создание регионального государства – новое явление современности[41]. На самом деле такие «государства автономий» вовсе не являются порождением только нашего времени. Сто лет тому назад аналогичным образом именовали Австрию, точнее, австрийскую часть Австро-Венгерской империи. Г. Еллинек прямо именовал ее «государством областей или земель, своего рода федерацией»[42], а З. Авалов утверждал: «Благодаря областному самоуправлению, которым уже сорок лет наделены австрийские земли, народности монархии получили возможность быстро развиваться во всех отношениях. Благодаря ему нашла применение созидательная энергия национальной солидарности»[43].
Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ России. Формами национального самоопределения в Российской Федерации, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и
автономная область , а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава РФ) не допускается.
Органы исполнительной власти России, субъектов РФ при осуществлении полномочий в своей работе взаимодействуют с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии в мирных целях в республиках, областях, краях, городах федерального значения,
автономных областях , автономном округе.
Первым практическим воплощением теории экономического районирования стал план ГОЭЛРО. В основу плана было положено 3 принципа – экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть народного хозяйства страны с определенным комплексом производств; национальный, учитывающий состав населения, особенности его труда, быта и культуры; административный – с учетом административно-территориального деления. По плану ГОЭЛРО в 1920 г. были выделены 8 районов, а к 1922 г. государство было разделено на 21 экономический район. В 1938–1940 гг. была разработана новая сетка из 13 крупных экономических районов. В 1963 г. был осуществлен переход на новое районирование из 18 экономических районов. С разделением в 1982 г. Северо-Западного экономического района на Северный и Северо-Западный их стало 19. К моменту распада СССР в 1991 г. в России сохранилось 11 крупных экономических районов. Сейчас в составе РФ есть республики, края, области,
автономная область и национальные округа.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области , автономных округов – равноправных субъектов РФ. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Среди других проектов объединения следует выделить предложения по объединению советских республик на основе конфедерации; также предлагалось распустить РСФСР и создать на основе входивших в ее состав
автономных областей федеративное государство. Однако указанные предложения не получили необходимой поддержки в республиках.
Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде собственности федеральной и субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области , автономных округов) (ст. 214 Гражданского кодекса РФ).
Россия – федеративное государство. Государственное устройство как институт государственного права: понятие, конституционное закрепление. Устройство территории и структура государственной власти. Административно-территориальное деление как институт государственного права, его значение для государственного и социального управления. Классические формы государства (унитарное, федерация, конфедерация). Понятие, виды и организация территории унитарного государства. Автономия в унитарном государстве, ее виды (территориальная, национальная и культурная). Власть центра и местное управление (самоуправление). Статус административных (зависимых) территорий. Тенденции современного унитаризма. Идеи федерализма и практика государственного строительства. Классические формы федерации (территориальные и национально-территориальные). Принципы построения классической федерации. Субъекты федерации: их статус, представительство в органах федеральной власти и участие в ее осуществлении. Особенности функционирования субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей,
автономной области , автономных округов и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга). Соотношение законодательства федерации и ее субъектов. Тенденции развития современного федерализма. История российской государственности и Российской Федерации. Особенности и проблемы Российской Федерации в современных условиях. Многонациональный характер национально-государственного устройства Российской Федерации. Отличительные признаки федеративной формы государственного устройства России. Состав и политико-правовая характеристика субъектов Российской Федерации. Конфедерация. Исторический опыт и проблемы их воссоздания и функционирования.
Сейчас в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения,
автономная область , автономные округа и муниципальные образования (ст. 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). И в настоящее время в гражданском праве государство не представляет собой единый и неделимый субъект.
По мере развития парламентаризма выявлялась такая категория представительства, как территориальное и национально-территориальное представительство. Как правило, они воспринимались в единстве. Далеко не везде, как в нашей стране, национальный фактор отражался в организационном оформлении представительства. Да и у нас наименование в Верховном Совете СССР одной из палат Советом Национальностей отнюдь не означало, что она формируется лишь из граждан какой-то определенной национальной принадлежности. К тому же квоты избрания депутатов определялись по принципу: от союзной республики – 32, от автономной республики – 11, от
автономной области – 5, от автономного округа – 1. Таким образом, это было все же национально-территориальное представительство, и депутатом мог стать представитель любой национальности, проживающей на данной территории. Что касается других стран, то и в федеративных и в унитарных государствах представительство в общегосударственном парламенте является территориальным – от субъектов федерации или от административно-территориальных единиц высшего уровня.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения,
автономной области , автономного округа.
Образовательная организация, созданная субъектом Российской Федерации – республикой, краем, областью, городом федерального значения (Москва, Санкт-Петербург),
автономной областью , автономным округом (на основе государственного имущества), является государственной образовательной организацией. Порядок создания, реорганизации и ликвидации находится в ведении субъекта Российской Федерации на основании решения уполномоченного органа государственной власти этого субъекта РФ. Например: на базе государственного имущества, принадлежащего г. Москве, создан Московский городской педагогический университет (МГПУ); Московский областной педагогический университет (МГОУ) был учрежден субъектом Российской Федерации – Московской областью, имущество этой образовательной организации является государственным и принадлежит указанному публично-правовому образованию.
Значительную часть нормативных правовых актов о местном самоуправлении, принимаемых органами государственной власти, составляют законы субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституции республик; уставы краев, областей,
автономной области , автономных округов; законы о местном самоуправлении и др.
Становление местного самоуправления является одним из главных направлений современных реформ. В федеральном законодательстве понятие о муниципальной собственности впервые упоминается в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты). Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных округов,
автономной области , городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Алтайский край в его современных границах входил в состав Томского разряда (1629), Томского воеводства (1637), Сибирской губернии (1708), Колыванской области (1779), Тобольской губернии (1796), Томской губернии (1804), Алтайской губернии (1917), Сибирского края (1925), Западно-Сибирского края (1930). Из состава Алтайского края, образованного в 1937 г., в 1991 г. выведена в статусе Республики Алтай, Горно-Алтайская
автономная область . С той поры границы края остаются неизменными.
В качестве примера, в чем-то противоположного станице Галюгаевская, приведем описание межэтнических отношений в селе Кичмалка Зольского района Кабардино-Балкарии. Согласно исторической справке, которая приводится в статье Капустиной и Захаровой[101], «…населенный пункт Кичмалка возник в 1927 г. в результате переселения раскулаченных в период коллективизации жителей степных районов Кабардино-Балкарской
автономной области – украинцев, немцев, русских, осетин. Однако еще в 1860-х гг. примерно в этом месте находился аул Магомета Жерештиева, территория современного села была прирезана к Урусбиевскому обществу. Свои земельные участки имели здесь и карачаевцы… В 1935 г. по причине селевого схода в Кичмалку переселяются балкарцы из с. Шыкъы… Со временем русское население выезжает из Кичмалки, а в 1944 г., как и повсеместно по республике, из села было депортировано все балкарское и карачаевское население. В период депортации в Кичмалке проживают кабардинцы, переселявшиеся сюда из окрестных сел. После 1956 г. в село приезжают балкарцы и карачаевцы, причем не только те, кто жил здесь до 1944 г., но и выходцы из других балкарских сел.