Доходный дом

  • Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских государствах и странах к 30–40-м годам XIX в.

    Квартиры в доходном доме, как правило, сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей (галерейный дом) и однородны по планировке. Построенные в конце XIX — начале XX в. доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома (зданий такого типа особенно много в Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону).

    Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу. В связи с тем, что жилые пространства были относительно небольшие, уменьшалось и расстояние между осями окон, поэтому для таких домов было характерно вертикальное архитектурное членение фасада.

    Доходные дома могли принадлежать как частным лицам, так и различным организациям, ищущим стабильный источник дохода. В Российской империи владельцами доходных домов в числе прочих были учебные заведения, сиротские приюты, монастыри и как коммерческие, так и благотворительные общества. Нередко такие дома строили лично для себя состоятельные архитекторы.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Усадьба Фридриха Густавовича Михельсона — старинная усадьба в стиле неоренессанса, имение киевского промышленника-миллионера в центре Киева. Композиционно состоит из двух смежных жилых построек и двух смежных флигелей. В настоящее время находится в стадии реставрации. Ответственный реставратор и собственник усадебного комплекса — ООО «Дом на Пушкинской», девелопер проекта — Компания НЕСТ.
Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в Шпандауском предместье в берлинском районе Митте — самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии. С 1972 года находятся под защитой государства как памятник архитектуры.
«Ста́линские высо́тки» — семь (по планам восемь) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947—1957 годах, а также строившийся ранее Дворец Советов в Москве и подобные здания в ряде других городов и стран.
Полукаменный дом — тип городского жилища, получивший распространение в российских городах в XIX веке. В то же время это не совсем верно. Использование в строительстве дерева и Камня одновременно имело место еще в средние века. Так например в Псковской земле строились древокаменные крепости (Велье). Кроме того, древний тип городского здания в России — палаты, как правило имел от одного до трех каменных (кирпичных) этажей, а уже сверху надстраивались один-два деревянных этажа. Если каменные этажи использовались...
Серии жилых домов — жилые здания, построенные по объединенной в серию группе типовых проектов, которые, внутри серии могут отличаться этажностью, количеством секций, ориентацией и незначительными деталями архитектурной отделки. Как правило, серия жилых домов имеет ограниченный ряд планировок квартир, общий архитектурный стиль и технологию строительства. Применение серийного проектирования ориентировано на индустриализацию строительства и позволяет получить минимальную себестоимость квадратного метра...

Упоминания в литературе

Дома старого фонда, несмотря на свой почтенный возраст, не относятся к категории ветхого жилья. Реконструированные в наше время особняки и доходные дома стали своего рода элитным сектором рынка коммерческой и жилой недвижимости Москвы. Позволить себе такой роскошный вид недвижимости может далеко не каждый даже очень богатый человек. Назвать точное число реконструированных домов весьма сложно, по различным оценкам, цифра колеблется от 200 до 2000. Например, реконструированный дом общей площадью 560 кв. м на Поварской улице сейчас входит в состав элитного жилого комплекса: этот особняк был построен в 1884 году по проекту архитектора К. И. Андреева и является памятником архитектуры. Такая же участь постигла особняк в Большом Афанасьевском переулке (дом 32): по некоторым данным, сейчас в нем живут представители компании «Альфа-Групп». Другое реконструированное здание – на Малой Молчановке, дом 6 – имеет 5 этажей, в нем расположены 7 квартир, у этого жилого особняка – своя территория, многоуровневая охрана, площадь квартир составляет до 420 кв. м. Особняки, которые относятся к памятникам архитектуры, строго охраняются Государственным управлением по охране памятников (ГУОП). По Закону «Об объектах культурного наследия…» владелец не может делать надстройки, пристройки, менять цвет фасада, внутреннюю планировку, а любой ремонт, даже самый простой, должен тщательно согласовывать с ГУОП. При этом собственник имеет право только на реставрацию здания, которая не нарушает историко-художественную ценность дома. В московском правительстве до сих пор спорят, что выгоднее: заниматься памятниками архитектуры самим и получать прибыль от аренды или все-таки отдавать дома в частные руки.
Только после 1775–1785 гг. мещане, купцы и городские ремесленники стали превращаться в городское сословие, и лишь к середине XIX в. большинство российских городов трансформировалось из аграрно-административных в ремесленно-промышленные и торговые центры[8]. Это несущественно отразилось на типологии жилых зданий провинциальных городов: до 1917 г. практически весь жилищный фонд в них состоял из одно-двухэтажных индивидуальных жилых домов и усадеб. Иная ситуация складывалась в крупных городах, особенно в таких крупных центрах, как Москва и Санкт-Петербург, где на рубеже XVIII–XIX вв. из-за развития промышленности и вызванного этим притока населения широко развивалось строительство доходных домов[9]. Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, возводившийся (или возникавший вследствие реконструкции) с целью извлечения дохода от сдачи квартир внаем. Мерилом достоинства такого дома была его доходность, поэтому дома строились многоквартирные и многоэтажные. Особенно большое значение строительство многоквартирных доходных домов приобретает в 1810—1850-е гг. При этом шло оно по разным направлениям. С одной стороны, в результате обеднения дворянства дворянские особняки делились на несколько богатых квартир и сдавались внаем. С другой стороны, второй, а иногда и третий этажи купеческих домов отделывалось под квартиры для сдачи внаем. А первый этаж предназначался для торговли и был занят магазинами. Кроме того, появились и специально построенные многоэтажные многоквартирные дома, разделенные лестничными клетками на секции. Этажность доходных домов и количество квартир в них зависели от плотности застройки городских земель. Так, в Москве было еще довольно много незастроенной площади, и доходные дома строили невысокими. Типичным был двухэтажный четырехквартирный дом. В Петербурге в центральной части города строили пяти– и шестиэтажные дома, вплотную примыкающие друг к другу[10].
Лучшие архитекторы того времени строили в Москве доходные дома – Ф.О. Шехтель, А.В. Иванов, Р.И. Клейн, Л.Н. Кекушев и другие мастера, которые создавали настоящие шедевры. Приглашение известного архитектора сулило домовладельцу неплохие прибыли. Стоимость квартир в доходных домах зависела не только от местоположения и метража, но и от архитектурных особенностей. Хорошие доходные дома Москвы были почти как дорогие гостиницы: с лифтами, телефонами, стоянками для экипажей, магазинами и салонами на первых этажах, собственными кучерами и посыльными и прочими разнообразными услугами. На вторых этажах доходных домов располагались офисные помещения. Этажи с третьего по пятый занимали семьи купцов, дворян и аристократии, а мансарды – мелкие чиновники и студенты. Лучшими доходными домами в Москве, на мой взгляд, являются «дом-сказка» в Курсовом переулке и доходный дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре.
В 1906 году строение приобрел богатый петербургский промышленник и домовладелец, обрусевший швед Константин Исаевич Розенштейн. Инженер по образованию, владелец завода цементных труб компании «Андре Эллерс», Розенштейн в этот период скупал земельные участки в городе и строил на них доходные дома. В частности, в 1912 году он не без выгоды приобрел два прекрасных больших участка на Петербургской стороне. На одном из них, включенном в проект площади (ныне она носит имя Льва Толстого) на пересечении двух основных транспортных магистралей столицы – Большого и Каменноостровского проспектов, Розенштейн построил красивый многоэтажный жилой дом, привлекающий внимание своеобразием архитектурного решения. Фасад, обращенный на площадь, обработан двумя симметричными шестигранными башнями, поднимающимися выше основного массива дома. Следует отметить, что постройку этого здания начал по собственному проекту будущий его владелец – К.И. Розенштейн, а завершил сооружение архитектор А.Е. Белогруд, использовавший в проекте дома классические образцы, в частности мотивы башен средневековых английских замков.
Лучшие архитекторы того времени строили в Москве доходные дома – Ф. О. Шехтель, В. В. Городецкий, П. Ф. Алешин, Г. П. Шлейфер и другие мастера, которые создавали настоящие шедевры. Приглашение известного архитектора сулило домовладельцу неплохие прибыли. Стоимость квартир в доходных домах зависела не только от местоположения и метража, но и от архитектурных особенностей. Хорошие доходные дома Москвы были почти как дорогие гостиницы: с лифтами, телефонами, стоянками для экипажей, магазинами и салонами на первых этажах, собственными кучерами и посыльными и прочими разнообразными услугами. На вторых этажах доходных домов располагались офисные помещения. Этажи с третьего по пятый занимали семьи купцов, дворян и аристократии, а мансарды – мелкие чиновники и студенты. Лучшими доходными домами в Москве, на мой взгляд, являются дом-сказка П. Н. Перцова в Курсовом переулке архитектора Б. Н. Шнауберта, дом дешевых квартир имени Г. Г. Солодовникова по проекту М. М. Перетятковича на улице Гиляровского, торговый дом В. Ф. Аршинова архитектора Ф. О. Шехтеля в Старопанском переулке, доходный дом Товарищества А. Бахрушина и сыновей К. К. Гиппиуса на Тверской – всех и не упомнить.

Связанные понятия (продолжение)

Фами́лёк (польск. Familok, от нем. Familie — семья) — наименование в Польше многоквартирного жилого дома, предназначенного для рабочих и среднего технического персонала тяжёлой промышленности и их семей, преимущественно для шахтёров и сталеваров. Классические дома такого типа строились в конце XIX и начале XX веков в городах, где основывались крупные производства.
Троицкое поле – исторический топоним в Петербурге. До 1917 года относился к Александровскому пригородному участку, позже вошёл в состав Обуховского, а затем Невского района. В настоящее время этой территории примерно соответствует муниципальный округ «Обуховский».
Архитекту́ра Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Жилой комплекс — это один или (чаще) несколько многоквартирных жилых домов, объединённых единой, специально спланированной территорией, построенных в едином архитектурном стиле и образующих единую территориально-пространственную целостность. Наиболее часто можно встретить аббревиатуру — ЖК.
Шикумэнь — архитектурный стиль жилых домов в Шанхае, сформированный в 1860-х годах и наиболее распространнёный в районе Синьтяньди. Шикумэнь — это сочетание западных и китайских архитектурных элементов нижнего течения Янцзы. Когда стиль был наиболее популярен, около 9000 зданий было выполнено в нём. Эта цифра составляла 60% от общего объёма жилищного фонда города. Сегодня таких домов значительно меньше, так как большинство людей живут в многоквартирных домах.
«Копан» (порт. Edifício Copan) жилое здание построенное в Сан-Паулу в 1966 году по проекту Оскара Нимейера. Строительство было начато в 1957.
Котте́дж (от англ. cottage) — индивидуальный городской или сельский жилой дом (обычно двухэтажный) с небольшим участком земли для проживания одной нуклеарной семьи.
В список самых высоких зданий Перми включены высотные здания высотой более 75 м. Под зданиями здесь понимаются наземные строительные сооружения с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных. Мачты, трубы и прочие технические постройки, не предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, или предназначенные частично (эксплуатируемые этажи занимают менее 50% строительного объёма сооружения), зданиями не являются...
Таунха́ус (англ. townhouse от town — «небольшой город, поселок» и house — «здание») — малоэтажный жилой дом или общественное здание на несколько многоуровневых квартир, как правило, с изолированными входами (то есть без общего подъезда), получивший распространение в европейских городах и пригородах на территории застройки средней плотности. Каждая квартира таунхауса в большинстве случаев (но не обязательно) имеет отдельный вход с улицы, иногда гараж и небольшой палисадник. Несмотря на некоторую структурную...
Гости́ный дво́р (от слова «гость») — комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов). В крупных городах обычно существовало несколько гостиных дворов, практиковалось деление по географическому охвату (расположение в разных районах города), по отраслевому признаку, по национальному признаку. Гостиные дворы всегда создавались обособленно от других построек города и не принадлежали городским общинам, а составляли отдельную...
Дом на канале (нидерл. grachtenpand) — определённый распространённый тип старых домов в Нидерландах и окрестностях. Типичный дом на канале узкий (два-три окна), высокий (три-пять этажей), глубокий и слегка наклонённый, постройки XVII-XVIII вв. Из-за постоянной угрозы затопления главный вход в такой дом делали в бельэтаже, на который вела каменная лестница — в настоящее время (с конца XIX века) некоторые дома перестроены и имеют вход на первом этаже. Нижний и верхний (мансардный) этажи раньше использовались...
Жили́ще — тра­ди­ци­он­ное, по­строй­ка или при­род­ное ук­ры­тие, при­спо­соб­лен­ное для оби­та­ния че­ло­ве­ка. По­ми­мо прак­тической функции, жилище вы­пол­ня­ет сим­во­лическую роль - во­пло­ща­ет идею струк­ту­ри­ро­ван­но­го че­ло­ве­че­ско­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва, защищённого от внеш­не­го хао­са, осу­ще­ст­в­ля­ет связь с пред­ше­ст­вую­щи­ми по­ко­ле­ния­ми се­мьи или ро­да. В этом смыс­ле под жилищем подразумевается не толь­ко собст­вен­но жи­лая по­строй­ка, но и дом в ши­ро­ком...
«Шампанская баня», англ. Champagne Bath, в настоящее время — фитнес-центр «Шампань», англ. Champagne Fitness Center — историческая баня в г. Оттава, Канада. Здание расположено в доме 321 по Кинг-Эдвард-авеню в районе Лоуэртаун.
Особняк — большой, зачастую богато декорированный отдельно стоящий частный дом, иногда дворцового типа. В отличие от загородной виллы, особняк рассчитан на постоянное обитание. Загородный особняк с прилегающими земельными угодьями в дореволюционной России именовался усадьбой.
Мьюз (от англ. mews конюшни) — ряд малоэтажных домов с гаражами (мьюзхаузов), расположенных вдоль одной или двух сторон переулка или проезда, обладающий большой плотностью застройки при сохранении формата жизни «деревня в городе».
Дом Кроля (ул. Постышева, 55) — памятник истории и архитектуры. Построен в Донецке в 1903 году для купца Давида Лазаревича Кроля.
Колония художников в Дармштадте (нем. Darmstädter Künstlerkolonie) — художественная колония (объединение), действовавшее в 1899—1914 под покровительством герцога гессенского Эрнста Людвига (1868—1937), а также сам посёлок художников на холме Матильды (нем. Mathildenhöhe — Матильденхёэ) — комплекс архитектурных памятников немецкого модерна, бо́льшая часть которых спроектирована и построена Йозефом Ольбрихом.
Дворец Млодзеёвских (польск. Pałac Młodziejowskich, называется также Pałac Morsztynów) – дворец в Варшаве в районе Средместье, находящийся по адресу: ul. Miodowa 10 (ул. Мёдова, д. 10), с флигелями со стороны ул. Подвале, д. 7. Построен в стиле барокко в конце XVII в., после чего несколько раз реконструировался.
Являясь одним из старейших и крупнейших городов России, Казань располагает большим количеством исторических и архитектурных памятников, а также рядом известных современных сооружений.

Подробнее: Архитектура и градостроительство Казани
Биржевой дворец (Дворец биржи, порт. Palácio da Bolsa) — историческое здание в португальском городе Порту, построенное в XIX веке городской Коммерческой ассоциацией Порту (порт. Associação Comercial do Porto) в неоклассическом стиле и располагается на площади Инфанта дона Энрике, в историческом центре Порту.
Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы. В 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение...
Блоки́рованная застро́йка — тип малоэтажной жилой застройки, при котором расположенные в ряд однотипные жилые дома блокируются друг с другом боковыми стенами. Каждый из таких домов имеет отдельный вход, небольшой палисадник и, иногда, гараж.
Торго́вый центр (галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс, торговый комплекс, молл) — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий. По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать группу архитектурно объединённых розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке.
Универмаг «Йо́нас» (нем. Kaufhaus Jonaß) — историческое здание в Берлине, памятник архитектуры. Находится у границы так называемого «квартала Кольвиц» на пересечении улиц Торштрассе и Пренцлауэр-аллее в районе Пренцлауэр-Берг, округ Панков. В 1929 году открылось как первый кредитный универмаг. В Третьем рейхе было конфисковано у еврейских собственников и использовалось молодёжной организацией гитлерюгенд. После войны в здании размещалась штаб-квартира СЕПГ. В мае 2010 года в здании универмага «Йонас...
Клубный дом — в России, Украине элитный малоквартирный жилой дом, построенный (или отреставрированный) по эксклюзивному проекту в престижном благоустроенном районе для узкого круга жильцов, относящихся к одному социальному классу.
Николаифиртель (нем. Nikolaiviertel — «квартал Николая») — исторический квартал в берлинском районе Митте на восточном берегу Шпрее, ограниченный рекой, Ратушной улицей (нем. Rathausstraße), Шпандаусской улицей (нем. Spandauer Straße) и Мюлендаммом (нем. Mühlendamm). В центре старейшего жилого квартала Берлина находится церковь Святого Николая.
Вроцлавский крытый рынок (польск. Hala Targowa, нем. Markthalle № 1) — находится в одном из старых районов Вроцлава на перекрёстке Песчаной улицы (польск. ul. Piaskowa, бывшая нем. Sandstraße) у пересечения с площадью Нанкера (польск. pl. Nankiera, нем. Ritterplatz) и улицей Св. Духа (польск. ul. św. Ducha, нем. Heiliggeiststraße) в непосредственной близости от рынка (центр города) (польск. Rynek), острова Песок (польск. wyspa Piasek) и Песочного моста.
Литературно-мемориальный дом-музей Тараса Шевченко — филиал Национального музея Тараса Шевченко. Здесь Тарас Шевченко проживал с весны 1846 до своего ареста — 5 апреля 1847 года.
Виа Джулия (итал. Via Giulia) — улица длиной около 1,5 км в историческом центре Рима. Большая часть улицы находится в районе Регола, и лишь северная часть расположена в районе Понте.
Звона́рская слобода — историческое поселение Москвы, основанное в XV веке и просуществовавшее до семнадцатого столетия . Находилось на левом берегу реки Неглинной, на месте современного Мещанского района.
Да́ча — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания.
Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871—1914 годов, отличалась многообразием стилей — от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг...
Архитектурный каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — разновидность павильона, небольшое здание или архитектурный объект, изначально служивший для развлечения гостей парка дворянской усадьбы.
Палаты князя В. В. Голицына — каменный дворец князя Василия Васильевича Голицына, находившийся на Охотном ряду, на территории нынешнего комплекса зданий Государственной думы РФ. Яркий памятник гражданской архитектуры московского барокко конца XVII века, был снесён в начале 1930-х годов.
Соцго́род (Соцгородок) — жилой микрорайон комплексной застройки типа соцгород в Ленинском районе Новосибирска (один из первых в левобережье). Соцгород расположен за улицей Станиславского и по улице Плахотного (ранее Лагерной).
Сказочный подъезд — бывшая неофициальная достопримечательность города Киев. Находилась в жилом районе Вигуровщина-Троещина по адресу: ул. Радунская, дом 26, 13-й этаж.
И́нсула (лат. Insula, МФА (лат.): ) — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Высотка на шести сотках — это один из распространённых видов мошенничества в сфере жилищного строительства. Представляет собой возведения многоквартирных домов на земельных участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство с целью последующей продажи квартир в построенных домах и получения прибыли.
Дом собраний (фин. Seurahuone, швед. Societetshus) — тип здания общественного назначения, получивший распространение в Финляндии и Швеции в XIX веке.
Микрорайо́н (от греч. mikro — маленький и фр. rayon — радиус, район) — первичная единица городской жилой застройки, представляющая собою комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания, примыкающая к транспортным магистралям.
Блэкфрайерс в Кентербери был приоратом Доминиканского ордена в городе Кентербери, Кент, Англия. Основанный в 1237 году, он располагался по обе стороны от реки Стаур на западе города, рядом с местом, где сейчас стоит театр Марлоу. Некоторые здания монастыря сохранились до наших дней и по-прежнему используются в общественных целях.
Золотой квадрат — городской жилищный массив Алма-Аты, расположенный в границах улиц Желтоксан — Абая — Кунаева — Кабанбай батыра. Городской квартал сформировался в 1930—1970 годах.
Сердце города — крупный проект по реконструкции центра города в Шеффилде (Англия), начатый в 2004 году и завершённый в 2016-м. Стоимость составила 130 млн фунтов стерлингов. Получил своё название из-за расположения в самом центре шеффилдского Сити.
Театр на Моховой — государственный («императорский») театр, действовавший в Москве, во флигеле дома Пашкова с 10 (22) апреля 1806 по 14 (26) октября 1824 года.

Упоминания в литературе (продолжение)

Рядом с железной дорогой находится комплекс жилых домов, состоящий их трех многоэтажных построек разного времени и стиля. По адресу Сердобольская ул., 1, высится доходный дом, сооруженный в 1909–1910 гг. гражданским инженером Германом Антоновичем Кохом в стиле неоклассицизма. Инженер владел и участком земли, и самой постройкой. В 1957–1958 гг. архитектор В.А. Потапов надстроил дом двумя этажами, изменив однообразные фасады старой постройки. Доходный дом Коха связан с историей жизни лидера большевиков В.И. Ульянова (Ленина), о чем напоминает мемориальная доска, установленная на фасаде. Кроме того, в 1938 г. в квартире № 41 (М.В. Фофановой) открылся мемориальный музей, что способствовало сохранению одной из исторических лестниц дома и интерьера начала XX в. в принадлежащей музею квартире после реконструкции конца 1950-х гг. В 1967 г. перед домом открыли бюст Ленина работы скульптора Е.Г. Захарова (арх. В.Ф. Белов).
Строительство доходных домов получило массовое развитие в Европе в 1830-1840-х годах, к нам оно пришло с небольшим опозданием. Именно с доходным домом связано появление внутренних дворов-колодцев, окруженных с четырех сторон многоэтажными постройками. Не нужно думать, что доходные дома строили только в Санкт-Петербурге. Их возводили в Москве, Одессе, Витебске, Могилеве, Ростове-на-Дону и некоторых других русских городах. Вот почему жители этих городов знакомы с таким понятием, как двор-колодец.
Построенный в 1904 году по проекту И. П. Машкова на новой красной линии нарядный пятиэтажный доходный дом № 3 украшен большим керамическим панно и вставками работы талантливого, но очень рано умершего театрального художника Н. Н. Сапунова. Весьма необычны оба балкона над эркерами с их причудливыми козырьками. Нижние этажи здания сдавались под торговые помещения, верхние – под квартиры. В последние годы этот дом занят представительствами иностранных авиакомпаний. Трехэтажный дом с большими окнами слева – более ранняя постройка (1901 г., архитектор М. А. Арсеньев) – был целиком предназначен под магазины и конторы.
Соседний дом, углом, выходящий на улицу Комиссара Смирнова, построен Леонидом Богусским (Богуским) в 1911 г. Автор более пятидесяти доходных домов в Петербурге. Однако, в длинном перечне его построек собственного доходного дома нет.
Развитие торгово-промышленной зоны Калашниковской набережной и проведение работ по сооружению Петербурго-Московской железной дороги активизировали гражданское и жилищное строительство в Рождественской части с начала 1840-х гг. Строительство пассажирского вокзала на Знаменской площади вызвало интерес потенциальных застройщиков к Пескам. Так в 1840–1850-х гг. академик архитектуры А.П. Гемилиан вел строительство гостиницы графа Эссен-Стенбок-Фермора (Знаменской гостиницы) на участке Невский пр., 118 – Лиговский кан., 12 – 1-я Рождественская ул., 1, и доходного дома Эссен-Стенбок-Фермора (Фредерикса) на 1-й Рождественской, 1 / Орловском пер., 2, кроме того, Эссен-Стенбок-Фермор в 1848 г. получил разрешение на строительство торговых бань на своем участке на 2-й Рождественской ул., 17/5. Академик архитектуры П.И. Очаков перестроил доходный дом № 16 по Калашниковскому пр. (1840, 1850 гг.) и в 1845 г. построил дом № 16 по Большой Болотной. В последующие десятилетия здесь перестроены и возведены вновь многочисленные доходные дома, общественные здания и ряд особняков. Епархиальный архитектор И.И. Буланов построил дом № 32 по 3-й Рождественской / № 5 по Дегтярной ул. (1866 г.), дом № 6 по 4-й Рождественской и дом № 15 по Большой Болотной (1872 г.), дом № 158 по Невскому / № 2 по Перекупному пер., дом № 1 по Мытнинской ул / № 19 по 3-й Рождественской (1874 г.) дом№ 4 по Консисторской ул. (1876–1877 гг.), участвовал в перестройке дома № 15–17 по Калашниковскому пр. (1876–1877 гг.), построил особняки Е.Т. Осипова (1879 г.; 4-я Рождественская, 39) и А.Н. Русанова (1885–1886 гг.; 5-я Рождественская, 29), дом Борисоглебского благотворительного общества (1883 г.; Старорусская ул., 14), построил несколько домов на Херсонской улице, в том числе здание товарищества табачной фабрики «Братья Шабшаль» (1878–1879 гг.), участвовал в строительстве Старо-Александровского рынка (1883–1884 гг.; Невский, 148, 150 / Полтавская, 2).
За Богословским переулком бок о бок стоят еще два крупных строения. Пятиэтажный доходный дом Богословской церкви (которая стояла рядом в переулке) № 30/1 построен в 1888–1894 годах по проекту С. И. Тихомирова. О доме № 32 уже упоминалось ранее как о типичной работе архитектора А. Э. Эрихсона. В данном случае в 1901 году он выстроил трехэтажный торговый дом, который впоследствии вырос еще на один этаж.
В 1903 году новым владельцем участка стал потомственный почетный гражданин Николай Никандрович Кононов. Это был известный домовладелец, имевший недвижимость по всему Петербургу. Первым делом Кононов в 1903–1904 годах перестроил по проекту Антония Носалевича дворовый флигель, надстроив два этажа и осуществив внутреннюю перепланировку помещений, в результате чего флигель из хозяйственного сооружения превратился в доходный дом. Это соответствовало духу времени и приносило неплохой доход. Любопытно, что в резолюции Городской управы от 1903 года, разрешающей надстройку этажей, приписано: «под личную ответственность владельца». Очевидно, в Городской управе сомневались, что подобная надстройка возможна технически.
Другой важный этап в развитии этой части Невского относится к 1830-м годам, когда были заново сооружены Немецкая и Голландская церкви с принадлежавшими им домами. Для строительства периода эклектики характерен крупный доходный дом Г.И. Гансена (№ 26). В начале XX века появились новые масштабные акценты: здание компании «Зингер» (№ 28) и торговый дом Ф.Л. Мертенса (№ 21).
Аттербери был необычным архитектором – он проектировал загородные резиденции, особняки, поместья для миллионеров и, наряду с ними, «образцовые» доходные дома, больницы, жилье для малоимущих. При поддержке Фонда Рассела Сейджа он разработал систему, позволявшую строить небольшие дешевые дома, и около сорока их них были построены в Форест Хиллс. Сразу за Привокзальной площадью находится очаровательный комплекс из четырнадцати домов: по их живописному виду вы ни за что не догадаетесь, что они сделаны из готовых бетонных блоков. Аттенбери интересовался панельным строительством и изобрел легкий бетон, в который можно было забивать гвозди (он получил название Nailcrete). Для Форест Хиллс он придумал остроумную схему строительства домов из ячеистых бетонных блоков для полов и стен, которые изготавливались на близлежащей фабрике: дом собирался из ста сорока блоков всего за девять дней{35}. Еще больше впечатляет тот факт, что эти дома, которым сегодня исполнилось почти сто лет, находятся в отличном состоянии – а ведь это был первый опыт панельного домостроения в Соединенных Штатах, а то и в мире.
Заслуживали сохранения и несколько домов, расположенных дальше по улице. Под номером 19 числится солидный доходный дом, выстроенный в 1903 году архитектором Н. П. Матвеевым. Дом № 41, возведенный в конце XIX века, интересен мощными атлантами на фасаде, а соседний особняк № 43 представляет собой работу известного мастера модерна Ф. О. Шехтеля (1896 год). Правда, надстройка 1930-х годов сильно изменила его первоначальный «готический» облик.
В 1967 году на Пироговской набережной, на огороженной строительным забором территории тяжелая техника начала сносить несколько доходных домов XIX столетия, расчищая место для нового современного здания. На плавном изгибе берега Большой Невки строители из Югославии возводили отель международного класса «Ленинград», авторами проекта которого были известные архитекторы С.Б. Сперанский, Н.В. Каменский и В.Е. Струзман. К 1970 году строительство двадцатиэтажного здания, ставшего высотной доминантой, видной с Дворцовой набережной, было практически завершено. Для отделки гостиницы использовались самые современные на то время материалы, была заказана мебель. На втором этаже устроили зимний сад, из окон которого открывался удивительный по красоте вид на Неву. Двухэтажный двухзальный ресторан разместили под стеклянным куполом.
Несколько строений города заслуживают отдельного внимания. Бывший городской доходный дом на Большой Садовой улице, в котором в настоящий момент размещена городская дума и администрация города, является самой красивой постройкой Ростова-на-Дону. Большое здание, с торговыми этажами внизу и жилыми в верхней части, строилось по проекту известного архитектора Александра Померанцева. В украшении фасада строения он использовал итальянский опыт и впечатления, полученные при работе в Палантинской капелле. Во многом это совпало с желанием ростовцев иметь богато украшенное здание городского управления. Весной 1897 года началось его возведение, в 1899 году строительство завершилось, правда, с превышением сметы расходов. Дворцовый тип строения сочетал в себе монументальность форм и изящество архитектурных деталей барокко и ренессанса.
Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по заказу крупного чаеторговца Василия Ивановича Грязнова.
Архитектурный облик Лиговского проспекта определяют здания, построенные во второй половине XIX в. в стиле эклектики и позже перестроенные (часто с повышением этажности и изменением фасада). В конце XIX – начале XX вв. здесь строятся доходные дома и особняки в стиле «модерн» (дома №№ 91 и 125, арх. А.Л. Лишневский; №№ 139, 149, 154, арх. Б.Я. Зонн; №№ 175, 198, арх. Н.И. Товстолес и др.), в 1930-е гг. – в стиле конструктивизма, в 1960—1970-е гг. – в стиле советского внеархитектурного стандарта. Здесь строили видные петербургские зодчие А.А. Докушевский (около 30 построек), Н.И. Товстолес (около 20), В.Ф. фон Геккер (более 10), В.А. Липский (более 10), В.В. Штром, мастерские архитекторов Э.В. Кондратовича, И.М. Чайко. Многие видные архитекторы обследовали здания в районе Лиговки в интересах Петербургского Кредитного общества и составили описания домовладений.
В конце XIX и начале XX столетия вокруг Чистых прудов начали строить доходные дома, помещения в которых сдавались в аренду под квартиры, конторы и лавки. Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) перестала быть единственной доминантой застройки. Некоторые многоэтажки тех лет отличались особенной оригинальностью – например, доходный дом церкви Троицы на Грязех (дом со зверями).
Первый каменный доходный дом появился здесь еще в 1869 г., когда этим участком владел ольденбургский (позже германский) подданный булочный мастер Б. Д. Любберс[81]. Автором проекта этого характерного для архитектуры эклектики дома был А. Р. Гешвенд[82]. Б. Д. Любберс владел этим участком без малого полвека.
Введенскую церковь несколько раз обновляли, в частности, в 1873–1875 гг. сделали новый иконостас. В храме сохранялись древние иконы первого храма и шитье – вклад дочери князя Д.М. Пожарского. В 1905–1907 гг. несколько участков земли около церкви по Кузнецкому мосту и по Большой Лубянке скупило Первое Российское страховое общество, и построило на них доходный дом, выходящий фасадами на обе улицы. Здание с двух сторон своими крыльями как бы обхватывало Введенскую церковь, которая, оказавшись в окружении пятиэтажных корпусов, не потерялась, а стала выглядеть как драгоценная реликвия в их оправе. Здание возвел архитектор А.О. Гунст по проекту петербургского архитектора Л.Н. Бенуа.
Из жилых домов первой половины XIX в. выделим дом Брюна с двумя флигелями и сквером (соврем. адрес: Московский пр., 7, 1837–1838 гг., арх. А. М. Болотов, И. Е. Ерлыков), дом Киселевской (дом № 8, перестроен в 1847–1848 гг., арх. А. И. Швецов, 1870 г., воен. инж. Ф. И. Черненко), доходный дом (дом № 39, 1839 г., акад. арх. А. И. Ланге), дом И. И. Замяткина (дом № 54, 1840 г., арх. В. Е. Морган). Более поздняя жилая застройка представлена рядом многоэтажных доходных домов. Это дом А. Я. Перетца (дом № 1, 1907–1908 гг., гражд. инж. А. И. Зазерский), два дома М. В. Вяземской, построенные на месте печально знаменитой «Вяземской лавры» (дома № 4, 6, 1910–1911 гг., арх. А. С. Хренов, 1914 г., В. А. Погонкин), дом К. Я. Маевского (дом № 16 / наб. р. Фонтанки, 110, 1880–1881 гг., гражд. инж. К. Я. Маевский), комплексом из восьми доходных домов Н. И. Львовой (дом № 61–63, 1875–1876 гг., акад. перспективной живописи Г. Б. Пранг, арх. Н. Д. Федюшкин), дом Мальцева (дом № 126, 1910 г., гражд. инж. С. А. Баранкеев), в стиле модерн, четырехэтажный, с мансардой, прямоугольным центральным и скругленными боковыми эркерами, ряд недорогих многоэтажных доходных домов простейшей архитектуры от Обводного канала до Воскресенского Новодевичьего монастыря – дом № 66 (1904 г., арх. В. А. Липский), дом № 70 (1876 г., инж. – арх. Д. В. Знобишин), дом № 74 (1913–1914 гг., арх. Г. П. Хржонстовский), дом № 78 (1880 г., арх. П. П. Гладов) и др.
К началу XX столетия восточную часть района полностью застроили. В основном это были доходные дома с домами-колодцами и замкнутыми кварталами. Юго-запад района стал промышленной зоной. Жилые дома здесь начали строить только в советские годы. Среди новых зданий – Дворец культуры имени Кирова, выросший практически на топком пустыре, сад «Василеостровец» и больница Ленина.
К началу XX в. здесь, как и в других сретенских переулках, обстановка начинает меняться и появляются новые жильцы, вселяющиеся в новые дома, возводимые на месте одно-двухэтажных. Так, к примеру, к 1903 г. относится живописный жилой дом № 19 (архитектор Д.Д. Зверев), в 1914 г. строится большой доходный дом № 6–8 по проекту архитектора Александра Антонова с дорогими квартирами, с лифтами, ванными, санузлами и дом № 4 его брата Сергея, отделанный керамическими плитками (только недавно там исчезла выложенная над первым этажом надпись «парикмахер»), или с такой же отделкой дом под № 15 (1910 г., архитектор О.О. Шишковский).
Известно, что церковь была каменной до пожара 1629 г., рядом с ней стоял небольшой Никольский храм, который сгорел и более не возобновлялся. В 1812 г. церковь очень пострадала, и ее приписали к соседней Борисоглебской у Арбатских ворот. Разобрали церковь в 1817 г., а участок перешел к частным лицам. Здесь к 1817 г. было выстроено несколько небольших каменных зданий. В одном из них в 1818–1819 гг. жила семья С.Ф. Мочалова, отца и учителя будущего знаменитого актера Павла Мочалова, который тогда только что поступил на императорскую сцену. В 1912 г. новый владелец, купец Титов, задумал на месте старых зданий, в которых находился трактир и при нем извозчичья стоянка, построить семиэтажный доходный дом. Строительство велось в крайней спешке, и к весне следующего года все семь этажей уже были возведены. Однако ранним утром 22 марта 1913 г. окрестные жители проснулись в шестом часу от страшного грохота – обрушилась стена дома по Калашному переулку. Переулок завалило грудой битого кирпича, бревнами, обломками железа на высоту двух этажей, в соседних домах вылетели стекла. К счастью, из-за раннего времени обошлось без жертв. При судебном разбирательстве выяснилось, что причинами катастрофы были спешка, нарушение строительных правил и плохое качество строительных материалов. Суд оштрафовал купца на, 100 рублей, а автора проекта архитектора Н.Д. Струкова приговорил к полуторамесячному аресту. Впоследствии из-за трудностей военного времени к 1917 г. удалось построить части здания, выходящие на Малый Кисловский переулок (№ 3) и Калашный (№ 4), а на углу было выведено только пять этажей.
Новые хозяева, учитывая выгодное местоположение городского особняка, решили его расширить, и в 1834–1835 годах во дворе, с восточной стороны, вырос четырехэтажный флигель. С этого времени владение бывшего придворного лекаря все больше напоминало типичный петербургский доходный дом со многими флигелями и тесными дворами-колодцами. В описании от 1869 года говорится: «Дом старый, но прочный, внутренняя отделка старинная <…> без особых украшений (отмечен только мраморный камин)». В лицевом корпусе было 20 комнат, в них размещались мелочная лавка, швейцарское консульство, штаб инспектора стрелковых батальонов, жила семья кн. Шаховской и чиновница Антонелли.
Под номером 5 на Тверском бульваре значилось два строения. К меблированным комнатам «Малороссия» примыкало здание 1850 года, автор которого забыт. А то, что находилось на углу с Малой Бронной, построил вскоре после Кампиони архитектор Василий Загорский. Самое известное его творение – здание Московской консерватории с Большим залом. В центре на разных улицах сохранилось десять его особняков и доходных домов. Среди них тот, что под номером 7, на другом углу бульвара и Малой Бронной улицы. О нем – позднее.
Напротив этих домов – Малый Афанасьевский переулок, на углу которого с Большим стоит дом № 9/32, построенный по проекту архитектора Н.И. Жерихова для инженера О.С. Вильнера в 1905 г. Второй угол с Большим Афанасьевским образует скромный домик № 14/34, впервые показанный на архивном плане 1834 г. В доме № 7 (1900 г., архитектор В.А. Осипов) помещалось 6-е городское училище. Солидный доходный дом (№ 5/15) стоит на углу Филипповского переулка. Он был выстроен к сентябрю 1913 г. военным инженером Д.В. Стерлиговым. В нем в середине 1930-х гг. была квартира знаменитого скрипача Давида Ойстраха. На другом углу Филипповского переулка – здание посольства Республики Туркмении, где в первые годы советской власти находилось представительство «Хорезмийской народной советской республики» (так называлось государство, образовавшееся в результате разгрома Красной армией Хивинского ханства в 1920 г.).
Под № 14 числятся два многоэтажных дома. Левый, в пять этажей, с большими окнами и эркером на углу, был выстроен в 1909 году по проекту известного автора доходных домов средней руки И. И. Жерихова. Несколько лет назад дом взялись перестраивать, со всех сторон его обставили металлическими конструкциями, поддерживающими старые стены. Темпы работ не внушают надежды на скорое окончание. В 30-х годах появился правый корпус – скучноватое протяженное строение.
Во второй половине XIX века монументальные дворцы-усадьбы постепенно сменяются зданиями, которые приобрели «дворцовый» облик только благодаря богатству декора. Одна из характерных построек той эпохи – дворец сына Александра II, великого князя Владимира Александровича.[55] Здание стоит в сомкнутом ряду жилых домов по Дворцовой набережной, а общая система застройки участка Владимирского дворца схожа с многоквартирными доходными домами.
На рижский модерн оказал большое влияние его немецкий собрат своим рационализмом и вертикализмом, особенно здание универмага «Вертгейм» в Берлине (арх. А. Мессель, 1896). Вертикализм А. Месселя вдохновил рижского архитектора Э. Лаубе на создание доходных домов по ул. Кугю, 11/13(1911), ул. Бривибас, 85, а также внушительное здание бывшего Банка Торгово-ремесленного общества взаимного кредита, отделанного черным шведским лабрадоритом по ул. Бривибас, 33 (оба здания 1912 года). Несомненно, что на проектирование этих и других подобных зданий повлияла архитектура Западной Европы – Германии, Швеции, Австрии – дома в Дюссельдорфе (1908, арх. Я. Ольбрих), в Стокгольме (1905, арх. Э. Штенхаммер), в Вене (1905, арх. Пленчик), поэтому не заметить влияние европейских культур на рижскую.
Рядом, в глубине двора, здание (№ 4), едва уцелевшее от разрушения. В феврале 1914 г. газета «Русские ведомости» писала: «И этот дом ломают. Уже содрана крыша, выломан пол, еще через несколько дней упадут прекрасные колонны, срубят перед ним деревья – все для того, чтобы на месте его воздвигнуть восьмиэтажную громаду». Тогда на его месте паркетный фабрикант задумал строить огромный доходный дом (проект В. А. и А. А. Весниных). Однако благодаря вмешательству общественности разрушение удалось приостановить, а в советское время приступили к восстановлению дома. В пояснительной записке к проекту восстановления (1923 г.) говорилось, что он «…представляет собой только кирпичные стены старого барского особняка, построенного в екатерининское время графом Зубовым. Простояв без каких-либо признаков разрушения до 1913 г., особняк этот был частично разобран, предполагаясь на снос, для постановки на его место большого доходного дома. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война изменила данное предположение, и кирпичные стены (сильно окрепшая кладка на извести) уцелели почти без всяких изъянов до настоящего времени».
На Остоженку переулок выходит доходным домом № 14/3 с оригинальной угловой башенкой и ярким крупным декором в стиле модерн, построенным для купца Я.М. Филатова в 1909 г. архитектором В.Е. Дубовским. О декоре этого дома активно распространяются в расхожей литературе о Москве всякого рода досужие вымыслы – наверху, видите ли, изображена рюмка (самый, возможно, узнаваемый для читателей такой литературы предмет), отчего авторы делали заключение о беспробудном пьянстве и владельца, и архитектора дома. Исследователь творчества архитектора пишет об этом здании: «Находясь значительно выше расположенных ближе к площади домов, оно оказалось фоном для храма Христа Спасителя. Архитектор не мог игнорировать этого. Значительно превышающая обычную проработка дворового фасада дома Е. Филатова – прямой намек на позакомарное покрытие русской культовой постройки в карнизе над обращенной к храму стеной дома явно свидетельствует о стремлении увязать массив первого на Остоженке жилого дома-гиганта с основной доминантой площади, подчинить его традиционной иерархии. Два других, лицевых, фасада напротив сами стремятся доминировать над улицей. Укрупненный по сравнению с соседними небольшими зданиями масштаб окон и дверных проемов, контрастное сопоставление пестрого майоликового фриза, крупных, резко прочерченных пластических вставок с гладкой штукатуркой, нелепость стилизованного купола – все говорит о размахе, силе, вступающей в конфликт со старым эстетическим обликом улицы».
Облик набережных Крюкова канала менялся на глазах. Деревянные дома уступали место каменным строениям, сначала двухэтажным, а значительно позже и доходным домам, тянувшим ввысь свои коммерческие этажи «под жильцов».
В основу композиции фасада этого жилого здания автором положен прием поэтажной обработки ордером в предельно упрощенном варианте. В данном случае столичный архитектор, стремясь, очевидно, в соответствии с пожеланиями заказчика – полковника Брюна, сделать отделку дома на Офицерской улице простой и недорогой, вместо обычных для итальянского ренессанса колонн или пилястр обработал фасад доходного дома лопатками – плоскими вертикальными выступами. Благодаря подобному решению дом на Офицерской улице в рамках единой композиционной системы приобрел оригинальный художественный вид, эмоциональный и идейно-смысловой оттенок, отражающий его функциональное назначение – рядового доходного здания.
Но открытие очередного училища отнюдь не влекло за собой строительства соответствующего здания – для занятий приспосабливали какую-нибудь избушку на курьих ножках или просто квартирку в доходном доме. Лишь спустя некоторое время стали появляться «городские училищные дома», в каждом из которых помещалось по четыре – шесть и даже больше городских начальных училищ. Здания сами по себе отвечали всем санитарным и педагогическим требованиям того времени, но вот темпы ввода их в строй оставляли желать много лучшего: за сорок лет их было выстроено около двадцати! В то же время число городских училищ превысило триста! В них училось 65 тысяч мальчишек и девчонок. Эти цифры ясно показывают, что подавляющему большинству из них приходилось заниматься в случайных, наскоро переделанных, а то и вовсе неприспособленных помещениях[7].
По традиции русского купечества отпрыски рода по мужской линии сменяли патриархов в управлении семейной компанией. Елисеевы родом из Ярославской губернии. Несколько поколений Елисеевых правили делом коллегиально, а с 1896 г. единственным владельцем огромного предприятия стал Григорий Григорьевич Елисеев (1864–1949) – самый известный представитель славного дома. Под его руководством финансовые активы компании возросли до фантастической суммы 64 млн руб.! Для справки: этих денег хватило бы на то, чтобы на 1/3 удовлетворить потребность российского флота в линкорах и тяжелых крейсерах – самых дорогих военных машинах того времени. Известно, что деловой размах у купца был совершенно особенным. В традициях рода Григорий Елисеев продолжал энергичное строительство компании: присоединял многочисленные торговые и промышленные предприятия в Москве и Киеве, скупал доходные дома, задумывал покорить своим российским размахом далекую Америку. Кстати, в крупнейших городах Североамериканских Штатов (как тогда именовали США) должна была появиться разветвленная сеть продуктовых дворцов – магазинов наподобие московского.
В данном случае необычная комнатка служила чем-то вроде капитанского мостика, на который можно было подняться с биноклем. И весьма вероятно, что проживавший на верхнем этаже строитель и владелец здания Эрнест Карлович Нирензее оснастил своё жилище этим скворечником именно для того, чтобы иметь возможность окинуть взором площадки, на которых для его клиентов строились доходные дома.
Сегодня в окрестностях станций метро «Лубянка» и «Кузнецкий Мост» характерная для Москвы эклектичность. Древние храмы соседствуют с огромными советскими комплексами, во дворах современных зданий можно встретить старинные палаты XVII столетия, дворянские усадьбы эпохи классицизма чередуются с устремленными в небо многоэтажными доходными домами, пешеходные зоны сменяются оживленными магистралями, жизнь современного города перекликается с дореволюционным бытом. В этой пестроте, возможно, таится одна из главных прелестей Москвы.
Основным принципом отбора объектов, эпизодов и персоналий для каждого очерка этой книги автор избрал не формальную их принадлежность к конкретному участку старинного водоема, а историческую значимость и культурологический интерес. Нет необходимости опровергать мнение наших известных историков и краеведов, что городские здания неотделимы от судеб людей, населявших некогда особняки и дома Северной столицы в разные исторические эпохи. Действительно, без них, обитавших некогда в барских особняках или доходных домах, трудно было бы понять и должным образом осмыслить этот уникальный Центральный участок Петербурга, его историю и душу.
Господство тяжелой индустрии не замедлило сказаться на облике города, но главное – резко ухудшило положение необеспеченных горожан. Ужасающую нищету переносили рабочие из кварталов трущоб, окружавших заводы Борзига. Слабая помощь поступила из дворца после публикации «Книги, принадлежащей королю», с помощью которой к монарху взывала благородная дама Беттина фон Арним. Ее последователь Эрнст Дронке был менее счастлив в том же начинании: его труд вызвал гнев короля и судебное разбирательство, после чего автору пришлось провести несколько лет в тюрьме. Если книга Беттины фон Арним напоминала статистический отчет, то сочинение Дронке, помимо сочувствия беднякам и обвинений в адрес сильных мира сего, содержало в себе интересные предложения. С мелкими подробностями описав «отвратительные лачуги, куда загнали бедноту», он похвалил предпринимателей, которые предлагали своим рабочим комнаты в доходных домах. Впоследствии такие здания – многоэтажные постройки с длинными задними дворами – широко распространились под названием «Mietskaserne».
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я