Связанные понятия
Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.
Советизация — процесс установления Советской власти в том или ином регионе и введение советских порядков там.
Автоно́мная респу́блика — форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии в Союзе ССР и некоторых других государствах и странах.
Третий
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проходил 10—18 (23—31 января) 1918 года в Петрограде, в Таврическом дворце.
Сове́ты — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в РСФСР, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.
Упоминания в литературе
Централистское государство. Источником и носителем власти в таком государстве тоже провозглашается нация. Но разделение властей и парламентаризм отвергаются, в основу правления закладывается принцип централизма («демократического централизма»)[36]. Высшим органом власти выступает национальное представительное собрание, избираемое посредством прямых (Вьетнам, Северная Корея, Куба, Лаос) или косвенных выборов (Китай). Национальное представительное собрание либо избирает свой постоянный орган, главу государства и формирует правительство (Китай, Вьетнам). Либо избирает свой постоянный орган и его председателя, одновременно являющегося главой государства и правительства, и формирует правительство (Куба). Либо избирает свой постоянный орган и его председателя, еще один высший орган власти и его председателя и формирует правительство (Северная Корея[37]). Либо избирает свой постоянный орган, главу государства, входящего в состав этого органа и назначающего главу и членов правительства с согласия национального представительного собрания (Лаос). Должностные лица, избранные или назначенные национальным представительным собранием несут перед ним ответственность и могут быть им отстранены. Роспуск национального представительного собрания не предусматривается. Главенствующую роль в централистском государстве играет правящая партия коммунистического толка, фактически составляющая часть государственного аппарата, руководство ею и государством обычно совмещается в одних руках. Создание других партий либо не допускается, либо они образуют постоянную коалицию вместе с правящей партией. Централистские государства сами себя определяют как «социалистические государства». В СССР, который был эталонным централистским государством (даже с учетом своего федеративного устройства), была разработана концепция «социалистической республики» («
советской республики », «народно-демократической республики»).
Особую нишу среди нетипичных республик занимали
республики советского типа. Для этой формы правления было характерно отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов. Особенностью формирования властных структур при якобы всенародных выборах было совмещение основной работы депутата и его деятельности в Советах. Сочетание такого типа республики с недемократическим режимом приводило к потере самого смысла принципа республиканского государственного устройства.
И далее следовало перечисление тех отраслей, которые подлежали объединению. Среди них были не только военная организация и военное командование, но и советы народного хозяйства, железнодорожное хозяйство и управление, финансы, комиссариаты труда этих республик.[133] Объединение этих жизненно важных отраслей производилось притом, что признавалась независимость всех
советских республик , более того, эта независимость в постановлении прямо подчеркивалась. Хотя среди руководства российской компартии имелись и другие настроения. В литературе обращено внимание на интервью Л. Б. Каменева газете «Правда» опубликованное 24 мая 1919 г., где он призывал к слиянию Украины и России.[134] А в июне того же года при ВЦИК создается специальная комиссия во главе с тем же Л. Б. Каменевым и в которую входили Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, Д. И. Курский, с целью изучения вопроса о вхождении национальных республик в состав РСФСР.[135] В работе комиссии принимали также участие Л. М. Карахан, А. И. Рыков, Э. М. Склянский, то есть комиссия была весьма представительной. Можно только предположить какими могли быть решения этой комиссии, по известным причинам не завершившей своей работы, зная взгляды Каменева того времени, а также тогдашние взгляды председателя Совнаркома Украины Х. Г. Раковского. На заседании комиссии 2 июня 1919 г. Раковский подчеркивал возможность постоянного объединения только на началах федеративного устройства при создании единого органа верховного управления в виде Федеративного Совета Республик. Как временную, предварительную меру он предложил введение в состав ВЦИК представителей Республик и подчинение ряда республиканских наркоматов соответствующим ведомствам РСФСР.[136] Во время Гражданской войны предпринимались и конкретные шаги по разработке единой политики в области народного образования и культуры.[137]
После Февральской революции борьба с абсолютизмом в российских условиях приняла форму борьбы не столько за ограничение монархической власти, сколько за упразднение института монархии вообще. Октябрьская революция оказалась поворотной вехой в истории российской государственности. Отказ от известных европейской цивилизации демократических форм правления сопровождался строительством нового типа государства –
советской республики . Построение системы советской власти основывалось на принципе народного суверенитета, который был важнейшим условием легитимации монопольного господства одной партии, лидеры которой выступали от имени народа, сохраняя рычаги механизма государственной власти для трансформации общества. Для советского конституционализма, носившего во многом мнимый, номинальный характер, были характерны следующие черты: закрепление социалистических ценностей и социалистического правосознания, которые не признавали идеалов правового государства и гражданского общества; отсутствие конституционной регламентации деления права на публичное и частное, вследствие чего запрещались институты гражданского общества, чрезмерно ограничивались политическая и экономическая свободы; наличие системы советской власти, которая строилась на основе принципа демократического централизма, обеспечивавшего подчинение вышестоящим советам нижестоящих, и принципа полновластия советов, который носил номинальный характер и предназначался для легального камуфлирования фактического господства правящей партии и советской номенклатуры; четко выраженный классовый характер демократических положений при стремлении построить бесклассовое общество; отрицание естественно-правовой природы прав человека, признание конституционными нормами и правоприменительной деятельностью только прав гражданина, которые носили производный от государства характер; широкое развитие системы Советов в центре и на местах, которые являлись представительными органами государственной власти и действовали на непостоянной и непрофессиональной основе с применением императивного мандата депутатов различного уровня.
Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики . Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. – с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.
Связанные понятия (продолжение)
Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика Белоруссия (ССРБ; белор. Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка Беларусь, ССРБ) — государственное образование, существовавшее на части территории современной Белоруссии с 1 января до 27 февраля 1919 года; с 31 января 1919 года официально называлась Социалистическая Советская Республика Белоруссия, с 1922 года — Белорусская Социалистическая Советская Республика. ССРБ считалась советскими историками и продолжает рассматриваться в белорусской историографии как часть...
Диктату́ра пролетариа́та — в марксистской теории форма политической власти, выражающая интересы рабочего класса. Согласно марксизму, во время превращения капиталистического государства в бесклассовое коммунистическое общество должен пройти переходный период, когда государство ещё будет существовать, но власть в этом государстве будет принадлежать пролетариату, а формой власти будет диктатура. В этот переходный период неограниченная власть, по теории Маркса, будет употреблена на то, чтобы разрушить...
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.
Российская республика — название государства на территории России с 1 (14) сентября 1917 по 25 октября (7 ноября) 1917 год. Провозглашена постановлением Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 года до решения вопроса о государственном устройстве Учредительным собранием, для которого оно избиралось.
IV
Всероссийский Съезд Советов (Четвёртый Чрезвычайный Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов) (14—16 марта 1918, Москва).
Автоно́мная о́бласть — форма государственной автономии в СССР и в некоторых других государствах (например, Автономная область Западная Босния, Автономная область кри). Из постсоветских стран автономные области в настоящее время существуют в России (Еврейская автономная область) и Таджикистане (Горно-Бадахшанская автономная область). Автономными областями иногда именуют автономные регионы Испании. Кроме того, были созданы Сербские автономные области на территории государств, образовавшихся при распаде...
Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом...
Вре́менное прави́тельство — правительство, создаваемое в государстве, стране (или каком-либо её регионе) на время переходного периода или чрезвычайного положения, как правило, при смене политического строя или политического режима, противниками существующей власти (сепаратистами (в регионах и странах), бунтовщиками).
Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (сокр. Совнарком РСФСР; СНК РСФСР; до 1918 — Совет народных комиссаров) — правительство советской России в 1917—1946 годы. Учреждён 25 октября (7 ноября) 1917 «в качестве временного рабочего и крестьянского правительства» под названием Совет народных комиссаров, которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года.
VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.
Исколат (Исполнительный комитет совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии, Республика Исколата, латыш. Iskolats, Iskolata Republika) — условное название латвийского советского государственного образования на неоккупированной германскими войсками территории Видземе и Латгалии с декабря 1917 до февраля 1918 года.
Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Прошло 29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля 1917. В совещании участвовало 480 делегатов от 139 Советов, 13 тыловых воинских частей, 7 действующих армий и 26 отдельных частей фронта.
Фабрично-заводские комитеты , фабзавкомы — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года. Именно им Ленин вскоре после июльских дней предлагал передать всю полноту власти (вместо лозунга «Вся власть советам!» — «Власть фабзавкомам!»).
«Пара́д суверените́тов » (1988—1991) — наименование конфликта между союзным центром и союзными республиками, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР (ст. 74) и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
Пе́рвые декре́ты сове́тской власти — обозначение ряда декретов выпущенных в 1917-1918 годах после Октябрьской революции 1917-го года пробольшевистскими II Всероссийским съездом советов рабочих и солдатских депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (СНК). Большинство исторических источников относят к этим декретам документы, выпущенные в ноябре — декабре 1917 года, некоторые источники также относят к их числу некоторые документы, изданные в...
Эстляндская трудовая коммуна (сокр. ЭТК; эст. Eesti Töörahwa Kommuuna, в современном написании: Eesti Töörahva Kommuun (ETK)) — провозглашённая 29 ноября 1918 года в Нарве и просуществовавшая до 18 января 1919 года советская республика на территории современной Эстонии.
Мирова́я револю́ция — идея Карла Маркса и Фридриха Энгельса о том, что коммунистическая революция — единый интернациональный процесс завоевания пролетариатом государственной власти и радикального преобразования общественных отношений.
Большевики ́ — радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков (сокращённо Б-ки; полунасмешливая кличка, бывшая популярной в начале XX века — Беки).
IX Всероссийский съезд Советов — Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года. Среди вопросов, обсуждавшихся на съезде: внешняя и внутренняя политика правительства, ход новой экономической политики, развития сельского хозяйства, помощь голодающим, восстановление промышленности, трансформация ВЧК в ГПУ при НКВД. Съезд утвердил декрет СНК «Об электрификации Р.С.Ф.С.Р.», закрепивший шаги по выполнению плана ГОЭЛРО.
Рабочий контроль — контроль, осуществляемый самими рабочими над производством, распределением продуктов и связанными с ними процессами. Необходимость рабочего контроля отстаивается левыми движениями, такими как коммунизм (в частности, троцкизм и титоизм), демократический социализм, социальный анархизм и христианский социализм.
Ле́вые коммуни́сты — внутрипартийная оппозиция внутри РКП(б), образовавшаяся в январе 1918 года. Призывали немедленно экспортировать революцию в другие страны с целью перехода к мировой революции, так как без этого социалистическая революция в России погибнет. Наибольшую известность приобрела борьба «левых коммунистов» против Брестского мира (1918), они считали мир с «империалистическими» странами принципиально недопустимым. Во внутренней политике они предлагали полностью уничтожить банки и форсировать...
«Росси́я Еди́ная, Вели́кая и Недели́мая» (другими словами «За Великую, Единую и Неделимую Россию») — один из основных принципов (наряду с принципами «непредрешения государственного устройства» и верности союзникам по Антанте) внешней и внутренней политики Белого движения, сформулированный на начальном этапе Гражданской войны в России как ответная реакция на захват власти большевиками и провозглашение ими курса на интернационал, «самоопределения наций» и мировую революцию. Фактически единственный...
Петрогра́дский вое́нно-революцио́нный комите́т — орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 12 (25) октября 1917, как заявлялось, для защиты революции от «открыто подготавливающейся атаки военных и штатских корниловцев» по инициативе председателя Петросовета Л. Д. Троцкого, а фактически подготавливавший и руководивший Октябрьским вооружённым восстанием в Петрограде. ВРК позиционировал себя как многопартийный орган Петросовета; в его состав, помимо большевиков, входил также...
Группа демократического централизма («децисты») — группа в РКП(б), возникшая в начале 1919 года. Возглавлялась лидерами «левых коммунистов» — Т. В. Сапроновым, В. В. Осинским, В. Н. Максимовским, М. С. Богуславским и другими. К 1920 году создали отдельную фракцию, которая и стала основой «Группы демократического централизма» . После решения X съезда РКП(б) о роспуске всех антибольшевистских партий, часть «децистов» не согласилась с данным решением и продолжила борьбу, следствием чего было решение...
Большеви́зм (от большевик) — революционное марксистское течение политической мысли и политический режим, связанный с формированием жёстко централизованной, сплочённой и дисциплинированной партии социальной революции, ориентированной на свержение существующего государственного строя, захват власти и установление «диктатуры пролетариата».
Пролетарский интернационализм — марксистская концепция интернационализма, подчеркивающая единство интересов трудящихся классов разных стран. Согласно этой концепции, угнетённые классы (пролетарии) сходны в своих задачах, заключающихся в необходимости свержения эксплуататоров (например, знаменитый лозунг «Манифеста коммунистической партии» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Классики марксизма подчеркивали, что межнациональные проблемы отступают на второй план по сравнению с классовыми задачами...
Государственное совещание в Уфе (известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание) — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г.
Всероссийское демократи́ческое совещание (Демократи́ческое совещание) — совещание представителей политических партий и общественных организаций, проходившее в Петрограде 14—22 сентября (27 сентября — 5 октября) 1917 г. Итогом Совещания стало создание Предпарламента.
Вое́нная оппози́ция — группа делегатов VIII съезда РКП(б) (в основном левые коммунисты), выступавшая за сохранение партизанских методов управления армией и ведения войны, против строительства регулярной армии, привлечения «буржуазных» военных специалистов, приветствий красноармейцами военных начальников. Фактически выступали против строительства регулярной армии. В военную оппозицию входили А. З. Каменский, В. М. Смирнов, Г. И. Сафаров, Г. Л. Пятаков, А. С. Бубнов, Ем. Ярославский, В. Г. Сорин, К...
Дискуссия о профсоюзах (или Профсоюзная дискуссия) — исторически сложившееся наименование событий конца 1920 — весны 1921 года, в ходе которых занимавшие высокие посты члены РКП(б) высказывали программные заявления о текущей и перспективной роли и задачах профсоюзов в экономической и политической жизни страны. Дискуссия и полемика велись как на различных Съездах в этот период, так и на страницах ряда центральных газет. В ходе дискуссии внутри РКП(б) сформировался ряд «групп», придерживающихся того...
Совде́п — Совет депутатов. Согласно положению, закреплённому Конституцией 1918 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика декларировалась как федерация Советов разных уровней. Местные Советы депутатов (городские и сельские) формировались прямым голосованием, а Съезды Советов (уездные, губернские и т. д.) состояли из депутатов местных Советов. Местные Советы депутатов сокращённо именовались «Совдепами».
Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.
Распа́д Росси́йской импе́рии — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике, социальной структуре, общественной и политической сфере Российской империи, приведшие к прекращению существования Российской империи.
«Меньшевики ́» — умеренное крыло Российской социал-демократической рабочей партии, с 24 апреля 1917 — самостоятельная Российская социал-демократическая рабочая партия. Лидеры: Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Те́рская Сове́тская Респу́блика в составе РСФСР, на территории бывшей Терской области Российской империи, март 1918 — февраль 1919 г.
Подробнее: Терская советская республика
Наро́дный комиссариа́т по иностра́нным дела́м РСФСР (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР, НКИД или Наркоминдел) — центральный исполнительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1923 гг. и в 1944—1946 гг.
«Рабочие советы » — орган, осуществляющий рабочий контроль на предприятиях (или школах, или фермах) по принципу временного представительства делегатов от рабочих с правом немедленного их отзыва.
Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.
«Однородное социалистическое правительство » существовало исключительно как идея в России в 1917 году и противопоставлялось коалиционному Временному правительству буржуазных и революционно-демократических партий.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 1922 г. в связи с окончанием гражданской войны и победой советской власти на территории не только РСФСР, но и других
советских республик , актуальным стал вопрос об их объединении в новое государство. Какую для этого государства использовать форму? И.В. Сталин и его сторонники в партийном и государственном руководстве выдвинули план а., т. е. вхождения Украины, Белоруссии, республик Закавказья (создавших к тому времени свою федерацию – ЗСФСР) в РСФСР в качестве ее автономных единиц. Конечно, превращение ставших независимыми республик в автономные части РСФСР означало бы существенное понижение их статуса и могло бы негативно сказаться на настроении местного населения, довольно сильно охваченного идеями национального самосознания. Нельзя было исключать и упреков России в тяге к прежним имперским амбициям. В.И. Ленин категорически выступил против этого плана, доказывая, что в новых условиях может речь идти исключительно о вхождении и России, и всех названных республик на равных условиях в новый федеративный союз. Такое объединение юридически равных субъектов в новую федерацию было оформлено созданием 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.
Кроме того, органы безопасности не входили в организационную структуру партийного аппарата, они работали по директивам правящей партии и под ее контролем, к тому же в Советском государстве не было ни одной структуры, которая не была бы создана без участия РКП(б). Безусловно, органы безопасности были частью системы государственной власти и государственного управления. Но особой ее частью. Именно «от полноты, интенсивности и своевременности мероприятий, принимаемых ВЧК, зависит, быть может, самое бытие
Советской республики »6. Дзержинский указывал на необходимость тесной связи в работе чекистов с Советами и различными наркоматами и другими ведомствами: «У нас должна быть ставка на местную власть».7 Он писал, что сотрудники органов ВЧК-ОГПУ не должны подчеркивать «прав и власти ЧК», держаться скромнее, работать под руководством губисполкомов и губкомов, «у которых вся полнота власти, а не в губчека»8. Более того, Дзержинский считал «вообще опасным, если губчека или ос[обые] от[делы] будут думать, что они только соль земли…Чека и особые отделы должны объективно сыграть громадную роль в борьбе с неурядицами. Но это возможно только тогда, если субъективно и даже формально (в правовом отношении) мы будем только слугами (а не спасителями) других ведомств. А от политики (спецы-антиспецы, верхи-низы и т.д.) мы должны бежать».9 Он писал, что органы ВЧК «никогда еще не нарушали партийных директив и линии, а всегда были и есть слуга партии и борец партии» 10; «ЧК должна быть органом Центрального Комитета, иначе она вредна, тогда она выродится в охранку или в орган контрреволюции».11.
Марксистские партии, такие как Югославянская социал-демо кратическая партия (ЮСДП) и словенская фракция Ком мунистической партии Югославии (организована в 1920 г.), выступали за коренные изменения в обществе. ЮСДП рассматривала создание югославского государства в качестве первого шага на пути к балканскому союзу республик всех южных славян и осуждала сепаратизм. Главным условием для этого должно было стать создание единого югославянского народа[18]. Партия выступала за общественную собственность на средства производства, строительство народной республики и самоуправление общин[19], требовала проведения аграрной реформы, социальной защищенности рабочих. Словенские коммунисты стремились к революционной классовой борьбе и созданию коммунистической рабоче-крестьянской
советской республики , выступали за мир между народами и установление дипломатических отношений с Советским Союзом. Так же как и ЮСДП, они считали необходимым создание единого югославянского народа.
До начала новой экономической политики на I съезде Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 26 мая 1918 года была обнародована правительственная программа экономических отношений с капиталистическими странами, в которой были декларированы первые 12 основных положений по вопросу о концессиях (основания и условия предоставления концессий). В этих положениях четко прослеживается то обстоятельство, что изначально одним из основных принципов внешнеэкономической политики
Советской Республики в отношении допуска в страну иностранного капитала был возмездный характер отчуждения концессий, а также возможность строгого государственного регулирования их деятельности.
Все централистские государства согласно официальным декларациям развиваются по социалистическому пути. Принятие централистской формы правления было важным составным элементом «социалистического выбора». Централистское государство, как правило, даже именует себя «социалистическим», «народным» или «народно-демократическим». В советском союзе, который был эталонным централистским государством, образцом для всех остальных, в свое время была разработана концепция «социалистической республики» («
советской республики »).[164]
Республика Беларусь и большинство стран СНГ отказались от модели
республики советского типа и находятся в поиске наиболее приемлемых вариантов формы правления. В них устанавливается режим республики президентского или полупрезидентского типа. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется традициями и влиянием западноевропейской политической культуры.
В. И. Ленин одним из первых заявил о политической партии пролетариата и о диктатуре партии. «Когда нас упрекают в диктатуре одной партии, мы говорим: “Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем, потому что это партия, которая в течение десятилетий завоевала положение авангарда всего фабрично-заводского и промышленного пролетариата”» [433, с. 134]. В системе диктатуры пролетариата В. И. Ленин руководящую роль отводил партии. Особое внимание в теоретических разработках уделялось внутренней политике. Ленин предлагал особое внимание уделить политическому строю, укрепить партию пролетариата как единственную партию, просмотреть и усовершенствовать принципы работы как государственного, так и партийного аппарата [431, с. 343]. Он отмечал: «В обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на определенной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» [435, с. 137]. В 1920 г. В. И. Ленин, провозглашая идею главенствующей роли политической партии, заявил, что «вся юридическая и фактическая конституция
Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу, чтобы связанные с пролетариатом коммунистические элементы могли пропитать этот пролетариат своим духом» [434, с. 402–403].
Республики советского типа – все органы государства действуют на основе решений компартии, под ее руководством и контролем.
С этого момента ситуация стала коренным образом меняться, что позволило группе Сталина приступить к работе по изменению конституции. Нельзя исключить, что поначалу предполагалось любым способом и под каким угодно предлогом изъять из нее первый раздел – «Декларацию об образовании СССР», пронизанную духом открытой конфронтации со многими странами. «Декларация» не только провозглашала, что «со времени образования
советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма». В соответствии с генеральной целью Коминтерна и идеей мировой пролетарской революции объявлялось: «Новое Советское государство открыто всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем», оно является «решительным шагом на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику»[132].
Прообразом Совнаркома СССР был Совет Народных Комиссаров – первая в истории советского государства коллегия председателей комиссий, которым было поручено «заведывание отдельными отраслями государственной жизни». Образованный декретами 2-го Всероссийского съезда Советов и ВЦИК 27 октября 1917 года, за пять лет до образования СССР, Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина являлся правительством Российской
Советской Республики (с 1918 года – РСФСР). После образования СССР, Совет Народных Комиссаров РСФСР координировал деятельность советских республик, вошедших в состав Советского Союза, фактически став первым правительством СССР в период между подписанием Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года и формированием Совета Народных Комиссаров СССР 6 июля 1923 года.
Центральная Азия. К весне 1918 г. Советская власть была провозглашена почти на всей территории Центральной Азии (Туркестанский край и Закаспийская область), за исключением Хивы и Бухары, где до 1920 г. сохранялась власть хана и эмира. Однако укрепиться она смогла лишь в Ташкенте и окрестностях. В апреле 1918 г. ЦК большевиков направил в Ташкент чрезвычайного комиссара П. А. Кобозева. Он стал председателем ЦИК Туркестанской
советской республики (TCP), провозглашенной 30 апреля пятым краевым съездом Советов. TCP стала первым советским государственным образованием в Центральной Азии. Летом 1918 г. местные большевистские организации объединились в коммунистическую партию Туркестана, составную часть единой Российской коммунистической партии (большевиков). Советский Ташкент стал форпостом большевизма и Советской власти в Центральной Азии.
5. Республика Советов – разновидность социалистической формы государственного правления. Различают три разновидности этой формы: Парижскую коммуну,
Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые в идеале выступают как государственные формы диктатуры пролетариата. На современном этапе сохранилась в КНР, Кубе, Северной Корее.
Примерно такой же путь проходит и система контролирующих органов в других бывших
республиках Советского Союза.
Итак, всесторонний кризис советской системы и базирующийся на национализме сепаратизм бывших союзных республик предрешили союзную дезинтеграцию. С другой стороны, мощный интеграционный потенциал, заложенный в советской системе, вылился в создание межгосударственного объединения 12 бывших
советских республик , т. е. в СНГ. Уже с самого начала на Содружество легла двоякая задача:
Первая белорусская политическая партия – Белорусская революционная громада – была образована в 1903 году. 30–31 декабря 1918 года в Смоленске состоялась VI Северо-Западная конференция большевиков. Она приняла решение об образовании Социалистической
Советской Республики Белоруссии и объявила себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Белорусской Республики. Так была образована правящая долгие годы в Беларуси политическая партия – Коммунистическая партия Белоруссии[9].
– для буржуазного типа – демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа – Парижская Коммуна,
советские республики и республики народной демократии.