Неточные совпадения
Он ходил для этой цели по улицам, рассматривал в соборе
церковные древности, выходил иногда в соседние
поля и луга, глядел по нескольку часов на реку и, бродивши в базарный день по рынку, нарочно толкался между бабами и мужиками, чтоб прислушаться к их наречью и всмотреться в их перемешанные типы лиц.
В субботу Илья стоял со стариком на
церковной паперти, рядом с нищими, между двух дверей. Когда отворялась наружная дверь, Илью обдавало морозным воздухом с улицы, у него зябли ноги, и он тихонько топал ими по каменному
полу. Сквозь стёкла двери он видел, как огни свечей, сливаясь в красивые узоры трепетно живых точек золота, освещали металл риз, чёрные головы людей, лики икон, красивую резьбу иконостаса.
Чтобы не приводить частных примеров и показать, до какой степени волшебство и чернокнижие вошло в древней Руси в ряд ординарных, юридически определенных преступлений, — укажем на повальное свидетельство Кошихина: «А бывают мужескому
полу смертные и всякие казни: головы отсекают топором за убийства смертные и за иные злые дела, вешают за убийства ж и за иные злые дела, жгут живого за богохульство, за
церковную татьбу, за содомское дело, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов и пророков и св. отцов.
А смертные казни женскому
полу бывают: за богохульство а за
церковную татьбу, за содомское дело жгут живых, за чаровство и за убийство отсекают головы» — и пр.
— Я прошу вас, Афанасий Иванович, чтобы вы исполнили мою волю, — сказала Пульхерия Ивановна. — Когда я умру, то похороните меня возле
церковной ограды. Платье наденьте на меня серенькое — то, что с небольшими цветочками по коричневому
полю. Атласного платья, что с малиновыми полосками, не надевайте на меня: мертвой уже не нужно платье. На что оно ей? А вам оно пригодится: из него сошьете себе парадный халат на случай, когда приедут гости, то чтобы можно было вам прилично показаться и принять их.
Иной раз, не поняв какое-нибудь слово
церковное, переспросит она — прозвенит мягкий голосок её, и снова тихо, только вьюга крылатая жалобно поёт, ищет отдыха, по
полю летая.
Пестрая ватага из женщин, мужиков и ребят тянулась за околицу движущеюся узорчатою каймою, огибала бесконечное
поле ржи, исчезала потом за косогором, пропадала вовсе и уже спустя немалое время появлялась, как сверкающее пятно, на белевшей вдалеке
церковной паперти.
Кудесник-законодатель перевертывает календарь, вместо
церковных праздников он отмечает иные благоприятные дни для чудес — дни легкие и черные; он создает условия для успешности всех начинаний — и эти условия — иные, чем правовые или нравственные нормы; между тем они так же строго формальны, как эти нормы: так, заговор должен быть произносим с совершенной точностью, так же следует исполнять обряд; зубы у заговаривающего должны быть все целы; передать силу заговора можно только младшему летами; некоторые заговоры нужно произносить под связанными ветвями березки, над следом; другие — натощак, на пороге, в чистом
поле, лицом к востоку, на ущерб луны.
Они вступили наконец за ветхую
церковную ограду в небольшой дворик, за которым не было ни деревца и открывалось одно пустое
поле да поглощенные ночным мраком луга.
Не отвечая словами на вопрос игуменьи, Иван Григорьич с Аграфеной Петровной прежде обряд исполнили. Сотворили пред Манефой уставные метания [Метание — слово греческое, вошедшее в русский
церковный обиход, особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его —
полы своего платья, по
полу постланной.], набожно вполголоса приговаривая...
Он во всем причте пользовался авторитетом по
церковному хозяйству и обыкновенно перед праздниками обметал веником иконостас и собственноручно мыл
пол в алтаре и чистил лампады, и под его же надзором усердные бабы пообещанию вымывали
полы в остальной церкви; он же и «отстреливал голубей», которые прилетали на колокольню и марали колокола; а его дьячиха — престарелая «Аллилуева жена», пекла «благовещенские просвиры», о которых надо сказать два слова в объяснение.
Она дает молитвенное благословение и на еду, и на разную потребу, в частности она принципиально принимает
пол, как это явствует из таинства брака [В «чине исследования венчания» последнее рассматривается как
церковное и человеческое торжество, причем совершенно отсутствуют какие бы то ни было черты брезгливости к
полу и браку как таковому.
И упал в судорогах и корчах на
пол. Пена пошла у него изо рта. А дьякон
церковным напевом громогласно поет из пасхального канона...
Никого из сродников не чаял встретить он на родине, а все-таки хотелось старому служаке хоть разок еще полюбоваться на родные
поля, побродить перед смертью по родным лесам, на
церковном погосте поклониться могилкам родителей, а по времени и самому там лечь.
Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по
полю, бушевала в лесу и на
церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало…
Тогда он поставил фонарик на грудь трупа и принялся работать обеими руками, но фонарик его вдруг полетел, дребезжа, на
пол, а сам он вскрикнул и, отскочив назад, повалил незажженные
церковные подсвечники, которые покатились с шумом и грохотом.
Далеко на
церковной колокольне глухо ударил колокол. Дрожащий звук, полный смутной тайны, тихо пронесся над темными
полями. Потом раздался второй удар, третий, — пробило двенадцать.
В Теркине в последние годы совсем заглохли призывы верующего. Больше пяти лет он не бывал у исповеди. Его чувство отворачивалось от всего
церковного. Духовенства он не любил и не скрывал этого; терпеть не мог встретить рясу и поповскую шапку или шляпу с широкими
полями.
Она не договорила и отошла в вечность. Княжна Варвара упала без чувств на каменный
пол церковного притвора.
Но что касается всех не посвященных в сан бродяг мужского
пола, то недостаток посвящения им нимало мешал, потому что, имея навык к
церковному обиходу, они или добывали себе рукоположение «за рубежом» у единоверных нам славян или в Молдавии и потом были «переправляемы» раскольниками, или же приходили иногда к сим последним с обманом.