Связанные понятия
Ниже представлен список глав военных ведомств Российской империи, Российской Республики, Государства Российского, РСФСР и Российской Федерации — руководителей военных ведомств России.
Подробнее: Главы военных ведомств России
Главнокома́ндующий : временная или постоянная высшая воинская должность на каком-либо театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении (регионе);
Маршал Росси́йской Федера́ции — высшее воинское звание Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое 11 февраля 1993 года законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», присваивается президентом Российской Федерации за особые заслуги перед государством.
Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.
Верхо́вный главнокома́ндующий (верховный командующий, главковерх) — высший начальник вооружённых сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях.
Упоминания в литературе
2. Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об
отставке Правительства РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.
9 августа 1999 указом президента в правительстве была введена еще одна должность первого заместителя председателя правительства (третьего по счету) и, этим же указом, эту должность получил В.Путин. В тот же день другим указом Б.Ельцина кабинет Сергея Степашина был отправлен в
отставку , а В.Путин был назначен временно исполняющим обязанности главы правительства (такая последовательность назначений объясняется тем, что согласно закону, только вице-премьер может быть назначен на пост и. о. председателя правительства).
9 августа 1999 указом президента в правительстве была введена еще одна должность первого заместителя председателя правительства (третьего по счету) и, этим же указом, эту должность получил В.Путин. В тот же день другим указом Б.Ельцина кабинет Сергея Степашина был отправлен в
отставку , а В.Путин был назначен временно исполняющим обязанности главы правительства (такая последовательность назначений объясняется тем, что согласно закону, только вице-премьер может быть назначен на пост и.о. председателя правительства).
♦ право отправить в
отставку главу правительства, несмотря на поддержку парламента: например, в 1972 г. президент Ж. Помпиду отправил в отставку премьер-министра Шабан-Делмаса вскоре после получения тем поддержки Национального собрания. Законодательно данное полномочие не закреплено. Однако президенты Франции реализуют его через устное предложение главе правительства подать в отставку, а затем ее формально принимают.
В ноябре 1927 г. была создана Крестьянско-демократическая коалиция (КДК), куда вошли представители ХКП и сторонники С. Прибичевича. Коалиция критиковала действия правительства, требовала покончить с коррупцией в административных и правительственных кругах, призывала отказаться от кабальных заграничных займов. Отношения между проправительственным большинством и КДК обострились. Заседание скупщины 20 июля 1928 г. закончилось трагически. В ответ на саркастические замечания депутатов КДК депутат Пуниша Рачич выхватил пистолет и открыл стрельбу, в результате было убито и ранено несколько депутатов ХКП. Тяжело раненный Радич скончался через несколько недель. Последовавшие за этим беспорядки вынудили правительство Вукичевича подать в
отставку . 24 июля 1928 г. право на создание нового правительства было предоставлено лидеру СНП А. Корошецу. В новое правительство вошли представители Народной радикальной партии, Демократической партии и Югославской мусульманской организации. Корошец занял две должности: премьера и министра внутренних дел[32]. Однако уже через полгода правительство Корошеца подало в отставку. 6 января 1929 г. королевским манифестом деятельность всех партий была запрещена[33]. Конституция 1921 г. отменялась. Одновременно был издан «Закон о королевской власти и верховном государственном управлении», согласно которому исключительное право издавать законы и назначать чиновников на посты получал монарх.
Связанные понятия (продолжение)
Министр обороны — министр, возглавляющий министерство обороны (военное министерство) того или иного государства...
Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Министе́рство оборо́ны — о́рган управления, в составе правительства суверенного государства, управляющий организацией (Вооружённые силы, Армия, например — НОАК) по защите государства или страны, от внешних угроз.
Российская гвардия (сокр. РГ) — государственная вооружённая организация для защиты конституционного строя, органов государственной власти и «демократических завоеваний многонационального народа РСФСР». Создавалась вице-президентом РСФСР А. В. Руцким и рядом других должностных лиц по указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина с августа 1991 года. Однако, формирование Российской гвардии было приостановлено в сентябре 1991 года.
Ниже представлен список глав военных ведомств Союза Советских Социалистических Республик. Воинская должность в различные годы называлась по-разному, как и высший орган военного управления, отвечающего за оборону государства. Воинские звания руководителей военных ведомств представлены на момент ухода с соответствующей должности.
Подробнее: Главы военных ведомств СССР
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе...
Департа́мент , подразделе́ние (от фр. département) — название министерства, ведомства либо их подразделения в ряде стран, например, во Франции, США, России и др.
Министерство внутренних дел (МВД) — орган исполнительной власти, государственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов...
Вице-губернатор (нем. Vizegouverneur, англ. Deputy Governor), также лейтена́нт-губерна́тор (англ. Lieutenant Governor) — должность заместителя губернатора, и должностное лицо ее занимающее.
Вну́тренние войска ́ — воинские формирования в системе Министерства внутренних дел (МВД), предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных или иных противоправных посягательств. Существовали в СССР — в системе МВД СССР (до 1946 года — в системе НКВД СССР), а также продолжают существовать (или существовали) после распада СССР — в системах МВД ряда государств постсоветского пространства...
Государственный секретарь РСФСР — государственная должность в РСФСР и Российской Федерации, существовавшая с июня 1991 по ноябрь 1992 года (в мае-ноябре 1992 года называлась государственный секретарь при Президенте Российской Федерации). Все время её существования, эту должность занимал Г. Э. Бурбулис.
Ма́ршал ро́да во́йск (сил) и специальных войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: маршал артиллерии (род войск), маршал авиации (род сил), маршал бронетанковых войск (род войск), маршал инженерных войск (спецвойска), маршал войск связи (спецвойска).
Генера́л а́рмии — персональное воинское звание в вооружённых силах ряда государств.
Губернатор Приморского края — высшее должностное лицо Приморского края, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края — Администрации Приморского края.
Генеральный штаб (сокр. Генштаб, ГШ ВС) — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления вооружёнными силами во многих государствах.
Специа́льное зва́ние — звание, присваиваемое сотрудникам, состоящим на службе в правоохранительных органах Российской Федерации, а также состоявшим на аналогичной службе в правоохранительных органах Советского Союза в период 1935—1991 годов.
Генерал-инспектор — одна из высших государственных должностей, существовавших в Российской империи; главный начальник по какому-либо отдельному военному ведомству или роду оружия.
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.
Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Действительный государственный советник юстиции — высший классный чин в органах прокуратуры СССР и Российской Федерации и Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации (не путать c высшим классным чином в органах юстиции Российской Федерации с ноября 2007 г. — действительный государственный советник юстиции Российской Федерации). Соответствует званию генерала армии.
Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции — конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.
Адмира́л фло́та — воинское звание в военно-морском флоте ряда государств. Военно-морское звание адмирал флота существует в Военно-Морском Флоте России, а также в военно-морских силах Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, Великобритании, США, Нидерландов, Италии (Grande Ammiraglio), Хорватии (Admiral flote), Нигерии, Турции (Büyükamiral), Таиланде, Греции (Archinaúarchos), Испании (Capitán General de la Armada), Индии и Португалии (Almirante da Armada).
Генерал-гевальдигер (от нем. Gewaldherr) — воинская должность установленная в Вооружённых силах Российской империи в 1711 году и закрепленная Воинским уставом императора России Петра Великого от 30 марта (10 апреля) 1716 года.
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (ВККС) — орган судейского сообщества, рассматривающий вопросы отбора кандидатов на судейские должности, приостановления или прекращения полномочий судей и присвоения им государственных наград и званий.
И́збранный Президе́нт — лицо, избранное на выборах в качестве Президента (Главы государства), но ещё не вступившее в должность и не приступившее к исполнению своих обязанностей.
Воинская обязанность — обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Вое́нный юри́ст : Военнослужащий (офицерского состава), как правило, имеющий высшее юридическое образование и занимающийся правовым обеспечением вооружённых сил.
Дежурный генерал — в органах управления стратегических звеньев вооружённых сил (ВС) многих государств, должностное лицо в генеральском звании, возглавляющее дежурный расчёт главного командного пункта ВС или вида ВС.
Инспе́ктор — должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах — название должности, связанной с надзором, контролем (контролёр, наблюдатель, надзиратель, смотритель). В ряде стран — оперативный работник полиции.
Гла́вный ма́ршал ро́да войск — группа воинских званий в Вооружённых Силах СССР: Главный маршал артиллерии (род войск), Главный маршал авиации (вид сил), Главный маршал бронетанковых войск (род войск), Главный маршал инженерных войск (спецвойска) и Главный маршал войск связи (спецвойска).
Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.
Парламентский пристав — должностное лицо парламента, не являющееся его депутатом, присутствующее на его заседаниях и выполняющее решения собрания или его председателя по поддержанию порядка, задержанию или удалению нарушителей, обеспечению кворума. Помимо дисциплинарных, может быть наделён и иными, в том числе церемониальными, функциями.
Начальник штаба — должность в формированиях вооружённых сил (где она предусмотрена) некоторых государств и лицо находящееся на ней.
Импи́чмент (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi — «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Генера́л-полко́вник — чин, воинское звание высшего офицерского состава вооружённых сил, в ряде государств мира. В зависимости от системы воинских званий каждого государства может являться одним из высших или высшим воинским званием.
Министерство иностранных дел — орган исполнительной власти в государстве, отвечающий за дипломатические отношения с другими государствами (внешнюю политику). Обычно возглавляется министром иностранных дел. Для обозначения часто используется сокращение МИД.
Совет государственной обороны (СГО) — верховная военно-руководящая инстанция в Российской империи в 1905—1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать её с внешнеполитическим курсом государства. Был создан в самом конце русско-японской войны 1904—1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии и флота...
Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Прокуратуры Российской Федерации, возглавляемое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Упоминания в литературе (продолжение)
11 февраля Мубарак согласился подать на
отставку . Народные волнения в Каире, Александрии и других городах продолжаются. Хосни Мубарак находится под наблюдением врачей и охраны в своей резиденции в Шарм-эль-Шейхе. Авуары Мубарака арестованы в Европе и Египте. Власть перешла в руки Высшего совета Вооруженных сил – военной хунты из 20 генералов, которую возглавил генерал Тантави. Он обнародовал проект новой конституции, предусматривающей ограничение власти президента двумя сроками. Проект вносит также ряд изменений в систему президентских и парламентских выборов, которые намечено провести в течение полгода.
Тем временем ситуация политической анархии обострялась. Ближе к концу сентября Федерация германской промышленности выступила с предупреждением об исключительной серьезности экономического положения, которое может быть выправлено только самыми решительными действиями правительства, принятыми, если потребуется, без оглядки на партийные разногласия. Промышленники предлагали осуществить передачу власти от парламента к авторитарному кабинету. Брюнинг произвел 6 октября 1931 года некоторые изменения в составе правительства в соответствии с третьим чрезвычайным декретом, касавшимся новых экономических, и в частности финансовых, мер. Курциус и Вирт, министр иностранных дел и министр внутренних дел, которые оба стали объектами серьезных нападок, были вынуждены подать в
отставку . Но, не достигнув какого бы то ни было соглашения с правыми, он не смог убедить войти в состав своего кабинета никого из их представителей. В конце концов он сам занял пост министра иностранных дел и назначил военного министра генерала Гренера министром внутренних дел.
На Петровке, 38 прошло экстренное собрание офицерского состава ГУВД Москвы. Милиционеры выразили несогласие с приказом министра внутренних дел Виктора Ерина об освобождении Владимира Панкратова от должности начальника столичного ГУВД. Его
отставка была квалифицирована собравшимися как политическая акция, направленная не столько против самого генерала Панкратова, сколько против московских властей. На собрании выступил сам Владимир Панкратов, который заявил, что не понимает причин отставки, а поэтому и не может с ней согласиться.
Следующее основание роспуска Государственной Думы связано с выражением нижней палатой недоверия Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об
отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Недостатком здесь является отсутствие фиксированного срока, отпущенного Президенту для принятия решения.
Председателем совета и формально главным лидером революции стал Мустафа Мохаммад Абд-аль-Джалиль, до февраля 2011 года занимавший пост секретаря главного народного комитета юстиции Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. Джалил родился на востоке Ливии в городе Бейда, получил высшее юридическое образование и некоторое время работал в городской прокуратуре Бейды. В 1978 году он стал судьей городского суда, а в 2002-м был назначен председателем верховного апелляционного суда Ливии. До назначения на пост министра юстиции Джалиль являлся председателем городского суда Бейды. Он стал первым высокопоставленным чиновником, ушедшим в
отставку в знак протеста против чрезмерного применения силы против протестующих. Мустафа Мохаммад Абд-аль-Джалиль почти сразу перебрался в Бенгази, неофициальную столицу повстанцев, и заявил о готовности возглавить революцию.
Во время теракта 9.5.2004, когда погиб президент Чечни Ахмат Кадыров, А. был ранен. В июне 2004 А. был избран председателем Общественного совета по контролю над восстановлением экономики и социальной сферы Чеченской Республики. 1.9.2004 на выборах Президента Чеченской Республики получил 73,67% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избрание А. стало своеобразным компромиссом – старший сын Ахмата Кадырова Рамзан еще не достиг на тот момент 30-летнего возраста, необходимого для избрания в президенты. Хотя А. это постоянно и отрицал, в Чечне его избрание всегда рассматривалось как временное, тем более что Кадыров, назначенный сначала 1-м заместителем председателя, а затем и председателем правительства Чеченской Республики, пользовался большой поддержкой и значительно большим влиянием в республике. Вплоть до середины февр. 2007 А. постоянно выступал с заявлениями о невозможности досрочного прекращения его президентских полномочий. 23.4.2005 вступил в партию «Единая Россия». 15.2.2007 А. вышел в
отставку «по собственному желанию», освобождая место Президента Чеченской Республики для Рамзана Кадырова, и в качестве компенсации получил пост заместителя министра юстиции РФ. Награжден орденом Мужества (13.11.2004), Кадырова (авг. 2005), За заслуги перед Отечеством 4-й степени 15.2.2007).
В 1912 году, находясь в отпуске в Петербурге, во время празднования столетней годовщины Отечественной войны 1812, демонстративно отказался поддержать торжественный адрес на имя Николая II, в котором монарх был назван «самодержавным» (считал, что после Манифеста 17 октября 1905 российский монарх стал конституционным). За этот поступок был подвергнут критике в монархической прессе, кроме того, ему было предложено подать рапорт об
отставке , что князь Волконский и сделал. В 1912 году был уволен в отставку «за болезнью, с мундиром и пенсией». в 1914 г. призван в ополчение (состоял начальником штаба 12-й ополченской бригады в Феодосии), в 1915-17 гг. временно исполнял обязанности русского военного агента в Риме, где и остался после революции. В эмиграции поддерживал тесные связи с генералом Врангелем.
Кризисная ситуация обсуждалась 21 апреля на совещании Временного правительства с исполкомом Петросовета. Милюков разъяснил, что нота имела в виду лишь достижение целей, поставленных «Заявлением» от 27 марта. Исполком признал разъяснение удовлетворительным, а инцидент исчерпанным. В свою очередь, глава правительства князь Г. Е. Львов решил создать коалицию с социалистами, видя в ней единственное средство ликвидации двоевластия. В знак протеста 30 апреля военно-морской министр А. И. Гучков подал в
отставку , 2 мая его примеру последовал П. Н. Милюков. 5 мая их посты заняли соответственно А. Ф. Керенский и М. И. Терещенко. В тот же день было сформировано первое коалиционное правительство, в состав которого вошли 10 министров-капиталистов и 6 министров-социалистов, включая лидера партии эсеров В. М. Чернова.
Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение Президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным в порядке импичмента[46] или уход в
отставку . Будучи главой исполнительной власти, он формирует правительство – Кабинет – лишь при номинальном участии Сената. Никакой ответственности перед Конгрессом Кабинет не несет. Он возглавляется Президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя Президент лишен права роспуска Конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность Конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее – это право обращения к Конгрессу с посланиями. Кроме того, сам Президент является важнейшим нормоустанавливающим органом.
18 сентября 2007 года Сердюков подал президенту рапорт об
отставке . Сообщалось, что он решил покинуть пост министра обороны России, поскольку находился в родственных отношениях с новым премьер-министром Зубковым (стоит напомнить, что Зубков, в прошлом являвшийся петербургским руководителем Сердюкова – его тесть)[21]. По некоторым сведениям, инициатива отставки Сердюкова исходила от Зубкова[22]. 24 сентября Путин обнародовал новый состав правительства. Отставку Сердюкова президент не принял и сохранил за ним его прежний министерский портфель.
В 1801 г. император Александр I вызвал Чарторыйского в Петербург и назначил членом Негласного комитета. Он пользовался неограниченным доверием императора, который с 1802 г. назначил его товарищем (заместителем) министра иностранных дел, с 1804 г. – министром иностранных дел, одновременно сенатором и членом Государственного совета. На этом посту Чарторыйский заботился в первую очередь о возрождении независимого польского государства путем заключения военного союза России с Англией и Австрией против Франции. Но поражение при Аустерлице, сближение России с Пруссией вызвало охлаждение императора к плану Чарторыйского. В июне 1806 г. он был уволен с поста министра иностранных дел. Однако Александр I продолжал прислушиваться к его советам, и он участвовал в Венском конгрессе 1814 г. Чарторыйский сумел убедить русского царя создать в составе России Царство Польское и даровать ему конституцию. Александр I назначил Чарторыйского сенатором-воеводой и Административного совета (правительства) Царства Польского. Однако в 1816 г. за распространение идеи вхождения литовских губерний в состав Царства Польского ему пришлось уйти в
отставку .
В случае если президент вследствие временных обстоятельств не в состоянии осуществлять свои полномочия, он передает их вице-президенту. В случае принятия президентом решения об
отставке , он направляет соответствующее заявление Народному собранию.
В некоторых странах к вотуму доверия приравнивается голосование парламента или его палаты в поддержку предложенной правительством программы своей деятельности. А отказ поддержать эту программу предполагает уход правительства в
отставку как получившего недоверие парламента. Либо оба вопроса ставятся одновременно. Например, согласно ст. 74 Конституции Армении Правительство после формирования вновь избранного Национального Собрания или своего формирования в двадцатидневный срок представляет на одобрение Национального Собрания программу своей деятельности, ставя на заседании Национального Собрания вопрос о вотуме доверия. В свою очередь депутаты Национального Собрания численностью не менее одной трети от общего их числа могут внести проект постановления Национального Собрания о недоверии Правительству. Если проект такого постановления не внесен либо он не принят, программа Правительства считается одобренной. Если же принято решение о выражении недоверия, Премьер-министр представляет Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
На этот раз президент Ельцин проявил завидную оперативность и, окончательно выбрав себе «преемника», в тот же день издал новый указ об
отставке правительства Степашина и назначил временно исполняющим обязанности премьер-министра В. В. Путина. С этого времени и следует считать начало эпохи путинизма в России. Правда, первое правительство Путина не претерпело больших изменений по сравнению с прежним. Все действия аппарата были брошены на выборную кампанию по избранию «преемника»-Путина президентом России.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его
отставки , стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
22. Из перечисленных пунктов: 1) имеет право председательствовать на заседании Правительства; 2) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; 3) принимает решение об
отставке Правительства; 4) по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности членов Правительства – к компетенции Президента Российской Федерации в отношении Правительства Российской Федерации относится:
Президент руководит Советом Министров – Правительством РСФСР, назначает его Председателя с согласия Верховного Совета, а членов Правительства назначает и освобождает от должности по представлению Председателя Правительства, принимает
отставку Правительства с согласия Верховного Совета. Президент отвечает за обеспечение государственной и общественной безопасности, возглавляет Совет Безопасности, объявляет чрезвычайное положение, может вести переговоры и подписывать от имени РСФСР договоры и т. д.
– право Президента председательствовать на заседаниях Правительства является подтверждением того, что он является главой исполнительной власти. О таком статусе свидетельствует и то, что в случае
отставки Президента, его полномочия может временно осуществлять только Председатель Правительства (В. О. Лучин);
Реформирование органов государственной безопасности продлилось несколько месяцев. В результате – МГБ было упразднено и его структуры вошли в обновленное МВД. Пост министра нового ведомства занял бывший министр госбезопасности Вано Мерабишвили. СМИ называют Мерабишвили одним из «ястребов» – министров грузинского правительства, выступающих за скорейшее возвращение в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии. В ноябре 2005 года Мерабишвили лично руководил спецоперацией по доставке на территорию Грузии сбежавшего из тюрьмы Южной Осетии бывшего министра внутренних дел непризнанной республики Джемала Каркусова. После августа 2008 года Мерабишвили удалось сохранить пост главы МВД, несмотря на то, что его
отставки настойчиво требовала оппозиция.
Речь идет о добровольном досрочном сложении полномочий заместителя Председателя Счетной палаты, которое обозначено понятием «
отставка ». Мотивы, которыми руководствуется лицо при принятии решения об уходе в отставку, значения не имеют. Для отставки достаточно подачи лицом в Совет Федерации заявления об отставке. Очевидно, что подразумевается обязательность подачи такого заявления в письменной форме. Следует обратить внимание на то, что возможность отказа Советом Федерации в принятии отставки заместителя Председателя Счетной палаты комментируемой статьей не предусмотрена;
Особенностью государственной власти в России является сильная президентская власть, слабый парламент и еще более слабая судебная власть. Подобный тип политического устройства республики, характеризующийся сосредоточением большого объема властных полномочий в руках президента, является несбалансированным. Например, согласно Конституции РФ, в случае когда парламент три раза отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, если речь идет об одном и том же человеке, президент вправе распустить парламент (такое положение очень редко встречается в других странах). Для назначения премьер-министра президенту требуется поддержка Думы, а освобождать премьер-министра от должности и отправлять в
отставку правительство он может по своему усмотрению единолично, поддержка Думы для этого ему не требуется. Поэтому бытует мнение, что российский президент по объему своих полномочий самый сильный в мире.
Вотум недоверия, влекущий
отставку Комиссии в полном составе, может быть вынесен только Европейским парламентом. Допускается отрешение от должности (принудительная отставка) отдельных комиссаров по решению Суда ЕС или по требованию Председателя Комиссии (параграф 6 ст. 17 Договора о ЕС; ст. 247 Договора о функционировании ЕС).
В 16 часов 20 минут 24 февраля 2004 года Владимир Путин сделал официальное обращение: «Уважаемые граждане России! В соответствии со статьей 117 Конституции России мною принято решение об
отставке правительства. Данное решение не связано с оценкой итогов деятельности прежнего состава правительства, которую в целом считаю удовлетворительной. Оно продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года. Полагаю, что граждане России имеют право и должны знать предложения по составу высшего исполнительного органа в случае моего избрания на должность Президента России, именно от правительства в самой существенной мере зависит продвижение всех государственных и социально-экономических преобразований. Поэтому считаю правильным прямо сейчас, не дожидаясь окончания избирательной кампании, заявить состав высшего исполнительного органа государственной власти, который должен будет принять на себя свою часть ответственности за дальнейшее развитие страны. Своевременное формирование правительства позволит избежать неопределенности в структурах федеральной исполнительной власти, а следовательно, поддержать работоспособность государственного аппарата, сохранить заданный темп преобразований, в том числе в рамках начатой административной реформы».
Уже к вечеру дня подписания соглашения Автомайдан откажется признавать Соглашение и потребует немедленной
отставки Януковича, а лидер «Правого сектора» Д. Ярош заявит, что его организация не сложит оружие и не снимет блокаду с административных зданий, пока не будет выполнено «главное требование – отставка Януковича».[15] В ночь на 22 февраля «самооборона Майдана» блокирует здания Верховной рады, Администрации президента, Кабинета министров и МВД, а президент Янукович покинет Киев. Уже к вечеру 22 февраля Верховная рада с подачи Виталия Кличко и Арсения Яценюка, днём ранее подписавших Соглашение, 328 голосами принимает постановление об отстранении президента от власти.[16]
В конце 1935 г. общественности стали известны подробности финансовых махинаций республиканских министров, что стало поводом для
отставки премьер-министра Лерруса. Под давлением Роблеса и его конфедерации новый премьер Х. Чапаприэту был вынужден 9 декабря 1935 г. уйти в отставку. Уже 12 декабря 1935 г. было образовано Временное правительство во главе с Мануэлем Портелой.
23 апреля Лавр Георгиевич направил военному министру рапорт с просьбой вернуть его в действующую армию. А. И. Гучков посчитал целесообразным назначить его на должность командующего войсками Северного фронта, освободившуюся после увольнения генерала Н. В. Рузского. Однако Верховный главнокомандующий генерал М. В. Алексеев категорически возражал против такого решения, сославшись на недостаточный командный стаж Корнилова и «неудобство обходить старших начальников – более опытных и знакомых с фронтом, как, например, генерала А. Драгомирова». В итоге 29 апреля А. И. Гучков подал в
отставку «из-за полного неподчинения ему армии», а в начале мая Корнилов получил назначение на должность командующего 8-й армии Юго-Западного фронта.
Делая уступки сам, Военный министр А. И. Гучков призывал к этому и Верховного главнокомандующего генерала М. В. Алексеева. Например, в разговоре по прямому проводу он предлагал ему отстранять от командования «заведомо неспособных генералов», чтобы упрочить свое положение. Причем советовал эти решения принять «безотлагательно, лучше сделать эти шаги добровольно, чем под принуждением»[134]. Так, уже 11 марта был уволен в
отставку главнокомандующий Западным фронтом генерал А. Е. Эверт. Таким же путем был уволен в резерв командир 3-го армейского корпуса генерал Г. Е. Янушевский. Согласно выработанной Военным министром совместно с Верховным главнокомандующим «программе обновления командного состава», подлежали замене и другие командиры и военачальники. Всего из частей и соединений Западного фронта к июлю 1917 г. были удалены или ушли по причине выраженного им недоверия 35 командиров и начальников[135].
Главу государства избирают на выборах – прямых или косвенных (в СШАпрезидента избирает специальная коллегия выборщиков)[160]. Он формирует правительство и возглавляет его (США) либо назначает главу правительства и формирует правительство вместе с ним (Россия). Правительство, его члены несут ответственность только перед главой государства. Парламент, целиком или частично избираемый на прямых выборах, может участвовать в формировании правительства (в России – давать согласие на назначение главы правительства, в США – утверждать министров). Он также может выносить вотум недоверия правительству (Россия) или его членам (сша), но это не влечет ничьих автоматических
отставок ; в особых случаях парламент может запустить процедуру отстранения главы государства. Глава государства, в свою очередь, также в особых случаях может распускать парламент или одну из его палат (в США – не может).[161]
8. Правительство Российской Федерации. Правительство как высший орган исполнительной власти в государстве: «Правительство», «Кабинет министров», «Совет министров», «Комитет министров», «Административный совет» и др. История вопроса. Задачи, политико-правовой статус, полномочия и основные направления деятельности Правительства Российской Федерации. Правовая основа деятельности Правительства РФ. Основные принципы деятельности Правительства. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации. Порядок формирования, организация деятельности и структура Правительства Российской Федерации. Органы Правительства: порядок формирования и полномочия. Состав Правительства. Председатель Правительства: порядок назначения, полномочия, характер взаимоотношений с Президентом, Федеральным Собранием, иными органами государственной власти. Первые заместители Председателя, заместители Председателя, федеральные министры: порядок назначения, компетенция. Срок полномочий Правительства РФ. Право Правительства Российской Федерации о постановке перед Государственной Думой вопроса о доверии. Ответственность Правительства Российской Федерации. Право Государственной Думы о постановке вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации: мотивы, порядок, последствия. Роспуск и
отставка Правительства: условия, процедуры, последствия. Правовые акты Правительства Российской Федерации, порядок их принятия и отмены. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, и акты ненормативного характера. Аппарат Правительства. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
По их мнению, Ельцин не оправдал надежд, возложенных на него при избрании, обвинили его в развале СССР и Российской Федерации, в борьбе за власть и неспособность вернуть деятельность Верховного Совета РСФСР на путь консолидации и созидательной работы. Поэтому они потребовали
отставки Бориса Николаевича и отмены проведения российского референдума, на котором предполагается учредить должность президента РСФСР.
Вечером 5 сентября Касавубу выступил по радио и заявил, что в соответствии со своими конституционными полномочиями отправляет в
отставку премьер-министра и назначает главой кабинета Жозефа Илео. Последний был посредственным журналистом и слабым политиком с большими личными амбициями. Касавубу призвал войска ООН взять на себя ответственность за поддержание в стране законности и порядка[214]. Лумумба, тоже по радио, «официально опроверг» заявление Касавубу о своей отставке, назвал его действия «публичным предательством нашей нации», объявил, что тот «больше не является главой государства» и призвал «Объединенные Нации и свободный мир не вмешиваться во внутренние дела» Конго[215].
«Наказ» подробно регламентировал служебную деятельность губернатора от приема до сдачи губернии в случае
отставки или перевода на другое место службы. Вновь назначенный правитель губернии должен был осмотреть все губернские присутствия и провести ревизию уездных учреждений и также направить отчет императору и в МВД. Что же касается «непосредственной подчиненности» Сенату, как трактовал ее закон, то она оставалась только на бумаге. Декларировалась и одинаковая зависимость губернаторов от всех министров, при этом губернаторская должность официально стала относиться к числу классных должностей МВД. Дальнейший карьерный рост начальника губернии полностью зависел от этого ведомства. Вынесение им выговоров, предание их суду за злоупотребления всецело зависело от императора[118].
1 февраля 1999 года подал прошение об
отставке в связи с ухудшением здоровья. По сообщениям прессы, подаче заявления предшествовала его встреча с шефом президентской администрации Николаем Бордюжей. Предполагается, что именно на этой встрече Скуратову была предъявлена порнокассета с участием человека, «похожего на Генерального прокурора», которая позже демонстрировалась по телевидению. На следующий день Скуратов был госпитализирован в ЦКБ (с сердечным приступом), а президент Ельцин подписал его прошение об отставке и отправил в Совет Федерации просьбу ее утвердить.
Министром внутренних дел Никитиным послано в ЦК РСДРП (объединенной) письмо, в котором он заявляет, что после резолюции ЦК от 2 октября он не может оставаться в составе Временного правительства и подает в
отставку , но вместе с тем не может «принять на себя ответственность за последствия своего выхода из состава правительства в то время, когда только что создалась коалиционная власть и когда государство стоит перед особо грозной как внешней, так и внутренней опасностью» («Известия ЦИК», № 192).
30 мая глава КПУ Петр Симоненко и депутат Рады Игорь Алексеев зарегистрировали в Верховной раде законопроект об
отставке исполняющих обязанности министров обороны и иностранных дел. В пояснительной записке к законопроекту коммунисты заявили, что феодосийские события «являются ярким бесспорным фактом антигосударственных действий» обоих и. о. Днем позже Симоненко известил, что если власть будет настаивать на проведении учений, Компартия предпримет «радикальные действия с большим числом участников». На митингах Петр Симоненко и другие коммунистические лидеры не раз требовали, чтобы генеральная прокуратура возбудила против министров уголовные дела. Руководители Партии регионов (крупнейшей оппозиционной организации) высказывались гораздо более сдержанно. Они признавали, что власть нарушила конституцию, но воздерживались от антинатовских лозунгов. В первые дни протеста точку зрения партии озвучивали политики из идеологической когорты: Тарас Чорновил, Евгений Кушнарев, Юрий Болдырев, Владимир Зубанов. В отличие от них первые лица партии (Виктор Янукович, Ринат Ахметов и Раиса Богатырева) не подвергали власть публичной критике. «Регионы» явно оставляли себе поле для маневра, не желая отказываться от возможности создать широкую коалицию с партией президента Ющенко – НСНУ.
По инициативе президентских сил весной 1994 г. началась разработка «Договора об общественном согласии»78, церемония подписания которого состоялась 28 апреля. КП РФ, левопатриотические, коммунистические организации, леволиберальное объединение «Яблоко» отвергли документ, который предполагал сотрудничество с Президентом и Правительством, поддержку новой Конституции, обязательство со стороны двухпалатного парламента принять ряд ключевых решений для развития положений Конституции, недопустимость выступлений с требованием о проведении досрочных выборов. Г. Зюганов, М. Лапшин, Г.А. Явлинский, В. Анпилов и др. прибыли на церемонию, где отказались подписать соглашение. Кроме непримиримой оппозиционности, дополнительным основанием для неучастия в таких договорённостях стало убийство 26 апреля депутата Госдумы А.Д. Айздердзиса. По мнению фракции КП РФ, на фоне данного трагического события подписание предложенного договора было неуместным по соображениям морально-этического характера, к тому же коммунисты требовали ответственности со стороны правоохранителей,
отставки министра внутренних дел В.Ф. Ерина79.
В Индии, в отличие от других федеративных государств, существует единая, строго структурированная судебная система, призванная служить укреплению единства страны и единообразному применению законодательства на всей ее территории. Нижней ступенью в судебной системе являются рассматривающие самые незначительные гражданские и уголовные дела. Далее, по мере принятия к своему рассмотрению более сложных категорий дел, идут суды мунсифов («судьи-индусы»), дополнительные и окружные судьи. Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд штата. Свой высший суд могут иметь и союзные территории. Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии является Верховный суд, который состоит из главного судьи, обычно старшего но возрасту, и 17 членов. Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших юристов страны но консультации с главным судьей и министрами кабинета. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в
отставку , а также могут быть досрочно уволены за недостойное поведение или смещены указом президента по причине профессиональной непригодности.