Связанные понятия
Архитектура Китая — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы) социалистического государства в Восточной Азии.
Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).
Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») — то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения — скульптуру (статуя, скульптурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и тому подобное.
Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного...
«История транспорта » — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти.
Упоминания в литературе
Фасады решены без применения ордера, художественный эффект достигался ритмом арок, в которые вкомпонованы прямоугольные проемы первого этажа и полуциркульные второго. Центр каждого из цейхгаузов отмечен ризалитом, завершенным аттиком, несущим
скульптуру из арматур. Несколько примитивным даже по отношению к скромной архитектуре цейхгаузов было решение фасада здания для сверлильной машины.
В Некрополе XVIII в. сохраняются плиты, характер обработки которых позволяет предполагать, что они изготовлены в одной мастерской. Примером могут служить отлитые из темной бронзы в середине XVIII в. плиты И. Ю. Трубецкого и Ф. А. Апраксина, напоминающие по композиции архитектурный портал с рельефными изображениями щитов, мечей, колчанов и других атрибутов военной славы, в обрамлении которых помещен герб, а под ним эпитафия, украшенная геральдической композицией из знамен
и военной арматуры. Эти массивные плиты клали горизонтально над местом погребения. Многие плиты из известняка, выполненные в 1760-1780-е гг., совершенно идентичны по рисунку и характеру шрифта эпитафии, часто заключенной в рамку из плетенки.
2) контрольные концы стержней на одной из внутренних сторон на 3–4 мм должны быть выпущены за поверхность кирпичной кладки при армировании столбов (колонн, полуколонн) и простенков прямоугольными сетками или сетками «Зигзаг». Укладка таких стальных сеток производится не реже чем через 5 рядов кирпичной кладки. Сетки «Зигзаг» укладываются в 2 смежных рядах с расположением стержней во взаимно перпендикулярном направлении. Укладка отдельных стальных стержней вместо сеток не допускается. При продольном армировании кирпичной кладки сетки должны быть сварены
между собой. Свободные концы арматуры должны заканчиваться крюками. При отсутствии сварных соединений в сетках допускается (по действующим СНиПам) пересечения стержней связывать стальной мягкой (или отожженной) проволокой диаметром 2–3 мм.
Специалисты в один голос заявляют: монолитные здания намного долговечнее панельных. И достигается это за счет многих факторов. Один из самых важных – отсутствие швов в конструкции (бетон производят и заливают в опалубку прямо на стройке), что препятствует проникновению внутрь влаги и воздуха и, как следствие, предотвращает коррозию металлической
арматуры. Конечно, сегодня технология монолитного строительства шагнула далеко вперед: современные материалы позволяют обеспечить затвердение бетона при -15 °C, инвентарную опалубку можно перемещать на новые участки уже через несколько дней. В результате получается объект с повышенными теплоизоляцией и звуконепроницаемостью, сейсмоустойчивостью и стойким иммунитетом к воздействию окружающей среды. Неудивительно, что прочат такому крепышу не меньше 200 лет жизни!
Бетонная дорожка может быть пешеходной или в двухколейном исполнении для автомобиля. Глубина закладки основания пешеходной дорожки – 8–10 см, автодорожки – 40–50 см. После разметки по краям вырытой канавы устанавливают деревянную опалубку из обрезных досок толщиной 20–40 мм с таким расчетом, чтобы верхняя кромка их выступала над уровнем земли на 3–6 см, так как с годами трава на участке, разрастаясь, способствует увеличению горизонта поверхностного слоя почвы и дорожка оказывается на одном уровне с ней, что ухудшает водосток и затрудняет уход за дорожкой. Выравнивают опалубку при помощи уровня или шнура, доски на стыках закрепляют колышками. Для укрепления внутрь опалубки равномерно подсыпают щебень, а снаружи – грунт. После закладки основание выравнивают, утрамбовывают, смачивают водой и заливают бетоном. Если вы строите покрытие из бетона для въезда автомобиля, можно значительно сократить затраты труда за счет уменьшения глубины закладки основания на 20–25 см. В таких случаях
покрытие усиливают арматурой, используя старые трубы, полосовое железо, проволоку, металлические кровати и т. д. Все дорожки, особенно для автомобилей, должны иметь естественный бордюр шириной не менее 40 см с газонным покрытием.
Ограждение из сетки представляет собой легкую конструкцию из сетки, закрепленной на опорных
столбах. В лучшем варианте ограждение закрепляется протяжкой арматуры между опорными столбами, на которой и подвешивается сетка. Это дешево, достаточно долговечно, если оцинковано; при покраске, можно подобрать по цвету, собирается быстро. Однако оно требует дополнительных затрат и ухода, недолговечно, со временем провисает, для арматурного прута требуется сварка к столбам.
Как это ни странно на первый взгляд, но хай-тек – это, прежде всего, конструкционная открытость, включение
в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства.
В
рисунке чугунных перил и ограждений преобладают часто расставленные дротики с накладной металлической арматурой из переплетенных венков, пронзенных копьевидными шестами с острыми наконечниками.
Затем готовят арматуру для столбов из стального прутка диаметром 6 – 8 мм. Вяжут арматуру в пакет проволокой диаметром 3 – 5 мм. Концы вязочной проволоки одновременно служат для фиксации арматуры в форме. Лучше, конечно, арматуру сварить термитным карандашом.
Связанные понятия (продолжение)
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871—1914 годов, отличалась многообразием стилей — от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг...
Кирпичный экспрессионизм (нем. Backsteinexpressionismus) — обозначение для особого варианта архитектурного экспрессионизма с использованием кирпича, который был характерен для Германии 1920-х годов. В основном данный стиль был распространён в больших городах Северной Германии и в Рурской промышленной области. Помимо этого, амстердамская школа также использовала данный архитектурный стиль, впоследствии распространившийся и на другие регионы.
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Подробнее: Анты (архитектура)
Индо-португальский стиль — стиль в архитектуре Гоа, сформировавшийся во время португальской экспансии (1510—1961) как слияние классических европейских моделей, традиционно индийских материалов и техник.
В архитектуре
Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия.
Архитекту́ра Санкт-Петербурга , в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) — название вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (чуть выше карниза) в качестве естественной преграды (рассекателя струй) для облегчения отвода стока воды. В более поздние времена, с постепенным развитием прикладных искусств и строительных технологий, в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное...
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Паноплия (греч. πανοπλία) — в искусстве ренессансa и барокко декоративная композиция из элементов античных военных доспехов, щитов, оружия и знамён.
Гумбаз , Кумбез, Гунбаз — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — общее наименование украшений или скульптурных насадок на острие, на обоих концах или на вершине фронтона, которые могли быть выражены огромным разнообразием возможных художественных форм: вьющимися растениями, пальметтами, волютами, скульптурными фигурами богов, героев, мифических животных и т. п.
Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене...
Постамент также почва (Boden) — элемент герба, на котором стоят щитодержатели, исключение составляют только летящие фигуры, изображенные парящими в воздухе, без почв. Изображается в виде паркета, карниза или панели, или же изображаются с растительностью (на гербе Исландии в виде застывшей лавы).
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Архитекту́ра и́нков известна массивностью своих конструкций, прочностью сооружений и мастерством кладки, но значительно уступает архитектурным сооружениям майя или ацтеков в Центральной Америке по роскоши убранства и частоте настенных росписей. Традиция инкского зодчества восходит к культуре Чавина и Тиауанако.
Гавит , жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Бо́чка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Кирпичная, ганзейская или северогерманская готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше, Белоруссии и Прибалтике в XIII—XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Цилиндрический свод (полуциркульный) — свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всём протяжении.
Балконы зданий исторического центра Лимы являются неотъемлемой частью культурного наследия столицы Перу. Подавляющее большинство зданий с балконами построено в XVII—XVIII веках, во время испанского колониального режима, часть из них сооружена уже после обретения страной независимости. По некоторым оценкам, численность балконов в историческом центре Лимы превышает 1600. Наличие балконов, наряду с другими архитектурными памятниками, послужило основанием для внесения исторического центра Лимы в список...
Пуук (puuk / puuc) — архитектурный стиль, характерный для классической эпохи майя VII—X веков (987—1194) периода Майяпанской лиги. Назван по именованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где сосредоточены самые яркие памятники. Архитектура характеризуется множеством иконографических деталей, за что этот стиль ещё называют «индейским барокко».
Бюргерский классицизм — ответвление стилевого направления классицизма, которое получило распространение в период Нового времени в некоторых крупных развивающихся европейских городах. В основном этот стиль обслуживал запросы и потребности зажиточной бюргерской прослойки, которая традиционно выделялась в рамках иерархической системы городского населения.
Машикули ́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве употреблялись термины: «бойницы косого боя», «навесной бой», «навесные стрельницы», «варницы» и, соответственно, «варовый бой» (от вар, варёная...
Мемориа́л «Партиза́нская сла́ва» — мемориальный комплекс в Лужском районе Ленинградской области (135 км, Киевское шоссе), посвящённый боевому братству партизан трех областей — Ленинградской, Новгородской и Псковской.
Колонны Ашоки стали предметом подражания для последующих индийских правителей (см. колонна Гелиодора, железная колонна). За пределами Индии их копировал в XIII веке сиамский царь Менграй.
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную...
Подробнее: Рустика
Нахичеванская архитектурная школа (азерб. Naxçıvan memarlıq məktəbi) — одна из архитектурных школ, развитых на территории современного Азербайджана в средние века. Основана нахичеванская школа архитектуры в XII веке зодчим Аджеми Нахчивани. Усыпальницы Юсуфа ибн Кусейира (первая в 1162 года) и Момине-хатун (вторая в 1186 года), воздвигнутые им в Нахичевани представляют собой классический тип построек этой школы.
Кру́глая скульпту́ра — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра.
Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.
Витра́ж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Азарашен (от арм. հազարաշեն — "тысячестрой") — куполовидная архитектурная деталь, состоящяя из нескольких ярусов прямоугольников и восьмигранников, суживающихся кверху; то же, что согомикаш. Азарашены нашли свое применение в районах многоосадочных и бедных древесиной. Купола многих древних церквей отсртаивались в виде деревянных азарашенов. Этот же вид конструкции сохранился и при строительстве каменных куполов церквей, их притворов, караван-сараев, столовых и т. д. Распространенность в армянской...
Хира́льда (исп. Giralda — «флюгер») — достопримечательность, символ Севильи, четырёхугольная башня, поднимающаяся над Севильским кафедральным собором. Высота башни составляет около 98 м.
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».