Связанные понятия
Комитет (от лат. comitatus — сопровождающий, сопутствующий) — 1) совет, собрание, съезд, коллегиальный орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области, обычно имеющей отношение к руководству или управлению, а также государственный орган исполнительной власти или структурная единица в системе органов законодательной власти.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе...
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Упоминания в литературе
Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и иные подразделения. Структура и положения о
структурных подразделениях утверждаются министром. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Все структурные органы позже объединились
в Главное управление ревизии государственных счетов. Аппарат ведомства состоял из государственного контролера и двух департаментов (гражданской, военной и морской отчетности).
БАРИНОВ Сергей Вячеславович (род. 12.4.1963, Москва), директор Департамента жилищной
политики Министерства регионального развития РФ, государственный советник РФ 1-го класса. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (1986). С 1986 инженер-технолог 3-й категории, мастер цеха завода «Вакуум» при НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского (Москва). С 1989 подсобный рабочий 2-го разряда Московского городского центра МЖК. С 1992 председатель ДО МЖК «Сретенка». С 1993 главный специалист, начальник отдела социально-экономических программ Государственного комитета РФ по делам молодежи. С 1998 заместитель руководителя Сводного департамента социальной политики Министерства экономики РФ. С 1999 руководитель проекта Дирекции жилищно-строительных программ Государственного комитета РФ по молодежной политике. В 2000 генеральный директор автономной некоммерческой организации «Межрегиональное информационно-технологическое агентство». С 2000 заместитель руководителя Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ, с 2004 начальник Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию. С 2005 начальник Управления развития рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. С 2007 заместитель директора, с 2008 директор Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ.
Например, из Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. постановления от 1 декабря 2004 г. № 703), следует, что это Министерство (как и все министерства Российской Федерации) обладает определенным организационным единством: Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
Структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства, которые, в свою очередь, имеют отделы. Министерство имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством, определенное место нахождения (подп. 812).
В каждом субъекте РФ устанавливается своя система органов исполнительной власти субъекта РФ. Вопросы реализации государственной экономической политики, как правило, возлагаются на органы исполнительной власти общей или отраслевой функциональной принадлежности. По видам, типам и названиям они могут быть совершенно различны. В республиках, как правило, это министерства экономического развития, экономического планирования или экономического, социального и промышленного развития. В краях и областях – министерства или департаменты экономики, финансов и экономики, экономики и промышленности и т. д., в автономных округах –
департаменты, комитеты, комиссии, главные управления, палаты, инспекции и др.
Связанные понятия (продолжение)
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Колле́гия (лат. collegium) — многозначное слово, произошедшее от древнеримских коллегий, которое может обозначать...
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Казначе́йство — организация казначеев, обслуживающих казну — государственное, учрежденческое или частное хранилище денег.
Министе́рство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.)
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.
Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, организаций, предприятия, учреждения и так далее.
Гражданский кодекс — систематизированный законодательный акт, содержащий расположенные по определённой системе нормы гражданского права. При этом может использоваться как институционная система, так и пандектная система.
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица как исполнители готовы предоставить консолидированную информацию непосредственному руководителю.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Акт (от лат. actus «действие») — это официальный документ, который констатирует произошедшее действие или факт хозяйственной жизни и подписывается уполномоченными должностными лицами.
Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Манифе́ст об учрежде́нии министе́рств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи. Издан 8 сентября 1802 года императором Александром I.
Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Уста́в благочи́ния 1782 года (название на момент подписания — «Устав благочиния, или полицейский») — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 года.
Канцеля́рия (лат. Cancellaria, от cancelli «решётка, загородка или помост для обнародования распоряжений властей») — общее название государственных учреждений или структурное подразделение (отдел учреждения, ведающий делопроизводством) в этих учреждениях (организациях) в различных государствах в различное время.
Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Инкорпорация (от лат. incorporatio — присоединение, поглощение) — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность — изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.
Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Ревизио́нная коми́ссия (ревизо́р) — орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Компетенция и численный состав ревизионной комиссии определяется уставом хозяйственного общества и законодательством Российской Федерации.
Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Делопроизво́дство (документационное обеспечение управления) — вид государственной, муниципальной, научной, коммерческой и некоммерческой деятельности, связанной с вопросами документирования и организации работы с документами. Это система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.В Российской Федерации данная деятельность регламентирована ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Льгота — определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.
Общественная безопасность — вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.
Суде́бный при́став (судебный исполнитель) — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.
Отставка — это прекращение государственной или приравненной к ней службы служащим, занимающим должность (увольнение), а также освобождение лица от занимаемой государственной должности, по его письменному заявлению.
Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, государственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов...
Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся с 2010 по 2012 года в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. С 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Упоминания в литературе (продолжение)
После реорганизации правительства Грузии департамент разведки вошел
в состав Министерства государственной безопасности. В свою очередь, госдепартамент по охране государственной границы вошел в структуру МВД.
Вместо ЦРГ и на ее базе в качестве внешней разведки США образовывалось Центральное разведывательное управление (ЦРУ, Central Intelligence Agency, CIA). Слово «агентство» подчеркивало самостоятельный ведомственный статус ЦРУ. Только «агентства»
и «департаменты» (министерства) в США могут иметь самостоятельное бюджетное финансирование, а значит, их создание подлежит предварительному утверждению конгрессом посредством закона. Хилленкоттер стал первым директором ЦРУ, сохранив титул директора национальной разведки. То есть по-прежнему подразумевалось, что он должен был координировать работу всех ведомственных разведорганов США. Однако сам процесс координации в законе ясно прописан не был, поэтому и госдепартамент и ФБР, и военная разведка зачастую игнорировали своего нового конкурента.
Предусмотрены три заместителя директора департамента проектной деятельности, один из которых одновременно является и начальником отдела. Кроме того, в штате департамента также имеются три должности референтов. В должностной иерархии гражданской службы, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»,[98] эти должности имеют промежуточное положение между должностями начальника отдела и заместителя начальника
управления. В департаменте созданы три отдела: 1) отдел планирования и сопровождения приоритетных проектов и программ; 2) отдел мониторинга проектной деятельности; 3) отдел организации проектной деятельности; а также группа делопроизводства.
На региональном уровне у министерств отсутствуют внешнеполитические функции и функции обороны, поэтому в некоторых странах (Швейцария,
Филиппины, США) министерства называют департаментами, в Гонконге – бюро.
Для снятия недовольства со стороны общественности и региональных органов исполнительной власти состоянием управления лесами в стране Правительство РФ создало в рамках МПР РФ, вместо
вышеназванного департамента, Государственную лесную службу МПР РФ, которую возглавил первый заместитель министра. Он имел право в рамках своей компетенции принимать все необходимые решения по управлению лесами. При этом Приказом МПР РФ от 10 июня 2002 г. № 353 было утверждено Положение о Государственной лесной службе МПР РФ (опубликовано в приложении к «Российской лесной газете». – 2002. – № 1).
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА – исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В а. входят: глава а. – в прежние годы часто именовался именно главой а., сейчас это наименование применяется реже, в основном используется наименование губернатор (см.), аппарат при
главе а., министерства, управления, департаменты и иные подразделения а. В ряде субъектов РФ глава а. и руководители министерств, управлений, департаментов и других подразделений а. образуют правительство субъекта РФ.
Центральное управление. Перенос основных функций управления на места во второй половине 70-х – начале 80-х гг. XVIII в. Преобразования центральных учреждений в конце 1780х – начале 1790-х
гг. Организация управления военной сферой, военными делами, финансами. Создание Экспедиции государственных доходов. Изменения в отраслевом управлении в конце 1790-х гг. Создание Департаментов уделов и водных коммуникаций. Преобразование Коммерц-коллегии.
Рассматривая органы контроля в США, особенно выделим независимые агентства, в компетенцию которых входит осуществление контроля деятельности частных лиц и организаций в сфере предоставленной агентству компетенции. Их полномочия достаточно широки. Наряду с осуществлением контроля они выдают лицензии, расследуют нарушения норм права, рассматривают претензии, при необходимости издают нормативные акты. К таким независимым агентствам, в частности, относятся
Федеральная комиссия связи, Управление гражданской авиации, Агентство по охране окружающей среды, Федеральная морская комиссия, Федеральная энергетическая администрация, Ядерная регулирующая комиссия, Комиссия ценных бумаг и др. Эти комиссии не подчинены и не зависимы от государственных департаментов, руководители этих агентств назначаются президентом с согласия Сената, причем на срок, превышающий срок полномочий президента, что также при особом порядке увольнения и освобождения государственных служащих подчеркивает и способствует их независимости[19].
Председатель Правительства РФ дал указание
председателю ФКЦБ привести структуру центрального аппарата в соответствие с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти», согласно которому департаменты могут создаваться только по решению Правительства РФ лишь в федеральных министерствах.
29 июня 1918 г. СНК РСФСР во изменение ранее принятого декрета постановил передать Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями из Народного комиссариата финансов в подчинение Народного комиссариата торговли и промышленности (НКТП), при котором для управления таможенным делом, охраной границы и другими управлениями создавалась особая коллегия. Этим же декретом Департамент таможенных сборов переименовывался в
Главное управление таможенного контроля, при этом организационная структура оставалась прежней. В июне 1920 г. НКТП был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ), к которому переходило управление таможенным делом. В это время начинается возрождение таможенной службы на территории Беларуси. Политическая и военная ситуация в Северо-Западном регионе постоянно менялась (гражданская война, германская оккупация, советско-польская война, «военный коммунизм»), что существенно усложняло создание таможенных учреждений.
Внедрение такого новшества обусловлено растущим доверием среди граждан Украины к деятельности ЕРЦ. Так, по данным департамента регуляторной
политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Украины за 9 месяцев 2011 г. количество обращений к государственным администраторам оказалось на 25 % больше, чем непосредственно к уполномоченным представителям органов исполнительной власти. Результат такого обращения привел к тому, что через ЕРЦ выдано на 41,6 % больше итоговых документов, чем местными и региональными разрешительными органами25.
И только при Екатерине II роль прокурора вновь стала возрастать. С разделением Сената на департаменты генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. Перед прокуратурой ставились задачи защиты государства и справедливости, в том числе и защиты интересов подданных Российского государства. Генерал-прокурору было поручено ведение важнейших
государственных дел, включая в ряде случаев и вопросы отправления правосудия.
Структуру центрального аппарата Банка России представляют
ряд департаментов и главных управлений, которые реализуют функции возложенные на Банк России.
– федеральным органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[19] (Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России) – на территории Российской Федерации; территориальными органами управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации – в пределах субъектов Российской Федерации; Департаментом обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах[20] – в пределах закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных объектов;
Действительно, вопросы количества тех или иных государственных органов, числа их отделов и департаментов, разделения функций между ними и т. д. не несут в себе какой-либо правовой нагрузки. Все это больше вопросы эффективности и целесообразности. Кроме того, применительно к российской действительности трудно изучать структуру и правовое положение конкретных органов. За период 1996–1999 гг. система органов исполнительной власти неоднократно менялась. Изменялся статус министерств и ведомств, некоторые из них упразднялись; функции одних органов передавались другим. Если посмотреть на законодательную технику составления правовых актов, то в федеральных законах при характеристике государственных органов не употребляются больше их специальные названия, указывается лишь на их функциональное значение. Например, в Федеральном законе «О защите прав потребителей» приводится такая формулировка, как федеральный антимонопольный орган, и не дается точное название
соответствующего государственного комитета[86] или министерства.
Как правило, это зависит от величины юридического подразделения. Крупные компании
(нефтегазовый сектор) имеют юридический департамент, который, в свою очередь, делится на управления по конкретному направлению (управление претензионно-исковой работы, управление договорно-правовой работы и т. п.)
Министерство финансов состояло из шести департаментов. В их число входили: Департамент горных и соляных дел, Департамент разных податей и сборов, Департамент государственных имуществ, Департамент мануфактур, Департамент внутренней торговли, Государственное казначейство.
Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. При
отсутствии в организации службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 18 сентября 2001 г. № 04-02-05/1/175 «О неправомерности отнесения на себестоимость продукции средств, перечисленных предприятием профсоюзу на цели, связанные с охраной труда»).
–
руководителю Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России, являющемуся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
Используя материалы официального сайта Министерства Финансов РФ (www1.minfin.ru), заполните таблицу, указав в
ней основные департаменты министерства, цели и их полномочия.
Руководство данной
деятельностью осуществляется Департаментом государственной защиты имущества и Центром оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны МВД России.
Правовая
база регулирования налоговых отношений рекламной деятельности определена Налоговым кодексом Российской Федерации ч. 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Разъяснения положений НК РФ содержатся в письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ по конкретным вопросам.
В настоящее время в соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический и бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что право регулирования бухгалтерского учета принадлежит органам государственной власти. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» возложил общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на Правительство РФ (ст. 5). Оно, в свою очередь, делегировало эту функцию Минфину России. Разработкой нормативных документов по бухгалтерскому учету в Минфине России
занимается Департамент регулирования финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета.
• решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они
переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
Основная функция централизованных бухгалтерий – осуществление бухгалтерского учета по отдельным статьям расходов государственных учреждений, принадлежащих тому или иному ведомству, на основании договоров с этими учреждениями о централизации расходов. Прикрепление государственных учреждений к централизованным бухгалтериям
находится в компетенции отраслевых департаментов. При этом планирование и учет расходов бюджета и средств от предпринимательской деятельности осуществляются в разрезе государственных (муниципальных) учреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджета производится с единого лицевого счета по сводной смете централизованной бухгалтерии.
Контакты с международными межпарламентскими организациями со временем переросли в совместные мероприятия, сотрудничество по конкретным вопросам. Так, в июне 1997 г. в С.-Петербурге состоялось совместное заседание Совета МПА и Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы, на котором было подписано Соглашение о сотрудничестве между МПА и ПАСЕ. Делегации МПА регулярно принимают участие в работе очередных сессий ПАСЕ. В апреле 1999 г. делегация МПА участвовала в заседании II части сессии ПАСЕ, а в ноябре того же года приняла участие в мини-сессии ПАСЕ. Во время визита в штаб-квартиру МПА делегации Конгресса местных региональных властей Европы было подписано совместное коммюнике, предусматривающее оказание помощи экспертизе модельных законодательных актов по региональному и местному самоуправлению, содействие со стороны Конгресса формированию
аналогичного Конгресса местных региональных властей Содружества. В марте 1999 г. в Таврическом дворце при экспертной поддержке Программы развития ООН состоялся международный семинар «Проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления». В июне 1999 г. был подписан Меморандум о намерениях между Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) и МПА по сотрудничеству в экономической, социальной и родственных областях. В мае 2001 г. в Таврическом дворце прошла встреча Генерального секретаря Совета МПА СНГ М. И. Кротова с вице-президентом и главным советником Всемирного банка по юридическим вопросам Ко-Юнгом Тунгом. 8–12 июля 2001 г. под эгидой Всемирного банка и Правительства России при поддержке Межпарламентской ассамблеи СНГ прошла международная конференция «Права, защищенность и возможности их обеспечения на основе закона и правосудия».
Сенат был вынесен из этой стройной исполнительной вертикали, поставлен особняком с целью контроля над ней и соблюдения законности. Ему вменялось в обязанность ревизовать местные органы управления, его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Но при этом сам Сенат принимать окончательные решения не мог, а лишь передавал свои заключения
в другие правительственные учреждения, что привело к уменьшению его значения в государственной жизни.
Так, действующие Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных
были утверждены начальником Департамента ветеринарии В. М. Авиловым 15 июля 1997 года № 13-7-2/1010. Этот документ опубликован не был. Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел утверждена этим же чиновником 17 августа 1998 года № 13-4-2/1362. Документ опубликован издательством «Информагротех» в 1999 году.
• изменение характера работы менеджеров. Менеджерам все больше приходится работать «поверх границ» своих
отделов, департаментов и даже организации. Возросло значение навыков работы с людьми, особенно умение убеждать и договариваться. Жизненно важное значение приобрели навыки поиска, сбора и анализа информации, зачастую противоречивой и сомнительной, большей частью неколичественной. Изменилась и карьера менеджера, которую теперь он строит сам, поскольку организация не обещает ему постоянной работы на длительное время. При этом появились новые каналы создания угроз для безопасности организации, связанные с персоналом;