Все народы

  • Все народы, Церковь «Все народы» (англ. Every Nation) — международная христианская неохаризматическая церковь. Имеет дочерние церкви в 60 странах мира и объединяет 1,1 млн верующих.

    До 2004 года организация была известна под названием «Утренняя звезда» (англ. Morning Star). На русский язык название церкви иногда переводят как «Каждая нация».

    Головные офисы организации расположены в Маниле (Филиппины) и Брэнтвуде (штат Теннесси, США).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Церковь веры (венг. Hit Gyülekezete) — независимая христианская неопятидесятническая церковь в Венгрии. Объединяет более 300 общин, в том числе приходы в Чехии, Словакии, Германии, Австрии, Швейцарии, Румынии и США. По данным церкви, её прихожанами являются 70 тыс. человек.
Всемирная церковь «Царство Божие» (порт. Igreja Universal do Reino de Deus, IURD) — христианская неопятидесятническая церковь, основанная в Бразилии. Имеет дочерние церкви в 180 странах мира и объединяет 8 млн верующих.
Китайское евангельское братство (кит. 中华福音团契) — христианская пятидесятническая церковь в Китае. Церковь также известна под названием Братство Танхэ (кит. 唐河团契). Представляет собой сеть домашних общин и является одной из крупнейших китайских подпольных церквей. Численность верующих движения оценивается в 10 млн человек.
Объединённая пятидесятническая церковь, международная (United Pentecostal Church International, UPCI) — крупнейшая пятидесятническая церковь, относящаяся к группе пятидесятников-унитариев. Объединяет свыше 3 миллионов верующих в 37 тыс. церквах по всему миру.
«Слово жизни» (швед. Livets Ord, англ. Word of Life) — религиозная община, относящаяся к группе «Движение веры», также — международное объединение поместных пятидесятнических общин. На конфессиональном поле «Слово жизни» позиционионируют как протестантское движение умеренно-харизматического направления а также как неопятидесятническое движение.

Упоминания в литературе

Полнота и целостность отдельной церковной общины не лишала первохристианство универсальности. Сам ап. Павел стремился возвестить Евангелие до крайних границ Римской империи – до Геркулесовых столбов, – обхватить своею проповедью всю тогдашнюю вселенную – οικουμ?νη. Апостол языков, он считал, что на него, по преимуществу, возложена заповедь Христа научить все народы. Не только Римская империя, но и весь мир должен стать христианским. Это распространение христианства не означает увеличение кафолической церкви, а увеличение эмпирических воплощений Церкви. Мировая Церковь не есть целое по отношению ко входящим в нее отдельным христианским общинам. Вселенская церковь есть таинственная мистическая небесная Церковь, которая полностью воплощена в каждой отдельной эмпирической церкви. Исходная точка церковного сознания первохристианства лежит в отдельной церковной общине – с ее Евхаристическим собранием[19].
Во-первых, они – святые. Если Павел называет их так, то это вовсе не означает, что он обращается к некоей духовной элите внутри церкви в Эфесе, некоему меньшинству на редкость святых христиан. Апостол имел в виду весь народ Божий. Они названы «святыми», так как были выделены, чтобы принадлежать Богу. Это выражение поначалу относилось к Израилю как к «народу святому», но впоследствии стало относиться ко всему межнациональному христианскому сообществу, Израилю Божьему (Гал. 6:16).
14 января 1943 г. и митр. Алексий направил телеграмму И. Сталину: «Православная Русская Церковь вместе со всеми народами великого Советского Союза горит одним желанием – всемерно помогать наступающей Красной Армии… Руководимая мною Ленинградская епархия, находящаяся в условиях блокады, до сего времени внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами. Руководствуясь призывом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Московского Сергия, епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского еще 500 000 рублей. Сбор средств продолжается с непоколебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кровавым безумием фашизма. Усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании – отстоять честь, свободу и славу родной страны».
Все вышеизложенные методы миссионерства в полной мере применялись византийцами и в отношении Руси. В 860 г. на Константинополь совершил нападение народ «рос». Этот первый военный конфликт с новым противником привел и к первому религиозному взаимодействию. Новая угроза заставила имперскую дипломатию изыскать наиболее действенный способ для ее нейтрализации, и самым доступным способом оказалось христианство. Вскоре после первого набега Руси к этому народу поехал византийский миссионер. Согласно выше упоминавшемуся посланию Фотия, люди народа «рос» (или руссы), ранее превосходившие все народы в жестокости, теперь пребывают под духовным владычеством Византии как ее «подданные и друзья». В жизнеописании Василия I, составленном в X в. Константином Багрянородным, говорится, что «щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний [Василий] также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ россов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа». Существует мнение, что крещение Руси имело место дважды: первое, при Михаиле III, в патриаршество Фотия, оказалось недолговечным, и тогда Василию I и преемнику Фотия, Игнатию, пришлось самим просить, чтобы Русь приняла греческого архиепископа. Другая точка зрения признает только одно крещение на этом этапе, бывшее при Михаиле III, а позднее заслуги этого императора были приписаны Василию. При Василии I, скорее всего, в Киеве возник первый храм в честь пророка Илии – небесного покровителя императора. Эта миссия, однако, не принесла ощутимых и длительных результатов: когда византийские источники начинают говорить о Руси в X в., нет никаких напоминаний о ее крещении.
И вот в апреле 1973 г. французская Епископальная конференция, ссылаясь на Nostra Aetate, опубликовала революционный документ – декларацию «Отношение христиан к иудаизму» (или «Пастырские наставления по случаю иудейской пасхи»), подготовленную Епископальным комитетом по отношениям с иудаизмом. Здесь уже четко было заявлено, что «нельзя вывести из Нового Завета заключение, что иудейский народ лишился своего избранничества», что «первый Завет… не был отменен Новым», что доктрина фарисеев не противоположна христианству и утверждалось неизменное призвание иудейского народа, который и сегодня является «благословением для всех народов земли».

Связанные понятия (продолжение)

Церковь Полного Евангелия Ёыйдо (кор. 여의도 순복음교회?, 汝矣島純福音敎會?, англ. Yoido Full Gospel Church) — протестантская пятидесятническая церковь в Южной Корее. Объединяет свыше миллиона прихожан в 587 церквах. Базовую церковь в Сеуле посещают 830 тыс. прихожан, что делает её крупнейшим христианским приходом в мире.
Богоро́дичный центр — новое религиозное движение (секта), возглавляется «Собором Епископов», главой которого с момента создания до апреля 2009 года являлся Иоанн (Береславский).
Фоколяры (итал. Movimento dei focolari) — католическое движение, которое основала Кьяра Любич в 1943 году.
Движение святых последних дней (англ. Latter Day Saint movement) — группа реставрационистских религиозных деноминаций и отдельных приверженцев, исповедующих хотя бы отчасти учение Джозефа Смита-младшего, опубликовавшего в 1830 Книгу Мормона. Движение святых последних дней — одно из многих не связанных друг с другом религиозных течений, объединяемых понятием «реставрационизм», которые стремятся расширить рамки протестантского вероучения и восстановить христианство в той форме, в какой оно, как предполагается...
Це́рковь объедине́ния (кор. 통일교회, 統一敎會, Тхониль кёхве; англ. Unification Church; Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь объединения) — новое религиозное движение (секта), основанное Мун Сон Мёном в 1954 году в Сеуле (Южная Корея). В течение следующих нескольких десятилетий Церковь объединения распространилась во многих странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей.
Католическое Харизматическое Обновление — движение внутри католической церкви, которое включает в себя аспекты как католической, так и харизматической практики. Отличительной чертой этого движения является то особое внимание, которое оно акцентирует на личных отношениях с Иисусом и проявлениях даров Святого Духа Возникнув в 1967 году, ныне это движение объединяет порядка 160 млн католиков-харизматов в 230 странах мира..
Методизм в Эстонии зародился в начале XX века на острове Сааремаа и 13 августа 1910 года основывается первая методистская община в Эстонии, в городе Курессааре. История методизма в Эстонии началась 9 июня 1907 года, когда два друга — Василий Тяхт и Карл Куум, эстонцы по происхождению, приехали на о. Сааремаа в Эстонии и стали там проповедовать Евангелие. Собрания, которые они проводили, активно посещались и способствовали духовному возрождению людей.
Движение Веры (также известное, как движение Слово Веры, Церкви Веры) представляет собой группу протестантских проповедников и примыкающие к ним протестантские церковные общины, которые либо не принадлежат к общеизвестным деноминациям, либо образуют независимые союзы из своих церковных общин. Своё название получили благодаря ударению на учение о вере в своих проповедях.
Адвенти́сты седьмо́го дня (сокр. АСД); англ. Seventh Day Adventists, сокр. SDА) — течение в адвентизме, направлении протестантизма, возникшем в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа (лат. adventus — «наступление»), соблюдение Десяти заповедей с акцентом на почитание субботы. Среди его основателей была Елена (Эллен) Уайт (урожд. Елена Хармон), труды которой пользуются в церкви значительным авторитетом. Сторонники соблюдения субботы...
Глоссола́лия в христианстве — необычное явление «говорения на языках», возникшее в Первоапостольской церкви и получившее «второе рождение» и широкое распространение в различных христианских церквях и деноминациях с начала 20-го века. С этого времени (чаще всего указывается 1906 год) вопрос «говорения на иных языках» начал вызывать живой интерес, обсуждение и разногласия среди широких кругов христианства. Во многих церквях споры по поводу отношения к данному феномену даже привели к расколу. На сегодняшний...
Евангели́ческая правосла́вная це́рковь (англ. Evangelical Orthodox Church) — небольшая христианская синкретическая деноминация, созданная в 1979 году бывшими лидерами Кампусского крестового похода за Христа, которые, реагируя на свободное «Движение людей Иисуса», разработали собственный синтез принципов евангеликализма, православия и пастырского движения.
Неделя молитв о единстве христиан — ежегодное международное экуменистическое мероприятие, в котором принимают участие представители различных христианских деноминаций. Проходит каждый год с 18 по 25 января.
Христианская миссия (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности Церкви и религиозных организаций, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории).
Сообщество Христа (англ. Community of Christ, в 1872—2001 известно как Реорганизованная церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Reorganized Church of Jesus Christ of Latter Day Saints, RLDS) — международная религиозная организация со штаб-квартирой в США. По мнению сторонников, основана в апреле 1830. Официальная миссия церкви звучит следующим образом: «свидетельствовать об Иисусе Христе и поддерживать в обществе радость, надежду, любовь и мир». Сообщается приблизительно о 250 тыс. адептов в...
Правосла́вная це́рковь всеросси́йского патриа́ршества — неканоническая украинская православная церковь в Северной Америке, основанная в Виннипеге. Не принадлежала ни к одной из европейских религиозных конфессий и была центром Серафимской церкви (англ. Seraphimite Church) — бывшего широкого религиозного союза церквей восточного обряда в Северной Америке.
Таллинское пробуждение (эст. Effataa ärkamine) — религиозное движение в бывшем СССР среди христиан (в основном протестантов), начавшееся в 1977-м году в Таллине, в баптистской церкви «Олевисте». Зародившись в столице Эстонской ССР, пробуждение привлекало множество людей с разных республик Советского Союза, а также распространилось на Россию, Украину, Беларусь и другие республики. По утверждениям сторонников, прямым результатом четырёх лет пробуждения стало обращение в веру порядка 10-20 тысяч граждан...
Экклесия в Азии — документ, изданный Папой Римским Иоанном Павлом II, чтобы служить в качестве основы для расширения Римской католической церкви в Азии. Документ обобщает идеи и выводы Специального азиатского синода, состоявшегося в Риме с 18 апреля по 14 мая 1998 года. Был официально обнародован Иоанном Павлом II в индийском городе Нью-Дели 6 ноября 1999 года.
Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе...
Неокатехуменат, Неокатехуменальный Путь — движение в Римско-католической церкви или Греко-католической церкви, основанное испанцем Кико Аргуэльо и Кармен Эрнандес в 1964 году.
Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) — христианская пятидесятническая церковь, объединяющая свыше 2 тыс. общин в России, на Украине, в Армении, Белоруссии, Прибалтике, Грузии, Средней Азии, Казахстане, Германии и других странах. Прихожанами церкви являются более 450 тыс. человек.
Харизматические движения (англ. Charismatic movement от греч. χάρισμα «дар <благодати>; дарование») — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков, провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с 1Кор. 12:7—10 проявляются дары Святого Духа — исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и определённые различия...

Подробнее: Харизматическое движение
Церковь Англии — государственная христианская церковь в Англии (Соединённое Королевство), Матерь-Церковь (англ. The Mother Church) всемирного Англиканского сообщества. Юрисдикция Церкви Англии распространяется также на Остров Мэн через Диоцез Содор и Мэн, в то время как Нормандские острова являются частью Диоцеза Винчестер. Ряд англиканских общин на территории континентальной Европы, бывшего Советского Союза, Турции и Марокко объединены в Диоцез Гибралтара в Европе.
Пробуждение на Азуза-стрит (англ. Azusa Street Revival) — движение пробуждения среди христиан (в основном протестантов), которое началось в 1906 году в миссии (впоследствии церкви), которая располагалось по адресу: Лос-Анджелес, Азуза-стрит, 312. Именно это движение положило начало всемирному распространению современного пятидесятничества. Руководители миссии учили о важности для каждого верующего наполниться Святым Духом (они называли это — крещение Святым Духом) и как знамение этого способность...
Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи...
Новое монашество, или Неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism) — современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившие развитие в некоторых протестантских и католических общинах.
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) — религиозная организация. Начальствующий епископ — епископ Ряховский С. В. Первый заместитель Начальствующего епископа ЦРО РОСХВЕ-Управляющий делами — епископ К. В. Бендас.
Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в России представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.
«Храм народов» (англ. Peoples Temple, распространённый ошибочный перевод — «Народный храм») — новое религиозное движение, основанное в 1955 году Джимом Джонсом в Индианаполисе, штат Индиана. Джонс использовал Храм Народов, чтобы распространять послание, в котором сочетались элементы христианства с коммунистическими и социалистическими идеями, а также акцент на расовом равенстве.Храм Народов наиболее известен событиями 18 ноября 1978 года в Гайане, когда в результате массового убийства в его отдалённом...
Украинская лютеранская церковь (укр. Українська Лютеранська Церква — УЛЦ) — национальная лютеранская церковь Украины. Является членом Конфессиональной лютеранской конференции. Самые большие приходы (100—170 человек) находятся в Киеве, Тернополе и Кременце. С 2000 года УЛЦ возглавляет епископ Вячеслав Горпинчук.
Российская Церковь христиан веры евангельской — одна из ветвей пятидесятнического направления христианства в России. Входит во всемирное братство Ассамблеи Бога. В составе Церкви насчитывается около 2000 общин (традиционного и более современного направления в пятидесятничестве). На территории России действуют три теологических института, несколько десятков библейских школ и сотни воскресных школ; действуют 56 региональных центров; на территории России имеются около 110 молитвенных домов, во многих...
Ке́стонский институ́т (англ. Keston Institute), Кестон-колледж (англ. Keston College) — общественная организация, основанная в 1969 году в Великобритании как Центр по изучению религии и коммунизма (англ. Centre for the Study of Religion and Communism) занимавшийся сбором и распространением данных о религиозной ситуации в СССР и странах социалистического лагеря. Ныне продолжает свою деятельность, в том числе, на территории России.
Конгрега́ция сестёр от ангелов (лат. Congregatio Sororum ab Angelis, CSA) — женский монашеский институт папского права. Основан 31 марта 1889 года в Вильнюсе (Вильно) инспектором Высшей духовной семинарии священником Викентием Ключинским (1847—1917), будущим митрополитом Могилёвским (1910—1914). Конституции утверждены Апостольским Престолом в 1913 году.
Основная конфессия Исландии — евангелистская лютеранская церковь Исландии, которая стала официальной в 1540 году (тогда Исландия принадлежала Дании), в 2009 году её исповедовали 92,2 % от всего населения страны. Также население исповедует католицизм и другие лютеранские церкви. В Рейкьявике, возможно, построят и Православную церковь. Результаты опроса опубликованного в начале 2016 года показывают, что меньше половины исландцев считают себя религиозными и более 40% молодых людей считают себя атеистами...
Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «вселенская») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов человек.
Оксфордское движение — движение среди англикан Высокой Церкви (High Church) в Церкви Англии, которое постепенно развилось в англо-католицизм. Движение, члены которого часто ассоциировались с Оксфордским университетом, выступало за восстановление традиционных аспектов христианской веры, впоследствии утерянных, и их включение в англиканскую литургию и богословие. Именно в недрах Оксфордского движения родилась «теория ветвей», согласно которой Англиканская церковь является одной из трех ветвей Церкви...
Внешнеполитические взаимодействия 260-го Папы Римского Пия XII и Советского Союза в 1939—1958 годах сформировали систему отношений Святого Престола с СССР, Русской Православной Церковью и Объединенной Восточной церковью, и заложили фундамент современных отношений между Ватиканом и Россией. Дипломатическая деятельность Ватикана этого периода совпала с религиозными гонениями внутри Советского Союза во время эпохи сталинизма, попытками советских коммунистов искоренить в своей стране все виды религиозных...

Подробнее: Папа Пий XII и СССР
«Неме́цкие христиа́не» (нем. Deutsche Christen) — движение, организованное в мае 1932 года сторонниками национал-социализма среди немецкого духовенства Евангелической церкви Германии. Возглавлялось Людвигом Мюллером. Представители движения были согласны с расовыми идеями национал-социалистов; они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами. Они также поддерживали нацистский тезис «позитивного христианства», отрицавший...
Отношения между Церковью объединения и основными течениями христианства были отмечены конфликтом и несогласием, также как и сотрудничеством, временами. Церковь объединения была создана Мун Сон Мёном в 1954 году. Согласно Справочнику капеллана изданному Министерством армии США его учение основано на Библии, хотя включает в себя новые толкования, не встречающиеся основных течениях христианства. Церковь объединения распространилась в большинстве стран во второй половине XX века, хотя и с относительно...
Богомо́льческое движе́ние (серб. Богомољачки покрет, кратко Богомо́льцы, официальное название Народный христианский союз, серб. Народна хришћанска заједница) — право-консервативное религиозное объединение верующих Сербской православной церкви, которое действовало с 1920 года до Второй мировой войны.
Адвенти́зм (лат. adventus — пришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов. Поначалу движение объединяло тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа.
Корейская христианская федерация (кор. 조선그리스도교연맹?, 朝鮮그리스도教聯盟?) — межденоминационная протестантская церковь в Корейской Народно-Демократической Республике. Относится к объединённым протестантским церквям. Является единственной легально функционирующей протестантской деноминацией в КНДР; деятельность федерации контролируется государством.
Чуриковцы — религиозное движение, основанное самарским крестьянином И. А. Чуриковым (Братцем Иоанном Самарским). В основе учения — идея о духовном спасении путём отказа от алкогольных напитков и курения.
Церковь евангельских христиан в духе апостолов (ЦЕХДА) — пятидесятническая община с центром в Санкт-Петербурге. Насчитывает 10 тысяч приверженцев, объединённых в 70 автономных общин. В различное время были известны как «единственники», «смородинцы», «иисусовцы», «единобожцы».
Ассоциация Салезианских Сотрудников (итал. Associazione Cooperatori Salesiani, ACS, член Салезианской семьи - общественная ассоциация, основанная св. Иоанном Боско 9 мая 1876 года в Турине (Италия). Замысел общественной организации, соединяющий мирян с монашествующими, появился у дона Боско в самом начале, в пору первого организованного им Оратория.

Подробнее: Салезианские сотрудники

Упоминания в литературе (продолжение)

«Свет Христов просвещает всех» – таковы последние слова преподобного Макария (Глухарёва), выдающегося российского миссионера Х!Х столетия. В них не только пастырское завещание, но и главный смысл всей его подвижнической жизни, давшей замечательные плоды: им была основана Алтайская миссия, составлен проект развития миссионерского дела в России, осуществлен перевод значительной части Священного Писания. Преподобный Макарий внес важный вклад в дело воспитания духовного юношества – ключевой проблемы всего общества. В своих «Мыслях об улучшении воспитания…» он четко сформулировал, что исправления народа российского можно добиться только «исправлением духовенства», а исправления духовенства, чье состояние во все века определяло и определяет жизнь Церкви, а значит, и всего народа, – «исправлением воспитания детей духовнаго звания».
Современные богословы-реформисты внесли существенные изменения в понимание картины загробной жизни в иудаизме. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению реформистов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другой верой. В этом универсалисты-реформаторы повторяли Иисуса Христа: «Нет ни эллина, ни иудея». Но только в этом. Согласно учению реформистов, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей (джентиле) достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям. (См.: O.A. Попов. «Универсальное и этническое в еврействе», Интернет-журнал Сретенского монастыря). За собой они оставляли право решать, кто подходит для рая на земле, а кто нет, что соответствует этому учению, а что нет. В роли таких арбитров будут члены «избранной» группы – еврейские Учителя, несущие «свет в массы». То есть, жрецами нового учения, несущего «свет и освобождение всем народам» будут те же евреи-реформисты, взявшие на себя «бремя освобождения всего человечества». Вот в этом иудейском «расколе» заложены основы разногласий не только между ортодоксами и реформаторами, но и между сионистами типа Жаботинского и сионистами-социалистами, а затем уже и между всеми сионистами и коммунистами.
Собственно, любой выбор – не перерешаем, ибо даже если человек (или общество) через какое-то время отринули то, что они выбрали, все равно время уже прошло и сделанный ранее выбор стал фактом биографии (или истории). Он уже как-то повлиял, остался в памяти. Выбор – неповторим, как неповторимо время. Но все же иногда изменить ход биографии или истории, сделав новый выбор, относительно легко, а иногда – очень трудно. В случае принятия народом новой религии «перерешить» что-либо крайне сложно. Язычество не может оказать сильного сопротивления – оно не обладает ни достаточной идейной силой, ни достаточно мощной организацией. Организация развитой религии, пришедшей ему на смену, вскоре переплетается с государственной, религия формирует становящуюся культуру и становится неотъемлемым компонентом национального самосознания. Спустя относительно небольшое время после принятия развитой религии отнять ее у народа практически означает ликвидировать этот народ, и история дает лишь ничтожное число примеров перемены народом такой религии: почти всегда – лишь при уничтожении государства и завоевании иноверцами и почти всегда – не всем народом, причем такая перемена фактически означает возникновение нового народа (так, сирийцы-арабы – это иной народ, имеющий иную культуру и иной язык, чем айсоры – разбросанные по всему миру потомки древних сирийцев, сохранившие свою христианскую веру). При всей мощи Османской империи туркам не удалось сделать мусульманами сербов, болгар, греков, армян, и при всей привлекательности культуры европейских колонизаторов не стали христианами ни индийцы, ни бирманцы, ни индонезийцы, вообще ни один народ, уже имевший к началу колониальной эпохи развитую письменную культуру и развитую религию. Поэтому выбор Владимира был выбором «на века».
Защищал справедливость принятого в 1922 г. от имени Русского Всезаграничного Церковного Собора (1921 г.) Высшим Церковным Управлением обращения к Генуэзской конференции с призывом бороться с большевизмом. По словам владыки, это послание есть «вопль тяжко страдающей русской души с мольбою ко всем народам мира – спасти всеми возможными мерами вплоть до оружия несчастный русский народ от большевизма как “культа убийства, грабежа и богохульства в России”». Ссылаясь на 93 (104) правило Карфагенского собора, где содержится ссылка на апостола Павла, прибегшего к воинской помощи против «людей бесчинных», считал этот шаг ВЦУ канонически правильным. Соответственно, полагал, что осуждение Святейшим Патриархом обращения сделано под давлением властей, «есть плод небывалого насилия врагов нашей Церкви, которое испытывает Она, в особенности в лице Ее главы – Патриарха Тихона».
В первые годы существования Русской церкви ее главу назначали «сверху», и митрополитами Руси были этнические греки. Однако в 1051 г. князю Ярославу Мудрому удалось выдвинуть на пост первосвятителя не чужеземца, а одного из самых просвещенных людей своего времени, русского митрополита Илариона. Святитель отличался исключительными человеческими качествами, а также незаурядным литературным даром, именно ему принадлежит авторство знаменитого «Слова о законе и благодати», торжественной речи митрополита, произнесенной примерно в середине XI в. Ее полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей»
К 1938 г. русский народ официально получил руководящую роль в Советском государстве. В феврале 1938 г. «Правда» писала: «В… братской семье народов русский народ – старший среди равных»25. В подписанных в печать в апреле 1938 г. томах Большой и Малой советских энциклопедий говорилось, что «великий русский народ как первый среди равных… ведет народы СССР к полной победе коммунизма»26. В том же году была опубликована книга Б. Волина «Великий русский народ», в которой автор утверждал, что «народы СССР гордятся своим старшим собратом, первым среди равных в братской семье народов – русским народом»27, «растут и крепнут дружба и любовь всех народов… к ведущему среди передовых – русскому народу»28.
Духовенство Грозненского округа Терской области на съезде благочиния 6 февраля 1906 г. высказалось о необходимости участия Церкви в политической деятельности и поддержке социалистических партий. При этом подчеркивалось, что священнослужители должны принимать непосредственное участие в революционной борьбе путем агитации на приходах в форме проповедей и раздачи верующим листовок христианско-социалистического содержания[156]. Главным принципом христианской жизни должно стать благо всего народа. При этом церковно-революционное движение на территории Дагестанской области, в отличие от Ставропольской губернии и Терской области, носило стихийный неорганизованный характер[157].
Однако христианство в целом, а православие в особенности, своей высшей целью ставит именно осуществление воли Божией, постепенное созидание своего рода «островков» Царства Божия на земле. «Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе», – ежедневно молится каждый христианин. Согласно святоотеческому пониманию, Царство Божие утвердилось там, где устойчиво действует божественная благодать, свободно принятая человеческой волей. В православной России главными такими «островками» Царства Божия на земле были: царский престол, молитвенное сердце подвижника и православный храм. Влияние этих «островков», обуреваемых вихрями человеческих страстей и вторжениями «духов злобы поднебесных», то распространялось на весь народ, то сокращалось почти до полного исчезновения.
Папы политически тяготели к установлению тесных контактов и союза с франкскими королями. Папа Григорий Великий (590–604) направил деятельность Римской Церкви на достижение духовного и церковно-организационного единства всех народов Западной Европы путем христианизации германских завоевателей и введения на Западе единой христианской литургии. Его усилиями в литургии утвердилась традиция церковного пения, а в 600 г. Папа объявил латынь единственным официальным языком Римской Церкви.
Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия; во всемогуществе Бога и его Промысле – источник правды на земле. Действием Промысла Божия, согласно пророческим книгам, пал старый Рим вследствие уклонения в ересь Аполлинария и служения на опресноках; за ним пал и новый Рим, то есть Константинополь, вследствие измены Православию на VIII Соборе и принятия латинства. Поэтому София Цареградская была попрана и сделалась достоянием внуков Агари. Остается невредимою только славная соборная церковь Успения Божией Матери всей новой и великой Руси – Третьего Рима. Эта общерусская святыня сияет своим благочестием во всей вселенной ярче солнца. Третий Рим есть последний в историческом бытии человечества. Четвертому Риму не бывать. Так в последовательном ходе исторической жизни народов все православные христианские царства пали и слились в одно царство русское, вследствие чего русский царь является единственным христианским царем во всем поднебесье. Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
Чаадаев и неизвестный переводчик его творения предоставили в распоряжение читателей первого «Философического письма» богатый репертуар довольно противоречивых метафор и утверждений. Европейские народы идут по прямому пути, который предначертал всем народам Спаситель, «блуждание» есть элемент этого пути, но элемент конструктивный, который преобразуется в интеллектуальную зрелость. Пути Провидения и воля самих народов в данном случае совпадают. С русским народом ситуация куда сложнее. С одной стороны, он находится в постоянном ложном, бесцельном движении, направляется вперед (по пути европейских народов), однако быстро сбивается с дороги и продолжает идти без определенных намерений. Здесь важно, что русский народ («мы» Чаадаева) обладает волей и избирает свой исключительный путь самостоятельно – попытки русских императоров вернуть его на «путь истинный» не имеют ни малейшего успеха. С другой стороны, он вообще не является актором, способным выбирать свой путь, – за него это делает «злая судьба», то же самое Провидение, которое избрало его для «великого урока миру». Одновременно русский народ, вопреки высказанным прежде тезисам, не всегда находился в бесцельном блуждании – прежде он был неподвижен, блуждание же есть характеристика современного момента, которая оставляет надежду на обретение зрелости в будущем, – тезис, развитый затем Чаадаевым в «Апологии безумного».
Христианство – миссионерская религия. В отличие от иудеев и индуистов, обычно не стремящихся обратить кого-либо в свою веру, христиане сразу вняли Великому поручению Иисуса – «идите, научите все народы» (Мф 28:29, по Новой международной версии, NIV). Христианство начиналось как движение иудейских реформаторов. Иисус был иудеем, как и его апостолы, утверждавшие, что он и есть Мессия, которого давно ожидали евреи. Но Павел, обратившийся из иудаизма в христианство, решил проповедовать весть о грехе и спасении в равной мере «и эллинам, и иудеям». Он считал, что для обращения в христианство вовсе незачем прежде становиться иудеем. Христианам не требуется исполнять обряд обрезания, христианским семьям позволительно есть свинину. Так у христианского движения появились форпосты среди грекоязычного населения мест, известных из библейских посланий Павла – Коринфа, Галатии, Ефеса, Филипп, Колосс и Фес-салоник.
80. В то время как в ходе диалога на более глубоком уровне выдвигаются и новые темы, требуют своего разрешения и новые задачи: как усвоить уже достигнутые результаты? Они не могут оставаться просто заявлениями двусторонних комиссий, но должны стать общим достоянием. Для того чтобы такое произошло и упрочились узы общения, необходимо серьезно поразмышлять нам всем вместе – всем народом Божиим – и разными способами, средствами, на разных уровнях компетенции.
Традиция поименного поминовения за богослужением уходит корнями в дохристианскую древность. В Библии встречается немало родословных – списков имен предков того или иного человека (Быт. 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 36:1 и др.). Вся Книга Чисел состоит по преимуществу из списков имен, ничего не говорящих современному читателю, но, несомненно, важных для авторов книги. Необходимость включения родословных списков в Книгу Чисел и другие части Библии была обусловлена тем, что родословная воспринималась отнюдь не просто как перечень имен, помогающий идентифицировать то или иное лицо с помощью добавления к его имени некоторых дополнительных характеристик (Иаков, сын Исааков, в отличие от какого-нибудь другого Иакова). Родословная прежде всего указывала на наследие, которое несет в себе каждый человек; она вплетала имя человека в неразрывную цепь имен, восходящую к отцу всех народов – Аврааму – и через него к Адаму. Быть вписанным в родословную одного из колен Израилевых означало быть полноценным членом богоизбранного народа, а значит – неким таинственным образом присутствовать в памяти Божией. Не случайно и Евангелия начинались с родословной Иисуса Христа. Приводя имена предков Христа, Евангелисты желали подчеркнуть тот факт, что Христос был сыном Своего народа, был реальным Человеком, Чье имя вплетено в непрерывную вязь человеческих имен.
Во-вторых, все народы, населявшие Российскую Империю, были равны. Более того, некоторые из них сохранились и вышли на более высокий уровень духовного и культурного развития благодаря тому, что они вошли в состав империи. При этом особую роль играл русский народ (в лице малороссов, белорусов, великороссов) как державообразующий.
Очевидно, что введение новой религии Гитлер решил производить постепенно – начать с ордена СС, с партии и лишь потом распространить ее на весь народ.
Торговые отношения Руси с другими народами служили на пользу отечеству. Но не только потому, что русичи кормились от торговли, а кто-то даже богател от нее. Общаясь с более просвещенными для того времени греками и дунайскими болгарами, наши предки перенимали у них образованность и христианскую веру. В Х в. на Руси, а особенно в Киеве (там была православная церковь Святого Илии), было уже много христиан. Одной из первых крестилась мать Святослава княгиня Ольга. Сам Святослав креститься не хотел, мотивируя это тем, что его воины-язычники попросту будут над ним смеяться. Постепенно вера в языческих богов стала ослабевать, а число христиан на русской земле возрастало. Князь Владимир, внук Ольги, положил конец язычеству – крестился сам и крестил весь народ русский.
Цель этого сочинения – извлечь уроки из событий Смутного времени. Тимофеев пишет о политических правах подданных, в том числе о праве на сопротивление неправедно установившейся власти. По его мнению, законным происхождением верховной власти может быть волеизъявление всего народа. Правители, получившие власть не по наследству или помимо соизволения людей, должны считаться захватчиками и не могут называться царями. К захватчикам он относит всех русских царей, начиная с Бориса Годунова и до Михаила Романова. Характерно для его рассуждений, что все цари совершенно не годились для отведенной им роли. Годунова, например, он называет «рабоцарем». Тимофеев перечисляет требования, которым, как он считает, должны отвечать русские государи:
Прежде всего святитель опасался того, что общественная жизнь в России выйдет из берегов и разольется революционным потоком, что он считал бедствием. Еще в 1821 году в своей проповеди 15 июня он сказал: «Правительство, не огражденное свято почитаемою от всего народа неприкосновенностию, не может действовать ни всею полнотою силы, ни всею свободою ревности, потребной для устроения и охранения общественного блага и безопасности… Но если так не твердо Правительство, не твердо так же и Государство… в таком положении Государство колеблется между крайностями своеволия и преобладания, между ужасами безначалия и угнетения и не может утвердить в себе послушной свободы, которая есть средоточие и душа жизни общественной» (179, т. 2, с. 9–11). Спустя тридцать пять лет, в проповеди от 22 июля 1856 года, святитель вновь говорит о том же – о революционерах, которые «умеют потрясать древние здания государств, но не умеют создать ничего твердого»: «Они тяготятся отеческою и разумною властью царя и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и бесконечные распри искателей власти. Они прельщают людей, уверяя, будто ведут их к свободе, а, в самом деле, ведут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом низвергнуть в угнетение» (179, т. 5, с. 382).
По повелению Царя Петра I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону Божией Матери. Благочестивое предание гласит, что святитель Митрофан епископ Воронежский (7 августа, ст. стиль) сказал Государю Петру Первому: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты… воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Пророческие слова Воронежского святителя были восприняты Петром Великим как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством [21].
Высшей степенью в иерархии Ветхого Завета являлся первосвященник (великий священник, помазанный священник). Обряд посвящения в первосвященника был такой же, как и в священника. Первосвященники также избирались из колена Левиина (из рода Ааронова) и должность их была пожизненная. Первосвященник жил при храме, мог быть женат, но только на девственнице, не мог держать траур. В обязанности первосвященника входили исключительные функции по управлению народом: приношение жертвы за весь народ (один раз в год); только первосвященник мог входить в Святая Святых храма (один раз в год); возвещение воли Божией, руководство богослужением. Также первосвященник мог исполнять обязанности обычного священника.
«Однако, прежде чем быть уничтоженными или обращенными в рабство, – пишет далее Дуглас Рид, – чужие народы объявлялись «угнетателями» иудеев, хотя и не по своей воле, но как орудие наказания для иудеев за недостаточное почитание Иеговы. Только так он проявлял себя как единый Бог всех народов: хотя он признавал один только «избранный народ», но он пользовался чужими языческими народами для наказания иудеев за нарушение Закона до тех пор, пока, согласно его предопределению, эти язычники не должны были быть уничтожены»[76].
Иеродиакон Зосима описал коптскую службу у Гроба Господня: «Пятая служба хабежская (абиссинская), вход в неё наружными дверями с юга, служба на левой стороне. Служба их такая: все вскакивают, и трясутся, и плещут руками; попы их в ризах и с евангелиями, носят изображения трёх солнц. Я спросил у патриаршего попа: „Что это за вера?“ Он мне сказал: „В псалтыре написано: все народы восплещите руками, – они этому и следуют и радуются, что Христос воскрес“»[121]. Также писатели-паломники упоминали в своих произведениях о коптских храмах и монастырях в Палестине и Египте, но при этом постоянно путались в ритуальной практике коптов.
Позже, во времена Смуты, когда над страной нависла опасность быть порабощенной польскими феодалами, весь народ, откликнувшись на зов Козьмы Минина, встал в ряды ополчения. Никто не скупился на благое дело – шли на войну с врагами, помогали материально. И везде сопровождала русское ополчение чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Так, была введена «система» жертвоприношений, демонстрировавших необходимость умилостивления Бога и искупления греха. Израиль должен был стать искупленным богоизбранным народом, который постоянно находится под покровительством Господа. Божества других народов, в противоположность ветхозаветному Богу, были безнравственны и безразличны к делам людей. Суть Ветхого Завета состоит в том, что Бог через избранный Им народ Израиля благословит все народы мира, – Мессия из колена Давидова придёт искупить грехи человеческие и править всеми народами, как Царь.
Вся жизнь Авраама протекает под знаком свободного избрания его Богом. В семье, служившей иным богам, Бог избирает Авраама (см. Нав. 24, 2), выводит его из Ура (см. Быт. 11, 31) и ведет его Своими путями в неизвестную страну (см. Евр. 11, 8). Это Божественное волеизъявление есть почин любви: с самого начала Бог проявляет к Аврааму безмерную щедрость. Его обетования предначертывают удивительное будущее (см. Быт. 12, 7; 13, 15; 15, 18; 17, 8): Бог щедро его одарит и умножит его семя (см. Быт. 12, 2; 16, 10; 22, 17). Казалось бы, что обстоятельства противоречат этим перспективам: Авраам – кочевник, его жена Сарра – в преклонном возрасте и бесплодна. Благостыня Божественных обетований проявляется в этом еще ярче: будущее Авраама зависит всецело от всемогущества и благости Божией. В Аврааме уже представлен весь народ Божий, избранный без всяких предварительных заслуг. От него требуется прежде всего бдительная и стойкая вера, безоговорочное принятие Замысла Божия. Вера эта должна очиститься и окрепнуть через испытание. Бог испытал его, потребовав от него принести в жертву Исаака, на котором именно и покоилось обетование (см. Быт. 22, 1-12). Авраам не пожалел своего единственного сына (см. Быт. 22, 12, 16), но Господь сам сохранил Исаака, усмотрев Себе агнца для всесожжения (см. Быт. 22, 8, 13). Послушание Авраама приводит к подтверждению обетования (см. Быт. 22, 16–18). Призвание Авраама – быть отцом народа, слава его – в потомстве. С этим обетованием связана и перемена имени: будучи прежде Аврам, он стал теперь Авраамом («отец множества»).
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и Его законным наследникам, а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков – Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их.
Мы не видим, чтобы хоть один пророк отделял часть народа израильского, наиболее верных Богу мужей, и только с ними имел дело. Хотя бы тех семь тысяч мужей, которые не преклоняли колени пред Ваалом, уста которых не лобызали его (3 Цар. 19:18). Илия даже не знал их. Господь послал Илию назад ко всему народу, ибо для Бога весь Израиль был дорог и являлся Его народом.
Глава 7. 12000 запечатленных на челе из каждого колена Израильского. Великое множество людей из всех народов в белых одеждах, пришедших от великой скорби
Среди мглы и мрака, покрывавших Россию, петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения было светочем, указывающим путь к истине Христовой. Оно смело выступило на брань со всеми темными силами, помрачающими в человеке образ Божий. И всему народу, и в среду интеллигентов с их помутившимся сознанием оно несло живое слово правды Христовой.
«Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство… Дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я