Неточные совпадения
Долго боролся,
противилсяГосподу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.
— Еду мимо, вижу — ты подъехал. Вот что: как думаешь — если выпустить сборник о Толстом, а? У меня есть кое-какие знакомства в литературе. Может — и ты попробуешь написать что-нибудь? Почти шесть десятков лет работал
человек, приобрел всемирную славу, а — покоя душе не мог заработать. Тема! Проповедовал: не
противьтесь злому насилием, закричал: «Не могу молчать», — что это значит, а? Хотел молчать, но — не мог? Но — почему не мог?
Но почему-то в нем, и даже уже давно, основалось убеждение, что этот старый развратитель, дышащий теперь на ладан, может быть, вовсе не будет в настоящую минуту
противиться, если Грушенька устроит как-нибудь свою жизнь честно и выйдет за «благонадежного
человека» замуж.
Вот в эти-то мгновения он и любил, чтобы подле, поблизости, пожалуй хоть и не в той комнате, а во флигеле, был такой
человек, преданный, твердый, совсем не такой, как он, не развратный, который хотя бы все это совершающееся беспутство и видел и знал все тайны, но все же из преданности допускал бы это все, не
противился, главное — не укорял и ничем бы не грозил, ни в сем веке, ни в будущем; а в случае нужды так бы и защитил его, — от кого?
Была и еще одна причина в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет
противиться женитьбе — мать в этом случае представительница света, — а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею зависимостью от нее. Для
людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».
Если
человек перестанет
противиться злу насилием, т. е. перестанет следовать закону этого мира, то будет непосредственное вмешательство Бога, то вступит в свои права божественная природа.
Говорили, — зачем Островский вывел представителем честных стремлений такого плохого господина, как Жадов; сердились даже на то, что взяточники у Островского так пошлы и наивны, и выражали мнение, что «гораздо лучше было бы выставить на суд публичный тех
людей, которые обдуманно и ловко созидают, развивают, поддерживают взяточничество, холопское начало и со всей энергией
противятся всем, чем могут, проведению в государственный и общественный организм свежих элементов».
Но на место смененных надо же кого-нибудь определить; следовательно, Торцов имеет вообще нужду в
людях и, следовательно, хоть вследствие своего консерватизма не будет зря гонять тех, которые ему не
противятся, а угождают.
Он верит теперь, что царство бога наступит тогда, когда
люди будут исполнять 5 заповедей Христа, именно: 1) жить в мире со всеми
людьми; 2) вести чистую жизнь; 3) не клясться; 4) никогда не
противиться злу и 5) отказываться от народных различий».
На моих глазах, как я говорил, по случаю моей книги, в продолжение многих лет учение Христа и его собственные слова о непротивлении злу были предметом насмешек, балаганных шуток и церковники не только не
противились этому, но поощряли это кощунство; но попробуйте сказать непочтительное слово о безобразном идоле, кощунственно развозимом по Москве пьяными
людьми под именем Иверской, и поднимется стон негодования этих самых православных церковников.
Вопрос о противлении или непротивлении злу насилием возник тогда, когда появилась первая борьба между
людьми, так как всякая борьба есть не что иное, как противление насилием тому, что каждый из борющихся считает злом. Но
люди до Христа не видали того, что противление насилием тому, что каждый считает злом, только потому, что он считает злом то, что другой считает добром, есть только один из способов разрешения борьбы, а что другой способ состоит в том, чтобы вовсе не
противиться злу насилием.
Но один ли, или тысячи
людей, твердо решивших не
противиться злу злом, всё равно среди просвещенных ли, или среди диких ближних, гораздо больше безопасны от насилия, чем те, которые полагаются на насилие.
Вопрос ведь состоит в том: каким образом разрешать столкновения
людей, когда одни
люди считают злом то, что другие считают добром, и наоборот? И потому считать, что зло есть то, что я считаю злом, несмотря на то, что противник мой считает это добром, не есть ответ. Ответов может быть только два: или тот, чтобы найти верный и неоспоримый критериум того, что есть зло, или тот, чтобы не
противиться злу насилием.
Отв. — Конечно, нет. Он не может принимать никакого участия в войне или воинских приготовлениях. Он не может употреблять смертоносного оружия. Он не может
противиться обиде обидой, всё равно один ли он, или вместе с другими, сам или через других
людей.
Но чем дальше жили
люди, чем сложнее становились их отношения, тем более становилось очевидным, что
противиться насилием тому, что каждым считается злом, — неразумно, что борьба от этого не уменьшается и что никакие людские определения не могут сделать того, чтобы то, что считается злом одними
людьми, считалось бы таковым и другими.
Всякая новая истина, изменяющая склад человеческой жизни и двигающая вперед человечество, воспринимается сначала только самым малым количеством
людей, понимающих ее внутренним путем. Остальные же
люди, принявшие по доверию предшествующую истину, ту, на которой основан существующий строй, всегда
противятся распространению новой истины.
Так точно и нельзя сказать с тех пор, как учение Христа стало известно
людям: буду жить, как я жил прежде, не решая вопроса о противлении или непротивлении злу насилием. Надо неизбежно при возникновении каждой борьбы решить:
противиться или не
противиться насилием тому, что я считаю злом, насилием.
«Не заботясь о завтрашнем дне, — о том, что есть, и что пить, и во что одеться; не защищая свою жизнь, не
противясь злу насилием, отдавая свою жизнь за други своя и соблюдая полное целомудрие,
человек и человеческий род не могут существовать», — думают и говорят они.
Уже во времена появления христианства, в том месте, где оно появилось, в Римской империи для большого числа
людей было ясно, что то, что Нероном и Калигулой считается злом, которому надо
противиться насилием, не может считаться злом другими
людьми.
И тогда-то и было проповедуемо Христом его учение, состоящее не в том только, что не надо
противиться злу насилием, а учение о новом понимании жизни, частью или, скорее, приложением которого к общественной жизни и было учение о средстве уничтожения борьбы между всеми
людьми не тем, чтобы обязать только одну часть
людей без борьбы покоряться тому, что известными авторитетами будет предписано им, а тем, чтобы никому, следовательно и тем (и преимущественно тем), которые властвуют, не употреблять насилия ни против кого ни в каком случае.
«Толстой пришел к убеждению, что мир был грубо обманут, когда
людей уверили, что учение Христа «не
противься злу или злом» совместимо с войной, судами, смертною казнью, разводами, клятвой, народными пристрастиями и вообще с большинством учреждений гражданской и общественной жизни.
Но
люди не были готовы для принятия решения, данного Христом, и прежнее средство определения зла, которому надо
противиться посредством установления обязательных для всех законов, приводившихся в исполнение силою, продолжало прилагаться.
Живет спокойно такой
человек: вдруг к нему приходят
люди и говорят ему: во-1-х, обещайся и поклянись нам, что ты будешь рабски повиноваться нам во всем том, что мы предпишем тебе, и будешь считать несомненной истиной и подчиняться всему тому, что мы придумаем, решим и назовем законом; во-вторых, отдай часть твоих трудов в наше распоряжение; мы будем употреблять эти деньги на то, чтобы держать тебя в рабстве и помешать тебе
противиться насилием нашим распоряжениям; в-3-х, избирай и сам избирайся в мнимые участники правительства, зная при этом, что управление будет происходить совершенно независимо от тех глупых речей, которые ты будешь произносить с подобными тебе, и будет происходить по нашей воле, по воле тех, в руках кого войско; в-четвертых, в известное время являйся в суд и участвуй во всех тех бессмысленных жестокостях, которые мы совершаем над заблудшими и развращенными нами же
людьми, под видом тюремных заключений, изгнаний, одиночных заключений и казней.
«Судите сами, справедливо ли повиноваться
человеку более, чем богу», — сказали Петр и Иоанн. И точно так же всякий
человек, желающий быть христианином, должен относиться к требованиям идти на войну, когда Христос сказал ему: «Не
противься злу насилием».
Можно находить, что ответ, данный Христом, неправилен; можно выставить на место его другой, лучший, найдя такой критериум, который для всех несомненно и одновременно определял бы зло; можно просто не сознавать сущности вопроса, как не сознают этого дикие народы, но нельзя, как это делают ученые критики христианского учения, делать вид, что вопроса никакого вовсе и не существует или что признание за известными лицами или собраниями
людей (тем менее, когда эти
люди мы сами) права определять зло и
противиться ему насилием разрешает вопрос; тогда как мы все знаем, что такое признание нисколько не разрешает вопроса, так как всегда есть
люди, не признающие за известными
людьми или собраниями этого права.
По учению Христа, добрые — это те, которые смиряются, терпят, не
противятся злу насилием, прощают обиды, любят врагов; злые — это те, которые величаются, властвуют, борются и насилуют
людей, и потому, по учению Христа, нет сомнения о том, где добрые среди властвующих или покоряющихся и где злые среди покоряющихся или властвующих.
Несравненно безопаснее поступать справедливо, чем несправедливо; сносить обиду, чем
противиться ей насилием, — безопаснее даже в отношении к настоящей жизни. Если бы все
люди не
противились злу злом, наш мир был бы блажен.
Молодой
человек не умел притворяться и притом так был влюблен, что не мог
противиться ласковому взгляду или слову обожаемой красавицы; когда Софья Николавна потребовала полной откровенности, он высказал ей всю подноготную без утайки, и, кажется, эта откровенность окончательно решила дело в его пользу.
Я начинаю себя презирать; да, хуже всего, непонятнее всего, что у меня совесть покойна; я нанесла страшный удар
человеку, которого вся жизнь посвящена мне, которого я люблю; и я сознаю себя только несчастной; мне кажется, было бы легче, если б я поняла себя преступной, — о, тогда бы я бросилась к его ногам, я обвила бы моими руками его колени, я раскаянием своим загладила бы все: раскаяние выводит все пятна на душе; он так нежен, он не мог бы
противиться, он меня бы простил, и мы, выстрадавши друг друга, были бы еще счастливее.
— Не миновать.
Человек слаб, женщина сильна, случай всесилен, примириться с бесцветною жизнью трудно, вполне себя позабыть невозможно… А тут красота и участие, тут теплота и свет, — где же
противиться? И побежишь, как ребенок к няньке. Ну, а потом, конечно, холод, и мрак, и пустота… как следует.
При мысли, что Дюрок прикладывает руку к ее груди, у меня самого сильно забилось сердце. Вся история, отдельные черты которой постепенно я узнавал, как бы складывалась на моих глазах из утреннего блеска и ночных тревог, без конца и начала, одной смутной сценой. Впоследствии я узнал женщин и уразумел, что девушка семнадцати лет так же хорошо разбирается в обстоятельствах, поступках
людей, как лошадь в арифметике. Теперь же я думал, что если она так сильно
противится и огорчена, то, вероятно, права.
Я говорил тебе, Ольга: не люби его!.. ты не послушалась, ты, как обыкновенная женщина, прельстилась на золото, красоту и пышные обещания… ты мне не поверила: он обещал тебе счастие — мечту — а я обещал: месть и верную месть: ты выбрала первое; ты смела помыслить, что
люди могут
противиться судьбе; будто бы я уж так давно отвергнут богом, что он захочет мне отказать в первом, последнем, единственном удовольствии!..
Этому выражению нельзя было
противиться;
человек самый грубый и холодный подвергался его волшебному влиянию и, поглядев на Наташу, чувствовал какое-то смягчение в черствой душе своей и с непривычной благосклонностью говорил: «Ну, как хороша дочка у Василья Петровича!» Одна Наташа, не то чтобы не знала, — не знать было невозможно, — но не ценила и не дорожила своей красотой; она до того была к ней равнодушна, что никогда мысль одеться к лицу не приходила ей в голову; наряд ее был небрежный, и она даже не умела одеться.
Пиши! И быти нам Кузьме послушным
И не
противиться ему ни в чем!
На жалованье ратным
людям деньги
Имать у нас у всех беспрекословно!
А недостанет денег — животы;
А животов не станет жен с детями
Имать у нас и отдавать в заклад.
Весь мир олицетворен: каждая река, каждый лес, каждый пригорок — являются вместилищем высших сил, и самые боги являются между
людьми, принимают участие в их действиях, помогают им,
противятся, смешиваются с ними, иногда сами поражаются их героями, полубогами, и над всем этим тяжко властвует непостижимая, неотразимая, грозная сила судьбы…
Человек, как животное,
противится смерти, но благодаря разуму он всегда может заменить это противление не только покорностью, но и согласием.
Зорко следили за ней отец с матерью, но не
противились сближению ее с молодым
человеком.
Эллины хорошо знали, что кратковременное дионисическое безумие способно спасать
людей от настоящего, длительного безумия: кто
противится дионисическим оргиям, учили они, тот сходит с ума. В Афинах существовал особый дионисический праздник, Эоры, который был учрежден с целью исцелить афинских женщин от охватившего их массового помешательства.
С ужасом
человек чувствует над собой власть страшной силы, но
противиться ей нет ни воли, ни даже желания.
— Я жить без нее не могу. Она тоже. Вы ученый
человек, вы поймете, что при таких условиях ваша семейная жизнь невозможна. Эта женщина не ваша. Ну да… Одним словом, я прошу взглянуть на это дело с снисходительной… гуманной точки. Иван Петрович! Поймите же наконец, что я люблю ее, люблю больше себя, больше всего на свете, и
противиться этой любви выше сил моих!
В воле к могуществу действуют центробежные силы в
человеке, обнаруживается неспособность владеть собой и
противиться власти объектного мира.
Противиться этой опасности может только духовное укрепление
человека.
Нужно отдать все свое имущество, отказаться от всех культурных навыков, опроститься, жить трудовою жизнью, не
противиться злу насилием, смиряться, терпеть, и не словами, а собственной жизнью своей проповедывать
людям добро и любовь.
Я часто получаю письма от этого разряда
людей, преимущественно ссыльных. Они знают, что я что-то такое писал о том, что не надо
противиться злу насилием, и большею частью, хоть и безграмотно, но с большим жаром возражают мне, говоря, что на все то, что делают с народом власти и богатые, можно и нужно отвечать только одним: мстить, мстить и мстить.
— Очень может быть! — захихикал сквозь зубы Гронтовский. — Фактически здесь все охотятся, не глядя на запрещение, но раз я с вами встретился, моя обязанность… священный долг предупредить вас. Я
человек зависимый. Если бы лес был мой, то, честное слово Гронтовского, я не
противился бы вашему приятному удовольствию. Но кто виноват, что Гронтовский зависим?
Пара входит на лестницу, другая пара опускается, и в этом беспрестанном приливе и отливе редкая волна, встав упрямо на дыбы,
противится на миг силе ветра, ее стремящей; в этом стаде, которое гонит бич прихоти, редко кто обнаруживает в себе
человека.
— Здесь не место для докладов, — вскричал озлобленный Бирон. — А чем, сударь, назвать, как не бунтовщиками,
людей, которые приходят возмущать удовольствия ее величества и в глазах ее
противиться ее воле. И вы, господин кабинет-министр, заодно с ними!
Грустно, больно было бы мне, да и напрасно объяснять вам, что появление ваше в Петербурге, ваши наружные и душевные совершенства, которым никто не мог бы
противиться, отняли у нас государственного
человека, вырвали краеугольный камень из-под храма, начатого им во имя спасения отечества.
Это рабье самочувствие
противится великой идее Творца о
человеке, в нем сказывается пассивная покорность необходимости, трусливое и слабосильное отречение от свободы во имя спокойствия и безопасности.
Как владельцы луга, умышленно умолчав о том, что совет состоял не в том, чтобы не уничтожать дурную траву, а в том, чтобы уничтожать ее разумным образом, сказали: не будем слушать этого
человека — он безумец, он велит не косить дурных трав, а велит разводить их, — так и на мои слова о том, что, для того чтобы по учению Христа уничтожить зло, надо не
противиться ему насилием, а с корнем уничтожать его любовью, сказали: не будем слушать его, он безумец: он советует не
противиться злу, для того чтобы зло задавило нас.