История транспорта (скульптурные композиции)
«История транспорта » — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти.
Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти. Фигуры установлены в 1977—1979 годах на улице Революционной.
Композиции представляют собой стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз , воздушный шар .
«Воздушный шар » напоминает фантастический летательный аппарат, сочетающий в себе шар, паруса, гондолу с аэронавтами. Композиция высотой до 10 м кажется стремящейся вверх, удерживаемой якорем и верёвочными растяжками. Лёгкая, ажурная конструкция крепится на тяжёлом фундаменте в форме призмы.
«Первый пароход» состоит из узнаваемых деталей водного транспорта: корпус, мачта, реи, паруса, якоря, флаг, и т. д. Пароход с чертами паровой машины (привод колёс-лопастей, трубы с дымом) также обладает элементами парусника. На символической палубе находится романтическая пара: мужчина в цилиндре и женщина с зонтиком.
«Первый пароход» также существенно отличается от реальных проектов, содержит много декоративных, чисто художественных деталей.
По оценкам специалистов, композиции прекрасно спроектированы и в антивандальном плане.
Выполнены из чёрного металла (ковка, литьё, сварка) на массивных железобетонных постаментах и известняковых плитах. Размеры скульптур
воздушный шар — 10 × 6 × 6 м;
первый паровоз — 10 × 6 × 2,5 м;
пароход — 10 × 6 × 3 м.
Авторами являются Андрей Васнецов, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, и архитектор ЦНИИЭП жилища Е. Иохелес.
В 2011 году из-за бездеятельности сотрудников мэрии Тольятти земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частной собственности. В материалах судебного дела сказано, что мэрия Тольятти не сумела доказать, что скульптуры из серии «История транспорта» являются объектом культурного наследия. Скульптуры оказались под угрозой сноса. В ответ, мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил:
Фигуры сносить мы не собираемся. Есть решение суда о том, что этот земельный участок принадлежит одной компании, но это ещё ничего не значит. В любом случае мы сделаем все возможное, чтобы эти фигуры были сохранены и создавали своеобразный видеоряд о нашем городе. Возможно, скульптурные композиции будут перенесены в другое место
В 2014 году в связи с продажей участка дискуссия о месте, на которое будут перенесены скульптуры, продолжилась, так, среди возможных площадок назывались сквер семейного отдыха 19 квартала, территория перед краеведческим музеем, Парк Победы др.Осенью 2014 года в московском Музее архитектуры им. Щусева в рамках посвященной Тольятти выставки была представлена копия памятника пароходу из серии "История транспорта" в уменьшенном масштабе.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Пра́вило трете́й — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне.
Детская горка — сооружение с гладким наклонным спуском и лесенкой, позволяющей забираться на верхнюю площадку и скатываться вниз. Предназначено для развлечения и спортивного развития детей, устанавливается на детских площадках, в парках и других местах детского отдыха.
«
Пять отправных точек архитектуры » Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ...
«Контурное строительство » (англ. Contour Crafting) — инновационная технология в строительстве, позволяющая без ущерба для эксплуатационных качеств конечной продукции автоматизировать самый трудоемкий этап строительства — возведение несущих и ограждающих конструкций, и в потенциале прокладку инженерных сетей, отделочные работы.
Вышка-тура — передвижная сборно-разборная металлоконструкция башенного типа (башенные строительные леса), применяемая для работ на высоте. Строительные вышки-туры, как правило, имеют колеса с опорными винтами и отличаются большой степенью нагрузки, которую они могут выдержать. Преимущество этих конструкций заключается в мобильности и относительно легкой массой, поэтому их легко передвигать с места на место.
Подробнее: Тура (строительная)
Целостная реконструкция (архитектурных памятников ) — это воссоздание утраченного памятника архитектуры и его прежнего облика на том месте, где оно находилось до разрушения, на основе исследований сохранившихся данных (упоминания в письменных источниках, изображения, сохранившиеся аналогичные объекты, археологические находки, обмеры и пр.) с использованием знаний старых строительных приемов.
«Географический» эксперимент Кулешова — при правильной организации действий актёров в соседних кадрах, после монтажа, действия героев воспринимаются зрителем как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве. Описан Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, а также в более ранних его статьях.
Вела́риум , или вела́рий (лат. vēlārium; мн. ч. vēlāria) — тент или навес, которым в Древнем Риме прикрывали сверху театр или амфитеатр для предохранения зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.
Пропорция в архитектуре — отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность (см. Гармоническая пропорция). Архитектурные пропорции определяются как художественным замыслом, так и конструктивно-техническими требованиями.
Сенсорама (англ. Sensorama) — устройство, являющееся одним из наиболее ранних примеров применения технологии мультисенсорного (мультимодального) погружения; первый в мире виртуальный симулятор.
Транзи ́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.
Клауд-Гейт (англ. Cloud Gate; в переводе на рус. Облачные врата, иногда рус. Облачные ворота) — общественная скульптура, расположенная на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в деловом квартале Чикаго Луп города Чикаго, штат Иллинойс. Автор скульптуры — британский скульптор и художник Аниш Капур.
«Жезл ветра » (англ. Wind Wand) — кинетическая скульптура, созданная в городах Новой Зеландии и Лондоне.
«Суперламбанана » (англ. Superlambanana) — ярко-жёлтая уличная скульптура в виде гибрида банана и ягнёнка, находящаяся в Ливерпуле. Вес скульптуры составляет 8 тонн; высота — 5,18 м (17 футов). Автором является американский художник японского происхождения Таро Чизо. Произведение воплощает символ предостережения об опасности генной инженерии, а также отражает историческое прошлое Ливерпуля: ранее суда, останавливавшиеся в городских доках, чаще всего перевозили овечью шерсть и бананы. Согласно авторской...
Колоннадный мост (словацк. Kolonádový most, также Стеклянный мост/Sklený most) — национальный культурный памятник, расположен в городе Пьештяны над рекой Ваг. Архитектор Эмиль Беллуш. Мост считается апогеем архитектурного функционализма в Словакии. Самый длинный крытый мост на территории Словакии.
Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871—1914 годов, отличалась многообразием стилей — от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг...
Архитекту́ра Санкт-Петербурга , в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
«Синий мустанг » (также «Голубой мустанг», англ. Blue Mustang) — одна из работ скульптора Луиса Хименеса, известная местным жителям под названием «Блюцифер» (Blucifer).Представляет собой монолитную скульптуру мустанга ярко-синего цвета со светящимися ночью красными глазами, выполненную из стекловолокна, установленную в международном аэропорту Денвера 11 февраля 2008 года.
Другое место (англ. Another Place) — современная ландшафтная инсталляция, представляющая собой сто чугунных скульптур высотой в человеческий рост и весом 650 килограммов каждая. Создана Энтони Гормли и установлена на пляжах Кросби к северу от Ливерпуля, Англия в 2006 году.
Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), также Фонтан Тэнгли — фонтан на площади Игоря Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже. Он был создан супругами архитектором Жаном Тэнгли и художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982—1983 годах.
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».
Общая
краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка (польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии, которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова, а также одним из...
Пальма Мерцалова — выкованное из рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным изображение пальмы, награждённое на Парижской международной промышленной выставке 1900 года премией Гран-при. Изображена на гербе Донецкой области. Существует проект по установлению копий пальмы Мерцалова в столицах ведущих государств мира.
Кинетическая архитектура — это такое направление архитектуры, в котором здания сконструированы таким образом, что их части могут двигаться относительно друг друга, не нарушая общую целостность структуры. По-другому кинетическую архитектуру называют динамической, и относят к направлению архитектуры будущего.
Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхейма. Расположен на берегу реки Нервьон.
Кочующий музей (Nomadic Museum) — временное сооружение для демонстрации выставки фотографий и фильмов Грегори Кольбера Пепел и снег (Ashes and Snow). Первый Кочующий музей с выставкой «Пепел и снег» открылся в городе Нью-Йорке в марте 2005 г. Музей побывал в 2006 г. в Санта-Монике, штат Калифорния, в 2007 г. в Токио и в 2008 г. в Мехико.
Небоскрёб — очень высокое здание с несущим стальным или железобетонным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка».
Сталинская реконструкция Москвы — крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы. В 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение...
Государственный
технический музей Мекленбурга-Передней Померании (нем: Das Technische Landesmuseum Mecklenburg-Vorpommern ) был основан в 1961 году в Шверине как Политехнический Музей и был расположен в Шверинском замке . Сегодня продолжает своё существование и деятельность в Висмаре как PhanTECHNIKUM .
Автором скульптурного фонтана
Рыбак или Несчастный рыбак, расположенного в столице Сербии Белграде в центре кольцевого сквера в парке Большой Калемегдан является выдающийся сербский скульптор Симеон Роксандич. Скульптура была сделана в Мюнхенской и Римской мастерских художника в 1906 году, во время его годичного отъезда из Крагуевацкой гимназии, в которой он вел уроки рисования. Впервые скульптура была представлена публике на LXXII Международной художественной выставке в Риме в 1907 году. Установленный...
Великий Сибирский путь — Транссибирская железнодорожная магистраль — панорамная картина длиной 942 метра, написанная в 1894-1903 годах художником Павлом Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Создана на базе многочисленных путевых эскизов и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Подробнее: Панорама Транссибирской железной дороги
Фримонтский тролль (англ. The Fremont Troll) — крупная скульптура во Фримонте, одном из районов города Сиэтла, США, располагающаяся под мостом памяти Джорджа Вашингтона (англ. George Washington Memorial Bridge).
Дворец итальянской цивилизации (итал. Palazzo della Civiltà Italiana), также Дворец цивилизации труда (Palazzo della Civiltà del Lavoro) или Квадратный Колизей (Colosseo Quadrato) — одно из наиболее примечательных архитектурных сооружений итальянского фашизма.
Нижний Новгород имеет длинную историю существования, богатую различными событиями. Умеренный континентальный климат и удачное географическое расположение на слиянии двух крупных рек России (Оки и Волги) и, как следствие, на пересечении торговых путей, определили постоянное развитие и рост населения города. На протяжении всей своей истории Нижний Новгород был одним из крупнейших транспортных, экономических и культурных центров России. Нижегородцы внесли весомый вклад в развитие различных сфер жизнедеятельности...
Подробнее: Достопримечательности Нижнего Новгорода
Вроцлавский крытый рынок (польск. Hala Targowa, нем. Markthalle № 1) — находится в одном из старых районов Вроцлава на перекрёстке Песчаной улицы (польск. ul. Piaskowa, бывшая нем. Sandstraße) у пересечения с площадью Нанкера (польск. pl. Nankiera, нем. Ritterplatz) и улицей Св. Духа (польск. ul. św. Ducha, нем. Heiliggeiststraße) в непосредственной близости от рынка (центр города) (польск. Rynek), острова Песок (польск. wyspa Piasek) и Песочного моста.
Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в Шпандауском предместье в берлинском районе Митте — самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии. С 1972 года находятся под защитой государства как памятник архитектуры.
Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте.
Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается...
Панорамная живопись — вид изобразительного искусства, раскрываюobq широкий, всеобъемлющий взгляд на определенный предмет, часто пейзаж , военную битву или историческое событие. Он стал особенно популярным в 19 веке в Европе и Соединенных Штатах, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтической поэзии. Некоторые из произведении дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение.
«Символ птицы » (фр. Personnage Oiseaux) — одна из самых больших работ Жоана Миро в США и его единственная монументальная мозаичная работа.
Дорога на столбах или Эльмановская дорожка на столбах — первый монорельс в мире. Появился в России в 1820 году (по другим сведениям — в 1836 году).
Выражение architecture parlante («
говорящая архитектура ») относится к зданиям, демонстрирующим свою функцию или сущность.
«Круговой пёс » (швед. rondellhund) — название уличных скульптур, появившихся в Швеции осенью 2006 года. Самодельные скульптуры из дерева, пластика или металла принадлежат анонимным авторам и с 2006 года устанавливаются на круговых перекрёстках в разных местах Швеции, а позже и за пределами страны. После упоминания на испанском телевидении, скульптуры начали устанавливаться и в Испании. Шведская газета «Экспресс» установила такую скульптуру на площади Пикадилли в Лондоне.
Рука Пунта-дель-Эсте (исп. Mano de Punta del Este), также известная как Пальцы (Los Dedos), Рука (La Mano), Монумент утопающему (Monumento al ahogado) и Рождение человека (Hombre emergiendo a la vida) — скульптура на пляже города Пунта-дель-Эсте (департамент Мальдонадо в Уругвае). Одна из туристических достопримечательностей города.
«Пе́рмские воро́та » — художественный проект Николая Полисского, созданный в 2011 году для Пермского музея современного искусства PERMM. Находится у центрального железнодорожного вокзала Перми — Пермь II, в сквере 250-летия Перми («Парке камней»).
Ба́шня-толсту́шка (нем. Trudelturm) — двадцатиметровая башня, расположенная в районе Берлина Адлерсхоф. Ранее использовалась как лаборатория при аэропорте Йоханнисталь, в настоящее время сохраняется как памятник промышленной архитектуры в составе Аэродинамического парка.