Связанные понятия
Аванзал , также антикамера — помещение перед парадным входом в главный зал крупного общественного здания или дворца. Позади главного зала иногда размещались арьерзалы.
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства. Для усиления производимого на зрителя эффекта в торце анфилады нередко размещалось зеркало или специально подобранная картина.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Упоминания в литературе
Как можно видеть из плана, прилагаемого на рис. 25, храм А состоит из пронаоса, или
вестибюля , помеченного р, который открывается на юго-восток, и собственно наоса (и). Длина последнего на чертеже (рис. 25) показана в 18 метров, поскольку мы подумали, что рядом с полукругом и находится принадлежащая зданию перекрестная стена. Однако, снова тщательнейшим образом исследовав участок, мои архитекторы пришли к выводу, что, исходя из устройства отверстий в боковой стене, весьма вероятно, что длина наоса (и) должна была составлять несколько более 20 метров и что, следовательно, отношение ширины здания к его длине составляет в точности 1: 2. Сейчас нельзя определить, была ли еще третья комната на северо-западной стороне (в соответствии с планом храма В), поскольку западная часть здания была отрезана большой северной траншеей.
Но все-таки идея пятиэтажек Чалдымова имела существенные достоинства, перевесившие недостатки. Осознавала это и сама Л.А. Степанова, которая также успела подготовить проект пятиэтажной школы. Общий прием планировки очень походил на чалдымовскую школу, но Степанова смогла более рационально разместить классы. Во-первых, из шести классов на каждом этаже пять выходили на одну сторону, что облегчало их правильную ориентацию. Во-вторых, в отличие от Халина и Чалдымова Степанова смогла избежать большого количества «оборотных» классов (вход в которые расположен не со стороны доски, а в задней части). Просторнее получился
вестибюль , удобнее гардероб с однорядным расположением вешалок, что значительно улучшало освещенность. Физкультурный зал перешел в отдельный, пристроенный к первому этажу объем, что дало возможность улучшить его пропорции.
Проектирование досталось К.А. Тону, а от Департамента путей сообщения ему помогал Р.А. Желязевич, исполнивший проекты дебаркадера Николаевского вокзала и некоторых станций дороги Петербург – Москва. Площадь еще не получила оформления – из доминант стояла только церковь Знамения архитектора Ф.И. Демерцова (разрушена в 1940-е гг.), и нужно отметить, строительство зданий здесь шло трудно: боролись частные интересы и желание городских властей прибрать территорию себе. В основе проекта К.А. Тона лежала схема организации пассажиропотока, разработанная инженерами Департамента. Зодчий применил принцип «фасадного строения» – здание выстроено по красной линии (в данном случае – ломаной) площади. В центре размещен вход внутрь здания, в
вестибюли и залы ожидания. С двух сторон главного корпуса организованы арочные проходы, разделявшие прибывающие и отъезжающие потоки пассажиров. Позднее многие эксперты отмечали удачную планировку Николаевского вокзала, хорошо справлявшуюся с возросшим к концу XIX века числом пассажиров.
Общежитие предназначено для проживания одиноких рабочих, учащихся и студентов. Основной особенностью их планировки является большое количество спальных мест. При этом все санитарные нормативы и требования, установленные для обычных домов квартирного типа, распространяются и на общежития. Это относится к размерам помещений, естественному и искусственному освещению, отоплению и вентиляции. Следует подчеркнуть, что в общежитиях жилая площадь на одного человека занижена, однако это компенсируется наличием красных уголков, читален, комнат дневного пребывания и других помещений общего пользования. Кроме того, в каждом общежитии имеются гардеробные, кухни, буфетные, кладовые для хранения личных вещей, санитарные узлы, прачечные и др. На каждом этаже здания общежития коридорного типа должны быть обустроены вспомогательные и санитарно-бытовые помещения: кухни и отдельные для мужчин и женщин санитарные узлы. Помещения для культурно-массовых мероприятий, бытового обслуживания и административные помещения должны размещаться на первом и втором этажах здания общежития. Комнаты для спортивных занятий должны располагаться на первом или цокольном этажах здания общежития. В общежитиях для семейных граждан должны быть преду смотрены детские игровые комнаты, дополнительная площадка для детских колясок в
вестибюле . Жилые комнаты общежитий строят на 2–3 человека из расчета 6 м2 площади на одного проживающего.
Погребальное сооружение начиналось с внешнего
вестибюля , в который вела входная лестница, спускающаяся на 5 м. Однако лестница завершалась не на уровне пола вестибюля, а на высоте 1,5 м выше него. Фронтальная часть вестибюля (на севере) перегораживалась главным фасадом, сложенным из панели и двух опорных столбов. Вход вел к внутреннему маленькому вестибюлю, также крестообразному в плане. Далее следовало внутреннее помещение (1,7 × 1,8 м), уровень пола которого находился еще ниже. Вдоль стены тянулась сплошная скамья. Для кого? Для родственников или, может быть, для призраков? Это помещение также повторяет крестообразную планировку, которая создается маленькими боковыми нишами (1 × 1 м). Основную усыпальницу можно рассматривать в качестве северной ниши – только уже большого размера (2 м в ширину и более 4 м в длину). Она располагалась несколько выше центрального помещения, и в нее надо было подниматься по небольшой лестнице из трех ступеней, боковые стены которой были покрыты росписями.
Связанные понятия (продолжение)
Кессо́н ы (фр. caisson «ящик» от итал. cassetta «ящичек») — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано...
Подробнее: Балясина (архитектура)
Мезони́н (итал. mezzanino, фр. mezzanine «промежуточный»; от греч. μέσος «средний»), надстрой, вышка, полуярус, полужильё — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.
Фойе ́ (от фр. foyer — «общий вход», также холл от англ. hall — «зал») — главное помещение в общественном здании (в театре, кинотеатре, гостинице и т. д.), предназначенное для пребывания посетителей во время ожидания (сеанса, спектакля, обслуживания и т. д.). Фойе может использоваться для отдыха публики во время антракта и как место проведения мероприятий, особенно перед выступлением и во время перерывов. Может использоваться как место торжеств вообще или торжеств после выступления.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Коридо́р (от фр. corridor или нем. korridor или ит. corridoio) — длинный проход внутри здания или жилого помещения, соединяющий комнаты на одном этаже.
Ле́стница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для помещения лестничной клетки, подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной), трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.
Ризали́т или резалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную...
Подробнее: Рустика
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Цо́кольный эта́ж — этаж, при отметке пола помещений расположенный ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости...
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.
Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Подробнее: Каннелюра
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась...
Подробнее: Модульон
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Тяга (также поясок) — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории.
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд...
Раскрепованный ордер , раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме.
Второй свет в архитектуре — помещение с отсутствующими потолочными перекрытиями на одном или нескольких этажах. Такая конструкция создает ощущение большого пространства, легкого и воздушного.
Этаж (от фр. étage), или уровень — часть пространства здания между двумя горизонтальными перекрытиями (между полом и потолком), где располагаются помещения; уровень здания над (или под) уровнем земли.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи...
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
Упоминания в литературе (продолжение)
В состав гостиничного комплекса входили шесть основных объемов. В его основании лежал стилобат, на котором размещались хозяйственные, технические службы, стоянки автомобилей, кинотеатр, склады,
вестибюли для отъезжающих постояльцев. Центральный двор замыкали жилые корпуса. Помимо номеров в южном корпусе находились магазины сувениров, кафе и вход в универсальный концертный зал. Кафе и рестораны имелись также в западном и восточным корпусах. Самым большим был северный корпус, включавший два объема – 12-этажный, вытянутый вдоль улицы Разина, и спрятанную за ним 18-этажную башню. С северной стороны был организован вход в служебные помещения универсального зала. Наконец, сам зал, рассчитанный на 3 тысячи мест, стоял в середине двора, по его короткой оси, и делил его на две части.
Греческие модели с прямоугольным планом и дверью в одной из торцовых сторон представляют собой наиболее распространенный тип – «ойкос», по классификации Шаттнера[44]. Вариантом «ойкоса» с фасадом в антах является изящная модель периода архаики из Аргоса. У нее короткие анты в сравнении с известными по образцам настоящих зданий, которые обычно выступают настолько, что образуют
вестибюль . Интересно, что в этой модели нижняя часть дома отделена от кровли пластиной, которая выступает за стены и образует навес, поддерживаемый колоннами. Пластина декорирована большими параллельными вертикальными полосами, которые, возможно, отображают ряды балок или, более вероятно, если кровля сделана на стропилах, то концы поперечных лежней. Так как угол наклона кровли 59 градусов, она скорее всего покрыта не черепицей, а соломой или тростником. Покрытие из недолговечных материалов объясняет высокий подъем кровли, обеспечивающий быстрый сток дождевой воды. Мотивы росписи на поверхности кровли передают не вид конструкции, а выполняют чисто декоративную функцию, подсказанную росписями современных ваз. Роспись стен довольно сильно от них отличается и показывает то, что может быть деревянной каркасной стеной с заполнением. Углы дома расчерчены большими вертикальными линиями, обрамленными вверху и внизу другими подобными же линиями. То же самое, столбы навеса и их подпорки, соединяющие их со стеной, являются формой, типичной для деревянной конструкции. С боковой стороны дома различимы вертикальные полосы, нанесенные на стены с чисто декоративной целью, так как они продолжаются как бы сквозь окна. Окна – по два с каждой стороны – имеют форму треугольных люкарн, которые в реальной архитектуре делались с помощью двух черепиц или двух деревянных брусков, поставленных под углом друг к другу.
В условиях быстрого роста населения частный дом с внутренним двориком становится уделом состоятельного римлянина. Примером этому служат Помпеи с сохранившимися постройками I века до н. э. – I века н. э. Здесь в основе жилых строений (городских особняков) лежит центрально-осевая композиция – парадный вход,
вестибюль , зал с имплювием и двор расположены на одной линии. Подобная череда парадных помещений характерна для большинства частных домов того периода на Италийском полуострове. В античном мире впервые появляется перистиль – внутренний двор, окруженный колоннадой.
Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. 6 ноября 1941 г. в огромном зале станции «Маяковская» появились трибуна в окружении знамен и бюст Ленина, у которого встал почетный караул. В поездах, стоявших на платформах, расположились буфеты. В зале были расставлены стулья, а в верхнем
вестибюле у входа на эскалатор работал гардероб. В этот день здесь проходило торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. «Маяковская» была выбрана не случайно: здесь располагался командный пункт городского штаба ПВО и была налажена связь со всеми районами города и с фронтом. К тому же это одна из самых больших станций московского метро.
Другой несомненной тенденцией клубных домов стала приверженность его жителей к дворцовым интерьерам. Огромные
вестибюли , мраморная отделка, фонтаны и экзотические растения стали неотъемлемой частью большинства домов этой категории. Существует и альтернатива в виде домов, построенных в стиле high tech, однако большинство покупателей по-прежнему предпочитают им роскошь старинных дворянских гнезд.
Одно из подобных сооружений, возведенных по его проекту в конце 1880-х годов – водолечебница, названная в Железноводске «Островскими ваннами» в честь известного общественного деятеля М.Н. Островского, брата великого драматурга. Сюзор спроектировал ее в мавританском стиле, считая его вполне уместным для южного курортного города. Формы здания ассоциировались с архитектурой старинных восточных дворцов. Зодчий применил здесь луковичные купола с орнаментом, высокие арочные окна с декоративными обрамлениями; даже вытяжным трубам он довольно остроумно придал формы минаретов. В интерьерах выделяются сводчатые коридоры, оформленные остроконечными арками, потолок
вестибюля с богатой декоративной росписью. В центре здания – озелененный дворик.
Я почти взбежал вверх по широким ступеням лестницы между колоннами и стремительно вошел в одну из трех дверей – главный вход в Строение-4. Я оказался в маленьком
вестибюле , в дальней части которого была лестница впечатляющих размеров. Из закутка вышел охранник и потребовал предъявить документы. Я спросил его, где мне найти Хартмута, и он отправил меня в глубь здания.
? для
вестибюля , передней и гардеробных помещений – 1,5 м3/ч на 1 м2;