Русское общество механических и горных заводов
Русское общество механических и горных заводов — российское акционерное общество, с 1870 по 1890 годы собственник одного из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, в настоящее время известного как Закрытое акционерное общество «Невский завод» (ЗАО «НЗЛ»).
Завод основан в январе 1857 года как судостроительное производство, изначально называвшееся «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики». С 1870 года, под наименованием «Русское общество механических и горных заводов», снискало славу одного из ведущих производителей локомотивов на паровой тяге, в которых остро нуждалась экономика России последней трети XIX века.
На Всероссийской промышленной выставке 1870 года представленный обществом паровоз был признан лучшим в стране, за что предприятие наградили Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления. Началась реконструкция предприятие под серийное производство паровозов, для чего его территория была расширена и соединена веткой с Николаевской железной дорогой.В 1874 году Общество заключило контракт с Департаментом железных дорог на поставку трёхосных локомотивов (Паровоз Т), а уже на следующий год первые 16 паровозов поступили на Балтийскую железную дорогу. Локомотивы, прозванные машинистами «Русак» или «Русачок» (по названию «Русское общество механических и горных заводов»), были во многом похожи на коломенские паровозы 13-го типа: прежде всего экипажной частью и своими топками. Однако присутствовали и значительные отличия: дымогарных труб было больше — 175, а в качестве парораспределительного применялся механизм Стефенсона.
За 6 лет Невский завод «Русского общества механических и горных заводов» построил 443 «Русака», с течением времени внося в их конструкцию изменения. Последние 42 паровоза поступили на Среднеазиатскую дорогу , а в 1886 году под руководством управляющего заводом инженера Самарина началось производство так называемых «Русаков тяжёлых»: с утолщёнными котельными листами и бандажами, увеличенным диаметром цилиндров (456 мм) и парораспределительным механизмом Аллана. Тяжёлые «Русаки» работали на Привислинской, Московско-Брестской и Московско-Ярославско-Архангельской железных дорогах. На последней они обозначались литерами РТ: «Русак тяжёлый».
Вместе с тем заводом «Русского общества» не прекращалось производство кораблей для российского военно-морского флота, в 1870—1875 годах, к примеру, на предприятии построен полуброненосный фрегат «Генерал-Адмирал» — первый в мире броненосный крейсер.В 1882 году заводом выпущен 1000-й паровоз.
Одним из учредителей Русского общества механических и горных заводов был П. И. Губонин (1825—1894) — известный русский промышленник и меценат, купец I гильдии. А. К. Гибшман (1839—1893) — известный российский инженер путей сообщения, член Императорского Русского технического общества, автор множества научных трудов, действительный статский советник в 1873 году был причислен к Техническо-инспекторскому комитету железных дорог и командирован на завод Русского общества механических и горных заводов для наблюдения за постройкой паровозов.В 1889 году завод Русского общества механических и горных заводов преобразован в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», крупнейшим акционером которого стал знаменитый промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Паровоз Ж — российский пассажирский паровоз. Паровозы были заказаны Московско-Казанской железной дорогой и построены в 1896—1897, 1903—1904, 1907—1909 годах на заводах Геншель, Коломенский, Невский и Харьковский. Паровоз был признан весьма удачным. Предназначался для вождения тяжёлых поездов со средними скоростями. Имел небольшой диаметр колёс для того времени. 14 паровозов были импортированы из Германии. Позже большинство экземпляров были переделаны в серию З.
Паровоз Я (Ярославская дорога)— пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896—1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» (пригородных) поездов.
Подробнее: Я (паровоз)
Паровоз К (Коломенский, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1907 по 1914 годы. Заводской тип 114. Был создан инженерами Коломенского завода Е. Е. Нольтейном и К. Н. Сушкиным для замены паровозов серий Ж и З. Является первым русским паровозом у которого топка была вынесена над рамой (но осталась между ведущими колёсами).
Подробнее: К (паровоз)
Св — обозначение серии российского пассажирского (курьерского) паровоза типа 1-3-1, выпускавшегося в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом (КМЗ) по заказу Варшаво-Венской ж. д. (В. В. Ж. Д.) — ширина колеи 1435 мм. В 1913 г., вследствие возросшего объёма пассажирских перевозок на В. В. Ж. Д., заказ на новые пассажирские паровозы типа 1-3-1 для этой дороги, решением МПС — был выдан КМЗ. По требованию заказчика, с учётом особых условий эксплуатации паровоза на В. В. Ж. Д. КМЗ, приняв за основу проект...
Д — обозначение, данное в 1912 г. сериям русских пассажирских паровозов постройки 1883—1906 гг. с осевыми формулами 1-2-0, 0-2-1, 2-2-1 и части 2-2-0 — Двухпарок (т.е. паровозов с двумя сцепными осями), не вошедших в другие серии. Поскольку локомотивы оказались разных типов, большая их часть получило помимо литеры надстрочный индекс, показывающий внутресерийные различия.
Духоход Барановского — локомотив, приводимый в движение двигателем, рабочим телом которого является сжатый воздух. Построен С. И. Барановским на Александровском заводе (с 1922 г. — Пролетарский завод) в Санкт-Петербурге в 1861 году. Машина называлась конструктором «духоход» или «духовой самокат».
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Самодвижущееся торпедо Александро́вского — первый в мире относительно удачный (ограничено пригодный — только против неподвижно стоящих на якоре судов — для практического использования) образец торпеды, кустарно изготовленный русским художником, фотографом и инженером-изобретателем в области подводного плавания и водолазного дела И. Ф. Александро́вским в 1865 году. Также первая в мире торпеда с пневматическим двигателем и гидростатом. Работы над «самодвижущимся торпедо» Александровского велись до...
Пароход «
Адмирал » (предыдущее название «Адмиралтеец»). Морской паровой буксир проектов 730. Последний построенный в СССР действующий пароход. Порт приписки Таллин. Является историческим судном. Член общества Исторических Судов Эстонии и Европейского Морского Наследия (ЕМН). Находится под техническим надзором Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС). Заводской номер 415.
Главный строитель флота (англ. Director of Naval Construction) — принятое в русскоязычной литературе наименование должности Директора военно-морского строительства, существовавшей в Королевском военно-морском флоте Великобритании с 1860 по 1966 годы. Должность Главного строителя флота относилась к гражданской службе Британского Адмиралтейства, занимающее её лицо было старшим членом Королевского корпуса морских инженеров-конструкторов. Члены этого корпуса были ответственны за проектирование и строительство...
Галерный ма́стер — чин 9-го класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
«Проворный » — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Был изготовлен на заводе Стефенсона.
Класс парусных яхт Л-6 — российский национальный класс крейсерских гоночных яхт. Проект был разработан ленинградским конструктором А. П. Киселевым. Изготавливались на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС, СССР с 1963 года. В настоящее время основное количество яхт находится в Санкт-Петербурге; имеются яхты класса Л-6 в других городах России, на Украине, в Эстонии, Латвии, Болгарии и Финляндии.
Подробнее: Л-6 (класс гоночных яхт)
Осевая формула локомотива — условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей. Одна из основных характеристик, используемых при классификации локомотивов.
Габара , гебара (от нем. Gabarre или фр. Gabare) — парусное двух- или трёхмачтовое грузовое судно.
Зарница — тип речных пассажирских судов на скеговой воздушной подушке, проект 1435.
Нормальный товарный вагон (НТВ) — тип железнодорожного двухосного крытого грузового вагона, массово выпускавшегося отечественными заводами.
«Пирс-Арроу » — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи на шасси 5-тонного грузовика Pierce-Arrow. Построен в 1916 году на Ижорском заводе в 2 экземплярах, которые, однако, русской армией в боевых действиях Первой мировой войны не применялись и использовались в качестве учебных машин. После Октябрьской революции бронемашины достались в качестве трофеев армиям Германии и Латвии, в которых использовались до 1920-х годов.
Турбохо́д — разновидность теплохода, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
Паровозы серии Т — товарные и пассажирские паровозы русских и советских железных дорог с осевой формулой 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 («Трёхосные» или «Трёхпарки»), объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год.
Оло́нецкиe го́рныe заво́ды — группа металлургических предприятий в Российской империи, действовавших в Карелии во второй половине XVII века — начале XX века.
Паровозостроение — историческая отрасль транспортного машиностроения, специализировавшаяся на производстве тягового подвижного состава для железных дорог на паровой тяге. В середине XX века паровозостроительные предприятия в передовых странах были переориентированы на производство более производительных локомотивов — тепловозов и электровозов.
Керченский судоремонтный завод — российское государственное судоремонтное предприятие, которое занимается ремонтом судов различного назначения, строительством маломерных судов, производством продукции машиностроения. Расположен в бухте Керченского пролива, в центральной части г. Керчь.
Паровоз Фл (системы Фламма. Встречается также написание серии Фл или Ф) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, выпускавшихся на бельгийских заводах Фламма и поставляемых на российские железные дороги в годы Первой мировой войны.
Подробнее: Фл
Территориально
завод расположен в г. Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга. Это единственное производство компании в России, включающее дилерскую сеть, распределяющую все автомобили выпускаемые заводом. Дилерских центров в СПб — девять, в том числе два на выезде из Курортного района.
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.
ОАО «Трансмашпроект» — российская компания по проектированию предприятий транспортного машиностроения.
USATC S160 — военные паровозы типа 1-4-0, выпускавшиеся американскими заводами для поставок на экспорт по ленд-лизу. Эксплуатировались во множестве стран Европы, Африки, Азии, в том числе и в Советском Союзе, а также в самих США. В СССР данные паровозы получили обозначение серии ША (Ш американский)
Подробнее: ША (паровоз)
Город Белорецк был основан в 1762 году вначале как селение при Белорецком заводе.
Подробнее: История Белорецка
Богословский горный округ (Богословские заводы) — самый северный горный округ на Урале, располагавшийся в Верхотурском уезде Пермской губернии. Отличительной чертой округа являлась огромная площадь лесного хозяйства, а также исключительное богатство рудных месторождений.
Прототип
паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо. (Первый прошедший испытания образец выставлен в Musée des arts et métiers.) Второй вариант был построен и испытан в конце 1770 года, но в декабре того же года изобретатель и заказчик были отправлены в ссылку как сторонники оппозиции. Эти разработки предназначались для транспортировки тяжёлых военных грузов (пушек) и представляли собой скорее паровой автомобиль.
Научно-производственное объединение «
Центротех » (ООО «НПО «Центротех») - промышленное предприятие. Входит в контур управления Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом».
Паровоз Ф — серия сочленённых танк-паровозов типа 0-3-0—0-3-0 системы Ферли, ходовая часть которых состоит из двух свободных трёхосных тележек. Характерная особенность серии — симметричность: два паровых котла, отходящие от будки машиниста, две дымовые трубы, две или одна общая топка, по два цилиндра на каждый котёл. Паровозы серии Ф легко вписывались в кривые малого радиуса и имели достаточно большой сцепной вес, благодаря чему стали основными локомотивами на Сурамском перевале и оставались таковыми...
Движение скоростников — массовое движение советских рабочих-последователей токаря Московского завода шлифовальных станков П. Б. Быкова и токаря Ленинградского станкостроительного завода имени Я. М. Свердлова Г. С. Борткевича, в кратчайшие сроки овладевавших новой техникой и использовавших скоростные методы труда.
Военные паровозы или Кригслокомотивы (нем. Kriegslokomotive), также ещё известные как паровозы-солдаты или паровозы без роскоши, по сравнению с обычными серийными паровозами имели упрощённую конструкцию, что позволяло наладить их крупносерийное производство при сложных экономических условиях военного времени. На военных паровозах вместо дорогих меди и бронзы, а также легированных сталей, использовалась обычная углеродистая сталь, а допуски при сборке были существенно свободнее. Всё это позволяло...
Подробнее: Военный паровоз
Паровозы серии Ь (ерь) — маневровые и промышленные танк-паровозы российских и советских железных дорог, разнообразные по числу осей и конструктивным особенностям, объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Подробнее: Ь (паровоз)
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и "работы" в формате "как взрослый". На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов...
Горнозаво́дские округа ́ — в Российской империи хозяйственно-территориальные образования в добывающей и металлургической промышленности, включавшие заводы, рудники, прииски, леса, вспомогательные производства.
«Руссо-Балт » — марка русского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) — предприятие Российской империи, специализировавшееся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство автомобилей, самолётов и кораблей.
Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год.
Подробнее: Щ (паровоз)
Тепловозостроение — отрасль транспортного машиностроения, специализирующаяся на разработке, проектировании, и производстве тепловозов, совершенствовании их типов и конструкций, создании технологий и организации производства.