Цитаты со словом «философия»
Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над
философией.
Истинная
философия состоит не в том, чтобы попирать ногами славу, а в том, чтобы не ставить в зависимость от нее своего счастья, даже оказавшись достойным ее.
Философия излечивает от слабостей сердца, но никогда не исцеляет от недугов ума.
Моя
философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
Смерть — вдохновляющая муза
философии: без нее
философия вряд ли бы даже существовала.
Сообразовать
философию с видами властей и делать ее орудием для добывания денег и должностей, по-моему, все равно, что причащаться с целью утолить голод и жажду.
Истинная
философия скорее старается разрешать, чем отрицать.
Одна и та же
философия — норовистая лошадь в стойле, но дохлая кляча в пути.
Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа
философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.
Философия, которая борется с алчностью, гораздо лучше
философии, которая разрабатывает законы об охране собственности.
Философия неотделима от холодности. Кто не может быть достаточно жесток по отношению к собственному чувству, не должен философствовать.
Философия в поэзии все равно что серебро в колокольном сплаве.
В начале всяческой
философии лежит удивление.
Философия нисколько не ополчается против страстей естественных, лишь бы они знали меру, и она проповедует умеренность в них, а не бегство от них.
Наука — то, что мы знаем,
философия — то, чего мы не знаем.
Предрассудки, которые принято именовать «политической
философией», полезны, но при условии, что их не будут называть «
философией».
Смысл
философии в том, чтобы начать с самого очевидного, а закончить самым парадоксальным.
Философия — это приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи.
Заставить силой учить
философию - это плохо: это удел плохих людей.
Какова твоя цель в
философии? — Показать мухе выход из мухоловки. (309)
Философия утверждает лишь то, что признает каждый. (599)
Я единственный профессор
философии, который никогда ни слова не читал у Аристотеля.
Философия Linux — «смейся в лицо опасностям». Упс. Не то. «Делай это сам». Да, именно так.
Вся моя жизненная
философия в том, что я не забочусь о внешних проявлениях. То, что я хочу сказать, намного важнее длины моих ресниц.
Для меня
философия — нечто имеющее отношение к сверхчувствивтельной реальности и смыслу жизни. («Свихнувшееся время»)
...Вряд ли можно продвинуться в современной атомной физике, не зная греческой
философии.
Конечная цель всякой вещи — та, которую имел в виду ее первый создатель и двигатель. Но первый устроитель и двигатель вселенной — ум, как будет показано ниже. Следовательно, конечной целью вселенной должно быть благо ума. Но благо ума — это истина. Следовательно, истина должна быть конечной целью всей вселенной; и мудрость должна быть устремлена в первую очередь к ее рассмотрению. Именно поэтому божественная Мудрость, облекшаяся плотью, свидетельствует, что она пришла в мир, дабы явить истину, как сказано у Иоанна: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин., 18:37). Но и Философ определяет первую
философию как «знание истины»; не любой истины, но той, которая есть источник всякой истины, то есть относится к первоначалу бытия всех вещей; поэтому и истина его есть начало всякой истины, ибо расположение вещей в истине такое же, как и в бытии.
Те, которые надеются стать философами путем изучения истории
философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же как и поэтами, и притом гораздо реже.
Теология всегда заключает в себе какую-то
философию, она есть
философия, легализованная религиозным коллективом… Против свободы философского познания восстают именно философские элементы теологии, принявшие догматическую форму.
В
философии есть профетический элемент… Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира, но и изменения, улучшения, перерождения мира. Иначе и быть не может, если
философия есть прежде всего учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе.
Познание философа неизбежно учит о путях осуществления смысла. Философы иногда опускались до грубого эмпиризма и материализма, но настоящему философу свойствен вкус к потустороннему, к трансцендированию за пределы мира, он не довольствуется посюсторонним.
Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла, к миру потустороннему.
Философия может иметь очищающее значение для религии, может освобождать её от сращённости с элементами не религиозного характера, не связанными с откровением, элементами социального происхождения, закрепляющими отсталые формы знания, как и отсталые формы социальные.
Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки.
Человек не устраним из
философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие.
Откровение Бога и мира невидимых вещей не есть ещё их познание. Познание исходит от человека. Человек познает откровение Бога и невидимого мира. Откровение дает реальности, факты мистического порядка. Но познавательное отношение человека к этим реальностям и фактам не есть самое откровение. Это уже есть та или иная
философия.
Дух не только не есть объективная реальность, но не есть бытие как рациональная категория. Духа нигде нет, как реального предмета, и никогда нет.
Философия духа должна быть не
философией бытия, не онтологией, а
философией существования. Дух есть реальность не только иная, чем реальность природного духа, чем реальность объектов, но есть реальность совсем в другом смысле. Применяя терминологию Канта, можно сказать, что реальность духа есть реальность свободы, а не реальность природы. Дух никогда не есть объект, и реальность духа не есть реальность объекта. В так называемом объективном мире нет такой природы, такой вещи, такой объективной реальности, которую мы могли бы назвать духом. И потому-то так легко отрицать реальность духа. Бог есть дух и потому не есть объект. Бог есть субъект.
Вера есть внутренний духовный опыт и духовная жизнь, есть возрождение души, и она не может порабощать
философию, она может лишь питать её. Но в борьбе против религии авторитета, сжигавшей на костре за дерзновение познания,
философия отпала от веры, как внутреннего просветления познания.
В новое время, начиная с Декарта, христианство входит внутрь человеческой мысли и меняет проблематику. В центре становится человек, что есть результат совершенного христианством переворота. Греческая
философия по основной своей тенденции направлена на объект, она объективная
философия. Новая
философия направлена на субъект, что есть результат совершенного христианством освобождения человека от власти природного мира объектов. Раскрывается проблема свободы, которая была закрыта для греческой
философии.
Похожие цитаты:
Самое название имманентная философия намекает на то, что представители этого направления отрицают возможность трансцендентного знания.
История – наука духа, а потому важнее для человека формальных наук.
Самое безумное философское учение — материализм.
До сих пор в России не было самостоятельной истории философии, не было преемственного ряда философских миросозерцаний, развивавшихся друг из друга так, как это было в древней Греции или в Германии.
«Мистика есть духовный путь и высшие достижения на этом пути. Но есть также мистика умозрительная, которая есть прежде всего познание.»
Философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой ценностью, в философии не может быть ничего достойного, кроме того, что требуется от неё для божественной мудрости. А всё остальное ошибочно и пусто.
Одна только истина составляет жизнь слова, науки, искусства.
Иными словами, во всех сферах современной жизни, если только — систематически, исторически или философски — мы входим в суть дела, мы наталкиваемся на духовные структуры, восходящие к античности или христианству.
Слово
арьяны применимо по отношению к людям, знающим, в чем ценность жизни и обладющим культурой, основанной на духовном познании.
Философия не признаёт иного счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не признает никакой философии, кроме себя; таким образом, и философ счастлив, и счастливец считает себя философом.
Христианство сделало нас духовными варварами, наука — интеллектуальными.
Отвлёченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных.
Сомнение есть такая же основная добродетель философии, как вера есть богословская добродетель.
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.
Сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи.
Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.
Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства.
Национализм есть положительное благо и ценность, как творческое утверждение, раскрытие и развитие индивидуального народного бытия.
Мифология умерла вместе с развитием науки.
Позитивизм — это философская технократия.
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.
Великий художник — это явление, стоящее над временем. Его современность обусловлена всего лишь его языком, а не его проблематикой.
Религия одного века — художественная литература другого.
Знание, которое более всего необходимо для человеческой жизни, — это познание самого себя.
Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.
Между литературоведением и археологией есть нечто общее.
Между наукой и жизнью существует теснейшая, неразрывная, ни для одной из них нимало не унизительная связь:чем более наука служит жизни, тем более жизнь обогащает науку.
Буддизм - это религия спасения интеллектуалов.
Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов.
Химия сама создаёт свой объект. Эта творческая способность, сходная с творческой силой искусства, существенным образом отличает её от естественных и исторических наук.
Целью экономической теории является замена противоречивых принципов популярного эклектизма последовательной корректной идеологией.
…экономисты в своих эмпирических исследованиях обязаны опираться на факты. Но многие, особенно лучшие экономисты, любят теоретизировать, оперировать абстрактными категориями.
...Почти каждый новый шаг в развитии естествознания достигается ценой отказа от чего-либо предшествующего... Таким образом, по мере расширения знаний у ученых в известной степени уменьшаются притязания на полное «познание» мира.
Гораздо важнее нравственное или воспитательное значение истории, выработка своего национального миросозерцания, вне которого немыслимо верное понимание отечественных интересов и целесообразное служение им.
Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.
Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей.
Религия есть не что иное, как искусство занимать ограниченный ум человека предметом, которого он не в состоянии понять.