Богатырь (паровоз)

  • «Богатырь» — паровоз, один из первых, который был доставлен на Царскосельскую жд 21 октября 1836 года.

    Он был изготовлен в Бельгии на заводе Коккериль в Серене. Это был самый дешёвый и самый надёжный паровоз стоимостью 12000 руб серебром, проработавший на дороге более 20 лет и списанный в 1860 году.

    3 ноября 1838 года паровозу было присвоено имя «Богатырь».

    В 1849 году паровоз был переименован и получил имя «Россия».

Источник: Википедия

Связанные понятия

«Мария» («Шарп») — паровоз, изготовленный на заводе Шарп-Стюарт в Англии. В 1843 году он прибыл на Царскосельскую железную дорогу под именем «Шарп». Стоимость паровоза с тендером составила 13406 руб.
«Слон» — паровоз, изготовленный на заводе Гакворта в Англии для Царскосельской железной дороги.
«Орёл» и «Лев» — паровозы изготовленные на заводе Вулкан в Англии для Царскосельской железной дороги.
Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год.
USATC S160 — военные паровозы типа 1-4-0, выпускавшиеся американскими заводами для поставок на экспорт по ленд-лизу. Эксплуатировались во множестве стран Европы, Африки, Азии, в том числе и в Советском Союзе, а также в самих США. В СССР данные паровозы получили обозначение серии ША (Ш американский)

Подробнее: ША (паровоз)

Упоминания в литературе

Во время празднования первой годовщины открытия Царскосельской железной дороги, проходившего в 1838 г., всем ее локомотивам дали имена. Паровоз Гакворта назвали «Слон», два паровоза Стефенсона стали называться «Проворный» и «Стрела», два паровозы Тейлора получили имена «Орел» и «Лев» и, наконец, паровоз Кокериля назвали русским именем – «Богатырь». Из всех первых локомотивов дольше всех прослужили паровозы «Стрела» и «Проворный», что и неудивительно – инженер Роберт Стефенсон слыл наиболее удачным и талантливым изобретателем паровых машин (некоторых совместно с отцом – Джорджем) и стал директором первого в мире специализированного завода по производству паровозов.
11 марта 1877 г. «Светлана», «Богатырь» и «Аскольд» прибыли в Нью-Йорк. «Крейсер» ремонтировался в Филадельфии. Снова начались визиты и приемы.
К весне 1942 г. отец отправил нас с мамой в деревню, в Тоншаевский район Горьковской области. Мама договорилась с председателем какого-то колхоза о ее работе счетоводом. До станции Тоншаево (или Шахуньи) ехали на поезде, на станции нас встретили присланные из колхоза люди и отвезли на санях в деревню Усково (сейчас этой деревни, по-видимому, не существует). В дороге сонный брат Олег вывалился из саней, но все обошлось. Мы поселились в Усково, где мама стала работать счетоводом. Я пошел доучиваться за 4-й класс в школу деревни Богатыри, находившуюся недалеко от Ускова. Закончил класс отлично, получил свидетельство о четырехклассном образовании и грамоту. В ту весну я впервые держался за плуг. Нянчился с Олегом. В деревне было грязно, я ходил по улице на ходулях. Деревенские ребята научили добывать березовый сок. Ходил в лес за грибами, замотавшись от комаров полотенцем. Летом 1942 г. я пытался замещать заболевшего почтальона, но после первого похода за почтой в районный центр Тоншаево в дождь простудился и слег. Так закончилась моя карьера почтальона. Немного работал в колхозе. Сначала мы в Ускове жили на высоком берегу речки, у въезда в деревню. Помню, как я, несмышленый мальчишка, поучал седобородых мужиков относительно правильности политики советской власти в области коллективизации. Позднее мы переехали в другой дом в середине деревни. Зимой 1942/1943 гг. я пытался ходить в 5-й класс за несколько километров от Усково лесной дорогой, но бросил. Тяжело, да и волки пугали. В школе я познакомился с мальчиком, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Он рассказал мне об ужасах блокады.
Больше всех, пострадали от сокращения Морские силы Балтийского моря: количество кораблей и судов, подлежавших ликвидации, составило 111 единиц (60 % от общего числа всех уничтоженных судов)[366]. Причём в это число попали не только морально устаревшие суда (линкоры-додредноуты «Император Павел I», «Андрей Первозванный», «Цесаревич», броненосные крейсера «Россия» и «Громобой», бронепалубные крейсера «Богатырь» и «Диана»), но и новейшие, недостроенные корабли (4 линейных крейсера типа «Наварин», 3 лёгких крейсера типа «Светлана», несколько эсминцев типа «Новик»). Особенно тяжелой для флота была потеря линейных крейсеров типа «Наварин», являвшихся выдающимся образцом отечественного судостроения.
С.О. Макаров, посетивший Америку в качестве кадета на корвете «Богатырь» эскадры Попова, оставил в своем дневнике записи, говорящие о дружественном общении русских офицеров с американцами. Сам будущий флотоводец был частым и желанным гостем в семье Сельфрич в Сан-Франциско.
над картиной «Богатыри». «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… – вспоминал сам художник. – Но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…» Современники отметили, что один из богатырей удивительно походил на покойного императора Александра III.
Так, 6 июля самолет «ИМ-Киевский» доблестно выдержал бой с тремя неприятельскими самолетами типа «Бранденбург». С 60 пробоинами русский воздушный богатырь благополучно выбрался из неприятельского расположения.

Связанные понятия (продолжение)

Паровоз Фл (системы Фламма. Встречается также написание серии Фл или Ф) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, выпускавшихся на бельгийских заводах Фламма и поставляемых на российские железные дороги в годы Первой мировой войны.

Подробнее: Фл
«Проворный» — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Был изготовлен на заводе Стефенсона.
Паровоз У (Уральский) — пассажирский паровоз, производившийся на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог.
В данный список включены паровозы, работавшие на железных дорогах Российской Империи и Советского Союза, включая Советскую Россию, то есть с 1918 года. Ввиду большого разнообразия, в данный список не включены узкоколейные паровозы (см: Список узкоколейных паровозов), а также попавшие как трофейные и по репарациям (см: Трофейные и репарационные паровозы на советских железных дорогах).

Подробнее: Паровозы советских железных дорог
Прототип паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо. (Первый прошедший испытания образец выставлен в Musée des arts et métiers.) Второй вариант был построен и испытан в конце 1770 года, но в декабре того же года изобретатель и заказчик были отправлены в ссылку как сторонники оппозиции. Эти разработки предназначались для транспортировки тяжёлых военных грузов (пушек) и представляли собой скорее паровой автомобиль.
«Генерал» (англ. General) — американский паровоз типа 2-2-0 (амер. англ. 4-4-0 «American»), выпущенный в 1855 году заводом Rogers, Ketchum & Grosvenor. Во время Гражданской войны получил известность после произошедшего 12 апреля 1862 года инцидента, известного как Великая паровозная гонка. В настоящее время хранится в Южном музее истории Гражданской войны и локомотивов в городе Кеннесо (Джорджия) и занесён в Национальный реестр исторических мест США.
Паровоз Х — русский грузовой паровоз типа 1-4-0 (первый паровоз такого типа на российских железных дорогах) производства американского завода Baldwin (Балдвин). В начале 1900-х паровозы подвергли модернизации: на них установили пароперегреватели, а паровую машину компаунд заменили простой. Таким паровозам присвоили обозначение Хп.
Паровоз Ж — российский пассажирский паровоз. Паровозы были заказаны Московско-Казанской железной дорогой и построены в 1896—1897, 1903—1904, 1907—1909 годах на заводах Геншель, Коломенский, Невский и Харьковский. Паровоз был признан весьма удачным. Предназначался для вождения тяжёлых поездов со средними скоростями. Имел небольшой диаметр колёс для того времени. 14 паровозов были импортированы из Германии. Позже большинство экземпляров были переделаны в серию З.
2-D+D-2 406/546 8-GE 750-3300V (заводское обозначение) — электровоз типа 2-4о+4о−2, выпускавшийся в 1947 и 1948 гг. американской компанией General Electric. Изначально предназначался для эксплуатации на советских железных дорогах, на которых ему уже была присвоена серия А, но по политическим мотивам в СССР не попал. Вместо этого эксплуатировался в самих США, где получил прозвища Маленький Джо (англ. Little Joe (Joseph)) и 800-е, а также в Бразилии, где получил прозвище Русский (порт. Russa).

Подробнее: А (электровоз)
Паровоз К (Коломенский, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1907 по 1914 годы. Заводской тип 114. Был создан инженерами Коломенского завода Е. Е. Нольтейном и К. Н. Сушкиным для замены паровозов серий Ж и З. Является первым русским паровозом у которого топка была вынесена над рамой (но осталась между ведущими колёсами).

Подробнее: К (паровоз)
Ташкентский тепловозоремонтный завод был основан в 1900 году как Главные железнодорожные мастерские.
Паровозы серии Т — товарные и пассажирские паровозы русских и советских железных дорог с осевой формулой 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 («Трёхосные» или «Трёхпарки»), объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
RSD-1 (ДА) — тепловоз типа 3о—3о и мощностью 1000 л. с., выпускавшийся фирмой American Locomotive Company (АЛКО) с 1942 по 1946 год. RSD-1 был разработан по требованию Транспортного корпуса США и конструктивно является шестиосной версией тепловоза RS-1. Изначально строились для Ирана, позже значительная партия (по советским данным — 70, из них 2 утонули в пути) этих тепловозов поступила в Советский Союз, где им присвоили обозначение ДА (дизельный локомотив компании АЛКО, изначально ДА20). В...
Паровоз Ф — серия сочленённых танк-паровозов типа 0-3-0—0-3-0 системы Ферли, ходовая часть которых состоит из двух свободных трёхосных тележек. Характерная особенность серии — симметричность: два паровых котла, отходящие от будки машиниста, две дымовые трубы, две или одна общая топка, по два цилиндра на каждый котёл. Паровозы серии Ф легко вписывались в кривые малого радиуса и имели достаточно большой сцепной вес, благодаря чему стали основными локомотивами на Сурамском перевале и оставались таковыми...
Паровоз Г — российский пассажирский паровоз, выпускавшийся Брянским и Харьковским заводами. Был создан для замены менее мощных паровозов серии А. Так как паровозы Г строились вместе с товарными серии Ш, то на них были установлены такие же котлы и паровые машины. В целом паровозы Г получились относительно тяжёлыми: нагрузка от движущих осей на рельсы достигала 17 тс. Из-за этого они эксплуатировались лишь на Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорогах. На участке Туапсе - Адлер паровозы...
Паровозы серии Ъ (еръ) — пассажирские танк-паровозы, объединенные по классификации 1912 года в единую серию.

Подробнее: Ъ (паровоз)
Русское общество механических и горных заводов — российское акционерное общество, с 1870 по 1890 годы собственник одного из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, в настоящее время известного как Закрытое акционерное общество «Невский завод» (ЗАО «НЗЛ»).
Паровоз Ц — русский грузовой паровоз типа 1-4-0, разработанный инженером Лопушинским В. И. в 1895 году. Поначалу выпускался на зарубежных заводах, но потом его производство было налажено и в России. Поначалу работали на Китайско-Восточной железной дороге, но после поступили и на другие дороги Сибири, а также Кавказа. Были мощнее и экономичней паровозов серии Од, один из паровозов серии даже демонстрировался на всемирной выставке 1900 года в Париже.
«Вадим» — паровоз, изготовленный на заводе Стефенсона в Англии. В 1840 году он прибыл на Царскосельскую железную дорогу. Данный локомотив имел отличительную особенность — больший диаметр ведущих колес 2134 мм и увеличенный диаметр цилиндров 394 мм, из этого следует сделать вывод — паровоз был мощнее и быстрее серийных моделей. Данные паровозы в России считались как «императорские» и использовались для поездов царской фамилии.
Д — обозначение, данное в 1912 г. сериям русских пассажирских паровозов постройки 1883—1906 гг. с осевыми формулами 1-2-0, 0-2-1, 2-2-1 и части 2-2-0 — Двухпарок (т.е. паровозов с двумя сцепными осями), не вошедших в другие серии. Поскольку локомотивы оказались разных типов, большая их часть получило помимо литеры надстрочный индекс, показывающий внутресерийные различия.
Е (прозвища — Русский Декапод, Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались...
Св — обозначение серии российского пассажирского (курьерского) паровоза типа 1-3-1, выпускавшегося в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом (КМЗ) по заказу Варшаво-Венской ж. д. (В. В. Ж. Д.) — ширина колеи 1435 мм. В 1913 г., вследствие возросшего объёма пассажирских перевозок на В. В. Ж. Д., заказ на новые пассажирские паровозы типа 1-3-1 для этой дороги, решением МПС — был выдан КМЗ. По требованию заказчика, с учётом особых условий эксплуатации паровоза на В. В. Ж. Д. КМЗ, приняв за основу проект...
Военные паровозы или Кригслокомотивы (нем. Kriegslokomotive), также ещё известные как паровозы-солдаты или паровозы без роскоши, по сравнению с обычными серийными паровозами имели упрощённую конструкцию, что позволяло наладить их крупносерийное производство при сложных экономических условиях военного времени. На военных паровозах вместо дорогих меди и бронзы, а также легированных сталей, использовалась обычная углеродистая сталь, а допуски при сборке были существенно свободнее. Всё это позволяло...

Подробнее: Военный паровоз
Нижнетагильский трамвай — трамвайная система Нижнего Тагила, открытая в 1937 году. Открытие производилось в два этапа: в 1937 году была запущена линия городского трамвая, а в 1940 году вагоностроительный завод построил собственную трамвайную линию для перевозки рабочих. Позже системы соединились в одну связную сеть, но до 1 сентября 2008 года трамвай обслуживался двумя ведомствами: городским и заводом УВЗ. В рамках прошедшего акционирования ФГУП «ПО Уралвагонзавод» и создания ОАО «Научно-производственная...
Паровоз Я (Ярославская дорога)— пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896—1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» (пригородных) поездов.

Подробнее: Я (паровоз)
81-701 или Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1939—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.

Подробнее: Г (вагон метро)
Паровозостроение — историческая отрасль транспортного машиностроения, специализировавшаяся на производстве тягового подвижного состава для железных дорог на паровой тяге. В середине XX века паровозостроительные предприятия в передовых странах были переориентированы на производство более производительных локомотивов — тепловозов и электровозов.
Паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах.

Подробнее: ТЭ (паровоз)
Паровоз И (заводской тип 112) — российский пассажирский паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся Коломенским заводом с 1909 по 1911 гг. Был создан специально для Московско-Казанской железной дороги, на которой к тому времени применялись лёгкие пути, но в то же время были достаточно высокими веса пассажирских поездов. Из-за этого поезда часто приходилось водить двойной тягой паровозами серии Ж.

Подробнее: И (паровоз)
Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год.

Подробнее: Щ (паровоз)
Трамвай Старой Руссы — трамвайная система, функционировавшая в городе Старая Русса с 1922 до 1941 года.
Пересвет — скорый (ранее фирменный) пассажирский поезд № 139/140 Московской железной дороги РЖД, курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Брянск. Долгое время находился в общем обороте с поездом 081/082 Санкт-Петербург — Белгород.
Стахановский (Кадиевский, Алмазнянский, Теплогорский) трамвай — система трамвая на электрической тяге, которая действовала в городе Стаханов (Луганская область) до 2008 года.
Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.
«Авро́ра» — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
Б (Брянский завод) — российский/советский пассажирский паровоз, предназначенный для вождения скоростных поездов. Создан на основе конструкции паровозов Г. На момент постройки (по данным 1912 года) был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах (125 км/ч).
История железнодорожного транспорта Великобритании до 1830 года описывает период вплоть до открытия железной дороги Ливерпуль — Манчестер, первой в мире междугородней пассажирской железной дороги, под управлением только паровозов. Самые ранние формы железных дорог, конка, появилась в XVI веке в Германии. Тем не менее первый паровоз появился именно в Великобритании. Изобретение рельс из кованного железа, а также создание первого паровоза Ричардом Тревитиком позволило создать первую в мире настоящую...
«Московия» — поезд класса премиум (с июня 2010 года) № 104/103 Москва — Адлер. Поезд следует ежедневно в течение всего года. Расстояние от Москвы до Адлера поезд преодолевает за 23 часа 58 минут.
Паровоз О («Основной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я