Неточные совпадения
— П’очти все формы психических з-заболеваний объясняются насилием над
волей людей, — объяснял он Самгину. — Су-уществующий строй создает людей гипертрофированной или атрофированной
воли. Только социализм может установить свободное и нормальное выявление волевой
энергии.
В них продолжали жить черты гуляевского характера — выдержка, сила
воли,
энергия, неизменная преданность старой вере, — одним словом, все то, что давало им право на название крепких людей.
В общественной жизни все ведь — в силе, в
энергии духа, в характере людей и обществ, в их
воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Идея святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе и нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его нравственную
энергию, парализовала его человеческую
волю и мешала его восхождению.
Будущее великого народа зависит от него самого, от его
воли и
энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического сознания.
Германский народ долгое время внутренне накоплял свою
энергию, напрягал свою мысль и
волю, чтобы потом явить миру манифестацию и материальной своей силы.
Но истинное народное самоуправление, как выявление организованной человеческой
энергии, как обнаружение народного характера, предполагает самодисциплину и самовоспитание личности и народа, закал
воли.
Может, Бенкендорф и не сделал всего зла, которое мог сделать, будучи начальником этой страшной полиции, стоящей вне закона и над законом, имевшей право мешаться во все, — я готов этому верить, особенно вспоминая пресное выражение его лица, — но и добра он не сделал, на это у него недоставало
энергии,
воли, сердца. Робость сказать слово в защиту гонимых стоит всякого преступления на службе такому холодному, беспощадному человеку, как Николай.
А Жадов сам признается, что у него
воли нет,
энергии недостает…
Будь это люди нормальные, с свободной
волей и хоть с некоторой
энергией, — ничто не могло бы разлучить их, или по крайней мере разлука эта не обошлась бы без тяжелой и страшной борьбы.
Перемена заметна была, впрочем, только в наружности двух рыбаков: взглянув на румяное, улыбающееся лицо Василия, можно было тотчас же догадаться, что веселый, беспечный нрав его остался все тот же; смуглое, нахмуренное лицо старшего брата, уподоблявшее его цыгану, которого только что обманули, его черные глаза, смотревшие исподлобья, ясно обличали тот же мрачно настроенный, несообщительный нрав; суровая
энергия, отличавшая его еще в юности, но которая с летами угомонилась и приняла характер более сосредоточенный, сообщала наружности Петра выражение какого-то грубого могущества, смешанного с упрямой, непоколебимой
волей; с первого взгляда становилось понятным то влияние, которое производил Петр на всех товарищей по ремеслу и особенно на младшего брата, которым управлял он по произволу.
— Для него жизнь — борьба за расширение знаний, борьба за подчинение таинственных
энергий природы человеческой
воле, все люди должны быть равносильно вооружены для этой борьбы, в конце которой нас ожидает свобода и торжество разума — самой могучей из всех сил и единственной силы мира, сознательно действующей. А для нее жизнь была мучительным приношением человека в жертву неведомому, подчинением разума той
воле, законы и цели которой знает только священник.
Таково, например, изображение в бесчисленном множестве повестей людей, ставших по развитию выше окружающей их среды, но лишенных
энергии,
воли и погибающих в бездействии.
Игнатий Долинский неспособен был разбудить в своей безответно доброй жене ни смелости, ни
воли, ни
энергии.
В самом деле — во всей истории Петра мы видим, что с каждым годом прибавляется у него масса знаний, опытность и зрелость мысли, расширяется круг зрения, сознательнее проявляется определенная цель действий; но что касается
энергии его
воли, решимости характера, мы находим их уже почти вполне сложившимися с самого начала его юношеских действий.
Полканов наслаждался растительной жизнью, со дня на день откладывая решение приняться за работу. Иногда ему становилось скучно, он укорял себя в бездеятельности, недостатке
воли, но всё это не возбуждало у него желания работать, и он объяснял себе свою лень стремлением организма к накоплению
энергии. По утрам, просыпаясь после здорового, крепкого сна, он, с наслажденном потягиваясь, отмечал, как упруги его мускулы, эластична кожа, как свободно и глубоко дышат лёгкие.
Бродяга спал, а мои мысли не давали мне покоя. Я забыл о том, что привело его в тюрьму и ссылку, что пережил он, что сделал в то время, когда «перестал слушаться родителей». Я видел в нем только молодую жизнь, полную
энергии и силы, страстно рвущуюся на
волю… Куда?
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая война; журнал Горького «Летопись», в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы, духовная
энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и
волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного отношения к жизни.
На Западе труд — выражение коллективной
воли людей к созданию таких форм бытия, которые имеют целью — бесконечно расширяя область приложения
энергии человека в борьбе с природой, — поработить силы природы интересам и
воле человека.
В тихих глазах светился ум, улыбка дышала кротостию, и только одни характерные углы губ давали чувствовать, что в случае надобности у этого человека найдется достаточно
энергии, мужества, силы
воли и твердости характера.
Да, я еще не знаю, куда вы обратите вашу
волю, на что вы захотите истратить вашу
энергию, в неистощимости которой я убеждаюсь с каждым новым днем, к каким замыслам и целям приведет вас или уже привел ваш опыт и ум, — но одно для меня несомненно: это будут огромные дела, это будут великие цели.
Эта свобода не есть свобода
воли, как свобода безразличия, не есть свобода
воли в школьном смысле, она глубже, связана с целостным существованием человека, она есть свобода духа, творческая духовная
энергия.
Парадоксально то, что направления, обнаружившие максимальную силу и
энергию, напр., кальвинизм или марксизм, совсем отрицают свободу
воли.
Это всегда означает нетворческое направление
воли, не дающее, а требующее, не творческое, а похотливое, не излучающее
энергии, а поглощающее ее.
Обнаружение силы и
энергии совсем не предполагает исповедание учения о свободе
воли.
Нужно освобождать «свободу
воли», которая нередко порабощала человека, т. е. сообщать ей благодатную
энергию.
Творчество есть благодатная
энергия, делающая свободную
волю свободной, свободной от страха, от закона, от рефлексии и раздвоения.
Ясно, как из неорганической материи зарождается через приспособление органическое; ясно, как физические
энергии переходят в чувства,
волю, мысль, и всё это известно не только гимназистам, но и деревенским школьникам.
Его обритое лицо с некрасивыми, вульгарными чертами сначала поражало отсутствием какого-либо оживления, но за этим беспристрастно-холодным выражением сказывались железная
воля и несокрушимая
энергия.
В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую
энергию и необыкновенное развитие
воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына. Не перешли ли эти и другие особенности к А. В. Суворову от матери, в каком смысле влияла она на развитие их в своем сыне, сознательно или бессознательно, отрицательным образом или положительным?
После первых дней радостной встречи с отцом и матерью, когда были исчерпаны все привезенные дочерью петербургские новости, исключая, конечно, уличного знакомства с Софьей Антоновной и неудачного вечера у полковницы Усовой, словом, когда домашняя жизнь в селе Отрадном вошла в свою колею и Ольга Ивановна волей-неволей оставалась часто наедине сама с собою, на прогулке в саду и в лесу, мысль ее заработала с усиленной
энергией, вращаясь, конечно, на интересовавших ее лицах: Наде Алфимовой и графе Вельском.
«Неужели в самом деле так понапрасну погублены все силы:
энергия, сила
воли, гениальность (он никогда никого не считал выше себя по душевным качествам) погублены задаром!» Он вспомнил недавно, уже по дороге в Сибирь, полученное им письмо от матери Светлогуба, упрекавшей его по-женски, глупо, как он думал, за то, что он погубил ее сына, увлекши в террористическую партию.